Статья Перспективы реформирования бухгалтерского учета в Украине.
- Подробности
-
Опубликовано 19.10.2011 15:47
Статья Перспективы реформирования бухгалтерского учета в Украине.
Трансформация экономики-правовой среды, курс на рыночные и интеграционные преобразования в Украине сопровождаются реформированием бухгалтерского учета. Проведение мероприятий по реформированию бухгалтерского учета требует пересмотра и обновления предыдущей нормативно-методической базы.
Первостепенной задачей для государства стали разработка и адекватное применение такой методологии бухгалтерского учета и отчетности, которая соответствует международным стандартам, являющимися, в свою очередь, наПБОлее унифицированными требованиями к организации и ведению бухгалтерского учета и ориентированными иа сближение национальных систем учета.
Регламентная система должна быть необременительной и рациональной, чтобы обеспечивать получение продукта системы регламентов - учетно-экономической информации - в таком объеме и структуре, которые удовлетворяют потребности и обеспечивают равенство интересов всех ее пользователей (собственников, инвесторов, кредитором, трудовых коллективов, государственных институтов), а расходы на применение регламента (т. е. на само ведение бухгалтерского учета) были оптимальными, что отвечает как корпоративным, так и государственным интересам.
Необходимо установить со стороны государства принципы п подходы регулирования и создания регламента бухгалтерского учета, правила и процедуры обработки информации и составления финансовой отчетности только для внешних пользователей, а непосредственно субъектам предпринимательства дать возможность самостоятельно уела лавливать границы и формы ведения учета для внутренних потребностей управления, включая ведение в отдельной системе счетов и регистров учета доходов, расходов, товарно-денежных потоков в необходимом самому предприятию аспекте легализации и регламентации.
Всемирная торговая организация в одном из своих регламентных документов признает необходимость применения членами ВТО международно признанных стандартов в сфере бухгалтерской! учета для соблюдения установленных требований относительно преодоления барьеров в торговых операциях.
В соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» [11 и во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета с применением международных стандартов финансовой отчетности, утверждённой постановлением Кабинета Министров Украины от 28 октября 1998 г № 1706, приказами Министерства финансов Украины утвержден комплексный пакет по нормативно-методической базе бухгалтерского учета, который составляет его регламент н включает:
• положения (стандарта) бухгалтерского учета (далее - ПВО);
• Формы финансовой отчетности, примечания с приложением к годовой финансовой отчетности;
• План сметав и упрощенный План счетов бухгалтерского учета с Инструкцией по их применению;
• Регистры бухгалтерского учета и Методические рекомендации по их применению;
• Методические рекомендации но бухгалтерскому учету основных средств, биологических активов и запасов, по формированию учетной политики и применению существенности;
• Положение о документальном обеспечении
записей а бухгалтерском учете;
• Инструкцию по инвентаризации и др.
В этот пакет также входят:
• Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» С изменениями и дополнениями;
• Порядок представления финансовой отчетности, Утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2000 г. № 419.
В создание этого регламентного пакета значительный вклад сделан Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Украины, цель и задачи которого определены Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Вопросы отработки и одобрения законопроектов, стандартов и инструкций, регистров и методических рекомендаций по бухгалтерскому учету и отчетности рас смотрены более чем на 130 заседаниях Методологического совета.
Меморандумом правительственных и неправительственных организаций, который заключен в 2002 г. и символизирует объединение стремлений и усилий общества определить перспективные направления развития бухгалтерского учета в государстве [2], установлено необходимым применение основных принципов международных стандартов финансовой отчетности на всех предприятиях. Однако признано обоснованным предусмотреть разные требования к объему раскрытия информации в финансовой отчетности для разных групп предприятий, в частности, с учетом их участия в операциях на рынках капитала и объемов деятельности. В Меморандуме рекомендуется Три уровня применения регламента бухгалтерского учета:
I Уровень - Предприятия с обращением ценных бумаг на фондовом рынке и те, которые обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность, для составления автономной бухгалтерской (финансовой) и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности применяют непосредственно международные стандарты финансовой отчетности;
II Уровень - Предприятия, не выпускающие в обращение ценных бумаг и не обязанные обнародовать годовую финансовую отчетность, применяют национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета;
III Уровень - предприятия - субъекты малого предпринимательства применяют упрощенную систему правил и процедур бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая возможность оценки активов по исторической себестоимости.
