Сегодня: 03 | 05 | 2024

МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации «Экологические проблемы земледелия» и задания для контрольной работы

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации «Экологические проблемы земледелия» и задания для контрольной работы

(для студентов заочной формы обучения

Специальности 7.130.102 - Агрономия)

Симферополь, 2007

Методические рекомендации

Подготовил доцент кафедры общего и

Орошаемого земледелия ЮФ "КАТУ" НАУ

 

Методические рекомендации

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры

Общего и орошаемого земледелия

(протокол № ___ от _________________2007 г.)

Методические рекомендации

Одобрены и рекомендованы к изданию методической

комиссией факультета технологии производства,

Хранения и переработки продукции

плодоовощеводства и виноградарства

(протокол № ___ от _______________2007 г.)

Ответственный за выпуск:

Зав. кафедрой общего и орошаемого земледелия,

 

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы уделяется большое внимание бережному отношению, сохранению и восстановлению природных ресурсов, в том числе и агроландшафтов. Это связано с резким ухудшением экологии, что привело к изменению состава растительного и животного мира, к ухудшению здоровья человека. Так как сельскохозяйственное производство является одним из основных поставщиков питания для животных и человека, одной из наиболее важных агрономических дисциплин является "экологические проблемы земледелия". Дисциплина изучает вопросы рационального, экономически, экологически и технологически обоснованного использования сельскохозяйственных угодий для получения высоких, устойчивых, высокого качества урожаев.

Дисциплина "экологические проблемы земледелия" тесно связана с теоретическими положениями таких наук как: почвоведение, земледелие, землеустройство, защита растений, агрохимия, ботаника, физиология растений, агрометеорология. В свою очередь знание экологических проблем и путей их решения может использоваться в растениеводстве, овощеводстве, плодоводстве, виноградарстве, механизации с. х. производства, экономических и других дисциплинах.

Дисциплина "экологические проблемы земледелия" формирует экологическое мышление и способность специалиста творчески применять на практике научно обоснованный комплекс мероприятий по охране окружающей среды. Играет важную роль как экспериментально-прикладная, зональная наука, широко использующая накопленный местный практический опыт.

При изучении экологических проблем земледелия основным методом исследований является полевой опыт, который дает возможность изучать влияние агротехнических приемов при возделывании сельскохозяйственных культур на те или иные показатели окружающей среды с целью ее охраны. Кроме полевого опыта применяются вегетативные, лабораторно-полевые и лабораторные опыты, а также различные методы лабораторных исследований.

Курс «Экологические проблемы земледелия» состоит из двух разделов:

1.  Современное состояние экологических факторов и систем земледелия;

2.  Эколого-экономическое обоснование природоохранных мероприятий и разработка адаптивной системы земледелия с контурно - ландшафтной организацией территории.

Студенты специальности 7.130100 «Агрономия» изучают эту дисциплину на пятом курсе. В межсессионный период студентом выполняется контрольная работа, направляемая им в университет на проверку. При проверке контрольная работа или зачитывается, или отправляется на доработку.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Настоящие методические указания составлены в соответствии с типовой программой.

Приступая к изучению курса «Экологические проблемы земледелия», студент должен ознакомиться с типовой и с рабочей (разработанной на кафедре общего и орошаемого земледелия) программой. В период установочной сессии следует вести записи на лекциях и лабораторно-практических занятиях, подобрать необходимую литературу. В первый межсессионный период спланировать свою работу таким образом, чтобы изучить соответствующие разделы программы, подготовить ответы на вопросы контрольной работы, своевременно ее написать и направить в университет для проверки. При положительной рецензии преподавателя кафедры, контрольная работа считается зачтенной.

В весенне - летнюю сессию, при положительной рецензии на контрольную работу, студент допускается к экзамену.

При самостоятельной работе с литературой нельзя ограничиваться простым чтением учебника. В тетрадях, где записываются лекции и материал проработанный на лабораторно-практических занятиях, следует делать выписки из изучаемых самостоятельно источников наиболее важные положения: формулировки, термины, определения, рекомендации и т. д. Самостоятельная работа должна носить не случайный, а системный характер и обеспечить получение необходимых теоретических знаний. Вместе с тем, эти знания должны увязываться с практикой, студент обязан вникать в производственные процессы в своем хозяйстве, осваивать их, давать им критическую оценку.

