Сегодня: 27 | 04 | 2024

Статья Перспективы реформирования бухгалтерского учета в Украине.

Статья Перспективы реформирования бухгалтерского учета в Украине.

Трансформация экономики-правовой среды, курс на рыночные и интеграционные преобразования в Украине сопровождаются реформированием бухгалтерского учета. Проведение мероприятий по реформированию бухгалтерского учета требует пересмотра и обновления предыдущей нормативно-методической базы.

Первостепенной задачей для государства стали разработка и адекватное применение такой методологии бухгалтерского учета и отчетности, которая соответствует международным стандартам, являющимися, в свою очередь, наПБОлее унифицированными требованиями к организации и ведению бухгалтерского учета и ориентированными иа сближение национальных систем учета.

Регламентная система должна быть необременительной и рациональной, чтобы обеспечивать получение продукта системы регламентов - учетно-экономической информации - в таком объеме и структуре, которые удовлетворяют потребности и обеспечивают равенство интересов всех ее пользователей (собственников, инвесторов, кредитором, трудовых коллективов, государственных институтов), а расходы на применение регламента (т. е. на само ведение бухгалтерского учета) были оптимальными, что отвечает как корпоративным, так и государственным интересам.

Необходимо установить со стороны государства принципы п подходы регулирования и создания регламента бухгалтерского учета, правила и процедуры обработки информации и составления финансовой отчетности только для внешних пользователей, а непосредственно субъектам предпринимательства дать возможность самостоятельно уела лавливать границы и формы ведения учета для внутренних потребностей управления, включая ведение в отдельной системе счетов и регистров учета доходов, расходов, товарно-денежных потоков в необходимом самому предприятию аспекте легализации и регламентации.

Всемирная торговая организация в одном из своих регламентных документов признает необходимость применения членами ВТО международно признанных стандартов в сфере бухгалтерской! учета для соблюдения установленных требований относительно преодоления барьеров в торговых операциях.

В соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» [11 и во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета с применением международных стандартов финансовой отчетности, утверждённой постановлением Кабинета Министров Украины от 28 октября 1998 г № 1706, приказами Министерства финансов Украины утвержден комплексный пакет по нормативно-методической базе бухгалтерского учета, который составляет его регламент н включает:

положения (стандарта) бухгалтерского учета (далее - ПВО);

Формы финансовой отчетности, примечания с приложением к годовой финансовой отчетности;

План сметав и упрощенный План счетов бухгалтерского учета с Инструкцией по их применению;

Регистры бухгалтерского учета и Методические рекомендации по их применению;

Методические рекомендации но бухгалтерскому учету основных средств, биологических активов и запасов, по формированию учетной политики и применению существенности;

Положение о документальном обеспечении
записей а бухгалтерском учете;

Инструкцию по инвентаризации и др.
В этот пакет также входят:

Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» С изменениями и дополнениями;

Порядок представления финансовой отчетности, Утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2000 г. № 419.

В создание этого регламентного пакета значительный вклад сделан Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Украины, цель и задачи которого определены Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Вопросы отработки и одобрения законопроектов, стандартов и инструкций, регистров и методических рекомендаций по бухгалтерскому учету и отчетности рас смотрены более чем на 130 заседаниях Методологического совета.

Меморандумом правительственных и неправительственных организаций, который заключен в 2002 г. и символизирует объединение стремлений и усилий общества определить перспективные направления развития бухгалтерского учета в государстве [2], установлено необходимым применение основных принципов международных стандартов финансовой отчетности на всех предприятиях. Однако признано обоснованным предусмотреть разные требования к объему раскрытия информации в финансовой отчетности для разных групп предприятий, в частности, с учетом их участия в операциях на рынках капитала и объемов деятельности. В Меморандуме рекомендуется Три уровня применения регламента бухгалтерского учета:

I Уровень - Предприятия с обращением ценных бумаг на фондовом рынке и те, которые обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность, для составления автономной бухгалтерской (финансовой) и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности применяют непосредственно международные стандарты финансовой отчетности;

II Уровень - Предприятия, не выпускающие в обращение ценных бумаг и не обязанные обнародовать годовую финансовую отчетность, применяют национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета;

III Уровень - предприятия - субъекты малого предпринимательства применяют упрощенную систему правил и процедур бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая возможность оценки активов по исторической себестоимости.

В тексте Предисловия к международным стандартам финансовой отчетности Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета отмечается, что в каждой стране порядок ведения бухгалтерского учета и со - тавления финансовой отчетности регулируется местными (национальными) регулирующими положениями, которые включают стандарты бухгалтерского учета, одобренные регуляторными органами и/или бухгалтерскими организациями в каждой стране. Международные стандарты, которые одобряет КМСБУ, имеют рекомендательный характер и не доминируют над национальными положениями, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в определенной являющимися неотъемлемой частью национального хозяйственного законодательства о деятельности субъектов хозяйствования [3].

