Лекція Філософія Платона і проблема ідеальног
Страница 4 из 4
ЭТИКА И ПОЛИТИКА ПЛАТОНА
Этика - учение о нравственности, и политика-учение о государстве у, Платона тесно связаны; государство подобно человеку, а человек - государству» справедливость человеке и в государстве одинакова. Поэтому человек может бить нравственно совершенным лишь в правильно организованном - государстве,,
Государство Платон определяет как совместное поселение". Возникает оно вследствие многообразия человеческих потребностей и вытекаоцего отсвда общественного разделения труда при котором эти потребности удовлетворяются более успешно, чем при его отсутствии."Каждый из нас сам для себя бывает*недостаточен и имеет нужду во многих " ( Государство, И,369В). Поэтому в госу* дарстве должны быть лтсщи различных видов деятельности. Платоновская мысль о роли разделения труда при происхождении государства была довольно прогрессивной, хотя и не вскрывала истинную сущность, и причину возникновения государства.
Идеальное государство есть сообщество 3-х групп населения: I) земледельцев и ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан; 2)-воинов ( стражей), охраняющих безопасность и 3) философов - правителей, осуществляющих мудрое и справедливое управление государством.
Этическое обоснование Платоном этой формы рабовладельческого государства состояло в следующем: каждый человек обладает преимущественно той добродетелью, какая часть души в нем доминирует. Правителям—философам свойственна мудрость, благодаря чему только они могут правильно управлять государством; мужество - добродетель стражей, задача которых заключается в поддержании внутреннего порядка и защита его от нападения из вне, добродетелью третьего сословия является умеренность. Гармоническое сочетание этих добродетелей порождает справедливость. Справедливость как добродетель не является свойством души, а присуща только государственной форме организаций людей, это общегосударственная добродетель.
Каждому гразйшику государства справедливость отводит особое заня зе и особое положение. Государство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнороднне части государства в целое, запечатленное единством а гармонией.
Эта наилучшая государственная система должна, по мнению Платона, обладать рядом черт нравственной и политической организации, которые были бы способны обеспечить государству решение самых важннх задач. Такое государство, во-первых, должно обладать еилой собственной организации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения; во-вторых, оно должно систематически снабжать всех членов общества необходимыми материальными благами;в-третьих, ~ оно должно руководи»! и направлять высокое развитие духовной деятельности и творчества. Выполнение всех этих задач означало бы осуществление идеи блага как высшей " идеи ", правящей миром.
В соответствии со сказанным, разумное устройство совершенного государства, по Платону, должно оонозмватьея прежде всего на потребностях.
Перечисление потребностей доказывав*, что в городе-государстве должны существовать многочисленные отрасли общественного разделения труда, а следовательно, и различные социальные группы лкгчй. Платон выделяет, например, в рамках земледельцев и ремесленников не только непосредственных производителей товаров, но и работников вспомогательных видов деятельности, например: скотовода, торговца,, обслуживающие наемных работников и т. п. Признавая необходимость каждой из групп ■ общества Платон вместе с тем, разделяет их и нравственным качеством, предполагая, что нравственные качества воинов-стражей и особенно правителей-философов значительно зышэ, чем всех остальных. Это связано, по Платону, не только с важностью их профессии для государства, но и особой ее трудностью, требующей и особого воспитания, и технического умения, и специальных - знаний.
Впрочем, нравственная дискриминация низших слоев у Пла-. тона несколько скрадывается двумя оговорками: во-первых, он признает, что все три разряда граждан государства в равной мере необходимы государству и, взятые все вместе, являют великое й прекрасное.
Другая оговорка состоит в признании, что между происхождением из той или другой группы и нравственным? свойствами нет необходимой связи: лвди, наделенные высшими нравственными задатками, могут родится и в низшем общественном разряде, и наоборот - рожденные от граждан высших разрядов могут родитьая о низкими душами.
Поэтому задачей правителей кроме всего прочего является обязанность исследовать нравственные качества детей и причислять их В зависимости от этих качеств к соответствующему разряду. Таким образом, факт рождения в определенном слое общества еще не значит, что человек будет к нему приписан. Здесь заложен; также возможность перехода лучших из низшего раг^яда в более высокий. Ко такой переход, по Платону, скорее исключение, тем правило.
Особое внимание Платон уделяет груше воинов-стражей. Он детально расписывает их функции, быт и даже сзмеЯгае отно-шенчя. Важным моментом здесь является то, ч*о для этой группы общества Платон устанавливает " коммунистические " нормы жизни. Так, например, воины в идеальном государстве должны быть лишены права на собственное имущество. Они должны пользоваться тем, что необходимо голыш для вяполнения их функции и здоровья. Все эго они получают от низших злоев и притом в мш< чеетае не МИШШ большом я не слишком малом „ Весь распорядок и рамки жизни воинов направлены на ограждение' их о. т губительного влияния имущества и денег.
Способными к функциям воинов - стражей являются и женщины, получившие необходимое, воспитание. Природа мужчины и женщины одинакова, только женщина слабее»
Поэтому лучшими женами для мужчин-воинов является яен-щинн-воинн„ Однако семьи как таковой в среде воинов не должно, быть. Возможно только временное соединение мужчины и женщины для рождения детей. Причем и это должно осуществляться под тайным контролем правителей для того, чтобы "лучшие сочетались о лучшими, а худшие е худшими ' . Детей от такого "ео-четагшя"-долены-изымать, изучать,, а потом возвращать матерям, причем таким образом5 чтоби мать ле знала, какого ребенка. она кормит, Поэтов все стражи-ьлужчины считается отцада всзх детей, а все женщины - общими женами всех стражников.
Такта образом, отсутствие имуществаs общность жен и детей устранит основные причины для раздоре ; внутри воинов-стра-жей. а значит, сделает невозможным восстания и раздоры внутри низшего сословия»
Разрабатывая теории государства, Платон проявил свое отношение и к различным формам правления. Причем все формы правления рассматриваются Платоном в соотношений е идеальным государствомо Так, по его мнению, близкими к идеальному государству являются аристократия, аристократическая республика и монархия. Б этих формах правления Платок веди1? господство главного принципа идеального государства - им управляют избранные и подготовленные к руководству обществом.
Идеальному типу Платон противопоставил отрицательный тип общественного устройства, который выступает в четырех формах: как тимократия, олигархия, демократия и тирания. Каждая из этих форм есть последовательное ухудшение или извращение идеального государства.
Так. тимократия, по Платону, это - власть основанная на господстве честолюбцев. Это первый признак упадка государства, где возникает страсть к обогащению и стремление к стяжательству. Олигархия - это власть немногих над большинством,. Это правление, основывается на переписе и оценке имущества, так что в нем господствует богатые, а бедные не имеют участия в управлении „ Это приводит к разделению города на "-два города ". где один злоумышляет против другого.
Дальнейшее развитие олигархии приводит к возникновению еще худшего устройства - демократии Это власть большинства». При демократии пороки общества разрастаются, возникают смуты и восстания. Управляют обществом случайные люди, а не лучшие. Все этo приводит в конце концов к тирании. Тирания - это власть одного над всеми в обществе» Если демократия - это абсолютная свобода, то порожденная ею тирания - абсолютное рабство, это худшая из всех возможных: форм правления„
Велику увагу приділяв Платон соціально-політичній, етичній, естетичній проблематиці. Він дав розгорнену критику негативним типам державного устрою, до яких він причислив й демокраію, а також розробив першу соціальну утопію у якій численні дослідники вбачають ідейні джерела тоталітаризму.