Сегодня: 19 | 04 | 2024

Электрические аппараты конспект лекций ( лекции 1 - 10)

ЛЕКЦИЯ № 10

ТЕПЛОВЫЕ РЕЛЕ. ЗАЩИТА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ. ВЫБОР РЕЛЕ

Для защиты двигателей постоянного и переменного токов напряжением до 550 В от перегрузок используются тепловое реле ТРА и ТРВ. Они работают при токах 12-15 А.

В обесточенном состоянии плоская пружина 2 (рисунок 5.10, а) создает необходимое контактное нажатие . При нагреве пластина 1 прогибается вниз. Как только конец биметаллического элемента опустится ниже прямой АВ, произойдет размыкание контактов. Отключение происходит при постоянном токе 1 А, U=220 В, при переменном – 10 А, U=220 В. Реле ТРА служит для защиты двигателей малой и средней мощностей. Реле ТРВ служит для защиты цепей с малой кратностью пускового тока и небольшой продолжительностью пуска. При токах 50-200 А применяются шунты 1.

На рисунке 5.10 изображено реле ТРП.

Биметаллическая пластина 1 нагревается как за счет нагревателя, так и за счет прохождения тока через саму пластину.

Рисунок 5.10 – Принцип работы (а) и устройство теплового реле (б).

Любые тепловые воздействия инерционны по своей природе, и прогиб биметаллической пластины происходит медленно. Если с пластиной непосредственно связать подвижный контакт, то малая скорость его движения не обеспечивает гашение дуги при отключении цепи. Воздействие пластины на контакт передаётся, как правило, через ускоряющие устройства, наиболее совершенным из которых является «прыгающий» контакт (рисунок 5.10.1).

Рисунок 5.10.1 – Прыгающий контакт теплового реле

В холодном состоянии биметаллическая пластина 3 занимает крайнее левое положение. Пружина 1 создает силу Р, которая замыкает контакты 2. При нагреве пластины 3 она изгибается вправо (по стрелке). В момент, когда пластина 3 направлена на центр О, пружина 1 развивает максимальную силу. При дальнейшем нагреве пружина 1 быстро переходит в крайнее правоe положение и контакты 2 размыкаются с большой скоростью, обеспечивая надёжное гашение дуги.

Современные контакторы и магнитные пускатели комплектуются с однофазными (ТРП) или двухфазными (ТРН) тепловыми реле. Реле типа ТРП (рисунок 5.10.2) имеет комбинированную систему нагрева.

Рисунок 5.10.2 – Однофазное тепловое реле

Биметаллическая пластина 1 нагревается как за счёт прохождения через неё тока, так и за счет нагревателя 5. При прогибе конец биметаллической пластины воздействует на прыгающий контактный мостик 3. Реле допускает плавную ручную регулировку тока срабатывания в пределах номинального тока установки.

Эта регулировка осуществляется ручкой 2, меняющей первоначальную деформацию биметаллической пластины. Возврат реле в исходное положение после cpaбатывания производится кнопкой 4. Высокая температура срабатывания (выше 200 ) уменьшает зависимость работы реле от температуры окружающей среды: Установка меняется на 5% при изменении температуры окружающей среды на . Реле обладает высокой ударо - и вибростойкостью.

Основной характеристикой реле является зависимость времени срабатывания от тока нагрузки (время-токовая характеристика).

(5.1)

Где Постоянная времени;

Ток, при котором реле срабатывает за время

Ток предварительной нагрузки;

Ток, при котором реле срабатывает за время t>>T.

В относительных единицах:

.

На рисунке 5.10.3 показаны зависимости (кривая 1) и (кривая 2).

b

Рисунок 5.10.3 – Характеристика теплового реле: 1 – при ; 2 - при .

При КЗ нагрев биметаллического элемента идёт без отдачи тепла и времени срабатывания.

Из-за инерционности теплового процесса тепловые реле с таким биметаллическим элементом непригодны для защиты цепей от КЗ.

Для оценки эффективности защиты строятся времятоковые характеристики. Для построения защитных характеристик используют паспортные и расчётные данные. Строятся характеристики для и .

При правильном выборе реле времятоковая характеристика при должна проходить вблизи и ниже характеристики защищаемого объекта.

Для быстродействующей защиты объекта и реле целесообразно биметаллический элемент объединять с электромагнитным, имеющим большой ток срабатывания при малом времени срабатывания.

