Сегодня: 19 | 04 | 2024

Лекция по дисциплина: «Финансовая санация предприятия» Тема: «Особенности санации, банкротства и ликвидации коммерческих банков»

3. Ликвидация коммерческого банка.

Согласно закона о банках и банковской деятельности Национальный банк Украины обязан назначить временную администрацию в случае существенной угрозы платежеспособности банка.

Национальный банк Украины имеет право назначить временную администрацию банка в случае:

1) систематических нарушений банком законных требований Национального банка Украины;

2) уменьшения размера регулятивного капитала банка на 30 процентов в течение последних 6 месяцев при одновременном нарушении хотя бы одного экономического норматива;

3) если банк в течение 15 рабочих дней не выполняет 10 и больше процентов, своих просроченных обязательств;

4) ареста или вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении преступных деяний руководителей банка;

5) совершения банком действий по сокрытию счетов, каких-либо активов, реестров, отчетов, документов;

6) необоснованного отказа банка в предоставлении документов или информации, предусмотренных настоящим Законом, уполномоченным представителям Национального банка Украины;

7) наличия публичного конфликта в руководстве банка;

8) наличия ходатайства банка о назначении временной администрации.

Временная администрация приступает к исполнению своих обязанностей незамедлительно после принятия решения о ее назначении.

Временная администрация возглавляется руководителем, который назначается Национальным банком Украины.

Срок полномочий временной администрации не может превышать одного года со дня ее назначения.

Национальный банк Украины имеет право продлевать действие временной администрации для системообразующих банков на срок до одного года.

Функции временной администрации выполняют лица, назначаемые Национальным банком Украины.

Временным администратором может быть:

Юридическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность по временной администрации и/или ликвидации банков, по предоставлению аудиторских, юридических или консультационных услуг и имеющее не менее трех работников с сертификатом Национального банка Украины на право осуществления временной администрации и/или ликвидации банка;

Независимый эксперт (по договору);

Служащий Национального банка Украины.

К участию во временной администрации допускаются только лица, имеющие сертификат Национального банка Украины на право осуществления временной администрации и ликвидации банка, высокие профессиональные и моральные ка-чества, безупречную деловую репутацию, экономическое или юридическое образование и опыт, необходимый для выполнения функций временного администратора.

Национальный банк Украины имеет право в любой момент отстранить временного администратора от исполнения обязанностей в случае несоответствия его деятельности установленным настоящим Законом требованиям.

Оплата труда временного администратора, а также специалистов, привлеченных им для обеспечения исполнения своих полномочий, осуществляется согласно заключенным с ними договорам.

Оплата труда временного администратора и привлеченных им специалистов осуществляется за счет банка, в который его назначили.

Размер оплаты труда временного администратора должен быть не меньше среднемесячной заработной платы председателя правления (совета директоров) этого банка за 12 месяцев перед назначением временной администрации.

Размер оплаты труда привлеченных специалистов устанавливает временный администратор в пределах сметы расходов временной администрации, утвержденной Национальным банком Украины.

Дополнительное вознаграждение временному администратору и специалистам может устанавливаться в пределах сметы с согласия Национального банка Украины.

Временным администратором не может быть лицо:

1) являющееся кредитором, связанным лицом или акционером банка;

2) имеющее судимость, не погашенную и не снятую в установленном законом порядке, или являющееся обвиняемым по уголовному делу;

3) не выполнившее своих обязательств перед каким-либо банком.

Для выявления конфликта интересов лицо к моменту назначения временным администратором обязано предоставить Национальному банку Украины информацию о своих личных и деловых интересах, в частности о:

1) задолженности перед банком, трудовых отношениях с ним или владении имущественными правами банка;

2) отношениях за предыдущие пять лет с любым банком как его связанным лицом;

3) невыполнении любых обязательств по отношению к любому банку за последние пять лет;

4) владении имуществом, конкурирующим с имуществом банка;

1) других интересах, которые могут навредить непредвзятому выполнению функций временного администратора;

2) информации в отношении отсутствия конфликта интересов с Национальным банком Украины.

Национальный банк Украины перед назначением временного администратора обязан убедиться в том, что конфликт интересов отсутствует.

В случае возникновения конфликта интересов после назначения временного администратора он обязан принять меры по устранению конфликта интересов и одновременно уведомить об этом Национальный банк Украины, который решает воп-рос в отношении возможности продолжения работы временного администратора.

