Лекція Філософія Платона і проблема ідеальног
Страница 3 из 4
Однако функция мировой души не только движение, но и познание сущности космоса. Кроме мировой души, по Платону, существует определенное количество индивидуальных душ, которые по своей природе тождественны мировой, однако качество индивидуальных душ ниже, чем души мира. Но так как высшее целевое назначение души - это постижение идей, то природа души должна быть в своей сути природа идей. Но, с другой стороны душа связана, и с материей. Это и порождает все низменное в душе. Таким образом, душа, по Платону, есть нечто похожее на колесницу, где один конь стремится к возвышенному, другой к низменному, и только кучер-разум способен направить эту колесницу по истинному пути. Таким образом душа состоит из 3-х частей:
Умной ( разумной),
Аффективной или страстной
И вожделеющей.
Каждой части души отводится определенное место в теле человека - разумная находится в голове, средняя ~ в груди, низшая - в брюшной полости. Диафрагма предназначена для отделения низшей части от остальных, тогда как шея человека должна соединить высшую и среднюю.
Количество душа большое, но конечно. Отсюда Платон обосновывает идею о переселении душ. После смерти тела душа освобождается, определенное время витает в мире идей, где ум стремится созерцать идеальный мир. Но так как душа обладает и низшей частью, то это созерцание возможно лишь в той мере, в которой эта часть побеждается другими. А так как победа эта не абсолютна, то низменная часть, души тянет ее в мир чувственного бытия, где душа вселяется в тела людей, животных или растений в зависимости от силы низшей части души» Но так как души в различной мере созерцали мир идей, в различной степени, приобщались к нему, то появляется иерархия душ и, как ее следствие, иерархия профессий и сословий.
В "Государстве» Платон различает три сословия: философы, воины, земледельцы. В других работах иерархия сложнее и подробнее.
Попав в тело, душа забывает видимое в мире идей. Но она способна к припоминанию. Отблески идей в мире вещей стимулируют этот процесс припоминания. Поэтому процесс познания есть " воспоминание о том, что некогда наша душа видела, когда, она с богом шествовала, сверху смотрела на то, что мы теперь называем существующим, и познавала действительно существующее.
Таким обрезом, Платон подходит к выяснению вопроса о существе всякого знания, знания как знание есть само по себе, а не его частных видов. В этом плане он последовательно рассматривает и опровергает три выдвинутых философами, но ошибочных с его точки зрения, решения этого вопроса. Это
1)взгляд согласно которому знание есть чувственное восприятие
2/ взгляд, согласно которому знание - правильное мнение и
3/ взгляд, согласно которому знание, - правильное мнение со смыслом.
В основе опровержения этих взглядов лежит представление об абсолютном характере изменчивости чувственного мира» а то что " постоянно меняется не может обладать истинным бытием» Следовательно, познание чувственного мира не может дать знания» Таким образом, не чувства предшествуют разуму, а разум предшествует чувственному познанию. По Платону, это возможно потому, что некогда душа непосредственно созерцала понятие идей, общее в чистом виде, что в чувственном мире отражается лишь в весьма несовершенной форме. Душа, следовательно, содержит знание в самой себе, а познавать - значит пробудить в душе забытое знание. Найти знание в самом себе -это и значит припомнить.
Чувственный мир может послужить лишь толчком к воспоминанию. Самое главное в процессе воспоминания ~ правильно ставить вопросы в процессе логического раосувдвяяя и нахождение ответов, ведь мнения, если их разбудить вопросами, могут стать истинными знаниями. Метод точной постановки вопросов и логического рассуждения Платон обозначил как диалектику„
Диалектика„ говорит он в" Государстве", делает людей, вполне умеющими задавать вопросы и отвечать на них; диалектиком он называет в человека, умеющего спрашивать и отвечать, В связи с этим диалектика выступает у Платона как искусство устной речи, как метод живого собеседования об идеях: о" справедливом, прекрасном в благом".
Диалектическая форма платоновских дроизведени! является практическим осуществлением этого понимания диалектики. Однако, Платой не ограничивается пониманием диалектики как'метода собеседования. Диалектика приобретает у него значение магической теории свёрхчувствёндаго""познания". Основная проблема платоновской диалектики - вопрос о родв общих понятий в познании истины* В том» что Платон называет " диалектикой", обнаруживаются действительные подходы к идеалистической диалектике понятий, хотя в ряде случаев диалектика Платона перерастает в софистику,
В диалоге " Федр" Платон дает одно из своих определений диалектики как логической теории: диалектика есть меток правильного соединения и разьединения понятий, научившись правильно соединять и разъединять понятая, мы тем самым проникаем в мир идей.
В " Государстве " Платон пишет, что философ, обращаясь к диалектике, должен совершенно отрешиться от чувственного восприятия и устремиться умственно к истинному бытию* Диалектический путь уводит от всего чувственного и проникает в мир идей, достигая в конечном счете наивысшей идеи - идее блага. Диалектическая способность разума состоит, во-первых, в движении в верх, к началу всех вещей, и, во-вторых, в движении вниз, от этого начала всех вещей, от этой наивысшей идеи к остальным идеям. Первая часть диалектического пути есть процесс отвлечения, обобщения, вторая - процесс подчинения частных идей более общим. В этом диалектическом движении мышление не пользуется ничем чувственным, но имеет дело с самими идеями, движется посредством идей и для идей.