Номинальный ток реле выбирается равным номинальному току защищаемого объекта.

Срабатывание реле происходит при .

Для номинальной температуры окружающей среды (40 ) можно записать:

Где Ток срабатывания реле при

Конструктивный параметр, зависящий от размеров, материала и коэффициента теплоотдачи биметаллического элемента;

Температура биметаллического элемента, при которой срабатывает реле.

При температуре окружающей среды , сильно отличающейся от номинальной, необходимы дополнительная регулировка реле, или подбор нагревательного элемента с учетом этой температуры.

Промышленностью выпускаются реле ТРП, ТРН, ТРТ и др., в которых номинальный ток установки регулируется . Реле не срабатывают при пуске двигателя и кратковременной нагрузке. Срабатывают за время не более 10-20 мин при 20 % перегрузке.

Чем хуже условия охлаждения, тем ниже ток срабатывания.

Где коэффициент изменения номинального тока нагревателя на каждые 10 ºС разности , %, берется из паспорта реле.

Номинальная температура окружающей среды.

Тепловое реле часто не защищают цепь от КЗ и требуют для защиты установки предохранителей или защиты с помощью электромагнитных реле или автоматов.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ РЕЛЕ НАПРЯЖЕНИЯ

Номинальное напряжение для реле должно быть

.

Напряжение срабатывания для контактора переменного тока:

.

Для контактора постоянного тока:

.

Если требуется обеспечить самозапуск при снижениях напряжения сети, применяются электромагнитные реле с высоким коэффициентом возврата.

.

При выборе реле следует проверить коммутационную способность контактов реле по току и напряжению катушки управляемого контактора.

ВЫБОР РЕЛЕ

ВЫБОР МАКСИМАЛЬНО-ТОКОВЫХ РЕЛЕ (КА)

Данные, указанные в паспортах реле и защищаемого объекта, должны обеспечивать неравенство , где и номинальные токи реле и защищаемого двигателя. Для двигателей, работающих в повторно-кратковременном режимe, , где - номинальный ток двигателя, работающего в повторно-кратковременном режиме при ПВ=25%. Схема включения КА приведена на рисунке 5.10.4.

Рисунок 5.10.4 – Схемы включения максимально-токовых реле

Установка реле по току срабатывания должна быть , где - пусковой ток двигателя. Для защиты двигателей с фазным ротором ток срабатывания выбирается из условия .

Если несколько двигателей с фазным ротором питаются через общий ввод (рисунок 5.10.4, б), установка реле КА1 и КА2 должна быть. Установка реле КАО составляет:

,

Где - номинальный ток двигателя наибольшей мощности (режим ПВ=25%);

- сумма номинальных токов всех двигателей, защищаемых КАО.

Если двигатели включаются на длительный режим, то принимается . Ток отключения реле ‑ тока катушки контактора.

Если токи цепи двигателей достаточно велики, то реле защиты, включается в цепь с помощью трансформатора тока ТА (рисунок 5.10.4, в).

Для того, чтобы защитить двигатель при затянувшемся пуске или кратковременной пиковой перегрузке, КА воздействует на контактор через реле времени КТТ (рисунок 5.10.5), которое зaпускается с помощью реле КА4. При нормальном пуске или кратковременной перегрузке, безопасной для двигателя, время пуска или перегрузки меньше времени выдержки , и контактор КМ в цепи двигателя м не отключается.

Рисунок 5.10.5 – Схема максимальной токовой защиты с реле времени

При этом реле КА 4 отпадает и снимает напряжение с реле КТ. Если время пуска или перегрузки , то контакты КТ размыкаются, контактор КМ отключается и двигатель М обесточивается. Такая же схема может использоваться в схемах реверса двигателя.

Ток установки реле КА 4 выбирается по условию .

Ток возврата реле должен быть больше номинального тока двигателя на 30 %. Номинальные токи реле и двигателя должны удовлетворять условию .

ЗАЩИТА ДВИГАТЕЛЕЙ ОТ СНИЖЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ

При КЗ в сети напряжение на двигателях уменьшается, а ток в статоре возрастает. Если К3 длится 0,03-0,05 с, то, линейные контакторы и магнитные пускатели не успевают отключить двигатель от сети, а частота его вращения не меняется.

