Сегодня: 23 | 04 | 2024

Дипломная работа организация учета нематериальных активов, объектом - ЗАО ЗМВК «Коктебель»

При выявлении объектов права интеллектуальной собственности, не принятые на учет, инвентаризационная комиссия включает их в инвентаризационный список с указанием необходимых данных.

Инвентаризационная опись подписывается всеми членами комиссии и лицом, ответственным за использование объекта интеллектуальной собственности. Ответственное лицо подтверждает, что проверка этих объектов происходила в его присутствии, и претензий к членам комиссии нет и, что оно принимает на ответственное хранение перечисленные в описи объекты. Оформленная инвентаризационная опись передается в бухгалтерию предприятия для заполнения данных о количестве, стоимости объектов интеллектуальной собственности и сумме накопленной амортизации.

В Примечаниях к годовой финансовой отчетности за требованиями ПСБУ 8 приводится информация, которая объясняет учетную политику предприятия относительно признания и оценки нематериальных активов по каждой группой активов:

- подход к переоценке нематериальных активов (стоимость (первоначальная или переоцененная), по которой нематериальные активы отображены в балансе);

- подход к отражению расходов на исследование и разработки;

- избранные методы амортизации и диапазон сроков полезной эксплуатации.

Начисление амортизации на гудвилл, стоимость которого со временем не снижается, а растет, противоречит основным принципам бухгалтерского учета.

Существует мнение, что от начисления амортизации на гудвилл можно отказаться в том случае, если выработать критерии обесценивания гудвилла, и, в соответствии с этими критериями, ежегодно осуществлять проверку на его обесценивание. В случае установления факта обесценивания, в кратчайшие сроки должно быть проведено списание этих сумм на расходы.

Также нормы МСФО и П(С)БУ 19 определяют, что внутренне созданный гудвилл не должен признаваться как актив. Считается, что оценить гудвилл можно только в момент фактической продажи предприятия.

Вследствие такого подхода гудвилл отражается лишь на балансе предприятия, приобретавшего другие предприятия. У предприятия, которое не покупало других предприятий, не смотря на то, что оно обладает гудвиллом, созданным внутри предприятия, на балансе гудвилл отсутствует. Величина активов такого предприятия занижена. Результаты финансовой деятельности предприятия искажены, так как изменения, произошедшие за отчетный период в стоимости внутреннего гудвилла, не учитываются.

Существует мнение, что проблема расчета стоимости внутренне созданного гудвилла, с целью признания его как актива, разрешима. Если речь идет о предприятиях, акции которых котируются на фондовых рынках, то по курсу акций на определенную дату можно определить реальную стоимость капитала этого предприятия. Стоимость гудвилла будет равняться сумме стоимости капитала и обязательств минус справедливая стоимость активов.

Созданная база данных как произведение, также должна быть поставлена на баланс как нематериальный актив и впоследствии можно амортизировать ее. Постановка на баланс необходимо осуществить по форме № НА-1 (акт ввода в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, утвержденный приказом Минфина от 22 ноября 2004 года № 732).

Имущественные права на базу данных могут быть признаны нематериальным активом в бухгалтерском учете только при следующих условиях:

- срок использования имущественных прав должен быть не менее одного года;

- предприятие планирует получить от использования имущественных прав экономическую выгоду.

Выше указанные условия выполняются на предприятии и впоследствии такой нематериальный актив принесет немалую выгоду. Например, права на его использование можно передать по лицензионному договору дочерним структурам в пользование за вознаграждение — роялти, которое по украинскому законодательству освобождается от НДС.

В налоговом учете имущественные права на базу данных (как и на другие произведения) признаются нематериальными активами. При этом амортизация осуществляется по линейному методу, т. е. стоимость базы будет амортизироваться равными долями в течение срока, самостоятельно определяемого налогоплательщиком.

Необходимо помнить, что в условиях конкуренции и высокой ценности нематериальных активов руководство предприятия должно принимать мероприятия для защиты, включая физическую охрану, своей промышленной и другой интеллектуальной собственности.

