Сегодня: 19 | 04 | 2024

Лекція Філософія Платона і проблема ідеальног

Однако функция мировой души не только движение, но и познание сущности космоса. Кроме мировой души, по Платону, существует определенное количество индивидуальных душ, кото­рые по своей природе тождественны мировой, однако качество индивидуальных душ ниже, чем души мира. Но так как высшее целевое назначение души - это постижение идей, то природа души должна быть в своей сути природа идей. Но, с другой стороны душа связана, и с материей. Это и порождает все низменное в душе. Таким образом, душа, по Платону, есть нечто похожее на колесницу, где один конь стремится к возвышенному, другой к низменному, и только кучер-разум способен направить эту колесницу по истинному пути. Таким образом душа состоит из 3-х частей:

Умной ( разумной),

Аффективной или страстной

И вожделеющей.

Каждой части души отводится определенное место в теле человека - разумная находится в голове, средняя ~ в груди, низ­шая - в брюшной полости. Диафрагма предназначена для отделения низшей части от остальных, тогда как шея человека должна сое­динить высшую и среднюю.

Количество душа большое, но конечно. Отсюда Платон обосновывает идею о переселении душ. После смерти тела душа осво­бождается, определенное время витает в мире идей, где ум стре­мится созерцать идеальный мир. Но так как душа обладает и низ­шей частью, то это созерцание возможно лишь в той мере, в которой эта часть побеждается другими. А так как победа эта не абсолютна, то низменная часть, души тянет ее в мир чувственного бытия, где душа вселяется в тела людей, животных или растений в зависимости от силы низшей части души» Но так как души в различной мере созерцали мир идей, в различной степени, приоб­щались к нему, то появляется иерархия душ и, как ее следствие, иерархия профессий и сословий.

В "Государстве» Платон разли­чает три сословия: философы, воины, земледельцы. В других ра­ботах иерархия сложнее и подробнее.

Попав в тело, душа забывает видимое в мире идей. Но она способна к припоминанию. Отблески идей в мире вещей стимули­руют этот процесс припоминания. Поэтому процесс познания есть " воспоминание о том, что некогда наша душа видела, когда, она с богом шествовала, сверху смотрела на то, что мы теперь называем существующим, и познавала действительно существую­щее.

Таким обрезом, Платон подходит к выяснению вопроса о существе всякого знания, знания как знание есть само по себе, а не его частных видов. В этом плане он последовательно рассмат­ривает и опровергает три выдвинутых философами, но ошибочных с его точки зрения, решения этого вопроса. Это

1)взгляд согласно которому знание есть чувственное восприятие

2/ взгляд, согласно которому знание - правильное мнение и

3/ взгляд, согласно которому знание, - правильное мнение со смыслом.

В основе опровержения этих взглядов лежит представление об аб­солютном характере изменчивости чувственного мира» а то что " постоянно меняется не может обладать истинным бытием» Следовательно, познание чувственного мира не может дать знания» Таким образом, не чувства предшествуют разуму, а разум предшествует чувственному познанию. По Платону, это возможно потому, что некогда душа непосредственно созерцала понятие идей, общее в чистом виде, что в чувственном мире отражается лишь в весьма несовершенной форме. Душа, следовательно, содержит знание в самой себе, а познавать - значит пробудить в душе забытое знание. Найти знание в самом себе -это и значит припомнить.

Чувственный мир может послужить лишь толчком к воспоми­нанию. Самое главное в процессе воспоминания ~ правильно ста­вить вопросы в процессе логического раосувдвяяя и нахождение ответов, ведь мнения, если их разбудить вопросами, могут стать истинными знаниями. Метод точной постановки вопросов и логического рассуждения Платон обозначил как диалектику„

Диалектика„ говорит он в" Государстве", делает людей, вполне умеющими задавать вопросы и отвечать на них; диалек­тиком он называет в человека, умеющего спрашивать и отвечать, В связи с этим диалектика выступает у Платона как искусство устной речи, как метод живого собеседования об идеях: о" справедливом, прекрасном в благом".

Диалектическая форма платоновских дроизведени! является практическим осуществлением этого понимания диалектики. Одна­ко, Платой не ограничивается пониманием диалектики как'метода собеседования. Диалектика приобретает у него значение магичес­кой теории свёрхчувствёндаго""познания". Основная проблема пла­тоновской диалектики - вопрос о родв общих понятий в познании истины* В том» что Платон называет " диалектикой", обнаружи­ваются действительные подходы к идеалистической диалектике понятий, хотя в ряде случаев диалектика Платона перерастает в софистику,

В диалоге " Федр" Платон дает одно из своих определений диалектики как логической теории: диалектика есть меток правильного соединения и разьединения понятий, научившись правиль­но соединять и разъединять понятая, мы тем самым проникаем в мир идей.

В " Государстве " Платон пишет, что философ, обращаясь к диалектике, должен совершенно отрешиться от чувственного восприятия и устремиться умственно к истинному бытию* Диалек­тический путь уводит от всего чувственного и проникает в мир идей, достигая в конечном счете наивысшей идеи - идее блага. Диалектическая способность разума состоит, во-первых, в дви­жении в верх, к началу всех вещей, и, во-вторых, в движении вниз, от этого начала всех вещей, от этой наивысшей идеи к остальным идеям. Первая часть диалектического пути есть про­цесс отвлечения, обобщения, вторая - процесс подчинения частных идей более общим. В этом диалектическом движении мышление не пользуется ничем чувственным, но имеет дело с самими идея­ми, движется посредством идей и для идей.

