МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ По изучению дисциплины «Земледелие с основами мелиорации» и задания для контроля знаний
Страница 1 из 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ По изучению дисциплины «Земледелие с основами мелиорации» и задания для контроля знаний
(для студентов заочной формы обучения,
специальности 6 .130.104 –ТПХ и ПППВ)
Симферополь, 2009
Методические рекомендации
Подготовил доцент кафедры общего и
Орошаемого земледелия ЮФ "КАТУ" НАУ
Методические рекомендации
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры
Общего и орошаемого земледелия
(протокол № ___ от _________________2009 г.)
Методические рекомендации
Одобрены и рекомендованы к изданию методической
комиссией факультета технологии производства,
Хранения и переработки продукции
плодоовощеводства и виноградарства
(протокол № ___ от _______________2009 г.)
Ответственный за выпуск:
Зав. кафедрой общего и орошаемого земледелия,
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее важных агрономических дисциплин является земледелие - наука о рациональном использовании земли, защите ее от эрозии, закономерностям воспроизводства плодородия почвы с целью выращивания высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур.
Земледелие как наука тесно связана с теоретическими положениями таких дисциплин как почвоведение, землеустройство, ботаника, микробиология, физиология растений, агрометеорология, охрана окружающей среды. В свою очередь научные основы и приемы земледелия используются в растениеводстве, овощеводстве, плодоводстве, виноградарстве, механизации с. х. производства, экономических и других дисциплинах.
Земледелие формирует агрономическое мышление и способность специалиста творчески применять на практике научно обоснованный комплекс мероприятий, составляющих основу зональных систем земледелия. Система земледелия – важнейшая составная часть всей системы ведения хозяйства.
Земледелие является также экспериментально-прикладной, зональной наукой, широко использующей накопленный местный практический опыт.
В земледелии основным методом исследований является полевой опыт, который дает возможность изучать реакцию растений на те или иные приемы воздействия в условиях наиболее близких к природным. Применяются вегетативные, лабораторно-полевые и лабораторные опыты, а также различные методы лабораторных исследований.
Курс «Общее и мелиоративное земледелие» состоит из пяти разделов:
1. Научные основы земледелия;
2. Сорные растения и меры борьбы с ними;
3. Севообороты;
4. Обработка почвы;
5. Системы земледелия.
Студенты специальности 6.130100 «Плодоовощеводство и виноградарство» изучают эту дисциплину на четвертом курсе. В межсессионный период студент готовит ответы на вопросы индивидуального задания и собирает гербарий сорняков (40 видов).
МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с временной программой «Общее и мелиоративное земледелие», одобренной методической комиссией агрономического факультета от 29 октября 1999 года, протокол № 3 и типовой программой «Загальне землеробство» К. :Аграрна освіта; 2001.-14 с.
Приступая к изучению курса «Общее и мелиоративное земледелие», студент должен ознакомиться с типовой и с рабочей (разработанной на кафедре) программой. В период установочной сессии следует вести записи на лекциях и лабораторно-практических занятиях, подобрать необходимую литературу. В межсессионный период спланировать свою работу таким образом, чтобы изучить соответствующие разделы программы, подготовить ответы на вопросы контрольного задания и гербарий сорных растений (40 видов). Во время весенней сесии необходимо защитить гербарий и ответить на занятиях (письменно) на 3 вопроса индивидуального задания. При получении зачета по гербарию и индивидуальному заданию студент допускается к экзамену.
При самостоятельной работе с литературой нельзя ограничиваться простым чтением учебника. В тетрадях, для лекции и лабораторно-практических занятий, следует делать выписки из изучаемых самостоятельно источников наиболее важных положений, формулировки, термины, определения, рекомендации и т. д. Самостоятельная работа должна носить не случайный, а системный характер и обеспечить получение необходимых теоретических знаний. Вместе с тем, эти знания должны увязываться с практикой, студент обязан вникать в производственные процессы в своем хозяйстве, осваивать их, давать им критическую оценку.
РАЗДЕЛ 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
Теоретической основой земледелия являются научные законы земледелия, вскрывающие взаимоотношения растений с факторами их жизни. К факторам жизни растения относятся космические (свет, тепло) и земные (вода, элементы питания, воздух). Необходимо знать значение каждого фактора, пути и приемы их лучшего использования.