При перерыве подачи напряжения более 0,5 с происходит отключение двигателей у неответственных потребителей.

Для защиты от понижения напряжения применяют электромагнитные реле напряжения. При понижении сети такое реле размыкает свой контакт в цепи катушки контактора КМ, который отключает двигатель от сети, и он останавливается. При самозапуске применяется схема рисунок 5.10.6.

Рисунок 5.10.6 – Схема защиты двигателя при исчезновении напряжения

Запуск производится с помощью переключателя SA, который имеет два контакта: контакт 1 замыкается при переводе рукоятки в положение «пуск» и остается замкнутым при её возврате в положение О.

При повороте рукоятки в положение «стоп», контакт 1 размыкается и остается разомкнутым при её переводе в положение О. В положении «пуск» рукоятки контакт 2 переключателя замыкается и пода­ется напряжение на реле KV. Контактами КV подается питание на контактор КМ, который включается и запускает двигатель. После включения контактора КМ замыкается его вспомогательный контакт КМ, который подает напряжение на реле KV после установки переключателя SA в нулевое положение и размыкания контакта 2. При исчезновении напряжения в сети, цепь катушки контактора КМ в течение с остается замкнутой, т. к. реле КV, удерживает свой контакт в замкнутом состоянии в течение с. Если в течение 0,5 с напряжение в сети восстанавливается, то контактор КМ включается и происходит самозапуск двигателя. Если длительность перерыва более 0,5 с, то реле КV отключается и размыкает своим контактом цепь катушки контактора КМ. Самазапуск двигателя не происходит.

Для ответственных двигателей время самозапуска может быть установлено до 10 с.

Номинальное напряжение для реле КV .

Напряжение срабатывания для контактора переменного тока , для постоянного тока .

При выборе реле следует проверить коммутационную способность контактов реле по току и напряжению катушки управляемого контактора.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕЛЕ

К реле защиты энергосистем предъявляются требования селективности, быстродействия, чувствительности и надёжности.

Селективность – способность реле отключать только поврежденный участок энергосистемы.

Быстродействие позволяет резко снизить последствия аварии, сохранить устойчивость системы при аварийных режимах, обеспечить высокое качество электроэнергии.

Минимальное значение входного параметра, при котором срабатывает реле, называется чувствительностью. Позволяет улучшить качество электротехнических устройств.

ПОЗИСТОРНАЯ ЗАЩИТА ДВИГАТЕЛЕЙ

Сложность конструкции тепловых реле, недостаточно высокая надежность систем защиты на их основе, привели к созданию тепловой защиты, реагирующей непосредственно на температуру защищаемого объекта. При этом датчики температуры устанавливаются на обмотке двигателя. В качестве датчиков температуры получили применение термисторы и позисторы. Термисторы представляют собой резисторы с большим отрицательным ТСК. При увеличении температуры сопротивление термистора уменьшается, что используется для схемы отключения двигателя. Для увеличения крутизны зависимости сопротивления от температуры, термисторы, наклеенные на три фазы, включаются параллельно (рисунок 5.10.7).

Рисунок 5.10.7 – Зависимость сопротивления позисторов и термисторов от температуры:

А – последовательное соединение позисторов; б – параллельное соединение термисторов

Позисторы являются нелинейными резисторами с положительным ТСК. При достижении определенной температуры сопротивление позистора скачкообразно увеличивается на несколько порядков.

Для усиления этого эффекта позисторы разных фаз соединяются последовательно. Характеристика позисторов показана на рисунке 5.10.7, б.

Защита с помощью позистоpoв является более совершенной. В зависимости от класса изоляции обмоток двигателя берутся позисторы на температуру срабатывания =105, 115, 130, 145 и 160 . Эта температура называется классификационной. Позистор резко меняет сопротивление при температура за время не более 12 с. При сопротивление трёх последовательно включенных позисторов должно быть не более 1650 Ом, при температуре их сопротивление должно быть не менее 4000 Ом.

Гарантийный срок службы позисторов 20000 ч. Конструктивно позистор представляет собой диск диаметром 3.5 мм и толщиной 1 мм, покрытый кремне-органической эмалью, создающей необхо­димую влагостойкость и электрическую прочность изоляции.

Рассмотрим схему позисторной защиты, показанную на рисунке 5.10.8.

