Сегодня: 26 | 04 | 2024

Курсовая работа Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития Я-концепции в позднем юношестве

Курсовая работа Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития Я-концепции в позднем юношестве

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..2

РАЗДЕЛ.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗДНЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

1.1.Определение основных понятий исследования …………………… 4

1.2.Характеристика позднего юношеского возраста …………………… 8

1.3.Особенности развития самосознания в позднем

юношестве ……………………………………………………………….. 11

1.4. Формирование идентичности в позднем юношестве ……………. . 16

1.5. Феномен Я-концепции и ее структура ……………………………. 20

1.6.Особенности формирования Я-концепции в позднем

Юношестве ………………………………………………………………… 27

РАЗДЕЛ.2. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ В ПОЗДНЕМ ЮНОШЕСТВЕ.

2.1. Методика «Самосознание и самооценка личности» ………………..37

2.2.Методика на выявление особенностей профессиональной идентификации ………………………………………………………….39

2.3.Методика И. М. Юсупова «Склонность к эмпатии»…………………41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 46

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………….. 49
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………. 50

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Период взросления представляет собой значительный по времени отрезок жизни человека, взрослость является предметом исследования специальной отрасли возрастной психологии - акмеологии, внутри которой уже существует несколько взглядов на данный период, само формирование Я-концепции интересовала многих ученых как отечественной, так и зарубежной науки, являясь одной из проблем в развитии личности человека.

К настоящему времени накоплен большой эмпирический материал об различных взглядах на развития Я-концепции человека. Само понятие Я-концепции было введено американским психологом и философом У. Джеймсом в конце 19 века. Теоретическое и прикладное развитие понятие Я-концепции приобрело благодаря творчеству выдающихся психологов-гуманистов А. Маслоу, К. Роджерса и гуманиста неопсихоаналитической эпохи Э. Эриксона. В российской психологии проблемой Я-концепции и близкой научной направленностью занимались Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, В. В. Столин, А. А. Реан. Наиболее полное отражение Я-концепция получила в книге Р. Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание». В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Гримак Л. П. рассматривал понятие «Я - концепция» как выражение единства и целостности личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. В современной психологии есть исследовательская позиция индивидуального развития личности, позиция наблюдателя, находящегося внутри исследуемого процесса. Это позиция Э. Эриксона, она представлена в периодизации жизненного цикла человека. По Э. Эриксону любой человек может пройти все стадии, к какой бы культуре он не принадлежал; всё зависит от того, какова продолжительность его жизни. Свою концепцию психологического развития личности Эриксон рассматривает как вариант эпигенетического учения о развитии. Из биологического содержания термина «эпигенез», то есть эмбрионального развития, определяемого внешними факторами, Эриксон заимствует идею о последовательном формировании у человека психологических новообразований, каждое из которых в определенный момент становится центром психической жизни и поведения человека. Каждое из этих новообразований выражает отношение человека к обществу, к другим людям, к себе. Формирование Я-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма взаимного общения. Процесс психосоциального развития человека, стадии формирования Я-концепции личности в течение всего жизненного цикла наиболее полно представлены Э. Эриксоном.

Однако, не смотря на разнонаправленность исследования в этой области поменьше изучена проблема взросления, становления в позднем юношеском периоде в соответствии с этим нами сфорулированна Проблема исследования какова взаимосвязь становления личности со степенью сформированности Я-концепции? Ответ на поставленный вопрос составляет Цель нашего Исследования.

Объектом Исследования: Процесс формирования Я-концепции в позднем юношестве.

Предметом исследования: Развитие в позднем юношеском возрасте системы установок и представлений личности о себе.

Задачи исследования.

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития Я-концепции в позднем юношеском возрасте

2. Определить основные понятия по теме исследования

3. Выявить особенности самосознания в позднем юношестве

4. Провести анализ специфической особенности формирования Я - концепции в позднем юношестве

5. Провести анализ психодиагностических методик по проблеме исследования и подготовить материал для констатирующего эксперимента.

6. Корреляция и анализ полученных показателей

Гипотеза. Формирование Я - концепции в поздний юношеский период имеет свои специфические особенности и зависит от степени развития самооценки самосознания и самоопределения и достижения идентичности.

Методы исследования. В исследовании были использованы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, методы психодиагностики тестирование (тесты), письменный опрос с помощью психодиагностических методик «Самосознание и самооценка личности», методика на выявление особенностей профессиональной идентификации, «Склонность к эмпатии» (И. М.Юсупов), методы качественного и количественного анализа результатов исследования, статистические методы обработки данных.

