Сегодня: 23 | 04 | 2024

Вопросы экзаменационных билетов по биологии для студентов 1 курса

40.  Охарактеризуйте естественный отбор, как главную движущую силу эволюции.

41.  Раскройте возможности современной биотехнологии.

42.  Раскройте понятие биосферы. Объясните влияние деятельности человека на состав биосферы.

43.  Объясните, как деятельность человека влияет на видовое разнообразие материй и животных.

44.  Раскройте значение международного сотрудничества в деле охраны природы.

ЗАДАЧИ:

1.  Рассмотрите гербарные экземпляры растений разных видов одного рода, сравните их, и определите отличия по морфологическому критерию.

2.  Рассмотрите обитателей аквариума и составьте цепь питания. Объясните, почему в аквариумах цепи питание короткое.

3.  Рассмотрите кактус, найдите в его внешнем строении черты приспособленности к жизни в засушливых условиях. Объясните возникновение этих приспособлений в процессе эволюции.

4.  Решите задачу на построение и-РНК на основе известной последовательности нуклеотидов ДНК.

Фрагмент одной цепочки молекулы ДНК имеет такую структуру:

А-Ц-А-А-Т-А-А-А-А-Г-Т-Т-…

Определите структуру фрагмента и-РНК, которая синтезирована на ней.

5.  С помощью простого опыта докажите наличие фермента в клубнях картофеля.

6.  Решите задачу на моногибридное скрещивание. Помидор - ген, который предопределяет нормальный рост R доминирует над геном карликовости r

А) каким будет потомство F1 от скрещивания высоких гомозиготных растений с карликовым?

Б) каким будет потомство от скрещивания гибридов в F2 ?

В) какой результат даст обратное скрещивание гибридов F1 с исходной формой карликового роста?

7. Решите задачу на дигибридное скрещивание:

У фигурной тыквы белый цвет плодов А доминирует над желтым а, дисковидная форма В - над шаровидной в.

Скрестили растения гомозиготные по доминантным и рецессивным признакам, а затем их потомков. Какими будут фенотипы у F1 и F2 ?

8.Решите задачу на промежуточный характер наследования.

Кохинуровых норок получают в результате скрещивания белых норок с темными. Скрещивание между собой белых норок дает белое потомство, а темных – темное. Какое потомство получим от скрещивания кохинуровых норок с белыми?

9. Опишите фенотип своего организма ( цвет глаз, волос, рост и т. п.). Выскажите предположение о генотипе своего организма по этим признакам.

10. Начертите схему кругооборота одного из элементов в биосфере. Раскройте роль человеческой деятельности в этом процессе.

11. Решите задачу по молекулярной биологии на построение молекулы ДНК.

На фрагменте одной цепочки ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности:

А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т

Напишите схему структуры двухцепочной молекулы ДНК.

12. Составьте схему цепи питания на примере местной экосистемы. Объясните, почему в цепи питания начальное звено составляют растения.

13. Сравните колоски двух сортов пшеницы или ржи ( или двух комнатных растений одного вида) и определите у них отличия по фенотипу.

14. Найдите в предложенных экспонатах животных ( муляжи, чучела) или рисунках аналогичные органы.

15. Составьте вариационный ряд изменчивости семян фасоли или листвы любого растения, постройте вариационную кривую и определите закономерности изменчивости выбранного признака.

16. Опишите среду обитания и черты приспособленности водных растений к условиям среды. Объясните, как могла возникнуть эта приспособленность.

17. Решите задачу на правило экологической пирамиды.

18. Найдите в предложенных экспонатах животных ( муляжи, чучела) или рисунках гомологические органы.

19. Рассмотрите постоянный микропрепарат стебля растения и объясните взаимосвязь строения и функций клеток.

Дополнительные вопросы:

1.  Где в хлоропластах находится пигмент хлорофилл?

2.  В каких органах эукариотических клеток расположены ДНК и РНК?

3.  Почему ассимиляцию называют пластическим обменом, а диссимиляцию – энергетическим?

4.  На какой стадии фотосинтеза образуются свободный кислород и АТФ?

5.  Что такое клеточный цикл?

6.  Каково биологическое значение оплодотворения?

7.  В чем состоит суть естественного отбора?

8.  Назовите основные факторы эволюции по Дарвину и дайте их определение.

9.  В чем состоит основная причина суточных и сезонных изменений в живой природе?

10.  Что такое продуценты?