РАЗДЕЛ 1. Современное состояние экологических факторов и систем земледелия

Теоретической основой дисциплины "Экологические проблемы земледелия" являются научные законы земледелия, вскрывающие взаимоотношения растений с факторами их жизни. К факторам жизни необходимым растениям относятся космические (свет, тепло) и земные (вода, элементы питания, воздух). Необходимо знать значение каждого фактора в жизни растений, пути и приемы их лучшего использования.

При изучении курса необходимо усвоить влияние систем земледелия на окружающую среду. Знать современные экологические проблемы охраны природы и методы рационального использования природных ресурсов. Особое внимание необходимо уделить учению о плодородии почвы и его воспроизводству. Необходимо разобраться в самом понятии «плодородие почвы», различать виды плодородия, изучить свойства (биологические, агрофизические и агрохимические) характеризующие плодородие. Охарактеризовать показатели плодородия почвы, биологические (содержание гумуса, почвенная биота, фитосанитарное состояние и др.), агрохимические (содержание NPK, Na, pH, действие пестицидов и др.), агрофизические (структура, плотность, строение, мощность пахотного слоя почвы и др.)и их воздействие на окружающую среду. Необходимо выяснить пути, методы и приемы, которые наносят меньший вред экологическим условиям.

Особое внимание необходимо уделить водному режиму почв, приемам его улучшения так, как юг Украины расположен в зоне недостаточного увлажнения, где лимитирующим фактором является влага, а Полесье – в зоне избыточного увлажнения. В этих природно-климатических зонах интенсивно используется мелиорация, которая кардинально изменяет окружающую среду.

Следует иметь представление о динамике плодородия почвы при интенсивном земледелии и возможных негативных результатах антропогенной деятельности. Важно узнать методы прогнозирования, пути и приемы воспроизводства плодородия почвы, в том числе органического вещества, улучшения его баланса.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие о природных ресурсах и их классификация

2. Экологические проблемы Украины и Крыма.

3. Основные экологические проблемы в мире.

4. Устойчивость и изменчивость экосистем и агроэкосистем.

5. Основы учения о биосфере.

6. Водные ресурсы Украины и Крыма и проблема их охраны.

7. Тенденции изменения окружающей среды в современный период.

8. Понятие об окружающей природной среде, её свойствах и функциях, виды среды.

9. Понятие о воспроизводстве природной среды. Природные процессы и антропогенные мероприятия, способствующие воспроизводству природной среды.

10. Понятие об экологических факторах, их классификация. Закономерности действия экологических факторов на организмы.

11. Пестициды как фактор загрязнения окружающей природной среды.

12. Загрязнения атмосферы: источники, загрязняющие вещества, последствия.

13. Загрязнения гидросферы: источники, загрязняющие вещества, последствия.

14. Загрязнения литосферы: источники, загрязняющие вещества, последствия.

15. Загрязнение водных ресурсов, источники загрязнения, основные загрязняющие вещества. Последствия загрязнения водных ресурсов для земледелия.

16. Изменение почвы в процессе промышленного сельскохозяйственного производства. Нарушение почв, категории нарушенных земель. Рекультивация нарушенных земель, ее виды.

17. Экологические функции почвы в биосфере и ее основные причины гибели.

18. Источники загрязнения почв, основные загрязняющие вещества, последствия загрязнения. Мероприятия по предотвращению и уменьшению загрязнения почв.

19. Современные экологические стратегии устойчивого развития человечества. 20. Пространственное функционирование агроэкосистем. Понятие о ландшафтах, их классификация и функции.

21. Понятие об отходах, их классификация. Причины образования отходов. Отходы в с.-х. производстве.

22. Проблема охраны малых рек Украины и Крыма.

23. Сущность концепции альтернативного (биологического земледелия и его виды).

24. Направление мероприятий по получению экологически чистой продукции в с.-х. производстве.

25. Энергетика и экология. Понятие об энергосбережении, альтернативные источники энергии.

26. Значение основных законов земледелия при разработке мероприятий по защите окружающей среды.

27. Агроэкономические основы и пути минимализации обработки почвы в интенсивном земледелии, условия осуществления.

