Сегодня: 24 | 04 | 2024

Положение о медико-социальной экспертизе

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

Утверждено

Постановлением Кабинета Министров Украины

От 22 февраля 1992 г. N 83

( С изменениями, внесенными согласно Постановлениям КМ N 1780 ( 1780-2000-п ) от 06.12.2000 N 566 ( 566-2001-п ) от 23.05.2001 )

I. Общие положения

1. Медико-социальная экспертиза определяет степень ограничения жизнедеятельности человека, причину, время наступления, группу инвалидности, содействует проведению эффективных мер по профилактике инвалидности, реабилитации инвалидов, приспособлению их к общественной жизни.

2. Медико-социальной экспертизе подлежат лица, потерявшие здоровье вследствие заболевания, травм и врожденных дефектов, что ограничивает их жизнедеятельность, а также лица, которые по действующему законодательству имеют право на социальную помощь, компенсацию потерянного заработка или освобождение от выполнения соответствующих обязанностей и тому подобное.

3. Медико-социальная экспертиза выявляет компенсаторно - адаптационные возможности лица, реализация которых будет содействовать функциональной, психологической, социальной, профессиональной реабилитации и адаптации инвалида.

4. В зависимости от степени потери здоровья инвалидность делится на три группы. Причинами инвалидности являются:

Общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства;

Для военнослужащих - ранение, контузия, увечье, полученные при защите Родины или при выполнении других обязанностей военной службы, или заболевание, связанное с пребыванием на фронте, или увечье, полученное вследствие несчастного случая, не связанного с выполнением обязанностей военной службы, или заболевание, не связанное с пребыванием на фронте, а в специально предусмотренных законодательством случаях - заболевание, полученное при выполнении обязанностей военной службы. Законодательством Украины могут быть установлены и другие причины инвалидности.

5. Органом, осуществляющим медико-социальную экспертизу, есть медико-социальные экспертные комиссии /МСЭК/, которые организуются в самостоятельные центры, бюро при областных отделах здравоохранения.

В соответствии с законом Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украинской ССР" медико-социальные экспертные комиссии находятся в ведании Министерства здравоохранения Украины и проводят свою работу по такому территориальному принципу:

Республиканская;

Крымская, областные, центральные городские /в городах Киеве и Севастополе/*;

Городские, межрайонные, районные.

6. Медико-социальные экспертные комиссии в своей работе руководствуются законами Украины, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины, настоящим Положением, приказами, инструкциями, указаниями Министерства здравоохранения Украины и другими нормативными актами.

7. Заключения медико-социальных экспертных комиссий об условиях и характере труда инвалидов являются обязательными для предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и видов их деятельности.

8. Медико-социальные экспертные комиссии проводят работу на базе лечебно-профилактических заведений, которые предоставляют им помещение, медицинское и хозяйственное оборудование, необходимое для проведения экспертизы больных и хранения документов, а также обеспечивают их санитарным автотранспортом для осмотра больных дома и осуществления контроля за выполнением индивидуальных программ реабилитации. Перечень необходимого оборудования и инвентаря утверждается Министерством здравоохранения Украины.

В отдельных случаях независимо от местных условий медико-социальные экспертные комиссии могут размещаться в помещениях, которые предоставляются им по решению местных органов государственного управления.

Расходы на содержание медико-социальных экспертных комиссий осуществляются за счет ассигнований, предполагаемых соответственно в республиканском и местных бюджетах.

9. Медико-социальные экспертные комиссии имеют штамп и печать.

*/ Далее - центральные городские.

II. Организация и состав медико- социальных экспертных комиссий

10. Медико-социальные экспертные комиссии образовываются, реорганизуются и ликвидируются Министерством здравоохранения Украины, отделами /управлениями/ здравоохранения Совета Министров Крымской АССР, облисполкомов, Киевского и Севастопольского горисполкомов.

11. Формирование медико-социальных экспертных комиссий осуществляется с учетом численности обслуживаемого населения, количества осмотренных указанными комиссиями больных в течение года, в том числе инвалидов.

