Сегодня: 04 | 10 | 2024

Курсовая работа учет и анализ реализации готовой продукции АООО «Урожайное»

Курсовая работа учет и анализ реализации готовой продукции АООО «Урожайное»

 

СОДЕРЖАНИЕ:

стр.

Введение…………………………………………………………………….3

1.Методологические аспекты учета и анализа реализации готовой продукции……………………………………………………………………………...5

1.1.Понятие готовой продукции и её оценка……………………………..5

1.2.Задачи учета и анализа реализации готовой продукции…………..11

2.Анализ реализации готовой продукции в АООО «Урожайное» Симферопрольского района………………………………………………………….16

2.1. Краткая характеристика и технико-экономические показатели АООО «Урожайное» симферопольского района……………………………..16

2.2. Организация учета реализации готовой продукции………………..22

2.3.Анализ реализации готовой продукции……………………………..25

2.3.1.Анализ динамики и выполнения плана реализации готовой продукции…………………………………………………………………………...25

2.3.2Анализ ассортимента и структуры продукции…………………….29

2.3.3 Анализ ритмичности реализации продукции……………………..32

3. Анализ факторов и резервов увеличения реализации готовой продукции……………………………………………………………………………….34

Заключение………………………………………………………………...39

Список использованной литературы…………………………………….43

Приложения………………………………………………………………..46

Введение

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи.

Движение готовой продукции в организации состоит из двух основных стадий:

– поступление готовой продукции на склад;

– отгрузки (отпуска) готовой продукции покупателям (заказчикам) в порядке реализации (продажи) или при ином ее выбытии.

Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафа за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.

Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.

Темпы роста объема реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому учет готовой продукции и анализ реализации готовой продукции является актуальным.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ, методики организации учета реализации готовой продукции и анализа ее основных показателей, развитие аналитического мышления, систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний по предмету «Экономический анализ».

Для достижения целей курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

– изучить теоретические аспекты учета и анализа реализации готовой продукции;

– исследовать существующий порядок документального оформления и учета реализации готовой продукции;

– осуществить анализ реализации готовой продукции на примере конкретного предприятия;

- проанализировать факторы, оказывающие влияние на величину реализации готовой продукции;

- рассчитать основные резервы увеличения реализации готовой продукции.

Информационной базой для написания данной курсовой работы послужили нормативная и законодательная база, научная, специальная и справочная литература, статистическая отчетность предприятия, данные бухгалтерского учета фирмы.

1.Методологические аспекты учета и анализа реализации готовой продукции

1.1.Понятие готовой продукции и её оценка

Готовая продукция – это изделия и продукты, прошедшие все стадии технологической обработки, соответствующие действующим стандартам, утвержденным техническим условиям, принятые техническим контролем организации и отвечающие требованиям заказчика.

Готовая продукция, как правило, должна сдаваться на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия, сыпучие и жидкие продукты, которые не могут быть сданы на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки.

Продукция, подлежащая сдаче заказчику на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и в состав готовой продукции не включается. В продукцию промышленного производства не могут быть включены отходы производства даже в том случае, когда их продают на сторону.

К готовой продукции относят также работы и услуги промышленного характера, выполненные на сторону, своему капитальному строительству и другим непромышленным производствам и хозяйствам, стоимость реализованных или предназначенных для реализации полуфабрикатов своего производства.

Планирование и учет готовой продукции ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.

Условно-натуральные показатели используют для получения обобщенных данных об однородной продукции. Например, количество выработанной каустической соды выражается в тоннах условного веса, консервов — в условных банках и т. д.

Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными и сводными документами.

Количественный учет готовой продукции по ее видам и местам хранения обычно осуществляется аналогично учету материальных запасов. В последнее время многие организации применяют бескарточный метод учета готовой продукции. При данном методе с помощью ЭВМ ежедневно составляют оборотные ведомости учета выпуска из производства и движения готовой продукции относительно складов и других мест хранения. Остатки готовой продукции периодически инвентаризируют.

На автоматизированных складах вместо карточек складского учета используют, как правило, оперативные машинограммы и видеограммы остатков и движения готовой продукции по каждому наименованию и виду.

Как и по материальным запасам, по готовой продукции составляют номенклатуру — ценник. Помимо ценника разрабатываются справочники продукции, в которых содержатся сведения об облагаемой и необлагаемой различными видами налогов продукции, о плательщиках и грузополучателях, среднеквартальной и среднегодовой себестоимости и др.

Согласно Положения (стандарта) бухгалтерского учета №9 «Запасы» готовую продукцию, которая изготовлена на предприятии, предназначена для продажи и отвечает техническим и качественным характеристикам, предусмотренным договором или другим нормативно-правовым актом, включают в запасы.

Согласно того же нормативного акта, запасы признаются активом, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды, связанные с их использованием, но их стоимость может быть достоверно определена.

Единицей бухгалтерского учета готовой продукции является её наименование или однородная группа (вид). Произведенная готовая продукция зачисляется на баланс предприятия по первичной стоимости.

Первичной стоимостью готовой продукции, которая изготавливается собственными силами предприятия, признается её производственная себестоимость, которая определяется Положением (стандартом) бухгалтерского учета № 16 «Расходы».

В настоящее время применяют следующие виды оценки готовой продукции:

- по фактической производственной себестоимости. Этот способ оценки готовой продукции используется сравнительно редко, в основном на предприятиях индивидуального производства, выпускающих крупное уникальное оборудование и транспортные средства. Может применяться на предприятиях с ограниченной номенклатурой массовой продукции;

- по неполной (сокращенной) производственной себестоимости продукции, исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов; может применяться в тех же производствах, где применяется первый способ оценки продукции;

- по оптовым ценам реализации. Оптовые цены используются в качестве твердых учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции учитывают на отдельном аналитическом счете. При устойчивых оптовых ценах этот вариант оценки продукции был самым распространенным, поскольку позволял сопоставлять оценку продукции в текущем учете и отчетности, что важно для контроля за правильным определением товарного выпуска. При значительном колебании уровня оптовых цен данный способ теряет свои преимущества;

- по плановой {нормативной) производственной себестоимости, также выступающей в качестве твердой учетной цены. Обусловливается необходимость отдельного учета отклонений фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной. Достоинство данного способа оценки готовой продукции заключается в обеспечении единства оценки в планировании и учете. Однако, если плановая или нормативная себестоимость продукции изменяется часто, то усложняется переоценка остатков готовой продукции. Если же оценивать продукцию по среднегодовой себестоимости, то она не соответствует оценке в месячных и квартальных планах. Вариантом данного способа оценки готовой продукции является оценка по сокращенной плановой производственной себестоимости;

- по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость, — при выполнении единичных заказов и работ;

- по свободным рыночным ценам — при учете товаров, реализуемых через розничную сеть.

