Сегодня: 27 | 04 | 2024

Лекція Філософія Платона і проблема ідеальног

ЭТИКА И ПОЛИТИКА ПЛАТОНА

Этика - учение о нравственности, и политика-учение о государстве у, Платона тесно связаны; государство подобно чело­веку, а человек - государству» справедливость человеке и в государстве одинакова. Поэтому человек может бить нравственно совершенным лишь в правильно организованном - государстве,,

Государство Платон определяет как совместное поселение". Возникает оно вследствие многообразия человеческих потребнос­тей и вытекаоцего отсвда общественного разделения труда при ко­тором эти потребности удовлетворяются более успешно, чем при его отсутствии."Каждый из нас сам для себя бывает*недостаточен и имеет нужду во многих " ( Государство, И,369В). Поэтому в госу* дарстве должны быть лтсщи различных видов деятельности. Плато­новская мысль о роли разделения труда при происхождении госу­дарства была довольно прогрессивной, хотя и не вскрывала истин­ную сущность, и причину возникновения государства.

Идеальное государство есть сообщество 3-х групп населения: I) земледельцев и ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан; 2)-воинов ( стражей), охраняющих безопасность и 3) философов - правителей, осуществляющих мудрое и справедливое управление государством.

Этическое обоснование Платоном этой формы рабовладельческого государства состояло в следующем: каж­дый человек обладает преимущественно той добродетелью, какая часть души в нем доминирует. Правителям—философам свойствен­на мудрость, благодаря чему только они могут правильно управ­лять государством; мужество - добродетель стражей, задача ко­торых заключается в поддержании внутреннего порядка и защита его от нападения из вне, добродетелью третьего сословия является умеренность. Гармоническое сочетание этих добродете­лей порождает справедливость. Справедливость как добродетель не является свойством души, а присуща только государственной форме организаций людей, это общегосударственная добродетель.

Каждому гразйшику государства справедливость отводит особое заня зе и особое положение. Государство справедливос­ти сплачивает разнообразные и даже разнороднне части госу­дарства в целое, запечатленное единством а гармонией.

Эта наилучшая государственная система должна, по мнению Платона, обладать рядом черт нравственной и политической организации, которые были бы способны обеспечить государству ре­шение самых важннх задач. Такое государство, во-первых, долж­но обладать еилой собственной организации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения; во-вторых, оно должно систематически снабжать всех членов общества необходимыми материальными благами;в-третьих, ~ оно должно руководи»! и направлять высокое развитие духовной деятельности и творчества. Выполнение всех этих задач означа­ло бы осуществление идеи блага как высшей " идеи ", правящей миром.

В соответствии со сказанным, разумное устройство совер­шенного государства, по Платону, должно оонозмватьея прежде всего на потребностях.

Перечисление потребностей доказывав*, что в городе-го­сударстве должны существовать многочисленные отрасли обществен­ного разделения труда, а следовательно, и различные социальные группы лкгчй. Платон выделяет, например, в рамках земледель­цев и ремесленников не только непосредственных производите­лей товаров, но и работников вспомогательных видов деятель­ности, например: скотовода, торговца,, обслуживающие наем­ных работников и т. п. Признавая необходимость каждой из групп ■ общества Платон вместе с тем, разделяет их и нравственным ка­чеством, предполагая, что нравственные качества воинов-стра­жей и особенно правителей-философов значительно зышэ, чем всех остальных. Это связано, по Платону, не только с важностью их профессии для государства, но и особой ее трудностью, требующей и особого воспитания, и технического умения, и специаль­ных - знаний.

Впрочем, нравственная дискриминация низших слоев у Пла-. тона несколько скрадывается двумя оговорками: во-первых, он признает, что все три разряда граждан государства в равной ме­ре необходимы государству и, взятые все вместе, являют вели­кое й прекрасное.

Другая оговорка состоит в признании, что между происхож­дением из той или другой группы и нравственным? свойствами нет необходимой связи: лвди, наделенные высшими нравственными за­датками, могут родится и в низшем общественном разряде, и наоборот - рожденные от граждан высших разрядов могут родитьая о низкими душами.

