Сегодня: 03 | 05 | 2024

КУРСОВАЯ РАБОТА «Внешняя торговля. Внешнеторговые отношения в Украине»



Таможенные пошлины могут выполнять различ­ные функции. Так, Фискальные пошлины во многих странах служат средством пополнения доходной части государственного бюджета. Они, как правило, уста­навливаются по низким ставкам на товары, которые не производят в данной стране (кофе, цитрусовые и др.). Протекционистские пошлины являются важным инструментом регулирования внешней торговли. Размер пошлины должен быть таким, чтобы про­дажная цена импортного товара на внутреннем рынке страны превысила цену внутреннего производителя. В том случае, когда устанавливается высокий размер пошлины, она выполняет запретительную функцию. Такая ситуация, например, возникла в 1992 году в США при установлении таможенной пошлины на урановое сырье из России в размере 116%.

В последние годы государства стали активно ис­пользовать в регулировании импорта Антидем­пинговые и Компенсационные пошлины. Ставки по этим видам пошлин устанавливаются после дока­зательства факта демпинга (продажи товаров ниже предполагаемых затрат, т. е. искусственное снижение цен ниже себестоимости ввозимой продукции).

Нетарифные барьеры. Согласно принятой в ООН классификации к ним относятся меры, направ­ленные на косвенное и административное ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производст­ва. Их численность составляет более двух тысяч различных видов. В настоящее время они являются главным препятствием на пути к либерализации междуна­родной торговли. Из всех видов нетарифных барьеров чаще всего применяются количественные ограничения, а именно: лицензирование, контингентирование (квотирование) и «добровольное» ограничение экспорта.

Лицензиро­вание предполагает выдачу государственным органом разрешения на внешнеторговые операции. Система лицензий возникла еще в период меркантилизма и ис­пользовалась для регулирования торгоВОго баланса. Прошедшее Время изменило ее характер. ЗначенИЕ лицензии возросло в пери­од мирового кризиса 1929-1933 гг., а затЕМ — во время второй ми­ровой войны. В послевоенные годы наблюдается либерализация внешней торговли, приведшая к ослаблению роли лицензий в рЕ­гулировании экспорта и импорта, сокращению колИЧества лицен­зируемых товаров.

Лицензия как форма регулирования международной тор­говли представляет собой документ на право ввоза или Вывоза то­варов, выдаваемая имПОртеру ИЛи эксПОртеру государственным органом. Ее использование ПОзволяет государству оказывать пря­мое воздействие на внешнюю торговлю страны, ограничивая ее размеры, а в ряде случаев и полностью запрещая им­порт отдельных товаров. Существу­ют два типа лицензий: Открытая (генеральная, автоматическая), заключающаяся в опубликовании списков товаров, которые можно вывозить или ввозить в течение определенного времени беспрепятственно, и Специальная (индивидуаль­ная), требующая документального оформления с обязательным указанием вида торговой операции, количества и цены товара, страны его назначения или происхождения, срока действия лицензии. Импортные лицензии распределяются в основном с помощью аукциона или с использованием системы явных предпочтений. В последнем случае государство за­крепляет лицензии за определенными фирмами.

Наряду с лицензироВАнием применяется тАКое количест­венное ограничение, кАК КвотированиЕ (контингеНТироВАние). Квота—это ограничение количестВА импортируемых и экспортируемых Товаров оП­ределенного наименования и вида, действующая в течение определенного срока. Подобно протекционистским тарифам квоты снижают иностранную конкуренцию на ВНутрен­нем рынке в определенной отрасли. Квоты бывают:

• Индивидуальными, ограничивающими ввоз (вывоз) в одну конкретную страну;

• ГрупПОВЫми, устанавливающие объем ввоза (вывоза) в определенную группу стран;

• Глобальными, когда импорт (эксПОрт) ограничивается без указания стран, на которые это ограничЕНие распростра­няется.

Во взаимных отношениях дело иногда доходило и до введе­ния Эмбарго. Эмбарго—полный запрет НА торговлю с определен­ным государством, на ввоз определенного товара. Например, после вторжения Ирака в Кувейт странЫ-члены ООН проголосовали за введение эмбарго на иранскую нефть.

В 60-е годы получили распространение согла­шения о «добровольном» ограничении экспорта. За­ключенные на двусторонней основе, они обязывают страну-экспортера ограничить поставки товаров. Обычно такие соглашения принимаются под явной или неявной угрозой применения санкций по отношению к стране-экспортеру. «Добровольное» ограничение экспорта осуществляется по таким товарам, как сталь, алюминий, текстиль, бытовая электроника, автомобили и др. Так, в Японии автомобилестроители под угрозой введения в США более высоких тарифов или низких имПОртных квот согласились на вве­дение "добровольных" эксПОртных ограничений на свой ЭКсПОрт в США. Специфика "добровольных" экспортных ограничений, как впрочем, и установление миНИмальных имПОртных цен состоит в том, что торговый барьер, зАЩищающий страну—имПОртера, вво­дится на границе экспОРтирующЕЙ, а не импортирующей страНОй. Здесь, например, в случае, снижеНИя экспортной цены ниже ми­нимального уровня, импортирующая страна вводит антидемПИн­говую пошлину, применение которой может сделать невозможным дальнейший экспорт товаров на рынок данной страны.[10],[16],[19].

1.4. Многостороннее регулирование международных внешнеторговых отношений и его проблемы

Важнейшими чертами мирового хозяй­ства являются углубление международного экономи­ческого сотрудничества и усиление взаимозависимости государств. Следовательно, проблемы и противоречия между странами не могут быть решены только на национальном уровне. Для эффективного использова­ния преимуществ интернационализации необходимо регулярно согласовывать средства внешнеторговой политики, разрабатывать взаимоприемлемые правила и процедуры, определяющие рамки поведения государств и других экономических субъектов во всех формах международных экономических отношений. В послевоенное время решение таких задач осущест­вляется на многосторонней основе в рамках между­народных экономических организаций.[16]

Объективная ПОтребность межДУнародного регулирования торговли с помощью норм и ПРавил ПОявилась в Послевоенный Период, когда тарифное соперничество обычно приводило к снижению объемов торговли и уменьшению благосостояния. Она вылилась в подПИсаНИе времеННого соглашеНИя по вопросам тарифов и торговли (ГАТТ), которое вступило в силу 1 января 1948 года. ГАТТ регулировал более 80% мирового товарооборота. Он был призван, чтобы обеспечить либерализацию мировой торговли и соблю­дение правил ее ведения. Договор утверждает два основных принципа: свободу и отсутствие дискрими­нации в международной торговле. Суть этих прин­ципов — в осуждении любых барьеров на пути свободной торговли и в обеспечении режима наиболь­шего благоприятствования, который обязывает стра­ны-участницы льготы, предоставленные в области внешней торговли одной стране, распространять и на все остальные. [19]

Механизм функционирования ГАТТ был основан на проведении крупных международных переговоров. Каждый тур переговоров проходил в течение длительного периода времени. Основное значение в дЕЯтельности ГАТТ имеет задача лик­видации или сокращеНИя таможенНЫх пошлин. ПосТоЯНнАя актив­ная работа в этом направлеНИи позволила сократить средНЮю ве­личину таможенных пошлин в Промышленно развитых страН с 40-60% в 1945-1947гГ. до 3-5% к коНЦу 80-х годоВ. Динамику торговых переговоров относительНО сокращения таможенных барьеров ПО­казывает таблица 1.1.