Сегодня: 20 | 04 | 2024

Курсовая работа по Национальному банку Украины (НБУ)

Курсовая работа по Национальному банку Украины (НБУ)

Введение

Национальный банк Украины занимает центральное место в экономических процессах, происходящих в государстве. Это в первую очередь связано с функциями, которые он выполняет, главной из которых является поддержание стабильности национальной денежной единицы. Кроме этого, Национальный банк, через свои функции и операции стимулирует активность как субъектов хозяйствования, так и финансовых учреждений в рамках утвержденной программы денежно-кредитной политики и программы экономического развития государства.

В связи с этим роль Национального банка Украины представляется важной и актуальной на текущем этапе развития отечественной экономики, поскольку отсутствие ряда производных финансовых инструментов и неразвитость и непривлекательность отдельных финансовых рынков требуют от него проведения четкой регуляторной политики, прежде всего с целью избежания перекосов в денежно-кредитной сфере и адекватного регулирования денежной массы.

Целью данной работы является изучение роли Национального банка Украины, его функций и операций. Объектом исследования выступает НБУ, предметом исследования является его роль в экономическом развитии государства через выполняемые функции и проводимые операции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи - рассмотреть сущность и происхождение Центрального банка, его статус, структуру, функции и операции, а также перспективы и направления дальнейшего совершенствования работы банка. А также изучить текущие статистические данные, отражающие макроэкономические процессы, которые являются объектом регулирования со стороны Национального банка Украины.

1. Функции и операции Национального банка Украины

1.1.Возникновение, структура и задачи Национального банка Украины.

Создание НБУ было вызвано распадом прежнего СССР и его централизованной банковской системы. Декларация о государственном суверенитете Украины, принятая Верховной Радой Украины в июле 1990г.,провозгласила курс на политическую и еко­номическую самостоятельность Украины как независимого государства. Для ре­ализации этого курса нужны были собственная банковская система и деньги. Законом «О банках и банковской деятельности», принятым в марте 1991г., провозглашено создание самостоятельной двухуровневой банковской системы рыночного типа, первый уровень которой представляет НБУ, а второй - коммерческие банки. Принятым одновременно постановлением Верховной Рады Украины о порядке введения в действие данного закона предусматривалось: ввести в действие указанный закон с 1 мая 1991г.; провозгласить собственностью Украины все филиалы банков бывшего СССР, которые действовали на территории Украины, включая Ук­раинский республиканский банк Госбанка СССР, на его базе создать Национальный банк Украины; разработать до 1 мая 1991 года проект устава НБУ, определить структуру и численность цент­рального аппарата, сеть учреждений и тому подобное. Указанными законодательными актами были заложены организационно-правовые основы создания и последующего развития НБУ. Формирование НБУ в следующие годы происходило в чрезвычайно сложных условиях переходной эко­номики, построения принципиально новой системы государственного уп­равления, коренного изменения политической ситуации в стране, нарос­тания хронического экономического и финансового кризиса. При таких условиях НБУ было очень сложно решать не только общеэкономические и политические задания, такие как получения надлежащего цен­тральному банку статуса и места в системе государственного уп­равления, разработка и реализация адекватных условий денежно-кредитной политики, управления денежным оборотом, регуляции валютного рынка и тому подобное, но и конкретные практические задания, связанные с созданием материально-технической базы, формирования персонала, разработкой нормативно-правовой базы банковской деятельности. [ 31,с.6-7]

Самыми заметными событиями, которые определили развитие НБУ как центрального банка государства, были: закрепление за ним права на эмиссию национальных денег Украины; разработка теоретически-методологических принципов денежно-кредитной политики и организационного механизма ее реализации. В 1995г. был созданный рынок государственных ценных бумаг и НБУ получил в свое распоряжение такой важ­ный инструмент этой политики, как операции на открытом рынке; разграничение эмиссионной деятельности НБУ и бюджетного процесса Министерства финансов, предоставления взаимоотношениям этих двух финансовых органов государства четкой определенности и прозрачности; установления традиционного для стран с рыночной экономикой механизма обслуживания - бюджетного дефицита через рынок государственных ценных бумаг, национальной платежной системы, межбанковских расчетов с применением новейших техно­логий перевода средств на основе электронных платежей; внедрение действующего механизма регуляции валютного рынка, что базируется на использовании валютных интервенций, внедрение валютного лицензирования и валютного контроля, формирование золотовалютных резервов, либерализации валютного рынка Украины; проведение денежной реформы и внедрение гривни в 1996г., создание механизма государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Выдающимся событием в развитии НБУ стало постановление Верховной Радой Украины в 1999г. Закона «О Национальном банке Украины» (с изменениями и дополнениями в 2000г.). Этим, в сущности, была подведена черта под этапом институционального становления НБУ как центрального банка, законодательно зафиксировано его место в экономической системе, четко выражен статус, функции и механизмы управления в соответствии с новыми условиями и перспективами развития Украины. В ходе своего образования НБУ удалось добиться преодоления беспрецедентной гиперинфля­ции и содержание инфляционного процесса в течение длительного времени в допустимых параметрах, ограничения влияния на национальную экономику и банковскую систему обвальных финансовых кризисов в 1997-1998 гг., которые потрясали денежные рынки многих стран; обеспечить относительную стабильность национальных денег, практич­ески бесперебойное функционирование валютного рынка и тому подобное.

Высшим органом управления Национального банка является Совет НБУ. Руководящим органом Национального банка является Правительство НБУ. Совет состоит из четырнадцати лиц.