РАЗДЕЛ 2. Эколого-экономическое обоснование природо - охранных мероприятий и разработка адаптивной системы земледелия с контурно - ландшафтной организацией территории

Получить представление о системах земледелия прошлого (примитивных, паровой, улучшенных зерновых, травопольной и др.), знать их особенности и влияние на экосистему. Знать современные системы земледелия, их особенности, роль антропогенного фактора и влияние на окружающую среду. При изучении необходимо усвоить основные звенья современных систем земледелия (организация земельной территории и севообороты, система обработки почвы, система удобрений, мелиоративные мероприятия, комплекс по защите почв от эрозии и т. д.), их назначение и содержание. Показать взаимное влияние природных условий (климат, почвы, рельеф) и звеньев зональных систем земледелия для различных регионов Украины

При изучении этого раздела необходимо уяснить влияние различных агроприемов механической обработки почвы на экологическое равновесие экосистемы. Обратить внимание на агроприемы по обработке почвы, которые являются экологощадящими и могут применяться для повышения плодородия почвы. Получить представление о системах обработки почвы (отвальная, безотвальная, минимальная, комбинированная и др), их влияние на окружающую среду. Указать положительные и отрицательные стороны различных систем классификации. Изучить экологическое влияние системы обработки почвы под яровые культуры ( зяблевая) после разных предшественников (стерневых, пропашных, многолетних трав), под озимые культуры после паровых (чистый пар, занятый пар) и непаровых предшественников (зернобобовые, пропашные, стерневые), используемые в почвенно-климатических зонах Украины. Выяснить, какие неблагоприятные последствия вызывает интенсивная (чрезмерная) обработка почвы, применение тяжелой техники, многократные проходы ее по полю, в связи с этим уметь обосновать необходимость минимализации обработки почвы. Знать пути снижения отрицательного воздействия сельскохозяйственной техники на почву, направления и пути минимализации обработки почвы, места и условия успешного применения, ресурсосберегающую и экологическую эффективность.

Необходимо уяснить, что размещение и порядок чередования сельскохозяйственных культур влияет на продуктивность севооборота. Знать причины вызывающие необходимость чередования культур (биологические, химические, физические, экономические) и их влияние на плодородие почвы. Оценить экологическое значение культур и предшественников, их почвозащитную роль, целесообразность использования промежуточных посевов.

Знать виды эрозии почв: ветровую (дефляция); водную (поверхностная, линейная); совместную; ирригационную и др.. Рассмотреть причины их развития, районы распространения, причиняемый ущерб. Получить представление о механизме эрозии и дефляции, почвозащитной роли различных полевых культур, растительных остатков, комковатости (структурного состава) почвы. При изучении теоретических и практических основ защиты почвы от дефляции (ветровой эрозии), знать особенности организации севооборотов, системы безотвальной обработки почвы с сохранением растительных остатков, применяемые орудия и машины, другие мероприятия, входящие в противоэрозионный комплекс, эффективность и перспективы применения на юге Украины. При изучении водной эрозии необходимо уяснить, что собой представляет почвозащитный комплекс (противоэрозионная контурно-мелиоративная организация территории, системы агротехнических, лесомелиоративных, гидротехнических мероприятий). Особое внимание должно быть обращено на агрономические мероприятия: почвозащитные севообороты (состав культур и их размещение); полосное размещение культур на поле; противоэрозионная обработка почвы на склоновых землях. Необходимо знать приемы обработки почвы защищающие ее от водной эрозии (контурная вспашка, обвалование, прерывистое бороздование, лункование, щелевание и др).

Оценить роль органических и минеральных удобрений в повышении продуктивности сельскохозяйственных культур и восстановления плодородия почвы. Знать сущность концепции альтернативного (биологического) земледелия. Указать отрицательное влияние удобрений на почву, атмосферу, водную среду. Знать мероприятия по защите природы от их действия и последействия.

