Сегодня: 19 | 04 | 2024

Курсовая работа по финансовому учету На тему: Учет расчетов с подотчетными лицами на примере АПК «Виноградный» Симферопольского района 2008

 

Курсовая работа по финансовому учету На тему: Учет расчетов с подотчетными лицами на примере АПК «Виноградный» Симферопольского района 2008

 

Работа допущена к защите:

Научный руководитель____________

«___»_______200_г. Подпись

Защита состоялась «___»________200_г.

Результат защиты________________

Оценка

Симферополь 2008

Содержание: стр.

Введение

1.Теоретическое обоснование учета расчетов

с подотчетными лицами.

1.1 Экономическая сущность и задачи

Учета расчетов с подотчетными лицами.

1.2 Обзор литературы

2. Краткая экономическая характеристика АПК «Виноградный» и учета расчетов с подотчетными

лицами.

3. Состояние организации учета расчетов с

Подотчетными лицами и ее совершенствование.

3.1 Работа учетного аппарата.

3.2 Организация первичного учета.

3.3 Организация синтетического и

аналитического учета.

3.4 Совершенствование организации

учета расчетов с подотчетными лицами.

Выводы и предложения.

Список использованных источников.

Приложения.

Введение:

В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия возникает необходимость отправлять работников в командировку, покупать материалы и запасы и осуществлять другие расходы, которые не всегда можно выполнить путем безналичных расчетов. Для этого работникам предприятия выдаются денежные средства под отчет. Бухгалтер часто сталкивается с проблемой учета расчетов с подотчетными лицами. Возникают такие вопросы: «Что считать служебной командировкой?»; «Какими нормативными документами руководствоваться?» и др. Правильно организованный учет обеспечивает контроль за используемыми денежными средствами, а также позволяет избежать конфликтов с внешними органами, например, налоговой инспекцией. Эта тема бухгалтерского учета очень широка и охватывает массу информации и большой круг бухгалтерской документации, с которыми я получила возможность ознакомиться и проанализировать их.

Целью данной курсовой работы является изучение учета расчетов с подотчетными лицами и поиск путей его совершенствования на примере АПК «Виноградный».

Задачами курсовой работы является:

1)необходимо дать теоретическое обоснование объекта исследования, раскрыть его экономическую сущность, провести обзор литературы;

2)проанализировать экономическую характеристику;

3)изучить состояние учета расчетов с подотчетными лицами в АПК «Виноградный» и разработать пути его совершенствования.

Объектом исследования является учет расчетов с подотчетными лицами и АПК «Виноградный» Симферопольского района.

Методы исследования, используемые в данной курсовой работе: статистическое наблюдение, метод сравнения, моделирования, расчетно-конструктивный метод и др.

В качестве источников информации были использованы уставные документы АПК «Виноградный», первичная документация оформления хозяйственных операций, документы синтетического и аналитического учета, научные труды ученых ЮФ КАТУ НАУ, а также других отечественных ученых по исследуемой теме.

1.Теоретическое обоснование учета расчетов с подотчетными лицами.

1.1 Экономическая сущность и задачи учета расчетов с подотчетными лицами.

В соответствии с П(С)БУ 10 дебиторская задолженность – это сумма задолженности дебиторов предприятию на определенную дату.

Дебиторы – юридические и физические лица, которые вследствие прошедших событий задолжали предприятию определенные суммы денежных средств, их эквивалентов или других активов.

Дебиторская задолженность признается активом, если существует вероятность получения предприятием будущих экономических выгод и может быть достоверно определена ее сумма.

Расчеты с подотчетными лицами относятся к дебиторской задолженности.

Задачами бухгалтерского учета объекта исследования является:

1) проверка правильности оформления, законности документов;

2) своевременное и полное отражение операций в учете;

3) обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по платежам, возврату подотчетных сумм;

4) контроль соблюдения кассовой и расчетной дисциплины;

5) группировка первичной информации и отражение ее в регистрах аналитического учета.

Подотчетными лицами считаются работники предприятия, получившие авансом денежные средства из кассы. Список лиц, которые имеют право получать в кассе наличные средства на хозяйственные нужды, утверждается Приказом руководителя предприятия. Расчеты с подотчетными лицами существуют практически на каждом предприятии и весьма разнообразны:

- приобретение материалов, запасных частей, топлива за наличный расчет, канцелярский товаров;

- оплата мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств;

- расходы на командировки по территории Украины и за границу;

- представительские расходы.