Президент назначает семь членов Совета Национального банка, в состав которых входит Председатель Национального банка по должности, путем принятия соответствующего Указа. Назначение членов Совета Национального банка проводится Верховной Радой Украины путем принятия соответствующего Постановления.

Количественный и персональный состав Правления Национального банка утверждается Советом Национального банка по предоставлению Председателя Национального банка. Заместители Председателя НБУ входят в состав Правления банка по долженности.

Председатель Национального банка Украины назначается Верхов­ным Советом Украины по предоставлению Президента сроком на 5 лет.

Совет НБУ не может предоставлять рекомендации относительно целесообразности назначения на должности или освобождения от должностей Главы НБУ, членов Правления НБУ или давать персональную оценку деятельности отдельных должностных личностей НБУ. Совет НБУ дает оценку деятельности Правления НБУ относительно выполнения Основных положений денежно-кредитной политики и по другим вопросам, решение из которых является обязательными для Правления НБУ [25, с.17-18].

Задания, которые стоят перед НБУ, определяют его роль и место в экономической системе Украины. Как и центральные банки других стран с рыночной экономикой, НБУ призван быть эмиссионным центром государства, банком банков, банком правительства, орга­ном государственной регуляции и присмотра, органом монетарной и валютной регуляции экономики; осуществляя набор конкрет­ных функций и операций, влиять на все стороны экономической жизни страны и прежде всего обеспечивать стабильность националь­ной денежной единицы. НБУ осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от органов государственного Совета. По закону «О Национальном банке Украины» органы законодательной и исполнительной власти не имеют права вмешиваться в выполнение Национальным банком функций, предусмотренных законодательством. Согласно Консти­туцией Национальному банку предоставлено право законодательной инициа­тивы [25,с.18-19].

1.2.Статус НБУ. Функции и операции, выполняемые Центральным банком Украины. Роль Национального банка Украины.

Национальный банк Украины является центральным банком, особенным центральным органом государственного управления, юридический статус, задание, функции, полномочия и принципы организации которого определяются Конституцией Украины и соответствующими Законами.

НБУ имеет уставный капитал, который является государственной собственностью. Размер уставного капитала НБУ составляет 10 миллионов гривен. Источниками формирования уставного капитала НБУ являются доходы его сметы, а при необходимости - Государственный бюджет Украины. НБУ является экономически самостоятельным органом, который осуществляет расходы за счет собственных доходов в пределах утвержденной сметы, а в определенных законом случаях - также и за счет Государственного бюджета Украины [14.15].

НБУ не отвечает по обязательствам органов государственной власти и других банков, а органы государственной власти и другие банки не отвечают по обязательствам НБУ, кроме случаев, когда они добровольно берут на себя такие обязательства.

В соответствии с Конституцией Украины основной функцией НБУ является обеспечение стабильности денежной единицы Украины. На выполнение своей основной функции НБУ способствует соблюдению стабильности банковской системы, а также, в пределах своих полномочий, - ценовой стабильности [10.13].

Национальный банк разрабатывает дизайн денежных знаков, устанавливает номиналы, определяет систему защиты, платежные признаки. Обеспечение экономики наличными деньгами осуществляется через сеть территориальных управлений НБУ на заказ коммерческих банков.

НБУ как центральный банк государства осуществляет регуляцию объема денежной массы, применяя соответствующие инструменты, а именно: определение и регуляцию норм обязательных резервов для ко­мерческих банков; процентную политику; рефинансирование ко­мерческих банков; операции с ценными бумагами на открытом рынке; депозитную политику; управление золотовалютными резер­вами; регуляцию импорта и экспорта капитала [25,с.20-21].

Функция НБУ как банка государства заключается в том, что он хранит средства государственного бюджета Украины и внебюджетных фондов, осуществляет расчетное обслуживание центральных ор­ганов власти, ведет счета Государственного казначейства, берет участие в обслуживании государственного долга путем размещения государственных ценных бумаг. НБУ выполняет роль финансового консультанта правительства.

Как главный орган валютной регуляции и контроля НБУ выдает нормативные акты к осуществлению валютных операций, определяет структуру валютного рынка Украины и организует торговлю валютными ценностями на нем, выдает лицензии на проведение операций с валютными ценностями, осуществляет контроль за деятельностью банков и других учреждений на валютном рынке с целью обеспечения внутренней и внешней стабильности националь­ной денежной единицы.

Одна из важных функций НБУ — представлять интересы Ук­раины во взаимоотношениях с центральными банками других государств, с международными финансовыми органзациями. НБУ тесно сотрудничает с Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития, Банком международных расчетов в Базеле, центральными банка­ми Германии, Нидерландов, Австрии, Великобритании, Франции, Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Финляндии, США, а также с ведущими коммерческими банками Западной Европы и США по вопросам монетарной политики, организации банковского присмотра, банковской статистики, составления платежного баланса.