Не включаются в первичную стоимость готовой продукции, а принадлежат к расходам того периода, в котором они были осуществлены (установленные) следующие расходы:

-сверхурочные потери и нехватки готовой продукции;

-проценты за пользование ссудами;

-расходы на сбыт;

-общехозяйственные и другие подобные расходы, которые непосредственно не связаны с производством продукции.

Первичная стоимость готовой продукции в бухгалтерском учете не меняется, кроме случаев, предусмотренных Положением (стандартом) бухгалтерского учета №9 «Запасы».

Продажа продукции представляет собой завершающую стадию оборота средств любой организации. Выручка от продажи продукции представляет собой доходы от обычных видов деятельности. Порядок отнесения поступлений к доходам от обычных видов деятельности определен в П(С)БУ №15 «Доходы».

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

1) доходы от обычных видов деятельности;

2) операционные доходы;

3) внереализационные доходы.

Указанным Положением подчеркивается, что доходы по обычным видам деятельности признаются в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

А) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

Б) сумма выручки может быть определена;

В) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

Г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

Д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и величине дебиторской задолженности.

Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).

Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем или пользователем активов организации. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления или дебиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставление во временное пользование аналогичных активов.

При продаже продукции и товаров, выполнения работ и оказания услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.

Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).

Величина поступления также определяется с учетом суммовой разницы, возникающей в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте. Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически поступившего в качестве выручки актива, выраженного в иностранной валюте, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этого актива, исчисленному по официальному или иному согласованному курсу на дату признания выручки в бухгалтерском учете.

При образовании в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов сомнительных долгов величина выручки не изменяется.

Если в отношении денежных средств, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из выше перечисленных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключениями договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.

В договорах на поставку готовой продукции указывают поставщики и покупатели, необходимые показатели по изделиям, цены, скидки, накидки, порядок расчетов, сумму налога на добавленную стоимость и другие реквизиты. В международной практике принято дополнительно указывать непреодолимые обстоятельства (форс-мажор), поручительство, гарантии исполнения договорных условий, порядок возмещения убытков, оговорку о подсудности и арбитраже и другие сведения.

Продажи продукции (работ, услуг) производится организациями по следующим ценам:

По свободным (рыночным) ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;

По государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным ни сумму НДС (продукция топливно-энергетического комплекс» и услуги производственно-технического назначения);

По государственным регулируемым розничным ценам (за вычетом и соответствующих случаях торговых скидок, скидок сбыту и опту) и тарифам, включающим в себя НДС (для продажи товаров населению и оказания ему услуг).

При установлении отпускных цен указывается франко, т. е. за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя. Франко-станция назначения означает, что расходы по доставке продукции покупателю оплачивает поставщик, и они включаются в отпускную цену. Франко-станция отправления означает, что поставщик оплачивает расходы только до погрузки готовой продукции в вагоны. Все же остальные расходы по перевозке готовой продукции (оплата железнодорожного тарифа, водного фрахта и т. д.) должны оплачиваться покупателем.

С суммы выручки организации исчисляют налог на добавленную стоимость.

1.2.Задачи учета и анализа реализации готовой продукции

Бухгалтерский учет процесса реализации готовой продукции решает следующие задачи:

-систематический контроль за уровнем расходов на продажу;

-контроль за выполнением договоров поставки по объему и ассортименту;

-контроль за своевременным поступлением платежей за продажу готовой продукции;

-выявление финансовых результатов от продажи продукции.

Основные задачи анализа реализации продукции:

-оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

-определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

-выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

-разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли предприятия.

Основной задачей комплексного анализа выпуска и реализации продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эта общая задача реализуется путем решения следующих частных аналитических задач:

-оценки выполнения степени плана реализации продукции и производственной программы;

-оценки динамики выпуска и реализации продукции;

-оценки выполнения договоров по объему. Ритмичности поставки, качеству и комплексности продукции;

-установление причин снижение объектов производства и неритмичности выпуска;

-количественной оценки резервов роста выпуска и реализации продукции.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.

Реализованная продукция - это стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.

Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации - это такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.

Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов.

Оптимальным считается такой объем реализации, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при планировании выпуска продукции является тем ориентиром, знание которого необходимо.

Ассортимент - перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров) - это номенклатура.

Объем производства, и реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

Объекты анализа готовой продукции указаны на рисунке 1.

Рис.1 Объекты анализа процессов производства и реализации готовой продукции

Организация анализа хозяйственной деятельности на предприятии должна соответствовать ряду требований:

-научный характер анализа, т. е. анализ должен основываться на новейших достижениях науки передового опыта, строить с учетом действия экономических законов в рамках конкретного предприятия и проводиться с использованием научно-обоснованных методик;

-обоснованное распределение обязанностей по проведению АХД между отдельными исполнителями, т. е. проведение анализа должно стать органической частью служебных обязанностей каждого специалиста, руководителя, который имеет отношение к принятию управленческих решений;

-аналитическое исследование должно быть эффективным, т. е. затраты на его проведение должны быть наименьшими при оптимальной глубине анализа и его комплексности.

Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы:

1 этап - выделение субъектов и объектов АХД, выбор организационных форм их исследования и распределение обязанностей между отдельными исследователями.

2 этап - планирование аналитической работы.

3 этап - информационное и методическое обеспечение АХД.

