Сегодня: 26 | 04 | 2024

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По курсу: «Политология» 2006

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По курсу: «Политология» 2006

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Политология, как наука. Стр.

1. Комплексный характер политической науки…………………………………3

2. Актуальные проблемы политической теории………………………………...5

3. Политология современной Украины…………………………………………..6

Национальная политика.

1. Сущность и принципы национальной политики ……………………………..9

2. Национальные отношения в современных условиях: проблемы и перспективы……………………………………………………………………….10

Используемая литература…………………………………………………..........12

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Комплексный характер политической науки.

В современных условиях политология приобретает все большее значение. Это вызвано тем, что в нашем обществе набирает силу демократизация жизни, устранение всех запретов на творческие и самостоятельные исследования, профессиональную самореализацию, свободу передвижения. Не меньшее значение имеет и то, что политические проблемы пронизывают сегодня буквально все сферы деятельности человека, происходит невиданная политизация действительности. Мы являемся свидетелями самых разнообразных политических акций, выступлений, митингов. Постоянно слышим о работе президентов, правительств, парламентов, местных органов власти.

Возрастание роли политологии продиктовано и международными отношениями, когда все более многообразной становится политическая жизнь народов и стран, все насущнее заявляют о себе всевозможные политические противоречия и конфликты, реальные угрозы от нарастающего экологического прессинга, терроризма и локальных войн.

Политология фокусирует в себе все эти реалии, чтобы подсказать решения этих и многих других проблем современности.

В литературе последних лет весьма оживленно обсуждается вопрос о предмете политологии и ее соотношении с другими науками. Существует на этот счет множество мнений. Одни пытаются представить политологию как некую безграничную теорию политики, охватывающую все политические связи и взаимодействия, включая механизм властвования, Другие отождествляют политологию только с политическим взаимодействием классов и социальных групп.

Думается, что целесообразнее было бы представить политологию как целостную, логически стройную совокупность знаний о политике и организации политической жизни, закономерностях политической сферы жизни общества, основных тенденциях его политического развития.

В центре внимания политологии находятся проблемы власти, деятельности политических институтов, теоретические и эмпирические аспекты политических процессов. Иначе говоря, политология изучает сущность политики и ее разнообразные проявления. Принято разделять политологию на теоретическую и прикладную. Теория политики позволяет нам проникнуть в тайны политики, раскрыть подлинную суть деятельности политических персонажей, осмыслить политическое развитие, ответить на вопросы: «что познается?» и «как познается?», раскрыть парадигмальные свойства политического процесса.

Прикладная политология, отвечая на вопросы «для чего?» и «как?», определяется как совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур политических технологий, программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального политического эффекта. Недопустимо сводить политологию просто к политической практике, устраняя различие между наукой и практикой. Прикладная политология тоже имеет свой методологический, методический и процедурный уровень.

Политология, как одна из областей фундаментальных знаний, изучает политическую действительность в ее целостном виде. Но существует немало и других наук, не имеющих такого интегрального характера, но изучающих разные спектры политической жизни.

Общее представление о месте политологии в системе других наук о политике дает следующая схема:

1. Политическая философия изучает мировоззренческие основы и
ценностные аспекты властных отношений и политической жизни.

2.История политических учений анализирует проблемы становления и развития политической мысли, ее фундаментальных основ.

3.Политическая психология — это наука о субъективных мотивациях политического поведения.

4.Политическая социология изучает влияние гражданского общества на распределение власти.

5.Политическая география и геополитика рассматривает влияние
климатических, географических, природных и геополитических факторов
на политическую жизнь.

6.Теория государства и права — это история и закономерности
возникновения государства и права.

7.Политическая антропОлогия Исследует влияние родовых качеств
личности и естественных основополагающих потребностей на ее политическое поведение.

8.Политическая история освещает изменение политических институтов и норм в процессе эволюции общества.