В тексте Предисловия к международным стандартам финансовой отчетности Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета отмечается, что в каждой стране порядок ведения бухгалтерского учета и со - тавления финансовой отчетности регулируется местными (национальными) регулирующими положениями, которые включают стандарты бухгалтерского учета, одобренные регуляторными органами и/или бухгалтерскими организациями в каждой стране. Международные стандарты, которые одобряет КМСБУ, имеют рекомендательный характер и не доминируют над национальными положениями, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в определенной являющимися неотъемлемой частью национального хозяйственного законодательства о деятельности субъектов хозяйствования [3].
В сентябре 2007 г. в Лондоне состоялся 4-й Международный конгресс национальных регуляторных органов в сфере бухгалтерского учета, организованный Правлением Комитета по международным стандартам финансовой отчетности. Внимание участников Конгресса было приковано к обсуждению проблем и опыта стран с развитой и переходной рыночной экономикой относительно перехода к применению МСФО. Как и в предыдущие годы, получили одобрение и поддержку три подхода к путям перехода на МСФО:
1)принятие МСФО как национальных стандартов;
2)разработка национальных стандартов на основе МСФО;
3)конвергенция (приближение) национальных стандартов к МСФО.
Кроме того, выделен отдельный подход к созданию стандарта с упрощенными процедурами бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий.
Сравнение национального законодательства [1] и консенсуса украинской научно-практической профессиональной элиты [2] с мировыми тенденциями эволюции бухгалтерского учета дает основания считать выбранный курс по реформированию бухгалтерского учета в Украине в целом оптимальным. Украина, не имевшая стандартов, избрала путь:
А) создания (разработки) регуляторным органом национальных стандартов такими, чтобы они не противоречили МСФО;
Б) разработки и внедрения стандарта с упрощенной процедурой бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;
В) перевода в перспективе предприятий-эмитентов, ценные бумаги которых находятся в листинге организаторов фондовой торговли, а также банковских и других финансовых учреждений, на непосредственное применение МСФО путем включения такого требования в национальное законодательство.
По месту и роли в реформировании и регулировании бухгалтерского учета Акты нормативно-методического обеспечения Можно сгруппировать в пять таких разделов [5]:
1. Законы Украины, Т. е. нормативно-правовые акты высшей юридической силы. Это, в частности, Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». В нем непосредственно изложены принципы и формы организации бухгалтерского учета, основы его документального обеспечения и объем финансовой отчетности, меры по обеспечению достоверности годовой финансовой отчетности и применение двойной записи. К этому разделу также относится Хозяйственный кодекс Украины, Закон Украины « О хозяйственных обществах» и т. п., в которых в общем контексте изложены требования к ведению бухгалтерского учета и представлению отчетности.
2.Акты высшего органа В системе органов исполнительной власти, т. е. постановления Кабине та Министров Украины, в частности «Об утверждении Порядка представления финансовой отчетности» от 28 февраля 2000 г. № 419, в котором определены адрес и сроки представления квартальной, годовой и консолидированной финансовой отчетности.
3. Положения (стандарты) бухгалтерского учета, другие нормативно-методические документы по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности, которые утверждаются Министерством финансов Украины как ведущим органом центральной исполнительной власти по вопросам регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине.
4.Нормативно-методические акты (инструкции, положения, указания) и методические рекомендации Министерства финансов Украины и других органов, которые разрабатываются и утверждаются на основе положений (стандартов) бухгалтерского учета с учетом особенностей и потребностей определенных видов деятельности.
