МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЕДЕНИЯ МЯЧА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ СИМФЕРОПОЛЬ 2009
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЕДЕНИЯ МЯЧА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ СИМФЕРОПОЛЬ 2009
Содержание
Введение………………………………………………………………………..4
1. Ведение мяча................................... …………………………………5
2. Основные правила........................... …………………………………7
3. Способы ведения мяча..................... …………………………………8
4. Способы обыгрыша на ведении...... …………………………………9
5. Азбука ведения................................ ………………………………..13
6. Упражнения..................................... ………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………...27
Введение
Ведение мяча является важной частью игры в баскетбол. Наряду с бросками и передачами это один из трех способов продвижения мяча и единственный способ передвижения игрока с мячом.
Очень важен баланс у игрока с мячом между ведением, передачами и бросками. Только с опытом и при целенаправленной работе тренеров к игроку приходит умение различать ситуацию, требующую немедленную передачу, ведение или бросок. Можно утверждать, что ведение тогда используется правильно, когда выполнение других приемов невозможно или неуместно, а дриблингом решается задача, возникшая в создавшейся, конкретной ситуации.
Хороший дриблер может передать мяч быстро и точно, даже если его опекают два защитника. Он может изменять направление движения, переводить мяч с одной руки на другую, укрывать его корпусом. Дриблер может выполнять финты головой, глазами, рукой или плечом. В запасе у него изменение скорости, внезапное начало ведения и неожиданные остановки. Возможно, самым важным является его умение вести мяч без зрительного контроля в любой ситуации.
1. Ведение мяча
При ведении мяча преследуются цели:
1.Продвижение мяча в передовую зону.
2.Обыгрыш защитника и проход под корзину.
3.Организация атаки в нужном направлении.
4.Удаление мяча из места скопления игроков.
5.Удержания мяча в заключительные моменты игры.
Отношение к ведению и его значению постоянно меняется. Если совсем недавно считалось нормой, что длинное ведение имеет право применять только разыгрывающий, а уделом остальных игроков был обыгрыш вблизи от корзины с одним-двумя ударами, то в настоящее время многие команды доверяют выведение мяча при прессинге в передовую зону вторым, третьим, четвертым и даже пятым номерам (Газоль) .Что значительно упрощает игру против такой защиты: достаточно найти в пятерке соперника самого слабого защитника и поручить нападающему, которого он держит, вывести мяч в передовую зону.
Значительно возрастает эффективность быстрого прорыва, когда первую передачу для перемещения его в центральном коридоре, можно отдать не только разыгрывающему, но и двум-трем другим нападающим, а если нет возможности отдать передачу, то любой игрок сам начинает ведение. По этому пути идут многие ведущие команды.
Более длинное ведение применяют большие игроки при обыгрыше спиной.
Большие изменения претерпели правила игры. То, что раньше считалось проносом мяча, сейчас не является нарушением правил. Это позволяет игрокам выполнять более сложные манипуляции рукой с мячом, что привело к появлению более сложных приемов ведения мяча и способам его перевода.
Есть простой, неписаный закон. Если ты хочешь, чтобы твои игроки хорошо попадали, то давай много бросков. Если ты хочешь, чтобы твои игроки хорошо передавали мяч, то давай много передач и так далее. Хорошие дриблеры воспитываются, а не рождаются. Упражнения помогут ускорить этот процесс. Причем плохие привычки закрепляются у игрока надолго и надежно, а хорошие - долго и не надежно, если над этим не работать настойчиво и постоянно, тренеру и игроку. Возвращаюсь к мысли о том, что тренер обязан контролировать правильность выполнения каждого упражнения на ведение и принимать все меры для того, чтобы закреплялось хорошее.
И еще один важный момент. Не загоняйте высоких ребят под кольцо с младшего возраста, разрешайте применять ведение в любой части поля всем игрокам.
Часто приводят пример грамотной работы тренеров с А. Сабонисом и С. Пановым. Ведь эти игроки обладают всеми приемами полевых игроков и удачно применяют их в игре. Но давайте вспомним, что и Сабонис и Панов до старшего возраста играли в поле лицом к кольцу. Панов вообще играл защитником-диспетчером. Затем они "стрельнули" и один вырос до 220, а второй - 207 сантиметров. Оказалось, что оба прекрасно видят поле и могут отдать передачу-конфетку, отлично попадают с дальней дистанции, свободно обыгрывают защитников, играя лицом к кольцу и так далее. Напрашивается естественный вопрос, на который каждый найдет ответ.
Интересен пример Ш. Онилом. После просмотра кассеты о нем у меня полностью изменилось мнение об игроке и появилось чувство уважения к тренерам, которые работали с ним. Ему разрешалось делать на площадке все. Конечно, Шакил очень одаренный человек, но ему дали возможность проявить ее. Будучи мальчишкой и возвышаясь над всеми на голову, он подбирал мяч на своем кольце, на ведении обыгрывал нескольких соперников и забивал его сверху по много раз за игру. Подчеркиваю: уважение вызвало доверие игроку, а не работа над его броском.
