Сегодня: 25 | 04 | 2024

Лекция КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ НА РЫНКЕ КАПИТАЛА

Наибольшей мерой процедура андерайтингу распространена в США; вообще же в мире более популярное размещение за подпиской. В ст. 29, ЗО Закона Украины "О хозяйственных обществах" [2] также предусмотренное размещение акций путем открытой подписки на них в ВАТТ и распределение всех акций между учредителями в ЗАО. При создании AT открытую подписку организовывают учредители. Они обязаны быть держателями акций на сумму по меньшей мере 25 % уставного фонда сроком не менее как два года. Срок открытой подписки на акции не должен превышать шести месяцев. Если за это время подпиской не будет охвачено 60 % акций, AT считается неоснованным. Лица, которые желают приобрести акции, обязаны внести на счет учредителей по меньшей мере 10 % стоимости акций, на которые они подписались; после этого учредители выдают этим лицам письменное обязательство о продаже соответствующего количества акций. К дню созыва учредительного собрания лица, которое подписалось на акции, должны внести с учетом предыдущего вклада, по меньшей мере ЗО % нарицательной стоимости акций или по меньшей мере 50 %, если все акции AT распределяются между учредителями. Акционеры в установленные учредительными сборами сроки, но не позже как год после регистрации AT, обязаны оплатить полную стоимость акций.

Процедура андерайтингу отечественным законодательством не регулируется и пока что практически не применяется. В зарубежных странах андерайтинг осуществляют инвестиционные банки (андерайтери) фирмы, которые обеспечивают начальную продажу ценных бумаг корпораций на первичном рынке. Для этого они предоставляют консультации корпорациям относительно того, какие бумаги целесообразно выпускать акции или облигации; если стоит выпускать облигации, то инвестиционные банки предлагают выбрать их вид, срок оборота И проценты; гарантируют корпорации цену новых ценных бумаг и продают их инвесторам.

Всемирно известными инвестиционными банковскими фирмами США являются "Merrill Lynch", "Morgan Stanley", "Salomon Brothers", "First Boston Corporation" и "Goldman Sachs". За объемом размещенных акций и облигаций первое место занимает фирма "Merrill Lynch". Например, только в течение 1991 г. эта фирма руководила размещением 561 эмиссии на общую сумму более 100 млрд дол. [50, с. 400].

Существуют две основная формы андерайтингу фирменное обязательство и размещение по принципу наилучших условий на рынке. Андерайтинг по принципу фирменного обязательства является наиболее распространенной формой для размещения больших эмиссий (более 10 млн дол.) в США. Она предусматривает, что андерайтер выкупает в эмитента весь объем эмиссии по договорной цене, а потом продает ценные бумаги по рыночной цене; спред (разница между рыночной и договорной ценами), что возникает при этом, является платой за услуги андерайтера. Следовательно, при применении фирменного обязательства эмитент получает обусловленную соглашением покупки-продажи ценных бумаг грусти, а все риски, связанные с реализацией ценных бумаг, берет на себя андерайтер.

Размещение по принципу наилучших условий на рынке предусматривает, что андерайтер действует как агент эмитента и получает комиссионное вознаграждение за фактическое размещение ценных бумаг. По соглашению андерайтер обязывается всесторонне содействовать продаже ценных бумаг за обусловленную цену, но он не гарантирует, что эмитент получит определенную сумму денег.

Если андерайтер не имеет возможности разместить всю эмиссию по цене предложения, то остаток ценных бумаг изымается с продажи, переоценивается, может быть предложенный инвесторам позже или возвращенный эмитенту. Такую форму размещения андерайтингу используют преимущественно для сравнительно небольших эмиссий (до 2 млн дол.).

Наведем основные расходы, связанные с продажей акций:

Спред Прямые расходы эмитента, т. е. разница между ценой, которую получает за акции эмитент, и ценой, за какой андерайтери продают акции;

Другие прямые расходы эмитента (Не связанные с компенсацией за услуги андерайтерів) расходы на регистрацию, оплату труда юристов, аудиторов; налоговые платежи; публикацию информации об эмиссии;

Косвенные расходы руководства компании на организацию новой эмиссии;

Занижение цен размещения В случае первичного публичного размещения ценные бумаги компании продаются по заниженной по сравнению с реальной стоимостью цене. Зарубежный опыт свидетельствует, что расходы по размещению ценных бумаг в процентном выражении к объему эмиссии существенно снижаются при росте последнего. Например, при относительно небольших эмиссиях (до 10 млн дол.) прямые расходы несколько превышают 10 % средств, полученных от реализации акций, т. е. на 10 млн дол. эмиссии прямые расходы компании будут составлять 1 млн дол. При объемах эмиссии 10-20 млн дол. прямой расхода снижаются до 7 %, при 50-100 млн дол. они составляют 4 %.