Необходимо усвоить учение о плодородии почвы и его воспроизводстве. Разобраться в самом понятии «плодородие почвы», различать виды плодородия, изучить показатели, характеризующие плодородие - биологические (содержание гумуса, почвенная биота, засоренность семенами и вегетативными органами размножения сорняков, фитосанитарное состояние и др.), агрохимические (содержание NPK, Na, состав поглощенных оснований, pH и др.) и агрофизические (структура, плотность, строение, мощность пахотного слоя почвы и др.). Знать пути, методы и приемы их улучшения и регулирования.
Плодородие почвы зависит от ее водного, воздушного, теплового и пищевого режимов. Выяснить пути и приемы их регулирования и взаимодействие между ними. Уделить внимание водному режиму почв, приемам его улучшения, так как юг Украины расположен в зоне недостаточного увлажнения, где лимитирующим фактором является влага.
Иметь представление о динамике плодородия почвы при интенсивном земледелии и возможных негативных результатах антропогенного воздействия. Знать методы прогнозирования, пути и приемы воспроизводства плодородия почвы, в том числе органического вещества, улучшения его баланса.
Вопросы для самоконтроля
1. Факторы жизни растений, их значение и приемы регулирования.
2. Законы земледелия, их использование в сельскохозяйственном производстве.
3. Понятия «плодородие» и « окультуренность» почвы, виды плодородия.
4. Показатели плодородия почвы – биологические, агрофизические, агрохимические.
5. Водные свойства почвы, водно-физические константы, водный баланс, типы водного режима, зоны увлажнения.
6. Мероприятия по накоплению, сохранению и рациональному использованию влаги в засушливых условиях.
7. Состав почвенного и атмосферного воздуха, факторы газо - и воздухообмена, воздушный режим почвы и его регулирование.
8. Роль тепла в жизни растений и почвы, тепловые свойства почвы, регулирование ее температурного режима.
9. Основные пути улучшения пищевого режима почвы в земледелии.
10. Воспроизводство плодородия почвы, его уровни, пути. Модели плодородия.
11. Баланс органического вещества почвы и его прогнозирование в севообороте, пути улучшения.
РАЗДЕЛ 2. СОРНЫЕ РАСТЕНИЯ И БОРЬБА С НИМИ
Уяснить понятия «сорные растения», «засорители», вред, причиняемый ими сельскохозяйственному производству, пороги вредоносности. Изучить биологические особенности сорных растений, с учетом которых строятся меры борьбы, классификацию сорняков, признаки, положенные в ее основу, особенности различных агробиологических групп, знать представителей каждой из них, особенно «злостных» для юга Украины.
Изучить методы определения видового состава и учета засоренности полей (потенциальная засоренность почвы и засоренность посевов), картирования сорняков. Познакомиться с классификацией мер борьбы с сорняками. Обратить внимание на экологически чистые методы борьбы: агротехнический, фитоценотический и биологический.
Рассмотреть химический метод борьбы с сорняками. Усвоить классификацию гербицидов, причины избирательного действия, условия применения, приемы повышения их эффективности, технику безопасности при работе с ними. Знать применение гербицидов в посевах основных сельскохозяйственных культур (зерновых, различных пропашных, овощных и т. д.) – виды и нормы гербицидов, способы и сроки обработки ими почвы или посева.
Уяснить особенности борьбы с сорняками на орошаемых землях, под многолетними насаждениями.
Обратить внимание на комплексные меры борьбы с сорняками, особенно с наиболее злостными из них (корнеотпрысковыми, корневищными, паразитными).
Вопросы для самоконтроля
1.Понятия о сорных растениях и вред, причиняемый ими.
2.Пороги вредоносности сорняков и их сущность.
3.Биологические особенности сорных растений.
4.Агробиологическая классификация сорняков и признаки, положенные в ее основу.
5.Различия между зимующими и озимыми сорняками, корнеотпрысковыми и корневищными, паразитами и полупаразитами.
6.Методы учета засоренности полей, картирование сорняков, использование карты засоренности.
7.Классификация мер борьбы с сорняками.
8.Истребительные агротехнические меры борьбы с сорняками.
9.Фитоценотические и биологические меры борьбы с засоренностью полей.
10. Классификация гербицидов, условия их применения, преимущества и недостатки.
11. Действия гербицидов на растения, причины избирательности, способы и сроки применения.
12. Применение гербицидов в посевах зерновых культур – виды, нормы, сроки, способы.
13. Применение гербицидов в посевах кукурузы и сорго – виды, нормы, сроки, способы
14. Применение гербицидов в посевах подсолнечника, сои, свеклы – виды, нормы, сроки и способы внесения.
15. Меры предосторожности при работе с гербицидами
16. Комплексные меры борьбы с сорняками.
