Сегодня: 24 | 04 | 2024

Лекция по дисциплина: «Финансовая санация предприятия» Тема: «Особенности санации, банкротства и ликвидации коммерческих банков»

Лекция по дисциплина: «Финансовая санация предприятия» Тема: «Особенности санации, банкротства и ликвидации коммерческих банков»

1. Причины и последствия финансового кризиса банковского учреждения.

2. Санация коммерческого банка.

3. Ликвидация коммерческого банка.

4. Реорганизация как метод финансового оздоровления коммерческих банков.

1. Причины и последствия финансового кризиса банковского учреждения.

Банкротство и ликвидация коммерческого банка характеризуется более масштабными негативными экономико-социальными последствиями, нежели банкротство точно такого промышленного предприятия. Неспособность банковского учреждения погасить свои обязательства приводит к убыточности клиентов, вкладчиков, акционеров и государства. В целом финансовый кризис и ликвидация банка имеют такие негативные последствия.

1. Предприятия, расчетно-кассовое облуживание которых осуществлял банк, полностью или частично теряют средства, которые находились на расчетном счете. Через это задерживаются или срываются платежи, на должника накладываются санкции, производство становится неритмичным или останавливается вообще, работники не получают заработную плату, государство – налоги.

2. Инвесторы, которые являются держателями корпоративных прав банка, теряют свой капитал.

3. Физические лица, которые являются клиентами банка, теряют свои сбережения, а следовательно, и доверие к финансово-кредитной системе государства в целом.

Рассмотрим специфические причины убыточности, потери ликвидности, а следовательно – финансового кризиса банка:

- дефицит доходных банковских операций;

- навязывание банкам фискальных функций, что отпугивает нынешних и потенциальных клиентов;

- увеличение объема обязательных резервов, а также части активов, которые не приносят доходов;

- дефицит доходных и безрисковых инвестиционных проектов (дефицит надежных объектов кредитования);

- внутренние причины (низкий уровень менеджмента, высокие затраты, рисковая валютно-кредитная политика и т. п.).

Симптомы кризиса коммерческого банка бывают прямые и непрямые. До первых принадлежат:

- нарушения банками обязательных экономических нормативов и несоблюдение требований относительно резервирования;

- резкие колебания остатков средств на корреспондентских счетах, особенно если минимальные остатки приближаются к нулю;

- наличие неоплаченных документов клиентов;

- грубые нарушения правил бухгалтерского учета и отчетности;

- осуществление рисковой кредитной и процентной политики;

- убыточная деятельность;

- частые смены состава управления;

- негативная информация министерств и ведомств, граждан, средств массовой информации; жалобы клиентов на работу банка.

Соответственно непрямые симптомы выражаются в следующем:

- банк работает на высокорисковых и ненадежных рынках, которые имеют ограниченные перспективы развития.

- сроки привлечения и размещения средств не сбалансированы;

- часть межбанковских кредитов в составе привлеченных банком ресурсов слишком высока;

- агрессивная реклама относительно привлечения средств на условиях, выгоднее чем рыночные.

2. Санация коммерческого банка.

Результатом финансового кризиса банковского учреждения является потеря ликвидности и платежеспособности, а значит – нарушение норм и требований исполнительного законодательства и нормативных актов НБУ. С первыми признаками финансового кризиса коммерческого банка система банковского надзора НБУ использует ряд принудительных и не принудительных мер обеспечения ликвидности, платежеспособности и стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Санация банков в Украине, как правило, осуществляется по инициативе и под контролем НБУ. Вопросы санации регулируются положением о применении НБУ мер влияния за нарушения банковского законодательства. Банкам, которые находятся в финансовом кризисе, предоставляет помощь Управление по роботе с проблемными банками.

Решение о санации банка может применятся в следующих случаях:

1. По инициативе коммерческого банка в рамках не принудительных мер влияния НБУ.

2. По инициативе НБУ в рамках не принудительных и принудительных мер влияния на коммерческий банк.

3. При согласии всех сторон в ходе проведения дела о банкротстве.