К контактам 1, 2 схемы (рисунок 5.10.8, а) подключаются позисторы, установленные на всех трёх фазах двигателя (рисунок 5.10.8, б). Транзисторы VТ1, VT2 включены по схеме триггера Шмидта и работают в ключевом режиме. В цепь коллектора транзистора VT3 оконечного каскада включено выходное реле К, которое воздействует на обмотку пускателя.

При нормальной температуре обмотки двигателя и связанных с ним позисторов сопротивление последних мало.

Сопротивление между точками 1-2 схемы также мало, транзистор VT1 закрыт (на базе малый отрицательный потенциал), транзистор VТ2 открьгг (большой потенциал). Отрицательный потенциал на коллекторе транзисторе VT3 мал, и он закрыт. При этом ток в обмотке реле К недостаточен для его срабатывания. При нагреве обмотки двигателя сопротивление позисторов увеличивается, и при определенном значении этого сопротивления отрицательный потенциал точки 3 достигает напряжения срабатывания триггера. Релейный режим триггера обеспечивается эммитерной обратной связью (сопротивление в цепи эммитера VТ1) и коллекторной обратной связью между коллектором VT2 и базой VT1. При срабатывании триггера VТ2 закрывается, а VT3 - открывается. Срабатывает реле К, замыкая цепи сигнализации и размыкая цепь электромагнита пускателя, после чего обмотка статора отключается от напряжения сети.

Рисунок 5.10.8 – Аппарат позисторной защиты с ручным возвратом:

А – принципиальная схема; б – схема подключения к двигателю

После охлаждения двигателя его пуск возможен после нажатия кнопки «возврат», при котором триггер возвращается в начальное положение.

В современных электродвигателях позисторы защиты устанавливаются на лобовой части обмоток двигателя. В двигателях прежних разработок позисторы можно приклеивать к лобовой части обмоток.

ВЫБОР ПРЕДОХРАНИТЕЛЯ

При определении номинального тока вставки необходимо исходить из условия максимальной длительной нагрузки. Очень часто обмотка высшего напряжения трансформатора присоединяется через предохранитель. При подаче напряжения на трансформатор возникают пики намагничивающего тока, среднее значение амплитуды которых достигает , а длительность прохождения примерно равна 0,1 с. Выбранный по номинальному току предохранитель должен быть проверен на прохождение в течение 0,1 с, с начального номинального намагничивающего тока.

Необходимо проверить селективность работы предохранителя с выключателями, установленными на стороне высокого и низкого напряжения.

При КЗ в самом трансформаторе время отключения предохранителя должно быть меньше, чем выдержка времени выключателя, установленного на стороне высокого напряжения и ближайшего к предохранителю. При КЗ на стороне низкого напряжения предохранитель должен иметь время плавления больше, чем установка защиты выключателей на стороне низкого напряжения. При выборе предохранителя необходимо соблюсти также соотношение:

Таблица 5.4 - Допустимый ток предохранителя

Номинальный ток плавкой вставки,

А, при 40

Допустимый ток предохранителя, А, при температуре

Окружающего воздуха,

45

50

55

60

25

22

20

18

15

40

36

32

28

25

63

55

50

45

40

100

90

80

73

63

160

140

125

112

100

250

225

200

180

160

315

300

280

260

250

400

380

360

340

315

500

475

450

425

400

630

600

570

540

500

800

760

720

680

640

КОНТАКТОРЫ И МАГНИТНЫЕ ПУСКАТЕЛИ

ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВИЯ РАБОТЫ, ВЫБОР

Контактор – электрический аппарат, предназначенный для коммутации силовых электрических цепей. Замыкание или размыкание контактов контактора осуществляется под воздействием электромагнитного привода.

Контакторы постоянного тока предназначены для коммутации цепей постоянного тока и приводятся в действие электромагнитом постоянного тока.

Контакторы переменного тока предназначены для коммутации цепей переменного тока.

Электромагниты контакторов могут быть как переменного, так и постоянного тока.

Общие технические требования к контакторам и условия их работы регламентированы ГОСТ 11206-77.

КАТЕГОРИИ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТАКТОРОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

АС-1 – активная и малоиндуктивная нагрузка.

АС-2 – пуск электродвигателей с фазным ротором, торможение противовключений.