Поэтому задачей правителей кроме всего прочего является обязанность исследовать нравственные качества детей и причис­лять их В зависимости от этих качеств к соответствующему разря­ду. Таким образом, факт рождения в определенном слое общества еще не значит, что человек будет к нему приписан. Здесь зало­жен; также возможность перехода лучших из низшего раг^яда в более высокий. Ко такой переход, по Платону, скорее исключение, тем правило.

Особое внимание Платон уделяет груше воинов-стражей. Он детально расписывает их функции, быт и даже сзмеЯгае отно-шенчя. Важным моментом здесь является то, ч*о для этой группы общества Платон устанавливает " коммунистические " нормы жиз­ни. Так, например, воины в идеальном государстве должны быть лишены права на собственное имущество. Они должны пользовать­ся тем, что необходимо голыш для вяполнения их функции и здоровья. Все эго они получают от низших злоев и притом в мш< чеетае не МИШШ большом я не слишком малом „ Весь распорядок и рамки жизни воинов направлены на ограждение' их о. т губитель­ного влияния имущества и денег.

Способными к функциям воинов - стражей являются и женщи­ны, получившие необходимое, воспитание. Природа мужчины и женщины одинакова, только женщина слабее»

Поэтому лучшими женами для мужчин-воинов является яен-щинн-воинн„ Однако семьи как таковой в среде воинов не долж­но, быть. Возможно только временное соединение мужчины и женщины для рождения детей. Причем и это должно осуществляться под тайным контролем правителей для того, чтобы "лучшие со­четались о лучшими, а худшие е худшими ' . Детей от такого "ео-четагшя"-долены-изымать, изучать,, а потом возвращать матерям, причем таким образом5 чтоби мать ле знала, какого ребенка. она кормит, Поэтов все стражи-ьлужчины считается отцада всзх де­тей, а все женщины - общими женами всех стражников.

Такта образом, отсутствие имуществаs общность жен и де­тей устранит основные причины для раздоре ; внутри воинов-стра-жей. а значит, сделает невозможным восстания и раздоры внутри низшего сословия»

Разрабатывая теории государства, Платон проявил свое отношение и к различным формам правления. Причем все формы правления рассматриваются Платоном в соотношений е идеальным государствомо Так, по его мнению, близкими к идеальному госу­дарству являются аристократия, аристократическая республика и монархия. Б этих формах правления Платок веди1? господство главного принципа идеального государства - им управляют изб­ранные и подготовленные к руководству обществом.

Идеальному типу Платон противопоставил отрицательный тип общественного устройства, который выступает в четырех фор­мах: как тимократия, олигархия, демократия и тирания. Каждая из этих форм есть последовательное ухудшение или извращение идеального государства.

Так. тимократия, по Платону, это - власть основанная на гос­подстве честолюбцев. Это первый признак упадка государства, где возникает страсть к обогащению и стремление к стяжательст­ву. Олигархия - это власть немногих над большинством,. Это прав­ление, основывается на переписе и оценке имущества, так что в нем господствует богатые, а бедные не имеют участия в управ­лении „ Это приводит к разделению города на "-два города ". где один злоумышляет против другого.

Дальнейшее развитие олигархии приводит к возникновению еще худшего устройства - демократии Это власть большинства». При демократии пороки общества разрастаются, возникают смуты и восстания. Управляют обществом случайные люди, а не лучшие. Все этo приводит в конце концов к тирании. Тирания - это власть одного над всеми в обществе» Если демократия - это абсолютная свобода, то порожденная ею тирания - абсолютное рабство, это худшая из всех возможных: форм правления„

Велику увагу приділяв Платон соціально-політичній, етичній, естетичній проблематиці. Він дав розгорнену критику негативним типам державного устрою, до яких він причислив й демокраію, а також розробив першу соціальну утопію у якій численні дослідники вбачають ідейні джерела тоталітаризму.