Сегодня: 25 | 09 | 2021

Урок по литературе родного края в I0-11 Тема: «ПЯТЬ СТРАНИЦ О КРЫМЕ»

 

6-й Чтец.

Здесь уж не только летопись Крыма —

Тут его вся душа. Узнай в полукруглых бровях караима

Половца из Сиваша, Найди в рыжеватом крымском еврее

Гота, истлевшего тут, — И вникнешь в то, что всего мудрее

Изменчивостью зовут. 7-Й чтец.

Она говорит языком столетий.

Что жизнь не терпит границ. Что расам вокруг своего наследья

Изгородь не сохранить, Что даже за спесью своей броненосной

Не обособлен народ, А судьбы народа не в лепке носа,

Не в том, как очерчен рот...10

Следующая страница журнала — литературная. В оформлении используется литературная карта Крыма. Эпиграф:

Ведь всё, что творчеством зовут, Любовь или стихосложенье. Берёт начало только тут...11

(О. Берггольц)

1-й ведущий. С давних пор и до наших дней Крым является неиссякаемым источником вдохновения для многих художников, писателей и поэтов. О нём писали русский Пушкин, американец Марк Твен, француз Анри Бар-бюс, украинцы Леся Украинка, Михайло Коцюбинский, Павло Тычина, Остап Вишня, поляк Адам Мицкевич, немец Фридрих Вольф, крымский татарин Исмаил Гас-принский, чилиец Пабло Неруда, англичанин Джеймс Олдридж и другие.

(Читается стихотворение И. Гаспринского «Крым».)

2-й Ведущий. В русской литературе крымская тема

Пустила глубокие корни. Особенно она заявила о себе

После присоединения Крыма к России в 1783 году. Имен-2-й ведущий. К этому списку можно добавить ещё несколько десятков имён, которые составляют гордость русской литературы. Назовём хотя бы некоторых. Это и Бальмонт, и Берггольц, и Заболоцкий, и Мандельштам, и Маяковский, и Хлебников. Список можно продолжать и продолжать, но мне кажется, что сегодня мы должны прежде всего вспомнить те имена и те места, которые особенно дороги крымчанам.

1-й ведущий. Согласен. Однако таких мест тоже довольно много. Придётся выбирать. И начинать, вероятно, следует с Дома-музея Антона Павловича Чехова, расположенного в Ялте.

2-й ведущий. Это место всегда было одним из центров культурной жизни Крыма. И не столько потому, что здесь написаны «Невеста», «Дама с собачкой», «Вишнёвый сад», сколько из-за того, что в этом доме всегда царила атмосфера доброты, гостеприимства, милосердия, дружеского участия.

1-й ведущий. На Орлиной горе в Алуште расположен ещё один известный музей. Это дом, в котором жил и работал более полувека Сергей Николаевич Сергеев-Ценский. Он очень любил искусство, особенно литературу и жи-вопись. Сам прекрасно рисовал, был дружен с Ильёй Ефимовичем Репиным и другими передвижниками. Это был ещё и энциклопедически образованный человек с огромным трудолюбием. Его перу принадлежат две грандиозные эпопеи: «Севастопольская страда» и «Преображение России». 2-й ведущий. Сергеев-Ценский известен ещё как драматург и поэт. Мне, например, очень нравятся его стихи о Крыме, особенно «В горных лугах»:

Воздух так чист и прозрачен. Как и не снилося мне, Каждым пером обозначен Ястреб, несясь в вышине.

И в трескотне трясогузок Слышу я робкий привет, Мир этот не был мне узок С давних ребяческих лет.

В лёгкости этой безмерной Я прохожу, невесом... Пахнет лиловой люцерной, Донником и чабрецом13.

1-й ведущий. Однако отправимся дальше в наше небольшое путешествие по литературной карте и войдём ещё в один дом — дом поэта, философа и художника.

(Выходят чтецы.)

1-й чтец.

Войди, мой гость, стряхни житейский прах

И плесень дум у моего порога...

Со дна веков тебя приветит строго

Огромный лик царицы Таиах.

Мой кров — убог. И времена — суровы.

Но полки книг возносятся стеной,

Тут по ночам беседуют со мной

Историки, поэты, богословы,

И здесь их голос, властный, как орган.

Глухую речь и самый тихий шёпот

Не заглушит ни зимний ураган,

Ни грохот волн, ни Понта мрачный ропот.

