Сегодня: 06 | 05 | 2024

Курсовая работа Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития Я-концепции в позднем юношестве

1.6. Особенности формирования Я - концепции в позднем юношесте.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам виявить механизмы формирования Я-концепции:

1) прямое или косвенное внушение родителями образа или самоотношения;

2) формирования стандартов выполнения тех или иных действий, формирование уровня притязаний;

3) контроль за поведением ребенка, в котором усваиваются параметры и способы самоконтроля;

4) вовлечение в поведение, которое может повысить или понизить самооценку, изменить образ себя;

5) вовлечение в социальные отношения, в которых происходит усвоение реально существующих правил поведения, моральных норм;

6) идентификация со значимыми другими.

По мнению Олпорта, зрелый человек имеет широкие границы «Я». Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя «со стороны». Они участвуют в трудовых, семейных, социальных отношениях, имеют хобби, интересуются политическими и религиозными вопросами и всем, что они считают значимым. Зрелый человек демонстрирует самопринятие, реалистические притязания, способность к самопознанию. Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцию в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина. В соответствии с восприятием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентацией и основными личностными и социальными установками в целостную Я-концепцию включаются новообразования, отражающие уровень развитие познавательных психических процессов в период ранней взрослости носит неравномерный гетерохронный характер. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы. Кроме того, развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности степень одаренности человека, уровень его образованности и род деятельности. В эмоциональной сфере главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости,— это достижение идентичности и близости. Близость — основа любви. Любовь складывается из таких эмоций, как интерес—возбуждение и удовольствие—радость. Зачастую любовь сопровождается чувством ревности, которое может выражаться эмоциями гнева, печали, злости. В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них — эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им. В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна. Мотивационная сфера характеризуется тем, что молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют от него принятия особенных решений. Таким образом, поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения. Желание молодых людей заключить супружеский союз может быть обусловлено такими мотивами: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои способности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.

В период ранней взрослости поведение человека связано с освоением профессиональной деятельности и самосовершенствованием, созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени и досуговой деятельностью, которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности. Каждая сфера человеческой активности характеризуется специфическим характером деятельности и общения: труд — общественной полезностью деятельности, семья — концентрацией и разнообразием межличностных отношений, досуг — реализацией личностного потенциала. Ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.

Профессиональная Я-концепция — представление личности о себе как о профессионале. В современной психологии рассматривают различные частные формы Я-концепции. А. А. Реан вводит понятие профессиональной Я-концепции личности и выделяет в нем реальную и идеальную составляющие. Реальная профессиональная концепция себя — это представление личности о себе как о профессионале, тогда как идеальная Я-концепция соответствует профессиональным желаниям и надеждам. Реальная и идеальная профессиональные Я-концепции не только могут не совпадать, но в большинстве случаев обязательно различаются, и их несовпадение является источником профессионального самосовершенствования личности и ее стремления к развитию. Профессиональная самооценка является важнейшим элементом в структуре профессиональной Я-концепции личности. Рассматривая профессиональную самооценку как образование, от которого в значительной степени зависит профессиональная успешность личности, А. А. Реан выделяет в ней операционно-деятельностный и личностный аспекты. Операционально-деятельностный аспект самооценки связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионального уровня (сформированности умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний). Личностный аспект профессиональной самооценки выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профессионального». Самооценка по этим двум аспектам не обязательно конкордантна (согласованна). Дискордантность (рассогласование) самооценки по операционально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие личности. Расхождения между реальной и идеаль­ной Я-концепцией могут иметь различные, как негативные, так и позитивные следствия. С одной стороны, рассогласо­вание между реальным и идеальным Я может стать источ­ником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником саморазвития и самосовершенство­вания личности. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией. В любом случае безосновательно ожидать полного совпаде­ния Я-реального и Я-идеального, особенно если речь идет о подростковом и юно­шеском возрасте.

Функции Я-концепции: достижение внутренней согласованности личности; интерпретация жизненного опыта; определение ожиданий человека в отношении своего будущего. Достижение внутренней согласованности личности: столкновение противоречащих друг другу представлений, чувств, идей, относящихся к представлениям человека о себе, вызывает у него ощущение психологического дискомфорта. И человек всячески пытается этого избежать, предпринимая действия, способствующие достижению утраченного равновесия, стараясь избежать внутренней дисгармонии. Поэтому, когда человек сталкивается с новым опытом, знанием о себе, он либо:

1) принимает, ассимилирует этот опыт, когда он не противоречит представлениям индивида о себе, либо,

2) отказывается видеть вещи, такими как они, есть, верить людям, сообщающим ему что-либо о себе, или,

3) стремится изменить каким-либо образом себя или окружающих.

