РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине АДАПТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ для студентов "Агрономия"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине АДАПТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ для студентов "Агрономия" 8.130102
Курс -5-Магистры
Семестр -10
Число недель -10
Число кредитов - 2
Лекций -14 часов
Лабораторно-практических занятий - 18 часов
Самостоятельная работа - 16 часов
Контроль - экзамен
Симферополь-2007
Рабочая учебная программа составлена
На основе “Освiтньо-професiйнiй програми пiдготовки магiстра за спецiльнi стью 8.130.102 “Агрономiя”, Мiнiстерство освiти i науки Украiни. Киiв.-2004 р.-40с
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры общего и орошаемого земледелия. Протокол № 11 от “ 22 ” июня 2007 года
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании методической комиссии факультета ТПХ и ППР
Протокол № 9 от “29” июня 2007 года
1. Цель и задачи курса
Объединить в единую систему полученные знания по земледелию, агрохимии, защите растений, растениеводству, семеноводству, механизации сельскохозяйственного производства и другим дисциплинам для получения высоких и стабильных урожаев сельскохозяйственных культур в различных почвенно-климатических условиях Украины.
1.1 Место и роль дисциплины в системе подготовки специалистов
Адаптивные системы земледелия являются специальной дисциплиной для подготовки специалистов по специальности “Агрономия”. Дисциплина изучает комплекс агротехнических, мелиоративных и организационных мероприятий, направленных на эффективное использование земли, сохранения и повышения плодородия почвы, получение высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур в различных почвенно-климатических условиях Украины. Как составная агрономического цикла наук адаптивные системы земледелия тесно связаны с ботаникой, почвоведением метеорологией, мелиорацией, агрохимией, растениеводством и др. науками.
1.2 Задачи дисциплины
Основными задачами изучения дисциплины “Адаптивные системы земледелия” является:
- дать глубокие теоретические и практические знания по научным основам систем земледелия, путях и способах воспроизводства почвенного плодородия, по проектированию систем обработки почвы, удобрению и защите растений в севооборотах.
- раскрыть суть составных частей или звеньев систем земледелия.
- дать необходимые знания (теоретические и практические)для самостоятельного научного обоснования с учетом конкретных почвенно-климатических условий энергощадящих экологически чистых технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
1.3 Требования к знаниям и умениям, полученных в ходе изучения дисциплины “Адаптивные системы земледелия”
Студенты должны
Знать:
-научные основы систем земледелия;
-системы земледелия для различных почвенно-климатических зон Украины;
-основные составные каждого звена системы земледелия;
-особенности технологий возделывания основных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей и почвенно-климатических условий отдельных зон Украины
Уметь:
-разработать адаптивную систему земледелия для хозяйств различной формы собственности и находящихся в различных почвенно-климатических условиях(в том числе и с контурно-мелиоративной организацией территории);
- дать проектируемым системам земледелия экологическую оценку
Овладеть навыками:
-составления схем севооборотов для различных почвенно-климатических зон Украины;
-воспроизводства почвенного плодородия;
-разработки адаптивной экологощадящей системы обработки почвы;
-разработки системы сортового семеноводства для конкретных почвенно-климатических условий.
1.4 Перечень дисциплины и их разделов, усвоение которых необходимо при изучении дисциплины “Адаптивные системы земледелия”
Успешное изучение дисциплины может быть после освоения курса “Почвоведение с основами геологии”, “Земледелие” “Растениеводство”.
1.5 Перечень дисциплин с указанием разделов, которые базируются в изучаемой дисциплине:
- “Почвоведение”,раздел “Плодородие почвы и его воспроизводство”
- “Земледелие”, разделы “Сорные растения и борьба с ними”
“ Севообороты”
“Обработка почвы”
“Защита почв от эрозии. Рекультивация земель”
- “Растениеводство”, раздел “Технологии возделывания сельскохозяйственных культур”
2. Распределение учебного времени по модулям, видам занятий по соответствующим темам
Тематический план дисциплин
№
Зач.
Кредита
|
Номер и тема смыслового модуля
|
Общ. к-во часов
|
Кол-во кредитов
|
Распределение времени
|
Аудитор. занятия
|
Самост.
