11 | 12 | 2017

Реферат Современные проблемы развития аудиторской деятельности в Украине

Реферат Современные проблемы развития аудиторской деятельности в Украине

Зачем и кому нужен аудит?

Если говорить о необходимости аудита и о предприятиях, которым он необходим, то мы можем условно разделить их на две группы.  К первой группе относятся те компании, которым отечественное законодательство регламентирует обязательное прохождение аудита. Это – финансовые учреждения, банки, открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации и др.

Ко второй группе относятся компании, принявшие подобное решение по своей инициативе и, как правило, аудит в таких компаниях проводится по желанию акционеров.

Хочу отметить, что еще два года назад случаи проведения аудита предприятиями по собственной инициативе были довольно редки, но по мере активизации процесса приведения бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами, а также в связи с ростом необходимости  привлечения инвестиций, аудит по собственной инициативе стал более частым явлением. Ведь прежде чем вложить деньги, инвесторы – и зарубежные и отечественные – смотрят в первую очередь на прибыльность компании и стоимость ее акций. Нам хорошо известен алгоритм проведения и участия  в проектах подобного рода, так как наша компания неоднократно принимала участие в IPO отечественных компаний.

Хочу акцентировать внимание на то, что для успешного выхода и размещения на международных  финансовых площадках, компании необходимо пройти множество подготовительных этапов, одним из которых является консолидация, проверка и подтверждение финансовой отчетности. Когда подготовительные этапы пройдены, и компания становиться эмитентом,  попадая в листинг той или иной фондовой биржи, и ее акции начинают котироваться, в этом случае публичная компания просто обязана подтверждать свою состоятельность независимой аудиторской отчетностью с определенной периодичностью установленной правилами соответствующих бирж.

Таким образом, аудит который проводиться по собственной инициативе, становиться  обязательным.

Какие именно аудиторские услуги пользуются спросом в нынешней непростой экономической ситуации?

До кризиса существенную роль на рынке аудита играли компании, которые искали средства с помощью внешних заимствований, выставляя на продажу часть своих акций, выпуская евробонды и облигации, котирующиеся на международных рынках. Сегодня в условиях нестабильной финансовой ситуации значительную нишу занимает так называемый «обязательный» аудит,  а также, аудит который проводиться в соответствии с требованиями различных международных организаций, вводимыми новыми требованиями и антикризисными мероприятиями. Но и здесь есть свои нюансы. Так, на предприятиях, которые находятся в стадии ликвидации или банкротства, аудит может быть приостановлен, даже если он обязателен для них по законодательству.

Какие предприятия или сектора экономики сегодня чаще других прибегают к услугам аудиторов?

Сегодня с рынка аудита почти исчезли предприятия, работающие в сфере недвижимости и металлургии. Хотя в последнее время ситуация в металлургическом комплексе понемногу улучшается –  металлургические предприятия начали ориентировать свою продукцию на азиатский рынок. Неплохо развивается рынок пищевой промышленности – мясное, масложировое, молочное производство. Конечно, и у них будут снижаться темпы роста и появятся определенные проблемы, но относительная устойчивость в этом секторе, как мне кажется, все-таки должна быть. Полагаю,  самыми стабильными и активными на рынке аудиторских услуг будут сельскохозяйственные предприятия.

Какое направление аудита более активно в условиях  кризиса?

В Украине аудит всегда занимал меньшую долю, чем консалтинг. Сегодня на рынке наиболее перспективной и востребованной будет услуга по сопровождению сделок M&A и Due Diligence (услуга, которая проводится перед продажей или покупкой компании). Это один из видов консалтинга, анализ состояния предприятия, его места на рынке, показателей привлекательности для покупателя или продавца. Доля поступлений непосредственно от аудиторской деятельности в общих доходах крупных аудиторских компаний составляет приблизительно 40-50%. Но это в большей степени касается международных компаний. Небольшие национальные компании в основном нацелены на налоговый аудит. Доля дохода аудита в крупных отечественных компаниях составляет приблизительно 50%. Остальное – консалтинг, юридическое сопровождение и налоговое консультирование. Сегодня превалируют именно эти услуги.

Как правильно подобрать аудиторскую фирму, на что нужно обращать внимание в первую очередь? Какой компании – международной или отечественной – отдать предпочтение?

Все зависит от целей, которые ставит перед собой компания. На самом деле то, какая аудиторская компания – международная или отечественная, большой роли не играет. Это имеет значение в том случае, если пользователь отчетности требует известную брендовую компанию. В этом случае заказчик воспользуется услугами или кого-то из «большой четверки» (PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG), или любой другой из присутствующих на украинском рынке международных компаний (BDO-Баланс,  Grand Tornton Украина, RSM, Baker Tilly Ukraine). И «большая четверка», и другие международные компании оказывают практически одинаковый спектр услуг примерно одинакового качества, отличается только стоимость услуг предоставляемых этими аудиторскими компаниями, которая напрямую зависит от рейтинга самой компаний, ее имиджа, который она зарабатывает десятилетиями.

