Сегодня: 19 | 04 | 2024

Лекция по дисциплине: Финансовая санация предприятия. Тема 4: Сущность, виды и процедуры банкротства предприятий.

Лекция по дисциплине: Финансовая санация предприятия. Тема 4: Сущность, виды и процедуры банкротства предприятий.

1. Общая характеристика банкротства и его причины

2. Виды банкротства и ответственность руководителей по факту банкротства.

3. Судебные процедуры банкротства.

А) процедура распоряжения имуществом должника;

Б) процедура санации;

В) процедура ликвидации;

Г) мировое соглашение.

4. Условия и порядок признания предприятия банкротом.

5. Полномочия ликвидационной комиссии.

6. Очередность погашения обязательств предприятием-должником.

Литература:

1. Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» // Ведом. Верховной Рады, 1999, №42-43. – ст.378;

2. Гринёв В., Гугелль А. Реформа или национальная катастрофа? Экономика Украины после пяти лет независимости // Библиотека МБР. – 1997. – 62 с.;

3. Ляпунова Н. А. Стійка фінансова неспроможність як ознака приховування банкрутства // Вісник Академії правових наук України. – 2000. - №3. – с. 176-181;

4. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления: Пер. с нем. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 211 с.;

5. Методические рекомендации по выявлению признаков неплатежеспособности предприятия и признаков действий по скрытию банкротства, фиктивного банкротства или доведение до банкротства // Налоги и бухгалтерский учет. – 2001. №14 (363). – с.5-10;

6. Методика проведення поглибленого аналізу фінансово-господарського стану неплатоспроможності підприємств та організацій // Галицькі контракти. – 1997. - №40. – с. 47-57;

7. Русинов В. Я. Методические подходы к анализу и оценке финансового состояния предприятия и их объединений // Придніпровський науковий вісник. Економіка. – 1998. - №47 (114). – с. 61-78;

8. Осыкин С. М. Организация управления процессом банкротства предприятий в Украине // Вестник СевГТУ. Вып. 21. Экономика и финансы: СБ. науч. тр. / Редкол.: В. И. Плаксин (отв. ред) и др. Севастоп. гос. техн. Ун-т. – Севастополь. – 1999. – с. 87-91;

9. Энциклопедический словарь бизнесмена / Под редакцией М. И. Молдованова. – Кшв.: Техника, 1993. – 643 с.

1. Общая характеристика банкротства и его причины

В Украине порядок банкротства регулируется Законом «О банкротстве» принятым в редакции (с изменениями и дополнениями) как Закон Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30.06.99 гг. № 765, который вступил в силу с 1.01.2000 года. Банкротство, в соответствии с Законом, это: «признанная хозяйственным судом неспособность должника возобновить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедуры» (ст. 1 Закона) [1] В данном Законе дано, по сравнению с ранними законодательными актами, регулирующими ликвидацию предприятий, более корректное определение самого понятия банкротства, устанавливающее, что признать должника банкротом может только хозяйственный суд.

Логически же завершенной модели управления процессом банкротства предприятий в Украине на данный момент не построено. Существуют лишь отдельные структурные образования:

- Агентство по вопросам банкротства – главный структурный элемент;

- Национальное агентство по управлению государственными корпоративными;

- Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ).

Агентство по вопросам банкротства призвано заниматься только государственными предприятиями. Структуры, отслеживающей процессы банкротства в сфере малого и среднего бизнеса (а это около 190 000 предприятий), не создано. Механизм взаимодействия местных органов исполнительной власти и органов самоуправления с данным Агентством не выработано. Фонд стабилизации, созданный при этом Агентстве, не имеет существенного финансового наполнения, что практически исключает государственную финансовую поддержку санации (оздоровления) даже социально-значимых предприятий. Функции Национального агентства по управлению государственными корпоративными правами, созданного в конце 1998 года, определены правительством Украины неточно, данная структура иногда дублирует функции ФГИУ.

Учитывая постоянный рост количества неплатежеспособных предприятий и неэффективно работающих институтов банкротства и санации, можно констатировать, что создание концептуальной модели управления банкротством и санацией предприятий в Украине, совершенствование ее методической основы является одной из наиболее важных и первоочередных задач экономической науки.