Кроме того НБУ выполняет следующие функции:

1) с разработанными Советом Национального банка
Украины Основных принципов денежно-кредитной политики, определяет и
проводит денежно-кредитную политику, поддерживает экономическую политику правительства, если она не противоречит обеспечению стабильности национальной денежной единицы;

2) монопольно осуществляет эмиссию национальной валюты Украи­ны и организует ее обращение;

3) выступает кредитором последней инстанции для банков и орга­низует систему рефинансирования;

4) устанавливает для банков правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, защиты информации

Средств и имущества;

5) организует создание и методологически обеспечивает систе­му денежно-кредитной и банковской статистической информации и
статистики платежного баланса;

6) определяет систему, порядок и формы платежей, в том числе

Между банками;

7)  определяет направления развития современных электронных банков­ских технологий, создает, координирует и контролирует создание электронных платежных средств, платежных систем, автоматизацию
банковской деятельности и средств защиты банковской информации;

8)  осуществляет банковскую регуляцию и присмотр;

9) ведет Государственный реестр банков, осуществляет лицензирование банковской деятельности и операций в предусмотренных законами случаях;

10) ведет официальный реестр идентификационных номеров эмитен­тов платежных карточек внутригосударственных платежных систем;

11) осуществляет сертификацию аудиторов, которые будут проводить
аудиторскую проверку банков, временных администраторов и
ликвидаторов банка;

12)составляет платежный баланс, осуществляет его анализ и прогнозирование;

13)обеспечивает накопление и хранение золотовалютных ре­зервов и осуществление операций с ними и банковскими металлами;

14)анализирует состояние денежно-кредитных, финансовых, ценовых и валютних отношений;

17)организуют инкассацию и перевоз банкнот, монет и других ценностей,

18)реализует государственную политику по вопросам защиты государственных секретов в системе Национального банка;

19)принимает участие в подготовке кадров для банковсокой системы
Украины;

20)определяет особенности функционирования банковской систе­мы Украины в случае введения военного состояния или особенного периода,
осуществляет мобилизационную подготовку системы Национального банка;

21)осуществляет другие функции в финансово-кредитной сфере в границах своей компетенци [ 5.25 с.21-23].

НБУ для обеспечения выполнения возложенных на него функций осуществляет такие операции: предоставляет кредиты коммерческим банкам для поддержки ликвидности по ставке не ниже ставки рефинансирования НБУ и в порядке, определенном НБУ; предоставляет кредиты Фонду гарантирования вкладов физических лиц под залог ценных бумаг по цене не ниже индекса инфляции сроком на 5 лет; осуществляет дисконтные операции с векселями и чеками в порядке, определенном НБУ; покупает и продает на вторичном рынке ценные бумаги в порядке, предусмотренном законодательством Украины; открывает собственные корреспондентские и счета в банковских металлах в заграничных банках и ведет счета банков-корреспондентов; покупает и продает валютные ценности с целью монетарного регулирования; хранит банковские металлы, а также покупает и продает банковские металлы, драгоценные металлы и камни и другие драгоценности, памятные и инвестиционные монеты из драгоценных металлов на внутреннем и внешнем рынках без квотирования и лицензирования; размещает золотовалютные резервы самостоятельно или через банки, уполномоченные им на ведение валютных операций, выполняет операции с золотовалютными резервами Украины с банками, рейтинг которых за классификацией международных рейтинговых агентств отвечает требованиям к первоклассным банкам не ниже категории А; принимает на хранение и в управление государственные ценные бумаги и другие ценности; выдает гарантии и поруку в соответствии с положением, утвержденным Советом НБУ; ведет счет Государственного казначейства Украины без оплаты и начисления процентов; выполняет операции по обслуживанию государственного долга, связанные с размещением государственных ценных бумаг, их погашением и выплатой дохода за ними; ведет лицевые счета работников НБУ; ведет счета международных организаций; осуществляет бесспорное взыскание средств из счетов своих клиентов в соответствии с законодательством Украины, в том числе по решению суда.

НБУ имеет право осуществлять и другие операции, необходимые для обеспечения выполнения своих функций. НБУ имеет право устанавливать плату за предоставленные им в соответствии с законом услуги (осуществленные операции) [7.11.25] .

НБУ действует как уполномоченное государственное учреждение при применении законодательства Украины о валютном регулировании и валютном контроле. К компетенции НБУ относится:

- издание нормативно-правовых актов относительно ведения валютных операций;

- выдача и отзыв лицензий, осуществления контроля, в том числе путем осуществления плановых и внеплановых проверок, за деятельностью банков, юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов), которые получили лицензию НБУ на осуществление валютных операций, в части соблюдения ими валютного законодательства;

- установление лимитов открытой валютной позиции для банков и других учреждений, которые покупают и продают иностранную валюту;

- применение мер воздействия к банкам, юридическим и физическим лицам (резидентам и нерезидентам) за нарушение правил валютного регулирования и валютного контроля [13.15].

НБУ определяет структуру валютного рынка Украины и организует торговлю валютными ценностями на нем в соответствии с законодательством Украины о валютном регулировании. НБУ проводит дисконтную и девизную валютную политику и применяет в необходимых случаях валютные ограничения. НБУ осуществляет дисконтную валютную политику, изменяя учетную ставку НБУ для регуляции движения капитала и сбалансирования платежных обязательств, а также коррекцию курса денежной единицы Украины к иностранным валютам [13.36].

Для обеспечения внутренней и внешней стабильности денежной единицы Украины НБУ имеет золотовалютный резерв, который состоит из таких активов:

-  монетарное золото;

-  специальные права заимствования (СДР);

-  резервная позиция в МВФ;

-  иностранная валюта в виде банкнот и монет или средства на счетах за границей;

-  ценные бумаги (кроме акций), которые оплачиваются в иностранной валюте;

Пополнение золотовалютных резервов проводится НБУ путем покупки монетарного золота и иностранной валюты; получения доходов от операций с иностранной валютой, банковскими металлами и другими международно признанными резервными активами; привлечения НБУ валютных средств от международных финансовых организаций, центральных банков иностранных государств и других кредиторов.