Если изменения образа себя, привносимые новой информацией, не сильно отличаются от прежних представлений о себе, то индивид иногда может их принять, если эти изменения не превышают его адаптационные возможности Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может также усваиваться с помощью защитно-психологических механизмов, таких как рационализация, когда новый опыт объясняется на основании уже имеющегося, искажение или отрицание. Таким образом, Я-концепция может выступать как некий защитный экран, охраняющий самосогласованный образ себя от влияний, которые могут его нарушить. Сложившаяся Я-концепция обладает свойством самоподдержания. Благодаря этому у человека создается ощущение своей постоянной определенности, само - тождественности. Самосогласованность Я-концепции не является абсолютной. Поведение индивида бывает разным в зависимости от ситуации, в которой он находится, от принятой им психологической или социальной роли. Такая рассогласованность, как правило, соответствует неперекрывающимся контекстам, ситуациям в жизни человека. В каждой из таких ситуаций человек формирует несколько отличные образы Я и шаблоны поведения, соответствующие требованиям данной ситуации. Так, человек может иметь сильно отличающиеся образы Я на работе и дома. Если вдруг происходит перекрывание таких ситуаций или ролей (например, какой-либо праздник на работе с приглашением членов семей или неожиданная встреча в тесной неформальной обстановке людей, чьи отношения на работе четко регламентированы), то проблема рассогласованности может проявиться достаточно остро. Даже при относительной жесткости Я-концепции человек сохраняет возможности для адаптации к меняющимся внешним условиям, для самоизменения, развития, необходимого для решения стоящих перед ним задач. Неожиданное осознание неадекватности существующего Я-образа, вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, более соответствующей реальности, – это процесс самопознания и самостроительства, который идет всю жизнь.

По мнению Э. Эриксона стабильность Я-концепции обеспечивает человеку чувство уверенности в направлении своего жизненного пути, в восприятии своих различных жизненных ситуаций как единого непрерывного в своей преемственности опыта. Еще одна функция Я-концепции – интерпретация жизненного опыта. Проходя через фильтр Я-концепции, информация осмысливается, и ей присваивается значение, соответствующее уже сформировавшимся представлениям человека о себе и о мире.

ВЫВОДЫ

Юность это переходной этап в жизни человека который обусловлен вхождением в новую социальную ситуация развития центром – самостоятельность в выборе партнера, будущей профессии, определения места в жизни. Поздняя юность характеризуться достижением половой зрелости, способностью к деторождению, независимостью от родителей и других взрослых, принятием ролей взрослого человека. Юноша стремиться познать себя, размышляя о своих достоинствах и недостатков, начинает сравнивать, сопоставлять себя с другими, отыскивая схожесть и различия, такое познание приводит к самосовершенствованию. Складывается мировоззрение, формируется осознанное, итоговое отношение к жизни. Создаются благоприятные условия для становления смысла жизни, заинтересованность в личном смысле жизни. Целостность личности, то есть идентичность в этом возрасте разрешается центральная задача достижения, создании своего образа. Идентичность имеет свои этапы развития, которые измеряются степенью самоопределения в юности (профессиональной, политической и т. д.). Идентичность продолжается на протяжении всей жизни. Формируется в сферах, например с точки зрения мужчин в сфере профессиональной ориентации, с точки зрения женщин самосознании семье придается большее значение, чем профессии. Можно прийти к выводу, а том что, мужчинам и женщинам присущи разные компоненты идентичности. Я-концепция – это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая в себя как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я – в прошлом, настоящем и будущем. Я-концепция взрослого человека продолжает обогащаться опытом активного проявления себя в разных сферах жизни.

РАЗДЕЛ.2.

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ В ПОЗДНЕМ ЮНОШЕСТВЕ

2.1. Методика «Самосознание и самооценка личности»

Аккуратность.

Активность.

Бережливость

Вдумчивость

Вежливость

Гордость

Доброта.

Жизнерадостность.

Знания.

Искренность.

Мировоззрение.

Настойчивость.

Нежность.

Обаяние

Общительность

ОбаяниОбщительность

Отзывчивость.

Подвижность.

Поэтичность.

Приветливость. Принципиальность. Решительность. Самокритичность. Сдержанность.