Политология, как наука, имеет свои методы и функции. Методы могут быть как общенаучные, так и специфические. В политологии довольно часто применяются такие методы, как исторический, сравнительный, структурно-функциональный, системный и ряд других.

Но есть и специфические методы, такие, например, как бихевиористские методики (изучают поведенческие начала субъектов, теорию групп), метод политических коммуникаций, теории игр и принятия решений.

Что касается функций, то среди них выделяют теоретические, методологические, прогностические, прикладные, управленческие и идеологические.

То есть, политология предстает перед нами и как наука, и как предмет, изучаемый в средних и высших учебных заведениях.

2. Актуальные проблемы политической теории.

Рассмотрим теперь актуальные проблемы политической теории, которые предстоит изучать и осмысливать нашим современникам. Конечно же, этих проблем множество, но мы охарактеризуем только основные.

Особую значимость приобретает новый подход к проблемам сравнительной политологии, преодолению отчуждения внутренней и внешней политики, поиск интегрирующего начала в их взаимоотношениях.

В самом деле, на рубеже столетий мы стали свидетелями новых явлений развития мира. Уменьшается роль наций-государств при одновременном возрастании роли регионов и федеративных образований. Наблюдается углубление интеграции в мировом масштабе и усиливается влияние неправительственных факторов на внутригосударственном и международном уровнях. Активизация демократических процессов обуславливает необходимость согласования интересов в сфере внутренней и внешней политики. Более того, многие явления политического характера оказались сходными в разных странах.

Общезначимыми стали проблемы кризисов, терроризма, конфликтов, переговоров, демократизации, интеграции и дезинтеграции. Настоятельно требуется выявление общих закономерностей политического процесса с корректировкой его на специфику конкретного исторического периода, страны, региона. Возрастает потребность в экспертах и аналитиках, способных анализировать ситуацию в стране в сравнительном ракурсе, выявлять общие тенденции и закономерности внутриполитических и внешнеполитических процессов.

Они нужны в государственных учреждениях, корпоративных структурах, в органах власти, партиях, движениях, чтобы обеспечить политико-технологическое консультирование, имиджмейкерство, политический анализ, накопление информации, выработку рекомендаций.

Требуется дальнейшее изучение тенденций взаимосвязи политики и мирового развития, овладение современными политическими технологиями, опытом анализа, разбора и моделирования конкретных международных и внутренних ситуаций.

Говоря о современных проблемах политологии, отметим, что в ней просматривается повышение внимания к политической роли социальных групп и институтов, политических партий и движений, парламентской деятельности и организации избирательных кампаний, анализу политических систем, теории политической культуры, поведению личности.

Наметилось сближение политологии с социологией, антропологией, экологией, психологией. Шире стали внедряться и методы естественных наук, особенно с приходом Интернета.

На наш взгляд, для современного политолога Крыма и Южного региона Украины весьма актуальными являются проблемы политической регионалистики. Рассматривая проблемы развития Крыма, необходимо теснее увязывать их с геополитическими реалиями, интересами стран ближнего и дальнего зарубежья, его природным и стратегическим значением.

Столь же актуальным, особенно для стран СНГ, является изучение проблемы политической стабилизации. Как рождается гражданское общество? Каковы его отношения с государством и политической властью вообще? Как идет становление независимых государств?

Требуют дальнейшего исследования процессы рождения новой политической системы и ее конституционных основ, демократизации общества концепций современной демократии.

Ждут своих исследователей проблемы политических коммуникаций взаимодействия политических институтов и общественности, а также всесторонний анализ современных конфликтов и кризисов.

Огромный пласт неизученных проблем таится в деятельности современных политических партий и общественно-политических движений. По этому важное значение приобретает вопрос о механизме народного воле изъявления и формах его отражения в политической системе общества и государства. Действия масс во многом предопределяются уровнем политической культуры. Какова она сегодня? Как в ней отражается взаимодействие национальных, общечеловеческих и исторических факторов?