Все эти хозяйственные операции связаны с выдачей денежных средств из кассы предприятия или непосредственно из банка по отчет.

1.2 Обзор литературы

Перейдем непосредственно к рассмотрению темы с помощью литературных источников.

Ткаченко Н. М. отмечает, что служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению руководителя предприятия, объединения, учреждения, организации на установленный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места работы.[28 , с. 713]

Огийчук М. Ф. указывает: направление работника предприятия в командировку осуществляется руководителем этого предприятия или его заместителем и оформляется приказом (распоряжением) с определением: пункта назначения, названия предприятия, куда откомандирован работник, сроки и цели командировки.[4, с. 191]

Срок командировки определяется руководителем или его заместителем, но не может превышать 30 календарных дней.

Срок командировок работников, которые направляются для исполнения в пределах Украины монтажных, ремонтных и строительных работ, не должен превышать срок постройки объектов.

Командировка за границу осуществляется в соответствии с приказом руководителя предприятия, но срок командировки не может превышать 60 календарных дней. Предельные нормы пересчета суточных расходов, установленных в гривнах, в денежную единицу другой страны осуществляется по официальному прогнозному курсу национальной валюты Украины к денежной единице другой страны на текущий год.

Днем выбытия в командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса, или другого транспортного средства с места постоянной работы командированного работника (т. е. текущие сутки до 24 часов включительно), а днем прибытия из командировки – день прибытия транспортного средства к месту постоянной работы командированного (последующие сутки с 00 часов и позже). Если станция, пристань, аэропорт расположены за пределами населенного пункта, где работает командированный, в срок командировки включается время, которое необходимо для проезда до станции, пристани, аэропорта. Аналогично определяется день прибытия командированного работника на место работы.

Фактическое время пребывания в командировке определяется в командировочном удостоверении по отметкам выбытия с места постоянной работы и прибытия на место постоянной работы. Если работника откомандировано в разные населенные пункты, то отметки про день прибытия и день отправления проставляются в каждом пункте.

Если отметки в удостоверении отсутствуют – суточные не выплачиваются.

Лишиленко О. В. замечает, что отметки в командировочном удостоверении по поводу прибытия и выбытия работника заверяются той печатью, которой пользуется в своей хозяйственной деятельности предприятие для заверения подписи ответственного служебного лица, на которое приказом (распоряжением) руководителя предприятия возложены обязанности совершать регистрацию лиц, которые отбывают и прибывают из командировок.[17, с. 407]

За время пребывания работника в командировке за ним сохраняется средний заработок на все рабочие дни недели по графику установленному по месту постоянной работы.

Если работник специально откомандирован для работы в выходные праздничные и нерабочие дни, то компенсация за работу в эти дни выплачивается согласно действующему законодательству.

Если работник отбывает в командировку в выходной день, то ему после возвращения в установленном порядке предоставляется другой день для отдыха.

За время задержки на месте пребывания в командировке без уважительной причины работникам не выплачивается заработная плата, не возмещаются суточные расходы, расходы на найм жилого помещения и другие расходы.

За каждый день (включая дни выбытия и прибытия) пребывания работника в командировке, учитывая выходные, праздничные, нерабочие дни и время пребывания в дороге (вместе с вынужденными остановками), ему выплачиваются суточные в пределах норм, установленных постановлением Кабинета Министров Украины от 23.04.99 №663, в частности:

А) в случае, когда в счета на оплату стоимости проживания в отелях не включаются затраты на питание, для командировок в пределах Украины – 25 грн, за ее границами – 280 грн;

Б) в случае, когда в счета стоимости проживания в отелях включаются затраты на:

- одноразовое питание – 20 грн и 224 грн;

- двухразовое питание – 15 грн и 154 грн;

- трехразовое питание – 10 грн и 98 грн.

Огийчук отмечает: определенные ограниченные нормы устанавливаются в единой сумме независимо от статуса населенных пунктов при командировке по Украине и независимо, в какую страну направляется или статуса населенного пункта в случае направления работника за ее границы.[4, c. 193]

При командировке работника сроком на один день или в такую местность, откуда работник может ежедневно возвращаться к месту постоянного проживания, суточные возмещаются как за полные сутки.

Работнику, командированному в пределах Украины, возмещается плата за бронирование номера в отеле в размере не более чем 50% его стоимости за одни сутки, согласно с поданными подтверждающими документами в оригинале.

Затраты на найм жилого помещения за время вынужденной остановки в дороге, которые подтверждаются соответствующими документами, возмещается в порядке и размере, определенных выше.