С 1 января 2004 года понятие коммерческой тайны как объекта интеллектуальной собственности нашло отражение в ГКУ. Определению и ключевым характеристикам коммерческой тайны посвящена глава 46 ГКУ. Согласно ст. 505 ГКУ коммерческой тайной является информация, которая:

- является неизвестной широкому кругу лиц и не является легкодоступной;

- имеет определенную коммерческую ценность для предприятия,

- обладатель (собственник, держатель) такой информации предпринимает определенные меры по обеспечению сохранности и конфиденциальности данной информации.

Как видим, для того чтобы определенная информация была признана коммерческой тайной, она должна соответствовать всем трем вышеперечисленным критериям одновременно.

Возможный перечень сведений, которые предприятие может определить как коммерческую тайну, очень широк и включает любую информацию организационного, технического (производственного) или коммерческого характера.

В то же время есть два ограничения относительно, признания какой-либо информации коммерческой тайной предприятия. Во-первых, ею не может быть та информация, которая составляет государственную тайну в соответствии с Законом Украины «О государственной тайне» от 21.01.94 г. № 3855-ХП [21], а также Сводом сведений, составляющих государственную тайну, утвержденным приказом СБУ от 01.03-2001 г. № 52 [48].

Второе ограничение - отдельно установленный Кабинетом Министров Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, утвержденный постановлением ЕМУ от 09.08.93 г. № 611 [35].

Коммерческую тайну не могут составлять сведения (источники информации), перечисленные в таблице 3.6.

Как видим, приведенный выше перечень информации, которая не может быть коммерческой тайной, очень широк. Поэтому необходимо определить, какая же информация может быть признана коммерческой тайной предприятия.

Итак, коммерческой тайной является информация организационного, технического и коммерческого характера, которая используется предприятием в своей деятельности и в отношении которой предпринимаются меры по сохранению ее конфиденциальности.

Таблица 3.6 - Источники информации, которые не составляющие коммерческую тайну

Информация, которая не может составлять коммерческую тайну

Состав такой информации

1

2

Учредительные документы, документы разрешающие заниматься предпринимательской деятельностью или отдельными ее видами

Устав, учредительный договор, свидетельства о регистрации субъекта предпринимательской деятельности, свидетельства о регистрации плательщика налогов (взносов…), лицензии на занятие определенными видами деятельности, патенты на осуществление деятельности

Информация всех форм государственной отчетности

Налоговая, финансовая, статистическая и другая отчетность предприятия

Данные, необходимые для проверки расчета и уплаты налогов и других обязательных платежей

Регистры налогового учета по НДС (книги приобретения и продажи, налоговые накладные), первичные документы бухгалтерского учета (накладные, счета и т. д.), отчетность об использовании РРО (согласно п. 1 ст. 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII [22])

Сведения о численности и составе работников предприятия, их заработной плате в целом и по профессиям и должностям, а также наличии свободных рабочих мест

Коллективный договор, штатное расписание, табель учета рабочего времени

Документы об уплате налогов и других обязательных платежей

Платежные поручения на уплату налогов (других обязательных платежей)

Информация о загрязнении окружающей среды, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, которая приносит вред здоровью, а также других нарушениях законодательства Украины и размерах причиненного ими ущерба

1

2

Документы о платежеспособности

Сведения об участии должностных лиц предприятия в организациях, предприятиях, которые занимаются предпринимательской деятельностью

Сведения, подлежащие разглашению в соответствии с законодательством

Например, информация о выпуске акций предприятием, предлагаемых к открытой продаже, которая подлежит обязательному опубликованию в соответствии со ст. 23 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже" от 18.06.91 г. № 1201-XII [23]

Условно всю информацию, которая составляет коммерческую тайну предприятия, можно разбить па три группы (рисунок 3.2):

1. Объекты, на которые может быть получен патент, но владелец исключительных прав не проводит их патентования:

- незапатентованные научные разработки, технологии и процессы;

- способы производства продукции и т. п.