Самые низкие суммарные расходы наблюдаются при размещении за подпиской. Так, по данным американских исследований, средние расходы обращения при продаже акций составляют: по принципу наилучших условий на рынке 6,17 % объема привлеченных средств; с использованием ожидаемого андерайтингу 6,05; за подпиской 2,45 % [50, с. 417]. Но невзирая на это, компании в США значительно чаще используют андерайтинг, чем размещение за подпиской. Этот факт невозможно убедительно объяснить.

Реализация корпоративных ценных бумаг зависит от их инвестиционной привлекательности, которая отображается в рейтингах инвестиционных агентств (например, таких известных в мире, как "Moody's" и "Standard and Poor's"). Рейтинги важны как для компаний-эмитентов, так и для инвесторов.

В рейтингах ценные бумаги компаний разделяются на классы качества в зависимости от риска неуплаты от наивысшей до самого низкой. При этом могут учитываться различные показатели платежеспособность, объем и структура долга, стабильность денежных потоков, рентабельность активов компании-эмитента и др. Постоянной формулы для расчета рейтингов не существует. Рейтинг облигаций является показателем риска невыполнения долгового обязательства, поэтому он влияет на процентную ставку облигации и стоимость долгового капитала фирмы.

Рейтингові агентства проставляют на облигациях определенные отметки, которые показывают, к какой категории они принадлежат. За обозначениями агентства "Standart and Poor's" наиболее надежными являются облигации с отметками "ААА" и "АА", а потом "А" И "ВВВ". Облигациями низших категорий являются "ВВ", "В", низкого качества "ССС", "СС", спекулятивными (макулатурними) "ODD", "D". Если рейтинг облигаций компании упадет ниже категории "ВВВ", ей будет тяжело распространять новые облигации.

В Украине рейтинги ценных бумаг определяет Ассоциация внебиржевой фондовой торговой системы (ПФТС). ее рейтинги, по существу, имеют решающий смысл (поскольку отсутствуют конкуренты составители рейтингов) относительно предоставления информации об инвестиционных качествах ценных бумаг украинских эмитентов. Пока что рейтинг определяется для ограниченного круга эмитентов ценных бумаг. Например, в 2000 г. в предложенном рейтинге ПФТС фигурировало только 25 эмитентов акций (обществом в Украине зарегистрировано более 18 тысяч эмитентов ценных бумаг) [37, с. 28].

Следующая операция с корпоративными ценными бумагами Приобретения AT собственных акций. Акционерное общество может выкупать собственные акции для их следующей перепродажи, распространение среди своих работников или аннулирования. За отечественным законодательством эта операция может осуществляться только за счет сумм, которые превышают уставный фонд; выкупленные акции должны быть реализованы или аннулируемы в течение года. Распределение прибыли, а также голосование и определение кворума на общих собраниях акционеров осуществляют без учета приобретенных AT собственных акций. Выясним основные причины осуществления компаниями операций с выкупа собственных акций.

Возможны несколько ситуаций, которые побуждают менеджеров к выкупу. Первая ситуация когда выкуп собственных акций может быть альтернативой дивидендным выплатам компании. При этом акционеры, которые сберегли свои акции, будут владеть большей частицей активов фирмы, поэтому их благосостояние не будет снижаться при переходе компании от выплаты денежных дивидендов до выкупа акций и выдачи их акционерам. Кроме того, в них есть выбор продать дополнительные акции по рыночной цене, оплатить налог и получить деньги, если они нужные сейчас, или оставить акции в себя. При выплате дивидендов все акционеры должны их получить. При определенных условиях направления средств AT на выкуп части собственных акций для распределения их между акционерами может быть более выгодный для акционеров, чем получение большей суммы дивидендов.

Заметим, что ситуация, когда AT, имея наличность для уплаты дивидендов, направляет ее на выкуп собственных акций, чтобы распределить их вместо того, чтобы повышать дивиденды, вряд ли нынче возможная в Украине.

