Сегодня: 19 | 04 | 2024

Магистерская работа Эффективной системы организации учетных процессов в сельскохозяйственных формированиях

Магистерская работа Эффективной системы организации учетных процессов в сельскохозяйственных формированиях.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях перехода аграрного сектора к рыночной экономике, реформирования земельных отношений и отношений собственности происходит процесс совершенствования организации сельскохозяйственного производства, материально-технического обеспечения, финансово-кредитной политики. На первый план выходят рыночные критерии эффективности, повышаются требования к методам управления.

Актуальность темы. Важным условием стабилизации, развития и эффективного функционирования агропромышленного комплекса, а именно сельскохозяйственных предприятий, является высокая трудовая активность работников. Повышение уровня эффективности их труда связано с изучением структуры продуктивных способностей и потребностей работника, анализом механизма формирования и развития их трудовой мотивации.

Рассмотрению экономических аспектов развития организации учетной службы на предприятиях, ее совершенствования уделялось внимание в трудах отечественных и зарубежных авторов, а так же законодательной безе Украины.

Однако особенности эффективной организации труда учетных работников изучено недостаточно. В связи с этим избранная тема является актуальной.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является обоснование эффективной системы организации учетных процессов в сельскохозяйственных формированиях.

Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

• Обосновать критерии эффективности управления учетной службой предприятия;

• Разработать направления повышения эффективности труда учетных работников;

• Оптимизировать систему внутрихозяйственного учета в сельскохо­зяйственных формированиях.

Предметом исследования является механизм управления учетной службой на предприятиях. Объектом исследования является деятельности бухгалтерской службы в сельскохозяйственных формированиях.

Информационная база исследования: Данные сельскохозяйственных предприятий Нововоронцовского района Херсонской области (за последние 3 года) - состав учетной службы; оперативная и финансовая отчетность предприятий (формы №№ 1, 2, 3, 4, 5) - для характеристики потенциала предприятия в целом и отдельно учетной службы; информация, собранная автором методом фотографии, самофотографии, анкетирования, опроса.

Научная новизна полученных результатов. Выполненное исследование имеет определенную степень новизны:

• Обоснованы методы работы руководителей учетной службы;

• Получили развитие критерии оценки деятельности руководителя учетной службы.

Практическое значение полученных результатов. Заключаются, в том что внедрены и используются в практике организации учетных работ:

* Приказ об учетной политике;

* должностные инструкции учетных работников;

* перечень учетных номенклатур;

* номенклатуры дел в архиве предприятия;

* график документооборота;

* порядок расчета норматива численности учетных работников.

Личный вклад. Полученные научные результаты являются личными разработками автора.

Магистерская работа включает: введение, 3 раздела, выводы и предложения, список использованных источников (70 наименований). Работа изложена на ________ страницах машинописного текста, содержит ____, таблиц, _________ рисунков, ______ приложений.

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА УЧЕТНЫХ РАБОТНИКОВ

1.1 Теоретические основы организации труда учетных работников

На сегодняшний день в вопросах организации бухгалтерского учета на предприятии основополагающим является Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украи­не» от 16.07.99 г. № 996-XIV, с изменениями и дополнениями (далее — Закон о бухучете) [19].

Решение этих вопросов он относит к компетенции собственни­ка (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) предприятия.

Именно это лицо или орган несет ответственность за:

* организацию бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет на предприятии должен вестись непрерывно со дня его регистрации и до дня ликвидации. Обязанность собственника или руково­дителя — обеспечить такое ведение. Именно он должен найти специалистов необходимой квалификации в необходимый срок, обеспечить их средствами труда;

* обеспечение фиксации фактов осуществления всех хозяйст­венных операций в первичных документах. Сюда входит не только обязанность собственника или руководителя в организации пер­вичного учета, но и их обязанность в обеспечении его полноты;

* сохранность обработанных документов, регистров и отчет­ности на протяжении установленного срока, но не менее трех лет. Собственник или руководитель должен создать необходимые ус­ловия и обеспечить контроль за наличием и полнотой архива.

Но, безусловно, главная обязанность руководства или собст­венника в постановке бухгалтерского учета на предприятии — ре­шить, кто и па каких условиях будет его вести.

Как определено в ст. 3 Закона о бухучете [19], целью веде­ния бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и беспристрастной информации о финансо­вом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия.

При этом бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется предприятием. Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денеж­ный измеритель, базируются на данных бухгалтерского учета. Одним из основных критериев в части ведения бухгалтерского учета на предприятии является его непрерывность во времени — ведение бухгалтерского учета начинается со дня регистрации предприятия и заканчивается днем его ликвидации.

Вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии входят в сферу компетенции его владельца (владельцев) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с действующим законодательством и учредительными докумен­тами. Так определено ст. 8 Закона о бухучете [19].

Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обес­печение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока (но не менее трех лет) несет владелец (владельцы) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации:

- введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалте­ром;

- пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного в качестве предпринимателя, осу­ществляющего предпринимательскую деятельность без создания юридического лица;

- ведение на договорных основах бухгалтерского учета цен­трализованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;

- самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составле­ние отчетности непосредственно владельцем или руководителем предприятия. Заметим, что указанную форму организации бухгал­терского учета нельзя применять на тех предприятиях, у которых отчетность подлежит обнародованию.

При этом предприятие самостоятельно:

* определяет учетную политику предприятия;

* избирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обоб­щения информации в них с соблюдением единых основ, установ­ленных Законом о бухучете [19], и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;

* разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подписание бухгал­терских документов;

* утверждает правила документооборота и технологию об­работки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;

* может выделять на отдельный баланс филиалы, предста­вительства, отделения и другие обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим вклю­чением их показателей в финансовую отчетность предприятия.

При этом руководитель предприятия обязан создать необхо­димые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неуклонное выполнение всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к бухгалтерскому уче­ту, правомерных требований бухгалтера по соблюдению порядка оформления и предоставления к учету первичных документов.

Исходя из цели бухгалтерского учета и его сущности выделяют следующие принципы его ведения:

1. осмотрительность — применение в бухгалтерском учете методов оценки, которые должны предотвращать занижение или

Завышение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов;

2. полное освещение — финансовая отчетность должна содер­жать всю информацию о фактических и потенциальных послед­ствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решения, принимаемые на ее основании;

3. последовательность — постоянное применение избранной учетной политики;

4. непрерывность — оценка активов и обязательств осу­ществляется исходя из предположения, что деятельность будет продолжаться в дальнейшем;

5. начисление и соответствие доходов и расходов — для оп­ределения финансового результата отчетного периода необходимо сравнивать доходы отчетного периода с расходами, осуществлен­ными для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент возникновения независимо от даты поступления или уплаты средств;

6. превалирование сущности над формой — операции учиты­ваются согласно их сущности, а не только исходя из юридической формы;

7. фактическая себестоимость — приоритетной является оцен­ка активов предприятия исходя из расходов на их приобретение и производство;

8. единый денежный измеритель — измерение и обобщение всех хозяйственных операций финансовой отчетности осуществ­ляется в единой денежной единице — гривнах;

9. периодичность — возможность распределения деятельности на определенные периоды времени с целью составления финан­совой отчетности.

Функциями бухгалтера являются:

* ведение бухгалтерского учета в соответствии с едиными методологическими основами, установленными Законом о бух­учете [19];

* составление на основе данных бухгалтерского и налого­вого учета финансовой, налоговой и статистической отчетности и предоставление ее внутренним и внешним пользователям в ус­тановленный срок;

* отражение па счетах бухгалтерского учета всех хозяйствен­ных операций в соответствии с действующим законодательством на основании предоставленных первичных документов;

* ведение налогового учета;

* подготовка предложений относительно:

• определения учетной политики, внесения изменений в избранную учетную политику, выбора формы бухгалтерского учета с учетом деятельности и технологии обработки учетных данных;

• разработки системы и форм внутрихозяйственного (управ­ленческого) учета и правил документооборота, дополнительной системы счетов и регистров аналитического учета, отчетности;

• предоставления работникам прав на подписание первич­ных и сводных учетных документов;

• выбора оптимальной структуры, численности, повышения профессионального уровня работников бухгалтерского учета, обеспечения их всем необходимым справочным материалам;

• улучшения системы информационного обеспечения управ­ления и механизма передачи обработанной информации к испол­нителям;

• внедрения автоматизированной системы обработки дан­ных бухгалтерского учета с учетом особенностей деятельности (или усовершенствования действующей системы);

• обеспечения сохранности имущества, рационального и эффективного использования материальных, трудовых и фи­нансовых ресурсов;

• участия в проведении экономического анализа хозяйст­венно-финансовой деятельности с целью выявления внутрихозяй­ственных резервов предприятия;

• участия в подготовке мероприятий но предотвращению недостач, незаконного расходования средств и товарно-матери­альных ценностей;

• участия в проведении инвентаризации и оформлении материалов, связанных с недостачами, возмещением потерь от недостач, кражи и порчи активов, и осуществлении контроля за соблюдением другими подразделениями установленных правил проведения инвентаризации оборотных и необоротных активов, обязательств;

• участия в планировании деятельности предприятия;

