КУРСОВАЯ РАБОТА «Внешняя торговля. Внешнеторговые отношения в Украине»
Страница 9 из 14
Продолжение табл.2.1.
Услугами
|
1993
|
1426
|
863
|
563
|
300
|
1994
|
1643
|
1334
|
309
|
1025
|
1995
|
2073
|
1448
|
625
|
823
|
1996
|
5850
|
4450
|
1400
|
3050
|
1997
|
6157
|
4738
|
1419
|
3319
|
2004
|
7363,7
|
5305,1
|
2058,6
|
3249,3
|
2005
|
9045,6
|
6132,7
|
2910,9
|
3223,8
|
Источник: составлена автором по материалам [19],[16],[4]
Тогда, используя данные табл.2.1. можно построить диаграмму динамики экспорта и импорта Украины за годы независимости:
На данный момент, несмотря на очень низкую долю в мировом товарообороте (менее 1%), Украина торгует более, чем со 130 странами. Наибольший удельный вес приходится на страны СНГ (в импорте – 76%). Главным торговым партнёрами в Западной Европе являются Швейцария, Германия, Италия, Польша. Основными партнёрами в Азии остаются Китай, Кипр и Турция. В импорте Украины доминируют нефть, газ и нефтепродукты, а также средства наземного транспорта, компьютерная и бытовая техника, локомотивы и вагоны, зерно и другие товары. Весомое место в импорте нашей страны занимают ядерные реакторы и другое оборудование для атомной промышленности. [15]
2.2. Вступление в ВТО и зоны свободной торговли в Украине
Уменьшение барьеров в международной торговле товарами и услугами, углубление экономических связей между разными странами и регионами мира, динамическое развитие телекоммуникационных технологий способствовало необходимости создания многосторонней системы правил в международной торговле и обеспечения конкурентоспособности экономики на мировом рынке. С целью решения этих вопросов страны ведут постоянный политический диалог, берут участие в многосторонних международных соглашениях и процессах региональной интеграции(объединения), которые наиболее соответствуют их национальным интересам.
Украина, определив свои приоритеты, выбрала путь европейской интеграции. Впервые этот курс был провозглашен в июле 1993 г. в Основных направлениях внешней политики Украины, где указывалось, что “перспективной целью украинской внешней политики является членство в Европейском Содружестве(Союзе) и других европейских структурах”. Для обеспечения процессов евроинтеграции Украина должна адаптировать национальное законодательство к требованиям ЕС, а также развязать проблемные вопросы в сфере торговли. Для этого был проведен ряд переговоров касательно создания зон свободной торговли и ускорения вступления во Всемирную торговую организацию(ВТО). [12]
В современной международной торговле активно используются новые организационные формы внешнеэкономического сотрудничества. Одна из них — специальные (свободные) экономические зоны. В последние годы многие страны стали создавать такие зоны, в которых устанавливаются льготный таможенный, налоговый и законодательный режимы для иностранных инвесторов. Такая форма взаимосвязей позволяет более полно использовать выгоды и преимущества международного разделения труда. Организаторы специальных экономических зон предполагают в кратчайший срок освоить передовой управленческий опыт, создать конкурентоспособное производство, пополнить внутренний рынок товарами.
В странах СНГ такая форма международного сотрудничества не получила еще широкого распространения. В частности, в Украине практическому осуществлению имеющихся проектов создания свободных торговых зон (Крым, Закарпатье, Одесса, Харьков и др.) мешают несовершенство законодательной базы, отсутствие необходимого опыта и профессионализма, недостаточный уровень разработки проектов. [16]
Присоединение Украины к ВТО, в которую входят 145 стран и на которую приходится 95% мировой торговли, является важной предпосылкой интеграции Украины в ЕС, а также в мировую экономическую систему. Членство в этой организации создаст благоприятные условия для ускорения экономического развития Украины, структурной перестройки экономики, увеличения экспорта за счет снижения для отечественных товаров тарифных и нетарифных ограничений, прекращения и антидемпинговых расследований, потери от которых превышают 2 млрд. дол. США.
Позитивным результатом снижения таможенных тарифов и повышения конкуренции на внутреннем рынке товаров и услуг станет снижение внутренних цен и повышение покупательной способности населения. Вместе с этим отдельные отрасли и сектора национальной экономики могут понести убытки в связи с заострением конкуренции и открытием внутреннего рынка для иностранных товаров и услуг.
Присоединение Украины к международной торговой системе началось еще в 1993 г., когда нашей стране был дан статус наблюдателя при ГАТТ. Присоединение к ГАТТ началось в 1994 г., а после основания ВТО в 1995 г. начался переговорный процесс относительно вступления в эту международную организацию.
Приобретение нашей страной членства в ВТО предусматривает, что доступ к рынкам товаров и услуг и гармонизация национального законодательства будут осуществляться согласно требованиям ВТО.
Из-за ряда объективных и субъективных причин процесс присоединения Украины к ВТО затягивается. За время проведения переговоров ее членами стали 6 стран: Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Кыргызстан, Молдова.
С целью обеспечения системности и эффективности координации действий органов исполнительной власти на переговорах о вступлении Украины в ВТО в феврале 2002 г. был издан Указ Президента Украины «О программе методов завершения вступления Украины в ВТО»(см. Приложение 3).