Так как идеи Платона неизменны и неподвижны, то характерной особенностью его диалектики является рассмотрение их вне движения, вне взаимопереходов. Противоположная тенденция в понимании диалектики обнаруживается у Платона в диалогах "Парменид" и ю Софист и„ где он подверг серьезному пересмотру свое понимание иде2 и в связи с этим вплотную подошел к вопросу о диалектика как о движении понятий. Однако эта тенденция для Платона не является основной. В его учении главенствующую рель играла диалектика неподвижных понятий - "высокое искусство разделения:по родам, не отождествляя различных полями и не принимая тождественных,- за различные ", Требование точной фиксация понятий, определений, доказательств направлено против софистической их гибкости, приводящей к субъективизму и релятивизму..
Таким образом, диалектика у Платона превращается в некоторую лестницу понятий, формально соподчиненных по методу дихотомии. Ас другой стороны, диалектическая тенденция приводя!1, в тому, что оперирование противоречащими понятиями пере-растает в признание этих понятий текучими и переходящими друг в друга. Метод Платона, следовательно, з конечном итоге сводится, прежде всего к систематическому расчленению и соединению понятий и сопоставлению их друг с. другом. Например, мно^-яшетве есть и множества нее,, единое существует и единое не существует» В самом требовании совместного рассмотрения утверждения, в указании, что истина достигается в результате рассмотрения исключающих'друг друга положений, обнаруживаются элементы идеалистической диалектики, диалектики понятий.
Наряду с разработкой теории диалектики как метода получения знания об идеях Платон разрабатывает классификацию видов знания. Основное деление классификации Платона - раз-целение знания На явственное и интеллектуальное. 'Чувственное знание - низвдлй вид, интеллектуальное - высший. Каждая из этих сфер, в свою очередь, делится на два вида. Чувственное знание включает в себя и веру к я " подобие ", тогда как интеллектуальное - " мышление" и ** расеудок ", Посредством веры мы воспринимаем вещи в качестве существукщих и утверждаем их в зтом качестве» Подобие ~. вид уже не восприятия, а представления вещей, т„бс интеллектуальное1действие с чувст-веннши образами вещей» От мышления оно отличается тем, что здесь нет действия с чистыми идеями. Но. подобие отличается и о* Bep«j удостоверяющей существование. Подобие - мыслительное построение г основывающееся на вере» Под мышлением же Платон понимает деятельность лишь одного ума, свободную от пршесй Чувственности„ непосредственна созерцающую интеллектуальные предметы., Это та деятельность, которую Аристотель называет впоследствии " мышлением о мышлении ", а неоплатоники - интеллектуальной интуицией, Платон полагал, \л пользуется умом ради самого ума. ,
'Второй вид интеллектуального знания - рассудок. Под рассудком понимается такой вид интеллектуального знания, при котором познающий пользуется умом, но не рада самого ума, а для того» чтобы понимать чувственные вещи» Рассудок Платона - опосредованный вид знания. В сфере расудка знание формируется в виде гипотез. Он действует меаду сферами ума к мнв-нйя„5»е, он ниже ума, но выше ощущена!.
С этими различиями, у Платона тесно связано различение знаний я мнения, amer тог., кто люба? созерцать истину* Например j знает прекрасное тот0 кго мысли? о самых прекрасных вэщаХа кто может созерцать как само прекрасное„ так а причастное к нему, кто причастное не принимает за само прекрасное а наоборот. Мысль такого человека справедливо назвать знанием „
В отличие от знающего. обладатель мнения любит прекрасные цвета, образы, звуки, но ум его бессилен любить природу самого прекрасного. Мнение не есть незнание, но это ъ не знание:оно яснее незнания я темнев знания. Так, о тех, кто усматривает много справедливого, но самого справедливого не видят, правильно будет сказать, что они обо всем_мнят, но не знают того, о чем имеют мнение» И напротив» о тех, кто созерцает само неделимое и всегда себе равное, справедливо сказать, что они всегда знают все это, но не мнят«
Идеи постигаются только посредством знания, и знание возможно только относительно идей» Чувственные вещи постигаются посредством мнения. О них невозможно достоверное знание, ах нельзя постигнуть с помощью рассуждения; если их и можно постигнуть, то лишь недостоверно, лишь гипотетически о
Промежуточное положение f Платова между мнением ш знанием занимает математическое знание „ Дело в. том, что математические предметы родствены и вещам и идеям. Предметы эти как и идеи неизменны они не зависят от отдельных экземпляров,, Например, природа треугольника не зависит от того, какой конкретно треугольник мы рассматриваемо Но для постижения ее сути, математически вынуждены прибегать к использованию отдельных фигуре которые есть плод воображения. Именно поэтому математическое знание совмещает в себе черты истинного знания о некоторыми чертами мнения,