Наиболее известными украинскими учеными, изучавшими аспекты экономического анализа и контроля финансового состояния, являются: Завгородний В. П., Костырко Л. А., Нусинов В. Я., Сопко В. В., Давыдова Г. В., Дробот Я. В., Лигоненко Л. О., Бланк И. А., Каракоз И. М., Самборский В. И., Скворцов Н. Н. Среди ученых, которые одними из первых начали исследовать механизм и процедуру осуществления банкротства украинских предприятий, следует отметить Джуня В. В., Лигоненко Л. О., Титова М. И., Терещенко О. А.

Известными зарубежными учеными-экономистами, изучавшими проблему банкротства предприятий и прогнозирования финансового состояния, являются: Э. Альтман, И. Ансофф, Э. Дж. Долан, Д. Линдсей, Э. Майер, А. Хоскинг и другие.

В условиях современной рыночной экономики имущество должника, не выполняющего свои обязательства, может быть подвергнуто принудительному взысканию в пользу кредитора. В случае если у должника имеются и другие кредиторы, опоздавшие предъявить свои требования, то вполне вероятно, что у должника уже может не оказаться ни денег, ни имущества, за счет которого можно было бы удовлетворить требования кредиторов. Каждый кредитор имеет эгоистичную цель, прежде всего, добиться наиболее полного удовлетворения собственных требований за счет имущества должника, нисколько не заботясь ни об удовлетворении требований других кредиторов, ни о судьбе должника. Институт несостоятельности (банкротства) является неотъемлемой составляющей законодательства любого развитого государства с рыночной экономикой и служит для предупреждения ситуаций, когда преимущества оказываются на стороне одного из кредиторов, приступившего ко взысканию первым и, в то же время, призван обеспечить наиболее равное и справедливое удовлетворение требований кредиторов с учетом интересов как кредиторов, так и самого должника.

Слово «банкротство» имеет давние корни и происходит от латинского banca rotta (изломанная скамья). В силу обычая так в старину поступали с несостоятельными ростовщиками.

Переход к рыночной экономике вызвал появление нового для нашей финансовой практики понятия – банкротства предприятия. С позиции финансового менеджмента банкротство характеризует реализацию катастрофических рисков предприятия в процессе его финансовой деятельности, вследствие которой оно неспособно удовлетворить в установленные сроки предъявленные со стороны кредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом.

Хотя банкротство предприятия является юридическим фактом (только хозяйственный суд может признать факт банкротства предприятия), в его основе лежат преимущественно финансовые причины. К основным из этих причин относятся:

1. Серьезное нарушение финансовой устойчивости предприятия, препятствующее нормальному осуществлению его хозяйственной деятельности. Реализация этого катастрофического риска характеризуется превышением финансовых обязательств предприятия над его активами. Такое финансовое состояние предприятия отражается показателем «чистая отрицательная стоимость» (или «чистая стоимость дефицита»), который определяется по формуле:

ЧОС = ЗК – А,

Где ЧОС – сумма чистой отрицательной стоимости предприятия;

ЗК – сумма заемного капитала, используемого предприятием (его финансовых обязательств);

А – сумма активов предприятия (не включающая отражаемую в их составе по балансу сумму убытка прошлых лет и отчетного периода).

2. Существенная несбалансированность в рамках относительно продолжительного периода времени объемов его денежных потоков. Реализация этого катастрофического риска характеризуется продолжительным превышением объема отрицательного денежного потока над положительным и отсутствием перспектив перелома этой негативной тенденции.

3. Продолжительная неплатежеспособность предприятия, вызванная низкой ликвидностью его активов. Реализация этого катастрофического риска характеризуется значительным превышением неотложных финансовых обязательств предприятия над суммой остатка его денежных средств и активов в высоколиквидной форме, которое носит хронический характер.

Институт банкротства является предметом обширного государственного регулирования в силу отрицательных последствий деятельности финансово несостоятельных предприятий для развития экономики страны в целом.

Законодательство о банкротстве должно выполнять три основные функции:

1) предупреждать непродуктивное использование активов предприятия;

2) реабилитировать предприятия, которые очутились на грани банкротства, имея при этом значительные резервы для успешной финансово-хозяйственной деятельности в будущем. Такая реабилитация и предполагает финансовую санацию;

3) способствовать наиболее полному удовлетворению претензий кредиторов.