2. Объекты, которые не могут иметь правовой охраны:

- списки клиентов и поставщиков;

- наиболее эффективные направления инвестирования средств;

- оптимальная структура капитала предприятия;

- методы анализа и оптимизации предпринимательских рисков;

- маркетинговая политика предприятия;

- наиболее эффективные методы управления и т. п.

3. Объекты, которые имеют правовую охрану в стране лицензиара, но не получили ее в стране лицензиата.

Рис. 3.2 - Состав информации, являющейся коммерческой тайной

Наиболее существенным отличием коммерческой тайны от других нематериальных активов (объектов интеллектуальной собственности) предприятия является, во-первых, неограниченный срок охраны такой информации, а, следовательно, бессрочный период существования данного объекта. Во-вторых, главным отличием коммерческой тайны является то, что ее обнародование приведет к абсолютному обесцениванию и фактическому исчезновению как объекта интеллектуальной собственности в первую очередь из-за потери ценности и доступа данной информации неограниченного круга лиц.

В данном случае еще раз обратим внимание на положение части 1 ст. 505 ГКУ — предприятие должно осуществлять адекватные существующим обстоятельствам действия по сохранению секретности.

Меры по сохранению конфиденциальности коммерческой тайны представляют собой комплекс организационных действий со стороны руководства предприятия, которые четко регулируют условия обращения (контактов) работников с информацией, составляющей коммерческую тайну, охрану коммерческой тайны при осуществлении взаимодействия с некоторыми контрагентами (юридическими, аудиторскими фирмами). Эти же меры позволят предприятию добиться еще одной цели — обеспечить невозможность доступа работников контролирующих органов к той информации, которая действительно составляет коммерческую ценность, и разглашение которой может повлечь за собой убытки (дополнительные расходы) для держателя такой информации.

Указанные меры можно достичь с помощью следующих шагов:

- принятия на предприятии положения о коммерческой тайне;

- оформления с работниками предприятия договоров о неразглашении коммерческой тайны;

- внесения в договоры с юридическими, консалтинговыми, аудиторскими фирмами условий о неразглашении коммерческой тайны;

- выполнения организационно-технических мероприятий по обеспечению сохранности информации.

Независимо от того, к какой группе относится информация, содержащая коммерческую тайну, она должна быть надлежащим образом оформлена. Чаще всего эти шаги осуществляются путем создания на предприятии положения о коммерческой тайне, а также подписании с работниками предприятия договоров о неразглашении коммерческой тайны.

Для положения о коммерческой тайне предприятия существенными являются следующие условия:

- перечень информации, которая составляет коммерческую тайну;

- меры, предпринимаемые для ограничения доступа третьих лиц к коммерческой тайне;

- возможность признания вновь созданной информации на предприятии коммерческой тайной;

- перечень должностей работников, которые имеют полный, ограниченный доступ к информации, содержащей коммерческую тайну, а также перечень должностей работников, которые не должны иметь доступа к данной информации.

Перечень информации, которая составляет коммерческую тайну, может быть чрезвычайно развернутым, а может, наоборот, быть составлен кратко и емко. Практически юридическая сила документа от этого не изменится, при выполнении прочих условий и, например, при рассмотрении исков о неправомерном использовании (разглашении) информации, которая является коммерческой тайной, решение будет независимо от того, широко раскрыт в положении о коммерческой тайне перечень такой информации или, наоборот, кратко.

Среди мер по ограничению доступа третьих лиц к информации, которая является коммерческой тайной, необходимо выделить следующие:

- технические (установление паролей для доступа в компьютерные системы, систем ограниченного доступа к информации, сейфов и т. п.);

- организационные (подписание договоров о неразглашении с лицами, которые имеют доступ к информации, являющейся коммерческой тайной, уничтожение документов, черновиков и т. п.). Сюда же можно отнести и подписание договоров о неразглашении коммерческой тайны с работниками предприятия.

Большое значение имеет и перечень должностей работников, которые в силу должностных обязанностей ежедневно сталкиваются с информацией, являющейся коммерческой тайной. Это позволит сузить круг лиц, имеющих доступ к такой информации, до минимально возможного и одновременно разграничить степень доступа работников к такой информации в зависимости от занимаемой должности.