Обратить внимание на биологические особенности сорных растений, с учетом которых строятся меры борьбы. Знать агротехнические, химические, биологические меры борьбы с сорняками, их отрицательное влияние на природу. Особое внимание необходимо уделить экологически чистым методам борьбы: агротехническому; фитоценотическому и биологическому. При рассмотрении химического метода борьбы необходимо установить отрицательные влияния гербицидов на растения, животных и человека, их токсичность и период разложения. Оценить роль пестицидов применяемых в сельском хозяйстве для защиты сельскохозяйственных растений от болезней и вредителей. Знать мероприятия по защите природы от их действия и последействия.

Уметь разработать природоохранные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Вопросы для самоконтроля

1. Антропогенные мероприятия по воспроизводству природной среды

2. Воздействие сельского хозяйства на природу.

3. Управление загрязнением природной среды.

4. Антропогенные факторы загрязнения ландшафтов.

5. Засоление, заболачивание орошаемых земель и система мероприятий по их предупреждению.

6. Опустынивание земель, его виды, причины. Основные причины гибели почв.

7. Экологические последствия механизации сельского хозяйства

8. Экологические последствия применения пестицидов.

9. Экологическая роль лесных насаждений в агроландшафтах.

10. Экологические последствия применения минеральных удобрений.

11. Экологические проблемы защиты растений.

12. Экологические проблемы применения минеральных удобрений как источника загрязнения агроландшафтов.

13. Экологические функции почв в биосфере.

14. Эрозия почв, ее причины (природные и антропогенные), виды эрозии, мероприятия по защите почв от эрозии.

15. Характеристика уровней биологизации земледелия.

16. Показатели оценки состояния агроландшафта и антропогенной нагрузки на него.

17. Экологический мониторинг, его задачи, принципы, виды и уровни государственного мониторинга

18. Охрана почвенного покрова в орошаемом и неорошаемом земледелии.

60. Охрана атмосферного воздуха, источники загрязнения, основные загрязняющие вещества. Последствия загрязнения атмосферного воздуха.

19. Охрана окружающей среды от загрязнения остаточными количествами пестицидов.

20. Охрана и рациональное использование ландшафтов и недр.

21. Охрана и рациональное использование водных ресурсов.

22. Охрана и рациональное использование растительного и животного мира.

23. Принципы оценки экологической ситуации и природоохранных мероприятий в с.-х. предприятиях.

24. Понятие об эколого-экономическом ущербе, условиях его формирования, слагающих затратах, способах определения в сельском хозяйстве. Система нормативов экологической безопасности, используемых для оценки качества воды, воздуха, почвы.

25. Мероприятия по получению экологически чистой продукции в с.-х. производстве.

26. Мероприятия по накоплению, сохранению и рациональному использованию влаги в районах недостаточного увлажнения.

27. Эколого-щадящие (фитоценотические и биологические) меры борьбы с сорняками.

28. Влияние многолетних бобовых трав и зернобобовых культур на плодородие почвы.

29. Агроэкономические основы и пути минимализации обработки почвы в интенсивном земледелии, условия осуществления.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа должна содержать развернутые ответы на поставленные вопросы. В каждом задании 7 вопросов. В ответах не следует уходить от существа вопроса, в них необходимо излагать основное, наиболее важное. Вместе с тем ответ не должен быть очень кратким, поверхностным. Общий объем контрольной работы - примерно ученическая тетрадь (18-20 листов).

Номера вопросов устанавливаются в приведенной ниже таблице по двум последним цифрам шифра (зачетной книжки).

Пример. Для шифра 2004-68 вопросы находятся на пересечении строки 6 по вертикали с номером 8 по горизонтали. Для указанного шифра это будут номера вопросов 1,3,15,36,54,73,104.

Вопросы для контрольной работы приводятся ниже.

НОМЕРА ВОПРОСОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Предпоследняя цифра шифра

Последняя цифра шифра

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

1,12,24,

36,48,

60,72.

2,13,25,

37,49,

61,73.

3,14,26,

38,50,

62,74.

4,15,27,

39,51,

63,75.

5,16,27,

40,52,

64,76.

6,17,28,

41,53,

65,77.

7,18,29,

42,54,

66,78.

8,19,30,

43,55,

67,79.

9,20,31, 44,56,

68,80

10,21,32, 45,57,

69,81.

2

11,22,33, 46,58,

70,82.

12,23,34, 47,59,

71,81.

1,12,21, 27,41,

53,69.

2,13,23, 28,42,

54,70.