Кроме того, при выборе аудитора нужно учитывать опыт компании. В международной компании это проверенные временем и постоянно совершенствующиеся процедуры и технологии. Есть крупные отечественные компании, которые достойны не меньшего внимания, чем международные, их услуги пользуются спросом на локальном рынке.

Во сколько обходятся предприятию аудиторские услуги и от чего зависит их стоимость?

Колебания в цене на аудиторские услуги отечественных и международных компаний очень значительны. Час или даже день работы мелких компаний может стоить от $50 до $100. Международные компании могут оценить час работы от $50 до $300. Такая разница в стоимости услуг объясняется тем, что молодые компании только завоевывают рынок. Конечно, бывают тендеры, где цена на их услуги приближается к ценам «четверки», но тут клиент при выборе руководствуется другими соображениями. Например, долгосрочное сотрудничество именно с этой аудиторской компанией или работа заказчика в секторе рынка, на котором специализируется тот или иной аудитор зависит от бренда компании, ее рейтинга. Так, PricewaterhouseCoopers специализируется на энергетике. Мы в 2007 году участвовали в  семи из девяти IPO проектов. Некоторые из компаний работают в сельскохозяйственной отрасли и перерабатывающей промышленности. Клиент также должен понимать, что при проведении качественного аудита время и стоимость – понятия соотносимые. При больших временных затратах стоимость низкой быть не может. Это возможно только в том случае, если аудитом занимается небольшая компания. Но время проведения аудита крупного акционерного общества национальной и международной компании должны быть приблизительно одинаковые, в случае если компании соблюдают МСА.

Какие главные проблемы у национальных аудиторских компаний сегодня?

Их несколько. Нехватка методических разработок по аудиторскому контролю; не очень активное внедрение новейших технологий аудита; недостаточный опыт аудиторской деятельности, что влечет за собой проблему качества предоставляемых услуг. Не менее актуален и вопрос страхования аудиторских услуг. Это, конечно, дело будущего, но такое страхование повысит доверие к аудитору. Проблемами являются также статус аудитора в системе отношений между хозяйствующими субъектами, кредитно-финансовым органами и государством, права и обязанности аудитора в отношениях с заказчиком. Это должно быть определено очень четко, и в законодательстве все прописано, но именно законодательство – это еще одна проблема.

Как, по-вашему, можно решить эти проблемы?

Полагаю, нужно внести изменения в Закон «Об аудиторской деятельности», чтобы привести его в соответствие с другими подзаконными актами Украины. А также дополнить нормами, которые более четко определяли бы взаимоотношения аудитора и клиента. Используя обобщенный опыт работы международных и отечественных аудиторских фирм, разработать типовые методики аудиторской проверки финансовой отчетности предприятий по направлениям их деятельности (банковская, торговая, страховая, химическая, металлургическая, пищевая, легкая промышленность).

Стоит обратить внимание и на углубление сотрудничества профессиональных аудиторских организаций Украины с международными и европейскими профессиональными организациями бухгалтеров и аудиторов. Необходимо перенимать опыт и совершенствоваться. И одна из главных задач  – разработка механизма ценообразования на аудит и аудиторские услуги на основе изучения международного опыта. Потому что нынешний разброс цен и демпинг на рынке никогда не позволит клиенту правильно ориентироваться.

Основными направлениями развития аудиторской деятельности в Украине могут стать разработка механизма практического применения международных стандартов аудита и создание к ним комментариев в полном объеме. Это очень важно.

А существуют ли какие-то особенности аудита в условиях кризиса?

Я бы этого не сказал. Аудит регламентируется международными стандартами, и кризис не может повлиять на более лояльное отношение к клиенту. Ведь аудит это - прежде всего непредвзятость, независимость, объективность... Все эти принципы должны соблюдаться в любом случае. Поэтому при кризисе просто может не быть аудита, а если он есть, то только в соответствии с международными стандартами.

Чем практика международного аудита отличается от украинского?

На деятельность отечественных аудиторских компаний довольно сильно сказался приход в Украину международных компаний. Думаю, внедрение международных стандартов аудита (МСА) уровняло возможности отечественных и международных компаний – и те и другие подчиняются МСА. Но если возможности стали равными, то методы их применения так и остались разными. Посудите сами, если стоимость услуг небольших аудиторских компаний будет практически такой же, как и у именитых, то клиент, конечно же, обратится к ним. Даже 20-30%-ная разница будет выгодна крупной компании – украинской или международной.

Отечественным аудиторским фирмам нужно стремиться завоевать доверие за пределами Украины, иначе за отечественным аудитом останется лишь небольшой сегмент (консалтинг, налоговый аудит, другие незначительные услуги), а львиная доля рынка будет обслуживаться международными компаниями.

К тому же в Украину обязательно придут и новые зарубежные фирмы. Думаю, что первая десятка и не только десятка международных компаний будет присутствовать на украинском рынке. Но чуть позже,  когда ситуация на мировых финансовых рынках стабилизируется.