Использование золотовалютного резерва осуществляется НБУ на такие цели - продажа валюты на финансовых рынках для проведения денежно-кредитной политики, включая политику обменного курса; расходы по операциям с иностранной валютой, монетарными металлами, а также другими международно признанными резервными активами

Главная цель банковского регулирования и надзора - безопасность и финансовая стабильность банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. НБУ осуществляет функции банковского регулирования и надзора за деятельностью банков в границах и порядке, предусмотренных законодательством Украины [36].

НБУ осуществляет постоянный надзор за соблюдением банками, их подразделениями, афилированными и родственными лицами банков на территории Украины и за границей, банковскими объединениями, представительствами и филиалами иностранных банков в Украине, а также другими юридическими и физическими лицами банковского законодательства, нормативно-правовых актов НБУ и экономических нормативов [19.].

Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации НБУ имеет право получать необходимую информацию от органов государственной власти и органов местного самоуправления и субъектов ведения хозяйства всех форм собственности. Полученная информация не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины.

С целью защиты интересов вкладчиков и кредиторов и обеспечения финансовой надежности банков НБУ в соответствии с определенным им порядком устанавливает для них обязательные экономические нормативы. Эти нормативы должны обеспечивать осуществление контроля за рисками, связанными с капиталом, ликвидностью, предоставлением кредитов, инвестициями капитала, а также за процентным и валютным риском [19.39].

НБУ определяет размеры, порядок формирования и использование резервов банков для покрытия возможных потерь за кредитами, резервов для покрытия валютных, процентных и других рисков банков. Резервы для покрытия возможных финансовых рисков, а также фонд гарантирования вкладов граждан создаются за счет дохода до налогообложения в соответствии с законодательством Украины.

НБУ с целью выполнения регулятивных и наблюдательных функций определяет формы отчетности (в том числе консолидированной), порядок ее составления и представления НБУ, которые являются обязательными к выполнению всеми субъектами ведения хозяйства, в том числе:

-  для банков, расположенных на территории Украины (резидентов и нерезидентов), банковских объединений, - для составления денежно-кредитной и банковской статистики;

-  всех субъектов хозяйственной деятельности (резидентов и нерезидентов) - для составления статистики платежного баланса и осуществления валютного контроля.

Предоставлена банками и другими субъектами предпринимательской деятельности информация разглашению не подлежит, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины. Эти требования не касаются сведенной статистической информации, которая подлежит регулярному открытой публикации.

С целью обеспечения открытости и прозрачности в вопросах банковской деятельности и статистики платежного баланса НБУ:

1)  публикует в печатных органах Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины ежегодный и квартальные балансы НБУ;

2)  издает ежемесячный статистический бюллетень и журнал "Вестник НБУ Украины";

3)  публикует в официальных изданиях текущую банковскую информацию, информацию по вопросам денежно-кредитной и банковской статистики, которая не относится к государственной и банковской тайне;

4)  предоставляет для публикации информацию по вопросам денежно-кредитной и банковской статистики и статистики платежного баланса в соответствии с международными договорами.

Состав сведений для публикации в средствах массовой информации определяется Государственным комитетом статистики Украины в соответствии с законодательством Украины. Владельцем сведенной информации по вопросам денежно-кредитной и банковской деятельности является НБУ, который устанавливает режим доступа к ней в соответствии с законодательством Украины. Использование официальной банковской информации другими органами для широкой публикации возможно лишь с разрешения НБУ или со ссылкой на источник ее официальной публикации [12].

Для поддержки необходимой ликвидности банковской системы Национальный банк Украины осуществляет рефинансирование коммерческих банков.

Путем рефинансирования центральный банк действует как «кредитор последней инстанции» — он является гарантом бесперебойного функционирования банковской и финансовой систем в целом [28].

Функция центрального банка как «кредитора последней инстанции» неминуемая в силу самой природы банковской деятельности, то есть установление соответствующего равновесия между пассивами, которые должны выплачиваться за требованием немедленно, и их активами, что, как правило, имеют более длительный срок. В виде запаса ликвидности сохраняется лишь незначительная часть активов.

Кредитование в последней инстанции предотвращает возникновение эффекта «домино» — распространение кризиса от коммерческих банков, которые временно имеют недостаток ликвидности, на «здоровые» банки, а также предотвращает потерю доверия населения к надежности банковской сис­теми в целом.

Национальный банк осуществляет рефинансирование банков с целью поддерживания ликвидности банковской системы через операции на открытом рынке в объемах, которые нужны для сбалансирования мо­нетарных параметров и управления денежно-кредитным рынком.

Под обеспечение предоставленного кредита принимаются государственные ценные бумаги, срок погашения которых наступает не раньше чем через 10 дней после срока погашения кредита и которые находятся в собственности банков [11].

Роль Национального банка Украины заключается в обслуживании государственного долга.

Государственный долг — это совокупность финансовых обязательств цен­трального правительства, местных органов власти, государственных предприятий и организаций, что подлежит погашению в обусловленные сроки.

Государственный долг возникает в результате несбалансированности финан­сових потребностей государства, ограниченности финансовых ресурсов путем получения внутренних и внешних ссуд и кредитов. Полученные ресурсы направляются на покрытие государственных расходов и дефици­та государственного бюджета, который определяет существенную роль центрального банка при решении этих проблем. Участие центрального банка в сфере кредитования правительства зависит от уровня его независимости, целей денежно-кредитной политики, особенностей историч­еского развития определенной страны, ее традиций.