Во все времена существования института банкротства всегда возникал вопрос о достаточности условий для начала процедуры банкротства.

Конкурсный процесс – это порядок равномерного распределения имущества должника между всеми его кредиторами.

В мировой практике существует два подхода и разработаны две правовые доктрины института несостоятельности (банкротства), основанные на принципах неоплатности и неплатежеспособности должника.

Принцип неоплатности предполагает возбуждение производства по делу о банкротстве в случае превышения размера обязательств должника над стоимостью его имущества. Сложность при использовании этого принципа состоит в том, что у кредитора отсутствуют документы, подтверждающие финансовое и имущественное состояние должника, что затрудняет доказательность неоплатности должника.

Принцип неплатежеспособности предполагает возбуждение дела о банкротстве при наличии факта приостановки должником платежей по обязательствам. Кредитору достаточно доказать факт неплатежа должником по его обязательствам, а имущественное и финансовое состояние должника выясняется в процессе производства по делу.

Институт банкротства в Украине основан на принципе «неплатежеспособности», что является одним из ключевых понятий Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30 июня 1999 года.

Типы банкротства

В экономической литературе выделяют три типа банкротств:

- полное банкротство;

- частичное банкротство (продажа неликвидных и отдельных объектов, производственных комплексов);

- реструктуризация долгов предприятия [3].

По мнению таких ученых как Шеремет А. Д. и Сайфулин Р. С. под банкротством предприятия следует понимать его неспособность финансировать текущую операционную деятельность и погасить срочные обязательства [5].

Практический вывод такого ученого как Скворцов Н. Н., сводится к тому, что необходимо создать и запустить в действие механизм разорения должника кредитором. Между названными субъектами существуют имущественные отношения. Неспособность выполнить обязательства перед кредитором является характеристикой неудовлетворительного финансового состояния должника. В связи с этим необратимо должен работать механизм финансового банкротства [2]. По Скворцову, банкротство – это неспособность выполнять обязательства перед кредитором. Правовой аспект финансовой несостоятельности практически не отличается от данного утверждения. В соответствии с Законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Такой ученый как Оськин С. М., под процессом банкротства предприятия понимает последовательное ухудшение его финансового состояния под действием внешних и внутренних (объективных и субъективных) факторов, приводящих к кризисному состоянию, несостоятельности и банкротству [6].

2. Виды банкротства и ответственность руководителей по факту банкротства.

Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятий:

1. Реальное банкротство. Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.

2. Техническое банкротство. Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.

3. Умышленное банкротство. Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или интересах иных лиц; заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.

4. Фиктивное банкротство. Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.

5. Скрытое банкротство – умышленное сокрытие факта стойкой финансовой неспособности через предоставление недостоверных данных. Если этот факт привел к материальному ущербу кредиторов, то такие действия преследуются законом.

Уголовная ответственность по фактам:

- при умышленном банкротстве и сознательном доведении субъекта хозяйственной деятельности до стойкой финансовой неплатежеспособности, что привело к значительному ущербу государству, кредитором, общественным интересам – наказывается виновное лицо штрафом от 500 до 800 необлагаемых минимумов доходов граждан с лишением права занимать определенные должности или осуществлять деятельность сроком на 5 лет. При нанесении большого материального ущерба – наказываются лишением свободы до 5 лет с конфискацией имущества*.

- при фиктивном банкротстве, т. е. заведомо неправдивом заявлении о финансовой несостоятельности и невозможности выполнения обязательств перед кредиторами и бюджетом, руководитель, собственник или учредитель наказываются штрафом от 300 до 500 минимальных заработных плат с лишением права занимать должность и осуществлять определенную деятельность до 5 лет. При нанесении большого материального ущерба* кредиторам или государству, наказываются лишением свободы до 3-х лет с конфискацией имущества.

- при скрытом банкротстве из-за недостоверных данных, если это навлекло материальные убытки у кредиторов, наказываются лишением свободы до 2-х лет или штрафом в размере до 300 минимальных заработных плат с лишением права заниматься определенной деятельность до 5 лет.

* Большой материальный ущерб – это ущерб, превышающий в 50 и более раз размер необлагаемого минимума доходов граждан.

3. Судебные процедуры банкротства.

Институт банкротства содержит в себе группы специальных норм — процедур банкротства. Таких процедур четыре: распоряжение имуществом, санация, ликвидация и мировое соглашение.