Структура курсовой работы. Состоит из введения, заключения, двух глав основное содержание, список литературы, состоит всего из 49 страниц.

РАЗДЕЛ.1.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗДНЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

1.1.Определение основных понятий исследования

По определению А. А. Реана Я-концепция – это совокупность установок относительно собственной личности, устойчивая осознанная обобщенная система представлений личности о себе, которая переживает его как неповторимая и есть основа ее самосознания, самоопределения в мире, во взаимодействии с другими людьми, отношением к себе. [9. с 47]

В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

1. Образ Я – представление индивида о самом себе.

2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Субъективно для человека личность выступает как его «Я», образно-понятийная модель отношения к себе, которая конструируется субъектом в процессе его жизнедеятельности. Наличие данной модели обеспечивает единство и тождественность восприятия им собственных личностных свойств независимо от ситуаций их проявления, недискретное самоощущение. Ситуативно «Я – ощущение» это переживается и осмысляется как «Я»- образ, интегрально — как «Я» - концепция, система вбирающая, перерабатывающая, структурирующая множество отдельных ситуативных «Я» - образов, сам «Я» - образ возникает как непосредственная оценка и интерпретация текущей ситуации. «Я» - образы изменяются от одной ситуации к другой. В любой ситуации он воспринимает себя, интерпретирует и оценивает, осознает свое поведение, прежде всего с позиций осмысления того, что происходит. Однако чтобы совершить такую оценку, ему необходимо иметь определенную эталонную модель, на основе которой он может определять характер ситуативных изменений. В каждом «Я» - образе есть некий стабильный, переходящий из ситуации в ситуацию инвариант, благодаря котором человек сохраняет свою сквозную идентичность, рассматривает себя как некую определенность, характеризуемую отличительным набором качеств. Роль этой модели выполняет «Я» - концепция как относительно устойчивая система относительно упорядоченных знаний и представлений человека о самом себе. (9).

В представлении Р. Бернса образ «Я» образ — это не просто представление или понятие лич­ности о самой себе, а социальная установка, отношение лично­сти к себе, в образе «Я» выделяют три компо­нента:

1)Познавательный (когнитивный) Содержащий в себе знания себя, самосознание, представления и знания о своих способностях, внешности, социальном статусе, значимости для окружающих, индивидуальных побуждениях, в том числе целях и намерениях.

2) Эмоционально - оценочный — характеризуется ценностным отношением к себе, включает критериальный состав эталонных ценностей и результаты сопоставления с ним индивидуальных качеств, в результате чего формируются как положительные, так и отрицательные выводы, и сопровождающие их позитивные или негативные чувства (самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т. д). Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

3) Поведенческий (волевой) — состоящий из особенностей регуляции поведения, последовательности самореализации, стремлении сохранять свои базовые качества независимо от ситуации, следовании своей жизненной стратегии, стремлении быть понятым, в завоевании симпатии окружающих, укрепить их положительное отношение к себе и пр. Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Мы рассмотрели понятие Я-концепции и её структурные компоненты. Формирование Я-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма взаимного общения.. [2 с.32,33-34, 39].

«Я» - образы и «Я» - концепция в целом выполняют в жизни человека множественные функции: обеспечивают ощущение личностной определенности, самоидентичности независимо от изменяющихся внешних условий, объединяют результаты непосредственного мировосприятия, трансформируют и осмысляют их не только с позиций текущего момента (нахождения «здесь и теперь»), но и в проекции на более интегральные явления (позиции личности среди других людей, в системе социальных отношений, места ситуации в ситуации и в истории жизни личности), позволяют сохранить стабильность и индивидуальность поведения независимо от меняющихся условий, снабжают систему непосредственной саморегуляции обратной связью и оценочными критериями, дают возможность осуществлять экспертизу стратегического планирования. Образ «Я» или само­сознание (представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):

— сознание отличия себя от остального мира;

— сознание «Я» как активного начала субъекта дея­тельности;

— сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; — социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков [6 с. 332].

Са­мооценка — непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооцен­ки происходит регуляция поведения личности. Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой. Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер. Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности [2. с.37,2 с. 36,6 с. 332].

Таким образом, можно прийти к выводу что, Я - концепция система преставлений о себе, об окружающей мире, установка относительна самой личности, аффективной оценкой является самооценка, самооценка – компонент которой является самосознания. Самосознание является ядром (структурой) Я - концепции.