Основой для применения НБУ не принудительных и принудительных мер влияния могут быть:

- результаты проверок деятельности коммерческих банков со стороны НБУ и соответствующего уровня системой банковского надзора;

- другие материалы, которые характеризуют деятельность коммерческих банков (статистическая отчетность, ежедневные балансы и т. п.).

Управление работой с проблемными банками систематически анализирует финансово-хозяйственный план банков при помощи системы CAMEL, оценивая состояние банка по специальной рейтинговой системе. В случае получения неудовлетворительных оценок банки становятся «клиентами» Управления.

САНАЦИЯ БАНКОВ В РАМКАХ НЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ.

В соответствии с нормативными актами НБУ не принудительные меры воздействия применяются к коммерческим банкам в случае незначительного уровня повышения риска и глубины проблем в финансово-кредитной деятельности и имеют характер добровольности их решения и понимания наличия проблем со стороны коммерческого банка. К не принудительным мерам воздействия относятся:

1. Письмо с обязательствами.

2. Письменное предупреждение.

Письмо с обязательствами – это письменное признание коммерческим банком своих проблем и недостатков, нарушений в работе. Письмо должно содержать перечень мер, которые банк обязуется применить для решения и устранение недостатков с указанием конкретных сроков исполнения этих мер. Письмо с обязательствами применяется тогда, когда на соответствующем уровне системы банковского надзора считают, что указанные проблемы осознают Управление и Совет коммерческого банка, что сам банк способен к финансовому оздоровлению. Письмо с обязательствами можно интерпретировать как инструмент стимулирования коммерческого банка к финансовому стимулированию по собственному желанию. Он может содержать программу или даже план санации банка. НБУ рекомендует отражать в письме такие основные инструменты и условия санации:

- механизмы улучшения практики кредитования и управления кредитными рисками;

- решения о временном ограничении на увеличение активов банка;

- решение об ограничении размера займа, которые предоставляются дочерним кампаниям или инсайдерам банка;

- решение относительно временного ограничения размера процентов, которые банк может выплачивать по депозитам;

- временная приостановка выплаты дивидендов;

- решение об ограничении размера суммы, которую банк может выплачивать своим работникам в форме заработной платы и премий.

Контроль над выполнением письма с обязательствами осуществляется в процессе анализа отчетов коммерческого банка, во время совещаний и проверок.

Письменное предупреждение. В соответствии с Положением НБУ, если банк не выполняет свои обязательства или его проблемы являются настолько серьезными, что могут привести к увеличению риска деятельности, потери платежеспособности и угрожают интересам вкладчиков и кредиторов, он получает со стороны системы банковского надзора НБУ соответствующего уровня предупреждение. В последнем НБУ доводит до сведения о своих беспокойствах состоянием дел в банке, указывает на конкретные корректирующие действия, к каким должен прибегнуть банк, чтобы ликвидировать последствия небезопасной или неправильной банковской практики, конкретных нарушений правил банковского дела и сроки их ликвидации. Другими словами, письменным предупреждением НБУ предлагает коммерческому банку провести комплекс относительно преодоления финансового кризиса и финансового оздоровления. В противном случае банку угрожают принудительные меры воздействия.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ БАНКА В РЕЖИМЕ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ.

В случае, если коммерческий банк находится во второй фазе кризиса, который угрожает дальнейшему существованию и требует немедленного проведения финансовой санации, то он может быть переведен в режим финансового оздоровления по инициативе НБУ. Режим финансового оздоровления – это система не принудительных и принудительных мер воздействия на коммерческий банк, направленных на увеличение объема капитала до необходимого уровня на протяжении определенного НБУ периода с целью восстановления ликвидности и платежеспособности и устранения нарушений, которые привели коммерческий банк к убыточной деятельности или тяжелого финансового положения, а также последствий этих нарушений.

Коммерческий банк переводится в режим финансового оздоровления в соответствии с Постановлением Управления НБУ при налички оснований, подтвержденных выводами системы банковского надзора и соответствующего регионального управления НБУ. Банк может быть переведен в режим финансового оздоровления на срок не более 12 месяцев. При наличии обоснованных оснований для успешного завершения выполнения программы санации этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев.

