11 | 12 | 2017

Реферат БЕЗОПАСНОСТЬ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Реферат БЕЗОПАСНОСТЬ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Погрузочно-разгрузочные работы по степени опасности разделяются на четыре группы:

—малоопасные (металлы, лесо - и стройматериалы);

—опасные (с учетом больших габаритных размеров);

—пылящие и горючие (цемент, мел, известь, асфальт);

— опасные (предметы и вещества, которые при транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах и хранении могут стать причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, зданий I сооружений, гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей или животных).

По массе одного места грузы разделяются на три категории:

—массой меньше 80 кг, а также сыпучие, мелкоштучные;

—массой от 80 до 500 кг;

—массой более 500 кг.

Особые меры безопасности следует соблюдать при транспортировке опасных веществ, которые могут вызывать пожары, взрывы, правления работников. Опасные вещества разделяются на девять классов: 1 — взрывчатые вещества; 2 — газы; 3 и 4 — легко­воспламеняющиеся жидкости, вещества и материалы; 5 — окис­лительные вещества; б — ядовитые и инфекционные вещества; 7 — радиоактивные; 8 — едкие и коррозионно активные вещества; ."' — другие.

На упаковке с опасными грузами, кроме стандартной маркировки, должны быть соответствующие знаки опасности. Знак имеет форму квадрата, который окантован черной рамкой, повернутой на угол и разделенный на два одинаковых треугольника. В верхнем треугольнике наносят символ опасности. В нижнем углу нижнего треугольника делается надпись об опасности груза. Под квадратом могут быть нанесены надписи о мерах предосторожности.

Погрузочно-разгрузочные работы необходимо выполнять под руководством лица, которое назначается администрацией предприятия. Это лицо проверяет исправность грузоподъемных механизмов, такелажа, приспособлений и другого инвентаря, инструктирует рабочих, объясняя им их обязанности, последовательность выполнения операций и значение применяемых при этом сигналов. Эти работы следует выполнять с применением средств малой механизации (тележки, лебедки, вагонетки) и при помощи подъемно-транспортного оборудования. Проведению этих забот предшествует составление технологических карт и проектов выполнения работ. На месте выполнения работ вывешиваются знаки безопасности.

Площадки, где проводятся погрузочно-разгрузочные работы, должны иметь ровное и твердое покрытие, иметь уклон не более 5°, а также естественное и искусственное освещение.

К работам с грузоподъемными механизмами допускаются лица не моложе 18 лет, которые прошли медицинский осмотр и специальное обучение, сдали экзамены и получили удостоверение.

В случае, когда вес груза превышает 50 кг, а также при поднимании грузов на высоту более 3 м следует применять средства механизации.

Правила складирования грузов: высота штабеля не должна превыше-; 6 м для неразборной тары и 4,5 м — для складной тары; 3 м — для грузов в ящиках при ручной загрузке и 6 м — при механизированной; для барабанов с карбидом кальция — не более двух ярусов, для корзин с бутылями агрессивных веществ — в один ряд. Ширина главного проход; в закрытых складах должна быть не менее 3 м. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с грузами пылящими и опасными необходимо применять средства индивидуальной защиты.

2. БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

К подъемно-транспортному оборудованию относятся транспортные и грузоподъемные машины. К грузоподъемным машинам относят подъемники и краны. Среди подъемников наиболее распространены лифты, электро - и автопогрузчики. Среди кранов широко используются башенные, козловые, мостовые краны, кран-балки и электротали. Анализ травматизма при эксплуатации подъемно-транспортных машин показывает, что большинство несчастных случаев с тяжелыми последствиями, приходится на работы, при выполнении которых используются грузоподъемные машины.

Рабочая зона грузоподъемных машин является опасной. Опасности, с которыми сталкиваются люди, связаны преимущественно с неумышленным контактом с подвижными частями оборудования и возможными ударами от перемещаемых предметов, а также при высыпании части груза и с падением самого оборудования. Это касается и самоходного оборудования, которое нередко перемещается с большой скоростью. В этом случае возникает опасность наезда или удара при столкновении.

Особенностью подъемно-транспортных машин является пере­мещение самих машин и грузов, которые они перемещают. Конструкция подъемно-транспортных машин содержит большое количество подвижных частей. Это предопределяет их потенциальную травмоопасность. Вследствие обрыва канатов и цепей, за которые поднимается груз, возможны тяжелые последствия: разрушение крана, потеря устойчивости, „набегание" груза на элементы конструкции крана или его соскальзывание с грузозахватного приспособления.