1.2.Характеристика позднего юношеского возраста

Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости, точнее от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Юность — самостоятельный период жизни, имеющий собственную ценность. Хронологические границы юношества определяются по-разному в психологии. Граница между подростковым и юношеским возрастом достаточна, условна, и в одних схемах периодизации (преимущественно в западной психологии) возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подростничества, а в других – относят к юности. Верхняя граница периода юности еще более размыта, поскольку исторически и социально обусловлена и индивидуально изменчива [1.с.260-262].

Биологическая взрослость определяется достижением половой зрелости, способностью к деторождению; социальная – экономической независимостью, принятием ролей взрослого человека, понятие психологической взрослости связывают со зрелой личностной идентичностью. Критерием достижения взрослости (взросления) в человеческом обществе становится овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению ранних видов труда. Трактовка юности как периода онтогенетического развития зависит от принципиальных установок авторов подходов. Биогенетические теории полагают, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальные стороны развития, и рассматривают юность как этап развития организма. Характеризующийся мощным ростом различных способностей и функций и достижениями наивысшего уровня.

Психоаналитические теории (З. Фрейд, А. Фрейд) виделяют в юности определенный этап психосексуального развития, когда приток инстинктивной энергии либидо должен быть компенсирован защитными механизмами Я. Борьба тенденций со стороны Оно и Я проявляется в возрастающем беспокостве и увелечении конфликтных ситуаций, которые постепенно, по мере установления новой гармонии Я и Оно, преодолеваются. В противоположность психоанализу, Э. Шпрангер считал, что в юности происходит врастание индивида в культуру, «в объективный и нормативный дух данной эпохи». Психологические теории придают важнейшее значение субъективной стороне, характерным чертам внутреннего мира и самосознания взрослеющего индивида, его вкладу как активного творца собственного взросления.

Разнообразие индивидуальных вариантов перехода к взрослости привело к тому, что в последние десятилетия исследователи все чаще используют понятие задачи развития. Решение возрастных задач определяется как появление способности человека решать те или иные проблемы. Так, Р. Хавигхерст в период взросления выделил такие возрастные задачи:

• Принятие собственной внешности. Осознание особенностей свого тела и формирование учений эффективно его использовать ( в труде, спорте и т. д.);

• Усвоение мужской или женской роли ( складывание индивидульной структуры свого тендерного поведения, своего «образа» гендерной роли, внутренней позиции мужчины или женщины :

• Установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов;

• Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;

• подготовка к профессиональной карьере, обучение нацелено на получение профессии( в вузе или непосредственно на рабочем месте, и даже еще в школе — при дифференцированном отношении к разным учебным предметам, при посещении подготовительных курсов);

• подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную с партнерством и семьей;

• Формирование социально ответственного поведения, гражданской активности ( в том числе политической, идеологической, экологической и т. д.);

• Построение внутренней системы ценностей и этического сознания как руководства для поведения.

Задачи развития включают ориентировку и определение свого места во взрослом мире, принятие и освоение социальных ролей, разрешение ролевых конфликтов, дальнейшее совершенствование стратегий преодаления трудностей. Юность— пора самоанализа и самооценок.

Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может бать случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оцененно самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязанностью или чувством непонятности.

Позднее юношество на этом этапе возникает новая социальная ситуация развития, центром которой есть переход к самостоятельной жизни (начало профессионального становлення. реализация жизненных планов). Продолжаеться интенсивное развитие самосознания, самоопределение наблюдаеться у молодежи в системе моральных ценностей, принципов, норм, правил поведения, осознают личную социальную ответственность, новые качества приобретает дружба, а дружба с личностью противоположного пола переростает в влюбленность. [ 1.с.264;18.с.517-518]

Можно прийти к выводу что, поздняя юность – этап вступления в самостоятельную жизнь, период характеризуется завершением главной фазы биологического развития - замедлением роста, независимостью, принятием ролей взрослого, юноша определяется с местом в мире, началом профессионального становления, реализации жизненных планов. Подленная любовь в этом возрасте имеет большое значение, помогает самоутвердиться в жизни, определить путь и смысл всего существования.

1.3.Особенности развития самосознания в позднем юношестве.

Существенной составляющей личного развития юношества есть становление его самосознания связано оно как с продолжением умственного развития, так и с появленим нових ситуации углов зрения под которым он себя рассматривает. Зрелая юность может оперировать гипотетическими утверждениями, представлениями, которые фигурируют только в мыслях не зависимо от возможностей их конкретно проверить такие когнетивные ориентации удовлетворяют потребность юного человека.