РАЗДЕЛ 3. СЕВООБОРОТЫ
Севооборот – ведущее звено современных научно-обоснованных систем земледелия. Термины и определения: структура посевных площадей, севооборот, повторные и бессменные посевы, монокультура. Основные и промежуточные посевы. Уяснить размещение и порядок чередования сельскохозяйственных культур в севообороте. Знать причины необходимости чередования культур (биологические, химические, физические, экономические).
Изучить влияние разных видов паров, различных групп культур (бобовых, многолетних трав, зернобобовых, пропашных, зерновых и др.) на плодородие почвы. Усвоить роль, учитывая зональные особенности, различных культур как предшественников, их почвозащитные свойства, целесообразность использования промежуточных посевов и их место в севообороте.
Знать классификацию севооборотов. Иметь представление об особенностях полевых, кормовых и специальных севооборотов, их видах, районах применения, принципах и правилах построения звеньев и схем севооборотов.
Знать порядок составления структуры посевных площадей, проектирование, введение, освоение и соблюдение севооборотов. Уяснить план освоения севооборота, составление переходной таблицы, какой севооборот считается освоенным и по каким показателям это оценивается, составление ротационной таблицы. Иметь понятие о гибкости севооборота, знать какие изменения в нем не являются нарушением. Познакомиться с севооборотами в хозяйстве, где студент работает (или в одном из ближайших хозяйст), с книгой истории полей и ее ведением.
Изучить особенности построения севооборотов на орошаемых землях.
Вопросы для самоконтроля
1.Севооборот, повторные и бессменные посевы, монокультура. Сущность этих понятий и влияние на продуктивность культур.
2. Значение севооборотов в современном земледелии.
3. Причины, вызывающие необходимость чередования культур.
4. Классификация паров, их особенности, районы применения.
5. Роль паров и различных групп культур в севооборотах, оценка их как предшественников, влияние на плодородие почвы.
6. Кулисные и сидеральные пары, их назначение, особенности и районы применения.
7. Промежуточные культуры, классификация, значение, условия применения.
8. Классификация севооборотов, признаки, лежащие в ее основе.
9. Типы севооборотов, их назначение и особенности.
10. Виды севооборотов, их особенности, районы распространения.
11. Принципы и правила построения полевых севооборотов. Привести пример.
12. Построение кормовых и специальных севооборотов. Привести пример.
13. Проектирование, введение и освоение севооборотов.
14. Методика составления плана освоения севооборота. Какой севооборот считается освоенным.
15. Соблюдение севооборотов, допустимые изменения в нем, агротехническая и экономическая оценка севооборотов.
16. Книга истории полей, ее ведение в хозяйстве.
РАЗДЕЛ 4. ОБРАБОТКА ПОЧВЫ
Необходимо уяснить роль, основные задачи и направления механической обработки почвы. Изучить технологические свойства почвы и операции, выполняемые при обработке. Приемы и системы обработки почвы, их особенности, назначение, применяемые орудия и машины.
Знать, что такое основная, мелкая, поверхностная и специальная обработка почвы. Орудия для их выполнения. Усвоить специальные приемы основной обработки почвы (плантажная и ярусная вспашки, фрезерование, щелевание и др.), зачем, когда и какими орудиями они выполняются. Значение мощного плодородного пахотного слоя и приемы его создания на разных типах почв.
Получить представление о системах обработки почвы (отвальная, безотвальная, минимальная, комбинированная и др.), их классификации и назначение. Изучить систему зяблевой обработки почвы под яровые культуры после разных предшественников (стерневых, пропашных, многолетних трав). Знать системы обработки почвы под озимые культуры в чистых парах после парозанимающих культур и непаровых предшественников (зернобобовые, пропашные, стерневые).
Обратить внимание на предпосевную обработку почвы и посев какими орудиями они проводятся. Усвоить способы сева (сплошной, узкорядный, перекрестный, широкорядный, пунктирный, квадратно-гнездовой и др.) полевых культур, их положительные стороны и недостатки, на каких культурах они применяются, какими сеялками осуществляются. Знать как определяются нормы высева, сроки сева и глубина заделки семян. Обработка почвы по уходу за посевами – задачи, приемы, сроки и техника выполнения.
Выяснить неблагоприятные последствия интенсивной (чрезмерной) обработке почвы, применения тяжелой техники, многократных проходах ее по полю. Уметь обосновать минимализацию обработки почвы. Знать пути снижения отрицательного воздействия сельскохозяйственной техники на почву, место и условия успешного применения минимализации обработки почвы. Изучить особенности обработки почвы под овощные, плодовые культуры и виноград, особенности обработки на орошаемых землях.