Терпимость.

Скромность..

Трудолюбие..

Увлеченность.

Умения.

Целеустремленность. Эмоциональность.

Для выявления развития самосознания необходима, оценить именно самооценку личности, так как самооценка личности является необходимым элементом развития самосознания. Мы использовали методику, которая построена на представлении о том, что статистической нормой является закономерное несовпадение реальной и идеальной Я – концепции. Испытуемым дают список из 30 слов, характеризующий некоторые качества личности. Необходимо каждому испытуемому выполнить 3 задания расположить их в такой последовательности, что бы:

1-й список: характеризовал субъективный идеал человека (испытуемого) представлении об идеале.

2-Й список: расположите слова которые характеризували лично бы ваши качества.

3-й список: Расположить те качества личности лично себя таким, каким вы стараетесь казаться окружающим. В результате каждый испытуемый составляет три списка:

список 1— « идеал», список 2 – «Я»,список 3— «Я—поведение».

При проведении данной методики мы получили следующие три списка. На основании результатов строиться график, отражающий уровень совпадения между собой трех полученных последовательности расположения качеств. При вычислении самооценки используеться формула Спирмена:

6 Σ DІ2

Rs = 1 –

N (N2 – 1)

При использовании данной формулы мы получили следующие показатели уровня самооценки:

Группа ПП

Фамилия

R

1

Артеменко

0,8

2

Анисова

0,61

3

Алеексеенко

0,6

4

Бернадская

0,45

5

Ваапова

0,7

6

Гуйван

0,51

7

Джеппарова

0,73

8

Кучеренко

0,5

9

Кешпиева

0,3

10

Кирпиченко

0,8

11

Люманов

0,5

12

Лазарев

0,46

13

Максимов

0,53

14

Нуделеева

0,8

15

Русакова

0,4

16

Садыкова

0,5

17

Техтерекова

0.72

18

Эпрамова

0.4

19

Эриджепова

0.42

20

Юрченко

0.32

График.1.1. Показатель корреляции, «самооценки в группе »

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Строим график 1.2 полученных показателей последовательности

расположения качеств.

2.2.Методика На Выявление особенностей профессиональной идентификации

Даны 20 шкал. Нужно охарактеризовать с помощью шкал.

1-й этап: абстрактный ученик. 2-й этап: абстрактный учитель.

3-й этап: идеальный человек. 4-й этап: нужно охарактеризовать себя.

Методика выявляет, на какую психологическую дистанцию разводятся объекты, чем меньше дистанция, тем более иметься склонность к рассмотрению соответствующих объектов как качественно однородные (идентифицировать их). Таблица 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№пп

1-й

78

79

98

80

84

81

75

70

60

94

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

№пп

83

84

80

82

94

78

93

70

83

103

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№пп

2-й

89

102

92

83

66

92

82

72

82

106

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

№пп

93

96

74

94

84

85

80

80

99

105

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№пп

3-й

87

93

100

87

100

80

97

57

83

94

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

№пп

98

92

81

92

92

45

101

84

80

99

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№пп

4-й

72

76

99

91

95

90

107

68

49

96

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

№пп

99

113

72

95

83

47

64

84

72

99

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№пп

5-й

72

86

91

82

89

71

81

67

42

97

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

№пп

97

93

72

121

90

80

65

72

74

99

Продолжение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№пп

6-й

69

73

88

85

107

75

76

87

45

103

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

№пп

92

97

88

98

80

87

72

87

83

93

2.3.Методика И. М. Юсупова « Склонность к эмпатии»

Эмпатия — сопереживание — это умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольному эмоциональному отклику на переживания других людей. Сопереживание — это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными. Развитая у человека эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению, то есть, прежде всего, в обучении и воспитании. Методика на выяснения уровня эпатийных тенденций. Тестирование состоит из З6 вопросов. Инструкция. Необходимо использовать следующие варианты ответов: «не знаю»,(0), «нет, никогда»(1), «иногда»(2), «часто»(3), «почти всегда» (4), «да, всегда»(5)

Бланк №1

1.

Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замесательных людей».

2.

Взрослых людей раздрожает забота родителей.

3

Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей

4

Среди всех музыкальных передач предпочитаю современные ритмы.

5.

Чрезвычайную раздрожительность и несправедливе упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6.

Больному человеку можно помочь даже словом.

7.

Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя людьми.

8

Старые люди, как правило, обидчивы без причины.

9.