Чрезвычайно важный компонент самосознания — самоуважение. Это понятие подразумевает удовлетворенность собой, принятие себя, чувство собственного достоинства, положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального «Я». Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения и указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. Короче, самоуважение — это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе». В зависимости от того, идет ли речь о целостной самооценке себя как личности или о каких-либо отдельных исполняемых социальных ролях, различают общее и частное (например, учебное или профессиональное) самоуважение. Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое — с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения — это «личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношению к себе».Выготский отводил самосознанию в юности центральную роль. В этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний ,которые кажуться самому субьекту неповторимими и оригинальными. Тенденция воспринимать свои переживания как уникальные имеет опасность перерасти в отгороженность и замкнутость, основанные на ошибочной убежденности в том, что понять его особый внутренний мир не сможет никто. Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу. Размышляя о чертах характера, о своих достоинствах и недостатках, молодой человек начинает всматриваться в других людей, сопоствалять свойства их личности и поведения и собственные, отыскивать сходство и непохожесть. Это познание других и самопознание и приводит к постановке задач самосовершенствования. В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни», которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни. [ 6.с 54.]

В юности создаются благоприятные условия для становлення интегративного психического образования, смысла жизни. Прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают юношей на поиск перспективы и жизненого смысла. Появляется заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни. Активно развивается в юности сфера чувств. Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей, открывающихся горизонтов создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общее эмоциональное самочувствие становится болем ровным, чем у подростков. Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тонше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию. В то же время эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью юношестких оценок окружающего, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса. Важно осозновать, что это отражение собственного интелектуального и морального поиска, стремление критически переосмислить « азбучне истины» и принять их уже не как навязанные извне, а как выстраданные и содержательны. В психологической науке принято сле­дующее определение: «Совокупность психических процессов, по­средством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о са­мом себе складываются в определенный«образ «Я» [7 c 123]

В социальной психологии выделяют три сферы, в ко­торых осуществляется становление, формирование лич­ности: деятельность, общение, самосознание.

На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с освоением все новых и новых видов деятель­ности. В результате каждая личность выявляет особо зна­чимые для себя аспекты деятельности, концентрирует свое внимание на этом выбранном главном аспекте, соподчи­няя ему все остальные деятельности. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, Происходит ста­новление в человеке образа его «Я». Критерии самосознания:

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

2) осознание своей активности — «Я, управляю собой»;

3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии, осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я» как действующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств «Реальное Я» и «Идеальное Я»);

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

— самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

— самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

В целом можно выделить 3 пласта сознания человека:

1) отношение к себе;

2) отношение к другим людям;

3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

1) эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»);

2) группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»);

3) просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть». «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой;»);

4) эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в отношении к другому человеку»). (10)

Три показателя - самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы - входят в структуру личности, И хочет человек того или нет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в группе, успешности или неуспешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. Он должен считаться с ними даже тогда, когда не подозревает о наличии этих показателей, ничего не знает о действии психологическо­го механизма оценок и самооценки. По сути своей это перене­сенный внутрь человеческой личности (интериоризированный) механизм социальных контактов, ориентации и ценностей. С его показаниями человек сверяется, вступая в общение, ак­тивно действуя. Эта проверка происходит преимущественно бессознательно, а личность подстраивается к режимам пове­дения, определяемым этими индикаторами.

В. В. Столин вслед за А. Н. Леонтьевым рассматривает понятие личностный смысл, который обязан своим происхождением процессам, происходящим вне сознания субъекта. Он возникает в процессе жизнедеятельности, отражает отношение целей и обстоятельств совершения действий к мотивам деятельности. В структуре сознания личностный смысл вступает в новые связи - в связи с другими составляющими сознания и выражает себя в значениях и эмоциональных переживаниях. «Я», рассматриваемое действующим субъектом как условие самореализации, также приобретает личностный смысл. Таким образом, смысл «Я» по В. В. Столину порождается как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект). Таким образом, смысл «Я» - единица самосознания и содержит: когнитивную, эмоциональную, отношенческую компоненты, связан с активностью субъекта, происходящей вне сознания, то есть социальной деятельностью [16.С. 153-154].

А. Г.Спиркин отмечает, что человеческое «Я» меняется вместе с условиями его жизни. Тем не менее, в развивающемся самосознании есть какое-то общее, инвариантное основание, которое подобно нити тянется через всю нашу сознательную жизнь, сохраняя нашу личность, наше «Я» в целом относительно устойчивым. Без этого основания наше «Я» распалось бы на отдельные, разорванные акты самосознания. Устойчивость «Я» обеспечивается памятью, которая сохраняет ядро «Я» - самосознание. В это ядро входят некоторые наиболее важные и существенные характеристики структуры личности[15.с.152].