Затраты на проезд к месту командировки и назад возмещаются в размере стоимости проезда воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общественного пользования (кроме такси) с учетом всех затрат, связанных с приобретением проездных билетов и пользованием постельным бельем в поездах, и страховых платежей на транспорте.

Лишиленко определяет: командированному работнику возмещаются затраты на проезд общественным транспортом (кроме такси) до станции, пристани, аэропорта, если они расположены за границами населенного пункта, где постоянно работает командированный, или к месту пребывания в командировке.

При наличии нескольких видов транспорта, которые связывают место постоянной работы с местом командировки, администрация может предложить командированному работнику вид транспорта, которым ему следует пользоваться. В случае отсутствия такого предложения работник самостоятельно решает вопрос о выборе вида транспорта.

Командированному работнику также возмещаются затраты на проезд городским общественным транспортом (кроме такси) по месту командировки (согласно с подтверждающими документами) согласно маршруту, утвержденному руководителем.

Командированному работнику сверх установленных норм компенсации затрат в связи с командировкой возмещаются также затраты на дополнительную стоимость за приобретение проездных документов, пользование в поездах постельным бельем и найм жилого помещения, согласно с подтверждающими документами в оригинале.

В случае временной нетрудоспособности командированного работника ему на общих основаниях возмещаются затраты на найм жилого помещения (кроме случаев, когда командированный работник находится на стационарном лечении) и выплачиваются суточные на протяжении всего времени, пока он не может по состоянию здоровья приступить к выполнению служебного поручения или вернуться на место своего постоянного проживания, но в течение срока не более двух месяцев.

Временная нетрудоспособность командированного работника, а также невозможность по состоянию здоровья вернуться на место постоянного проживания должны быть засвидетельствованы в установленном порядке.

За период временной нетрудоспособности командированному работнику на общих основаниях выплачивается помощь по временной нетрудоспособности. Дни временной нетрудоспособности не включаются в срок командировки.[17, с. 410]

Затраты, связанные с возвращением командированным работником билет на поезд, самолет или другой вид транспорта могут быть возмещены с разрешения руководителя предприятия лишь по уважительным причинам (решение об отмене командировки, отзыв из командировки) при наличии документа, подтверждающего затраты.

Возмещение затрат на служебные телефонные переговоры проводится в размерах, установленных руководителем.

Командированному работнику перед выездом в командировку выдается денежный аванс в пределах суммы, определенной на командировочные расходы. На протяжении трех рабочих дней после возвращения из командировки работник обязан предоставить авансовый отчет о потраченной в связи с командировкой сумме. Вместе с авансовым отчетом предоставляется командировочное удостоверение, оформленное в установленном порядке, и документы в оригинале о найме жилого помещения и проезд.

Командировочные расходы возмещаются лишь при наличии документов в оригинале подтверждающих стоимость этих расходов, а именно: транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций), счетов отелей (мотелей), страховых полисов и т. п.

Ткаченко указывает, что наличные средства, выданные под отчет на затраты в командировке, но не потраченные, должны быть возвращены в кассу предприятия не позже трех рабочих дней по окончанию командировки, а выданная на закупку сельскохозяйственной продукции, заготовку вторичного сырья и металлолома – десяти рабочих дней со дня выдачи ее под отчет, на все другие производственные (хозяйственные) нужды – на следующий день после выдачи их под отчет и сданы в кассу не позже следующего дня.[28, с. 717]

В случае проверки соблюдения кассовой дисциплины наличные средства, выданные под отчет и не возвращенные в кассу предприятия на протяжении десяти рабочих дней со дня выдачи их под отчет (на командировку – на протяжении трех рабочих дней после окончания командировки), начиная со следующего дня после окончания определенных сроков, включаются в сумму фактического остатка наличных средств в кассе на конец дня и соотносятся с установленным лимитом остатка наличных средств в кассе.

В случаях, когда работник не предоставляет авансовый отчет в установленные сроки и не возвращает в кассу предприятия (организации) остатки неиспользованных авансов предприятие (организация) имеет право осуществлять удержание из заработной платы работника по подотчетным суммам в порядке, определенном действующим законодательством Украины.

2. Краткая экономическая характеристика

АПК «Виноградный» и учета расчетов с подотчетными лицами.

Агропромышленный комплекс «Виноградный» был основан в 1954 г. в соответствии с законодательством Украины. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и действует на основе устава и приказа об учетной политике (прил.1).