Национальный банк является непосредственным участником рынка облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) и исполняет обязанности генерального агента Министерства финансов Украины из обслуживания размещения облигаций и проведения платежей за ними. НБУ как финансовый агент правительства занимает основ­не место на рынке государственных облигаций, поскольку осуществляет их размещение, депозитарное и расчетное обслуживание, обращения и погашение ценных бумаг правительства, а также надзор за деятельностью участников рынка. Кроме того, НБУ использует ОВГЗ как инструмент регуляции денежного рынка [25,с.248-250].

2. Анализ деятельности Национального банка Украины через выполняемые им функции

Предназначение Центрального банка обуславливают основные направления его деятельности. Основными из них являются функции - эмиссионного центра наличного обращения. Именно эта функция, а точнее необходимость в централизации банковской эмиссии, способствовала предоставлению одному из банков статуса эмиссионного и положила начало формирования Центрального банка [29].

Изменять массу денег в обороте в Украине может только банковская система. Увеличение или уменьшение ее достигается эмиссионной деятельностью Центрального и коммерческих банков. На сумму наличной и безналичной эмиссии увеличивается соответственно наличный и безналичный компоненты денежной массы и общий ее объем. При этом центральный банк эмитирует наличные и безналичные деньги.

Эмиссия денежной наличности является монопольным правом НБУ. Значительная часть этого выпуска осуществляется за счет купли НБУ денежной наличности у коммерческих банков. Если этих поступлений от купли не достаточно, то НБУ негде взять нужную сумму денежной наличности, кроме эмиссии. На сумму наличной эмиссии возрастет объем денежной базы и в значительной мере показатели денежной массы во всех ее агрегатах.

В зависимости от ситуации на денежно-кредитном рынке структура эмиссионных операций может изменяться [25,с.71-73].

Проследим изменение эмиссионного процесса в Украине в период с 2005г. по 2007г. [20].

Таблица 2.1.-Эмиссия наличности в период с 2005-2007гг.

Годы

2005

2006

2007

Эмиссия наличности, %

143

126

149

Эмиссия наличности в анализируемый период имеет колеблющий характер. Если в 2005г. этот показатель составил 43% , то в 2006г. он уменьшился на 17% , и равен 26%.А вот в 2007г. снова произошел рост эмиссии на 23% и уже составил 49% .

Осуществление и изменение эмиссии денег в Украине связано с деятельностью Национального банка для обеспечения такого количества денег в обороте, которое необходимо для обслуживания процесса обмена товарами и услугами в экономике. Если же деньги выпускаются безотносительно возможностей экономики произвести адекватное количество товаров и услуг, то они начинают обесцениваться. Именно поэтому объем эмиссии денег рассчитывается на основе прогнозных показателей развития экономики: объема валового внутреннего продукта, инфляции, параметров бюджета и др.

При возникновении у клиентов банков потребностей в наличных деньгах (например, для выплаты заработной платы работникам), банки получают наличные деньги в Национальном банке с одновременным списанием эквивалентной суммы безналичных денег с их корреспондентского счета в Национальном банке. На общий объем денег в обороте операции превращения безналичных денег в наличные не влияют.

Процедура эмиссии безналичных денег сурово регламентирована. Выпуск денег производится через валютный, фондовый или кредитный каналы и обеспечивается получением Национальным банком эквивалентного объема иностранной валюты или ликвидных финансовых инструментов, благодаря чему при необходимости через эти же каналы производится изымание денег из оборота.

Через валютный канал деньги выпускаются/изымаются путем совершения Национальным банком Украины операций по купле/продаже иностранной валюты на межбанковском рынке.

Через фондовый канал деньги выпускаются/изымаются путем совершения Национальным банком Украины операций по купле/продаже на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Через кредитный канал деньги выпускаются путем произведения Национальным банком поддержки ликвидности банков через механизмы рефинансирования. При этом деньги выпускаются на обратной основе под соответствующее обеспечение (которое предоставляется Национальному банку в залог) и на определенный срок (от 1 до 365 дней в зависимости от инструмента рефинансирования), после которого возвращаются в Национальный банк и изымаются из оборота.

Так, в периоды стойкого превышения предложения иностранной валюты над спросом в структуре выпуска денег в оборот преобладал валютный канал. Так, в 2005 г, на этот канал приходилось 82% от общего количества выпущенных в оборот денег, в 2006 – 63%, а в 2007- 94%. В то же время, часть кредитного канала в эти года составляла от 6% до 37%.

В 2008 году ситуация изменилась. Из-за обострения ситуации на финансовом рынке, начиная с октября прошлого года через валютный канал преобладающе происходило изымание денег из оборота, так как Национальный банк проводил операции по продаже иностранной валюты. Одновременно происходил отток с депозитных счетов банков, что уменьшило их ресурсную базу. При таких условиях Национальный банк увеличил объемы поддержки ликвидности банков через механизмы рефинансирования, что увеличило часть кредитного канала в структуре эмиссионных операций в 2008 году до 78%, тогда как часть валютного канала составляла 18%.

Изменение структуры эмиссионных операций ни в коем случае не означает активизацию использования «печатного станка». В частности, темп прироста монетарной базы в 2008 году (31,5%) был значительно меньшим, чем в 2007 году (46%) и соответствовал, в том числе, критериям эффективности программы «Стенд-бай», которая поддерживается МВФ.