И. И.Чеснокова, опираясь на достижения психологической науки, сформулировала определение самосознания, как особо сложного процесса опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование — в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов [17.с.162].

Самосознание — характеризуется умственной активностью и самостоятельностью личности в ее суждениях и действиях, важным компонентом, которого является самоуважение – суждение о себе, выражаемое, а установках на одобрение или не одобрение, положительного отношения к себе принятие себя. Возраст связан с самоизменением, самоутверждением, поиском смысла собственной деятельности, самоосмыслением, самоосмысления главная функция самосознания, работа самосознания – самопознание – познание себя. Задача самопознания — продвижение, шаг к саморазвитию, самоусовершенствованию и дальнейшей самоактуализации себя в жизни (профессиональной деятельности и т. д.).

1.4. Формирование идентичности В позднем юношестком возрасте

По мнению Эрика Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Решение задач, характерных для каждого этапа, согласно Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет. Эти соображения Эрика Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции – «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Формирование эгоидентичности (целостности личности), продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий. В психосоциальной теории Э. Эриксона в период подростничества и юности должна быть решена центральная задача достижения идентичности, создания непротиворечивого образа самого себя в условиях множественности виборов (ролей, партнеров, групп общения и т. п.) Теория строится вокруг кризиса идентичности состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных виборов. Идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадыкватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям: 1)уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений; 2)размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизировать свои внутренние ресурсы и сосредоточиваться на какой-то главной деятельности ;4)формирование «негативной идентичности»,отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания.

Канадский психолог Джеймс Марша выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, реалистического и политического самоопределения молодого человека:

1. «Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убежденний, не выбрал профессии не столкнулся с кризисом идентичности.

2. «Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризисна и испытания, а на основе чужих мне ний, следуя чужому примеру или авторитету.

3.Этап «моратория» характеризуется тем, что индивид находится в процессе нормативного кризисна самоопределения, выбирая на многочисленных вариантах развития тот единственный, который может считать своим.

4. «Достигнутая, зрелая идентичность» определяется тем, что кризис завершен, индивид перешелот поиска себя к практической самореализации. Социологические теории юности рассматривают ее прежде Вего как опредленный этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого при решающей детерминации со стороны общества. «размытая идентичность» и «досрочная идентификация» связаны с меньшей интеллектуальной самостоятельностью, особенно при решении сложных задач в стрессовых ситуациях; юноши первого типа в таких случаях чувствуют себя скованно, а второго — пытаются выйти из игры. «Мораторий» и «зрелая идентичность» сочетаются с более сложными и дифференцированными культурными интересами и с более развитой рефлексией. «Мораторий» и «зрелая идентичность» характеризуються преобладанием интернального, а «размытость» и «преждевременность» — экстернального локуса контроля. Локус контроля — склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный локус контроля), либо собственным способностям и усилиям (интервальный локус контроля). «Преждевременность» дает самые высокие показатели по авторитарности и самые низкие — по самостоятельности. Самый высокий уровень морального сознания характеризует людей, находящихся в стадии «моратория» или «зрелой идентичности». Вместе с тем понятие «зрелой идентичности» и сами его критерии неоднозначны, поскольку особенности индивидуального развития зависят от многих социальных факторов. Например, работающие подростки достигают «зрелой идентичности» раньше, чем учащиеся. Еще больше рассогласованность между профессионально-идеологической и коммуникативной сферами, где обнаруживаются также важные половые различия. Представление, что идентичность формируется прежде всего в сфере профессиональной ориентации, отражает традиционно мужскую точку зрения. Ядро личности и самосознания мальчика-подростка действительно больше всего зависит от его профессионального самоопределения и достижений в избранной сфере деятельности. У девочек дело обстоит иначе. В нормативном определении женственности, а следовательно — и в женском самосознании, семье придается большее значение, чем профессии. Соответственно различаются и критерии юношеских и девичьих самооценок. Если мальчик оценивает себя главным образом по своим предметным достижениям, то для девочки важнее межличностные отношения. Отсюда — разное соотношение компонентов мужской и женской идентичности. Юноша, не осуществивший профессионального самоопределения, не может чувствовать себя взрослым. Девушка же может основывать свои притязания на взрослость на других показателях, например наличии серьезных претендентов на ее руку и серце.