2-й чтец. Мои ж уста давно замкнуты... Пусть! Почётней быть твердимым наизусть И списываться тайно и украдкой, При жизни быть не книгой, а тетрадкой. И ты, и я — мы все имели честь «Мир посетить в минуты роковые» И стать грустней и зорче, чем мы есть. Я — не изгой, а пасынок России И в эти дни — пемой её укор. Я сам избрал пустынный сей затвор Землёю добровольного изгнанья. Чтоб в годы лжи, падений и разрух В уединенье выплавить свой дух И выстрадать великое познанье. 3-й чтец.

Пойми простой урок моей земли: Как Греция и Генуя прошли. Так минет всё — Европа и Россия. Гражданских смут горючая стихия Развеется... Расставит новый век В житейских заводях иные мрежи... Ветшают дни, проходит человек. Но небо и земля — извечно те же. Поэтому живи текущим днём. Благослови свой синий окоём. Будь прост, как ветер, неистощим,

Как море,

И памятью насыщен, как земля. Люби далёкий парус корабля И песню волн, шумящих на просторе. Весь трепет жизни всех веков и рас Живёт в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас13.

2-й ведущий. Вы, конечно, догадались, что Дом поэта, который мы только что с трепетом посетили, был домом Максимилиана Александровича Волошина. Но его дом — ещё и храм дружбы. Сколько творчески одарённых людей были гостями в его коктебельском доме, как они дружили и сотрудничали! Воспоминания о нём хранили и М. Бул-гаков, и М. Пришвин, и Н. Гумилев, и В. Ходасевич, и И. Эренбург, и В. Рождественский, и многие другие.

1-й ведущий. В этом доме рождались не только стихи, картины, музыка, но и возникала любовь. Здесь, в доме у «Макса», зародилось и светлое чувство между Сергеем Эфроном и Мариной Цветаевой. Трепет и нежность этой любви переданы в стихах, письмах, но еще лучше её может передать музыка.

2-й ведущий. Любовь невозможна без мечты. Наверное, это начинаешь понимать, когда прочитаешь удивительную сказку-феерию Александра Грина «Алые паруса». У нас же есть замечательная возможность побывать в Гринландии, то есть посетить музеи этого писателя в Старом Крыму и Феодосии.

Читается отрывок из произведений А. Грина. Следующая пара ведущих посвящает свой рассказ крымским художникам. Эпиграф к этой странице:

Мне,

По существу, у Айвазовского

Нравится одна картина «Взрыв».

(Л. Мартынов)

1-й ведущий. Крымчанам хорошо известны имена художников-земляков: М. Волошина, К. Богаевского, Ф. Васильева, Н. Самокиша. Но с особой гордостью произносят они имя Ивана Константиновича Айвазовского, чей талант, воспевающий море, получил всемирное признание. 2-й ведущий. Иван Константинович большую часть своей жизни провёл в Феодосии, здесь он создал целый ряд изумительных картин, таких как «Вечер в Крыму», •Чесменский бой», «Кораблекрушение», «Среди волн», «Девятый вал», «Солнечный день* и другие.

1-й ведущий. Однако сегодня мы хотим рассказать лишь об одной его картине, последней, названной «Взрыв». Айвазовский задумал посвятить полотно собы тиям грек о-турецкой войны, изобразив взрыв турецкого корабля, подожжённого греческими повстанцами.

2-й ведущий. Художник почти закончил работу над зрительным и смысловым центром произведения. Он оста-вил прорисовку остальных деталей на следующий сеанс. Для окончательного завершения картины ему, вероятно, потребовалось бы несколько часов. Однако он не успел...

1-й ведущий. Ему помешала смерть. Он умер рядом с картиаой. Выло это в ночь на 19 апреля 1900 года.

2-й ведущий. Поэт Леонид Мартынов посвятил этой картине стихотворение:

Мне,

По существу, у Айвазовского Нравится одна картина — «Взрыв». За день до кончины Айвазовского Начата,— наутро не был жив.

Он её бы зализал, наверное. Если бы не умер. И она, Думаю, что мне бы не понравилась, Если бы была завершена.

Но, незавершённое, завещано Мне оно и будущим векам. Это будто яростная трещина — Так вот извергается вулкан.

Это не корабль, а мироздание Рушится на жёстком полотне. И незавершённое создание: «Берегись!» — напоминает мне.