Все мы не без греха и часто загоняем самого высокого игрока, который вырастет в лучшем случае до двух метров, под кольцо. Требуют результат, а кому-то необходимо быть под кольцом, смотрим и учимся в организации нападения в играх взрослых команд, большие игроки часто осваивают технические приемы труднее и дольше, чем маленькие… Решение напрашивается само собой, оно просто просится. Под кольцо!
Каждый тренер принимает решение сам, а в конечном итоге часто расплачивается за это решение игрок. И дай нам бог, чтобы ни один из наших воспитанников не сказал впоследствии: "Если бы у меня был другой тренер…".
2. Основные правила
Тремя наиболее важными правилами ведения являются: стойка, контроль мяча и поле зрения.
1. Стойка. Основное положение тела при ведении мяча следующее. Колени согнуты, таз слегка опущен, а вес тела подан вперед. Верхняя часть туловища наклонена вперед, а голова и плечи держатся прямо для равновесия и контроля. Свободная рука в случае необходимости готова к укрыванию мяча. Различные способы ведения требуют различной степени сгибания ног, но положение тела должно быть таким, чтобы предоставить дриблеру различные возможности: выполнить бросок, передачу, изменить направление или остановиться.
2. Контроль мяча. Мяч контролируется пальцами, кистью, локтем ведущей мяч руки, регулирующего высоту и скорость отскока мяча, и способствует боковому или продольному продвижению. Ладонь слегка согнута в виде чашечки или лодочки и никогда не касается мяча, пальцы удобно разведены (положение кисти на мяче при броске), а ведение заканчивается мягким движением кисти (как при броске), которая толкает мяч в направлении пола. После отскока мяч ловится кистью, смягчающей (одновременно со сгибанием руки в локте) движение мяча вверх. Особое внимание при контролируемом ведении необходимо уделить времени нахождения мяча на кисти от момента касания мяча пальцев после отскока до момента, когда мяч отрывается от кончиков пальцев при очередном ведении. Очевидно, что чем больше мяч сопровождается рукой после отскока от пола, тем больше возможностей у игрока для принятия решения и выполнения очередного действия. У хорошего дриблера мяч "прилипает" к кисти. Этого можно добиться за счет синхронного со скоростью отскока мяча от пола сгибания руки в локте и, что важнее, мощного удара мячом в пол на предыдущем ведении. Чем сильнее давление на мяч при ведении, тем больше возможность контролировать мяч, когда он находится на кисти.
3. Поле зрения. Периферическое зрение так же важно для дриблера, как и для игрока, передающего мяч. Поле зрения дриблера должно включать все, что находится впереди и сбоку от него. Хотя дриблер никогда не должен специально смотреть на мяч, он постоянно должен находиться в поле его зрения, так же как и все игроки, судьи, разметка площадки и корзина. Периферическое зрение игрока может быть развито до таких пределов, что возможно контролировать все объекты в пределах 180 градусов, а поворачивая голову на 90 градусов направо и налево - соответственно всю площадку за время меньшее, чем требуется на выполнение одного удара мячом в пол. Это качество особенно ценно для разыгрывающих игроков. Тренер может продемонстрировать возможности любого игрока своей команды следующим образом. Игрок становится в центре поля лицом к кольцу, глядя строго на него. Тренер располагается на пересечении центральной и боковой линий сбоку от игрока и располагает руку в одном из трех положений: рука поднята вверх, рука направлена на корзину, рука опущена. Игрок определяет положение руки, не поворачивая головы. Еще не было случая, чтобы игрок не смог сделать это.
3. Способы ведения мяча
Существует два способа ведения мяча: высокое и скоростное, низкое с укрыванием мяча.
Высокое (скоростное) ведение. Применяется в тех случаях, когда важна скорость перемещения с мячом и защита позволяет выполнить его. Тело игрока при высоком ведении принимает положения легкоатлета при беге на короткие дистанции, и скорость передвижения ограничивается только его способностью контролировать мяч. Для искусного дриблера это ограничение должно быть очень близким к его скорости бега без мяча. Рука, ведущая мяч, почти полностью выпрямляется. Мяч толкается вперед со стороны руки, осуществляющей ведение. Высота отскока колеблется от уровня пояса до плеч и должна быть такой, чтобы позволить максимальную скорость бега. Игрок, выполняя скоростное ведение, должен видеть партнеров и передавать им мяч, как только кто-нибудь из них окажется в выгодной позиции.
Низкое ведение с укрыванием мяча. Применяется тогда, когда нужно укрыть мяч от защитника: во время похода под кольцо, при перемещении мяча из области скопления игроков, при прессинге, то есть тогда, защитник находится рядом и стремится отобрать мяч. Ведение выполняется не выше коленей, тело расположено низко за счет согнутых ног, рука, ведущая мяч, держится близко к телу. Мяч укрывается телом и свободной рукой. В этой ситуации игрок применяет различные приемы, чтобы ввести в заблуждение защитника и вывести его из равновесия. Голова поднята и игрок готов в любой момент выполнить передачу.