По мнению Эрика Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Решение задач, характерных для каждого этапа, согласно Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет. Эти соображения Эрика Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции – «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Формирование эгоидентичности или, иначе говоря, целостности личности, продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий [1.263-264]

Идентификация — отождествление себя с другим человеком, непосредственное переживание личностью своей тождественности. Шестой стадией жизненного цикла, по Эриксону, является начало зрелости, период от конца юности до начала среднего возраста. Это время ухаживания мужчины за женщиной и ранние годы их семейной жизни.

Главной задачей периода является достижение зрелой идентичности, создания образа самого себя в условиях выбора (ролей, партнера), если не удается решить задачи этого возраста тогда формируется неадекватная идентичность, характеризующаяся отказом от самоопределений, и выбором отрицательных образов для подражания. Идентичность у юношей формируется в сфере профессиональной ориентации с их точки зрения, у девушек семье придается большое значение, чем профессии.

1.5.Феномен Я - Концепции И ее структура

Интерес к Я, к осознанию человеком того, что он есть, возник в философии и долгое время находился в её компетенции. Предметом собственно психологических концепций проблема Я, самосознания становится лишь во второй половине XIX века. В истории философии и психологии высказаны различные точки зрения о природе «Я». Единого понимания этого феномена нет и сегодня. К этому понятию обращались многие отечественные и зарубежные авторы: Ананьев, И. С. Кон, А. А. Налчаджан, В. В. Столин, СР. Пантилеев, С. Л. Рубинштейн, Е. Т. Соколова, А. Г. Спиркин, И. И.Чеснокова, Т. Шибутани. У. Джеймс, К. Роджерс, Р. Бернс, Г. Олпорт, 3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, М. Кун, Т. Макпартлэнд, Б. Г. и др.

У. Джеймс первый предложил понятие Я-концепции в XIX веке. Он предложил различать рефлексивное (познающее) и эмпирическое (познаваемое) в структуре «Я» так, как различаются процесс и результат. Результат процесса самопознания является, собственно, Я-концепцией. Самосознание является как бы двойственным - частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом; в нем надо различать две стороны, из которых одну У. Джеймс предложил называть - личностью, а другую - «Я». Он имел ввиду «две стороны», а не «две обособленные сущности» так, как должны признавать тождество нашей личности и нашего «Я».

В первой половине XX в. возникают такие концепции человеческого Я, самосознания, которые пытаются найти выходы в решении практических вопросов — лечении психических заболеваний, психотерапии и др. В первые десятилетия XX века распространенной становится психоаналитическая концепция З. Фрейда.

Психоаналитический подход к понятию «Я» понимается, как представление о связной организации душевных процессов в одной личности, центр, регулирующий процессы сознательной адаптации. Это «Я» связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению, т. е. к разрядке возбуждений во внешний мир. 3. Фрейд говорил о соотношении трёх компонентов: ид, эго и супер-эго, или: оно, Я, сверх-Я. Подметив немаловажную роль бессознательных, импульсивных влечений в психической деятельности, З. Фрейд отвёл самосознанию и сознанию второстепенное место во взаимодействии этих двух сфер психики.[2, С.53]

К. Хорни говорит о реальной самости, о Я-реальном человека, как о центральной внутренней силе, общей всем людям и всё же неповторимой и уникальной, как о глубинном источнике его роста по направлению к самореализации.

В аналитической психологии К. Юнга целостность и единство «Я», символически выражаются в завершённости фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. «Я» или «самость» психологическое понятие, которое выражает неразличимую нами сущность, непостижимую для нас, так как она превосходит возможности нашего постижения. Её Юнг называет «богом в нас». В этой точке зарождаются начала всей нашей душевной жизни, в ней сходятся все высшие и последние цели. Юнг полагал, что достижение зрелого «Я» требует постоянства, настойчивости, интеллекта, и большого жизненного опыта. Экзистенциальная, или гуманистическая психология выдвигает на первый план проблему «подлинного Я».

К. Роджерс определил Я-концепцию как «организованный, последовательно концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый». Таким образом, по К. Роджерсу «Я» - это дифференцированная часть феноменального поля, или поля восприятия человека (определённого как всеобщность переживаемого), которая состоит из осознанного восприятия и ценностей «Я». Я-концепция - означает концепцию человека о том, что он собой представляет. Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. С точки зрения феноменологического направления, Я-концепция часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни. Эти ролевые образы формируются в результате все более усложняющихся транзакций между людьми. Следовательно, Я-концепция может включать некий набор образов «Я» - родителя, супруга, студента, служащего, руководителя, спортсмена, музыканта и артиста. Легко заметить, что «Я» человека может состоять из наборов восприятия, отражающих многие специфические «роли» в различных жизненных контекстах. М Боуэн, используя термины гуманистической психологии «внутреннее Я» и «сущность» как синонимы, пишет: «Изменение личности в процессе психотерапии является результатом нашего контакта с нашей собственной сущностью, следствием успокоения и укрепления неконтролируемого рассудка, посредством чего мы можем почувствовать наше внутреннее «Я» и действовать с опорой на этот источник силы и мудрости».