АПК «Виноградный» расположен в Симферопольском районе, в селе Кольчугино в 21 км от г. Симферополя. Население с. Кольчугино – 3,5 тыс. чел. За АПК «Виноградный» закреплено 3897 га сельскохозяйственных угодий, в том числе 2197 пахотных земель. Хозяйство специализируется на производстве винограда, имеет 1627 га виноградников, в том числе 1627 га плодоносящих. Действует винодельческий завод.

Руководство текущей хозяйственной деятельностью АПК «Виноградный» осуществляет директор. Он руководит планово-экономической работой, подбирает кадры и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Ему подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов и др.

Перейдем непосредственно к исследованию предприятия с помощью системы экономических показателей.

Состав и структура земельных угодий АПК «Виноградный» представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Состав и структура земельных угодий в АПК «Виноградный» за 2004-2006 гг.

Виды угодий

2004г.

2005г.

2006г.

Га

%

Га

%

Га

%

Общая земельная площадь

5317

100,0

5317

100,0

5216

100,0

В т. ч. с.-х. угодья

4394

82,6

4394

82,6

3956

75,8

Из них: пашня

2357

44,3

2357

44,3

2256

43,3

Пастбища

20

0,4

20

0,4

20

0,4

Многолетние насаждения

2017

37,9

2017

37,9

1680

32,2

На основании таблицы 2.1 построим диаграмму.

 

Анализируя таблицу 2.1 и гистограмму 2.1 можно сделать вывод, что предприятие относится к средним по размеру земли хозяйствам. Структура земельных угодий представлена пашней, пастбищами и многолетними насаждениями. В 2006 г. удельный вес сельскохозяйственных угодий снизился, что обусловлено снижением общей земельной площади. В частности, удельный вес многолетних насаждений в 2004-2005 гг. составлял 37,9%, в 2006 г. он снизился до 32,2%.

Данные таблицы 2.2 дают возможность определить размер предприятия и его обеспеченность земельными ресурсами.

Таблица 2.2 - Показатели размеров АПК «Виноградный» Симферопольского района

Показатели

2004г.

2005г.

2006г.

В среднем за 3 года

2006г. к 2004г. в %

Стоимость валовой продукции растениеводства и животноводства (в сопоставимых ценах 2000г), тыс. грн.

1714

3416

2012

2380,7

117,4

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. грн

41216

41480

43598

42098,0

105,8

Общая земельная площадь, га

5317

5317

5216

5283,3

98,1

В т. ч. с.-х. угодья

4394

4394

3956

4248,0

90,0

Из них: пашня

2357

2357

2256

2323,3

95,7

Среднегодовая численность работников, занятых в с.-х. производстве, чел

331

313

276

306,7

83,4

Анализ данных таблицы показывает, что за анализируемый период объемы производства увеличились. Об этом свидетельствует показатель валовой продукции, который в 2006 г. по сравнению с 2004 г. увеличился на 17,4%. Стоимость основных производственных фондов в 2006 г. по сравнению с 2004г. увеличилась на 5,8%. Среднегодовая численность работников занятых в сельском хозяйстве за исследуемый период снижается и в 2006 г. составляет 276 человек, что на 16,6% меньше, чем в 2004 г. Как уже отмечалось выше, структура земельной площади тоже изменилась. Все это свидетельствует о внедрении новых технологий, автоматизации и механизации производства, что позволяет производить больше продукции, но при этом уменьшать численность работников и площадь земельных угодий.

Для определения специализации предприятия рассмотрим состав и структуру товарной продукции (таблица 2.3).

Таблица 2.3 - Состав и структура товарной продукции АПК «Виноградный» Симферопольского района за 2004-2006 гг.

Отрасли и виды продукции

Денежная выручка

Структура в среднем за 3 года

2004г.

2005г.

2006г.