Поэтому к кранам предъявляются повышенные требования по прочности и надежности их кинематических звеньев, а также их устойчивости. Краны должны быть оборудованы следующими предохранительными устройствами: сигнализацией, конечными выключателями для автоматической остановки механизмов пере­движения крана, ходовой тележки и поднятия грузозахватных органов; блокировкой для автоматического снятия напряжения с крана при выходе человека на галерею, блокировкой дверей кабины; звонка для сигнализации; противоугонными устройствами; анемометрами для определения скорости ветра при работе на открытом месте.

Ограничитель грузоподъемности. Ограничитель грузо­подъемности (рис. 3.4) предназначенный для предотвращения поломок механизмов и падения крана в случае перегрузки. У кранов с электрическим и дизель-электрическим приводом ограничитель грузоподъемности включается в электрическую схему, а у кранов с механическим приводом — в схему специальных исполнительных механизмов. Принцип работы ограничителя: одно звено грузового каната в башенном кране опирается на блок ограничителя грузоподъемности, установленного на головке башни. Во время поднимания груза канат натягивается и через блок нагрузки усилие передается на рычаг. Рычаг возвращается, тяга деформирует упругое динамометрическое кольцо датчика усилий. Датчик усилий превращает усилие динамометрического кольца в электрический сигнал, пропорциональный прилагаемому усилию.

Ограничитель и указатель высоты поднятия стрелы. Ограничитель и указатель высоты поднятия стрелы (рис. 3.5) служит для ограничения верхнего крайнего и нижнего ее положения. Регулированием ограничителя и указателя вылета стрелы можно достичь того, чтобы при установлении стрелы на минимальном и максимальном вылетах срабатывали конечные выключатели. Ограничитель-указатель должен проверяться ежемесячно при холостом включении стрелы и после каждого монтажа крана. Надежность срабатывания ограничителя проверяют трехкратным подниманием стрелы при минимальном вылете и опусканием стрелы при максимальном.

 

Ограничитель высоты поднятия крюка (рис.3.6) служит для предотвращения упора крюковой подвески в блок или стрелу и представляет собой устройство, которое автоматически выключает грузовую лебедку во время подхода крюка к блоку головки стрелы. Ограничитель устанавливается ка головке стрелы. Принцип действия: в главной части стрелы установлен конечный выключатель, рычаг 2 который под действием упора / выключает ток. При этом цепь конечного выключателя замкнута. При поднятии крюка свыше допустимой высоты упор крюковой подвески поднимает рычаг и цепь размыкается.

Рис. 3.5. Ограничитель и указатель высоты подъема стрелы: I — стрела (башня); 2 — конечный выключатель: 3 — пята крепления стрелы (башни); 4 — упор конечного выключателя; 5 — шкала указателя грузоподъемности: 6 — стрелка; 7 — упор от переброски назад стрелы (башни)

Принцип работы ограничителя, который устанавливается на барабанные лебедки, базируется на отсчете оборотов барабана во время навивки каната.

 

Ограничитель поворота башни (рис. 3.7) служит для ограничения угла закручивания кабеля в пределах двух оборотов. Он состоит из конечного шпиндельного выключателя /, установленного на специальном кронштейне 2 на внутренней обечайке поворотной платформы 3. Ограничитель приводится в действие при помощи шестерни, насаженной на ось выключателя и сцепленной с венцом опорно-поворотного круга 4. Во время работы крана контакты замкнуты и он может вращаться в обе стороны. При подходе к крайнему положению ролик размыкающей шайбы нажимает на выступ собачки и освобождает рычаг, который под действием пружин размыкает контакты. При этом вращение крана прекращается и поворот можно осуществить только в обратном направлении, поскольку вторая пара неподвижных контактов замкнута.

 

Ограничитель передвижения крана (рис. 3.8). Он служит для отключения механизма передвижения в конечных участках подкранового пути. В его состав входит конечный выключатель /, установленный на раме одной из ведущих тележек, и упоры 2, установленные на конечных участках подкранового пути. При подходе к конечным участкам подкранового пути вилка конечного выключателя упирается в специальный упор, прикрепленный к шпале, возвращается, размыкает электрическую цепь; электродвигатели механизма передвижения выключаются. Регулирование ограничителя передвижения заключается в правильной установке упоров конечных выключателей.

 

Ограничитель вылета каретки. Он состоит из конечного выключателя ЗУ-250А, который приводится в движение цепной передачей от барабана лебедки передвижением каретки.

 

Рис. 3.9. Клещевой противоугонный захват

 

Противоугонные устройства. С целью предотвращения случайного передвижения и опрокидывания крана под действием сильного ветра, вследствие проседания подкранового пути в нижней части рамы ходовых тележек между колесами устанавливают клещевые захваты (рис. 3.9). Клещевые захваты башенных кранов серии КБ работают с губками, постоянно подведенными под головку эельса. Это повышает безопасность работы крана, поскольку при :-том исключается возможность соскакивания тележек с рельсов I опрокидывания крана.