4. Способы обыгрыша на ведении
1. Смена скорости ведения. Очень простой, но
достаточно эффективный прием. Выполняя ведение мяча, игрок
останавливается практически полностью и всем своим видом
показывает, что обыгрывать за счет ведения не собирается: ноги и
туловище почти полностью выпрямляются, мяч имеет высокий отскок
от пола, взгляд направлен в сторону от возможного направления
ведения. При этом может быть выполнен финт на бросок или
передачу. После того, как игрок создал предпосылки для обыгрыша,
он быстро сгибает ноги, наклоняет туловище вперед (низкий старт),
укрывает мяч плечом и свободной рукой и с низким ведением
устремляется мимо защитника. Эффективность приема
определяется тем, что резко стартовать лицом вперед значительно
легче, чем спиной вперед. Главное подготовить ситуацию для
обыгрыша и грамотно ей воспользоваться.
2. Простая перемена направления. Когда защитник
отступает, держась на стороне мяча, дриблер должен перевести мяч
на другую руку с минимальным поворотом туловища. Смена
направления почти не нужна, поскольку дриблер теперь находится
между мячом и защитником.
3. Перевод мяча перед собой с шагом в сторону. Этот способ нужно использовать в тех случаях, когда требуется более сложная тактика, чем при простом изменении направления. В тот момент, когда нога, одноименная со стороной ведения, ставится на пол, выполняется сильный толчок в сторону другой ноги. Рука, ведущая мяч, слегка опускается, захватывая мяч снаружи, и посылает его поперек туловища в сторону другой руки. Перевод выполняется со сменой ритма ведения за счет увеличенного давления на мяч, низко над полом и широкой амплитудой отскока. Прием завершается акцентированным шагом в новом направлении, который необходим для увеличения дистанции после перевода между защитником и нападающим, а также для укрывания мяча.
4. Перевод мяча под ногой. Есть два способа и два направления перевода.
Первый способ Более простой по исполнению и к его изучению необходимо приступать в первую очередь. При ведении правой рукой мяч переводится на другую сторону с шагом левой ноги. Рука, ведущая мяч, слегка опускается, захватывая мяч снаружи, и посылает его между ног таким образом, чтобы после перевода было удобно продолжить ведение другой рукой. Для этого необходимо на переводе выполнить удар в линию, проходящую между двумя ступнями. Перевод выполняется со сменой ритма ведения за счет увеличенного давления на мяч, низко над полом и широкой амплитудой отскока. Прием завершается акцентированным шагом в новом направлении, который необходим для увеличения дистанции после перевода между защитником и нападающим, а также для укрывания мяча. Перевод очень похож на перевод перед собой, но сложнее по технике исполнения. Преимущество - сложнее перехватить мяч, так как мешает нога, под которой выполняется перевод.
Второй способ Совершенно идентичен первому, но перевод осуществляется не на шаге, а после разножки, то есть обе ноги во время перевода касаются пола одновременно. Такой способ больше подходит для обыгрыша с места, а первый - на скорости.
Первое направление. Ноги расположены параллельно. Мяч направляется перпендикулярно ногам. После отскока мяч останавливается другой рукой за спиной игрока.
Второе направление. При переводе правой рукой левая нога находится на пол шага впереди правой. Перевод выполняется параллельно корпусу. После перевода мяч находится сбоку от игрока.
5. Ведение с поворотом кругом. Прием очень
эффективен во время прохода к корзине один против одного, когда
защитник занимает хорошую позицию со стороны мяча. Когда
правая нога ставится на пол, мяч направляется назад к правой пятке.
Шаг левой ногой делается в момент удара мячом влево за правую
ногу. Выполняя разворот на левой ноге, и поворачиваясь спиной к
защитнику, дриблер принимает мяч на левую руку. Толчок правой
ногой увеличивает скорость поворота. Туловище дриблера все время
должно находиться между мячом и защитником.
6. Перевод мяча за спиной. Для отличного дриблера этот
прием безопасней, чем перевод мяча перед собой с шагом в
сторону, и быстрее, чем поворот, а результат достигается тот же.
Дриблер посылает мяч в пол правой рукой на уровне левой ноги в тот
момент, когда правая нога делает полный шаг вперед. Когда правая
нога ставится на пол, а левая выходит вперед, дриблер переводит
мяч за спину, заставляя его удариться об пол под левой рукой,
которая продолжает ведение.
7. Перевод с пивотом. Современный прием, техника
работы ног в котором, применяется для обыгрыша, находясь как
лицом к защитнику, так и спиной. При ведении правой рукой мяч ударяется под шаг левой. После удара в пол правой ногой осуществляется шаг назад.