Для определения объема и структуры денежной массы в банковской практике используют определенный набор денежных агрегатов - М1, М2, М3 и другие.

Денежный агрегат - определенная законодательством, в соответствии со степенью ликвидности, специфическая группировка ликвидных активов, которые могут поклоняться альтернативными измерителями денежной массы.

Они построены путем присоединения к предыдущим величинам новых денежных компонентов в последовательности, которая характеризует уменьшение их ликвидности. То есть каждый последующий денежный агрегат включает в себя предыдущий плюс новый блок финансовых активов.

Таблица 2.2.-Денежная масса в Украине за 2005-2007гг. (на конец периода, млн. грн.)

Годы

М0

М1

М2

М3

2005

60231

98573

193145

194071

2006

74984

123276

259413

261063

2007

111119

181665

391273

391273

По данным таблицы можно сделать вывод, что денежные агрегаты с 2005г. по 2007г. имеют характер возрастания.

Первым денежным агрегатом является агрегат М0. Проследим его изменение в анализируемый период: в 2006г. этот показатель составил 74984 млн. грн., что на 74984 млн. грн.,чем в 2005г. В 2007г. М0 снова увеличился на 36135 млн. грн. и стал равен 111119 млн. грн.

Рассмотрим агрегат М1. Денежный агрегат М1 включает довольно тесный диапазон ликвидных активов, которые когда-либо и без всяких ограничений могут использоваться для осуществления платежей и расчетов.. К нему относятся наиболее ликвидные формы денег - наличные деньги (банкноты и монеты). Под термином «наличность» понимают совокупность средств - платежа, которыми распоряжаются экономические агенты, чтобы в нужный момент осуществить расходы и рассчитаться с долгами. Можно считать, что центральные банки занимаются выпуском наличности для своих клиентов, а материалом для этого служат способы платежа.

Возрастание денежного агрегата М1 происходило следующим образом: с 2005г. по 2006г. он увеличился на 24703 млн. грн. или почти на 26 %.В 2007г. этот денежный агрегат тоже увеличился на 58389 млн. грн. или почти на 47%.А по сравнению с 2005г. повысился на 84%.

Рассмотрим денежный агрегат М2. В его круг входят денежные формы агрегата М1, а также срочные и накопленные вклады в коммерческих банках и тому подобное. Эти денежные активы разрешено легко, без финансового риска, перевести в деньги как депозитные деньги. Таким образом они служат своеобразным резервом для высоколиквидных активов агрегата М1.

В 2006г. он увеличился на 66268 млн. грн., что составило 34% по сравнению с 2006г. А в 2007 возрос на 131860 млн. грн., что составило почти 51%.

Следующим денежным агрегатом является агрегат М3. Он включает денежные формы агрегата М2, депозитные сертификаты, сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях и некоторые другие видов финансовых активов. За характером это долгосрочные активы, в частности в ценных бумагах и долгосрочных займах.

Агрегаты М2 и М3 совмещают в себе денежные формы в широком понимании этого понятия. Активы, которые входят в М3 минус М1 получили имя “почти денег”. В отличии от денег, которые входят в агрегат М1, они неуклонно не функционируют как способ обращения, а применяются как способ нагромождения стоимости. Но они тоже могут без особенных осложнений переходить из одной функциональной формы в другую; из пассивной формы в активную форму. Следовательно, денежная масса (М3-М1) - это ликвидные финансовые активы, которые применяются в большей части в функции способа нагромождения и приносят их владельцу проценты.

Рассмотрим изменение денежного агрегата М3 в период с 2005г. по 2007г. Изменение этого агрегата происходило следующим образом: в 2006г. он увеличился на 66992 млн. грн., т. е. на 35%. И в 2007г. он снова возрос на 135093 млн. грн.- 52%.

Таблица 2.3.-Денежная база в Украине в 2005-2007гг.

Годы

2005

2006

2007

Денежная база, млн. грн.

82760

97214

141901

В период с 2005 по 2007гг. денежная база изменялась таким образом: если в 2005г. она составляла 82760 млн. грн., то в 2006г. увеличилась на 14454млн. грн.,что составило 97214 млн. грн.,а в 2007г. денежная база возросла еще на 44687 млн. грн., и равна 141901 млн. грн.

Денежная масса в 2008 году увеличилась на 30,2% до 515,727 млрд. гривен, денежная база - на 31,6% до 186,671 млрд. гривен.

Объем наличных денег в обращении, по оперативным данным НБУ, в октябре уменьшился на 0,1%, или на 0,145 млрд. гривен с 148,903 млрд. гривен на 1 октября 2009 года, до 148,758 млрд. гривен на 1 ноября 2009 года, с начала 2009 года уменьшилась на 3,9%, или на 6,001 млрд. гривен. В сентябре денежная масса уменьшилась на 0,3%, или на 1,440 млрд. гривен с 471,084 млрд. гривен на 1 сентября 2009 года до 469,644 млрд. гривен на 1 октября 2009 года (по оперативным данным).

Денежная база за сентябрь увеличилась на 0,1%, или на 0,239 млн. гривен с 183,382 млрд. гривен на 1 сентября 2009 года до 183,620 млрд. гривен на 1 октября 2009 года, с начала 2009 года уменьшилась на 1,6%, или на 3,051 млрд. гривен. С начала 2009 года денежная масса уменьшилась на 9,2%, или на 47,559 млрд. гривен.

