Статья ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ АУДИТ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
- Подробности
-
Опубликовано 19.10.2011 16:01
Статья ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ АУДИТ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
На протяжении становления Украины как суверенного государства реформируются ее властные структуры, которые основываются на государственной собственности и имеют развитую и разветвленную контролирующую сеть. Развивается местное самоуправление, которое опирается на коммунальную собственность и нуждается в создании органов муниципального контроля. Наряду с этим продолжается становление гражданского общества, экономической основой которого выступает частная собственность. Обеспечение гарантированных Конституцией прав владеть, пользоваться и распоряжаться частной собственностью обусловливает возникновение и усиливает актуальность развития независимого контроля. Одной из важных его форм является аудит. 16 лет тому назад был принят Закон Украины «Об аудиторской деятельности». Он определил экономико-правовые основы независимого аудита и предоставил ему легитимность. За этот период в Украине создана система аудита, которая призвана содействовать развитию национального хозяйства и демократизации общественной жизни страны.
Вопросы использования информации по результатам внутреннего и внешнего аудита в управлении деятельностью предприятия рассматривало множество авторов, среди которых С. Голов, С. Зубилевич [1], Е. Петрик, В. Кузьмин [2], И. Пилипенко, В. Шевчук [3] и другие.
Целью данной статьи является изучение влияния внутреннего и внешнего аудита на принятие управленческих решений в деятельности предприятия.
Создание системы независимого аудита является существенным достижением общественно-хозяйственной и социально-политической практики и период становления Украины как суверенного государства. Это результат совместных усилий власти и бизнеса на пути реформирования экономики, развития ее частного сектора, становления гражданского общества.
Результат совместных усилий власти и бизнеса, а также существенное достижение общественно-хозяйственной и социально-политической практики в период становления Украины как суверенного государства является создание системы независимого аудита. Система независимого аудита сыграло важную роль на пути реформирования экономики, развитие его частного сектора, становление гражданского общества.
Осуществление аудита предусматривает защиту имущественных и финансовых интересов хозяйствующих субъектов, предоставление возможностей самостоятельного выбора аудиторов этими субъектами. Одной из особенностей независимого контроля является его демократичность. Важными признака ми демократизма аудита выступают его экономико-правовые цели, прозрачность (с одновременным сохранением коммерческой тайны заказчика), вариативность в выборе субъектов, ответственность за качество осуществленных проверок и др.
Эти признаки существенно отличают независимый контроль от государственного. В то же время они указывают на необходимость демократизации тех разновидностей государственного, особенно фискального, контроля, которые имеют императивный характер.
Система аудита в настоящее время охватывает: аудиторов, которые предоставляют профессиональные услуги в составе аудиторских фирм, и аудиторов-предпринимателей, действующих единолично, зарегистрировав аудиторскую деятельность. В аудиторских фирмах трудоустроены специалисты по бухгалтерскому учету, финансам, налогообложению, хозяйственному нраву, а также другие сотрудники, работающие под руководством сертифицированных аудиторов.
Важным компонентом аудиторской общественности являются представители внутреннего аудита. Эта разновидность аудита становится все более распространенной в банках, акционерных обществах, холдинговых компаниях, инвестиционных фондах и других корпоративных структурах.
Аудиторы относятся к наиболее квалифицированной составляющей экономистов Украины. Каждый сертифицированный аудитор имеет высшее образование, не менее 3 лет непрерывного стажа практической работы. Аудиторы имеют опыт бухгалтерского учета и аудита по требованиям международных стандартов, а также знания по финансовому анализу, налогообложению, хозяйственному праву и т. п. Наряду с приобретением новых профессиональных знаний они постоянно совершенствуют владение компьютерной техникой, иностранными языками, юриспруденцией и др.
Перед нами стает вопрос: «А какую роль играет аудит в управлении деятельности хозяйствующих субъектов? Возросла ли его роль или переживает период стагнации?»
Аудит играет определяющую роль в наблюдении процессов деятельности хозяйствующих субъектов. Аудит отличается от других форм контроля прежде всего системным подходом к их деятельности. Важное значением при этом имеет сосредоточение внимания аудиторов на пяти важнейших элементах этой деятельности – активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах хозяйствующих субъектов независимо от их отрасли, формы собственности, прибыльной и неприбыльной направленности и др.
Аудиторские проверки должны не только выяснить достоверность финансовой отчетности, но и благодаря соблюдению принципа превалирования сущности над формой, они призваны проникать в глубинную логику отслеживаемых экономических явлений и процессов, обосновывать эффективные прогнозные решения.