Поворот выполняется на левой ноге спиной вперед. Рука, ведущая мяч, слегка опускается, захватывая мяч снаружи, и опускает его одновременно с постановкой правой ноги назад рядом со стопой с левой стороны, укрывая его от защитника. С шагом левой ноги ведение продолжается левой рукой. Прием приобретет другой смысл, если после первого удара взять мяч в руки и выполнить двойной шаг через спину, применяя указанную технику работы ног.
8. "Кросс энд гоу". Название приема на английском языке
потому, что на русском он будет звучать длинно и витиевато. Будем
уважительно относиться к изначальному языку баскетбола.
Прием описываем для случая, когда он начинается с ведения правой рукой.
Игрок выполняет шаг левой ногой рядом с защитником вперед - вправо и одновременно с постановкой ноги делает удар в пол. Шаг широкий, ноги согнуты, мяч укрывается корпусом и свободной рукой. Голова повернута в сторону защитника (левого плеча). После удара рука, ведущая мяч, захватывает мяч снаружи (кисть развернута к нападающему) и одновременно с энергичным и широким шагом левой ноги назад - влево толкает мяч назад так, чтобы он ударился рядом со ступней левой ноги. После отскока мяч останавливается левой рукой. Дистанция с защитником разорвана и у нападающего есть два варианта продолжения приема: продолжить обыгрыш влево на встречном движении или после отскока мяча на левую сторону поймать его и выполнить бросок в прыжке после двухшажной остановки правая - левая.
Первый вариант. После перевода мяча нападающим на левую сторону защитник стремится быстро восстановить дистанцию и двигается вперед - вправо к нападающему. Нападающий, остановив мяч левой рукой, переставляет правую ногу вперед - влево, одновременно с постановкой правой ноги выполняет удар в пол левой рукой и выполняет проход кроссом влево.
Второй вариант. Защитник не успевает восстановить защитную позицию и игрок может выполнить бросок в прыжке.
9. Перевод перед собой "захватом". Еще несколько лет
назад применение этого приема расценивалось бы как пронос мяча.
Но баскетбол развивается за счет повышения зрелищности. Игрокам
предоставляется все большая свобода в обращении с мячом. И этот
прием является следствием выбранного направления. Перевод может выполняться правой и левой рукой справа - налево и слева - направо.
Описание приема сделаем для правой руки.
Перевод перед собой "захватом" справа - налево. Практически это перевод перед собой, но перед переводом игрок применяет финт на ведение вправо. Финт выполняется следующим образом. Игрок ведет мяч правой рукой. Выполняя шаг правой ногой вперед - вправо, игрок начинает опускать руку с мячом справа от себя. Но выполнив только начальное движение и подкрепив его движением плечами в сторону ожидаемого ведения (кисть находится на мяче сверху - сзади), резко меняет хват на мяче за счет проворачивания кисти вместе с мячом от себя. Кисть оказывается впереди мяча и образует с предплечьем прямой угол, рука в локтевом суставе прямая. Из этого положения осуществляется перевод перед собой с шагом в сторону.
Перевод перед собой "захватом" слева - направо. А теперь наоборот: игрок начинает выполнять перевод перед собой с шагом, но, выполнив только начальное движение (шаг левой ногой влево, сопровождение мяча справа - налево), резко меняет положение кисти на мяче, проворачивая ее с мячом от себя влево. Кисть оказывается впереди мяча и образует с предплечьем прямой угол, рука в локтевом суставе прямая. В этот момент рука с мячом находится над и за левым коленом. Из этого положения мяч переводится на правую сторону с акцентированным шагом правой ноги вправо - вперед.
5. Азбука ведения
Игрок должен:
1.Применять ведение тогда, когда это помогает команде.
2.Никогда не вести мяч, если впереди находится открытый партнер.
3.Не опускать во время ведения голову и постоянно искать партнера, которому можно передать мяч.
4.Научиться остановкам и рывкам с мячом.
5. Не превышать скорость, на которой он может
контролировать мяч.
6.Научиться вести мяч обеими руками вправо и влево.
7.Всегда вести мяч рукой дальней от защитника.
8.Контролировать высоту ведения мяча в зависимости от расположения соперника: чем ближе соперник, тем ниже ведение.
9. Много и настойчиво работай над ведением
самостоятельно.
Общие ошибки:
1.Ведение мяча сразу после получения, не оценив ситуацию на площадке.
2.Неумение видеть площадку во время ведения.
3.Ведение мяча рукой, ближней к защитнику.
4.Ведение мяча без укрывания его корпусом и свободной рукой.
5. Ведение мяча между двумя активно играющими
защитниками.
6. Упражнения
А) Упражнения в ведении мяча на месте
При выполнении любого упражнения на ведение и при применении дриблинга в игре необходимо контролировать выполнение основных правил выполнения приема: стойка, контроль мяча и поле зрения. Постоянно расставляем акценты в упражнениях для всей группы и для каждого игрока в отдельности. Это так просто и так важно.
