Сегодня: 20 | 04 | 2024

Лекція Філософія Платона і проблема ідеальног

Философскими источниками идеализма Платона являются:

1) сократовское учение о " всеобщем, как основе этики";

2) учение злеатов об истинном, едином и неподвижном' бытии;

3) пифагорейское учение о числах как истинных сущностях вещей.

Опираясь на эти учения, главным образом, на учение Сок­рата, Платон создал систему объективного идеализма, т. е. тео­ретически обосновал первичность духовного по отношению к ма­териальному. Изменчивому миру чувственных вещей Платон проти­вопоставляет неизменный и неподвижный мир истинного "бытия", понимаемого им как мир духовных сущностей и идей. "Идеям " он подчиняет и в них находит всю конкретную действительность.

Платоновская идея - фактически объективированное восприятие, это та же самая чувственная идея, но только вынутая из человеческого сознания и помещенная в некий идеальный мир - совокупность всех подобных идей. Например, идея прекрасного -это не просто прекрасное как свойство вещей и явлений видимо­го мира, а" прекрасное, само по себе" (Федон).

Вообще – идея - это то, что существует само по себе.

Как и сущее вообще, каждая идея вечна и неизменна. Она всегда равна себе, некая вечная сущность не знающая ни рождения, ни гибели, ни роста, ни уменьшения. Число идей ве­лико, но не бесконечно. Хотя в принципе идей должно быть столько, сколько существует явлений и процессов, а также их свойств, качеств, количеств, отношений и т. н. Однако здесь у Платона нет полной ясности. По-видимому, Платон склоняется к мысли, что далеко не каждый предмет обладает идеей, ибо у него идеальный мир - не просто мир сущностей, а мир благих ( положительных) сущностей.

Платоновский идеализм также как. идеализм Сократа в своей основе этический, Идеальный мир Платона противостоит миру вещей не только как сущность - явлению; оригинал - копии, во и как благое - злому. Поэтому идеей всех идей, высшей идеей у него выступает идея блага как такового, - она источник истины и гар­монии, красоты и добродетели. Идея блага безличностная, ее нельзя назвать благом, хотя эти понятия очень близки. Идея блага стоит на вершине пирамиды идей и в некоторой степени определяет их систему отношений, ибо сами идеи находясь в отношениях рода и вида составляют некоторую структуру, в которой некие общие сущности находятся как бы в подчинении бо­лее общих. Однако Платон только указывает на отношение идей как на отношение соподчинения, хотя не дает реальной картины, то есть не конкретизирует мир идей как некоторую систему.

Но не смотря на это в платоновском учении просматривается определенная иерархия идей. Так к области «идей»:

«во-первых» принадлежат " идеи " высших по ценности категорий бытия. Таковы идеи блага, истины, прекрасного, справедливого. Это свое­образные идеи абсолютных качеств

Во—вторых., есть у Платона также идеи физических явле­ний и процессов. Таких, как" покой" и " движение" "цвет" и «звук" огонь " и т. д. ).

В-третьих, идеи существуют и для отдельных объектов { идея дерева, человека, животного).

В-четвертых, Платон допускает также идеи для предметов, производимых человеческим ремеслом или искусством (стол,, ча­ша и т. п.).

В-пятах, идеи отношения. Например идея равенст­ва.

Таким образом в понятии об идее у Платона сочетается то, что делает идею :

А/ причиной или источником бытия вещей, их свойств и oтношений;

Б/ образцом, взирая на который демиург ( творец) творит мир вещей;

В/ целью к которой как к вер­ховному благу стремится все существующее.

Такое разнообразное понимание идей вызвано,, по-види­мому, попыткой представить мир в понятийной форме. Считая, что чувственные вещи изменчивы, а знание должно выражать неч­то существенное, неизменное, Платон конструирует некие особые сущности, которым соответствуют понятия, т. е. идеи как объек­ты понятий. Он ошибочно отрицал знание единичного, считая что знание может быть только oбщим, В этом заключаются гносеологические корни идеализма.