В среднем за 3 года

Тыс. грн

Структура,%

Тыс. грн

Структура,%

Тыс. грн

Структура,%

Растениеводство

Зерновые и зернобобовые

225

7,2

121,4

1,9

111

5,0

152,5

3,9

Виноградарство

107

3,4

2782,3

42,7

9

0,4

966,1

24,5

Итого по растениеводству

332

10,6

2903,7

44,6

120

5,4

1118,6

28,3

Животноводство

Прирост КРС

32

1,0

37

0,6

17

0,8

28,7

0,7

В т. ч. молоко

11

0,4

14,7

0,2

6

0,3

10,6

0,3

Прирост свиней

99

3,2

28

0,4

31

1,4

52,7

1,3

Прочая продукция животноводства

12

0,4

5,6

0,1

8

0,4

8,5

0,2

Итого по животноводству

154

4,9

85,3

1,3

62

2,8

100,4

2,5

Промышленная продукция всего

2531

81,0

3331

51,2

1915

86,9

2592,3

65,7

Прочая продукция, работы и услуги

67

2,1

140

2,2

107

4,9

104,7

2,7

Реализация товаров

40

1,3

50

0,8

0

0,0

30,0

0,8

Всего по предприятию

3124

100,0

6510

100,0

2204

100,0

3946,0

100,0

Анализируя таблицу 2.3 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в товарной структуре предприятия занимает промышленная продукция (в 2004 г. 81%, в 2005 г. – 51,2%, в 2006 г. – 86,9%), что вполне соответствует виноградно-винодельческому направлению предприятия. Реализация винограда составила: 2004 г. – 3,4%, 2005 г. – 42,7%, 2006 г. – 0,4%. Если анализировать структуру в среднем за 3 года, то наибольший удельный вес занимают показатели промышленной продукции и растениеводства - 65,7% и 28,3% соответственно.

Учет расчетов с подотчетными лицами в АПК «Виноградный» ведет бухгалтер материального отдела. Учет осуществляется автоматизировано с помощью специальных компьютерных программ. Проведение учета строго контролируется.

3. Состояние организации учета расчетов с подотчетными лицами и ее совершенствование.

3.1 Работа учетного аппарата.

На предприятии утвержден новый Приказ об учетной политике 01.01.2008 г. Приказ определяет права и обязанности руководителя предприятия, главного бухгалтера, форму ведения бухгалтерского учета на предприятии, формы финансовой отчетности, применение первичных документов, способ оценки и признание основных средств, способ начисления амортизации и пр. (приложение 1).

Бухгалтерский учёт в исследуемом предприятии ведётся под руководством главного бухгалтера. Количественный и качественный состав бухгалтерии определяется штатным расписанием предприятия.

Структура бухгалтерского аппарата представлена на рисунке 3.1.

Главный бухгалтер

Бухгалтер материального

отдела

Рис.3.1 – Графическая структура бухгалтерской службы

АПК «Виноградный» Симферопольского района.

Главный бухгалтер подчиняется директору предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Украины, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

АПК «Виноградный» ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств, хозяйственных операций и хозяйственных процессов путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета (приложение 2). Бухгалтерский учет имущества, обязательств, хозяйственных операций и хозяйственных процессов ведется в гривнах.

Заполнение документов ведется автоматизировано с использованием лицензионной программы «1С Бухгалтерия». Все программы в АПК «Виноградный», включая Office, Exсel, Windows лицензионные, что улучшает работоспособность директоров и персонала вследствие минимума программных ошибок, а значит, максимума внимания на процессе работы.

3.2 Организация первичного учета.

Все хозяйственные операции, проводимые АПК «Виноградный», должны оформляться соответствующими документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно по окончании операции. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

Первичные документы принимаются для отражения имеющихся в них данных в бухгалтерском учете, содержат реквизиты, дающие полную информацию о хозяйственной операции. К обязательным для первичных документов реквизитам относятся:

- наименование документа;

- дата составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

Выдача денежных средств под отчет на хозяйственные нужды, производится по распоряжению руководителя предприятия и оформляется расходным кассовым ордером (приложение 3). В расходном кассовом ордере, кроме обязательных реквизитов, указывается ФИО подотчетного лица, цель выдачи наличных и сумма прописью. Выдача наличных денежных средств под отчет на служебную командировку оформляется командировочным удостоверением (приложение 4) и расходным кассовым ордером после расчета бухгалтерией причитающихся сумм.

При возвращении из командировки либо после покупки товарно-материальных ценностей подотчетное лицо составляет авансовый отчет и прикладывает к нему все оправдательные документы. Авансовый отчет состоит из двух частей:

I часть: фамилия, имя, отчество подотчетного лица и т. п.; срок командировки; сумма, выданная под отчет; израсходовано; остаток или задолженность предприятия;

II часть (обратная сторона отчета): сумма расходов, на основании всех приложенных документов; суточные (расчет); проезд (билеты); проживание, при наличии квитанции.

Авансовый отчет заполняется работником. После его сдачи в бухгалтерию документ проверяется бухгалтером, который проставляет бухгалтерские проводки. Сроки обработки сданных отчетов составляют 5 дней. Право утверждения отчетов принадлежит руководителю.