Причинами высокого уровня наличности в обращении является:

- скопление номинальных денежных доходов населения;

-снижение уровня безналичных расчетов населения за приобретенные товары и предоставленные услуги;

- увеличение банковских рисков, связанных с сохранением стоимости денег;

- предпочтение населения размещать свободные средства на вклады, в связи с потерей доверия к банковским структурам посредством их банкротство, процентную политику и отсутствия ответственности перед вкладчиками и механизма страхования депозитов;

-наличие значительных объемов неофициальной (теневой) экономики.

Тенденции, которые сложились в структуре денежной массы Украины имеют негативные последствия как для эффективного функционирования денежной системы беспричинно и для экономики в целом.

Состоялось последующее сокращение денежных поступлений на расчетные (текущие) счета субъектов хозяйства, которое гораздо осложняет и без того тяжелое положение с расчетами в народном хозяйстве. Это вызвано кризисом в экономике и постоянного недостатка у субъектов хозяйства свободных оборотных средств [20.25,с.86-89] .

Учетная ставка НБУ (или ставка рефинансирования) — это монетарный инструмент, с помощью которого Национальный банк устанавливает для субъектов денежно-кредитного рынка (коммерческих банков) ориентир по стоимости привлеченных и размещенных денежных ресурсов.

Учетная ставка является самой низкой среди процентных ставок Национального банка Украины и является базовым индикатором для оценки стоимости денежных средств[1].

Таблица 2.4.-Учетная ставка НБУ на конец периода, %

Годы

2005

2006

2007

Учетная ставка, %

9,5

8,5

8,0

По данным таблицы, проанализируем изменение учетной ставки в Украине. С 2005г. по 2007г. учетная ставка имела характер снижения. Если в 2005г. она составляла 9,5%,то в 2006г. снизилась на 1%,и уже составляла 8,5%. Снижение Национальным банком Украины учетной ставки с 9,5% до 8,5% с 10 июня существенно не повлияло на рынок. Так, по мнению начальника казначейского департамента УкрСиббанка (Харьков) Александра Молдавского, снижение учетной ставки Нацбанком можно расценивать лишь как информационный шаг, который не приведет к удешевлению стоимости кредитов на межбанке. Он отметил, что в отечественной экономике учетная ставка не играет такой важной роли, как в странах с развитой экономикой. Если действительно в нашей экономике есть положительные тенденции, которые необходимо закрепить, то эта мера не окажет существенного воздействия на стоимость ресурсов, то есть не удешевит их. По его словам, рынок особенно не почувствует изменения учетной ставки с учетом того, что на сегодняшний день стоимость кредитов овернайт НБУ для банков составляет 11-13% годовых (в зависимости от обеспечения). А. Молдавский считает, что НБУ, даже без снижения учетной ставки, мог бы снизить их цену приблизительно до величины учетной ставки. После ее снижения Нацбанк сделает это практически наверняка, но, учитывая стоимость ресурсов овернайт на межбанковском рынке в диапазоне 2-3% годовых, это не приведет к всплеску активности рефинансирования".

В 2007г. показатель учетной ставки снова снизился на 0,5%.и уже составил 8,0 %.

Правление Национального банка Украины приняло решение повысить с 1 января 2008 года учетную ставку до 10,0 % годовых с действующих 8,0 %.

Национальный банк Украины склонен изменить учетную ставку, которая удерживается на уровне 10,25% с 12 августа 2009г., сообщил руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий.

Национальный банк Украины с 12 августа снизил учетную ставку с 11% до 10,25%. Также НБУ снизил ставки по кредитам овернайт под обеспечение государственными облигациями с 16% до 15,5 % годовых, а по бланковым - с 18% до 17% годовых[1].

Индекс инфляции, или, индекс потребительских цен — показатель, который характеризует изменения общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.

Индекс потребительских цен отображает изменение стоимости фиксированного потребительского набора товаров и услуг в текущем периоде относительно предыдущего. Потребительский набор товаров и услуг — это набор наиболее представительных и важных для потребления домохозяйств товаров и услуг. Устанавливается централизованно и является единым для всех регионов Украины.

Рассмотрим темп инфляции на период 2005-2007гг.

Таблица 2.5.-Темп инфляции в Украине с 2005г. по 2007 г., %

Годы

2005

2006

2007

Темп инфляции, %

10,3

11,6

16,6

Проанализируем показатели темпа инфляции.

Снижение темпов инфляции в Украине за 2005г. до 10,3% по сравнению с 12,3% в 2004г. — это очень хороший результат.

Среди факторов, позитивно повлиявших на замедление роста цен, В. Литвицкий назвал укрепление курса гривны к доллару в начале 2005 г. на 4,8%, которое привело к замедлению темпов инфляции на 2-3%; увеличение антиинфляционного импорта; отмену Нацбанком обязательной продажи валютной выручки, что позволило сократить эмиссию гривны; уменьшение профицита текущего счета; взвешенную бюджетную политику Министерства финансов. Одной из главных причин того, что инфляция все же вышла за пределы однозначной цифры, В. Литвицкий назвал рост цен и тарифов на услуги — на 15,8% по сравнению с 7,9% в 2004 г. (вес услуг в инфляционной корзине — 20%). Инфляция ускорилась, прежде всего потому, что экономический блок не имел решительно го намерения противодействовать повышению тарифов со стороны естественных монополий.