Когда в детстве слушал грустную мелодию, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10.

Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11.

Я равнодушен к критике в мой адрес.

12.

Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13.

Я всегда все прощал родителям, даже если они были неправы.

14.

Если лошадь плохо тенет, ее нужно хлестать

15.

Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую словно это происходит со мной.

16.

Родители в основном относятся к своим детям справедливо.

17.

Видя ссорящимися подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18..

Я не ображаю внимания на плохое настроение своих родителей

19.

Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20.

Фильмы и книги могут вызывать слезы только у несерьозных людей

21.

Мне нравиться наблюдать за выражением лиц и поведеним незнакомых людей.

22.

23.

Все люди необосноанно озлоблены.

24

Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25.

В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26.

При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27.

Человеку станет легче, если внимательно вылушать его жалобы.

28.

Увидив уличное происшестие, стараюсь не поапдать в число свидетелей.

29.

Младшим нравится. когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30.

Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение свого хозяина.

31.

Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостьятельно.

32.

Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33.

Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34.

Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои однокласники были задумчивы.

35.

Безпризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36.

Если мои друзья начинаю обсуждать со мной свои личные просьбы, я стараюсь перевести розговор на другую тему.

Рис. 2.1.График результатов эмпатийности группы

Сопоставительный анализ полученных результатов.

Общегрупповое сопоставление показателей самооценки, эмпатии и профессиональной идентификации указывает на подтверждение гипотезы исследования.

По результатам оценивания самооценки было вычислена корреляция.

Уровни самооценки

Высокий

Выше сренего.

Средний

Ниже среднего

0,8

0,61

0,5

0,3

0,8

0,6

0, 5

0,8

0,53

0,5

0,73

0,51

0,45

0,72

0,43

0,7

0,42

0,4

0,4

0,32

Показатели самооценки, средний уровень самооценки преобладает над высоким и выше средним показателем самооценки.

Методика на выявления эмпатийности в группе показала такие результаты.

Очень высокий

Уровень

Высокий уровень

Эмпатийности

Нормальный уровень

Эмпатийности

133

131

121

121

95

93

92

90

86

73

79

72

70

69

68

67

66

64

62

62

Показатели выделенные при исследовании профессиональной идентичности в группе.

1-й показатель. Дистанция «учитель-ученик». Результаты от 75до 79баллов. Говорит о том что, психологическая дистанция не лишает потенциально возможных конфликтов, формирует на поиск конструктивних выходов во взаимодействии учителя и ученика. От 80 до 103 говорит о том что, психологическая дистанция на столько велика, что может выдвигать серьозные препятствия про принятии на себя роли учителя.

2-й показатель. Дистанция «учитель- идеал». Результаты от 66- 74, до 80 - 106 баллов. Вхождение в роль учителя должно сопровождатся преодолением внешних трудностей, но и собственной негативной установки.

3-й показатель. Дистанция «ученик- идеал», от 45, 57 баллов от 45 до 101баллов, говорит о высоком показатели расхождения дистанции. Преобладает высокий показатель.

4-й показатель. Дистанция «самооценка-идеал», от 45 , 76, от 81 до 107 баллов. Преобладает высокий показатель в расхождении.

5-й показатель. Дистанция «ученик-самооценка» от 42 до 67, от 71 -121баллов. Преобладает высокий показатель, ученик предрасположен к принятию позиции учителя.

6-й показатель. Дистанция «учитель-самооценка», от 45-76, от 80 до 107 баллов. Преобладает высокий показатель, то это свидетельствует о большей близости с позицией ученика.

ВЫВОДЫ

1.Показатели самооценки, средний уровень самооценки преобладает над высоким и выше средним показателем самооценки в группе испытуемых. Этот уровень самооценки говорит о том, что человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к совершенствованию, саморазвитию, высокий и выше среднего показатель самооценки говорит о том, что человек заслуженно ценит себя, доволен собой, уважает себя.

2.Комплексная оценка. Преобладает однородный уровень оценивания: оценки попадают в одну группу по величине расхождения. Три объекта (учитель, ученик и оценивающий) не расходятся с идеалом значит структура профессиональной деятельности и профессиональные отношения являються значимыми для оценивающего

3. В группе в равном количестве преобладает уровень (очень высокий и высокий) эмпатийности над нормальным что, говорит об хорошо развитом сопереживании к другому человеку. Эмпатия важное качество педагога и психолога в профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития Я-концепции в позднем юношестве показал, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.