Работа
|
Лекции
|
Практ. зан
|
1
|
Система земледелия
|
24
|
1
|
8
|
8
|
8
|
|
Составные части системы земледелия
|
24
|
1
|
6
|
10
|
8
|
|
ВСЕГО
|
48
|
2
|
14
|
18
|
16
|
Содержание лекционного материала по модулям и темам
Лекции-14 часов
№
Лекции
|
Наименование модулей,
Тем и их краткое содержание
|
К-во
Часов
|
См-1: Система земледелия
|
1
|
Тема: “Вступление”.Указ Президента Украины “Про невiдкладнi заходи щодо прискорення реформування аграрного сектора економiки”. Система земледелия. Понятие о системе земледелия. Особенности и значение системы земледелия.
|
2
|
2
|
Тема: “Материально техническая база и ее роль в реализации адаптивной системы земледелия”. Обеспеченность техническими, агротехническими, мелиоративными способами по реализации каждого звена и адаптивной системы в целом.
|
2
|
3
|
Тема: “Мониторинг окружающей среды”. Почвенно-климати-ческие условия Украины их характеристика. Использование мониторинга при разработке адаптивной системы земледелия для различных почвенно-климатических зон Украины.
|
2
|
4
|
Тема: “Воспроизводство почвенного плодородия” .Пути и способы сохранения и повышения плодородия почв в различных почвенно-климатических условиях зон Украины.
|
2
|
См-2 Составные части системы земледелия
|
5
|
Тема: “Система удобрений в полевом севообороте”. Основные принципы применения удобрений в зависимости от предшественников и обеспеченности культур в севообороте. Мелиоративные мероприятия.
|
2
|
6
|
Тема: “ Система мероприятий по защите посевов сельскохозяйственных культур от сорняков, вредителей и болезней в полевом севообороте”. Наиболее распространенные и снижающие урожай культур сорные растения, вредители и болезни. Меры борьбы с ними.
|
2
|
7
|
Тема: “Особенности технологий возделывания основных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей и почвенно-климатических условий”. Возделываемые сорта культур, сроки посева, уход за посевами. Способы уборки.
|
2
|
3. Тематика лабораторных и других занятий
Практические занятия – 18 часов
№ практического занятия
|
Наименование модулей, тем практических занятий и их краткое содержание
|
Кол-во часов
|
Форма контроля
|
Место проведения
|
См-1: Система земледелия
|
1
|
Тема: “Почвенно-климатические условия различных зон Украины их характеристика и особенности”. Состав земельных угодий Украины и его анализ по эффективному использованию для производства сельскохозяйственной продукции
|
2
|
Мод.
Контр
Раб.
№1
|
Лаб.
|
2
|
Тема: “Структура посевных площадей”. Разработка и оптимизация структуры посевных площадей для хозяйств Степной зоны Украины.
|
2
|
Т. к.
|
Лаб.
|
3
|
Тема: “Севообороты”.Составление схем различных типов(полевых, кормовых, специальных) и видов севооборотов для хозяйств Степной зоны. Украины.
|
2
|
Т. к.
|
Лаб.
|
4
|
Тема: “Обработка почвы в полевом севообороте”. Разработка зональной системы обработки почвы под каждую культуру в полях полевого севооборота
|
2
|
Мод.
Контр
Раб.
№2
|
Лаб.
|
См-2: Составные части земледелия
|
5
|
Тема: “Система удобрения в полевом севообороте”. Разработка системы удобрения для культур полевого севооборота Степной зоны Украины и мелиоративные мероприятия для повышения плодородия почв.
|
2
|
Т. к.
|
Лаб.
|
6
|
Тема: “Баланс гумуса в почве”. Расчет баланса гумуса в полевом севообороте и система мероприятий по воспроизводству почвенного плодородия.
|
2
|
Т. к.
|
Лаб.
|
7
|
Тема: “Защита сельскохозяйственных культур”. Разработка мероприятий по защите посевов сельскохозяйственных культур от сорняков, вредителей и болезней в полевом севообороте Степной зоны Украины.
|
2
|
Т. к.
|
Лаб.
|
8
|
Тема: “Семеноводство сельскохозяйственных культур” . Разработка системы семеноводства сельскохозяйственных культур согласно структуре посевных площадей для хозяйств Степной зоны Украины.
|
2
|
Т. к.
|
Лаб.
|
9
|
Тема: “Эрозия почв”. Разработка системы мероприятий борьбы с эрозией почв Степной зоне Украины.
|
2
|
Мод.
Контр.