Бухгалтер обязан проверить законность командировки, обоснованность произведенных расходов и соответствие их утвержденным нормам.

Авансовый отчет утверждается руководителем и главным бухгалтером предприятия в сумме, принятой бухгалтером к учету. На лицевой стороне авансового отчета проставляется проводка. Указывается сумма, выданная под отчет.

Новый аванс работникам выдается только после расчета по предыдущему. Бухгалтерия может удержать из зарплаты сумму задолженности у подотчетного лица, не предъявившего оправдательных документов или не возвратившего остаток средств.

Возврат неиспользованного аванса оформляется приходным кассовым ордером (приложение 5), где кроме обязательных реквизитов, указывается ФИО подотчетного лица и основание для внесения денежных средств в кассу предприятия. Перерасход же выдается по расходному ордеру в день сдачи авансового отчета. Новые авансы подотчетному лицу выдаются лишь при условии полного расчета по ранее выданному ему авансу.

3.3 Организация синтетического и аналитического учета.

Аналитический учет ведется по каждому дебитору, по видам задолженности, срокам ее возникновения и погашения. Аналитические счета открываются по фамилиям подотчетных лиц. Систематизация аналитического учета осуществляется в ведомости учета расчетов с подотчетными лицами (приложение 6). В этой ведомости отмечается сумма, выданная под отчет, принятая, как расходы предприятия, по утвержденному авансовому отчету, а также сальдо.

Каждая позиция ведомости заполняется в разрезе каждой суммы выданной под отчет. Итоги этой ведомости являются показателями синтетического учета.

Регистром синтетического учета является журнал-ордер 7 с.-х. (приложение 7). Каждой выданной под отчет сумме в нем отводится одна строка и по мере представления авансового отчета, сдачи в кассу неиспользованных сумм или получения денег в погашение перерасхода записи сумм по этим операциям будут произведены на этой же строке.

Основанием для заполнения журнала-ордера №7 являются:

- расходные кассовые ордера – на суммы, выданные под отчет;

- авансовые отчеты – на израсходованные суммы;

- новые приходные или расходные кассовые ордера – на расхождения в суммах полученных и израсходованных.

В плане счетов для учета расчетов с подотчетными лицами предназначен одноименный субсчет 372 – активный, балансовый. Сальдо субсчета может быть как дебетовым, так и кредитовым. Такие показатели отражаются развернуто: дебетовое сальдо – в составе оборотных активов, кредитовое сальдо – в составе обязательств баланса предприятия. По Дт отражается дебиторская задолженность подотчетного лица, а по Кт — ее списание на расходы предприятия, возникновение задолженности предприятия работнику.

Дт 372 Кт

Рис. 3.1 – Схема субсчета 372 «Расчеты с подотчетными лицами».

Типичными проводками являются:

1) Выданы под отчет наличные деньги по расходному кассовому ордеру:

Дт 372 Кт 301

2) Согласно авансовому отчету утверждены расходы подотчетного лица:

А) в связи с командировкой:

Дт 91, 92, 93, 94, 99 Кт 63

Б) в связи с приобретением МБП, технической литературы, канцтоваров:

Дт 20, 22, 11 или счет расходов Кт 372

В) в связи с выделением суммы НДС по приобретенным ценностям и оплаченным расходам по жилью и проезду:

Дт 641 Кт 372 ∑ НДС

3) По приходному кассовому ордеру принят остаток подотчетных сумм:

Дт 301 Кт 372

4) По расходному кассовому ордеру возмещен перерасход подотчетных сумм:

Дт 372 Кт 301

Если возник перерасход подотчетных сумм, то по данному лицу может возникнуть кредитовое сальдо.

5) Удержана из зарплаты подотчетного лица невозвращенная сумма:

Дт 661 Кт 372

В балансе информация о расчетах с подотчетными лицами отражается во втором разделе актива баланса (строка 210). Задолженность подотчетных лиц также отражается в примечаниях к финансовой отчетности.

3.4 Совершенствование организации учета расчетов с подотчетными лицами.

В АПК «Виноградный» бухгалтерский аппарат организован хорошо. Расчеты с подотчетными лицами ведет бухгалтер материального отдела. Ведется автоматизированный учет, с использованием лицензионных компьютерных программ. Бухгалтерский учет на предприятии строго контролируется.

Совершенствовать учет можно путем использование более новых улучшенных программ автоматизированного учета и введения графика документооборота.