Знать показатели качества приемов обработки почвы и сева и уметь осуществлять контроль за их выполнением.
Вопросы для самоконтроля
1. Роль и задачи механической обработки почвы. Технологические операции, выполняемые при обработке почвы.
2. Технологические свойства почвы и их влияние на качество обработки.
3. Способы обработки почвы.
4. Приемы обработки почвы.
5. Основная обработка почвы – выполняемые процессы, сроки, приемы, техника проведения.
6. Специальные приемы обработки почвы.
7. Значение глубокого плодородного пахотного слоя и методы его создания на разных типах почв.
8. Понятие о системах обработки почвы и их классификация.
9. Система зяблевой (основной) обработки почвы после культур различных сроков уборки.
10. Система предпосевной обработки почвы под яровые культуры разных сроков сева.
11. Система обработки чистых паров.
12. Обработка занятых паров.
13.Обработка кулисных и сидеральных паров.
14. Обработка почвы под озимые культуры после непаровых предшественников на юге Украины.
15. Способы сева полевых культур.
16. Обработка почвы при уходе за посевами зерновых (яровых и озимых) и пропашных культур.
17. Минимализация обработки почвы – сущность, пути, условия осуществления, эффективность.
18. Контроль и показатели качества обработки почвы и сева.
ПОДРАЗДЕЛ 4.1. АГРОТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПОЧВЫ ОТ ЭРОЗИИ И ДЕФЛЯЦИИ
Знать виды эрозии почв: ветровая (дефляция), водная, совместная, ирригационная и др., причины их развития, районы распространения, причиняемый ущерб. Получить представление о механизме возникновения эрозии и дефляции, почвозащитной роли различных полевых культур, растительных остатков, комковатости (структурного состава) почвы.
Изучить теоретические и практические основы защиты почвы от дефляции (ветровой эрозии). Усвоить особенности организации севооборотов, системы безотвальной обработки почвы с сохранением растительных остатков, применяемые орудия и машины, другие мероприятия, входящие в противоэрозионный комплекс. Уметь обосновать эффективность и перспективы их применения на юге Украины.
Знать теоретические и практические основы защиты почвы от водной эрозии. Почвозащитный комплекс (противоэрозионная контурно-мелиоративная организация территории, системы агротехнических, лесомелиоративных, гидротехнических и др. мероприятий).
Усвоить агрономические мероприятия при борьбе с ветровой и водной эрозией: почвозащитные севообороты (состав культур и их размещение); противоэрозионная обработка почвы на склоновых землях (контурная вспашка, обвалование, прерывистое бороздование, лункование, щелевание и др.).
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое эрозия и дефляция почв, их виды и факторы развития.
2. Распространение эрозии и дефляции, причиняемый ущерб.
3. Механизм развития эрозии и дефляции, почвозащитная роль структуры почвы, различных культур, растительных остатков.
4. Мероприятия, входящие в почвозащитный комплекс (организация территории, агротехнические и др. мероприятия).
5. Система мероприятий по защите почв от водной эрозии (севообороты, приемы обработки почвы и т. д.).
6. Система мероприятий по защите почв от ветровой эрозии на юге Украины.
РАЗДЕЛ 5. СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
Усвоить понятия «Система ведения хозяйства» и «Система земледелия». Рассмотреть история развития научных основ земледелия. Знать системы земледелия прошлого (залежную, переложную, паровую, улучшенную зерновую, травопольную и др.), их основные признаки, особенности и недостатки.
Подробно изучить современные системы земледелия, их задачи и отличительные особенности от систем земледелия прошлого.
Усвоить основные звенья современных систем земледелия (организация земельной территории и севообороты, система обработки почвы, система удобрений, мелиоративные мероприятия, комплекс по защите почв от эрозии и т. д.), и знать их назначение и содержание.
Изучить влияние природных условий (климата, почвы, рельефа) на зональные системы земледелия. Знать основные задачи и звенья зональных систем земледелия.
Вопросы для самоконтроля
1. Понятия: «Система ведения хозяйства» и «Система земледелия».
2. Примитивные системы земледелия (подсечно-огневая, лесопольная, залежная, переложная), их особенности.
3. Паровая и улучшенные зерновые системы земледелия, их особенности.
4.Травопольная система земледелия, ее теоретические основы, составляющие звенья, недостатки.
5. Интенсивные системы земледелия, их особенности.
6. Современные системы земледелия в различных природных зонах.
7. Основные звенья современных зональных систем земледелия, их содержание.
8. Природные условия южного региона Украины. Задачи, звенья и содержание зональных систем земледелия.