Руки, дрогнув, кисть к чертям отбросили. Озарила мглу глубокой осени Бездна взрыва, бледное пятно. ...Съездите однажды в Феодосию Посмотреть на это полотно14.

Звучит фрагмент из крымских эскизов композитора А. А. Спендиарова. Перед классной доской появляются ученики — ведущие музыкальной страницы альманаха. Эпиграф к ней:

И вместе с поэтом он пел,

И, певцам

Внимая, природа смолкала.'15

(Н. Некрасов)

1-й ведущий. Музыка и песни в Крыму... Трудно и, пожалуй, невозможно ответить на вопросы, когда и на каком языке прозвучали они здесь впервые, кто был их первым сочинителем и исполнителем. История не сохранила многих имён. Нам известны лишь некоторые имена людей, творивших сравнительно недавно, в конце XIX - начале XX века. Известно, например, что с Крымом связана творческая биография основоположника армянской музыкальной школы Александра Афанасьевича Спенди-арова, татарских композиторов И. Бахшиша и Я. Шер-фединова.

2-й ведущий. Кстати, Спендиаров считал себя учеником русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, который тоже посещал наш край в 1881 году.

1-й ведущий. А за два года до этого в Ялту с концертами приезжал другой замечательный русский композитор — Модест Петрович Мусоргский. Сохранились воспоминания о том, что и Римский-Корсаков, и Мусоргский останавливались в одной и той асе ялтинской гостинице.

2-й Ведущий. И это не простое совпадение. Ведь управительницей этой гостиницы была Софья Владимировна Фортунато, дочь известного музыкального и художественного критика Владимира Васильевича Стасова. Софья Владимировна прекрасно разбиралась в музыке и старалась всячески помочь одарённым людям.

1-й ведущий. Перечень знаменитых композиторов, живших и творивших в Крыму, будет неполным, если не вспомнить ещё одно имя — Сергея Васильевича Рахманинова. На Южном берегу солнечного полуострова он бывал несколько раз. Особенно счастливыми для композитора оказались 1898 и 1900 годы. Рахманинов встречался тогда с Антоном Павловичем Чеховым и приехавшими в Ялту артистами Московского Художественного театра, познакомился с Иваном Алексеевичем Буниным, навещал больного композитора Василия Сергеевича Калинникова, аккомпанировал на концертах Фёдору Ивановичу Шаляпину. Одновременно с этим Рахманинов много и увлечённо работал, завершая свою Вторую сюиту для двух фортепиано 2-й ведущий. Во время повествования о Рахманинове мы мельком упомянули о его творческой дружбе с Шаляпиным, и сразу вспомнилась другая крымская легенда — история покупки великим певцом скалы, расположенной недалеко от Гурзуфа, где, как гласит предание, Фёдор Иванович собирался построить замечательный дом-дворец искусства.

1-й ведущий. Да, Шаляпин мог стать нашим земляком. Он любил бывать в Крыму, любил петь со скалы, окружённой морем. Этот факт засвидетельствовал и Сергей Николаевич Сергее в-Цене кий в своём стихотворении «Скала Шаляпина».

2-Й Ведущий. А сейчас, уважаемые участники конкурса и гости, мы хотим предложить вам небольшую I викторину. 1-Й Ведущий. Прозвучат фрагменты мелодий некоторых народов и народностей, проживающих в Крыму. Определите эти национальные мелодии. Для того чтобы не возникло особых затруднений, мы решили некоторые из мелодий сопроводить характерными танцами. Звучат мелодии: греческая, еврейская, украинская, крымскотатарская, болгарская, армянская, цыганская. Учащиеся в костюмах исполняют танцевальные фрагменты. Участники конкурса отвечают на заданный вопрос. Пока жюри подводит итоги спаренного урока, слово предоставляется учителю. Поблагодарив гостей и авторов литературно-художествен но го альманаха, он еще раз кратко напоминает содержание его страниц. В частности, концентрирует внимание присутствующих на фактах, свидетельствующих о дружбе и взаимопонимании между народами, населяющими Крым, о взаимовлиянии

Iразличных национальных культур, указывает на значение поликультурного развития личности для поддержания нормальных межнациональных отношений. Полуостров многолик, полиэтничен, как и вся Украина. В сознании учащихся и их гостей он предстал как часть большого «открытого» мира, как уютный уголок Вашей планеты.