АС-3 – пуск электродвигателей с КЗ ротором. Отключение вращающихся двигателей при номинальной нагрузке.

АС-4 – пуск электродвигателей с КЗ ротором, Отключение неподвижных или медленно вращающихся электродвигателей. Торможение противовключений.

КОНТАКТОРЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА

ДС-1 – активная и малоиндуктивная нагрузка.

ДС-2 – пуск электродвигателей постоянного тока с параллельным возбуждением и их отключение при номинальной частоте вращения.

ДС-3 – пуск электродвигателей с параллельным возбуждением и их отключение при неподвижном состоянии или медленном вращении ротора.

ДС-4 – пуск электродвигателей с последовательным возбуждением и их отключение при номинальной частоте вращения.

ДС-5 – пуск электродвигателей с последовательным возбуждением и отключение неподвижных или медленно вращающихся двигателей, торможение противотоков.

Контакторы различаются между собой:

А) по роду тока главной цепи: постоянного тока, переменного тока, постоянного и переменного токов;

Б) по роду тока цепи управления: с управлением постоянным током, с управлением переменным током;

В) по числу главных полюсов: от 1 до 5;

Г) по номинальному току главных цепей: на токи 4; 6,5; 10; 16; 25; 40; 63; 100; 160; 250; 400; 630; 1000; (2500) А;

Д) по номинальному напряжению главной цепи: на постоянное U = 220; 440; 600В; на переменное U = 380(500) и 660 В;

Е) по номинальному напряжению включающих катушек; на постоянное U = 24; 48; 60; 110; и 220 В, на переменное U = 24; 36; 110; 127; 220; 230; 240; 380; 400; 415; 500; 660 В, частотой 50 Гц и 110, 220,380, 440 В, частотой 60 Гц;

Ж) по наличию и исполнению вспомогательных контактов;

З) по роду присоединения проводников;

И) по классу, соответствующему частоте включений:

Класс 0,3 1 3 10 30

Допустимая частота

включений в час 30 120 300 1200 3600

К) по категории применения;

Л) по воздействию климатических факторов;

М) по степени защиты.

Контакторы допускают работу при напряжении главной цепи до и цепи управления . Контакторы предназначены для работы в одном, нескольких или во всех следующих режимах: в прерывисто-продолжительном с периодом нагрузки без отключения не более , продолжительном , повторно-кратковременном и кратковременном. Контакторы с размыкающими главными контактами допускают нечастые коммутации двукратного номинального тока при .

КОНТАКТОРЫ СЕРИИ МК

Предназначены для работы в силовых электрических цепях и цепях управления установок при постоянном напряжении до 440 В и переменном до 660 В, частотой 50 и 60 Гц. Контакторы имеют четыре величины: МК 1 (), МК 2 (), МК 3 () и МК 4 ().

Собственное время срабатывания контакторов при включении 0,08 с, при отключении 0,05 с. Втягивающие катушки выполняются только на постоянный ток напряжением 24, 48, 110, 220 В. Контакторы могут работать в продолжительном, прерывисто-продолжительном, кратковременном и повторно-кратковременном режимах.

Допустимая частота срабатывания контакторов до 1200 циклов в час при ПВ = 40 %.

Контакторы выполняются для переднего присоединения силовой цепи и цепи управления и могут устанавливаться как на изоляционных или заземлённых металлических панелях, так и на рейках. Однотипные контакторы допускают установку механической блокировки.

Контакторы серий КПВ 600, КПВ 620 и КТПВ 600 предназначены для коммутации силовых цепей при тяжелых режимах работы.

Контакторы серии КПВ 600 исполняются с одним замыкающим главным контактом и применяются в силовых цепях постоянного тока с U = 220 В (440 В). Контакторы на токи 250 и 630 А при редких срабатываниях – при U до 600 В.

КПВ 620 исполняются с одним размыкающим главным контактом и предназначены в основном для коммутации в цепях обмоток якорей при динамическом торможении двигателя постоянного тока при до 220В.

КТПВ – выполняется с двумя замыкающими главными контактами и предназначены для работы в цепях переменного тока U = 380 В, постоянного тока U = до 220 В. Могут использоваться в качестве реверсивных при наличии главного линейного контактора.

