КУРСОВАЯ РАБОТА «Внешняя торговля. Внешнеторговые отношения в Украине»
Страница 10 из 14
С целью гармонизации национального законодательства с требованиями соглашений ВТО в 2001-2002 гг. было принято 20 законов в разных сферах экономики страны, а также был разработан график принятия еще 15 приоритетных законопроектов. [12]
Но, к сожалению, благодаря нерешенности проблем политической и экономической нестабильности, которая наблюдается в последние годы, момент получения членства в ВТО будет все больше отдаляться от Украины.
2.3. Тарифное регулирование в Украине
В ходе присоединения Украины к ВТО начат переход к постепенной либерализации национального таможенно-тарифного режима, который применяется, в частности, по отношению к торговле агропродовольственными товарами. Так, в апреле 2005 г. в Верховную Раду поступил правительственный законопроект о сокращении Льготных ставок импортной пошлины(т. е. ставок режима наибольшею содействия) на широкий ассортимент таких товаров, а также о замене на значительное их количество специфических или комбинированных ставок ввозной пошлины адвалорными, в результате чего будут создаваться более благоприятные условия для наращивания объемов импорта данных видов продукции на национальную территорию в случае снижения мировых цен на них. Следует отметить, что сначала Правительством предлагалось осуществить значительно более радикальное уменьшение действующих ставок пошлины на указанные товары. В результате среднеарифметическая ставка ввозной пошлины на агропродовольственную продукцию должна была сразу же сократиться с 19,64 до 10,54% . В частности, применительно к импорту живых животных и продуктов животного происхождения такая ставка должна была уменьшиться с 20,88 до 9,04%; продукции растениеводства - с 16,49 до 8.16%; жиров и масла растительного пли животного происхождения - с 16,67 до 9,54%; готовых пищевых изделий с 24,73 до I 5,42%.
Процесс либерализации таможенно-тарифной политики Украины будет продолжаться и в дальнейшем, что, скорее всего, приведет к усилению конкуренции на внутреннем рынке со стороны импортных товаров и может оказать отрицательное влияние на хозяйственное положение многих отечественных предприятий.
Избежать неблагоприятных эффектов можно, в частности, путем применения комплекса действий по совершенствованию, с учетом норм системы ГАТТ/ВТО, национальной политики тарифного регулирования импорта, в том числе направленных на обеспечение возможности применения Украиной специальных защитных мер (СЗМ) в форме дополнительной пошлины, предусмотренных в рамках договоренностей Уругвайского раунда переговоров.
Механизмы применения специальных защитных мер в форме дополнительной пошлины на импорт определенных видов товаров, осуществляемый в объемах, которые больше, или по ценам, которые меньше рассчитанных соответствующим образом предельных величин, регламентируются положениями Соглашения о сельском хозяйстве Уругвайского раунда переговоров. Действие Соглашения распространяется на агропродовольственную продукцию, относящуюся к группам I-24 Гармонизированной системы (ГС) описания и кодировки товаров, за исключением рыбы и рыбопродуктов, а также на ряд изделий, классифицирующихся в других группах ГС, в частности, магнит, сорбит, эфирные масла, белковые вещества, модифицированные крахмалы, клеи, отделочные средства, кожу, шелковый сырец и шелковые отходы, шерсть, хлопок, льняное и пеньковое волокно.
Перечень товаров, импорт в Украину которых при соответствующих обстоятельствах будет подпадать под СЗМ, должен быть определен путем выделения, на основе заранее проведенного комплекса исследований по товарному ассортименту, охваченного действием Соглашения о сельском хозяйстве, определенного круга продукции тех секторов отечественной экономики, которые могут существенно пострадать от усиления конкуренции на внутреннем рынке страны после ее вступления в ВТО в результате поставок на него подобных продуктов иностранного происхождения на рассмотренных условиях. Такой перечень необходимо согласовать в ходе указанного переговорного процесса в рамках ВТО с дальнейшим его включением в национальное законодательство и пометкой каждого товара из его состава аббревиатурой SSG(special safeguard – специальная защитная мера) в распределении уступок Украины.
Введение в национальное законодательство и практику механизмов и подходов создаст условия для предотвращения за счет использования норм системы ГАТТ/ВТО поставок в Украину соответствующих товаров иностранного происхождения в очень больших объемах или по заниженным ценам, для обеспечения на этой основе надежной защиты отечественного производителя аналогичной продукции и отказа от ухудшения показателей хозяйственной деятельности последнего, что может иметь место в случае наличия на внутреннем рынке чрезвычайно жесткой конкуренции со стороны импорта. [13]
Экспортный потенциал Украины, но мнению зарубежных экспертов, является очень высоким, но реализуется он в лучшем случае на треть. Для преодоления сложившегося положения в Украине разработана концепция внешнеэкономической деятельности. В ней предусматривается поэтапное приведение внешней торговли в нормальное состояние. Это, прежде всего, изменение сырьевой направленности структуры экспорта, значительное уменьшение бартерной торговли, доведение экспортной квоты. Украины до 45 -50%.[16]
ВЫВОДЫ
1. Рассмотрев основные понятия и особенности осуществления внешней торговли, можно сказать, что она для большинства стран мира является главной формой внешнеэкономических связей. Поэтому страна не может полноценно развиваться и функционировать экономически без осуществления экспортных и импортных операций на мировом рынке товаров и услуг.
Сейчас в структуре экспорта и импорта развитых стран преобладает доля продукции машиностроения и химической промышленности. Для развивающихся стран характерно повышение количества продукции обрабатывающей промышленности в экспорте, хотя сырье и продовольствие пока преобладают у большинства из них.
Внешняя торговля использует такие организационные формы экспорта и импорта: торговля готовой продукцией, комплектным оборудованием, продукцией в разобранном виде, изношенным оборудованием, сырьевыми товарами, кооперируемой продукцией, прямые продажи, встречная торговля, международные торги и аренда машин и оборудования.
Для расширения внешнеторговых отношений страны вынуждены проводить торговую политику, которая должна совмещать принципы свободы и протекционизма(ограничений). Защита национальных производителей от импорта теснейшим образом связана с государственной поддержкой экспортной деятельности в стране. Чем больше уровень международной конкурентоспособности фирм данной страны, которая реализуется в ее экспорте, тем, меньшей выявляется потребность в специальных способах касающихся ограничений импорта фирмами этой страны. Ограничения различают тарифного типа и нетарифного.
Для эффективного взаимодействия и усиления взаимозависимости государств, углубления международного экономического сотрудничества необходимо подписывать международные торговые соглашения, как, например ГАТТ/ВТО, которые будут регулировать таможенно-тарифные системы между странами-участницами, основанные на принципах равенства и свободы.
Важным условием для успешного осуществления внешнеторговых операций – выбор выгодного партнера, будь это отдельная фирма или целая страна. Для этого необходимо учитывать характер экономических и политических отношений с тем или иным государством, эффективность работы фирмы по определенным положениям (технологическое, правовое, научно-техническое, организационное, экономическое, репутация).