Магистерская работа Эффективной системы организации учетных процессов в сельскохозяйственных формированиях
Страница 1 из 12
Магистерская работа Эффективной системы организации учетных процессов в сельскохозяйственных формированиях.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода аграрного сектора к рыночной экономике, реформирования земельных отношений и отношений собственности происходит процесс совершенствования организации сельскохозяйственного производства, материально-технического обеспечения, финансово-кредитной политики. На первый план выходят рыночные критерии эффективности, повышаются требования к методам управления.
Актуальность темы. Важным условием стабилизации, развития и эффективного функционирования агропромышленного комплекса, а именно сельскохозяйственных предприятий, является высокая трудовая активность работников. Повышение уровня эффективности их труда связано с изучением структуры продуктивных способностей и потребностей работника, анализом механизма формирования и развития их трудовой мотивации.
Рассмотрению экономических аспектов развития организации учетной службы на предприятиях, ее совершенствования уделялось внимание в трудах отечественных и зарубежных авторов, а так же законодательной безе Украины.
Однако особенности эффективной организации труда учетных работников изучено недостаточно. В связи с этим избранная тема является актуальной.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является обоснование эффективной системы организации учетных процессов в сельскохозяйственных формированиях.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
• Обосновать критерии эффективности управления учетной службой предприятия;
• Разработать направления повышения эффективности труда учетных работников;
• Оптимизировать систему внутрихозяйственного учета в сельскохозяйственных формированиях.
Предметом исследования является механизм управления учетной службой на предприятиях. Объектом исследования является деятельности бухгалтерской службы в сельскохозяйственных формированиях.
Информационная база исследования: Данные сельскохозяйственных предприятий Нововоронцовского района Херсонской области (за последние 3 года) - состав учетной службы; оперативная и финансовая отчетность предприятий (формы №№ 1, 2, 3, 4, 5) - для характеристики потенциала предприятия в целом и отдельно учетной службы; информация, собранная автором методом фотографии, самофотографии, анкетирования, опроса.
Научная новизна полученных результатов. Выполненное исследование имеет определенную степень новизны:
• Обоснованы методы работы руководителей учетной службы;
• Получили развитие критерии оценки деятельности руководителя учетной службы.
Практическое значение полученных результатов. Заключаются, в том что внедрены и используются в практике организации учетных работ:
* Приказ об учетной политике;
* должностные инструкции учетных работников;
* перечень учетных номенклатур;
* номенклатуры дел в архиве предприятия;
* график документооборота;
* порядок расчета норматива численности учетных работников.
Личный вклад. Полученные научные результаты являются личными разработками автора.
Магистерская работа включает: введение, 3 раздела, выводы и предложения, список использованных источников (70 наименований). Работа изложена на ________ страницах машинописного текста, содержит ____, таблиц, _________ рисунков, ______ приложений.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА УЧЕТНЫХ РАБОТНИКОВ
1.1 Теоретические основы организации труда учетных работников
На сегодняшний день в вопросах организации бухгалтерского учета на предприятии основополагающим является Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV, с изменениями и дополнениями (далее — Закон о бухучете) [19].
Решение этих вопросов он относит к компетенции собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) предприятия.
Именно это лицо или орган несет ответственность за:
* организацию бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет на предприятии должен вестись непрерывно со дня его регистрации и до дня ликвидации. Обязанность собственника или руководителя — обеспечить такое ведение. Именно он должен найти специалистов необходимой квалификации в необходимый срок, обеспечить их средствами труда;
* обеспечение фиксации фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах. Сюда входит не только обязанность собственника или руководителя в организации первичного учета, но и их обязанность в обеспечении его полноты;
* сохранность обработанных документов, регистров и отчетности на протяжении установленного срока, но не менее трех лет. Собственник или руководитель должен создать необходимые условия и обеспечить контроль за наличием и полнотой архива.
Но, безусловно, главная обязанность руководства или собственника в постановке бухгалтерского учета на предприятии — решить, кто и па каких условиях будет его вести.
Как определено в ст. 3 Закона о бухучете [19], целью ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и беспристрастной информации о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия.
При этом бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется предприятием. Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, базируются на данных бухгалтерского учета. Одним из основных критериев в части ведения бухгалтерского учета на предприятии является его непрерывность во времени — ведение бухгалтерского учета начинается со дня регистрации предприятия и заканчивается днем его ликвидации.
Вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии входят в сферу компетенции его владельца (владельцев) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами. Так определено ст. 8 Закона о бухучете [19].
Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока (но не менее трех лет) несет владелец (владельцы) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.
Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации:
- введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;
- пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного в качестве предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без создания юридического лица;
- ведение на договорных основах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;
- самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно владельцем или руководителем предприятия. Заметим, что указанную форму организации бухгалтерского учета нельзя применять на тех предприятиях, у которых отчетность подлежит обнародованию.
При этом предприятие самостоятельно:
* определяет учетную политику предприятия;
* избирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых основ, установленных Законом о бухучете [19], и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;
* разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подписание бухгалтерских документов;
* утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;
* может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятия.
При этом руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неуклонное выполнение всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерных требований бухгалтера по соблюдению порядка оформления и предоставления к учету первичных документов.
Исходя из цели бухгалтерского учета и его сущности выделяют следующие принципы его ведения:
1. осмотрительность — применение в бухгалтерском учете методов оценки, которые должны предотвращать занижение или
Завышение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов;
2. полное освещение — финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решения, принимаемые на ее основании;
3. последовательность — постоянное применение избранной учетной политики;
4. непрерывность — оценка активов и обязательств осуществляется исходя из предположения, что деятельность будет продолжаться в дальнейшем;
5. начисление и соответствие доходов и расходов — для определения финансового результата отчетного периода необходимо сравнивать доходы отчетного периода с расходами, осуществленными для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент возникновения независимо от даты поступления или уплаты средств;
6. превалирование сущности над формой — операции учитываются согласно их сущности, а не только исходя из юридической формы;
7. фактическая себестоимость — приоритетной является оценка активов предприятия исходя из расходов на их приобретение и производство;
8. единый денежный измеритель — измерение и обобщение всех хозяйственных операций финансовой отчетности осуществляется в единой денежной единице — гривнах;
9. периодичность — возможность распределения деятельности на определенные периоды времени с целью составления финансовой отчетности.
Функциями бухгалтера являются:
* ведение бухгалтерского учета в соответствии с едиными методологическими основами, установленными Законом о бухучете [19];
* составление на основе данных бухгалтерского и налогового учета финансовой, налоговой и статистической отчетности и предоставление ее внутренним и внешним пользователям в установленный срок;
* отражение па счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций в соответствии с действующим законодательством на основании предоставленных первичных документов;
* ведение налогового учета;
* подготовка предложений относительно:
• определения учетной политики, внесения изменений в избранную учетную политику, выбора формы бухгалтерского учета с учетом деятельности и технологии обработки учетных данных;
• разработки системы и форм внутрихозяйственного (управленческого) учета и правил документооборота, дополнительной системы счетов и регистров аналитического учета, отчетности;
• предоставления работникам прав на подписание первичных и сводных учетных документов;
• выбора оптимальной структуры, численности, повышения профессионального уровня работников бухгалтерского учета, обеспечения их всем необходимым справочным материалам;
• улучшения системы информационного обеспечения управления и механизма передачи обработанной информации к исполнителям;
• внедрения автоматизированной системы обработки данных бухгалтерского учета с учетом особенностей деятельности (или усовершенствования действующей системы);
• обеспечения сохранности имущества, рационального и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
• участия в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности с целью выявления внутрихозяйственных резервов предприятия;
• участия в подготовке мероприятий но предотвращению недостач, незаконного расходования средств и товарно-материальных ценностей;
• участия в проведении инвентаризации и оформлении материалов, связанных с недостачами, возмещением потерь от недостач, кражи и порчи активов, и осуществлении контроля за соблюдением другими подразделениями установленных правил проведения инвентаризации оборотных и необоротных активов, обязательств;
• участия в планировании деятельности предприятия;
• начисления и по согласованию с руководителем перечисления налогов и взносов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды и выполнения работ по расчету с другими кредиторами;
• учета результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в соответствии с установленными правилами;
• работы, связанной со сверкой расчетов с субъектами хозяйственной деятельности и с подразделениями, выведенными на отдельный баланс;
• осуществления начисления заработной платы на основании предоставленных в установленном порядке данных и работы, связанной с выплатой заработной платы;
• обеспечения проверки (контроля) ведения бухгалтерского учета и отчетности в структурных подразделениях, в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, и внесения предложений по улучшению их работы;
• предоставления данных бухгалтерского и налогового учета для проведения анализа хозяйственно-финансовой деятельности с целью выявления внутрихозяйственных резервов, предотвращения потерь и непроизводственных расходов;
• оформления и передачи в установленном порядке в архив отработанных бухгалтерских документов.