4 этап - аналитическая обработка данных о деятельности предприятия

5 этап - оформление результатов анализа.

6 этап - контроль за внедрением производства при вложении, сделанных по результатам анализа.

Документальным оформлением результатов анализа может быть: объяснительная записка, справка или заключение.

Объяснительная записка обычно составляется при направлении результатов анализа в вышестоящую организацию. Ее содержание должно быть достаточно полным, т. е. кроме выводов о результатах хозяйственной деятельности и предложений по их улучшению, она должна содержать общие вопросы - экономический уровень развития предприятия, результаты выполнения планов.

При оформлении записки особое внимание нужно уделять предложению, которое вносится по результатам анализа, они должны быть обоснованными, и направлены на улучшение результатов хозяйственной деятельности.

Содержание справки и заключения в отличие от объяснительной записки может быть более конкретным, акцентированным на отражении недостатков или достижений.

2.Анализ реализации готовой продукции в АООО «Урожайное» Симферопольского района

2.1. Краткая характеристика и технико-экономические показатели предприятия

Изучаемое предприятие – АООО «Урожайное» - находится в центральной части Симферопольского района Автономной Республики Крым с. Урожайное квл. Молодежный, д.3 кв.4.

Территория Симферопольского района расположена в зоне Южной Крымской Степи в предгорной части Крымского полуострова. Месторасположение в данной зоне характеризуется определенными природно-климатическими условиями.

Район расположения анализируемого хозяйства представлен засушливым, умеренно-жарким климатом, с умеренно-мягкой и мягкой зимой. Среднегодовая температура воздуха в 2007г. составила 10,1 С. Годовая сумма осадков за аналогичный период составила 542 мм.

Рельеф местности сформирован Индольской низменностью, которая слабо расчленена долинами рек и многочисленными балками. Наиболее распространены черноземы южные и черноземы южные мицелярно-карбонатные. По балочным занижениям и долинам сухоречий залегают черноземы намытые, характеризующиеся повышенной мощностью гумусовых горизонтов.

Природно-климатические условия, в которых функционирует хозяйство, являются одним из факторов, обуславливающих специализацию деятельности.

Рассмотрим основные показатели деятельности АООО «Урожайное» Симферопольского района в динамике за 3 года (2005-2007гг.)

Как видно из таблицы 1, представленной ниже, общая площадь и площадь сельскохозяйственных угодий АООО «Урожайное совпадает, это связано с тем, что хозяйство осуществляет свою деятельность на землях, арендованных у пайщиков.

За анализируемый период площадь с.-х. угодий АООО «Урожайное» несколько сократилась (на 6,42га) и в 2007г. составила 1203га.

Анализ структуры сельскохозяйственных угодий свидетельствует о том, что наибольший удельный вес приходится на площадь пашни и в 2006г. составляет 87,7%, что несколько меньше чем в предыдущие годы.

Таблица 1 – Размер, состав и структура земельных угодий АООО «Урожайное» Симферопольского района за 2005-2007гг.

Виды угодий

2005г.

2006г.

2007г.

2007г. в % к 2005г.

Площадь, га

Структура, %

Площадь, га

Структура, %

Площадь, га

Структура, %

Общая земельная площадь

1209,42

Х

1209,42

Х

1203,0

Х

99,5

Площадь с.-х. угодий

1209,42

100,0

1209,42

100,0

1203,0

100,0

99,5

в т. ч.

- пашня

1061,22

87,8

1061,22

87,8

1055,0

87,7

99,4

- многолетние насаждения

143,3

11,8

143,3

11,8

143,0

11,9

99,8

- пастбища

4,9

0,4

4,9

0,4

5,0

0,4

102,0

Наличие орошаемых земель

269

Х

269

Х

269

Х

Х

Доля многолетних насаждений в общей структуре сельскохозяйственных угодий в 2007г. составляет 11,9%, очень незначительна доля пастбищ - 0,4%. В течение 2005-2007гг. структура с.-х. угодий в АООО «Урожайное» подверглась незначительным изменениям за счет уменьшения главным образом площади пашни (на 6,22га). В хозяйстве на орошении находится 269га, из которых 100% пашни. Площадь орошаемых земель за анализируемый период осталась неизменной.

В целом можно сделать вывод, что АООО «Урожайное» небольшое по величине хозяйство.

Для более полного изучения размеров хозяйства, его производственного направления и оценки эффективности деятельности проанализируем основные экономические показатели работы предприятия.

Таблица 2 – Динамика показателей размеров АООО «Урожайное» Симферопольского района за 2005-2007гг.

Показатели

2005г.

2006г.

2007г.

Индекс размеров, %

Валовая продукция в сопоставимых ценах 2000г.,тыс. грн

652,0

850,8

700,5

107,4

Товарная продукция, тыс. грн

682,0

965,4

971,0

142,4

Среднегодовая стоимость основных фондов с.-х. назначения, тыс. грн

2472,0

2007,5

1636,5

66,2

Площадь с.-х. угодий, га

1209,42

1209,42

1203

99,5

В т. ч. пашни

1061,22

1061,2

1055

99,4

Среднегодовая численность работников, чел.

48

46

38

79,2

Поголовье скота, усл. гол

161,5

141,3

143,2

88,7

Данные таблицы 2, свидетельствуют о том, что в течение 2005-2007гг. размеры производства по основным экономическим показателям возросли.

Динамика показателя валовой (в сопоставимых ценах 2000г.,тыс. грн) продукции развивается следующим образом: в 2006г. по сравнению с 2005г. наблюдается резкое увеличение, а затем в 2007г. снижение, однако до уровня 2004г. показатель не опустились.

Величина валовой продукции (в сопоставимых ценах 2000г.) в 2007г. составила 700,5тыс. грн, что на 7,4% больше величины этого показателя в 2005г. Это свидетельствует о том, что в хозяйстве возросли объемы производства в физической величине.

Товарная продукция в 2007г. по сравнению с 2005г. увеличилась на 289тыс. грн, причем данный показатель растет на протяжении всего анализируемого периода. Данная тенденция может быть обусловлена не только увеличением физических объемов реализуемой продукции, но и таким фактором как инфляция или рост цен.