Основанием для переведения коммерческого банка в режим финансового оздоровления могут быть следующие:

- отнесение банка к категории проблемных;

- отсутствие необходимого уровня капитала;

- нарушение установленных форм банковского законодательства.

Порядок проведения и деятельности коммерческого банка в режиме финансового оздоровления приведено на рис.1. После принятия постановления Управления НБУ о переведении банка в режим финансового оздоровления оно отсылается руководству банку, который в 20-дневный срок со дня получения постановления разрабатывает санационную концепцию и программу финансового оздоровления.

Рис 1. Структурно-логическая схема санации коммерческого банка

Основой санационной концепции могут быть санационные меры, направленные на локализацию и «лечение» причин кризиса, а не его последствий. В целом, санационные меры следует осуществлять в двух направлениях.

1. Нейтрализация возможных причин кризиса и обусловленных ими «слабых мест».

2. Выявление и развитие сильных сторон объекта санации.

Программа санации разрабатывается непосредственно банком и должна содержать такие пункты:

- анализ показателей, которые привели к ухудшению финансового положения состояния и убыточной деятельности банка;

- каталог санационных мер с учетом экономического эффекта от их осуществления и календарным графиком реализации мер;

- прогнозные показатели деятельности банка на период завершения проведения мер финансовой стабилизации;

- бюджет расходов ежеквартально в целом по банку и с разделением на филиалы.

Самой важной частью программы финансового оздоровления банка является каталог санационных мер. Основные группы и виды санационных мер, к помощи которых может прибегнуть банк, приведены в таблице 1.

Таблица 1.

КАТАЛОГ САНАЦИОНЫХ МЕР КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Тип мер

Меры

1. Реструктуризация капитала

- Санация баланса

- увеличение собственного капитала

- увеличение резервов

- диверсификация пассивов

-Реорганизация

2. Снижение затрат

- на удержание собственных и арендованных основных средств, нематериальных активов, служебных помещений

- на приобретение основных фондов и их техническое преобразование

- на маркетинг и рекламу

- на удержание служебного автомобильного транспорта и мобильных средств связи

- на удержание обсуживающего и основного персонала, включая оптимизацию штатного расписания

3. Обновление или улучшение ликвидности и платежеспособности

- привлечение средств собственников (увеличение уставного фонда)

- получение стабилизационного займа

- продажа собственной иностранной валюты, ценных бумаг, др.

- приостановление начислений и выплаты дивидендов акционерам

- приостановление начисления и выплаты процентов по депозитам работников банка и членов их семей

4. Реструктуризация активов

- ликвидация убыточных филиалов

- инвентаризация задолженности

- реализация предметов залога

- оглашение должников банкротами

5. Внедрение или увеличение эффективности системы банковского коннтроля

- внедрение системы внутреннего аудита

- стратегическое планирование

- бюджетирование, анализ и контроль

- система управление рисками

Стабилизационный заем.

Коммерческому банку, переведенному на режим финансового оздоровления, может быть предоставлена государственная финансовая поддержка в виде стабилизационной политики.

Стабилизационный заем – это заем, который может предоставляться НБУ коммерческому банку на определенный срок для оперативного обеспечения его платежеспособности и ликвидности и поддержки исполнения мер финансовой санации.

Этот вид финансовой поддержки может предоставляться коммерческим банкам в следующих случаях.

1. Заем предоставляется финансово стабильному банку в условиях целевого его использования и оформление договора с НБУ о залоге высоколиквидных активов.

2. Заем предоставляется коммерческому банку, который обратился с прошением о предоставлении стабилизационного займа, под залог высоколиквидных активов и за плату на уровне учетной ставки.

3. Заем предоставляется коммерческому банку, который обратился с прошением о предоставлении стабилизационного займа, под гарантию финансово стабильного банка или других юридических лиц, которые благодаря их финансовому положению, достаточности собственных средств могут взять на себя обязательства за оплату на уровне учетной ставки НБУ.