Используются также автоматические противоугонные захваты(рис.3.10)

Рис. 3.10. Автоматический противоугонный захват: 1 — мотор-редуктор; 2 — шарнирная муфта; 3 — конечный выключатель; 4 — винт: 5 — корпус захвата; 6 — гайка; 7 — пружина; 8 — ползун; 9 — рычаг: 10 — щека; 11 — направляющий каток

Указатель наклона (наклономер). Это прибор, который показывает величину наклона крана относительно горизонта. При уклоне на 1° наконечник грузика приближается к меньшему кругу, на 2°—8° — к среднему и на 3° — к большому. При установке крана на выносные опоры уклон крана определяют по отклонению наконечника грузика наклономера. Наконечник грузика отклоняется в сторону наклона и указывает на его значение в градусах. При установке крана на выносные опоры положение крана определяется по положению воздушного

Пузырька. При наклоне воздушный пузырёк отклоняется в сторону,,

Противоположную наклону, и указывает его значение.

Анемометры. Они предназначены для измерения скорости ветра и автоматического включения сирены, которая предупреждает о силе ветра, при которой следует прекратить работу крана. Анемометр М95 состоит из датчика скорости ветра и указательного пульта, объединенных между собой кабелем. Анемометры на заводе-изготовителе наст­раиваются на заданную предельную скорость ветра для рабочего положения крана. Анемометр сигнализирует, если скорость ветра достигает этого значения. Шкала прибора обеспечивает наблюдение за скоростями ветра от 2 до 25 или от 2 до 50 м/с.

Сигнализация. Для световой сигнализации предусмотрено включение ламп: зеленой — если скорость ветра меньше, чем предельная; желтой — если появляются порывы ветра, скорость которых достигает предельного значения; красного — когда скорость ветра и длительность его порывов опасны для работы крана. Для защиты датчика скорости ветра, который установлен на верхней части башни, предусмотрена молниезащита. Указательный пульт анемометра устанавливается в кабине машиниста.

Звуковой сигнализатор опасности приближения к ЛЕП. Стреловые самоходные краны оборудуются приборами, которые извещают звуковым сигналом о приближении стрелы крана к проводам электрической сети или к линии электропередач.

3. БЕЗОПАСНОСТЬ ВНУТРИЗАВОДСКОГО ТРАНСПОРТА

Количество транспортных путей и их ширина зависят от количества и насыщенности грузопотоков конкретного производства. При этом принимаются во внимание удобство и безопасность движения. В тупиковых частях дорог предусматриваются объезды или площадки для разворотов. Проезжая часть территории предприятия должна иметь разметку. Дороги должны постоянно содержаться в исправном состоянии, очищаться от льда и снега. Во время гололедицы дорожное покрытие следует посыпать песком.

На видных местах на территории предприятия устанавливаются :хемы движения транспортных средств и дорожные знаки. Скорость движения на территории предприятия зависит от вида и состояния дорог, интенсивности транспортных и людских потоков, специфики транс­портных средств и грузов, которые перевозятся.

Ширина ворот для автотранспорта должна быть на 1,5 м больше, чем ширина автомобиля, но не меньше 4,5 м. Максимальная высота груза, который нагружается на автомобиль, должна быть не более 3,8 м чад уровнем дороги, а ширина — не более 2,5 м.

Скорость железнодорожного транспорта на территории предприятия не более — 10 км/час. Переходить железнодорожные пути разрешается только в определенных местах (переходах), оборудованных настилами. На территории предприятия скорость движения автотранспорта должна быть не более 10 км/час. При въезде в цех и выезде из него скорость движения автотранспорта не должна превышать 5 км/час.

В местах пересечения внутризаводских дорог с железнодорожными путями должны быть установлены шлагбаумы, звуковая и световая сигнализация. В местах пересечения железнодорожных путей с дорогой рельсы и дорожное полотно должны быть на одном уровне.

Освещенность проездов на территории предприятий должна быть не меньше 0,5 лк, а у ворот и площадок паркования транспортных средств — не менее 5 лк. Аварийные осветительные системы должны обеспечивать освещенность не менее 1 лк на площадках предприятия и не менее 0,2 лк — на открытых территориях. Места проведения ремонтных работ, траншеи, ямы должны быть ограждены и обозначены дорожными знаками, а ночью — световой сигнализацией. Ограждения должны иметь сигнальную окраску полосами черного и желтого цветов.

С целью обеспечения безопасности устраиваются отдельные въезды ч выезды для транспорта, входы и выходы — для людей.

Проезжая часть должна иметь разметку. Границы проезжей части должны быть установлены с учетом габаритных размеров транспортных средств вместе с грузами, которые перевозятся. Расстояние от границы проезжей части до элементов конструкции зданий и оборудования должно быть не меньше 0,5 м, а при движении людей — не менее 0,8 м.