Мы определили основные понятия по теме исследования, К. Роджерс определил Я-концепцию как «организованный, последовательно концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый». Таким образом, по К. Роджерсу «Я» - это дифференцированная часть феноменального поля, или поля восприятия человека (определённого как всеобщность переживаемого), которая состоит из осознанного восприятия и ценностей «Я.

Нами выявлены особенности самосознания в позднем юношестве, такие как оперирование, гипотетическими утверждениями, представлениями, важным компонентом самосознание является самоуважение. Под понятием подразумевается удовлетворенность собой, принятие себя, чувство собственного достоинства, положительное отношение к себе, согласованность своего наличного и идеального «Я». Складывается мировоззрение, создаются благоприятные условия для становления интегрального психологического образования, смысла жизни. Самопознание и самоотношение. Самосознание характеризуется умственной активностью и самостоятельностью личности в ее суждениях и действиях.

Нами проведенный анализ специфической особенности формирования Я-концепции в позднем юношестве который показал что, степень сформированности Я-концепции зависит от механизмов формирования таких как, прямое или косвенное внушение родителями образа или самоотношения; формирования стандартов выполнения тех или иных действий, формирование уровня притязаний; контроль за поведением ребенка, в котором усваиваются параметры и способы самоконтроля; вовлечение в поведение, которое может повысить или понизить самооценку, изменить образ себя; вовлечение в социальные отношения, в которых происходит усвоение реально существующих правил поведения, моральных норм; идентификация со значимыми другими.

По проведенному анализу психодиагностических методик по проблеме исследования показал, что по результатам оценивания профессиональной идентификации преобладал однородный уровень оценивания, испытуемые их структура профессиональной деятельности и профессиональные отношения являються значимыми для них.

Результаты по показателям самооценка показал средний уровень самооценки преобладает над высоким и выше средним. Показатели уровня эмпатийности в исследовании показал такой результат, в группе в равном количестве преобладает уровень (очень высокий и высокий) эмпатийности над нормальным что, говорит об хорошо развитом сопереживании к другому человеку.

ЛИТЕРАТУРА

1.Абрамова Г. С.. Возрастная психология: учебное пособие для студентов, вузов.— М: Академич. проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2000.—624.

2. Бернс. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с анг/Общ, ред. Парамонова Н. И, Дорогова Л. И.—М.: Издательская группа «Прогресс»,1986.— 420 с.

3.Бобалев А. А. «О психологическом понимании. Я человека, Я-образ и Я-концепция. Мир психологи.2002.№ 2 (с. 12-29).

4.Выготский Л. С. Собр. соч.,т,3,—М.: 1983.—с.144-145.

5.Дашковский Н. И. «К вопросу о коммуникации с внутренним Я// Мир психологи.2002 №2 (с.61-70).

6. Психологический словарь. М.: Педагогика – Пресс, 2001г

7.Кон И. С. Открытие «Я».— М.: 1978.—234 с.

8.Костенко С. С. «К вопросу о внутриличностных факторах саморазвития студентов, компетенции жизнеутверждающей адаптации//Высшее образование сегодня.2008 №8 (с.36-38)

9. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»). Под общей редакцией А. А.Реана Санкт-Петербург «прайм ЕВРОЗНАК» изд. дом «НЕВА». Москва ОЛМА-ПРЕСС» 2002

10.Петровский А. В. , Ярошевский М. Г. “ Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных Заведений “ – 2-е изд., стереотип. – М.; издат. центр “ Академия “; Высшая школа, 2001

10.Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с анг./Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И.—М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.— 480 с.

11.Семиченко. Психология личности.— К.: Издатель Ешке О. М., 2001.—427 с.

12. Словарь практического психолога/сост. С.Ю. Головин.— Минск: Харвест,1997.—800 с.

13.Столяренко Л. Д. “ Основы психологии “ – Ростов – на – Дону; издательство “ Феникс “, 1997

14.Семенова Е. А. « Возможности развития самосознания. 2008.№7 «Психология личности».(с.32-35).

15.Соловьев. О.В. «Структура человеческого Я в потоке времени». Мир психологи. 2005.№13(с.79-90).

16. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание.—М.: 1972 .

17.Столин В. В. Самосознание личности.—М.: 1983.

18. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологи.—М.: 1977.

19.Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М. Гайдарики.2004.(с.506-518)

20.Шибутани Т. Я – концепция и чувство собственного достоинства / Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, Изд. Дом “Бахрах” , 2003

.