Каждая из процедур имеет свою специфику и назначение. В трех процедурах — санация, ликвидация и мировое соглашение предусмотрена — возможность замены собственника помимо его воли. Финансовое оздоровление должника осуществляется в двух процедурах санации и мирового соглашения. Основными судебными процедурами являются распоряжение имуществом, санация и ликвидация.

< >< >3а. Процедура распоряжения имуществом.

Цель введения процедуры распоряжения имуществом

В соответствии со ст. 1 Закона, распоряжение имуществом должника — это система мер по надзору и контролю за управ¬лением и распоряжением имуществом должника с целью обес¬печения сохранения и эффективного использования имущественных активов должника и проведения анализа его финансового положения.

Распоряжение имуществом — это самая первая судебная процедура, применяемая к должнику. Она неприменима лишь в случаях упрощенного порядка банкротства (ст. 51, 52 Закона), в отношении граждан-предпринимателей (ст. 48).

Задачи процедуры распоряжения состоят в:

1) сохранении иму¬щественных активов должника;

2) выявлении кредиторов;

3) со¬ставлении и утверждении реестра денежных требований кредиторов;

4) проведении первого общего собрания кредиторов;

5) принятии решения о переходе на следующую стадию процедуры банкротства.

Процедура распоряжения имуществом — очень важный, сложный этап в деле о банкротстве. От того, как пройдет распоряжение имуществом, будет зависеть дальнейшая судьба долж¬ника. Здесь максимально ярко находит свое выражение принцип конфликта интересов. Идет "притирка" мнений, взглядов и интересов всех участников дела. (Рис.1)

Срок процедуры распоряжения составляет 6 месяцев и может быть продлен или сокращен судом по ходатайству комитета кредиторов, распорядителя имущества или собственника (орга¬на, уполномоченного управлять имуществом (ст. 13 п. 7 Закона)).

В случаях, предусмотренных Законом, процедура распоря¬жения имуществом имеет больший срок. Так, в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства срок распоряжения не может превышать 15 месяцев и может быть продлен на один год (ст. 50 п. 6, 7 Закона).

Мораторий на удовлетворение требований клиентов.

Одним из инструментов, с помощью которого восстанавливается платежеспособность должника, является мораторий на удовлетворение требовании кредиторов.

С момента возбуждения дела о банкротстве суд вводит мораторий на удовлетворение имущественных требований кредиторов.

Суть моратория сводится к приостановлению выполнения должником денежных обязательств, срок исполнения которых наступил ко дню введения моратория, и приостановлению мер, направленных на обеспечение выполнения этих обязательств (ст. 1 Закона).

Это означает, что должник не вправе самостоятельно ис¬полнять денежные обязательства. Погашение такой задолжен¬ности возможно в порядке, установленном ст. 14 п. 3, 4 Закона.

Для этого необходимо согласие кредиторов и согласование с распорядителем имущества, а выполнение обязательств должником осуществляется одновременно и пропорционально требованиям всех кредиторов в соответствии с реестром требований.

Согласно ст.12 п.3 Закона, в период действия моратория запрещается взыскание на основании исполнительных документов. Кроме того, не начисляется неустойка (штраф, пеня) и другие финансовые санкции.

Мораторий заканчивается, когда прекращается производство по делу, и только тогда могут быть предъявлены: неустойка, штраф, пеня, которые возникли ко дню введения моратория.

На некоторые виды требований кредиторов действие моратория не распространяются. К ним относятся: заработная плата; алименты; возмещение вреда, причиненного здоровью или жизни граждан; авторское вознаграждение; требования по текущей задолженности (распоряжение и санация).

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов вводится хозяйственным судом одновременно с возбуждением производства по делу о банкротстве. О введении моратория судья указывает в определении, которым возбуждается производство по делу (пункт 1 статьи 11; пункт 2 статьи 12 Закона).

Мораторий прекращает действие с наступлением одного из следующих условий:

1) окончанием или досрочным завершением процедуры санации;

2) окончанием ликвидационной процедуры;

3) утверждением хозяйственным судом мирового соглашения (пункт 5 статьи 12 Закона).

Порядок выявления кредиторов, составление реестра требований кредиторов.