5.Решения (приказы, распоряжения) О формах организации бухгалтерского учета и применении конкретной учетной политики, которые принимаются собственником (руководством) предприятия на основе предыдущих четырех разделов документов нормативно-методического обеспечения.
Главной задачей трансформации бухгалтерского учета в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета было приведение национальной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с реалиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Программа интеграции Украины в Европейский Союз, одобренная Указом Президента Украины от 14 сентября 2000 г. № 1072.. 2000, предусмотри вала ввести до 2002 г. пакет из 25 первоочередных национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета. Идентификация национальных положений относительно международных стандартов финансовой отчетности приведена в табл. 1.
Таблица 1. – Сравнительная таблица Положений (стандартов) бухгалтерского учета и МСФО.
|
МСФО
|
ПБО
|
МСФО 1 «Представление финансовых отчетов»
|
ПБО 1 «Общие требования к финансовой отчетности»
ПБО 2 «Баланс»
ПБО 5 «Отчет и собственном капитале»
ПБО 16 «Расходы*
|
МСФО 2 .Запасы.
|
ПБО 9 «Запасы»
|
МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств»
|
ПБО 4 «Отчет о движении денежных средств»
|
МСФО 8 .Учетные политики, изменения в учетных оценках и ошибки»
|
ПБО 3 «Отчет о финансовых результатах»
ПБО 6 «Исправление ошибок и изменения и финансовых
Отчетах»
|
МСФО 10 «События после латы баланса»
|
ПБО 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах»
|
МСФО 11 «Строительные контракты»
|
ПБО 18 «Строительные контракты»
|
МСФО 12 «Налоги на прибыль»
|
ПБО 17 «Налог на прибыль»
|
МСФО 14 «Отчетность но сегментам»
|
ПБО 29 «Финансовая отчетность по сегментам»
|
МСФО 16 «Основные средства»
|
ПБО 7 «Основные средства»
|
МСФО 17 «Аренда»
|
ПБО 14 .Аренда»
|
МСФО 18 «Доход»
|
ПБО 15 «Доход»
|
МСФО 19 «Выплаты работникам»
|
ПБО 26 «Выплаты работникам»
|
МСФО 20 «Учет государственных грантов и раскрытие информации о государственной помощи»
|
ПБО 15 «Доход»
|
МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов»
|
ПБО 21 «Влияние изменений валютных курсов»
|
МСФО 3 «Объединение предприятий»
|
ПБО 19 «Объединение предприятий»
|
МСПЮ 23 «Затраты на займы»
|
ПБО 31 «Финансовые расходы»
|
МСФО 24 «Раскрытие информации по связанным сторонам»
|
ПБО 23 «Раскрытие информации но связанным сторонам»
|
МСФО 26 «Учет и отчетность относительно программ пенсионного обеспечения»
|
ПБО 26 «Выплаты работникам»
|
МСФО 27 «Консолидированные и отдельные финансовые отчеты»
|
ПБО 20 «Консолидированная финансовая отчетность» ПБО 12 «Финансовые инвестиции»
|
МСФО 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия»
|
ПБО 12 «Финансовые инвестиции»
|
МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»
|
ПБО 22 «Влияние инфляции»
|
МСФО 31 «Доли в совместных предприятиях»
|
ПБО 12 «Финансовые инвестиции»
|
МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление»
|
ПБО 13 «Финансовые инструменты»
|
МСФО 33 «Прибыль па акцию»
|
ПБО 24 «Прибыль на акцию»
|
МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчетность»
|
ПБО 1 «Общие требования к финансовой отчетности»
|
МСФО 5 «Необоротные актины, содержащиеся для продажи, и прекращенная деятельность»
|
ПБО 27 «Необоротные актины, содержащиеся для продажи, и прекращенная деятельность»
|
МСФО ЗС «Уменьшение полезности активов»
|
ПБО 28 «Уменьшение полезности актинов»
|
МСФО 37 «Обеспечения, непредусмотренные обязательства и непредусмотренные активы»
|
ПБО 11 «Обязательства»
|
МСФО 38 «Нематериальные активы»
|
ПБО 8 «Нематериальные активы»
|
МСФО 39 «(Финансовые инструменты: признание и оценка»