• начисления и по согласованию с руководителем перечис­ления налогов и взносов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды и выполнения работ по расчету с другими кредиторами;

• учета результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в соответствии с установленными правилами;

• работы, связанной со сверкой расчетов с субъектами хозяйственной деятельности и с подразделениями, выведенными на отдельный баланс;

• осуществления начисления заработной платы на основа­нии предоставленных в установленном порядке данных и работы, связанной с выплатой заработной платы;

• обеспечения проверки (контроля) ведения бухгалтерского учета и отчетности в структурных подразделениях, в производст­вах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, и внесения предложений по улучшению их работы;

• предоставления данных бухгалтерского и налогового учета для проведения анализа хозяйственно-финансовой дея­тельности с целью выявления внутрихозяйственных резервов, предотвращения потерь и непроизводственных расходов;

• оформления и передачи в установленном порядке в ар­хив отработанных бухгалтерских документов.

Профессия бухгалтера имеет длинную историю не только потому, что является одной из наиболее давних профессий, а, главным образом, в силу того, что искусство записи и соотношения впервые нашло воплощение в качестве инструмента учета.

Одним из неотъемлемых элементов экономики является развитое и эффективно организованное бухгалтерское дело. Бухгалтеры обеспечивают предоставление доказательной и правдивой информации, необходимой для принятия решений по снабжению функционирования найму кадров и использованию ресурсов, от чего зависит эффективность рыночной экономики. Это касается как внутренних бухгалтеров, которые обслуживают предприятия путем предоставления информации для принятия управленческих решений, так и внешних, одной из основных функций которых является обеспечение достоверности финансовых отчетов предприятий.

Бухгалтерский учет - это то, что согласно заданным правилам делает бухгалтер.

Традиционно, именно главный бухгалтер несет юридическую и моральную ответственность за законность и эффективность использования финансовых и материальных ресурсов предприятия, осуществляемых хозяйственных операций. За ним сохраняется правило второй подписи, которое закрепляет контрольные функции бухгалтерии. Однако, настоящий престиж профессии определяется не формальными правами, а объективными потребностями общества. В условиях рыночных отношений, основанных на последовательном применении экономических методов управления, повышаются требования к информационному обеспечению и усиливаются управленческие аспекты учета. Современный бухгалтер должен владеть не только новыми методами работы, но и новыми представлениями о той системе управления, в рамках которой они должны применяться.

В последнее время спрос на бухгалтерские услуги резко увеличился, но и изменились требования к их качеству. В тот же время, изменение статуса бухгалтера в новых условиях деятельности дает ему и новую альтернативу. Формирование рынка бухгалтерских услуг осуществляется двумя путями. С одной стороны, аудиторская фирма предоставляет консультативную помощь по вопросам учета, с другой - остро возникает проблема привлечения квалифицированного бухгалтера на контрактной или постоянной основе.

В условиях хозяйственной самостоятельности предприятий значение бухгалтерской службы и учетной информации резко повышается. Новая система должна направлять управленцев на правильный путь. Например, она не должна допустить невыгодного вложения средств в оборудование выгоднее, чем в программное обеспечение или на подготовку кадров.

Ведение бизнеса в рыночных условиях предъявляет повышенные требования и к качеству информации, которая должна быть приспособлена к запросам пользователей, решению их проблем.

Задача бухгалтера или бухгалтерской службы состоит в формировании качественной, достоверной и полной информации о ведении хозяйственной деятельности и ее результатах, ее правильное использование позволит сделать оптимальными управленческие и финансовые решения. Неточности, ошибки, несвоевременность представления информации могут не только нанести ущерб, но и привести к банкротству предприятия. Высокая степень зависимости от качества бухгалтерской информации для принятия управленческих и финансовых решений определяет роль бухгалтера в процессе развития бизнеса в любой сфере деятельности, любой стране.

Бухгалтерский учет является одним из наиболее очевидных "узких мест" в системе, что может замедлить развитие экономики. Поэтому во всех европейских странах высказывается общая мысль о том, что странам с переходной экономикой, необходимо в короткие сроки обеспечить наличие бухгалтеров, которые смогут обслуживать рыночную экономику и какие способны принимать решения на основании глубокого понимания основных экономических принципов.

В Украине сегодня престиж бухгалтерской профессии на порядок высше в сравнении с образом бухгалтера прошлых лет. Тогда его деятельность ограничивалась, как правило, учетом затрат, калькуляцией себестоимости, контролем сохранности социалистической собственности и определением степени выполнения плановых показателей. Понятие прибыли, убытка, утраченной выгоды и много других носили преимущественно абстрактный характер. Сейчас эти понятия наполнены реальным содержанием и для владельцев фирм, и для бухгалтеров.