Негативным является существенное уменьшение среднегодовой стоимости основных фондов: за период 2005-2007гг. на 835,5тыс. грн или 33,8%. Это связано с износом основных фондов, при этом затраты на приобретение новых основных средств на предприятии практически не осуществлялись.

Как уже отмечалось ранее, площадь с.-х. угодий и пашни в 2007г. по сравнению с 2005г. сократилась незначительно: на 6,4га или 0,5% , и 6,22 или 0,6% соответственно.

Среднегодовая численность работников уменьшилась за анализируемый период на 10чел., что составило более 20% от общего состава.

Поголовье скота сократилось и в 2007г. составило 143,2усл. гол, что на 11,3% меньше чем в 2005г..

Таблица 3 – Состав, размер и структура товарной продукции АООО «Урожайное» Симферопольского района

Отрасли

2005г.

2006г.

2007г.

В среднем за три года

Тыс. грн

%

Тыс. грн

%

Тыс. грн

%

Тыс. грн

%

Растениеводство:

- зерновые и зернобобовые

264

58,3

443

56,0

619

68,2

442

61,6

-подсолнечник

58

12,8

76,4

9,7

92

10,1

75,5

10,5

-прочая продукция растениеводства

82

18,1

37

4,6

13

1,5

44

6,2

Итого по растениеводству:

404

89,2

556,4

70,3

724

79,8

561,5

78,3

Животноводство:

-скотоводство

34

7,5

139

17,6

103

11,4

92

12,8

В т. ч. молоко

29

85,3

23

16,5

26

25,2

26

28,3

-свиноводство

9

2,0

89

11,2

79

8,7

59

8,2

-пчеловодство

1

0,2

-

-

-

-

0,3

0,1

-прочая продукция животноводства

5

1,1

7

0,9

1

0,1

4,3

0,6

Итого по животноводству:

49

10,8

235

29,7

183

20,2

155,6

21,7

Всего по с.-х. производству

453

100,0

791,4

100,0

907

100,0

717,1

100,0

В общей структуре товарной продукции с.-х. производства в среднем за три анализируемых года наибольший удельный вес приходится на продукцию растениеводства и составляет 78,3%, доля продукции животноводства соответственно составила 21,7%.

Из продукции растениеводства значительную долю в структуре товарной продукции занимает продукция зернопроизводства (61,6%). По животноводческим отраслям наибольший удельный вес в структуре товарной продукции приходится на продукцию скотоводства – 12,8%. Средний удельный вес молока в общей продукции скотоводства составляет 28,3%.

На протяжении 2005-2007гг. структура товарной продукции претерпевала некоторые изменения, которые, однако, не привели к изменению общей специализации хозяйства.

Обобщая анализ структуры товарной продукции, можно сделать вывод, что АООО «Урожайное Симферопольского района специализируется на выращивании продукции растениеводства, и в первую очередь зерновых и зернобобовых культур. В отрасли животноводства преобладает скотоводство мясного направления. АООО «Урожайное» осуществляет деятельность зернового направления производства.

Таблица 4 – Показатели интенсификации сельскохозяйственного производства в АООО «Урожайное» Симферопольского района

Показатели

2005г.

2006г.

2007г.

2007г. в % к 2005г.

Приходится на 100га с.-х. угодий:

-основных производственных фондов с.-х. назначения, тыс. грн

204,40

165,99

136,03

66,7

-текущих производственных затрат, тыс. грн

80,12

90,37

89,33

111,5

-затрат живого труда, чел.-час.

7620

7303

6065

79,6

Количества внесенных на 1га пашни минеральных удобрений, цд. в.

0,7

0,9

0,5

71,4

Показатели таблицы 4 свидетельствуют о снижении уровня интенсификации производства в АООО «Урожайное». Так, величина основных фондов, которая приходиться на 100га с.-х. угодий в 2007г. составила 136,03тыс. грн, что на 33,3% меньше уровня 2005г. Данное снижение обусловлено в первую очередь сокращением основного капитала предприятия и уменьшением стоимости основных средств.

Сумма производственных затрат в расчете на 100га с.-х. угодий возрастает по годам и к 2007г. составляет 89,33тыс. грн. Затраты живого труда сокращается (на 20,4%), что вызвано уменьшением среднегодовой численности работников предприятия. Количество внесенных минеральных удобрений в расчете на 100га пашни уменьшилось на 28,6%, что также свидетельствует о низком уровне интенсификации производства в хозяйстве.

Все происходящие в хозяйстве изменения в итоге привели к получению соответствующего финансового результата, по которому можно охарактеризовать эффективность деятельности предприятия.

Таблица 5 – Показатели экономической эффективности сельскохозяйственного производства в АООО «Урожайное» Симферопольского района

Показатели

2005г.

2006г.

2007г.

2007г. в % к 2005г.

Получено в расчете на 100га с.-х. угодий:

-валовой продукции в сопоставимых ценах 2000г., тыс. грн

53,91

70,35

58,22

108,0

-денежной выручки, тыс. грн

56,39

79,82

80,71

143,1

-прибыли, тыс. грн

8,85

1,4

3,1

35,0

Произведено валовой продукции в сопоставимых ценах 2000г., грн:

- на 1гривну текущих затрат

0,67

0,78

0,65

0,97

- на 1 среднегодового работника

13,58

18,50

18,43

135,7

- на 1 человеко-час.

0,007

0,011

0,010

142,9

в т. ч.: в растениеводстве

0,011

0,010

0,015

136,4

в животноводстве

0,003

0,012

0,005

166,7

Фондоотдача, грн

0,28

0,48

0,59

210,7

Рентабельность, %

15,7

1,8

3,4

21,7

Урожайность с 1 га, ц

Зерновых

26,7

27,2

26,7

100,0

Подсолнечника

6,4

10,1

10,5

164,1

Среднегодовой удой молока от одной коровы, кг

1362

1933

1953

143,4

Производство мяса КРС на 1 голову, кг

135

140

151

111,9

В целом показатели таблицы 5 свидетельствуют о том, что хозяйство безубыточно, получает прибыль, а значит, работает эффективно.