3,14,22, 29,43,

55,71.

4,15,23, 30,44,

56,72.

5,16,24, 31,45,

57,73.

6,17,25, 32,46,

58,74.

7,18,26, 33,47,

59,75.

8,19,21, 34,48,

60,76.

3

9,20,22, 35,49,

61,77.

10,13,23, 36,50,

62,78.

11,14,24, 37,51,

63,79.

12,15,25, 38,52,

64,80

1,16,26, 39,41,

65,81.

2,17,21, 40,42,

66,82.

3,18,22, 27,43,

67,69.

4,19,23, 28,44,

68,70.

5,20,24,

29,45,

53,71.

6,13,25,

30,46,

54,72.

4

7,13,26,

31,47,

55,73.

8,14,21,

32,48,

56,74.

9,14,22,

33,49,

57,75.

10,15,23,

34,50,

58,76.

11,16,24,

35,51,

59,77.

12,17,25,

36,52,

60,78.

1,18,26, 37,41,

61,79

2,19,21, 38,42,

62,80.

3,20,22, 39,43,

63,81.

4,13,23, 40,44,

64,82

5

5,14,23, 27,45,

65,69.

6,15,24, 28,46,

66,70.

7,16,25, 29,47,

67,71.

8,17,26, 30,48,

68,72.

9,18,21, 31,49,

53,73.

10,19,22, 32,50,

54,74.

11,20,23, 33,51,

55,75.

12,13,24, 34,52,

56,76.

1,14,25, 35,41,

57,77.

2,15,26, 36,42,

58,78.

6

3,16,21, 37,43,

59,79.

4,17,22, 38,44,

60,80.

5,18,23, 39,45,

61,81.

6,19,24, 40,46,

62,82.

7,20,25, 27,47,

63,69.

8,13,26, 28,48,

64,70.

9,14,21,

29,49,

65.71.

10,15,22,

30,50,

66,72.

11,16,23,

31,51,

67,73.

12,17,24,

32,52,

68,74.

7

1,18,25,

33,41,

53,75.

2,19,26,

34,42,

54,76.

3,20,21,

35,42,

55,77.

4,13,22,

36,43,

56,78.

5,14,23, 37,44,

57,79.

6,15,24, 38,45,

58,80.

7,16,25, 39,46,

59,81.

8,17,26, 40,47,

60,82.

9,18,21, 27,48,

61,69.

10,19,22, 28,49,

62,70.

8

11,20,23, 29,50,

63,71.

12,13,24, 30,51,

64,72.

1,14,25, 31,52,

65,73.

2,15,26, 32,41,

66,74.

3,16,21, 33,42,

67,75.

4,17,22, 34,43,

68,76.

5,18,23, 35,44,

53,77.

6,19,24, 36,45,

54,78.

7,20,25, 37,46,

55,79.

8,13,26, 38,47,

56,80.

9

9,14,21, 39,48,

57,81.

10,15,22, 40,49,

58,82.

11,16,23, 27,50,

59,69.

12,17,24, 28,51,

60,70.

1,18,25,

29,52,

61,71.

2,19,26,

30,41,

62,72.

3,20,21,

31,42,

63,73.

4,13,22,

32,43,

64,74.

5,14,23,

33,44,

65,75.

6,15,24,

34,45, 66, 76.

0

7,16,25,

35,46,

67,77.

8,17,26,

36,47,

68,78.

9,18,21, 37,48,

53,79.

10,19,22, 38,49,

54,80.

11,20,23, 39,50,

55,81.

12,13,24, 40,51,

56,82.

1,14,25, 27,52,

57,69.

2,15,26, 28,41,

58,70.

3,16,21, 29,42,

59,71.

4,17,22, 30,43,

60,72

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Понятие о природных ресурсах и их классификация

2. Предмет и задачи дисциплины экологические проблемы земледелия.

3. Экологические проблемы Украины.

4. Экологические проблемы Крыма.

5. Основные экологические проблемы в мире.

6. Природные процессы воспроизводства природной среды.

7. Характер воздействия человека на природу.

8. Антропогенные мероприятия по воспроизводству природной среды

9. Устойчивость и изменчивость экосистем.

10. Основы учения о биосфере.

11. Агроэкосистемы, их особенности.