Публикация в официальном печатном органе объявления о возбуждении дела о банкротстве означает, что процедура банкротства переходит на следующий этап — выявление кредиторов. На этом этапе происходит отсеивание кредиторов, и он рассчитан на вынужденных и обеспеченных кредиторов. Суть такого режима состоит в том, что после публикации все кредиторы, независимо от наступления срока исполнения обязательств, обязаны в месячный срок обратиться в хозяйственный суд с заявлениями по денежным требованиям к должнику. Если кредиторы не обратились в указанный срок, то они теряют право на получение задолженности в рамках дела о банкротстве. В силу пункта 5 статьи 31 Закона Украины требования кредиторов, заявленные по истечении срока, установленного для их предъявления, не рассматриваются и считаются погашенными. Установленный в статье 14 Закона месячный срок является пресекательным и его истечение является прекращением у кредитора права на задолженность (см. часть 5 статьи 31 Закона). Поэтому кредиторы должны вовремя обратиться в суд с надлежаще оформленным заявлением.

Хозяйственный суд обязан принять заявление кредитора, поданное с соблюдением требований Закона, о чем выносится определение с указание даты рассмотрения заявления.

Должник вместе с распорядителем имущества рассматривает поступившие в их адрес копии заявлений. Если требования признаются, то они включаются распорядителем имущества в реестр требований кредиторов.

В силу отклонения чьих-либо требований Должник в обязательном порядке должен:

• обосновать обстоятельства возражений и направить письменный отзыв в суд.

• о результатах рассмотрения всех заявлении распорядитель имущества уведомляет письменно заявителя и хозяйственный суд.

Распорядитель имущества не позднее 2 месяцев и 10 дней со дня проведения подготовительного заседания должен представить на рассмотрение и утверждение хозяйственного суда реестр требований кредиторов.

Хозяйственный суд рассматривает заявления всех кредиторов (включенных в реестр требовании и в отношении которых имеются возражения) на предварительном заседании.

В процедуре банкротства требования кредиторов должны быть:

• бесспорными

• относительно спорными

Бесспорные требования — это требования, спор по которым уже разрешен юрисдикционным органом или они признаны самим должником.

Относительно спорные требования — это таковые, которые подтверждаются письменными доказательствами и оспариваются должником лишь в части их размера.

Рассмотрение относительно спорых требовании не требует от суда применения дополни¬тельных источников доказательств как заключение судебных экспертов, вещественных доказательств. Суд не может привлечь к участию в деле третьих сторон, других ответчиков и т. д.

Задача суда состоит не в разрешении имущественного спора по существу, а в констатации (признании) наличия в данный момент у кредитора денежного требования к должнику.

Но это вовсе не означает, что суд занимает формально пассивную позицию. Напротив, он исследует основание возникновения денежных требований, их размер, порядок погашения, остаток долга и т. д. Все эти действия состоят в проверке судом соответствия законодательству требований кредитора.

Если суд придет к вы¬воду, что требования кредитора хотя и не оспариваются долж¬ником, включены в реестр, однако не подтверждаются документами, то он вынужден будет их отклонить.

Требования кредиторов должны быть подтверждены документально.

Собрание кредиторов, выборы комитета кредиторов. Окончание процедуры распоряжения имуществом.

Следующим шагом на пути к заседанию суда является проведение собрания кредиторов и создание комитета кредиторов.

Первое общее собрание кредиторов должно состояться не позднее 3 месяцев и 10 дней после даты проведения подготовительного заседания суда.

Особенности проведения собрания кредиторов:

1. Собрание считается правомочным независимо от числа голосов кредиторов, которые взяли участие в собрании, если всех кредиторов письменно предупредили о времени и месте проведения собрания.

2. Собрание кредиторов проводится по местонахождению должника.

3. Обязанность по предупреждению кредиторов о месте и времени проведения первого общего собрания лежит на распорядителе имущества.

4. Решается только один вопрос — создание комитета кредиторов (выборы членов комитета, определение численного состава комитета кредиторов, его полномочий).

5. В соответствии с пунктами 1, 8 статьи 16 Закона представитель работников должника вправе участвовать по всех собраниях кредиторов (заседаниях комитета кредиторов), но не имеет права голоса. Поэтому арбитражные управляющие в случае созыва собрания кредиторов уведомляют представителя работников должника о месте и времени проведения собрания. Закон не предусматривает возможности подачи представителем работников должника жалобы в суд на решения, принимаемые собранием кредиторов, действия арбитражного управляющего, а также на решения, определения, постановления суда.