Платон исходя из идей пытается объяснить и чувственный мир, природу.

Но для такого объяснения признания только лишь идей недостаточно, ибо они указывают только лишь на общую, неиз­веданную сущность, но на указывают на причину многообразности и изменчивости физического мира.

Такую причину Платок увидел в материи, которая рассмат­ривается им как второе, начало мировоззрения. Материя в понимании Платона - некий вид пространства, незримый и бесформенный. Она не тело, но телесна, она мертва и непознаваема. Материя почти что небытие. Но она является источником единичности и многоообразия, вечности и изменчивости, Она причина естествен­ной необходимости зла и несвободы. Материя также как и идеи вечна. Взаимоотношение мира чистого бытия - мира идей и мира небытия - материи приводит к возникновению мира вещей, кото­рый находится в постоянном движении и становлении. Мир вещей, природа постоянно изменяется, он не обладает истинным бытием. В нем все возникает на время и погибает навсегда. Мир вещей— это материя отразившая в себе идеи, поэтому она занимает промежуточное положение между чистым бытием и небытием.

Каково же взаимоотношение между миром идей и миром ве­щей? Этот вопрос вызывает больше трудности у Платона» Он говорит о следующих типах отношений; подражании, причастности„ присутствии. Все вещи возникают и существуют как подражание идее, как стремление к ней как своему идеальному образцу, но в то же время они и причастны идеям. Одновременно идеи присутствуют в самих вещах. Так или иначе, вещи—всего лишь тени идей, их копни, а сами идеи выступают как образцы и оригиналы.

Но что заставляет неподвижные идеи и косную материю взаимодействовать» ведь оба этих основания самодостаточны и не активны. Чтобы решить эту проблему Платон вынужден ввес­ти третье первоначало, которое обладает активностью и дина­мизмом, а поэтому в состоянии соединить материю и идею, поро­дить процесс становления физического, чувственного мира. Это начало Платон называет мировой душой, душой космоса, динамичный истопник движения и жизни. Она заставляет вещи подражать идеям, а идеи - присутствовать в вещах, что предполагает внутреннюю противоречивость самой души, так как она направлена и на идеи и на материю.

Ці положення визначають й теорію пізнання Платона, його вчення про людину.

У теорії пізнання він протиставляє знання чуттєве і раціональне, останнє і є справжнім, то що проникає у світ ідей. Процес пізнання Платон малював як пригадування тих ідей, з якими люди вже зіткалися перебуваючи у світі ідей, тобто він створив теорію “уроджених ідей”.

У людини, за Платоном, завжди панує войовнича напруга між душею та тілом, а також й у самій душі, яка складається з пристрасті, мужності і духу. Дух - божа частина й тільки його панування може забезпечити справжнє існування людини. Оселення душі у смутний полон земного, тілесного буття - кара. Тільки своїм бездоганним життям душа може підвиситись до справжнього безтілесного буття. Недолік цього вчення у тому, що ніби то відстоючи вище у людині, воно на ділі відстоює надлюдське та нелюдське вище. Таке ставлення питання, протиставлення душі та тіла, стало характерним для усієї ідеалістичної традиції аж до Нового часу.

Ще одним відступом від досягнутого у розумінні людини стало те, що Платон позбавив її права на творчість. Призначення людини, за Платоном, пізнавати, наслідувати невідхиляючись абсолютні зразки, які знаходяться у світі ідей.

Учение о душе занимает важное значение в философии Платона. С понятием души у него связаны не только психология, гносеология, но даже этика и политика.

Что же представляет собой мировая душа? Согласно Платону душа есть некоторая динамическая сущность, начало, функцией которого есть движение, Душа мира творится демиургом (богом) из смешения неделимой и вечной сущности, с одной стороны, и материи, претерпевающей телесное разделение, с другой. Поэтому душа есть единство противоположного, главной задачей которой есть соединение того, что не может соединится само по себе в силу своей противоположности, т. е. идеи и материи.