При условиях неразвитого вторичного рынка ценных бумаг акции имеют низкую ликвидность, поэтому акционеры быстрее предпочитают текущим выплатам дивидендов как более надежному доходу, чем получению дополнительных акций, которые тяжело продать.

Вторая ситуация (Опять таки с зарубежного опыта [22]) колы выкупаются собственные акции вместо того, чтобы повышать дивиденды. При этом в текущем году компания получает временное повышение прилива средств и не надеется, что так будет в будущем. При таких условиях менеджеры вероятнее всего будут продолжать взвешенную дивидендную политику, т. е. не будут резко повышать выплату дивидендов деньгами, а распределят средства в виде выкупленных акций, во избежание снижения дивидендов в последующий период.

Третья ситуация, Которая инициирует выкуп собственных акций, так же распространена в странах с развитым финансовым рынком. Компания, переживая период снижения цен на свои акции, путем выкупа больших пакетов акций пытается повысить их курс. Во многих случаях внедрение программ выкупа собственных акций действительно содействует установлению доверия инвесторов и цена на акции повышается, но существует опасность, что она опять снизится после прекращения AT операций с выкупа. Как указывалось, компании необходимо иметь собственные акции в портфеле на то время, когда владельцы опционов и варантів, выпущенных на ее акции и облигации, смогут воспользоваться предоставленными правами. Следовательно, реализация опционов и варантів так же приводит к необходимости осуществление операций с выкупа собственных акций.

Время от времени компании могут осуществлять такие операции, как измельчение и консолидация акций. Измельчение акций это увеличение количества акций в обращении путем замены одной акции на несколько, например измельчение 3:1 значит, что каждая акция заменена на три. Если акция имеет нарицательную стоимость, то измельчение сопровождается соответствующим снижением их нарицательной стоимости. В розглядуваному примере она уменьшится втройне. Измельчение акций возможно тогда, когда слишком высокие цены на акции, что неудобно для мелких Инвесторов.

Процедуру измельчения акций компании применяют очень часто. Не так часто компании осуществляют Консолидацию (Или обратный сплит), т. е. уменьшают количество акций в обращении путем замены определенного количества акций на одну (например, три старая акции на одну новую) из соответствующим повышением нарицательной стоимости акции. Одной из причин этого может быть установление биржами ограничения относительно минимальной цены одной акции; обратный сплит может поднять цену к этому минимуму.

Рефинансирование облигаций это досрочный выкуп выпущенных облигаций с заменой их на облигации нового выпуска с низшей процентной ставкой. Эта операция может быть выгодной при снижении рыночных процентных ставок. За право досрочного выкупа компания должна платить; связанные с возможностью выкупа дополнительные расходы складываются с уплаты за повышенные купоны как компенсации покупателям облигаций за право выкупа, а также выплаты премии в случае реализации этого права.

Государственное регулирование один из важнейших факторов, что определяет судьбу фондового рынка в каждой стране. Важнейшей является регламентация правил регистрации выпусков ценных бумаг. В большинстве развитых стран выдвигаются жесткие требования к регистрации. В известной степени это защищает инвесторов от нечестных заемщиков. Однако избыточная "зарегульованість" рынка может привести к нежелательным последствиям снижение количества эмиссий, размещение ценных бумаг за границами страны. Например, японские корпорации размещают свои облигации преимущественно в Лондоне, где их покупают японские же инвесторы [41, с. 25].

В Большой Британия только в 1986 г. был принят засадничий закон "О финансовых услугах", который положил начало развитию законодательной системы регулирования рынка. Действие закона о финансовых услугах распространяется не только на ценные бумаги, но и на другие финансовые инструменты (товарный фьючерс, опционы па драгоценные металлы, долгосрочные страховые полисы), поэтому в нем используется термин "Инвестиции", а не ценные бумаги, и речь идет о регулировании инвестиционного бизнеса, а не фондового рынка.

Нынче в Большой Британия осуществляется реформа в сфере регулирования финансовой системы, в процессе которой расширяются полномочия нового регулирующего органа Ради с финансовых услуг (Financial Services Authority FSA). Сфера полномочий этого Совета теперь охватывает контроль за регулированием инвестиционного бизнеса в соответствии с законом о финансовых услугах 1986 р., а также надзор за банковской деятельностью, который в 1998 г. был передан Банком Англии в компетенцию этого Совета. Предусматривается, что Совет с финансовых услуг станет единым регулирующим органом финансового сектора Большой Британия. Этот Совет является независимым негосударственным органом, который подотчетный государственной сокровищнице, преемником комиссии по ценным бумагам и инвестициям, которая действовала после принятия закона 1986 г. Упоминавшаяся комиссия так же была негосударственной организацией и финансировалась за счет специальных взносов участников фондового рынка, ей были переданы все основные полномочия по регулированию от контроля над управляющими пенсионными фондами к контролю над торговлей фьючерсом и опционами.