Представитель диспозиционной теории личности Гордон Олпорт вводит понятие проприума - позитивного, творческого, стремящегося к росту, развивающегося свойства человеческой природы. Проприум - это «самость», «Я» человека. Это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой - формирование зрелости человеческой жизни.

Р. Бернс определил Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции предложил называть образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называет самооценкой или принятием себя. Я-концепция по Бернсу, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

М. Кун и Т. Макпартлэнд считают, что объективный (более непосредственный социально-связанный) компонент Я-концепции является её более выраженным компонентом. То есть объективные социально подкрепляемые установки находятся наверху иерархии установок на себя. С другой стороны, люди довольно существенно различаются по количеству субъективных и объективных компонентов, содержащихся в Я-концепции.

М. Л. Раусте фон Врихт рассматривает образ Я как часть образа мира, включая в себя представления как о своём «Я», так и об отношении между «Я» и окружающей действительностью.

В психосинтезе для обозначения данного центра психики, «скрытого за скорлупой личности» и составляющего «сердце психики человека» (Р. Ассаджиоли), используется термин «высшее Я». «Высшее Я в психосинтезе определяется как онтологическая Реальность, как Бытие (я есмь), выступающее на своём уровне неизменным Центром Жизни, источником излучаемых ею энергий». Современный этап исследований Я-концепции связан с различением процесса самосознания (Я-субъект) и его продукта (Я-объект), который получил название Я-концепции.

По С. Л.Рубинштейну, «Я» — это действующее «лицо». Его выделение связано с различением процесса («что-то происходит» в форме безличного предложения) и деятельности (данный человек что-то делает). Второе связано с человеческим произвольным действием, т. е. действием, сознательно управляемым. В качестве субъекта познания (сознательной специальной теоретической деятельности) человек выступает вторично; первично он — субъект действия, практической деятельности. То есть «Я» - человек, обладающий сознанием, наделённый сознанием, точнее, человек как сознательное существо, осознающий мир, других людей, самого себя.

Т. Шибутани рассматривал Я-концепцию с точки зрения бихевиорального подхода как способ поведения. Я-концепция может рассматриваться как устойчивое взаимоотношение между человеком как действующим агентом и тем, как он постоянно ощущает себя. Концепция самого себя проявляется у человека в характерных способах, которыми он расположен, действовать по отношению к самому себе. Я-концепция, по мнению Т. Шибутани, уникальна для каждого человека и может быть обнаружена путём изучения устойчивой ориентации человека к действиям в отношении самого себя. Т. Шибутани предложил 5 основных критериев, которые, по мнению социальных психологов, отмечают различия Я-концепций у разных людей: степень интеграции, уровень осознания, стабильность, самооценка, степень согласия. По Т. Шибутани, предпосылкой формирования единой Я-концепции служит непрерывность опыта человека и видение себя, выходя за пределы частных точек зрения всех групп, в которые он был вовлечён. Благодаря устойчивым реакциям других людей у него вырабатывается чувство своей определенности, и его Я-концепция поддерживается и подкрепляется постоянством этих ожидаемых реакций.

По С. Л.Рубинштейну, «Я» — это действующее «лицо». Его выделение связано с различением процесса («что-то происходит» в форме безличного предложения) и деятельности (данный человек что-то делает). Второе связано с человеческим произвольным действием, т. е. действием, сознательно управляемым. В качестве субъекта познания (сознательной специальной теоретической деятельности) человек выступает вторично; первично он — субъект действия, практической деятельности. То есть «Я» - человек, обладающий сознанием, наделённый сознанием, точнее, человек как сознательное существо, осознающий мир, других людей, самого себя

И. С. Кон разграничивает действующее, активное, экзистенциальное Я, т. е. регулятивное начало и организующий принцип психики и рефлексивное, феноменальное, категориальное Я, т. е. представление индивида о самом себе, образ Я, существующий в его самосознании. Автор указывает на то, что в зависимости от того, к какой отрасли относится исследование, к психологии личности, общей психологии, психофизиологии, социальной психологии, меняется и подход к пониманию «Я».

Д. А. Леонтьев определил «Я» как форму переживания человеком своей личности, в которой личность открывается сама себе. Концепция может означать: понимание, система, трактовка каких-либо явлений, руководящая идея для освещения [7.с.93, 19 .с.26. 2. с. 125, 274, 333. 18. с 34-36].