Величина прибыли в расчете на 100га с.-х. угодий в 2007г. по сравнению с 2005г. уменьшилась на 5,75тыс. грн, а по сравнению с 2006г. возросла на 1,7тыс. грн. Рентабельность с.-х. производства в 2007г. составляет 3,4%, что значительно меньше уровня 2005г., однако выше чем в 2006г.

Показатели урожайности основных с.-х. культур и продуктивности выращиваемых животных на протяжении анализируемого периода возросли.

Важным показателем эффективности деятельности является фондоотдача: в 2007г. сумма выручки в расчете на 1 грн основных фондов составила 0,59грн, что на 0,31грн больше чем в 2006г., и на 0,11грн больше чем в 2006г.

Подводя общий итог, можно сделать следующие выводы:

- АООО «Урожайное» Симферопольского района небольшое по размерам хозяйство, общая площадь которого на протяжении 2005-2007гг. практически оставалась неизменной, лишь незначительное уменьшение (на 6,42га) в 2007г.;

-размеры производства по основным экономическим показателям возросли;

-АООО «Урожайное» осуществляет деятельность зернового направления производства;

-наблюдается снижение уровня интенсификации производства;

-хозяйство безубыточно, получает прибыль, а значит, работает эффективно, рентабельность с.-х. производства в 2007г. составляет 3,4%.

2.2. Организация учета реализации готовой продукции на предприятии

Реализация продукции на предприятии осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.

В договорах на поставку готовой продукции указывают поставщика и покупателя, необходимые показатели по изделиям, цены, скидки, накидки, порядок расчетов, сумму налога на добавленную стоимость и другие реквизиты, порядок возмещения убытков, оговорку о подсудности и арбитраже и другие сведения.

Реализация продукции производится организацией по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС.

Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска ее со склада служат приказы отдела сбыта (маркетинга) организации.

На основании накладных, товарно-транспортных железнодорожных накладных и других документов на отпуск продукции на сторону в бухгалтерии выписывают в нескольких экземплярах счета-фактуры для расчетов с покупателями.

В счете-фактуре указывают наименование и местонахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость дополнительно оплачиваемых тары и упаковки, транспортные тарифы, подлежащие возмещению покупателям (если это предусмотрено договором), сумму налога на добавленную стоимость, выделяемую отдельной строкой.

Оперативный учет реализации готовой продукции ведут в бухгалтерии с использованием ЭВМ.

Для вывоза готовой продукции с территории организации представителям грузополучателя выдаются товарные пропуска на вывоз с территории предприятия товарно-материальных ценностей. Пропуска подписывают руководитель и главный бухгалтер организации или уполномоченные им лица. Пропуском могут служить копии товарно-транспортных накладных или фактур, на которых делаются специальные разрешительные надписи.

Если готовая продукция отпускается покупателю непосредственно со склада анализируемого предприятия или другого места хранения готовой продукции, то получатель обязан предъявить доверенность на право получения груза.

В бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент ее отгрузки (в связи с переходом права собственности на продукцию к покупателю).

Для целей налогообложения отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС и акцизы) отражается по дебету счета 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 701 «Доход от реализации готовой продукии».

Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается в дебет счета 901 «Себестоимость реализованной готовой продукции» с кредита счета 26 «Готовая продукция».

С суммы выручки предприятие исчисляет налог на добавленную стоимость.

В налоговом учете моментом наступления налоговых обязательств в результате реализации продукции считается первое произошедшее по времени из двух событий: отгрузка продукции и поступление денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия от покупателя.

В первом случае (по отгрузке продукции) сумма начисленного НДС отражается по дебету счета 701 и кредиту счета 6415 «НДС». Этой проводкой отражается задолженность организации перед бюджетом по НДС, которая затем погашается перечислением денежных средств бюджету (дебет счета 6415, кредит счетов денежных средств).

При реализации «по оплате» задолженность организации перед бюджетом по НДС возникает после оплаты продукции покупателем. Поэтому после отгрузки продукции покупателям организации отражают сумму НДС по реализованной продукции по дебету счета 701 и кредиту счета 643 «Налоговые обязательства».

Поступившие платежи за реализованную продукцию отражают по дебету счета 31 «Счета в банках» и других счетов с кредита счета 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

2.3.Анализ реализации готовой продукции

2.3.1.Анализ динамики и выполнения плана реализации готовой продукции

Анализ процесса реализации начинается с изучения его динамики, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Таблица 6 - Динамика производства товарной продукции в сопоставимых ценах

Год

Объем

Реализации, тыс. грн

Темпы роста, %

Базисные

Цепные

2003

501,8

100,0

100,0

2004

616,5

122,7

122,7

2005

818,4

163,1

132,7

2006

1158,5

230,9

141,6

2007

1165,2

232,2

100,6

Как видно из таблицы 6, на протяжении 2003-2007гг. наблюдается устойчивый рост объемов реализации.

Анализ базисных темпов роста дает возможность сравнить изменение объема реализации за каждый год по сравнению с базисным годом - 2003г. Так, в 2004г. по сравнению с 2003г. объем реализации возрос на 22,7%, а в 2005г. – темп прироста составил 163,1%, а следовательно прирост объемов реализации составляет 63,1%. В 2006г. и в 2007г. объем реализации продукции увеличился по сравнению с 2003г. соответственно на 130,9% и 132,2%. К сожалению, следует отметить, что увеличение объемов реализации продукции в 2007г. по сравнению с 2003г. более чем в 2 раза связано в первую очередь с ростом реализационных цен, которые в свою очередь повышались под действием инфляции. Объемы реализации в натуральном выражении повлияли на увеличение суммы выручки в меньшей степени.

Анализ цепных темпов роста показывает изменение объема реализации за каждый год по сравнению с предыдущим. Базисный и ценой темп роста за 2004г. совпадают. В 2005г. выручка от реализации возросла на 32,7% по сравнению с 2004г. Прирост объемов реализации за 2006г. по сравнению с 2005г. составляет 41,6%. В 2007г. по сравнению с 2006г. объем реализации практически не увеличился, всего на 0,6%.