Упражнения подобраны таким образом, чтобы показать, как постепенно повышать сложность упражнения (идея). Практически они расположены таким образом, что их применение в указанной очередности дает возможность постепенно усложнять задания и использовать как готовые блоки.
В завершение будет дан блок специальных упражнений со скамейками, который представляют интерес для работы со спортсменами любой квалификации.
Упр.№1. Ведение мяча на месте правой рукой. Баскетбольная стойка, ноги параллельно, голова поднята, свободная от ведения мяча рука - согнута в локте ("посмотри на часы", "который час?"). Мяч толкается в пол за счет разгибания руки в локте и хлесткого движения кисти (как при выполнении броска или передачи) и ударяется с правой стороны от правой стопы. Пальцы кисти разведены широко, но без напряжения. Кисть, как и при броске, передаче, принимает форму корзинки или лодочки. Ноги сгибаются и разгибаются синхронно с движением мяча: мяч вниз -ноги вниз, мяч вверх - ноги вверх. После отскока мяч встречает выпрямленная рука на кончики пальцев. Сопровождение мяча вверх производится за счет разгибания ног (до исходного положения), сгибания руки в локтевом суставе и смягчающего движения кисти вверх. Таким сопровождением добиваемся максимального времени нахождения мяча под кистью. Высота отскока может чередоваться и определяется тренером. Задается давлением на мяч. Следить за тем, чтобы игрок именно давил на мяч, а не хлопал по нему.
Упр.№2. Ведение мяча на месте стоя, сидя, лежа. Смена положения производится по команде без прекращения ведения.
Упр.№3. Игрок располагается лицом у стены на таком расстоянии, чтобы можно было вести мяч на стене согнутой в локте рукой. Ведение выполняется кончиками пальцев с отскоком от стены от 2-3 сантиметров до 20-30. По мере усвоения техники ведения усложняем задание, ставя задачу вести мяч вверх - вниз, вправо-влево, по кругу и так далее.
Упр.№4. Стоя в параллельной стойке, вести мяч перед собой, переводя его с руки на руку.
Упр.№5. Стоя в параллельной стойке, вести мяч перед собой, выполняя переводы одной рукой справа налево и слева направо. Обратить внимание на положение кисти на мяче: при переводе справа налево она расположена справа - сверху на мяче, а при переводе слева- направо слева - сверху.
Упр.№6. Стоя в параллельной стойке, вести мяч правой рукой сбоку, посылая его первым давлением назад, а вторым вперед. Для того, чтобы переводы получались, необходимо в начале упражнения вести мяч справа и впереди стопы, а при переводах направлять мяч так, чтобы он ударялся рядом со стопой.
Упр.№7. Выставить вперед правую ногу, убрав левую руку за спину. Правой рукой вести мяч вокруг правой ноги сначала в одну, а затем в другую сторону.
Упр.№8. Ведение по восьмерке. В параллельной стойке вести мяч по восьмерке вокруг ног и между ними, переводя его с руки на руку.
Упр.№9. Ведение вокруг ног. Поставить ноги вместе и слегка согнуть их. Вести мяч вокруг ног сначала в одну сторону, а затем в другую.
Упр.№10. Ведение за спиной на месте. Стоя в параллельной стойке, вести мяч за спиной, переводя его с руки на руку.
Упр.№11. Перевод мяча между ног. Игрок на согнутых ногах становится на линию таким образом, что левая нога находится впереди правой на шаг впереди. Игрок ведет мяч правой рукой. При переводе мяч посылается в линию и принимается на левую руку на противоположной стороне. Далее следует перевод левой рукой на правую сторону.
Вариант. Перевод между ног с шагом. Ноги находятся в параллельной стойке. Игрок ведет мяч правой рукой возле правой стопы. Одновременно с шагом левой ноги выполняется указанный перевод.
Вариант. Перевод между ног после разножки. Ноги находятся в параллельной стойке. Игрок ведет мяч правой рукой возле правой стопы. Одновременно с выполнением разножки (левая нога впереди) игрок переводит мяч между ног. Упр.№12. Перевод за спиной. Ноги находятся в параллельной стойке. Игрок ведет мяч правой рукой возле правой стопы, но на 20-30 сантиметров впереди нее. Мяч посылается рядом со стопой и отскакивает назад. Игрок отводит прямую руку назад и встречает мяч кистью правой руки, развернутой к тылу. Не меняя положения кисти, выполняет толчок мяча на левую сторону. Выполнение приема продолжаем левой рукой.
Вариант. После остановки мяча сзади выполняем перевод одновременно с шагом левой ноги.
Упр.№13. Перевод с пивотом. Ноги находятся в параллельной стойке. Игрок ведет мяч правой рукой возле правой стопы. После удара в пол, правой ногой осуществляется шаг назад-влево. Поворот выполняется на левой ноге спиной вперед. Рука, ведущая мяч, слегка опускается, захватывая мяч снаружи, и опускает его одновременно с постановкой правой ноги рядом со стопой с левой стороны, укрывая его от защитника. С шагом левой ноги ведение продолжается левой рукой.