12. В зависимости от уровня структуры заболеваемости и инвалидности образовываются такие медико-социальные экспертные комиссии: общего профиля; специализированного профиля для осмотра больных туберкулезом, лиц с психическими расстройствами, заболеваниями органов зрения, органов кровообращения и тому подобное.

Городские, районные комиссии образовываются, как правило, из расчета одна комиссия на 100 тыс. человек возрастом 16 лет и старше, межрайонные - в районах, городах с меньшим количеством населения.

Областная, центральная городская комиссия образовывается из расчета на пять городских, межрайонных, районных комиссий. В г. Севастополе образовывается одна центральная городская комиссия.

13. Городские, межрайонные, районные медико-социальные экспертные комиссии образовываются в составе трех врачей-экспертов (терапевта,

Хирурга,

Невропатолога), специалиста по медико-социальной реабилитации (врача-реабилитолога), психолога, представителя Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также представителя военно-медицинской службы СБУ - в случае рассмотрения медицинских дел пенсионеров из числа военнослужащих СБУ. В состав комиссий специализированного профиля входят два врача, специальность которых отвечает профилю комиссии, и терапевт или невропатолог, а в случае рассмотрения медицинских дел пенсионеров из числа военнослужащих СБУ - врач военно-медицинской службы СБУ соответствующего профиля.

( Пункт 13. с изменениями, внесенными согласно Постановлению КМ N 1780 ( 1780-2000-п ) от 06.12.2000, в редакции Постановления КМ N 566 ( 566-2001-п ) от 23.05.2001 )

14. Республиканская, Крымская, областная, центральная городская медико-социальная экспертная комиссия образовывается в составе четырех врачей-экспертов, врача-реабилитолога, юриста, экономиста и представителя Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний а также представителя военно-медицинской службы СБУ - в случае рассмотрения медицинских дел пенсионеров из числа военнослужащих СБУ. При внедрении автоматизированной системы управления в состав комиссии включается программист или оператор, консультанты по медицинским или техническим вопросам.

( Пункт 14. с изменениями, внесенными согласно Постановлениям КМ N 1780 ( 1780-2000-п ) от 06.12.2000, N 566 ( 566-2001-п ) от 23.05.2001 )

15. В штат комиссий входят: старшая медицинская сестра, медицинский регистратор, а комиссий, которые действуют не на базе лечебно - профилактических заведений, дополнительно - уборщица служебных помещений и гардеробщик по нормам, установленным для поликлиник, а при наличии специального автомобиля - водители.

16. Председателем медико-социальной экспертной комиссии назначается один из врачей, которые входят в нее. Председатель медико-социальной экспертной комиссии организует ее работу, обеспечивает качественное проведение медико-социальной экспертизы и несет персональную ответственность за деятельность комиссии.

17. Для координации деятельности органов медико-социальной экспертизы в областях, где есть пять и больше областных МСЭК, назначается главный эксперт. В других областях, Крымской АССР, городах Киеве и Севастополе обязанности главного эксперта возлагаются на председателя одной из комиссий.

III. Обязанности и права медико-социальных экспертных комиссий

18. Городские, межрайонные, районные медико-социальные экспертные комиссии:

А/ определяют степень ограничения жизнедеятельности человека, в том числе состояние трудоспособности, группу, причину и время наступления инвалидности, а также степень потери профессиональной трудоспособности /в процентах/ работников, которые получили увечье или другой подрыв здоровья, связанный с выполнением своих трудовых обязанностей;

Б/ устанавливают потребность инвалидов в социальной помощи, которая была бы направлена на облегчение последствий ухудшения здоровья /протезирование, средства передвижения, рабочие приспособления, постоянный уход и тому подобное/;

В/ разрабатывают мероприятия медико-социальной реабилитации и индивидуальные программы реабилитации и адаптации инвалидов, осуществляют контроль за их реализацией. В случае невыполнения предприятиями, учреждениями и организациями этих мероприятий и программ принимают решение об отчислении ими соответствующих средств в Фонд Украины социальной защиты инвалидов;

Г/ изучают структуру и динамику инвалидности по группам, причинам, отдельным заболеваниям, территориальным признакам, в разрезе отдельных предприятий и тому подобное;