Особенно важным является аудит активов, т. е. контролируемых предприятием ресурсов, использование которых обеспечивает получение будущих экономических выгод. Важность аудита активов обусловлена тем, что воплощенная в них выгода является экономическим потенциалом хозяйствующих субъектов. С учетом того, что каждая из его составляющих должна содействовать получению экономических выгод, аудит активов включает выявление эффективности использования экономического потенциала хозяйствующими субъектами, что не всегда предусматривает проведение государственного финансового контроля. Безальтернативность аудита в управлении предпринимательской деятельности особенно возрастает на микроэкономическом уровне. Внутренний аудит представляет собой тот элемент управления системы предприятиями, отсутствие которого разрушает систему внутрикорпоративного менеджмента или даже делает невозможным ее функционирование.
Возникает необходимость распространения внутреннего аудита на акционерные общества, холдинговые компании, инвестиционные фонды и другие корпоративные структуры. Повышение эффективности их деятельности должно содействовать интегрированию внутреннего аудита с управленческим учетом и функционально-стоимостным анализом, которые совместно должны образовать систему внутрикорпоративного контроллинга. Она признана изыскивать и мобилизовать резервы экономии ресурсов, уменьшения себестоимости и повышения конкурентоспособности продукции, товаров, работ и услуг.
Соответствующих изменений требует и стратегия осуществления внешнего аудита на микроэкономическом уровне. В отличие от государственного финансового контроля, который носит императивный характер, направленный на выявление нарушений, аудит осуществляют, как правило, с предупредительными намереньями. Таким образом, все больше значимость приобретает диагностический, профилактический, санационный и другие виды аудита, которые имеют преимущественно превентивный характер.
Рассмотрев состояние аудиторской деятельности в Украине можно выделить следующие направлениями развития внутреннего и внешнего аудита в управлении деятельностью предприятия:
1. Разработка стандартов внутреннего аудита для предприятий Украины, механизмов практического применения международных стандартов в Украине, создание к ним комментариев в полном объеме.
2. Используя обобщенный практический опыт работы международных и отечественных аудиторских фирм, разработка Типовых методик аудиторской проверки финансовой отчетности в разрезе отраслей их деятельности (банковская, торговая, страховая, химическая, металлургическая, пищевая, легкая промышленность и т. п.) предприятий с целью повышения эффективности управления предприятием.
3. Определение Аудиторской палатой и Союзом аудиторов минимального перечня институтов гражданского общества, сотрудничество и взаимодействие с которыми желательно или объективно необходимо, и активизация работы с ними (прежде всего это касается Министерства финансов Украины, ГКЦБФР Украины, Министерства статистики Украины, ГКРС Украины, ГНА Украины, Счетной палаты Украины). Такое взаимодействие целесообразно осуществлять по двум основным направлениям: а) сотрудничество разных учреждений в решении вопросов аудита; б) привлечение АПУ, САУ, аудиторов к решению экономических проблем на разных уровнях государственного управления.
4. Обращение надлежащего внимания со стороны профессиональных организаций и руководителей аудиторских фирм обеспечению профессиональной независимости аудиторов. На законодательном уровне решение вопросов относительно порядка утверждения аудитора на проверку, а именно чтобы его утверждало общее собрание акционеров (собственников), а не нанимаемая администрация (директор).
5. Углубление и активизация работы в направлении формирования рынка аудиторских услуг по вопросам прогнозирования эффективности использования капитала, оценки экономической конкурентоспособности продукции, эффективности деятельности предприятия (бизнеса) на перспективу, предоставление услуг по компьютеризации учета.
6. Выполнение заказов на аудит органов государственной власти, где государственный контроль невозможен или неэффективен. Устранение несоответствия формирования фактографических данных предприятиями для потребностей разных министерств и ведомств (Министерство финансов Украины, Министерство статистики Украины, ГНА Украины и др.) и их проверки аудитором (например, максимальная ликвидация несоответствия данных статистического, бухгалтерского и налогового учета).
7. Дальнейшее развитие методологии и технологии аудита на основе использования компьютерной техники, информационных технологий, статистических и аналитических методик.
Таким образом, рост роли внутреннего и внешнего аудита обусловлен его значимостью в управлении предпринимательской деятельностью на микроэкономическом уровне. Он является тем элементом управления предприятиями, отсутствие которого разрушает или делает невозможным внутрикорпоративный менеджмент. Особое значение приобретает аудит активов, использование которых обеспечивает получение будущих экономических выгод, представляющих собой экономический потенциал хозяйствующих субъектов. Многие проблемы аудиторской деятельности требуют решения в ближайшем будущем, что определило направления развития внутреннего и внешнего аудита в управлении деятельностью предприятия.
Использованные источники:
1. Голов С., Зубилевич С., Пархоменко В. Регулирование в сфере бухгалтерского учета и аудита в ЭС и перспективы адаптации законодательства Украины. – К., 2005.
2. Петрик Е., Кузьмин В. Аудит; законодательно-нормативное регулирование, исторические аспекты и проблемы развития в Украине. - Бухгалтерский учет и аудит. – №8-9. – 2005.
3. Пилипенко И., Шевчук В. Национальная система аудита: опыт становления и направления развития. – Бухгалтерский учет и аудит. – №3. – 2008.