Решение вопросов о прекращении процедуры распоряжения имуществом и переходе к другим судебным процедурам принадлежит комитету кредиторов (см. ст. 16 и. 8 Закона).

6. Заключительным этапом процедуры распоряжения является заседание суда, которое является "пограничным столбом" для перехода к другим процедурам.

На таком заседании принимается решение об окончании процедуры распоряжения имуществом и введении процедуры санации или открытии ликвидационной процедуры.

< >< >3б. Процедура санации.

Длительность процедуры санации составляет двенадцать месяцев и может быть продлена не более чем на шесть месяцев. Для градообразующих, особо опасных предприятий Закон до¬пускает продление срока санации на 10 лет при наличии хода¬тайства органа местного самоуправления или центрального органа исполнительной власти, которые поручились по обяза¬тельствам должника (см. 42, 43 Закона).

Санация вводится арбитражным судом по ходатайству ко¬митета кредиторов и следует за процедурой распоряжения. Ис¬ключение составляет процедура санации должника его руководителем (ст. 53 Закона). Там процедура санации и распо-ряжения совпадают и возникают одновременно после возбуж¬дения дела о банкротстве или когда кредиторы решили применить положения указанной статьи в рамках обычного дела (ст. 53 п.8 Закона).(Рис.2)

Управляющий санацией, его полномочия.

Важной (ключевой) процессуальной фигурой в процедуре санации является управляющий санацией.

1) Он назначается ар¬битражным судом одновременно с введением процедуры сана¬ции.

2) Кандидатуру управляющего санацией предлагает арбитражному суду комитет кредиторов. Комитет кредиторов предварительно одобряет кандидатуру, предложенную любым из кредиторов, представитёлем органа уполномоченного управ-лять имуществом должника.


Рис. 2. Процедура санации

3) Если должник является государ¬ственным предприятием или предприятием, в уставном Фонде которого доля государственной собственности превышает двадцать пять процентов, то кандидатуру управляющего санацией представляет комитету кредиторов государственный орган по вопросам банкротства.

4) Управляющим санацией может быть предложено лицо, которое выполняет полномочия распорядителя имущества, или руководитель предприятия, если на это есть согласие комитета кредиторов и (или) инвесторов (ст. 17 п.2Закона). Кандидат на должность управляющего санацией не должен быть заинтересованным лицом в отношении, как долж¬ника, так и кредиторов.

5) Должен иметь лицензию арбитражного управляющего (за исключением руководителя предприятия).

Процедура санации должника реализуется посредством плана санации.

План санации - представляет собой комплексную программу финансового оздоровления должника и применение специальных мер по восстановлению платежеспособности должника и срок их реализации.

План санации разрабатывается арбитражным управляющим в течение трех месяцев с момента введения процедуры санации. Затем план санации подлежит рассмотрению на заседании ко¬митета кредиторов. Созвать его управляющий санацией обязан в четырехмесячный срок со дня введения процедуры санации.

План санации считается одобренным, если за него на заседании комитета кредиторов было отдано больше половины голосов кредиторов — членов комитета.

Продажа имущества должника как целостного имущественного комплекса как мера финансового оздоровления должника в процессе санации.

В Законе установлен механизм реализации в процедуре санации таких мер финансового оздоровления должника, как продажа целостного имущественного комплекса и части имущества должника. Продаже такого имущества предшествуют процессуальные действия суда по отмене мер по обеспечению требований кредиторов.

Продажа целостного имущественного комплекса (негосударственной собственности) осуществляется с целью удовлетворения требований кредиторов в процедуре санации, и сохранения производственно-хозяйственного потенциала предприятия. Здесь происходит замена собственника, а предприятие остается «живим», дееспособным.

Так при продаже целостного имущественного комплекса в состав отчуждаемого имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности должника, входят помещения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, права на залог (обозначение), индивидуализирующие должника, его продукцию, работы, услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие права, которые принадлежат должнику, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

1) В состав имущественных активов должника не включаются денежные обязательства и обязательства, но оплате налогов и сборов (обязательные платежи) на момент возбуждения дела о банкротстве.

2) Все трудовые договора (контракты), заключенные на момент продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю имущества должника.