12. Состав биосферы, функции живого вещества в биосфере.

13. Водные ресурсы Украины и Крыма и проблема их охраны.

14. Тенденции изменения окружающей среды в современный период.

15. Воздействие сельского хозяйства на природу.

16. Понятие об антропогенных воздействиях, изменениях, и последствиях, их классификация. Виды нарушений природной среды.

17. Понятие об окружающей природной среде, её свойствах и функциях, виды среды.

18. Понятие о загрязнении природной среды, классификация загрязнений.

19. Управление загрязнением природной среды.

20. Понятие о воспроизводстве природной среды и природных ресурсов.

21. Понятие о воспроизводстве природной среды. Природные процессы и антропогенные мероприятия, способствующие воспроизводству природной среды.

22. Понятие об экологических факторах, их классификация. Закономерности действия экологических факторов на организмы.

23. Экологические факторы, их классификация. Виды связей между организмами.

24. Антропогенные факторы загрязнения ландшафтов.

25. Пестициды как фактор загрязнения окружающей природной среды.

26. Загрязнения атмосферы: источники, загрязняющие вещества, последствия.

27. Загрязнения гидросферы: источники, загрязняющие вещества, последствия.

28. Загрязнения литосферы: источники, загрязняющие вещества, последствия.

29. Загрязнение водных ресурсов, источники загрязнения, основные загрязняющие вещества. Последствия загрязнения водных ресурсов для земледелия.

30. Виды негативных изменений в почвенном покрове в процессе сельскохозяйственного производства

31. Виды воздействия сельского хозяйства на окружающую природную среду.

32. Природные факторы, влияющие на развитие эрозионных процессов.

33. Засоление, заболачивание орошаемых земель и система мероприятий по их предупреждению.

34. Опустынивание земель, его виды, причины. Основные причины гибели почв.

35. Изменение почв в процессе промышленного производства. Нарушение почв, категории нарушенных земель. Рекультивация нарушенных земель, ее виды.

36. Экологические последствия механизации сельского хозяйства

37. Экологические последствия применения пестицидов.

38. Экологическая роль лесных насаждений в агроландшафтах.

39. Экологические последствия применения минеральных удобрений.

40. Экологические проблемы защиты растений.

41. Экологические проблемы применения минеральных удобрений как источника загрязнения агроландшафтов.

42. Экологические функции почв в биосфере.

43. Мероприятия по уменьшению загрязнения нитратным азотом.

44. Принципы защиты почв от эрозии.

45. Эрозия почв, ее причины (природные и антропогенные), виды эрозии, мероприятия по защите почв от эрозии.

46. Водная эрозия почв, ее виды, причины возникновения. Мероприятия по защите почв от водной эрозии.

47. Основные причины гибели почв.

48. Характеристика уровней биологизации земледелия.

49. Изменение почв в процессе с.-х. производства, виды деградации почвенного покрова.

50. Дегумификация почв, ее причины, мероприятия по предотвращению.

51. Дефляция почв, ее виды, причины возникновения. Мероприятия по защите почв от ветровой эрозии.

52. Ирригационная эрозия почвы и мероприятия по ее предотвращению.

53. Показатели оценки состояния агроландшафта и антропогенной нагрузки на него.

54. Экологический мониторинг, его задачи, принципы, виды и уровни государственного мониторинга

55. Источники загрязнения почв, основные загрязняющие вещества, последствия загрязнения. Мероприятия по предотвращению и уменьшению загрязнения почв.

56. Охрана и рациональное использование земельных ресурсов.

57. Проблемы охраны атмосферного воздуха

58. Охрана почвенного покрова в неорошаемом земледелии.

59. Охрана почвенного покрова в орошаемом земледелии.

60. Охрана атмосферного воздуха, источники загрязнения, основные загрязняющие вещества. Последствия загрязнения атмосферного воздуха.

61. Охрана окружающей среды от загрязнения остаточными количествами пестицидов.

62. Охрана и рациональное использование ландшафтов и недр.

63. Охрана и рациональное использование водных ресурсов.

64. Охрана и рациональное использование растительного и животного мира.

65. Современные экологические стратегии устойчивого развития человечества. 66. Этапы и тенденция изменения природной среды под влиянием человека.