Временный администратор не имеет права:

1) осуществлять деятельность при наличии конфликта интересов, за исключением случаев, когда об этом известно Национальному банку Украины и он разрешил продолжить работу;

2) принимать прямо или опосредствованно любые услуги, подарки и другие ценности от лиц, заинтересованных в осуществлении любых действий, связанных с назначением временной администрации;

3) использовать или разрешать использовать имущество, которое временный администратор имеет право контролировать, в своих интересах либо в интересах третьих лиц;

4) давать обещания или принимать обязательства от имени Национального банка Украины без его письменного разрешения;

5) разглашать банковскую тайну и другую служебную информацию, если это не связано с выполнением функций временного администратора.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение временным администратором своих полномочий в соответствии с настоящим Законом, причинившее ущерб банку или кредиторам, может быть основанием для прекращения исполнения им обязанностей и лишения сертификата на право осуществления временной администрации и ликвидации банков.

В случае причинения ущерба действиями либо бездействием временного администратора банк и/или кредиторы имеют право обратиться с иском в суд по его возмещению.

Правовые основания ликвидации банка

Банк может быть ликвидирован:

1) по инициативе владельцев банка;

2) по инициативе Национального банка Украины (в том числе по заявлению кредиторов).

Ликвидация банка по инициативе владельцев осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Украины о хозяйственных обществах, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом и с согласия Национального банка Украины.

Ликвидация банка по инициативе Национального банка Украины осуществляется в соответствии с настоящим Законом и. нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Особенности ликвидации банка в случае его неплатежеспособности

Право обращения в суд с заявлением о признании банка неплатежеспособным и его ликвидации имеют:

1) кредиторы банка;

2) Национальный банк Украины.

Лица, указанные в пункте 1 части первой настоящей статьи, направляют заказным письмом в Национальный банк Украины заявление о ликвидации банка при наступлении признаков неплатежеспособности банка с приложением документально подтвержденных доказательств наличия невыполненных денежных обязательств банка перед ними. Если в течение одного месяца со дня направления заявления указанные лица не получили ответ Национального банка Украины, они вправе обратиться в суд с заявлением о признании банка неплатежеспособным.

Законодательство Украины о восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом при рассмотрении судом дела о признании банка неплатежеспособным применяется в части, не противоречащей нормам настоящего Закона.

При подготовке дела к рассмотрению судья получает обоснованное заключение Национального банка Украины о целесообразности ликвидации банка или решение Национального банка Украины об отзыве банковской лицензии и назначении ликвидатора. Национальный банк Украины обязан представить один из указанных документов в течение месяца со дня получения запроса суда.

Негативное заключение Национального банка Украины о целесообразности отзыва банковской лицензии и ликвидации банка является основанием для оставления заявления без рассмотрения.

Если банк-должник не в состоянии выполнить свои обязательства в соответствии с решением суда о принудительном взимании в течение шести месяцев и за это время не достигнуты договоренности по реструктуризации определенного долга, Национальный банк Украины обязан отозвать лицензию и инициировать процедуру ликвидации банка.

Дело о признании банка неплатежеспособным по заявлению лиц, указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи, может быть возбуждено только после отзыва банковской лицензии.

После отзыва банковской лицензии санация банка не допускается.

Орган, инициировавший решение о ликвидации, назначает ликвидатора. Ликвидатор приступает к выполнению обязанностей немедленно после отзыва лицензии.

В течение одного месяца со дня приема дела к рассмотрению суд должен определиться по иску о ликвидации банка. Единственным вопросом, принимаемым к рассмотрению судом по делу о ликвидации банка, является заключение Национального банка Украины о целесообразности ликвидации банка и соответствие применения процедуры ликвидации со стороны Национального банка Украины требованиям настоящего Закона.

В своем решении суд должен подтвердить кандидатуру ликвидатора или назначить отвечающего требованиям настоящего Закона. Единственным основанием отклонения кандидатуры ликвидатора, назначенного Национальным банком Украины, может быть наличие конфликта интересов, ставшего известным суду.

Рассмотрение дела в суде относительно ликвидации банка не приостанавливает деятельности ликвидатора, назначенного Национальным банком Украины. Процедура ликвидации банка должна быть завершена не позднее трех лет со дня отзыва лицензии.

