ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС Дисциплины «Технологические расчеты, учет и отчетность, 5 лекции
Страница 21 из 22
—выход отжатых осадков и величину потерь сусла при выработке виноматериалов в % к суслу, в том числе для сухих белых и красных, крепких и десертных виноматериалов;
—расход спирта на выработку 1000 дал крепленых виноматериалов, в том числе крепких и десертных.
Пояснительную записку подписывают: руководитель предприятия, главный инженер-винодел, зав. лабораторией, главный бухгалтер, начальник планово-экономического отдела.
При составлении заключительного отчета ориентируются на нормативы потерь и отходов сусла при изготовлении виноматериалов, которые приводятся ниже.
Первичное виноделие виноградных вин
1. Потери винограда при переработке 1% к общей массе винограда, поступившего на переработку.
2. Отходы дрожжей и осадков и безвозвратные потери при брожении сусла, спиртовании и уходе за виноматериалами до 1 января (в % к выходу сусла)
Виноматериалы
|
Прессы непрерывного действия
|
Прессы гидравлические и ручные
|
|
Отходы
|
Потери
|
Отходы
|
Потери
|
Столовые
|
6
|
4
|
4
|
4
|
Крепкие
|
4,5*
|
2,5
|
3,0**
|
3,5
|
Десертные
|
4
|
2
|
2,5
|
2
|
Потери при брожении мезги 6%. * по Туркмении - 5%.
**по Грузии, Армении, Туркмении — 3,5%. По Южному берегу Крыма и Азербайджану — 2,5%.
Примечание. Нормы потерь показаны, включая контракцию при спиртовании.
В связи с внедрением в винодельческое производство новых типов оборудования для переработки винограда, а также при переработке отдельных сортов винограда, нормативы потерь и отходов сусла при выработке виноматериалов могут отличаться по величине.
В настоящее время для определения эффективности работы завода первичного виноделия за основу принят показатель выхода виноматериалов из 1т винограда без влитого спирта, который устанавливает вышестоящая организация в порядке годового планирования и который учитывает факторы, в том числе и ассортиментный план выработки виноматериалов.
1. Инвентаризации подлежат все виноматериалы, вина виноградные и плодово-ягодные, коньяки и коньячные спирты, сусло консервированное, вакуум-сусло, бекмес, сахар, этиловый спирт, спиртовые настои и другие виды продукции винодельческого производства, находящиеся на хранении, выдержке и в процессе обработки; дрожжи жидкие и прессованные, гуща и другие отходы виноделия, а также продукты, полученные из этих отходов; основные и вспомогательные материалы, стационарные и транспортные емкости, стеклотара, ящики и другие виды тары.
2. Инвентаризация проводится по каждому месту хранения и в следующие сроки:
А) этилового спирта — в соответствии с Инструкцией по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта;
Б) виноматериалов, виноградных и плодово-ягодных вин, консервированных соков, бекмеса, вакуум-сусла, сахара, спиртовых настоев, виноградного и плодово-
30
Ягодного спирта-сырца и отходов виноделия — не менее двух раз в год: на
заводах первичного виноделия — по состоянию на 1 августа и 1 декабря, на заводах вторичного виноделия — по состоянию на 1 июня и 1 декабря;
В) коллекционных вин и вин на выдержке — на 1 декабря;
Г) коньячных спиртов (молодых), коньячных виноматериалов, спиртов-сырцов, спиртовых фракций и отходов в цехе дистилляции коньячного производства — на 1 января и на конец сезона перегонки, но не позднее 1 июня;
Д) коньячных спиртов, коньяков, спиртованных и душистых вод, сахара, сиропа и колера в цехах выдержки и купажа коньячных заводов — один раз в год — на 1 декабря;
Е) выдержанных коньячных спиртов на заводах по производству шампанских вин и коньяков на заводах вторичного виноделия — не менее двух раз в год — на 1 июня и 1 декабря;
Ж) вин виноградных и плодово-ягодных, коньяков в цехах розлива и на складах готовой продукции — ежемесячно;
З) емкостей технологических и транспортных (бочек, резервуаров, чанов, бутов) - не менее одного раза в год — на 1 декабря;
И) стеклотары и ящиков, находящихся в цехах розлива и экспедиции, — помесячно;
К) стеклотары и ящиков, находящихся в тарных цехах-складах, — не менее двух раз в год — на 1 июня и 1 декабря;
Л) вспомогательных материалов и малоценного инвентаря — не реже одного раза в год — на 1 декабря.
На предприятиях, где по климатическим условиям проведение инвентаризации на I декабря невозможно, срок проведения инвентаризации может быть перенесен по распоряжению вышестоящей организации, но не ранее 1 октября.
3.Инвентаризация этилового спирта проводится в соответствии с Инструкцией по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта.
4.Для проведения инвентаризации создается центральная инвентаризационная комиссия под председательством директора предприятия или его заместителя. Состав комиссии утверждается приказом руководителя предприятия, которым устанавливаются также порядок, сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации.
На крупных предприятиях для инвентаризации товарно-материальных ценностей кроме центральной инвентаризационной комиссии тем же приказом директора могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии.
В состав комиссий обязательно включаются представители лаборатории, бухгалтерии, материально ответственные лица и представитель общественности.
5. До начала инвентаризации вся продукция должна находиться в замеренных и затрафареченных емкостях, долитых до полного объема.