Столь же актуальным стал ныне вопрос о связи современного бизнеса и политики. Известно, что зачастую деятельность предпринимателей преследующих чисто экономические цели, то есть получение максимальной прибыли, может нанести серьезный ущерб экологии, историческим па мятникам, или свестись к проявлению экономического терроризма.

Таким образом, перед современным политологом открывается огромное поле практической и научно-исследовательской деятельности, предоставляются возможности в полной мере проявить себя как специалиста профессионала, востребованность которого возрастает с каждым днем.

Мы остановились лишь на некоторых актуальных проблемах современной политологии. Но это вовсе не значит, что нет других, достаточно интересных аспектов и малоисследованных вопросов политической жизни.

3. Политология современной Украины.

Сегодня политология в Украине получила полноценное право на существование и как самостоятельная наука, и как учебная дисциплин; Мы являемся очевидцами трудного, но непрерывного процесса зарождения и функционирования демократической политики, чему в немалой степени способствует циркуляция политических знаний на всех уровнях общественного сознания. Поддержка демократизации общества может осуществляться по двум направлениям.

Первое направление — это расширение политологических знаний по вертикали: подготовка профессиональных политиков, парламентариев, служащих государственного аппарата, т. е. тех людей, которые и составляют «пирамиду» государственной власти.

Второе направление предусматривает, что знания о политике и ее возможностях должны активно распространяться и по горизонтали — среди различных слоев населения, благодаря чему и формируется гражданское общество.

С 1990 г. политология как учебная дисциплина преподается в вы шей школе. Обретая независимость, Украина начала фактически с азов политической науки, без которой невозможно успешное развитие по демократическому пути. Сегодня в Украине существуют целая сеть научных учреждений, которые трудятся на благо освоения обществом цивилизованного отношения к политике. Ценным для политологического возрождения является опыт мировой политической науки и, прежде всего, заграничных институтов, учреждений, где изучается украинская политическая мысль, анализируются современные политические проблемы и перспективы развития нашего государства. Выделим наиболее известные.

•  Украинский Социологический институт в Вене

•  Украинский научный институт в Берлине. Функционировал как
филиал Берлинского университета Фридриха-Вильгельма с 1926 г.

Восточно-Европейский исследовательский институт им. В.Липинского. Действует с 1963 г. в Филадельфии (США).

Наряду с эмиграционными центрами развития-политологии возникают и отечественные:

•  Институт государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины.
Главный центр в современной Украине по изучению правовых, политических и международных проблем, которые имеют важное значение для развития юридической науки и становления украинской правовой державы.

•  Украинская ассоциация политологов. Образована в марте 1991г. с
целью развития политических наук в Украине, разрабатывает политические технологии, дает экспертную оценку нормативным актам и политическим решениям государственных органов, поддерживает связи с аналогичными центрами за рубежом;

•  Ассоциация молодых украинских политиков (АМУП). Была создана в мае 1992г. группой молодежи в составе депутатов, преподавателей
ВУЗов, студентов. Цель объединения — политологические исследования. Издают журнал «Нова політика».

•  Украинская Академия политических наук (УАПН), созданная в
1993 г. добровольная организация, объединяющая преподавателей ВУЗов,
работников органов государственной власти и управления.

•  Система высшего и, частично, среднего образования в Украине. Она
служит, прежде всего, политическому образованию молодежи.

Общие тенденции развития мировой политической мысли находят свое отражение и в деятельности Me ладу народной Ассоциации Политических наук (МАПН). В июне-июле 2003 года состоялся XIX Всемирный конгресс этой Ассоциации в Дурбане (ЮАР). В нем приняло участие более 1,5 тысяч политологов мира от 70 национальных ассоциаций. Темой конгресса была «Демократия, толерантность, справедливость: вызовы для политических изменений». Учеными были выдвинуты и обсуждены 4 проекта глобализации мира: 1) неолиберальный, однополюсный, гегемонистический; 2) многополюсный, макрорегиональный; 3) утопично-кооперативный с опорой на собственные силы; 4) управление глобализацией через систему международных институтов с учетом интересов большинства стран и требований социальной справедливости. Предпочтение было отдано именно этому, четвертому проекту.