Основные функции по регулированию деятельности фирм, которые имеют лицензии на ведение инвестиционного бизнеса (их более 22 тыс.), выполняют специализированные уполномоченные органы под контролем Ради с финансовых услуг три саморегулирующий организации, шесть уполномоченных инвестиционных бирж и уполномоченные клиринговые палаты. В Большой Британия большая частица инвестиционного бизнеса приходится приблизительно на 6 тыс. фирм, которые работают под контролем трех саморегулирующий организаций Организации по регулированию деятельности инвестиционных управляющих, Ради с ценных бумаг и фьючерса и Ради с частных Инвестиций.

Определение и статус саморегулирующий организаций регламентируется законом "О финансовых услугах". Непосредственной функцией этих организаций является допуск на отдельные сегменты фондового рынка частных лиц и фирм, которые ведут инвестиционный бизнес, а также мониторинг рынка, обеспечение выполнения участниками установленных правил, рассмотрение споров и жалоб.

Совет с финансовых услуг контролирует шесть уполномоченных инвестиционных бирж: Лондоский фондовую биржу (LSE), Лондоский международную биржу финансового фьючерса и опционов (LIFFE), Трейд-пойнт (Tradepoint), Лондоский биржу ценных бумаг и походных инструментов (OMLX), Лондоский биржу металлов (LME) и Международную нефтяную биржу (ІРЕ).

Розглядувана Совет осуществляет надзор за деятельностью двух клиринговых палат, которые обслуживают биржевые операции; контролирует деятельность клиринговой палаты с наличных соглашений и форвардных контрактов с иностранной валютой; расследует нарушение действующего законодательства в инвестиционной сфере. Ежегодно этот Совет осуществляет 600 нового расследования; три четверти из них приходится на расследование случаев незаконного инвестиционного бизнеса (без лицензии). За законодательством Совет с финансовых услуг несет ответственность за создание и реализацию программ компенсации инвесторов (вкладчиков) в случае неплатежеспособности фирм, банков. Нынче существуют две отдельная схемы для инвесторов и для вкладчиков. Схема компенсации инвесторов предусматривает выплаты частным инвесторам до предельного уровня 48 тыс. фунтов стерлингов. По схеме защиты депозитов в случае неплатежеспособности банка каждому вкладчику выплачивается до 90 % общей суммы депозита (максимум 18 тыс. фунтов стерлингов).

Совет с финансовых услуг несет ответственность за ведение компьютеризованного реестра фирм, которые имеют лицензии на осуществление инвестиционного бизнеса.

Немецкому рынку ценных бумаг принадлежит весомое место среди фондовых рынков развитых стран. Одним из засадничих законодательных актов, которые регулируют этот рынок, является закон "О торговле ценными бумагами" (1994 р.). Этим законом установлена система контроля операций с ценными бумагами, что имеет несколько уровней, поскольку Германия федеративное государство [33, с. 14-15]:

• федеральный; контроль осуществляет Федеральное ведомство по надзору за торговлей ценными бумагами;

• субъектов федерации (земель); контроль полагается на учреждения по надзору за биржами;

• биржевой; на биржах контроль осуществляют отделы с контроля за торговлей ценными бумагами;

• банковский; в банках действуют отделы контроля по операциям с ценными бумагами.

Федеральное ведомство самостоятельно функционирует в пределах своих полномочий и финансируется за счет средств профессиональных участников рынка ценных бумаг; в то же время оно подчинено Федеральному министерству финансов. В состав Федерального ведомства входит Совет с ценных бумаг, который является совещательным органом и формируется по принципу один представитель от каждого субъекта федерации. Совет консультирует Федеральное ведомство при подготовке нормативных актов и по другим вопросам.

Учреждения по надзору за биржами, созданные на уровне земель, осуществляют административно-правовой и текущий контроль. Они выдают разрешения на создание биржи, а также распоряжения об ее ликвидации, следят по текущим соглашениям с ценными бумагами, проверяют правильность установления курсов ценных бумаг, наблюдают за деятельностью брокеров, имеют право обращаться в суда в случае выявления правонарушений, а также создавать комитеты по санкциям, которые могут налагать штрафы (до 50 тыс. марок) или відсторонювати от участия в торгах профессиональных участников, которые нарушают порядок и правила их осуществления.