Упр.№14. "Кросс энд гоу".
Упр.№15. Давление на мяч. Очень простое, но полезное упражнение, которое дает возможность понять смысл давления на мяч. Игрок стоит в параллельной стойке на прямых ногах. За счет сильного давления на мяч при ведении он добивается высокого отскока от пола. Ведение выполняется от плеча.
Упр.№16. Ведение на месте с изменением высоты отскока. Тренер хлопками задает ритм. Игроки стараются повторить его за счет ударов мячом в пол.
Б) Упражнения в ведении мяча в движении
Упр.№17. Ведение мяча правой рукой вдоль линии. Игрок выполняет ведение таким образом, что ноги двигались вдоль линии с одной стороны, а мяч - с другой. Кисть (правой руки) немного развернуть по часовой стрелке.
Упр.№18. То же, но, двигаясь вперед, игрок останавливается и делает 2-3 шага назад (ведение спиной вперед). Затем продолжает ведение вперед и так далее.
Упр.№19. То же, но игрок выполняет ведение, двигаясь по скамейке.
Упр.№20. То же, но игрок выполняет ведение, двигаясь вдоль скамейки. Мяч ударяется за скамейкой.
Упр.№21. Стойки расположены одна за другой на расстоянии 2-3 метров. Ведение мяча по прямой от стойки до стойки и вокруг стоек. При ведении вокруг стоек высота отскока мяча снижается.
Упр.№22. Ведение змейкой, выполняя различные переводы. Нацелить игроков на смену ритма ведения во время перевода: медленно-быстро.
Упр.№23. Выполнение одного из переводов в движении с одним промежуточным ведением (удар в пол - перевод, удар -перевод и т. д.). Смена ритма на переводе.
Упр.№24. Сочетание двух и более различных переводов после промежуточного ведения. Смена ритма.
Упр.№25. Два игрока. У каждого мяч. "Ниточка - иголочка". Ниточка повторяет все приемы ведения иголочки.
Упр.№26. У каждого мяч. Один водящий. Необходимо всех засалить.
Упр.№27. Игра один на один на всю площадку, от центра поля, из своих игровых позиций. Атака проводится после ведения.
Упр.№28. Челнок с мячом. На разворотах выполнять различные переводы.
Упр.№29. Скоростной дриблинг. Игроки расположены так, как показано на рис.1. После передачи от защитника 1, нападающий 1 старается на высокой скорости забить мяч в корзину после ведения. Нападающий находится ближе к кольцу. Справа, слева.
Упр.№30. Игрок на ведении выполняет различные финты и переводы перед стойками. Кольцо атакуется под разными ракурсами рис.2.
Упр.№31. Два игрока с мячами расположены в круге. Задача: на ведении выбить мяч у соперника. Три, четыре, пять… игроков на ограниченном пространстве.
Упр.№32. Игра один на один на два кольца рис.3. Хорошее упражнение и для защитника и для нападающего. Атакуется любое кольцо в любой очередности. Кто подобрал - того и мяч. Роль нападающего - по очереди. Игра ведется до 3-х, 4-х, 5-ти.
Упр.№33. Обыгрыш сходу. В тройках. Пол площадки. Два защитника расположены так, как показано на рис. 4. Первый защищается до центра поля, а второй - от 3-х очковой линии. Задача нападающего: обыграть первого и на полной скорости второго. После аналогичных действий в другую сторону, игроки меняются местами.
Упр.№34. "Восьмерка" в тройках с использованием ведения через всю площадку или половины площадки. Передача из рук в руки или с ударом о пол (рис.5).
Упр.№35. Ведение мяча в тройках и поворот буквой L (рис.6). Игрок 1 начинает ведение в правую сторону площадки, выполняет поворот и передает мяч партнеру 2, который заканчивает проход буквой L. Кроме ведения, остановок и поворотов игроки учатся взаимодействовать согласованно.
Упр.№36. Четыре угла (рис.7). Игрок 1 начинает ведение к середине площадки. После ведения он выполняет остановку, поворот, передачу поперек площадки игроку 2 следует за мячом и занимает место в конце колонны.
Упр.№37. "Посмотри" (рис. 8). Это отличное упражнение для закрепления навыка поднятой головы во время ведения. Игрок 1 ведет мяч с поднятой головой. Когда тренер оказывается у него за спиной, он показывает рукой на одного из игроков, стоящих впереди. Игрок поднимает руку ("правило 10") или начинает движение (к кольцу или от кольца) для получения мяча. Дриблер обязан немедленно выполнить передачу. Возможно несколько продолжений. Игрок получает обратную передачу и атакует корзину сам. В этом случае игроки 1,2,3 остаются на месте и их нужно периодически менять. После передачи указанному игроку четверка выполняет назначенные тренером взаимодействия: проход крестом; пас в одну - заслон в другую; игрок ставит заслон игроку, которому отдал пас, а два оставшихся взаимодействуют между собой или вид взаимодействия, зависящий от того, кто получил мяч. Если в упражнение ввести защитника, который играет против игрока 1, то задание для дриблера усложняется.