Объявление о ликвидации

Ликвидатором осуществляется опубликование сведений об открытии ликвидационной процедуры в газете «Урядовий кур'єр» или «Голос Украины» за счет банка в сроки, предусмотренные законами Украины, со дня принятия Национальным банком Украины решения об отзыве лицензии либо владельцем банка решения о ликвидации банка.

Сведения об открытии ликвидационной процедуры должны содержать наименование и другие реквизиты ликвидируемого банка, дату принятия Национальным банком Украины решения об отзыве лицензии или дате принятия решения владельца банка о ликвидации банка и назначении ликвидатора, сведения о ликвидаторе.

В течение одного месяца со дня опубликования объявления об открытии ликвидационной процедуры кредиторы имеют право заявить ликвидатору о своих требованиях к банку.

Не разрешается опубликование или разглашение иным образом сведений о неплатежеспособности банка до дня принятия решения о его ликвидации.

Лица, виновные в разглашении данной информации, несут ответственность согласно законам Украины.

4. Реорганизация как метод финансового оздоровления коммерческих банков.

Способы реорганизации банка Реорганизация банка осуществляется добровольно по решению его владельцев или принудительно по решению Национального банка Украины.

Слияние означает прекращение деятельности двух или нескольких банков как юридических лиц и передачу принадлежащих им имущества, денежных средств, прав и обязанностей банку-правопреемнику, создаваемому в результате слияния.

Присоединение означает прекращение деятельности одного банка как юридического лица и передачу принадлежащих ему имущества, денежных средств, прав и обязанностей другому банку.

Раздел означает прекращение деятельности одного банка как юридического лица и передачу принадлежащих ему имущества, денежных средств, прав и обязанностей в соответствующих частях банкам, создаваемым вследствие реорганизации этого банка путем раздела.

Выделение означает преобразование банка как юридического лица и передачу определенной части принадлежащего ему имущества, денежных средств, прав и обязанностей банку, создаваемому вследствие реорганизации.

Преобразование предусматривает изменение организационно-правовой формы общества.

Условия реорганизации банка

Порядок осуществления принудительной реорганизации банков устанавливается настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Реорганизация по решению владельцев банка осуществляется согласно законодательству Украины о хозяйственных обществах при условии пред-варительного разрешения Национального банка Украины.

Для получения разрешения на реорганизацию банка в Национальный банк Украины подается заявление с приложением необходимого обоснования и расчетов, свидетельствующих о наступлении положительных результатов для вкладчиков и других кредиторов банка.

Национальный банк Украины не дает разрешение на реорганизацию банка в случае, если имеются достаточные основания считать, что реорганизация угрожает интересам вкладчиков и других кредиторов и банк, созданный в результате реорганизации, не будет соответствовать требованиям относительно экономических нормативов его деятельности, порядка регистрации банков и лицензирования их деятельности.

Национальный банк Украины дает разрешение либо отказывает в реорганизации банка в течение одного месяца с момента получения заявления банка на реорганизацию.

Принудительная реорганизация осуществляется в случае существенной угрозы платежеспособности банка.

Решение о реорганизации банка, кроме преобразования, должно содержать информацию о:

1) соглашении о реорганизации в случае слияния или присоединения;

2) назначении персонального состава комиссии для проведения реорганизации;

3) назначении персонального состава ревизионной комиссии для проведения инвентаризации и ревизии материальных ценностей, состоящих на учете банка (банков);

4) назначении независимого аудитора, имеющего сертификат Национального банка Украины;

5) сроках проведения реорганизации;

6) составе правления (совета директоров) после реорганизации.

Реорганизация начинается после утверждения Национальным банком Украины плана реорганизации, который кроме других необходимых мер должен предусматривать представление Национальному банку Украины соответствующих документов, необходимых для государственной регистрации нового банка или для регистрации изменений и дополнений в учредительные документы существующего банка.

Банк считается реорганизованным с момента внесения Национальным банком Украины изменений в Государственный реестр банков.

В случае принудительной реорганизации решения, предусмотренные пунктами 2-6 части первой в настоящей статьи, принимаются Национальным банком Украины, соглашение о реорганизации не подписывается, общие условия реорганизации определяются постановлением правления Национального банка Украины и обязательны для исполнения всеми сторонами.