Таким образом, наибольший прирост выручки от реализации продукции имел место в 2006г.

Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. Исчислим его по среднегеометрической:

Среднегодовой темп прироста реализации продукции в АООО «Урожайное» за 2003-2007гг. составляет 23,4%.

Динамику объемов реализации продукции в АООО «Урожайное» представим в виде диаграммы (рис. 2).

Рис.2 - Динамика увеличения товарной продукции в АООО «Урожайное» Симферопольского района за 2003-2007гг.

Далее проведем анализ выполнения плана по реализации готовой продукции растениеводства в изучаемом предприятии.

Таблица 7 - Анализ выполнения плана по реализации продукции растениеводства АООО «Урожайное» Симферопольского района за 2007г.

Виды продукции

Реализация продукции, тыс. грн

План

Факт

+,-

% к плану

Зерно

590,0

619,0

+29,0

4,9

Подсолнечник

110,0

92,2

-17,8

16,2

Овощи открытого грунта

5,0

4,2

-0,8

16,0

Плоды

8,5

8,8

+0,3

3,5

ИТОГО:

713,5

724,2

+10,1

1,4

В целом в 2007г. план реализации продукции растениеводства перевыполнен на 10,1тыс. грн или на 1,4%. Если рассматривать выполнение плана по основным видам продукции растениеводства, то имеем следующую картину:

- план реализации зерна перевыполнен на 29,0тыс. грн или на 4,9%;

-план реализации подсолнечника недовыполнен на 17,8тыс. грн, что составляет 16,2%;

-недовыполнение плана по реализации овощей открытого грунта составляет 0,8тыс. грн или в относительном выражении 16,0%;

-фактическая реализации плодов превысила плановый показатель на 0,3тыс. грн или 3,5%.

Недовыполнение плана по реализации таких видов культур как подсолнечник и овощи открытого грунта связано с недопроизводством данного вида продукции.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

В процессе анализа определим выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по АООО «Урожайное» в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясним причины недовыполнения плана, и дадим оценку деятельности по выполнению договорных обязательств (табл. 8).

Таблица 8 - Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за июль 2007г.

Виды продукции

Потребитель

План поставки по договору, тыс. грн

Фактически отгружено, тыс. грн

Недопоставка продукции, тыс. грн

Зачетный объем в пределах плана, тыс. грн

Зерно

Овощи открытого грунта

1. Симферопольский КХП

2.Сакский КХП

1.МП «Афон»

200,0

140,0

3,5

200,0

140,0

3,0

-

-

0,5

200,0

140,0

3,0

ИТОГО:

Х

343,5

343,0

0,5

343,0

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам () и его недовыполнением () на плановый объем ():

или 99,8%

Из табл. 8 видно, что за июль месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 0,5тыс. грн., или на 0,2 %. Это произошла за счет невыполнения плана реализации по овощам открытого грунта. По зерну план реализации продукции выполнен на 100%.

Рассмотрим выполнения договорных обязательств в целом за год

Таблица 9 - Анализ выполнения договорных обязательств за 2007 год.

Месяц

План поставки продукции, тыс. грн

Недопоставка продукции, тыс. грн

В % к плану

За месяц

С начала года

За месяц

С начала года

За месяц

С начала года

Январь

60

60

4,2

4,2

7,0

7,0

Февраль

60

120

0,2

4,4

0,3

3,3

Март

40

160

-

-

-

-

Апрель

50

210

-

-

-

-

Май

60

270

3,2

7,6

5,3

2,8

Июнь

80

350

-

-

-

-

Июль

150

500

0,5

8,1

0,3

1,6

Август

200

700

-

-

-

-

Сентябрь

200

900

5,3

13,4

2,7

1,5

Октябрь

100

1000

10,0

23,4

10,0

2,3

Ноябрь

100

1100

6,5

29,9

6,5

2,7

Декабрь

100

1200

4,9

34,8

4,9

2,9

ИТОГО:

1200

Х

34,8

Х

Х

2,9

Как видно из таблицы 9, план реализации продукции за 2007г. не выполнен на 2,9%. Недовыполнение плана приходиться, главным образом, на осенне-зимний период. Так по месяцам недопоставка продукции наибольшее значение имеет в октябре -10,0тыс. грн и ноябре – 6,5тыс. грн.

Плановая служба хозяйства должна обратить внимание на более рациональное формирование плана по реализации продукции, следует внести коррективы с учетом выполнения плана прошлых лет.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но и на работу заготовительных и перерабатывающих предприятий, торговых организаций, предприятий-посредников, транспортных организаций и т. д.

2.3.2 Анализ ассортимента и структуры продукции.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура реализации продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического объема реализации продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый объем реализации продукции (продукция, реализованная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из табл. 10 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 85,6 % (611,0/713,5 * 100)

Таблица 10 - Выполнение плана по ассортименту продукции растениеводства в АООО «Урожайное» Симферопольского района в 2007г.

Виды продукции

Объем реализации продукции в плановых ценах, тыс. грн

Процент выполнении плана

План

Факт

Зерно

590,0

542,7

92,0

Подсолнечник

110,0

56,8

51,6

Овощи открытого грунта

5,0

4,0

80,0

Плоды

8,5

7,5

88,2

ИТОГО:

713,5

611,0

85,6

Причинами недовыполнения плана по ассортименту являются как внешние, так и внутренние. К внешним следует отнести конъюнктуру рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения. К внутренним причинам относятся недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Увеличение объема реализации по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т. е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры реализации оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем реализации в стоимостной оценке, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее реализации в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом, цепной подстановки (табл. 11), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции

Таблица 11 - Анализ структуры товарной продукции растениеводства в АООО «Урожайное» Симферопольского района за 2007г.