Д/ вместе с лечебно-профилактическими мероприятиями изучают результаты диспансеризации, преимущественно лиц, которые часто и длительное время болеют, и инвалидов;

Е/ изучают последствия продления сроков временной нетрудоспособности на период восстановительного лечения, переосмотра инвалидов с целью выявления эффективности реабилитационных мероприятий, определения реабилитационного потенциала;

Ж/ оказывают консультативную помощь врачам лечебно-профилактических заведений по вопросам медико-социальной реабилитации инвалидов;

З/ вместе с лечебно-профилактическими заведениями, предприятиями, учреждениями, организациями, профсоюзами анализируют условия труда с целью выявления факторов, которые опасно влияют на здоровье и трудоспособность работников, а также определения условий и видов труда, работ и профессий для больных и инвалидов;

И/ оценивают состояние здоровья населения, прогнозируют динамику первичной инвалидности;

К/ информируют местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения, организации, профсоюзные органы и общественность об уровне инвалидности, ее причинах, мероприятиях медико-социальной реабилитации.

19. Республиканская, Крымская, областные, центральные городские медико-социальные экспертные комиссии:

А/ осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью соответственно Крымской, областных, центральных городских, районных, межрайонных, городских медико-социальных экспертных комиссий, проверяют принятые ими решения и в случае признания их беспочвенными меняют их;

Б/ переосматривают лиц, которые обжаловали решение городских, межрайонных или районных медико-социальных экспертных комиссий, и проверяют качество разработки индивидуальных реабилитационных программ;

В/ проводят в сложных случаях осмотр больных и инвалидов по направлениям соответственно Крымской, областных, центральных городских, районных, межрайонных, городских медико-социальных экспертных комиссий;

Г/ определяют потребности инвалидов в автомобилях с ручным управлением или мотоколясках;

Д/ предоставляют консультативную помощь врачам медико-социальных экспертных комиссий по вопросам медико-социальной экспертизы;

Е/ внедряют в практику работы медико-социальной экспертизы научные принципы и методы, разработанные научно-исследовательскими институтами, готовят предложения относительно совершенствования медико-социальной экспертизы, обобщают и распространяют передовой опыт работы;

Ж/ разрабатывают комплексные меры по профилактике и снижению уровня инвалидности, а также медико-социальной реабилитации инвалидов;

З/ осуществляют в пределах своих полномочий контроль за улучшением социального состояния инвалидов и предоставлением им льгот;

И/ анализируют уровень и динамику инвалидности, состояние медико-социальной реабилитации инвалидов в Украине /области, городе, районе/;

К/ принимают меры к повышению квалификации специалистов медико-социальных экспертных комиссий;

Л/ осуществляют вместе с хозяйственными, профсоюзными и другими общественными организациями конференции, совещания, семинары по вопросам профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и адаптации инвалидов.

20. Медико-социальные экспертные комиссии имеют право:

А/ получать от органов и заведений здравоохранения, предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности и видов их деятельности, сведения, необходимые для работы комиссий;

Б/ направлять лиц, проходящих осмотр, в лечебно-профилактические заведения для уточнения диагноза и соответствующего лечения;

В/ посещать в установленном порядке предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и видов их деятельности, обследовать места выполнения работ, производственные и служебные помещения, знакомиться с отчетами, статистическими и другими материалами по вопросам, принадлежащим к деятельности комиссий;

Г/ подавать государственным органам материалы для принятия соответствующих мер относительно должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, которые ущемляют права инвалидов.

IV. Осмотр граждан в медико-социальных экспертных комиссиях

21. Осмотр граждан в медико-социальных экспертных комиссиях проводится по месту проживания или лечения по направлению соответствующего лечебно-профилактического заведения при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность.

22. Больного, направляемого комиссию, представляет врач, который лечит, или председатель врачебно-консультационной комиссии лечебно-профилактического заведения. Для разрешения социальных вопросов приглашаются представители владельца предприятия, учреждения, организации, где работает больной, или уполномоченного им органа и профсоюзного комитета.