Профессия бухгалтера имеет длинную историю не только потому, что является одной из наиболее давних профессий, а, главным образом, в силу того, что искусство записи и соотношения впервые нашло воплощение в качестве инструмента учета.
Одним из неотъемлемых элементов экономики является развитое и эффективно организованное бухгалтерское дело. Бухгалтеры обеспечивают предоставление доказательной и правдивой информации, необходимой для принятия решений по снабжению функционирования найму кадров и использованию ресурсов, от чего зависит эффективность рыночной экономики. Это касается как внутренних бухгалтеров, которые обслуживают предприятия путем предоставления информации для принятия управленческих решений, так и внешних, одной из основных функций которых является обеспечение достоверности финансовых отчетов предприятий.
Бухгалтерский учет - это то, что согласно заданным правилам делает бухгалтер.
Традиционно, именно главный бухгалтер несет юридическую и моральную ответственность за законность и эффективность использования финансовых и материальных ресурсов предприятия, осуществляемых хозяйственных операций. За ним сохраняется правило второй подписи, которое закрепляет контрольные функции бухгалтерии. Однако, настоящий престиж профессии определяется не формальными правами, а объективными потребностями общества. В условиях рыночных отношений, основанных на последовательном применении экономических методов управления, повышаются требования к информационному обеспечению и усиливаются управленческие аспекты учета. Современный бухгалтер должен владеть не только новыми методами работы, но и новыми представлениями о той системе управления, в рамках которой они должны применяться.
В последнее время спрос на бухгалтерские услуги резко увеличился, но и изменились требования к их качеству. В тот же время, изменение статуса бухгалтера в новых условиях деятельности дает ему и новую альтернативу. Формирование рынка бухгалтерских услуг осуществляется двумя путями. С одной стороны, аудиторская фирма предоставляет консультативную помощь по вопросам учета, с другой - остро возникает проблема привлечения квалифицированного бухгалтера на контрактной или постоянной основе.
В условиях хозяйственной самостоятельности предприятий значение бухгалтерской службы и учетной информации резко повышается. Новая система должна направлять управленцев на правильный путь. Например, она не должна допустить невыгодного вложения средств в оборудование выгоднее, чем в программное обеспечение или на подготовку кадров.
Ведение бизнеса в рыночных условиях предъявляет повышенные требования и к качеству информации, которая должна быть приспособлена к запросам пользователей, решению их проблем.
Задача бухгалтера или бухгалтерской службы состоит в формировании качественной, достоверной и полной информации о ведении хозяйственной деятельности и ее результатах, ее правильное использование позволит сделать оптимальными управленческие и финансовые решения. Неточности, ошибки, несвоевременность представления информации могут не только нанести ущерб, но и привести к банкротству предприятия. Высокая степень зависимости от качества бухгалтерской информации для принятия управленческих и финансовых решений определяет роль бухгалтера в процессе развития бизнеса в любой сфере деятельности, любой стране.
Бухгалтерский учет является одним из наиболее очевидных "узких мест" в системе, что может замедлить развитие экономики. Поэтому во всех европейских странах высказывается общая мысль о том, что странам с переходной экономикой, необходимо в короткие сроки обеспечить наличие бухгалтеров, которые смогут обслуживать рыночную экономику и какие способны принимать решения на основании глубокого понимания основных экономических принципов.
В Украине сегодня престиж бухгалтерской профессии на порядок высше в сравнении с образом бухгалтера прошлых лет. Тогда его деятельность ограничивалась, как правило, учетом затрат, калькуляцией себестоимости, контролем сохранности социалистической собственности и определением степени выполнения плановых показателей. Понятие прибыли, убытка, утраченной выгоды и много других носили преимущественно абстрактный характер. Сейчас эти понятия наполнены реальным содержанием и для владельцев фирм, и для бухгалтеров.