Обобщённую схему структуры Я-концепции предложил А. А.Налчаджан. Автор считает, что, являясь центральной инстанцией личности, «Я» обладает самосознанием или Я-концепцией (представлением, совокупностью знании о себе). Я-концепция является общей структурой самосознания, принадлежащей «Я». Она окружает сферу «Я» и, в свою очередь состоит из тесно взаимосвязанных подструктур или относительно устойчивых Я-образов. Эти устойчивые Я-образы получили в психологической литературе названия "актуальное Я", "реальное Я", "идеальное Я" и т. п. Личность проявляет свою активность и различных, преимущественно социальных ситуациях. Активность ее самосознания выражается в виде ситуативных (оперативных и динамичных) Я-образов, которые «окружают» центральное «Я» и его Я-концепцию. Эти динамичные и в значительной мере осознанные Я-образы являются актуально осознаваемыми частями Я-концепции, её различных подструктур (устойчивых Я-образов). Они входят в состав «потока психики» (в частности, «потока сознания») и нередко, в зависимости от быстроты изменения внешних ситуаций, быстро сменяют друг друга. Таким образом, психика человека в бодрствующем состоянии гибко реагирует на ситуативные изменения среды. Следующий слой структуры личности составляют её психические качества и свойства, её черты и их комплексы, составляющие характер и отчасти темперамент, способности, и т. п. Налчаджан рассматривает Я-концепцию как результат социализации и социально-психологической адаптации личности к типичным результатам её жизнедеятельности. Особенности Я-концепции и её отдельных подструктур (относительно устойчивых Я-образов) являются показателями того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования. В структуре различных личностей могут существовать как адаптивные, так и дезадаптивные Я-концепции и их подструктуры. Таким образом, Я-концепция играет важную роль в регуляции поведения, включает когнитивный и эмоциональный компоненты. Зрелая личность обладает целостной Я-концепцией, способной развиваться в течение всей жизни (Б. Г.Ананьев, Р. Бернс, Л. И.Божович, М. Р.Гинзбург, Крайг. Р, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, И. И.Чеснокова). Анализируя целый спектр взглядов на Я-концепцию, мы в качестве рабочего принимаем определение Я-концепции, которое даёт А. А.Реан, «...это целостный образ собственного Я, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе».

Полимодальность Я-концепции. Многие психологи (Р. Мэй, Э. Фромм, А. А.Налчаджн, К. Хорни, К. Роджерс, К. Левин, М. Розенберг, М. Р.Гинзбург, А. М.Прихожан, А. А.Реан, Mead G. H, Окшп, 1984, Grimm-Thomas, Perry-Jenkins), прикасающиеся к теме «Я», подчеркивают его полимодальность. Выделяют следующие модальности «Я»: - реальное, истинное Я (какой Я есть сейчас).

Р. Мэй считал, что отыскать своё истинное Я можно только соединив сознательное «Я» с различными уровнями подсознания. По Р. Мэю истинное «Я» охватывает глубины человеческого разума, проникая далеко за пределы обыденного сознания, которое как кривое зеркало способно дать искажённое изображение истинного «Я». Задачу консультирования Р. Мэй видел в том, чтобы помочь клиенту обрести своё истинное «Я» и найти в себе мужество стать этим «Я».

По Э. Фромму, любовь, как особая форма человеческих отношений, позволяет человеку обрести подлинное «Я». Э. Фромм пишет, что процесс растущего обособления индивида от первоначальных связей - индивидуализация - « это процесс усиления и развития его личности, его собственного «Я».

По А. А. Налчаджану, в структуру реального Я включено то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Развитая человеческая личность имеет систему представлений о себе, которые она считает соответствующими реальности. Это система приписываемых себе в данный момент ее жизни качеств. А. А. Налчаджан имеет ввиду приписываемые свойства, поскольку представления человека о своих физических и особенно психических качествах не всегда точно отражают его реальные качества. Более того, реальные свойства и качества личности нередко отражаются в ее сознании искаженно, причем могут приписываться себе даже полностью отсутствующие качества. Тем не менее, представление человека о том, каким он является в данный отрезок своей жизни (его «реальное Я» или, точнее говоря, его актуальный, относительно устойчивый Я-образ), играет огромную роль в его жизнедеятельности: мотивирует его активность, детерминирует выбор ближайших целей и уровень притязаний.

[9, С 123-134; 14,С 32-35;10,С5-9;7,С 45-49; 3,С 12-29;20, С 226 -234].