3) Таким образом, продажа целостного иму¬щества предполагает реорганизацию юридического липа с эле¬ментами усеченного правопреемства, это означает, что покупатель становится правопреемником имущественного комплекса должника в объеме, определенном настоящим Законом.

4) Продажа целостного имущественного комплекса производится на открытых торгах, если иное не предусмотрено планом санации.

5) Организатором торгов выступает управляющий санацией или привлекает для этих целей специализированную организацию. Управляющий санацией обязан опубликовать объявление о продаже такого имущества в официальных печатных органах за тридцать дней до даты проведения горюн. В случае если в сроки, указанные в объявлении, получена заявка только от одного участника, торги по продаже целостного имущественного комплекса не проводятся. При наличии согласия комитета кредиторов. Такое имущество может быть продано этому заявителю без проведения повторных торгов. В случае проведения торгов в форме конкурса, условия конкурса должны согласовываться с комитетом кредиторов.

6) Победитель аукциона (конкурса) и управляющий санацией (организатор Торгов) подписывают протокол и договор купли-продажи целостного имущественного комплекса.

7) Суммы, полученные от продажи целостного имущественного комплекса, включаются в состав имущественных активов должника.

8) В случае, когда такая сумма удовлетворяет требования кредиторов в полном объеме, производство по делу подлежит прекращению хозяйственным судом по заявлению управляющего санацией.

Иногда по-другому обстоит дело при недостаточности денежных средств.

Тогда управляющий санацией предлагает кредиторам заключать мировое соглашение. В случае не заключения мирового соглашения, хозяйственный суд признает должника банкротом и открывает ликвидационную процедуру. До вынесения судебных актов управляющий санацией не имеет права осуществлять расчеты с кредиторами. Если средств недостаточно, то мировое соглашение.

Окончание процедуры санации. Отчет управляющего санацией (за 15 дней до истечения срока процедуры санации).

По итогам процедуры санации арбитражный управляющий представляет письменный отчет собранию кредиторов не позднее, Чем за пятнадцать дней до истечения установленного срока процедуры санации или при наличии оснований для его досрочного прекращения.

В случае ходатайства собрания кредиторов, отказа в утверждении отчета управляющего санацией, неподачи такого отчета восстановленный срок или не проведения расчетов с кредиторами в определенные сроки хозяйственный суд признает должника банкротом и открывает ликвидационную процедуру.

< >< >3в. Ликвидационная процедура.

Ликвидация — это прекращение деятельности субъекта пред-принимательской деятельности, признанного арбитражным судом банкротом, с целью осуществления мероприятий, но удовлетворению, признанных судом, требований кредиторов путем продажи его имущества. (Рис.3)

Эта процедура является заключительной в деле о банкротстве, и выйти из нее можно только одним путем — Через мировое соглашение. В процедуре, ликвидации нет финансового оздоровления — здесь уже реализуется имущество должника. Она менее эффективна, чем процедура санации, т. к. при реализации имущественных активов должника кредиторы получают в пять-десять раз менее их балансовой стоимости. С другой стороны, ликвидация должника — это крайняя мера получения задолженности и её списание по бухгалтерской отчетности.

Процедура ликвидации открывается лишь в четырех случаях.

Случаи открытия процедуры ликвидации:

1) кода кредиторы, в лице комитета кредиторов, ходатайствуют о введении такой процедуры (ст.16п. 8 Закона) как итог распоряжения имуществом (см. ст.50 п.8)

2) когда оказались неудовлетворительными итоги процедуры санации;

Рис.3. Ликвидационная процедура

3) когда суд применяет упрощенные процедуры банкротства (ст. 51;52 Закона);

4) в случае банкротства граждан-субъектов предпринимательской деятельности (ст. 47-49 Закона).

Общий срок ликвидационной процедуры не может превышать двенадцать месяцев. В случае необходимости, суд может продлить этот срок еще на шесть месяцев.

< >< >3г. Мировое соглашение.

Под Мировым соглашением по делу о банкротстве понимается договоренность между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки, а также прощения (списания) кредиторами долгов должника, которая оформляется соглашением сторон.(Рис.4)

Мировое соглашение является особой (специфической) сделкой, у которой имеются свои признаки, которые отличают ее от подобных гражданско-правовых сделок.