Втягивающие катушки контакторов серий КПВ 600 и КТПВ 600 предназначены для работы от сети постоянного тока с U = 24, 48, 110 и 220 В. Контакторы серий КПВ 600, КПВ 620 и КПТВ пригодны для работы в продолжительном, прерывисто-продолжительном, повторно-кратковременном режимах. Номинальный ток контактора соответствует прерывисто-продолжительному режиму. Работа контакторов при номинальном токе в продолжительном режиме допускается, если рабочие поверхности контактов выполнены из серебра.

При работе контакторов в повторно-кратковременном режиме значение рабочего тока зависит от продолжительности включения и частоты срабатывания.

Рабочий ток при различных режимах может быть определен по формуле:

Где - номинальный ток контактора;

ПВ – относительная продолжительность включений;

n – число включений в час.

Допустимое число включений в зависимости от характера нагрузки для КПВ 600 и КТПВ 600 до 1200 в час, для КПВ 620 – до 150 в час.

КПВ 600 выполняются на номинальные токи 100, 160, 250 и 630 А; КПВ 620 на токи 160 и 250 А и КТПВ на токи 63, 100, 160 и 250 А.

Контакторы серий КТ 6000, КТ 7000, КТП 600, КТ 64, КТП 64, КТ 65, КТП 65 – предназначены для коммутации силовых цепей переменного тока U до 660 В, частотой 50 и 60 Гц. В зависимости от номинального тока выпускают контакторы семи величин на токи от 63 до 1000 А. Число главных полюсов от 2 до 5.

Контакторы КТ 6000 и КТ 7000 выполняются с втягивающими катушками переменного тока на напряжения 36, 110, 127, 220, 380 и 500 В частотой 50 Гц. КТП 6000 с катушками постоянного тока на напряжение 24, 48, 110 и 220 В. Допустимое число включений в зависимости от характера нагрузки для контакторов КТ 6000 до 1200 в час, для КТ 7000 – 600 в час. КТ 646, КТП 64 на = 660 В и f = 50 Гц являются модификацией контакторов серии КТ 7000, КТ 6000 и КТП 6000 и отличаются от них наличием полупроводникового блока. В них осуществляется бездуговая коммутация путём шунтирования главных контактов тиристорами на период коммутации, благодаря чему электрическая дуга не возникает.

Отсутствие дуги при отключении контактором силовых цепей повышает надежность работы контакторов, электрическую износостойкость, взрывобезопасность, резко уменьшает потери энергии в контакторе. Электрическая износостойкость контакторов с бездуговой коммутацией при категории основного применения АС-4 до 5млн. циклов, а обычных – 0,1-0,5 млн. циклов, причем номинальный рабочий ток контакторов с бездуговой коммутацией составляет 60% номинального тока контактора.

Допустимое число включений для контакторов с бездуговой коммутацией до 2000 в час.

Магнитным пускателем называется электрический аппарат, предназначенный для пуска и отключения короткозамкнутых асинхронных двигателей. В пускатель встроены тепловые реле для защиты двигателя от токовых перегрузок и “потери фазы”. Работа асинхронных двигателей зависит от таких свойств пускателей, как износостойкость, коммутационная способность, надёжность защиты двигателя от перегрузок. Тепловые реле пускателя должны срабатывать и отключать двигатель.

С целью уменьшения времени вибрации контакты и подвижные части контактов магнитного пускателя делаются возможно легче, уменьшается их скорость срабатывания, увеличивается контактное нажатие.

При номинальных токах до 100 А целесообразны серебряные накладки на медных контактах. При токе выше 100 А эффективна композиция серебра и оксида кадмия.

При отключении двигателя восстанавливающееся напряжение на контактах равно разности напряжения сети и ЭДС двигателя. В результате на контактах контактора появляется напряжение, составляющее 15-20 % , т. е. отключение происходит в облегченных условиях.

В технических данных указываются номинальный ток пускателя и номинальная мощность двигателя при различных напряжениях. Наибольшее рабочее напряжение пускателя равно 660 В.

Для повышения срока службы пускателя его необходимо выбрать на ток, превышающий номинальный ток двигателя.

Двигатели меньшей мощности быстрее достигают номинальной частоты вращения. Потому при их отключении разрывается установившийся номинальный ток, что облегчает работу пускателя и повышает допустимое число включений в час.

Потери мощности в электромагните составляют примерно 60, а тепловых реле 40 % общих потерь пускателя.