Под документооборотом понимается создание или получение от других предприятий, принятие к учету, обработка и передача в архив первичных документов. Движение же первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком документооборота, который может быть оформлен в виде схемы, таблицы или иным способом как приложение к учетной политике предприятия по бухгалтерскому учету.

Наличие графика документооборота способствует улучшению системы внутреннего контроля организации, дисциплинирует работников организации.

График документооборота на примере расходного кассового ордера представлен в приложении 9.

Выводы и предложения.

В процессе хозяйственно – финансовой деятельности предприятия возникает необходимость выдачи наличных денежных средств из кассы предприятия работникам на хозяйственные нужды и служебные командировки. В этом случае возникают расчетные отношения с подотчетными лицами. Подотчетные лица – это работники, которые получили денежные средства под отчет согласно распоряжению руководителя предприятия для будущих затрат. Командировкой считается поездка работника на определенный срок в другой населенный пункт для исполнения служебного поручения вне места его постоянной работы. Выданные под отчет суммы должны быть потрачены строго по целевому назначению. Остаток не потраченных средств должен быть возвращен в кассу предприятия. Работник должен предоставить документы, подтверждающие его расходы во время командировки (чеки, квитанции), в ином случае эти расходы не будут ему возмещены.

Объектом исследования является АПК «Виноградный» Симферопольского района. Анализируя таблицы, характеризующие АПК «Виноградный» с экономической точки зрения, можно сделать вывод, что предприятие относится к средним по размеру, обеспечено земельными ресурсами и основными производственными фондами. Данные таблицы 2.3 подтвердили, что предприятие имеет виноградарско-винодельческое направление производства и в основном занимается перерабатывающей промышленностью (65,7%).

Структуру бухгалтерского аппарата предприятия составляют главный бухгалтер и бухгалтера основных отделов, которые подчиняются генеральному директору. На предприятии расчеты с подотчетными лицами производятся с помощью таких первичных документов:

- расходный кассовый ордер (при выдаче денежных средств подотчетному лицу);

- авансовый отчет с приложением всех документов, подтверждающих затраты подотчетного лица;

- приходный кассовый ордер (при возвращении не потраченных подотчетных сумм).

Аналитический учет ведется по каждому подотчетному лицу в ведомости учета расчетов с подотчетными лицами. Итоги этой ведомости являются показателями синтетического учета. Регистром синтетического учета является журнал-ордер 7 с.-х. Он заполняется позиционным способом, на каждое подотчетное лицо отводится отдельная строка. По ней записывается сальдо на начало периода, производятся записи о получении подотчетных сумм, списание их, отражаются суточные и определяется сальдо на конец периода.
Расчеты с подотчетными лицами учитываются на субсчете 372. Сальдо по дебету показывает задолженность подотчетного лица предприятию, по кредиту – задолженность предприятия работнику. Обороты по дебету показывают возникновение дебиторской задолженности, по кредиту – ее списание и возникновение задолженности предприятия перед работником.

Поскольку учет расчетов с подотчетными лицами на предприятии организован хорошо, по совершенствованию учета можно предложить ввести график документооборота и использовать новые улучшенные программы компьютерного учета, что будет способствовать упрощению и ускорению учета расчетов, и улучшению его организации.

Список использованных источников

1. Бухгалтерський облік в Україні. За ред. Р. Д. Хом'яка. – Львів.: Інтелект-Захід, 2004 . – 912с.

2. Бухгалтерський облік: концептуальні основи теорії. /За ред. Проф. В. В. Сопко. – К: ВД Професіонал, 2004.-180с.

3. Бухгалтерський облік на малих підприємствах згідно з П(с)БО. – 5 – те вид. Доп. Та перероб. – Х.: Фактор, 2002. – 220 с.

4. Бухгалтерський облік на сільськогосподарських підприємствах / Огійчук М. Ф., Плаксієнко В. Я., Панченко Л. Г. та ін.- К.: Вища освіта, 2007 г.

5. Бухгалтерський облік та фінансова звітність в Україні : Навчально-практичний посібник / під ред. С. Ф. Голова. – Дніпропетровськ, Тов. „Баланс-Клуб”, 2001. – 832с.

6. Бухгалтерский учет в Украине / Под ред. А. Н. Коваленко. – Днепропетровск: Баланс – Клуб, 2003. – 528 с.

7. Бухгалтерський фінансовий облік. Підручник / за ред. проф. Ф. Ф. Бутинця. – 3-тє вид., перероб. і доп. – Житомир: ЖІТІ, 2001. – 672с.