• мировое соглашение заключается в процедуре банкротства.

• оно вступает в силу с момента утверждения его хозяйственным судом.

• стороны соглашения не могут в последующем вносить изменения.

• односторонний отказ от мирового соглашения не допускается и его невозможно расторгнуть. Для этого необходимо решение хозяйственного суда.

• расторжение мирового соглашения или признание его недействительным влечет возобновление производства по делу о банкротстве и восстановление прежних требований в неудовлетворенной части.

Кроме того, следует различать мировое соглашение как процессуальную сделку и процедуру банкротства.

Процедура мирового соглашения представляет собой порядок достижения договоренности между кредиторами и должником об условиях отсрочки (рассрочки), прощения долгов, а так же процесс утверждения хозяйственным судом мирового соглашения.

• мировое соглашение может быть заключено на всех стадиях банкротства. Правда, есть определенные этапы банкротства, где мировое соглашение невозможно заключить. Например, в процедуре распоряжения имуществом мировое соглашение возможно лишь после предварительного заседания суда и утверждения реестра требований кредиторов.

До публикации в газете мировое соглашение не заключается, а используется такой инструмент как отзыв заявления кредитора (ст. 10 Закона). В процедуре ликвидации и санации мировое соглашение возможно до погашения полностью всей задолженности на этапе расчетов с кредиторами.

Рис. 4. Мировое соглашение

Вывод: значение мирового соглашения состоит в том, что оно является механизмом финансового оздоровления финансово несостоятельных предприятий. Здесь применяются льготы в части прощения и рассрочки (отсрочки налоговой задолженности, обмен долгов на акции). Оно очень эффективно при банкротстве предприятий с планово-убыточной экономикой, где процедура санации не применима. Институт мирового соглашения в процедуре банкротства эффективно содействует развитию рыночных отношений в экономике Украины, т. к. способствует достижению компромисса между должником и кредиторами.

Порядок заключения и условия мирового соглашения.

1. Решение о заключении мирового соглашения от Имени Кредиторов принимается комитетом кредиторов большинством голосов кредиторов-членов комитета и считается принятым при условии, что все залоговые кредиторы дали письменное соглашение на его заключение.

2. Решение о заключении мирового соглашения принимается от имени должника руководителем должника (в процедуре распоряжения имуществом) или арбитражным управляющим (в процедуре санации и ликвидации).

3. Мировое соглашение заключается в письменной форме. Оно подписывается со стороны должника — руководителем или арбитражным управляющим (управляющим санацией, ликвидатором), а от имени кредиторов — председателем комитета кредиторов. В мировом соглашении содержатся должные и возможные условия.

4. Мировое соглашение должно содержать положения о размерах; порядке и сроках исполнения обязательств должника, отсрочку или рассрочку прощение (списание) долгов или их части.

Для кредиторов, которые не принимали участия в голосовании или проголосовали против заключения мирового соглашения, не могут быть установлены условия хуже, чем для кредиторов той же очереди, голосовавших за его заключение.

Расторжение мирового соглашения, признание его недействительным. Правовые последствия.

Вступившее в силу мировое соглашение может быть признано недействительным или расторгнуто, тем же арбитражным судом, который его утверждал, по заявлению кого-нибудь из кредиторов.

Мировое соглашение может быть признано недействительным, если:

а) задолжником представлены недостоверные сведения о своем имуществе в бухгалтерском балансе или в других документах, которые свидетельствуют о финансовом и имущественном положении должника (банкрота)

Б) исполнение мирового соглашения приведет должника к банкротству;

в) существуют другие основания для признания сделок недействительными, предусмотренные гражданским законодательством Украины.

Расторжение мирового соглашения, как между его сторонами, так и между отдельными кредиторами и должником по своей инициативе Законом не предусмотрено.

Мировое соглашение может быть расторгнуто только по решению хозяйственного суда в случае:

А) невыполнения долж¬ником условий мирового соглашения в отношении не менее одной трети требований кредиторов;

Б) осуществления долж¬ником действий, которые причиняют убытки правам и закон¬ным интересам кредиторов. Расторжение мирового соглашения хозяйственным судом в отношении отдельного кредитора не влечет его расторжения в отношении остальных кредиторов. Признание мирового соглашения недействительным явля¬ется основанием для возобновления производства по делу о банкротстве.