Виды продукции

Оптовая цена за единицу, тыс. грн

Объем производства продукции, ц

Товарная продукция в ценах плана, тыс. грн

Изменение товарной продукции за счет структуры, тыс. грн

План

Факт

План

Фактически

При плановой

Структуре

Факт

Зерно

650,0

908

835

590

515,4

542,7

+27,3

Подсолнечник

950,0

116

59,8

110

96,2

56,8

-39,4

Овощи открытого грунта

450,0

11

8,9

5

4,3

4,0

-0,3

Плоды

840,0

10

8,9

8,5

7,3

7,5

+0,2

ИТОГО:

Х

1045

912,6

713,5

623,2

611,0

-12,2

. = 611,0тыс. грн

= 623,2тыс. грн

= 611,0-623,2= -12,2тыс. грн

Данные графы 6 получены умножением показателя графы 5 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (): = 611 / 623,2 = 0,98

Если бы план производства был равномерно выполнен на 98 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 623,2тыс. грн. При фактической структуре он ниже на 12,2тыс. грн., это объясняется нарушением запланированной структуры на такие виды растениеводческой продукции как подсолнечник и овощи открытого грунта.

2.3.3 Анализ ритмичности реализации продукции

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес реализации продукции за каждый квартал (сутки) к месячному объему, удельный вес реализованной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес проданной продукции за каждый квартал к годовому объему реализации.

Косвенные показатели ритмичности — уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:

К ритм. = 29 + 33 + 37,7 = 99,7 %.

Таблица 14 – Ритмичность реализации продукции по кварталам 2007г.

Квартал

Реализация продукции за год, тыс. грн

Удельный вес продукции, %

Коэффициент выполнения плана

Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %

План

Факт

План

Факт

Первый

160

155,6

13,3

13,4

97,3

0,1

Второй

190

186,8

15,8

16,0

98,3

0,2

Третий

550

544,2

45,8

46,7

98,9

0,9

Четвертый

300

278,6

25,1

23,9

92,9

-1,2

Всего за год

1200

1165,2

100,0

100,0

97,1

Х

Коэффициент вариации () определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

где х2 - квадратическое отклонение от среднеквартального задания;

п - число суммируемых плановых заданий;

х - среднеквартальное задание по графику.

В нашем случае коэффициент вариации составляет 0,038.

Это значит, что объем реализации продукции по кварталам за 2007г. отклоняется от графика в среднем на 3,8 %.

3. Анализ факторов и резервов увеличения реализации продукции

Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема. Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

Отсюда

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

Отсюда

Где ,- соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

РП - объем реализации продукции за отчетный период;

, - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.

Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции. Сведем все исходные и расчетные данные по балансу товарной продукции в АООО «Урожайное» Симферопольского района за 2007г. и проведем его анализ.

Таблица 15- Анализ факторов изменения объема реализации продукции в АООО «Урожайное» симферопольского района за 2007г.

Показатель

Сумма в плановых ценах, тыс. грн

План

Факт

+, -

1. Остаток готовой продукции на начало года

40,0

41,4

+1,4

2. Выпуск товарной продукции

1195,8

1176,4

-19,4

3. Остаток готовой продукции на конец года

35,8

52,6

+16,8

4. Отгрузка продукции за год (п.1+п.2-п. З)

1200,0

1165,2

-34,8

5. Остаток товаров, отгруженных покупателям:

5.1. на начало года

5.2. на конец года

-

-

-

-

-

-

6. Реализация продукции (п.4+п.5.1-п.5.2)

1200,0

1165,2

-34,8

Из таблицы 15 видно, что план реализации продукции недовыполнен за счет невыполнения плана по её выпуску. Отрицательное влияние на объем продаж оказало также увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в три группы:

1)обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования: ВП = ЧР * ГВ,

РП = ЧР * ГВ * Дв,

2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

ВП = ОПФ * ФО,

РП = ОПФ * ФО * Дв,

3)обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

ВП = МЗ * МО,

РП = МЗ * МО * Дв,

Где Дв - доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции.

Расчет влияния данных факторов на объем, валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:

Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции показаны в Приложении

Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:

Где ,, - резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки;

РКР - резерв увеличения количества рабочих мест;

РФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;

РЧВ - резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;

- возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (РК), времени его работы (РТ) и выпуска продукции за один машино-час (РЧВ) рассчитываются по формуле:

По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

А) дополнительное количество i - го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:

Б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:

В) планируемое сокращение нормы расхода i-го ресурса на единицу i-го вида продукций умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:

В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции (таблица 16).

Таблица 16. - Резервы увеличения реализации зерна в АООО «Урожайное» Симферопольского района

Источник резервов

Резервы увеличения выпуска продукции за счет

Трудовых ресурсов

Средств труда

Предметов труда

Увеличение количества ресурсов

-

-

42

Более полное использование рабочего времени

43

100

-

Повышение производительности труда

35

-

-

Сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов

-

-

21

Снижение норм расхода сырья и материалов

-

-

10

Итого:

78

100

73

Резервы увеличения реализации продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.

На анализируемом предприятии резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 73тыс. грн. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам резервов на сумму 22тыс. грн и по материальным ресурсам - на сумму 27тыс. грн.

При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.

Заключение

Процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафа за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.

Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.

Готовая продукция – это изделия и продукты, прошедшие все стадии технологической обработки, соответствующие действующим стандартам, утвержденным техническим условиям, принятые техническим контролем организации и отвечающие требованиям заказчика.

Планирование и учет готовой продукции ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.

Единицей бухгалтерского учета готовой продукции является её наименование или однородная группа (вид). Произведенная готовая продукция зачисляется на баланс предприятия по первичной стоимости.

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и величине дебиторской задолженности.

Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключениями договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.

Бухгалтерский учет процесса реализации готовой продукции решает следующие задачи:

-систематический контроль за уровнем расходов на продажу;

-контроль за выполнением договоров поставки по объему и ассортименту;

-контроль за своевременным поступлением платежей за продажу готовой продукции;

-выявление финансовых результатов от продажи продукции.