67. Пространственное функционирование агроэкосистем. Понятие о ландшафтах, их классификация и функции.

68. Понятие о загрязнении природной среды, классификация загрязнений. Объекты, субъекты, источники загрязнения.

69. Понятие об отходах, их классификация. Причины образования отходов. Отходы в с.-х. производстве.

70. Проблема охраны малых рек Украины и Крыма.

71. Принципы оценки экологической ситуации и природоохранных мероприятий в с.-х. предприятиях.

72. Понятие об эколого-экономическом ущербе, условиях его формирования, слагающих затратах, способах определения в сельском хозяйстве.

73. Экологические последствия орошаемого земледелия.

74. Сущность концепции альтернативного (биологического земледелия и его виды).

75. Направление мероприятий по получению экологически чистой продукции в с.-х. производстве.

76. Энергетика и экология. Понятие об энергосбережении, альтернативные источники энергии.

77. Критерии, применяемые для оценки загрязнений. Система нормативов экологической безопасности, используемых для оценки качества воды, воздуха, почвы.

78. Мероприятия по накоплению, сохранению и рациональному использованию влаги в районах недостаточного увлажнения.

79. Значение основных законов земледелия при разработке мероприятий по защите окружающей среды.

80. Эколого-щадящие (фитоценотические и биологические) меры борьбы с сорняками.

81. Влияние многолетних бобовых трав и зернобобовых культур на плодородие почвы.

82. Агроэкономические основы и пути минимализации обработки почвы в интенсивном земледелии, условия осуществления.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко П. І., Жилкін В. А. Сівозміни у землеробстві України. Київ.- Аграрна наука.- 2002. – 146 с.

2. Городний М. М., Шикула М. К., Гудков У. М. та ін. Агроэкологія. Навчальний посібник. К: Вища школа. – 1993.-416 с.

3. Гордієнко В. П., Геркіял О. М., Опришко В. П. Землеробство: Навч. посібник; за ред. В. П. Гордієнка. - К.: Вища шк., 1991 - 268 с.

4. Гордиенко В. П., Осенний Н. Г., Пичугин А. М., Ильин А. В. Химические методы борьбы с сорняками. Справочное пособие. - Симферополь, 2004. - 127 с.

5. Добровольский В. В. Екологічні знання/ Навчальний посібник.-К: Видавництво МДГА ім Перта Могили. – Харків.- 2005.- 304 с.

6. Джигирей В. С. Екологія та охорона навколишнього природного середовища. К: " Знання". – 2006.-319 с.

7. Краткий агроклиматический справочник Украины. - Л.: Гидрометеоиздат, 1976. - 256 с.

7. Куценко О. М., Писаренко В. М. Агроекологія. К: "Урожай". – 1995.-253 с.

8. Мороз П. і. Словник-довідник екологічних термінів і понять. – Умань: УСГА. – 2000.-68 с.

9. Мороз П. і., Косенко і. С. Екологічні основи природокористування. Словник - посібник. – Умань.-2001.-455 с.

9. Научно обоснованная система земледелия республики Крым / Под ред. Е. В. Николаева и В. П. Гордиенко. - Симферополь: Редотдел Крымского комитета по печати, 1994. - 352 с.

10. Потіш А. Ф., Медвідь В. Г., Гвоздецький О. Г., Козак З. Я. Екологія: теоретичні основи і практикум/ Навчальний посібник. – Львів: "Новий світ 2000".- 2004.-328 с.

11. Сытник К. М., Брайон А. В., Гордецкий А. В. Биосфера. Экология. Охрана природы. Справочное пособие, - К: Наук. думка, -1987.-524 с.

12. Сытник К. М., Брайон А. В., Гордецкий А. В., Брайон А. П. Словарь-справочник по экологии. - К: Наук. думка, -1994.-668 с.

13. Смаглій О. Ф., КардашовА. Т., Литвак П. В., Малиновський А. С. та ін. Агроекологія. Навчальний посібник. – К: Вища освіта. – 2006.-671 с.

17. Спутник овощевода. - Симферополь: Таврия, 1972. - 223 с.

16. Ушкаренко В. О Зрошуване землеробство. - К.: Урожай, 1994. - 328 с.