На биржевом равные отделы с контроля формируются биржей. Они осуществляют текущее наблюдение по операциям с ценными бумагами: собирают данные о биржевых операциях; контролируют правильность котирувань; соблюдение биржевые правила; сообщают руководство биржи об обнаруженных нарушениях.

Важную роль на фондовом рынке Германии играют банки, которые выполняют весь спектр операций с ценными бумагами. Только банки имеют право передавать заявки инвесторов на биржу, заключать соглашения для частных инвесторов. Отделы с контроля по операциям с ценными бумагами, которые создаются в банках, управляют потоками информации и контролируют поведение служащих, которые выполняют операции с ценными бумагами, валютой, драгоценными металлами, походными финансовыми инструментами. Контроль осуществляется путем відслідковування состояния личных счетов сотрудников и счетов, переданных им в доверительное управление. Осуществляется также надзор за тем, чтобы рабочие функциональных подразделений банка хранили конфиденциальность информации при выполнении операций с ценными бумагами, не передавали информацию с одного отдела в другой; в случае потребности обмен информацией осуществляется под жестким надзором контрольной службы.

Финансовая Система Является наиболее регулируемым сектором американской экономики. Такая сама ситуация существует в Японии, Канаде и европейских странах.

Законодательная основа регулирования фондового рынка была заложена еще в 1933 г. в законе о ценных бумагах, причиной принятия которого был крах фондовой биржи в 1929 г. В соответствии с этим законом в США было создано и действует доныне Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC). Она требует от корпораций-эмитентов регистрировать проспекты эмиссии, предоставлять общественности определенную информацию о продаже ценных бумаг, активах И доходах, а также ограничивает покупку-продажу ценных бумаг корпорации наибольшими акционерами (что известные как інсайдери), чтобы предотвратить манипуляции с курсами ценных бумаг.

В США созданы учреждения, которые осуществляют надзор и за другими секторами финансового рынка, в частности комиссия по товарам и торговле (регулирует фьючерсные рынки), управление контролера денежного обращения (регулирует федеральные чартерні коммерческие банки), управление национальных кредитных союзов (регулирует федеральные чартерні кредитные союзы), комиссия По страхованию и банкам штатов (регулирует чартерні банки И страховые компании штатов), управление надзора за сберегательными учреждениями (сберегательные и заимообразные ассоциации). Кроме того, надзор за всеми банками полагается на Федеральную резервную систему. Федеральная корпорация страхования депозитов кроме контроля за коммерческими банками, взаимными сберегательными и ссудными ассоциациями обеспечивает страхование до 100 тыс. дол. на каждого вкладчика в банк; это правительственная организация, в которую коммерческие банки и взаимные сберегательные банки делают взносы для возмещения вкладчикам убытков в случае банкротства банка. Эта корпорация была создана в 1934 г. после волны банкротств банков в 1930-1933 pp.

Основными средствами контроля за функционированием финансового рынка, которые применяются всеми упомянутыми учреждениями, есть регистрация и проверка бухгалтерских книг соответствующих финансовых компаний и установление ограничений на активы, которыми они владеют [44, с. 98].

В 1996 г. был принят Закон Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" [3], который определил правовые основы государственного регулирования рынка ценных бумаг и контроля за выпуском и обращением ценных бумаг и их походных.

Закон определяет также, что государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляет ДКЦПФР. Основными формами регулирования, которые она применяет, есть выдача лицензий на профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; регистрация эмиссий и информации об эмиссии ценных бумаг; контроль за достоверностью информации, которая поступает от эмитентов и лиц, которые профессионально работают на рынке ценных бумаг, контролирующим органам. В соответствии с законом ДКЦПФР имеет широкие полномочия в случае выявления правонарушений, в частности приостановка или аннулирование лицензии; остановка торговли на фондовой бирже; осуществления проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности эмитентов и лиц, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, фондовых бирж; накладывания административных взысканий, штрафных санкций за нарушение законодательства; поднятие вопроса об освобождении с должностей руководителей фондовых бирж и других учреждений инфраструктуры фондового рынка; остановка или прекращение допуска ценных бумаг на фондовые биржи; остановку клиринга и заключение договоров покупки-продажи на определенный срок для защиты государства, инвесторов; посылание материалов в правоохранительные органы относительно фактов правонарушений, за которые предусмотрена административная и уголовная ответственность, или в Антимонопольный комитет в случае выявления нарушений антимонопольного законодательства; мониторинг движения инвестиций в Украину и за ее границы через фондовый рынок.