Раб.2
|
Лаб.
|
4. Тематика заданий по самостоятельной работе
Самостоятельная работа – 16 часов
№ п. п.
|
Наименование содержательных модулей, тем и форм самостоятельных занятий и их краткое содержание
|
Кол-во часов
|
Форма контроля
|
Место проведения
|
См-1 “Система земледелия”
|
1
|
Тема: “Составить схемы почвозащитного и фермерского севооборота”. На основании структуры посевных площадей разрабатываются схемы севооборотов.
|
2
|
Составленные схемы севооборотов
|
Лаб.
|
2
|
Подготовка к лекциям
|
2
|
Тк
|
Чит. зал
|
3
|
Подготовка практическим занятиям
|
2
|
Тк
|
Чит. зал
|
4
|
Подготовка к модульной контрольной работе
|
2
|
Тк
|
Чит. зал
|
См-2 “Составные части системы земледелия”
|
1
|
Тема “Расчет баланса гумуса в полевом севообороте и система мероприятий по воспроизводству почвенного плодородия”.Согласно индивидуальным заданиям проводится расчет баланса гумуса, разрабатываются мероприятия.
|
2
|
Представленный баланс гумуса
|
Лаб
|
2
|
Подготовка к лекциям
|
2
|
Тк
|
Чит. зал
|
3
|
Подготовка к практическим занятиям
|
2
|
Тк
|
Чит. зал
|
4
|
Подготовка к модульной контрольной работе
|
2
|
Тк
|
Чит. зал
|
5. Распределение учебного материала по неделям
Номера
|
Часы
|
Недели
|
Тем
|
Лекций
|
ЛПЗ
|
Лекций
|
ЛПЗ
|
1
|
1.1
|
|
2
|
|
2
|
2.1
|
1.1
|
2
|
2
|
3
|
3.1.
|
2.1
|
2
|
2
|
4
|
4.1
|
3.1
|
2
|
2
|
5
|
5.2
|
4.1
|
2
|
2
|
6
|
6.2
|
5.2
|
2
|
2
|
7
|
7.2
|
6.2
|
2
|
2
|
8
|
|
7.2
|
|
2
|
9
|
|
8.2
|
|
2
|
10
|
|
9.2
|
|
2
|
Всего
|
7.1
|
Разом
|
14
|
18
|
Заочное обучение
№ п/п
|
Виды занятий
|
Всего часов
|
В т. ч. по сессиям (часов)
|
1
|
Лекции
|
4
|
4 (установочная, весенняя)
|
2
|
Практические
|
6
|
4 (установочная, весенняя)
2 (заключительная)
|
3
|
Вид контроля
|
|
Экзамен
|
6. Критерий оценки знаний студентов
Оценка национальная
|
Оценка
ECTS
|
Определение ECTS
|
Рейтинг по дисциплине, баллы
|
Отлично
|
А
|
Отлично-отличное выполнение, с незначительным количеством ошибок
|
90-100
|
Хорошо
|
В
|
Очень хорошо - выше среднего с несколькими ошибками
|
82-89
|
С
|
Хорошо - в общем правильная работа, но с определенным количеством грубых ошибок
|
75-81
|
Удовлетворительно
|
D
|
Удовлетворительно - неплохо, но со значительным количеством недостатков
|
66-74
|
Е
|
Достаточно - выполнение минимальным критериям
|
60-65
|
Неудовлетворительно
|
FX
|
Неудовлетворительно - требуется работать перед тем, как получить удовлетворительную оценку
|
35-59
|
F
|
Неудовлетворительно - необходимо серьезная дальнейшая работа
|
01-34
|
8. Рекомендуемая литература
Основная:
1. Про невідкладні заходи щодо прискорення реформування аграрного сектора економіки: Указ Президента України // Урядовий кур'єр. 15 грудня 1999 р.
2. Проект концепції державної цільової програми створення сприятливих умов для стабілізації та розвитку рослинництва на 2005-2010 роки // Сільський час. №61. 13 серпня 2004 р.
3. Гордієнко В. П., Геркіял ОМ., Опришко В. П. Землеробство. - К.: Урожай, 1991.
4. Иванов В. Д. Основн системного мировоззрения в земледелии // Земледелие. - 1990. -№12. С.25-27.
5. Лобас М. Г. Розвиток зернового господарства України. - К.: Агросінком. 1997. -421 с
6. Нарцисов В. П. Научные основы систем земледелия. - М:Колос, 1982, - 328 с.
Дополнительная:
1. Гордієнко В. П., Маліенко А. М., Грабак Н. Х. Прогресивні системи обробітку грунту. - Сімферополь, 1998. - 79 с.
2. Научное обоснование основньгх направлений развития агропромьішлейного комплекса Крьіма. Симферополь. - 2004. - 312 с.
3. Научно обоснованная система земледелия республики Крым. Симферополь, 1994 г.-255 с.
4. Наукові основи агропромислового виробництва в зоні Степу України / Редкол.: М. В. Зубець та ін. -= К.: Аграрна Наука., 2004. - 884 с.
5. . Николаев Е. В., Назаренко Л. Г., Мельников М. М. Крьгмское полеводство. - Симферополь, - 1998 г. - 375 с.