Как вариант на рис.8 игрок 1 отдает пас на правый фланг игроку 4. В первом случае играет с ним "отдал - вышел". Во втором случае двигается к мячу, получает пас из рук в руки от 4. В третьем случае играет от мяча и ставит заслон игроку 2. В четвертом случае ставит заслон игроку с мячом. В пятом случае после начала ведения игроком 4 пробегает мимо него, получает обратную передачу и после ведения атакует корзину (использованы все пять принципов взаимодействия).
В) Ведение двумя мячами
Упр.№38. Стоя на месте, вести одновременно два мяча правой и левой рукой на уровне груди. По команде присев, снизить высоту отскока мячей, постепенно доведя ее до минимальной. Продолжая ведение, вновь вернуться в исходное положение. Ведение можно выполнять, синхронно ударяя мячи в пол и асинхронно.
Упр.№39. Стоя на месте, вести одновременно два мяча правой и левой рукой на уровне груди. Поменять мячи местами. Ведение синхронное и асинхронное. Применять различные переводы.
Упр.№40. В стойке с выставленной вперед правой ногой вести один мяч левой рукой слева от себя, а второй - правой рукой описывать круг вокруг правой ноги. Менять стойку.
Упр.№41. Стоя в широкой параллельной стойке, одновременно описывать мячами круги вокруг правой и левой ноги при ведении сначала в одну, затем в другую сторону. То же задание, но мячи двигаются в разные стороны.
Упр.№42. Стоя на расстоянии 1 м от стены, вести два мяча на стене двумя руками, синхронно и асинхронно. То же упражнение, но игрок стоит в углу.
Упр.№43. Стоя в параллельной стойке, левой рукой вести мяч впереди - слева, а правой сзади - справа. Постепенно выводить правый мяч вперед, а левый назад и обратно. То же, но по сигналу перевести правый мяч сзади за спиной, а левый - перед собой и продолжить ведение.
Упр.№44. Вести одновременно два мяча, продвигаясь вперед. Остановиться на месте, выполнить ведение спиной назад и снова двигаться вперед. То же, но во время остановки и начала движения поменять мячи местами.
Упр.№45. Вести одновременно два мяча, продвигаясь вперед, назад, в стороны. Выполнять различные переводы двумя мячами. Ведение синхронное, асинхронное.
Упр.№46. Ведение одной рукой двух мячей, а второй рукой - одного.
Г) Блок упражнений со скамейками
Интересная идея, предложенная профессором, заслуженным тренером СССР и России Луничкиным Валерием Георгиевичем. На одном из семинаров был показан блок упражнений на ведение и передачи с использованием легкоатлетических барьеров. Идея понравилась, но не в каждом зале есть барьеры, а скамейки есть везде. От передач пришлось отказаться, но саму мысль удалось развить, используя скамейки. Эффективность упражнений оказалась очень высокой и предлагается использовать их со спортсменами всех уровней. Упражнения давались начинающим игрокам (10-12 лет) и поставленные задачи решались (давление на мяч, ведение мяча с внешней стороны стопы, умение управлять мячом при простейших переводах, координация работы рук и ног при выполнении необычных, сложных перемещений). Упражнения более сложные (использование в упражнениях двух мячей, применение различных переводов и способов ведения разными руками, сочетание нескольких действий…) применялись при обучении игроков 16-18 лет и так же эффект был несомненен.
Приведенные ниже упражнения могут дать почву для размышлений любому тренеру и позволить ему придумать и применить новые упражнения. В добрый путь!
Во всех упражнения несколько скамеек поставлены параллельно друг другу на расстоянии 1,5 - 2,0 метров. Там где скамейки будут расположены иначе, будем оговариваться. Все упражнения описываются для ведения правой рукой. Другие случаи будут оговариваться.
Упр.№1. Игрок передвигается по скамейке, выполняет ведение одной рукой, акценты: ведение мяча с внешней стороны стопы, давление на мяч, периферическое зрение. Можно выполнять ведение, двигаясь вперед - назад.
Упр.№2. То же, но игрок выполняет перевод мяча справа - налево через скамейку и обратно.
Упр.№3. То же, но ведение двух мячей синхронно или асинхронно.
Упр.№4. Игрок перемещается вдоль скамейки, выполняя ведение за скамейкой. При ведении правой рукой кисть немного разворачивается по часовой стрелке.
Упр.№5. То же, но игрок двигается вперед - назад - вперед…, выполняя перевод мяча справа - налево через скамейку и обратно.