Основные задачи анализа реализации продукции:

-оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

-определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

-выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

-разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Анализ природно-экономических условий деятельности анализируемого предприятия показал:

- АООО «Урожайное» Симферопольского района небольшое по размерам хозяйство, общая площадь которого на протяжении 2005-2007гг. практически оставалась неизменной, лишь незначительное уменьшение (на 6,42га) в 2007г.;

-размеры производства по основным экономическим показателям возросли;

-АООО «Урожайное» осуществляет деятельность зернового направления производства;

-наблюдается снижение уровня интенсификации производства;

-хозяйство безубыточно, получает прибыль, а значит, работает эффективно, рентабельность с.-х. производства в 2007г. составляет 3,4%.

Учет реализации готовой продукции в АООО «Урожайное» Симферопольского района ведется в соответствии с действующим законодательством с применением автоматизированной формы учета.

Среднегодовой темп прироста реализации продукции в АООО «Урожайное» за 2003-2007гг. составляет 23,4%.

Увеличение объемов реализации продукции в 2007г. по сравнению с 2003г. более чем в 2 раза связано в первую очередь с ростом реализационных цен, которые в свою очередь повышались под действием инфляции. Объемы реализации в натуральном выражении повлияли на увеличение суммы выручки в меньшей степени.

В целом в 2007г. план реализации продукции растениеводства перевыполнен на 10,1тыс. грн или на 1,4%. Если рассматривать выполнение плана по основным видам продукции растениеводства, то имеем следующую картину:

- план реализации зерна перевыполнен на 29,0тыс. грн или на 4,9%;

-план реализации подсолнечника недовыполнен на 17,8тыс. грн, что составляет 16,2%;

-недовыполнение плана по реализации овощей открытого грунта составляет 0,8тыс. грн или в относительном выражении 16,0%;

-фактическая реализации плодов превысила плановый показатель на 0,3тыс. грн или 3,5%.

Недовыполнение плана по реализации таких видов культур как подсолнечник и овощи открытого грунта связано с недопроизводством данного вида продукции.

Проведен также анализ выполнения плана по договорным обязательствам. Плановая служба хозяйства должна обратить внимание на более рациональное формирование плана по реализации продукции, следует внести коррективы с учетом выполнения плана прошлых лет.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но и на работу заготовительных и перерабатывающих предприятий, торговых организаций, предприятий-посредников, транспортных организаций и т. д.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура реализации продукции.

Так, в АООО «Урожайное» Симферопольского района в 2007г. если бы план производства был равномерно выполнен на 98 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 623,2тыс. грн. При фактической структуре он ниже на 12,2тыс. грн., это объясняется нарушением запланированной структуры на такие виды растениеводческой продукции как подсолнечник и овощи открытого грунта.

Анализ ритмичности реализации продукции в АООО «Урожайное» показал, что объем реализации продукции по кварталам за 2007г. отклоняется от графика в среднем на 3,8 %.

План реализации продукции недовыполнен за счет невыполнения плана по её выпуску. Отрицательное влияние на объем продаж оказало также увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

На анализируемом предприятии резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 73тыс. грн. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам резервов на сумму 22тыс. грн и по материальным ресурсам - на сумму 27тыс. грн.

Список использованной литературы

1.Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2005 – 449 с.

2.Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2004 – 345 с.

3.Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2004 – 524 с.

4.Барногльц С. Б., Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития, М.: Финансы и статистика, 2005 – 284 с.

5.Барногльц С. Б., Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений, М.: Финансы и статистика, 2004 – 427 с.

6.Быкадоров В. Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. – М.: ПРИОР-СТРИКС, 2004 – 382 с.

7.Врублевский Н. Д., Рендухов И. М. Учет выпуска и продаж продукции в промышленности. - "Бухгалтерский учет", 2005 г.

8.Захарьин В. Р. Учет готовой продукции в соответствии с методическими указаниями Минфина РФ: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. – 160 с.

9.Кирьянова З. В. Теория бухгалтерского учета. - М.: Бухгалтерский учет, 2004.-254с.

10.Ковалев К. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Зеркало, 2000 – 529 с.

11.Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. - "ИПБ-БИНФА", 2004 г.

12.Любушин Н. П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов. –М.: Юнити-Дана, 2002.

13.Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия / Под. ред. А. И. Бужинского, А. Д. Шеремета – М.: Финансы и статистика, 2004 – 457 с.

14.Новиков Д. Ю. Расходы организации: бухгалтерский и налоговый учет. - "Бератор-Пресс", 2005 г.

15.Оценка материально-производственных запасов: учетно-налоговые аспекты //Выпуск АКДИ БП N 31, август 2005 г.

16.Павлова Л. Н. Финансы предприятий: Учебник. – М.: Финансы, «ЮНИТИ», 2004 – 437 с.

17.Пястолов С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. -2-е изд. –М.: Издательский центр «Академия», Мастерство, 2002.

18.Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. –М.: Инфра-М, 2002.

19.Сотникова Л. В. Бухгалтерская отчетность организации. – М.: Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБР – БИНФА», 2005. – 363 с.

20.Справочник корреспонденций счетов бухгалтерского учета/ Под. ред. А. С. Бакаева. – М.: Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБ – БИНФА», 2004. – 608 с.

21.Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник /под общей ред. В. В. Осмоловского/ -Мн.: Новое знание, 2001.

22.Уткин Э. А. Финансовый менеджмент: Учебник для ВУЗов. – М.: Зеркало, 2004 – 437 с.

23.Финансы: Учебное пособие / Под ред. Ковалевой А. М. – М.: Финансы и статистика, 2004 – 581 с.

24.Финансы: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В., Сабанти Б. М. – М.: Юрайт, 2004 – 361 с.

25.Фомичева Л. П. Комментарии к Положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98-20/03). - Система ГАРАНТ, 2005 г.

26.Хендриксен Э. С., Ван Бреда М. Ф. Теория бухгалтерского учета: Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 2004.

27.Чеборюкова В. В. Бухгалтерский учет. Типовые проводки. Составление отчетности: практ. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.–432 с.

28.Четыркин Е. М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. - М.: Финансы, 2004 – 148 с.

29.Чечевицына Л. Н., Чуев И. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебник. -3-е изд. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.

30.Шеремет А. Д., Сейфулин Р. С. Методика финансового анализа. –М.: Финансы и статистика, 2005 – 396 с.