Так как идеи Платона неизменны и неподвижны, то характерной особенностью его диалектики является рассмотрение их вне движения, вне взаимопереходов. Противоположная тенденция в понимании диалектики обнаруживается у Платона в диалогах "Парменид" и ю Софист и„ где он подверг серьезному пересмотру свое понимание иде2 и в связи с этим вплотную подошел к воп­росу о диалектика как о движении понятий. Однако эта тенденция для Платона не является основной. В его учении главенствующую рель играла диалектика неподвижных понятий - "высокое искус­ство разделения:по родам, не отождествляя различных полями и не принимая тождественных,- за различные ", Требование точной фиксация понятий, определений, доказательств направлено про­тив софистической их гибкости, приводящей к субъективизму и релятивизму..

Таким образом, диалектика у Платона превращается в не­которую лестницу понятий, формально соподчиненных по методу дихотомии. Ас другой стороны, диалектическая тенденция приво­дя!1, в тому, что оперирование противоречащими понятиями пере-растает в признание этих понятий текучими и переходящими друг в друга. Метод Платона, следовательно, з конечном итоге сво­дится, прежде всего к систематическому расчленению и соедине­нию понятий и сопоставлению их друг с. другом. Например, мно^-яшетве есть и множества нее,, единое существует и единое не существует» В самом требовании совместного рассмотрения утверж­дения, в указании, что истина достигается в результате рассмот­рения исключающих'друг друга положений, обнаруживаются эле­менты идеалистической диалектики, диалектики понятий.

Наряду с разработкой теории диалектики как метода по­лучения знания об идеях Платон разрабатывает классификацию видов знания. Основное деление классификации Платона - раз-целение знания На явственное и интеллектуальное. 'Чувственное знание - низвдлй вид, интеллектуальное - высший. Каждая из этих сфер, в свою очередь, делится на два вида. Чувственное знание включает в себя и веру к я " подобие ", тогда как интеллектуальное - " мышление" и ** расеудок ", Посредством веры мы воспринимаем вещи в качестве существукщих и утверж­даем их в зтом качестве» Подобие ~. вид уже не восприятия, а представления вещей, т„бс интеллектуальное1действие с чувст-веннши образами вещей» От мышления оно отличается тем, что здесь нет действия с чистыми идеями. Но. подобие отличается и о* Bep«j удостоверяющей существование. Подобие - мыслительное построение г основывающееся на вере» Под мышлением же Платон понимает деятельность лишь одного ума, свободную от пршесй Чувственности„ непосредственна созерцающую интеллектуальные предметы., Это та деятельность, которую Аристотель называет впоследствии " мышлением о мышлении ", а неоплатоники - интел­лектуальной интуицией, Платон полагал, \л пользуется умом ради самого ума. ,

'Второй вид интеллектуального знания - рассудок. Под рассудком понимается такой вид интеллектуального знания, при котором познающий пользуется умом, но не рада самого ума, а для того» чтобы понимать чувственные вещи» Рассудок Платона - опосредованный вид знания. В сфере расудка знание форми­руется в виде гипотез. Он действует меаду сферами ума к мнв-нйя„5»е, он ниже ума, но выше ощущена!.

С этими различиями, у Платона тесно связано различение знаний я мнения, amer тог., кто люба? созерцать истину* Нап­ример j знает прекрасное тот0 кго мысли? о самых прекрасных вэщаХа кто может созерцать как само прекрасное„ так а при­частное к нему, кто причастное не принимает за само прекрас­ное а наоборот. Мысль такого человека справедливо назвать зна­нием „

В отличие от знающего. обладатель мнения любит прекрас­ные цвета, образы, звуки, но ум его бессилен любить природу самого прекрасного. Мнение не есть незнание, но это ъ не знание:оно яснее незнания я темнев знания. Так, о тех, кто усматривает много справедливого, но самого справедливого не видят, правильно будет сказать, что они обо всем_мнят, но не знают того, о чем имеют мнение» И напротив» о тех, кто созерцает само неделимое и всегда себе равное, справедливо сказать, что они всегда знают все это, но не мнят«

Идеи постигаются только посредством знания, и знание возможно только относительно идей» Чувственные вещи постигают­ся посредством мнения. О них невозможно достоверное знание, ах нельзя постигнуть с помощью рассуждения; если их и можно постигнуть, то лишь недостоверно, лишь гипотетически о

Промежуточное положение f Платова между мнением ш зна­нием занимает математическое знание „ Дело в. том, что математи­ческие предметы родствены и вещам и идеям. Предметы эти как и идеи неизменны они не зависят от отдельных экземпляров,, Например, природа треугольника не зависит от того, какой конкретно треугольник мы рассматриваемо Но для постижения ее сути, математически вынуждены прибегать к использованию отдельных фигуре которые есть плод воображения. Именно поэтому математи­ческое знание совмещает в себе черты истинного знания о некото­рыми чертами мнения,