8. Грабова Н. М. Теорія бухгалтерського обліку. Підручник / За ред. М. В. Кружельного. – 6-те вид. - К.: А. С.К., 2003. – 266с.

9. Гришко Н. В., Рогозян Л. Е.. Финансовый учет. Учебное пособие. – Алчевск: ДГМИ, 2001. – 220 с.

10. Журнали “Бухгалтерський облік і аудит”, “Все о бухгалтерском учете”

11. Завгородній В. П. Бухгалтерський облік в Україні. – К.: А. С.К., 2002.

12. Закон Украины от 16.07.1999 г. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (http://www. ewaudit. com. ua)

13. Зубілевіч С. Я., Кравченко І. Ю, Прокопенко О. О. та інш. Посібник з бухгалтерського обліку та складання фінансової звітності підприємствами України. / За реценз. В. М. Пархоменко. Проект Агентства США з Міжнарод-ного Розвитку “Реформа бухгалтерського обліку та аудиту в Україні”. – К.: “Укрпапір”, 2002. – 472 с.

14. Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденная приказом МФУ от 13.03.98 г. № 59,с изменениями и дополнениями.

15. Інструкція про виконання плану рахунків бухгалтерського обліку активів, капіталу зобов`язань, господарських операцій підприємств і організацій, затверджений наказом МФУ від 30.11.1999 р. № 291. (зі змінами і доповненнями).

16. Кобилянська О. І. Фінансовий облік. – К.: Знання, 2004. – 460с

17. Лишиленко О. В. Бухгалтерський облік: Підручник. – Київ: Видавництво „Центр навчальної літератури”, 2004. – 632с.

18. Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета, утвержденные приказом МФУ от 29.12.2000 г. № 356, с изменениями и дополнениями.

19. Онишко Д. Облікова політика підприємства.// Все про бухгалтерський облік. -2001. -№ 11(557). - С. 4.

20. Первинна документація і регістри бухгалтерського обліку. Навч. – метод. посіб. / За ред. Шарманської В. – К.: Знання, 2003. – 268 с.

21. Плаксієнко В. Я., Пісьмаченко Л. М., Рябий Є. І. Бухгалтерський облік у сільському господарстві України Київ: Центр навчальної літератури, 2005.

22. План счетов бухгалтерского учета, капитала, обязательств и хозяйственных операций и организаций и Инструкция о применении плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденные приказом МФУ от 30.11.99г. № 291, с изменениями и дополнениями.

23. Приказ Минстата Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета кассовых операций» от 15.02.96 г. № 51.

24. Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете. Приказ МФУ от 24.05.95 г. № 88

25. Положення (стандарт) бухгалтерського обліку 1 ”Загальні вимоги до фінансової звітності”, затверджене наказом Мінфіну України 31.03.99 № 87.

26. Положення (стандарт) бухгалтерського обліку 10 "Дебiторська заборгованнiсть" Затверджено Наказом Міністерства фінансів України від 8 жовтня 1999 р. N 237

27. Пушкар М. С. Фінансовий облік: Підручник. – Тернопіль: Карт-бланш, 2002.- 628 с.

28. Ткаченко Н. М. Бухгалтерський фінансовий облік на підприємствах України. Підруч. для студ. ек. спец. вищих навч. закладів. – 6-те вид. – К.: А. С.К., 2002. – 784с.

29. Чабанова Н. В. Василенко Ю. А. Бухгалтерський фінансовий облік. – К.: Академія, 2002.

30. Чижевські Л. В. Звітність підприємства. Практикум: навч. посіб. Для студ. вузів / Л. В. Чижевські, В. М. Пархоменко, М. М. Кривоший – Житомир : ЖІТІ, 2003 – 435 с.

Приложение 9

График документооборота на примере расходного кассового ордера.

Наименование документа Расходный кассовый ордер

Составление

документа

1.Количество экземпляров

2.0тветственый за выписку

З. Ответственный за

оформление

4.0тветственный за

исполнение

5. Срок исполнения

Бухгалтер – кассир

Главный бухгалтер

Бухгалтер – кассир

Ежедневно

Проверка документа

1.Ответственный

2.Ответственный за

представление

3.Порядок представления

Главный бухгалтер

Бухгалтер-кассир

Ежедневно

Обработка документа

1.Ответственный за

исполнение

2.Срок исполнения

Главный бухгалтер

Ежедневно до 6 часов

Передача в архив

1.Ответственный за исполнение

2.Срок исполнения

Главный бухгалтер

по окончании года