КУРСОВАЯ РАБОТА «Внешняя торговля. Внешнеторговые отношения в Украине»
Страница 4 из 14
Таможенные пошлины могут выполнять различные функции. Так, Фискальные пошлины во многих странах служат средством пополнения доходной части государственного бюджета. Они, как правило, устанавливаются по низким ставкам на товары, которые не производят в данной стране (кофе, цитрусовые и др.). Протекционистские пошлины являются важным инструментом регулирования внешней торговли. Размер пошлины должен быть таким, чтобы продажная цена импортного товара на внутреннем рынке страны превысила цену внутреннего производителя. В том случае, когда устанавливается высокий размер пошлины, она выполняет запретительную функцию. Такая ситуация, например, возникла в 1992 году в США при установлении таможенной пошлины на урановое сырье из России в размере 116%.
В последние годы государства стали активно использовать в регулировании импорта Антидемпинговые и Компенсационные пошлины. Ставки по этим видам пошлин устанавливаются после доказательства факта демпинга (продажи товаров ниже предполагаемых затрат, т. е. искусственное снижение цен ниже себестоимости ввозимой продукции).
Нетарифные барьеры. Согласно принятой в ООН классификации к ним относятся меры, направленные на косвенное и административное ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства. Их численность составляет более двух тысяч различных видов. В настоящее время они являются главным препятствием на пути к либерализации международной торговли. Из всех видов нетарифных барьеров чаще всего применяются количественные ограничения, а именно: лицензирование, контингентирование (квотирование) и «добровольное» ограничение экспорта.
Лицензирование предполагает выдачу государственным органом разрешения на внешнеторговые операции. Система лицензий возникла еще в период меркантилизма и использовалась для регулирования торгоВОго баланса. Прошедшее Время изменило ее характер. ЗначенИЕ лицензии возросло в период мирового кризиса 1929-1933 гг., а затЕМ — во время второй мировой войны. В послевоенные годы наблюдается либерализация внешней торговли, приведшая к ослаблению роли лицензий в рЕгулировании экспорта и импорта, сокращению колИЧества лицензируемых товаров.
Лицензия как форма регулирования международной торговли представляет собой документ на право ввоза или Вывоза товаров, выдаваемая имПОртеру ИЛи эксПОртеру государственным органом. Ее использование ПОзволяет государству оказывать прямое воздействие на внешнюю торговлю страны, ограничивая ее размеры, а в ряде случаев и полностью запрещая импорт отдельных товаров. Существуют два типа лицензий: Открытая (генеральная, автоматическая), заключающаяся в опубликовании списков товаров, которые можно вывозить или ввозить в течение определенного времени беспрепятственно, и Специальная (индивидуальная), требующая документального оформления с обязательным указанием вида торговой операции, количества и цены товара, страны его назначения или происхождения, срока действия лицензии. Импортные лицензии распределяются в основном с помощью аукциона или с использованием системы явных предпочтений. В последнем случае государство закрепляет лицензии за определенными фирмами.
Наряду с лицензироВАнием применяется тАКое количественное ограничение, кАК КвотированиЕ (контингеНТироВАние). Квота—это ограничение количестВА импортируемых и экспортируемых Товаров оПределенного наименования и вида, действующая в течение определенного срока. Подобно протекционистским тарифам квоты снижают иностранную конкуренцию на ВНутреннем рынке в определенной отрасли. Квоты бывают:
• Индивидуальными, ограничивающими ввоз (вывоз) в одну конкретную страну;
• ГрупПОВЫми, устанавливающие объем ввоза (вывоза) в определенную группу стран;
• Глобальными, когда импорт (эксПОрт) ограничивается без указания стран, на которые это ограничЕНие распространяется.
Во взаимных отношениях дело иногда доходило и до введения Эмбарго. Эмбарго—полный запрет НА торговлю с определенным государством, на ввоз определенного товара. Например, после вторжения Ирака в Кувейт странЫ-члены ООН проголосовали за введение эмбарго на иранскую нефть.
В 60-е годы получили распространение соглашения о «добровольном» ограничении экспорта. Заключенные на двусторонней основе, они обязывают страну-экспортера ограничить поставки товаров. Обычно такие соглашения принимаются под явной или неявной угрозой применения санкций по отношению к стране-экспортеру. «Добровольное» ограничение экспорта осуществляется по таким товарам, как сталь, алюминий, текстиль, бытовая электроника, автомобили и др. Так, в Японии автомобилестроители под угрозой введения в США более высоких тарифов или низких имПОртных квот согласились на введение "добровольных" эксПОртных ограничений на свой ЭКсПОрт в США. Специфика "добровольных" экспортных ограничений, как впрочем, и установление миНИмальных имПОртных цен состоит в том, что торговый барьер, зАЩищающий страну—имПОртера, вводится на границе экспОРтирующЕЙ, а не импортирующей страНОй. Здесь, например, в случае, снижеНИя экспортной цены ниже минимального уровня, импортирующая страна вводит антидемПИнговую пошлину, применение которой может сделать невозможным дальнейший экспорт товаров на рынок данной страны.[10],[16],[19].
1.4. Многостороннее регулирование международных внешнеторговых отношений и его проблемы
Важнейшими чертами мирового хозяйства являются углубление международного экономического сотрудничества и усиление взаимозависимости государств. Следовательно, проблемы и противоречия между странами не могут быть решены только на национальном уровне. Для эффективного использования преимуществ интернационализации необходимо регулярно согласовывать средства внешнеторговой политики, разрабатывать взаимоприемлемые правила и процедуры, определяющие рамки поведения государств и других экономических субъектов во всех формах международных экономических отношений. В послевоенное время решение таких задач осуществляется на многосторонней основе в рамках международных экономических организаций.[16]
Объективная ПОтребность межДУнародного регулирования торговли с помощью норм и ПРавил ПОявилась в Послевоенный Период, когда тарифное соперничество обычно приводило к снижению объемов торговли и уменьшению благосостояния. Она вылилась в подПИсаНИе времеННого соглашеНИя по вопросам тарифов и торговли (ГАТТ), которое вступило в силу 1 января 1948 года. ГАТТ регулировал более 80% мирового товарооборота. Он был призван, чтобы обеспечить либерализацию мировой торговли и соблюдение правил ее ведения. Договор утверждает два основных принципа: свободу и отсутствие дискриминации в международной торговле. Суть этих принципов — в осуждении любых барьеров на пути свободной торговли и в обеспечении режима наибольшего благоприятствования, который обязывает страны-участницы льготы, предоставленные в области внешней торговли одной стране, распространять и на все остальные. [19]
Механизм функционирования ГАТТ был основан на проведении крупных международных переговоров. Каждый тур переговоров проходил в течение длительного периода времени. Основное значение в дЕЯтельности ГАТТ имеет задача ликвидации или сокращеНИя таможенНЫх пошлин. ПосТоЯНнАя активная работа в этом направлеНИи позволила сократить средНЮю величину таможенных пошлин в Промышленно развитых страН с 40-60% в 1945-1947гГ. до 3-5% к коНЦу 80-х годоВ. Динамику торговых переговоров относительНО сокращения таможенных барьеров ПОказывает таблица 1.1.