Таким образом, задача украинской политологии заключается в том, чтобы, опираясь на достижения мировой политологической мысли, вырабатывать собственное, обоснованное и компетентное толкование политических процессов в Украине.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

1. Сущность и принципы национальной политики.

Одним из объектов политологического анализа является национальная политика. Она весьма подвижна, многовариантна и обусловлена как объективными, так и субъективными факторами. Эффективность национальной политики зависит от того, насколько полно правящие классы, государственные структуры, партии учитывают реальную картину национальных отношений в обществе и грамотно их регулируют. При этом решающее значение имеет разумное сочетание национального и интернационального начала, экономический прогресс общества, соблюдение прав человека, утверждение начал гражданского общества.

Непременной предпосылкой правильной национальной политики должно быть научное понимание терминологии национальных отношений и методологических принципов развития этой сферы.

Отметим, что содержание употребляемых терминов в мировом обществоведении нередко трактуется по-разному. Так, понятие «нация» может рассматриваться как общность людей, для которых характерно наличие общности экономической жизни, территории, языка, психического склада, проявляющегося в общности культуры. Это же понятие употребляется и как этническая общность людей, характеризующаяся наличием социальных компонентов (например, государственности и т. д.).

В западной политологии нация рассматривается как государственно-организованный народ, т. е. народ, живущий в той или иной стране.

Ныне наибольшее распространение получает этническая терминология: этнос, этническая общность, этническая группа. Основу этих категорий составляют, в различных сочетаниях, такие признаки, как язык, культура, религия, осознание общего происхождения и т. п. Нередко понятие этнос отождествляется с понятием нация. Если принимать во внимание исторический аспект, то можно выделить три стадии развития этноса: племя — народность — нация.

Гумилев Л. Н. рассматривал этнос как биологическую единицу, «феномен биосферы», изменения в котором зависят от влияния Космоса. А люди, способные активно поглощать энергию из окружающей среды, — пассионарии, стимулируют развитие и действия этноса.

В современном мире проживает более двух тысяч народов (этносов). Некоторые из них имеют государственность, другие не имеют И Существуют в рамках государственности другого, более крупного этноса. Всем этносам и этническим группам присущи свои культурные, экономические, социальные, психологические и иные особенности, что естественно порождает противоречия и даже конфликты межнационального характера. Регулирование этих отношений — задача национальной политики. Ее сферой являются внутринациональные отношения: межклассовые, социальные, формирование национального самосознания, проблемы национального единства, политической целостности этноса, его государственной политики. Таким образом, внутринациональные отношения так или иначе вписываются в политику.

Есть у национальной политики и сфера межнациональных отношений, т. е. включение национальных, этнических моментов в международную, государственную политику.

2. Национальные отношения в современных условиях: проблемы и

перспективы.

Важнейшей особенностью современности является так называемый национальный ренессанс, обострение межнациональных отношений. Это можно видеть и на примере новых республик бывшего СССР, а также бывшей Югославии, Канады, Шотландии, Индии, Шри-Ланка и т. д. Чем же вызвана такая ситуация? Есть разные точки зрения на этот счет. Отметим только, что к числу общих причин можно отнести неравномерность экономического и социально-культурного развития этнонациональных районов и государств, рост национального самосознания народов в условиях эры информатики и бурного научно-технического прогресса, широкого миграционного движения, этноконфессиональные противоречия.

В Западной Европе сформировалась группа стран с относительно благополучным состоянием этнических отношений. Это Швейцария, Швеция, Финляндия и др. Основой национальной стабильности здесь служит улучшение материального благосостояния этнических общностей, демократизация общественного и государственного строя, рост общей и политической культуры, а также культуры межнациональных отношений.

Следуя интеграционным процессам, добились снижения этнического и расового противостояния правительства США, Великобритании и ряда других стран.