В сентябре 2007 г. в Лондоне состоялся 4-й Международный конгресс национальных регуляторных органов в сфере бухгалтерского учета, организованный Правлением Комитета по международным стандартам финансовой отчетности. Внимание участников Конгресса было приковано к обсуждению проблем и опыта стран с развитой и переходной рыночной экономикой относительно перехода к применению МСФО. Как и в предыдущие годы, получили одобрение и поддержку три подхода к путям перехода на МСФО:

1)принятие МСФО как национальных стандартов;

2)разработка национальных стандартов на основе МСФО;

3)конвергенция (приближение) национальных стандартов к МСФО.

Кроме того, выделен отдельный подход к созданию стандарта с упрощенными процедурами бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий.

Сравнение национального законодательства [1] и консенсуса украинской научно-практической профессиональной элиты [2] с мировыми тенденциями эволюции бухгалтерского учета дает основания считать выбранный курс по реформированию бухгалтерского учета в Украине в целом оптимальным. Украина, не имевшая стандартов, избрала путь:

А) создания (разработки) регуляторным органом национальных стандартов такими, чтобы они не противоречили МСФО;

Б) разработки и внедрения стандарта с упрощенной процедурой бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;

В) перевода в перспективе предприятий-эмитентов, ценные бумаги которых находятся в листинге организаторов фондовой торговли, а также банковских и других финансовых учреждений, на непосредственное применение МСФО путем включения такого требования в национальное законодательство.

По месту и роли в реформировании и регулировании бухгалтерского учета Акты нормативно-методического обеспечения Можно сгруппировать в пять таких разделов [5]:

1. Законы Украины, Т. е. нормативно-правовые акты высшей юридической силы. Это, в частности, Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». В нем непосредственно изложены принципы и формы организации бухгалтерского учета, основы его документального обеспечения и объем финансовой отчетности, меры по обеспечению достоверности годовой финансовой отчетности и применение двойной записи. К этому разделу также относится Хозяйственный кодекс Украины, Закон Украины « О хозяйственных обществах» и т. п., в которых в общем контексте изложены требования к ведению бухгалтерского учета и представлению отчетности.

2.Акты высшего органа В системе органов исполнительной власти, т. е. постановления Кабине та Министров Украины, в частности «Об утверждении Порядка представления финансовой отчетности» от 28 февраля 2000 г. № 419, в котором определены адрес и сроки представления квартальной, годовой и консолидированной финансовой отчетности.

3. Положения (стандарты) бухгалтерского учета, другие нормативно-методические документы по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности, которые утверждаются Министерством финансов Украины как ведущим органом центральной исполнительной власти по вопросам регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине.

4.Нормативно-методические акты (инструкции, положения, указания) и методические рекомендации Министерства финансов Украины и других органов, которые разрабатываются и утверждаются на основе положений (стандартов) бухгалтерского учета с учетом особенностей и потребностей определенных видов деятельности.

5.Решения (приказы, распоряжения) О формах организации бухгалтерского учета и применении конкретной учетной политики, которые принимаются собственником (руководством) предприятия на основе предыдущих четырех разделов документов нормативно-методического обеспечения.

Главной задачей трансформации бухгалтерского учета в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета было приведение национальной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с реалиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Программа интеграции Украины в Европейский Союз, одобренная Указом Президента Украины от 14 сентября 2000 г. № 1072.. 2000, предусмотри вала ввести до 2002 г. пакет из 25 первоочередных национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета. Идентификация национальных положений относительно международных стандартов финансовой отчетности приведена в табл. 1.

Таблица 1. – Сравнительная таблица Положений (стандартов) бухгалтерского учета и МСФО.

МСФО

ПБО

МСФО 1 «Представление финансовых отчетов»

ПБО 1 «Общие требования к финансовой отчетности»

ПБО 2 «Баланс»

ПБО 5 «Отчет и собственном капитале»

ПБО 16 «Расходы*

МСФО 2 .Запасы.

ПБО 9 «Запасы»

МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств»

ПБО 4 «Отчет о движении денежных средств»

МСФО 8 .Учетные политики, изменения в учетных оценках и ошибки»

ПБО 3 «Отчет о финансовых результатах»

ПБО 6 «Исправление ошибок и изменения и финансовых

Отчетах»

МСФО 10 «События после латы баланса»

ПБО 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах»

МСФО 11 «Строительные контракты»

ПБО 18 «Строительные контракты»

МСФО 12 «Налоги на прибыль»

ПБО 17 «Налог на прибыль»

МСФО 14 «Отчетность но сегментам»

ПБО 29 «Финансовая отчетность по сегментам»

МСФО 16 «Основные средства»

ПБО 7 «Основные средства»

МСФО 17 «Аренда»

ПБО 14 .Аренда»

МСФО 18 «Доход»

ПБО 15 «Доход»

МСФО 19 «Выплаты работникам»

ПБО 26 «Выплаты работникам»

МСФО 20 «Учет государственных грантов и раскрытие информации о государственной помощи»

ПБО 15 «Доход»

МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов»

ПБО 21 «Влияние изменений валютных курсов»

МСФО 3 «Объединение предприятий»

ПБО 19 «Объединение предприятий»