Законом предусмотрено, что ДКЦПФР может делегировать зарегистрированным ею саморегулирующий организациям часть полномочий по регулированию и контролю за рынком ценных бумаг, в частности относительно разработки и внедрения правил и стандартов выполнения операций; сертификации специалистов фондового рынка; предоставление лицензий лицам, которые осуществляют на фондовом рынке профессиональную деятельность.

Нынче в Украине уже действуют 10 саморегулирующий организаций, наиболее известные из них Профессиональная ассоциация регистраторов и депозитариев (ПАРД), которая насчитывает 281 члена, и Ассоциация участников фондового рынка Украины (АУФРУ), которая объединяет регистраторов, хранителей и депозитариев. В ее состав входят 108 членов.

Финансируются ДКЦПФР и ее территориальные отделения за счет средств государственного бюджета Украины.

С целью защиты интересов потребителей финансовых услуг и обеспечения деятельности и развития конкурентоспособного рынка финансовых услуг в 2001 г. был принятый Закон Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг". Им предусмотрено, в частности, что для государственного регулирования рынков финансовых услуг (кроме рынков банковских услуг, ценных бумаг и походных ценных бумаг) создается специально уполномоченный орган исполнительной власти.

Следовательно, можно констатировать начатое и развивается регулирование фондового рийку Украины с учетом опыта промышленное развитых стран, который, имеет общие черты С системами регулирования рынка ценных бумаг, которые они применяют. В частности, общим является контроль за рынком ценных бумаг как государственными органами, так и саморегулирующий организациями. Но в отличие от таких стран, как США и Большая Британия, в украинской системе регулирования финансового рынка пока что отсутствует надежный механизм защиты инвесторов (вкладчиков) в случае неплатежеспособности финансовых компаний банков и торговцев ценными бумагами.

Очевидно, практическое отсутствие в системе регулирования гарантии возвращения вкладов (ведь возможность возвращения банковского вклада в сумме, которая не превышает 1200 грн, не Защита инвестора важнейшая, но не единая причина создания системы регулирования фондового рынка. В современном мире регулирования фондового рынка, признается абсолютно необходимое для устранения "системных" ошибок рыночной экономики. Однако Существует много дополнительных расходов на регулирование. К прямым принадлежат расходы труда и капитала для формирования и функционирования регулирующих органов, к косвенных расходы фирм, которые подпадают под регулирование. В частности, составление регулярных отчетов нуждается в значительных расходах времени высококвалифицированных специалистов (см. в розд. С отчетность ВАТТ перед ДКЦПФР). Кроме того, существует концепция "ловушки регулирования", согласно которой государственный орган, назначен вводить регулирующие 00нормы в интересах общества, становится наибольшим лобістом объектов регулирования, т. е. фирм, которые работают на фондовом рынке (эта концепция ярчайше оказывается в деятельности саморегулирующий организаций), ограничивая конкуренцию, воздействуя на пользу нескольких фирм и предоставляя им монопольное право на предоставление услуг

Вопрос для самоконтролю

1. Функции акций при условиях развитого фондового рынка.

2. Основные признаки классификации акций.

3. Роль корпоративных облигаций в деятельности AT.

4. Какие ценные бумаги кроме акций и облигаций могут использовать корпорации в своей деятельности?

5. Особенности эмиссии и размещения акций на первичном рынке.

6. Для чего AT могут выкупать собственные акции?

7. Что такое рефинансирование облигаций?

8. Этапы развития фондового рынка Украины.

9. Государственное регулирование фондового рынка в США, Большой Британия и Германии.

10. Какие формы государственного регулирования рынка ценных бумаг применяются в Украине?

34, с. 18]. Следовательно, усовершенствование отечественного государственного регулирования фондового рынка нуждается в тщательном анализе преимуществ и недостатках существующих подходов к этому процессу.

Способна положительно повлиять на ситуацию) сдерживает прилив инвестиций от населения из-за финансовых посредников в реальный сектор экономики, уповільнює темпы развития финансового рынка.

3. Государственное регулирование выпуска и обращения корпоративных ценных бумаг в зарубежных странах и в Украине