23. Медико-социальная экспертиза должна осуществляться после полного и всестороннего медицинского обследования, проведения необходимых исследований, определения клинико-функционального диагноза, социально-психологического диагноза, профессионально-трудового прогноза, получения результатов восстановительного лечения, социально-трудовой реабилитации и других данных, подтверждающих устойчивый или необоротный характер заболевания.

24. Ответственность за качество медицинского обследования, своевременность и обоснованность направления граждан на медико-социальную экспертизу возлагается на руководителя лечебно-профилактического заведения.

25. Медико-социальные экспертные комиссии проводят заседания только в полном составе и коллегиально принимают решение. Данные экспертного осмотра и решения заносятся в акт осмотра и протокол заседания медико-социальной экспертной комиссии, которые подписываются председателем, членами комиссии и удостоверяются печатью.

26. Медико-социальные экспертные комиссии при установлении инвалидности руководствуются Инструкцией об установлении групп инвалидности, утвержденной Министерством здравоохранения Украины по согласованию с Советом Федерации независимых профсоюзов Украины.

27. Если председатель или отдельные члены комиссии не согласны с принятым решением, то в акт осмотра вносится их отдельное мнение и акт в трехдневный срок направляется Крымской, областной или центральной городской комиссии, которая принимает соответствующее решение.

28. Решение Крымской, областных, центральных городских медико-социальных экспертных комиссий /в том числе при осмотре в сложных случаях/ принимаются большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим. Член комиссии, не согласный с принять решением излагает свое отдельное мнение в письменном виде, которое прилагается к акту осмотра. При настаивании этого члена комиссии акт осмотра посылается Министерству здравоохранения Украины.

29. Если больной по состоянию здоровья согласно заключению врачебно-консультационной комиссии лечебно-профилактического заведения не может появиться в медико-социальную экспертную комиссию, осмотр проводится дома или в стационаре, где он находится на лечении. В исключительных случаях /например, когда гражданин проживает в отдаленной, труднодоступной местности/ медико-социальные экспертные комиссии могут принимать решение заочно по согласию граждан, руководствуясь материалами медицинских дел.

30. Датой установления инвалидности считается день поступления в медико-социальную экспертную комиссию документов, необходимых для осмотра больного.

Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за месяцем, на который назначен очередной переосмотр больного.

31. Переосмотр инвалидов с нестойкими оборотными морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма с целью определения эффективности восстановительного лечения и реабилитационных мероприятий, состояния здоровья и степени социальной адаптации проводится через 1 - 3 года.

Переосмотр инвалидов ранее указанных сроков, а также граждан, инвалидность которых установлена без указания срока переосмотра, проводится при изменении состояния здоровья и трудоспособности или при выявлении фактов злоупотреблений или ошибок, допущенных в установлении группы инвалидности.

Группа инвалидности без указания срока переосмотра устанавливается гражданам при анатомических дефектах, устойчивых необоротных морфологических изменениях и нарушениях функций органов и систем организма, неэффективности реабилитационных мер, невозможности восстановления социальной адаптации, неблагоприятном прогнозе динамики трудоспособности с учетом реальных социально-экономических обстоятельств в районе проживания инвалида, а также мужчинам старше шестидесяти лет и женщинам старше пятидесяти пяти лет, инвалидам, в которых срок переосмотра наступает: у мужчин после достижения шестидесяти лет, женщин - пятидесяти пяти лет.

32. Медико-социальные экспертные комиссии выдают лицам, признанным инвалидами, справки МСЭК и индивидуальные реабилитационные программы и в трехдневный срок посылают копии этих документов отделу социального обеспечения рай/гор/исполкома, на территории которого проживает инвалид. Копия программы посылается также предприятию, учреждению, организации, которая обязана предоставлять социальную помощь и осуществлять реабилитацию инвалида.

Формы документов, которые используются в работе медико-социальных экспертных комиссий, утверждаются Министерством здравоохранения Украины.

