Сегодня: 16 | 05 | 2021

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ «Особенности инвентаризации земель по материалам космических снимков высокого разрешения на примере Южного берега АР Крым»

Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬ

1.1. Теория проведения работ по инвентаризации земель.

По принадлежности можно определить два вида инвентаризации – первый инвентаризация земель за пределами населенных пунктов и второй инвентаризация земель населенных пунктов. По своей сути эти две работы мало чем отличаются в технологии производства как правело отличие заключается в согласовательном и разрешительном порядке, что обусловлено системой подчинения в управлении земельными ресурсами.

На сегодняшний день несколько нормативно правовых актов регламентируют порядок проведения работ по инвентаризации земель. Но, исходя из темы дипломной работы, остановимся на рассмотрении технологии работ по инвентаризации обусловленой «Методическими рекомендациями по инвентаризации земель Южного берега Крыма» которая утверждена постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 22 июня 2004 года №279.

1.1.1 Общие положения.

- инвентаризация земель Южного берега Крыма должна проводится в соответствии с требованиями Земельного кодекса Украины

- руководствуются при выполнении работ следующими нормативно-правовыми документами:

- нормативно-правовыми документами земельным законодательством Украины;

- кодексами - Гражданским, Лесным, Водным и Кодексом о недрах;

- законами Украины - "Об охране окружающей природной среды", «О природно-заповедном фонде Украины", "О плате за землю", "Об основах градостроительства", "О местном самоуправлении в Украине", "О местных государственных администрациях", "О планировании и застройке территорий", "О курортах", "Об утверждении Общегосударственной программы охраны и воссоздания окружающей среды Азовского и Черного морей";

- нормативно-правовыми актами Совета министров и Верховной Рады Автономной Республики Крым и Государственного комитета Украины по земельным ресурсам - нормативно-правовые акт которые касаются выполнения земельно-кадастровых работ, мониторинга земель и землеустройства;

- заказчиком выполнения работ по инвентаризации земель выступают: Верховная Рада Автономной Республики Крым, а также, городские, поселковые и сельские советы они определяют проведение инвентаризации земель и конкретизируют выполнение работ Техническим заданием. Республиканским комитетом по земельным ресурсам Автономной Республики Крым, а также городские, районные управления и отделы земельных ресурсов подают на утверждение этапы и сроки выполнения работ которые в пределах населенных пунктов утверждаются городскими, поселковыми и сельскими советами, а на территорию за пределами населенных пунктов осуществляется Советом министров Автономной Республики Крым.

- по условиям методики объектом инвентаризации являются земли всех категорий в установленных границах Южного берега Крыма.

- при проведении работ по инвентаризации земель Южного берега Крыма ставятся следующие основные задачи:

- получение достоверной информации о земельных участках, на которые имеются правоустанавливающие документы;

- выявление земельных участков, которые используются без надлежащих правоустанавливающих документов:

- выявление земельных участков, которые используются не по целевому назначению;

- выявление земельных участков, которые принадлежат на праве собственности лицам в нарушение законодательства Украины;

- выявление землепользователей, по которым не осуществлена государственная регистрация правоустанавливающих документов;

- определение земель оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, природно-заповедного фонда;

- проверка достоверности данных земельного учета;

- распределение землепользователей по формам собственности;

- получение данных о размерах и месторасположении земельных участков, которые не облагаются налогами или облагаются налогами по заниженным ставкам;

Проведение анализа изменений структуры земельных угодий и землепользовании на территории Южного берега Крыма;

- получение данных об установлении и утверждении границ административно-территориальных образований;

- выявление нарушений законодательства при использовании земель лесного, водного фонда, земель природно-заповедного и другого природоохранного, оздоровительного, историко-культурного и рекреационного назначения;

- получение данных о состоянии использования земель запаса и резервного фонда;

- получение достоверной информации о состоянии использования особо ценных сельскохозяйственных угодий, в первую очередь, виноградников.