|
ПБО 13 «Финансовые инструменты» ПБО 10 «Дебиторская задолженность» ПБО 12 «Финансовые инвестиции»
|
МСФО 40 «Инвестиционная недвижимость»
|
ПБО 32 «Инвестиционная недвижимость»
|
МСФО 41 «Сельское хозяйство»
|
ПБО 30 «Биологические активы»
|
МСФО нет. Имеются руководящие принципы ISAR UNCTAD
|
ПБО 25 «Финансовый отчет субъекта малого предприятия»
|
Адаптация национального регламента бухгалтерского учета к международным стандартам предусматривает также доведение соответствующей информации о реформировании до инвесторов, что, в частности, осуществлялось в рамках двух проектов Европейского Союза ТАСIS, которые выполнялись в Украине в 1999-2000 и 2003-2004 гг.
Бесспорно, следует осуществлять работу по пересмотру и усовершенствованию разработанных и внедренных положений (стандартов) бухгалтерского учета, поскольку регуляторный механизм как живой организм развивается и изменяется, вводятся новые МСФО, которые являются его ориентирами. В МСФО и в дальнейшем будет сокращаться количество альтернативных учетных регламентов.
Непосредственное применение предприятиями, ценные бумаги которых находятся в листинге, а также банками и страхователями международных стандартов финансовой отчетности признается неотложным в связи с Законом Украины «Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза», которым законодательство Украины о бухгалтерском учете на предприятиях отнесено к приоритетным сферам адаптации. Как известно, постановлением (1-Х) 1606/2002 Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 19 июля 2002 г. предусмотрено непосредственное применение международных стандартов финансовой отчетности компаниями, ценные бумаги которых находятся в обращении на регулированных фондовых рынках. Страны - члены ЕС принимают аналогичные акты законодательства [6]. В свете евроинтеграционных процессов Украины подготовлен проект Закона Украины относительно внесения указанной нормы о непосредственном применении МСФО в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Этим законопроектом также упрощается финансовая отчетность для неприбыльных организаций, упорядочивается система документооборота на предприятиях, осуществляется гармонизация хозяйственного законодательства с Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Указанный законопроект в первом чтении при рассмотрении Верховной Радой Украины IV созыва даже почти был поддержан законодательным органом, поскольку набрал почти нужное простое большинство голосов (221). Можно надеяться, что такой законопроект в ближайшем будущем будет одобрен.
Актуальным остается вопрос создания действенной системы подготовки и повышения квалификации бухгалтеров предприятий и организаций, чтобы обеспечить менеджмент оперативной, качественном и рассчитанной на доверие и понимание собственников, инвесторов п других пользователей финансово-экономической информацией.
Использованные источники:
1. Закол Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07,99 г. № XIV с изменениями и дополнениями.
2. Меморандум об основных направлениях развития бухгалтерского учета в Украине, применении и усовершенствовании положений (стандартов) бухгалтерского учета и раскрытии информации в финансовой отчетности Предприятий и организаций // Бухгалтерским учет и нудит. - 2002. - №10.
3. Международные стандарты финансовой отчетности / Пер. с англ.; Пол ред. С. Ф. Голова. - К., 2005.
4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов Украины на 2008-2010 гг.
5. Пархоменко И. Бухгалтерский учет в Украине. Комментарий. - Луганск, 2006.
6. Голов С., Зубилевич С., Пархоменко В. Регулирование в сфере бухгалтерского учета и аудита в ЭС и перспективы адаптации законодательства Украины. - К., 2005.