33. Председатель или работники медико-социальных экспертных комиссий, виновные в принятии умышленно неправильного решения и незаконной выдаче документов об инвалидности, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

V. Порядок обжалования решений медико - социальных экспертных комиссий

34. В случае несогласия осмотренного с решением районной, межрайонной городской медико-социальной экспертной комиссии он в течение месяца имеет право подать об этом письменное заявление в республиканскую, Крымскую, областную, центральную городскую медико-социальную экспертную комиссию или в медико-социальную экспертную комиссию, в которой он проходил осмотр, или в соответствующий отдел /управление/ здравоохранения. Комиссия, которая проводила осмотр, или отдел /управление/ здравоохранения в трехдневный срок со дня получения заявления посылают все имеющиеся в наличии документы вместе с заявлением на рассмотрение республиканской, Крымской, областной, центральной городской медико-социальной экспертной комиссии, которая не позже чем через месяц со дня предоставления заявления проводит переосмотр больного и принимает соответствующее решение.

35. Решение республиканской, Крымской, областной, центральной городской медико-социальной экспертной комиссии может быть обжаловано в Министерство здравоохранения Украины.

Министерство здравоохранения при выявлении фактов нарушения законодательства о медико-социальной экспертизе поручает другому составу областной или республиканской медико-социальной экспертной комиссии с учетом всех имеющихся в наличии обстоятельств повторно рассмотреть вопрос, решение с которого обжаловалось, а также принимает другие меры, обеспечивающие соблюдение действующего законодательства при проведении медико-социальной экспертизы.

Решение медико-социальной экспертной комиссии может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением Кабинета Министров Украины

От 22 февраля 1992 г. N 83

ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальной программе реабилитации и адаптации инвалида

1. Реабилитация и адаптация* инвалида - это комплекс мероприятий, направленных на восстановление здоровья и способностей инвалида и создание ему необходимых условий и равных возможностей во всех сферах жизнедеятельности.

2. Документом, который определяет виды, формы и объем реабилитационных мероприятий, оптимальные сроки их осуществления и конкретных исполнителей, есть индивидуальная программа реабилитации инвалида, которая разрабатывается медико-социальными экспертными комиссиями с учетом местных возможностей, социально-экономических, географических и национальных особенностей.

Названная программа обязательна для выполнения владельцами предприятий, объединений, учреждений, организаций или уполномоченными ими органами, независимо от форм собственности и видов их деятельности.

3. Методика составления индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждается Министерством здравоохранения Украины.

4. Основными видами реабилитационной помощи являются:

Медицинская реабилитация /восстановительная терапия и реконструктивная хирургия с постепенным протезированием/;

Профессиональная реабилитация /профессиональная ориентация, профессиональное обучение или переквалификация, рациональное трудоустройство/;

Социально-бытовая реабилитация /социально-бытовое обустройство и обслуживание/.

5. Индивидуальная программа реабилитации имеет рекомендательный характер. Инвалид может отказаться от того или другого вида, формы и объема реабилитационных мероприятий или от реализации программы в целом. При наличии согласия инвалида с индивидуальной программой реабилитации он обязуется активно содействовать ее реализации.

6. Реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

7. Финансирование индивидуальных программ реабилитации инвалидов осуществляется соответственно за счет средств Фонда Украины социальной защиты инвалидов и республиканского или местных бюджетов.

8. Контроль за реализацией индивидуальных программ реабилитации инвалидов осуществляют медико-социальные экспертные комиссии вместе с исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, профсоюзными организациями, отделениями Фонда Украины социальной защиты инвалидов при участии представителей общественных организаций инвалидов.

9. Предприятия, учреждения и организации, которые не выполнили в установленные сроки реабилитационные мероприятия, исполнителями которых они определены в индивидуальной программе реабилитации инвалида, по решению медико-социальной экспертной комиссии отчисляют средства в размере стоимости реализации этих мероприятий в Фонд Украины социальной защиты инвалидов.

10. Споры между органами здравоохранения и предприятиями, учреждениями и организациями по вопросам объема, сроков, стоимости реализации реабилитационных мероприятий решаются в установленном порядке.

11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида в течение 2 месяцев со дня ее получения от медико-социальной экспертной комиссии может быть обжалована инвалидом в вышестоящий орган или в суд.

12. Медико-социальные экспертные комиссии, которые разрабатывают индивидуальные программы реабилитации инвалидов, отвечают за качество их формирования и организацию выполнения.

*/ Далее - реабилитация