Упр.№6. Скамейка справа. Игрок перемещается вдоль скамейки, выполняя ведение правой рукой между скамейкой и своей правой стопой. Переступить через скамейку правой ногой и одновременно с постановкой ноги на пол ударить мячом с внешней стороны стопы. Одновременно с переносом ноги в обратную сторону выполнить ведение между стопой и скамейкой.
Упр.№7. То же, но левой рукой выполняется ведение второго мяча.
Упр.№8. Скамейка справа. Игрок ведет мяч вдоль скамейки на расстоянии 50-ти сантиметров. Далее выполняет перевод "захватом" справа - налево (способ обыгрыша №9). С шагом правой ноги вплотную к скамейке игрок имитирует ведение вправо и старается пронести мяч над скамейкой, изменив положение кисти на мяче. Делает шаг левой ногой вперед - влево и опускает мяч рядом с левой ступней. Многократное повторение на каждой скамейке.
Упр.№9. То же, но игрок ведет второй мяч левой рукой.
Упр.№10. Скамейка слева. Игрок ведет мяч правой рукой вдоль скамейки на расстоянии 50-ти сантиметров.
Далее выполняет перевод "захватом" слева - направо (способ обыгрыша №9). Игрок начинает выполнять перевод перед собой с шагом, но выполнив только начальное движение (шаг левой ногой влево вплотную к скамейке, сопровождение мяча справа - налево), резко меняет положение кисти на мяче, проворачивая ее с мячом от себя влево. Кисть оказывается впереди мяча и образует с предплечьем прямой угол, рука в локтевом суставе прямая. В этот момент рука с мячом находится над или за скамейкой. Из этого положения мяч переводится на правую сторону с акцентированным шагом правой ноги вправо - вперед.
Упр.№11. Скамейки расположены так, как показано на рис. 9. Игрок выполняет ведение и над правой скамейкой делает перевод "захватом" справа - налево, а над левой скамейкой - перевод "захватом" слева - направо. При завершении ведения и переводов между скамейками игрок атакует корзину указанным способом.
Можно, используя две скамейки расположенные параллельно как на рис.9, выполнять технические действия, описанные в упражнениях 1,2,4,5,6,12,13.
Упр.№12. У каждого игрока мяч. Двигаясь правым боком вперед, игрок выполняет ведение правой рукой с внешней стороны правой стопы. На ведении переступает через скамейку правой ногой так, чтобы постановка ноги была одновременно с ударом мяча в рол. Продолжает ведение и переступает через скамейку левой ногой.
Упр.№13. То же упражнение, но игрок двигается левым боком.
Упр.№14. То же, но игрок ведет два мяча, двигаясь попеременно правым и левым боком.
Упр.№15. Упражнения 12,13,14 выполняются челноком: две скамейки вперед - одна назад и так далее.
Упр.№16. У каждого игрока мяч. Двигаясь лицом вперед, игрок выполняет ведение правой рукой с внешней стороны правой стопы. На ведении переступает через скамейку правой ногой так, чтобы постановка ноги была одновременно с ударом мяча в рол. Продолжает ведение и переступает через скамейку левой ногой.
Упр.№17. То же, но ведение двух мячей.
Упр.№18. То же, ведение челноком одним или двумя мячами.
Упр.№19. Скамейка находится между ног игрока. В широкой стойке ведение мяча одной рукой с внешней стороны стопы. Вперед, назад, челноком.
Упр.№20. Скамейка находится между ног игрока. В широкой стойке ведение мяча одной рукой, выполняя переводы через скамейку. Вперед, назад, челноком.
Упр.№21. Скамейка находится между ног игрока. В широкой стойке ведение двух мячей двумя руками. Одним мячом выполняются переводы через скамейку.
Список литературы.
1. Андреев В. И. Факторы определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе. Автореферат. — Омск,1988.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., МГУ. 1980.
3. Айропетянц Л. Р., Гадик М. А. Спортивные игры. — Ташкент. 1881.
4. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют. Физкультура в школе 7. 1990.
5. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры. Под. ред. Ю. М. Портнова. — М., Физкультура и Спорт, 1997.
6. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу. Физкультура в школе. 1990.
7. Былеев Л. В., Коротков И. М. Подвижные игры. — М.:ФиС, 1982.
8. Берн Эрик. Лидер и группа. О структуре и динамике орг. групп. Пер. с англ. А. А.Грузберга Екатеринбург ЛИТУР. 2000.
9. Бондарь А. И. Учись играть в баскетбол — Минск, Полынья. 1986.
10. Вальтин А. И. Мини-баскетбол в школе. — М., Просвещение,1976.
11. Вальтин А. И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол. — Киев, 1984.
12. Вечер Л. С. Поведение руководителя: Практ. Пособие. — Мн., Новое знание. 2000.
13. Волков Н. Н., Топчиян В. С. Моделирование личности и деятельности тренера и совершенствование высшего физкультурного образования. ANALYTIC SERIAL. Теория и практика физической культуры 10. 1989.