Что касается бывшего СССР и современного состояния межнациональных отношений в новообразованных государствах, то об этом нужно сказать особо. Отметим, прежде всего, что благодаря существованию СССР в жизни 15 союзных и 20 автономных республик было достигнуто немало положительного (сложился мощный общесоюзный народнохозяйственный комплекс, хотя и на базе экстенсивного развития, повсеместно наблюдался рост культуры и образования, многие из ранее отсталых народов получили письменность, складывались прочные узы дружбы между народами и т. д.). Но одновременно проявились и негативные тенденции, связанные с доминированием центра с его однопартийной идеологией, ущемлением ряда национальных особенностей, недооценкой развития национальных языков, догматизацией национальной политики, форсированием интеграционных процессов и пр.

Распад СССР осложнил межнациональные отношения, в виду того, что актуальной проблемой сразу оказалась национальная государственность. А отсутствие политической культуры, качеств гражданского общества, националистические амбиции этноэлиты породили многочисленные проблемы внутри и межнационального характера. Некоторые бывшие союзные и автономные республики оказались втянутыми в вооруженные конфликты. Серьезной дискриминации, особенно в Прибалтике, подверглось русскоязычное население. Вскоре бывшие союзные республики стали государствами со всеми атрибутами абсолютной суверенности. Автономные республики, прежде всего в рамках Российской Федерации, также обрели большую самостоятельность, но остались в составе Федерации.

Политизация национальных отношений, т. е. распространение на них государственных и других политических норм, происходит безболезненно чаще всего в тех странах, где существует национальная однородность населения. Этнос реализует свое право на самоопределение, создает национальное государство. Мировой опыт свидетельствует, что многонациональные государства, сумевшие избежать острой политизации, добились гораздо большего, чем те, кто не избрал этот путь. Регулирование национальных отношений и политизация общества напрямую зависят от степени демократизации общественной системы, ее терпимости в отношении к людям других национальностей и вероисповеданий, от устойчивости и эффективности правовой основы общества. Субъектами национальных отношений являются народы, этносы, реально существующие и развивающиеся общности людей, а не национально-государственные, национально-административные образования, которые не больше чем организационные, фиксированные и изменяющиеся формы.

На Западе вместо ассимиляционных концепций ныне утвердилась концепция плюрализма, признающая необходимость параллельного сосуществования различных расовых, этнических групп на длительную перспективу.

Поучительный пример в этом отношении дает Испания. В ней были очень сильны центробежные этнорегиональные тенденции провинций (Каталонии, Басконии, Андалузии). Но прогрессивные силы сохранили государство с сильной центральной властью, одновременно обеспечили автономизацию страны, 17 автономных областей Испании получили демократические парламенты, подчиненную ему исполнительную власть, независимую судебную систему и право обращаться в Конституционный суд при возникновении спорных вопросов между центром и автономией. Таким образом, решение национальных проблем здесь сопровождалось демократизацией политического строя, модернизацией экономики, политикой социальных и национальных компромиссов.

К сожалению, опыт СНГ дал нам и другие примеры. Здесь, в ряде южных республик, в т. ч. и автономных, у власти оказались националистически настроенные представители этнической элиты, сросшиеся с былой номенклатурной бюрократией и дельцами теневой экономики. Следствием этого стала монополизация власти, разжигание межнациональной розни, возникновение вооруженных конфликтов.

И все же, в противовес этому, в последнее время заметно усиливается тенденция экономического сближения народов бывшего СССР, создания региональных союзов экономического сотрудничества, как, например, ЕЭП в составе Украины, России, Беларуси, Казахстана.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малафеев Л. Ф. Политология. Опорный конспект лекций. «Атлас-компакт». Симферополь 2005.

2. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. М.: «Люкс», 1997.

3. Всеобщая Декларация прав человека (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г. Основные сведения об ООН). М., 1991.

4. Права человека. Основные международные документы. М.: «Международные отношения», 1989.