Сегодня: 02 | 05 | 2024

КУРСОВАЯ РАБОТА «Внешняя торговля. Внешнеторговые отношения в Украине»

Продолжение табл.2.1.

 

Услугами

1993

1426

863

563

300

1994

1643

1334

309

1025

1995

2073

1448

625

823

1996

5850

4450

1400

3050

1997

6157

4738

1419

3319

2004

7363,7

5305,1

2058,6

3249,3

2005

9045,6

6132,7

2910,9

3223,8

Источник: составлена автором по материалам [19],[16],[4]

Тогда, используя данные табл.2.1. можно построить диаграмму динамики экспорта и импорта Украины за годы независимости:

На данный момент, несмотря на очень низкую долю в мировом товарообороте (менее 1%), Украина торгует более, чем со 130 странами. Наибольший удельный вес приходится на страны СНГ (в импорте – 76%). Главным торговым партнёрами в Западной Европе являются Швейцария, Германия, Италия, Польша. Основными партнёрами в Азии остаются Китай, Кипр и Турция. В импорте Украины доминируют нефть, газ и нефтепродукты, а также средства наземного транспорта, компьютерная и бытовая техника, локомотивы и вагоны, зерно и другие товары. Весомое место в импорте нашей страны занимают ядерные реакторы и другое оборудование для атомной промышленности. [15]

2.2. Вступление в ВТО и зоны свободной торговли в Украине

Уменьшение барьеров в международной торговле товарами и услугами, углубление экономических связей между разными странами и регионами мира, динамическое развитие телекоммуникационных технологий способствовало необходимости создания многосторонней системы правил в международной торговле и обеспечения конкурентоспособности экономики на мировом рынке. С целью решения этих вопросов страны ведут постоянный политический диалог, берут участие в многосторонних международных соглашениях и процессах региональной интеграции(объединения), которые наиболее соответствуют их национальным интересам.

Украина, определив свои приоритеты, выбрала путь европейской интеграции. Впервые этот курс был провозглашен в июле 1993 г. в Основных направлениях внешней политики Украины, где указывалось, что “перспективной целью украинской внешней политики является членство в Европейском Содружестве(Союзе) и других европейских структурах”. Для обеспечения процессов евроинтеграции Украина должна адаптировать национальное законодательство к требованиям ЕС, а также развязать проблемные вопросы в сфере торговли. Для этого был проведен ряд переговоров касательно создания зон свободной торговли и ускорения вступления во Всемирную торговую организацию(ВТО). [12]

В современной международной торговле активно используются новые организационные формы внешне­экономического сотрудничества. Одна из них — спе­циальные (свободные) экономические зоны. В последние годы многие страны стали создавать такие зоны, в которых устанавливаются льготный таможен­ный, налоговый и законодательный режимы для иностранных инвесторов. Такая форма взаимосвязей позволяет более полно использовать выгоды и преи­мущества международного разделения труда. Органи­заторы специальных экономических зон предполагают в кратчайший срок освоить передовой управленческий опыт, создать конкурентоспособное производство, пополнить внутренний рынок товарами.

В странах СНГ такая форма международного сотрудничества не получила еще широкого распро­странения. В частности, в Украине практическому осуществлению имеющихся проектов создания свободных торговых зон (Крым, Закарпатье, Одесса, Харьков и др.) мешают несовершенство законодательной базы, отсутствие необходимого опыта и профессионализма, недостаточный уровень разра­ботки проектов. [16]

Присоединение Украины к ВТО, в которую входят 145 стран и на которую приходится 95% мировой торговли, является важной предпосылкой интеграции Украины в ЕС, а также в мировую экономическую систему. Членство в этой организации создаст благоприятные условия для ускорения экономического развития Украины, структурной перестройки экономики, увеличения экспорта за счет снижения для отечественных товаров тарифных и нетарифных ограничений, прекращения и антидемпинговых расследований, потери от которых превышают 2 млрд. дол. США.

Позитивным результатом снижения таможенных тарифов и повышения конкуренции на внутреннем рынке товаров и услуг станет снижение внутренних цен и повышение покупательной способности населения. Вместе с этим отдельные отрасли и сектора национальной экономики могут понести убытки в связи с заострением конкуренции и открытием внутреннего рынка для иностранных товаров и услуг.

Присоединение Украины к международной торговой системе началось еще в 1993 г., когда нашей стране был дан статус наблюдателя при ГАТТ. Присоединение к ГАТТ началось в 1994 г., а после основания ВТО в 1995 г. начался переговорный процесс относительно вступления в эту международную организацию.

Приобретение нашей страной членства в ВТО предусматривает, что доступ к рынкам товаров и услуг и гармонизация национального законодательства будут осуществляться согласно требованиям ВТО.

Из-за ряда объективных и субъективных причин процесс присоединения Украины к ВТО затягивается. За время проведения переговоров ее членами стали 6 стран: Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Кыргызстан, Молдова.

С целью обеспечения системности и эффективности координации действий органов исполнительной власти на переговорах о вступлении Украины в ВТО в феврале 2002 г. был издан Указ Президента Украины «О программе методов завершения вступления Украины в ВТО»(см. Приложение 3).