- в последствии материалы инвентаризации земель Южного берега Крыма предназначены для использовании при выполнении следующих работ и принятии решений:

- установлении и утверждении в установленном порядке границ землевладений и землепользовании;

- планировании и осуществлении мероприятий по охране земель;

- разграничений земель государственной и коммунальной собственности;

- обеспечении использования земель всех категорий по целевому назначению в соответствии с утвержденной соответствующей градостроительной и землеустроительной документацией;

- осуществлении мероприятий по оформлению субъектами землепользовании правоустанавливающих документов на землю в соответствии с законодательством;

- взимании налоговыми органами платы за землю за фактическое землепользование;

- использования земельных участков не по целевому назначению;

- решении земельных споров и обосновании исков в суд с целью возвращения самовольно занятых земельных участков.

- техническими исполнителями выполнения работ по инвентаризации земель выступают - государственные или другие

Проектно-изыскательские организации землеустроительного профиля, которые имеют соответствующие лицензии на выполнение таких видов работ.

- для выполнения работ заказчик обязан выдать проектно-изыскательской организации исходные данные – на объект проведения работ при их отсутствии заказчик может за отдельную плату поручить их сбор и подготовку техническому исполнителю или другим организациям, которые выполнят эти работы под руководством технического исполнителя.

- согласовывают материалы инвентаризации земель следующими органами:

- местные органы земельных ресурсов;

- органы градостроительства и архитектуры;

- санитарно-эпидемиологическими органами;

- органами охраны культурного наследия;

- налоговыми органами;

- органами лесного и водного хозяйства.

Указанные выше органы рассматривают материалы инвентаризации и делают, в пределах своих полномочий, выводы о

Полноте отображения в этих материалах реального состояния землепользования в регионе.

- рассмотрение материалов инвентаризации по территориям населенных пунктов проводят на сессиях соответствующих советов и направляются в Республиканский комитет по земельным ресурсам Автономной Республики Крым для обобщения и подготовки к рассмотрению Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам и Верховной Радом Автономной Республики Крым, а материалы инвентаризации за пределами населенных пунктов обобщаются Республиканским комитетом по земельным ресурсам Автономной Республики Крым и рассматриваются Советом министров Автономной Республики Крым и Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам.

1.1.2. Организация работ.

Работы по инвентаризации земель Южного берега Крыма проводятся в несколько этапов первым из них является подготовительный этап, вторым – пообъектная инвентаризация земель и третья – проведение камеральных работ.

1.1.3. Подготовительный этап.

Вовремя подготовительного этапа проводят следующие работы:

- разработка технического задания на проведение инвентаризации земель;

- сбор и изучение исходной информации - графических, текстовых и правовых документов на земельные участки;

- подготовка планово-картографической основы.

По сути в подготовительный этап проводят определение технических норм и правил проведения инвентаризации которые обусловливаются техническим заданием, и сбор исходной информации для проведения последующих работ. В процессе собирают, изучают и обобщают информацию с различных источников, а именно:

- информация органов по охране культурного наследия в соответствии с перечнем размещения памятников истории и культуры:

- наличие городищ, курганов, остатков древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древних мест погребений, каменных статуй, наскальных изображений, участков историко-культурного слоя древних поселений;

- наличие архитектурных ансамблей и комплексов, исторических центров, кварталов, памятников гражданской, промышленной, воинской, культовой архитектуры, произведений монументального изобразительного, садово-паркового искусства;

- ландшафтов, которые охраняются государством.

- информация органов градостроительства и архитектуры:

- официально утвержденные и определенные в натуре границы населенных пунктов, причины, основания и объемы отклонения от них;

- степень освоения генеральных планов населенных пунктов;

- установление границ придомовых территорий;

- выявление лишних территории промышленных, складских и других предприятий, учреждений и организаций;

- планово-картографические материалы на земли населенных пунктов, в масштабах с указанием года издания;

- структуры и площади земель разного функционального назначения.

- информация содержащаяся в местных органах земельных ресурсов:

- динамика форм собственности на землю;

- динамики площадей земель разных категории;

- о праве собственности на землю граждан (безвозмездная передача, продажа);

- приусадебных земельных участков;

- земельных участков для садоводства;

- земельных участков под индивидуальными гаражами.

- о праве собственности на землю юридическими лицами;

- о праве постоянного пользования землей;

- об аренде земель государственной и коммунальной собственности;

- планово-картографические материалы на земли сельскохозяйственного назначения;

- структура землевладений и землепользовании земель сельскохозяйственного другого назначения;

- о зарегистрированных правах на земельные участки в государственном реестре.