МСПЮ 23 «Затраты на займы»

ПБО 31 «Финансовые расходы»

МСФО 24 «Раскрытие информации по связанным сторонам»

ПБО 23 «Раскрытие информации но связанным сторонам»

МСФО 26 «Учет и отчетность относительно программ пенсионного обеспечения»

ПБО 26 «Выплаты работникам»

МСФО 27 «Консолидированные и отдельные финансовые отчеты»

ПБО 20 «Консолидированная финансовая отчетность» ПБО 12 «Финансовые инвестиции»

МСФО 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия»

ПБО 12 «Финансовые инвестиции»

МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»

ПБО 22 «Влияние инфляции»

МСФО 31 «Доли в совместных предприятиях»

ПБО 12 «Финансовые инвестиции»

МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление»

ПБО 13 «Финансовые инструменты»

МСФО 33 «Прибыль па акцию»

ПБО 24 «Прибыль на акцию»

МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчетность»

ПБО 1 «Общие требования к финансовой отчетности»

МСФО 5 «Необоротные актины, содержащиеся для продажи, и прекращенная деятельность»

ПБО 27 «Необоротные актины, содержащиеся для продажи, и прекращенная деятельность»

МСФО ЗС «Уменьшение полезности активов»

ПБО 28 «Уменьшение полезности актинов»

МСФО 37 «Обеспечения, непредусмотренные обязательства и непредусмотренные активы»

ПБО 11 «Обязательства»

МСФО 38 «Нематериальные активы»

ПБО 8 «Нематериальные активы»

МСФО 39 «(Финансовые инструменты: признание и оценка»

ПБО 13 «Финансовые инструменты» ПБО 10 «Дебиторская задолженность» ПБО 12 «Финансовые инвестиции»

МСФО 40 «Инвестиционная недвижимость»

ПБО 32 «Инвестиционная недвижимость»

МСФО 41 «Сельское хозяйство»

ПБО 30 «Биологические активы»

МСФО нет. Имеются руководящие принципы ISAR UNCTAD

ПБО 25 «Финансовый отчет субъекта малого предприятия»

Адаптация национального регламента бухгалтерского учета к международным стандартам предусматривает также доведение соответствующей информации о реформировании до инвесторов, что, в частности, осуществлялось в рамках двух проектов Европейского Союза ТАСIS, которые выполнялись в Украине в 1999-2000 и 2003-2004 гг.

Бесспорно, следует осуществлять работу по пересмотру и усовершенствованию разработанных и внедренных положений (стандартов) бухгалтерского учета, поскольку регуляторный механизм как живой организм развивается и изменяется, вводятся новые МСФО, которые являются его ориентирами. В МСФО и в дальнейшем будет сокращаться количество альтернативных учетных регламентов.

Непосредственное применение предприятиями, ценные бумаги которых находятся в листинге, а также банками и страхователями международных стандартов финансовой отчетности признается неотложным в связи с Законом Украины «Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза», которым законодательство Украины о бухгалтерском учете на предприятиях отнесено к приоритетным сферам адаптации. Как известно, постановлением (1-Х) 1606/2002 Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 19 июля 2002 г. предусмотрено непосредственное применение международных стандартов финансовой отчетности компаниями, ценные бумаги которых находятся в обращении на регулированных фондовых рынках. Страны - члены ЕС принимают аналогичные акты законодательства [6]. В свете евроинтеграционных процессов Украины подготовлен проект Закона Украины относительно внесения указанной нормы о непосредственном применении МСФО в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Этим законопроектом также упрощается финансовая отчетность для неприбыльных организаций, упорядочивается система документооборота на предприятиях, осуществляется гармонизация хозяйственного законодательства с Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Указанный законопроект в первом чтении при рассмотрении Верховной Радой Украины IV созыва даже почти был поддержан законодательным органом, поскольку набрал почти нужное простое большинство голосов (221). Можно надеяться, что такой законопроект в ближайшем будущем будет одобрен.

Актуальным остается вопрос создания действенной системы подготовки и повышения квалификации бухгалтеров предприятий и организаций, чтобы обеспечить менеджмент оперативной, качественном и рассчитанной на доверие и понимание собственников, инвесторов п других пользователей финансово-экономической информацией.

Использованные источники:

1.  Закол Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07,99 г. № XIV с изменениями и дополнениями.

2.  Меморандум об основных направлениях развития бухгалтерского учета в Украине, применении и усовершенствовании положений (стандартов) бухгалтерского учета и раскрытии информации в финансовой отчетности Предприятий и организаций // Бухгалтерским учет и нудит. - 2002. - №10.

3.  Международные стандарты финансовой отчетности / Пер. с англ.; Пол ред. С. Ф. Голова. - К., 2005.

4.  Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов Украины на 2008-2010 гг.

5.  Пархоменко И. Бухгалтерский учет в Украине. Комментарий. - Луганск, 2006.

6.  Голов С., Зубилевич С., Пархоменко В. Регулирование в сфере бухгалтерского учета и аудита в ЭС и перспективы адаптации законодательства Украины. - К., 2005.