- данные местных органов экологии и природных ресурсов;

- планово-картографические материалы;

- перечни объектов природно-заповедного фонда.

- данные местных органов лесного хозяйства;

- данные местных органов водного хозяйства;

- данные местных налоговых служб.

1.1.4. Пообъектная инвентаризация.

На данном этапе проводится работы по:

- полевому обследованию объектов инвентаризации;

- рассмотрение материалов инвентаризации органами местного самоуправления.

Пообъектиую инвентаризацию проводят специально созданные комиссии определенные Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления Результатом работы этих комиссий являются акты инвентаризации.

Данные комиссии состоят из представителей соответствующего местного совета, представителей исполнительной власти которые осуществляют контроль за использованием и охраной земель, представителей налоговых органов на местах и представители проектной организации - технического производителя работ по инвентаризации земель. Так же председателем комиссии в её состав могут привлекаться представители других юридических лиц, которые компетентны в вопросах, являющихся предметом инвентаризации.

Даная комиссия готовит перечень собственников земель и землепользователей на основании данных земельного кадастра, данных налоговых органов, других реестров, которые дают возможность с необходимой полнотой определить этот перечень.

По каждому землевладению и землепользованию комиссия рассматривает вопрос инвентаризации в присутствии их представителей, о чем делается отметка в Акте инвентаризации. При необходимости техническим исполнителем осуществляются геодезические измерения упрощенными методами. К акту прикладываются надлежащим образом оформленные сведения инвентаризации и графические материалы.

Акт инвентаризации составляется в трех экземплярах, один из которых передается соответствующему сельскому, поселковому, городскому совету, второй - в архив технического исполнителя, третий - прикладывается к основным результатам инвентаризации, которые обрабатываются техническим исполнителем и передаются Заказчику работ.

1.1.5. Состав материалов по инвентаризации земель.

Материалы инвентаризации земель оформляются в виде пояснительной записки (с приложением таблиц, графиков, схем, фото - и видеоматериалов) и графических материалов, которые отображают в соответствии с техническим заданием полноту существующего состояния земельных ресурсов, землепользование и их правовой статус. Пояснительная записка иллюстрируется цветными копиями графических материалов и содержит документы по согласованию и утверждению результатов инвентаризации. Материалы оформляются на каждую административно-территориальной единицу.

1.1.6. Структура и содержание пояснительной записки материалов инвентаризации.

Пояснительная записка содержит в себе следующие данные:

- Общую характеристику объекта инвентаризации;

- Характеристику исходной информации и картографической основы;

- Основные организационно-методические принципы проведения работ;

- Определение основных понятий, которые использованы в работе;

- Анализ (в динамике) использования земель:

- в зонах и округах санитарной охраны курортов;

- о зонах санитарной охраны источников водоснабжения, водоочистительных сооружений;

- в водоохранных зонах водохранилищ и рек, побережья Черного моря,

- в зонах охраны ландшафтов, памятников истории и культуры;

- в охранных зонах заповедников, естественных национальных парков, заказников, ботанических садов, других территорий и объектов природно-заповедного фонда.

Данный анализ производится в границах, установленных генеральными планами населенных пунктов, специальными проектами, утвержденными в установленном порядке.

- Анализ (в динамике) земель сельскохозяйственного назначения:

- структура землевладений и землепользовании;

- структура земельных, в том числе сельскохозяйственных, угодий;

- состояние использования земель запаса и резервного фонда;

- обеспеченность достоверными планово-картографическими материалами.

- Анализ (в динамике) несельскохозяйственного землепользования в населенных пунктах:

- структура и площади земель разного функционального назначения;

- состояние установления границ населенных пунктов;

- количество установленных границ придомовых территорий;

- обеспеченность достоверными планово-картографическими материалами.

- По каждой из категорий земель в записке в текстовой и табличной

Форме отображаются следующие данные:

- общие объемы и характерные примеры использования земельных участков без надлежащих правоустанавливающих документов;

- земельные участки, которые используются не по целевому назначению;

- земельные участки, которые принадлежат гражданам и юридическим лицам на правах собственности, но которые по законодательству Украины им принадлежать не могут;

- земельные участки, права на которые не зарегистрированы их

Собственниками и пользователями в установленном порядке;

- земельные участки, которые безосновательно не облагаются налогами или облагаются налогами на льготных условиях.

- В приложениях к пояснительной записке предоставляются полные перечни земельных участков;

- В пояснительной записке формулируются выводы о состоянии

Землепользовании и даются рекомендации по организационным, правовым, техническим и другим мероприятиям, которые необходимо осуществить на государственном и региональном уровне с целью улучшения состояния использования и охраны земель.

1.1.7. Перечень и содержание графических материалов в отчете по инвентаризации земель.

В составе графических материалов должны присутствовать следующие материалы:

- Рабочие планы инвентаризации земель

- Сводные планы (схемы) инвентаризации земель на территорию объекта инвентаризации с необходимыми картами-врезками, экспликациями, диаграммами, таблицами, другими необходимыми объяснениями, которые дополняют содержание сводных планов;

- при необходимости готовятся специальные сводные планы инвентаризации в разрезе по категориям земель;

- Все графические материалы подписываются членами комиссии;

- Графические материалы выполняются с учетом обеспечения необходимой наглядности и размещения цифровых показателей и таблиц.

1.2. Нормативна правовая база.

Перечень нормативно правовых актов которые которые регламентируют понятие инвентаризации и определяют структуру ее проведения невелик, основные документы это:

- Статья 35 закона Украины «Про землеустройство» - которая определяет понятие инвентаризации земель и её цели и задачи;

- Указ Государственного комитета Украины по земельным ресурсам №85 от 26.08.97г. «Про утверждения Положения про земельно-кадастровую инвентаризацию земель населенных пунктов»;

- «Временные методические указания по кадастровому землеустройству (инвентаризации земель)» утвержденная Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам от 04.08.1999г;

- Постановление Совета Министров Автономной Республики Крым №279 от 22.06.2004г. «Об утверждении методических рекомендаций по инвентаризации земель Южного берега Крыма»

Но в следствии того что по своей насыщенности данная работа очень объемна и затрагивает практически все сферы земельных отношений, правовая база регламентирующая проведение работ и принятия решений по ней значительно увеличивается. Основные нормативно-правовые документы которыми необходимо руководствоваться при проведении работ, можно обозначить как:

- Земельный кодекс Украины;

- Водный кодекс Украины;

- Лесной кодекс Украины;

- Закон Украины «Про топографо-геодезическую и картографическую деятельность»;

- Закон Украины «Про охрану земель»;

- Закон Украины «Про государственную тайну»

Данный перечень можно продолжать достаточно долго, в него войдут не только нормативно-правовые документы регламентирующие отношения в земельной сфере, но также и нормативно-правовые акты в других областях.

Раздел II. ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛОВ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ЗЕМЛИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬ

2.1. Общие положения.

На данное время существует достаточно большое разнообразие материалов ДЗЗ в особенности материалов космических съемок различного разрешения от 4км до 0,5 м. Многие из них можно не только просмотреть но и приобрести на необходимый район со степенью актуализации до одной недели. Хотя данные материалы не являются еще плановой основой, но уже содержат визуальную информацию о количестве объектов, и информацию об использовании того или иного земельного массива. Особенно это характерно для земель за пределами населенных пунктов.

Уже на первом этапе, не являясь еще полноценной плановой основой, при не сложной обработке ГИС системами материалы ДЗЗ уже могут выступать в роле основы для выполнения первоочередных задач при инвентаризации земель (первоочередного сбора информации, создания схемы проведения работ по инвентаризации и многое другое).

Из всего разнообразия материалов ДЗЗ наиболее подходящими для проведения инвентаризации земель являются следующие:

- космические снимки среднего разрешения (с разрешением 20м);

- космические снимки высокого разрешения (с разрешением 5-0,5 м);

- аэрофотоснимки (с f=1:8000, 1:3000).

Каждый из этих видов данных при правильной постановки задачи и правильном применении позволит не только удешевить и упростить технологию выполнения работы но и существенно ускорить её выполнение. Хотелось бы не только отразить технические свойства данных материалов ДЗЗ но и сферу их применения не только для проведения работ по инвентаризации земель и в других сферах землеустройства.