Замедление темпов инфляции до 10,3% в значительной степени повлияло на то, что реальные доходы граждан выросли в 2005г. примерно на 20%. Если бы инфляция была выше, то реальные доходы выросли бы не так существенно.

Укрепление гривны к доллару на 4,8%, которое провел Нацбанк в 2005г., дало большой положительный эффект по снижению темпов инфляции, чем изначально прогнозировали аналитические службы.

При этом цены на продовольственные товары с начала 2005г. года повысились на 10,7%, на непродовольственные товары - на 4%, на услуги - на 15,8%. В декабре 2005г. инфляция в Украине составила 0,9% против 1,2% в предыдущем месяце. При этом цены на продовольственные товары повысились на 1,4%, на непродовольственные товары - на 0,1%. Цены на услуги повысились на 1,5%.

Инфляция в Украине по итогам 2006 года составила 11,6%.Т. е по сравнению с 2005г. выше на 1,3%.

В 2006 году номинальный размер ВВП достиг исторического максимума и по итогам года составил 114,6 миллиона долларов. Реальный ВВП Украины в 2006 году вырос на 7,1%.
Первым фактором вероятного ускорения инфляции является чрезвычайно быстрый рост частного потребления, стимулируемый не только увеличением бюджетных выплат, но и высокими темпами наращивания объемов кредитования физических лиц, домохозяйств.

Рассмотрим темп инфляции в Украине в 2007 году. Инфляция на Украине в 2007г. составила 17% против 11,6% в 2006г.

Рост ВВП в июне 2007 года против июня прошлого года составил 7,8%, по итогам шести месяцев - 7,9%. Номинальный ВВП за январь-июнь 2007 года составил 289,9 миллиарда гривен, за июнь - 57,4 миллиарда гривен. Рост ВВП в первом полугодии обусловлен в основном увеличением валовой добавленной стоимости в торговле на 15,5%, перерабатывающей промышленности - на 13,7%, строительстве - на 11,8%.

По отношению к ноябрю-2006 инфляция достигла 15,2%, а за январь-ноябрь-2007 по сравнению с январем-ноябрем-2006 она составила 12,5%. Оба эти показателя оказались наивысшими в 2007 году. Инфляция в Украине в ноябре 2007 года по сравнению с предыдущим месяцем составила 2,2% по сравнению с 2,9% в октябре и 2,2% в сентябре, а с начала года ее значение достигло 14,2%. По данным Госкомстата, инфляция в декабре по отношению к ноябрю составила 2,1%, за январь-декабрь 2007 г. к декабрю прошлого года потребительские цены выросли на 16,6 %. Более высокой инфляция в последний раз была в 2000г.

Правительство экс-премьера Виктора Януковича связывало инфляционный скачок 2007г. с подорожанием энергоносителей, а также резким ростом цен на продукты питания из-за низкого урожая зерновых.

Инфляция принимает форму галопирующей. Планы антиинфляционных мероприятий Кабинета Министров, Министерства финансов и Национального банка демонстрируют недопонимание причин и беспомощность их составителей.

Рассмотрим данные об инфляции за 2008-2009гг.

Нагнетание инфляции продолжается. За I квартал ВВП увеличился на 6%, а доходы населения — на 40%. Инфляция достигла почти 45% в годовом исчислении. Конечно, темп инфляции летом и осенью может снизиться — это сезонная закономерность. Огромный скачок цен на сельхозпродукцию (138%), особенно растениеводства (150%), в 2007 г. тоже заложил высокую инфляцию издержек и цен в продовольственном секторе. А в бюджете спроектировано дальнейшее повышение доходов населения. По предварительным оценкам, примерно 35%. При достаточно скромном прогнозе роста ВВП — 5,5%.

По требованию Конституционного Суда обсуждаются вопросы восстановления большого объема социальных льгот, приостановленных в законе о Госбюджете 2008 г. Президент Украины в требованиях к бюджету 2008 г. продолжал настаивать на увеличении доходов населения. Правительство намеревалось ускорить введение новой тарифной сетки, которая накладывается на повышающуюся минимальную заработную плату. В 2008 г. инфляция в Украине достигла 22,3%.За счет роста цен увеличился ВВП и доходы бюджета, но реальный рост снизился.

Инфляция в Украине в июне 2009г. составила 1,1% 
Инфляция в Украине в июне 2009г. по отношению к предыдущему месяцу составила 1,1%, по данным Госкомстата.

Рост цен в июне 2009 г. по сравнению с июнем 2008г. составил 15%, а по сравнению с декабрем 2008г. – 8,6%.

Совет Национального банка прогнозировал инфляцию в Украине в 2009г. на уровне 12-13%. По мнению председателя совета НБУ Петра Порошенко, инфляция может сдерживаться, в частности, при условии отсутствия повышения цен на энергоносители.

П. Порошенко отметил, что в настоящее время в индексе потребительской инфляции отсутствует монетарная составляющая. Так, в текущем году Нацбанк осуществил рефинансирование коммерческих банков на 70 млрд грн, и при этом осуществил изъятие денежных средств на 78 млрд грн, в т. ч. через механизм продажи сертификатов Нацбанка.

Инфляция в Украине в январе-марте 2009г. составила 5,9 %. Индекс потребительских цен на товары и услуги в мае 2009г. по отношению к апрелю 2009г. составил 0,5%, по данным Госкомстата. К декабрю предыдущего года инфляция выросла на 7,4%. В январе - мае 2009г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года инфляция составила 18,2%, а по сравнению с соответствующим месяцем предыдущего года этот показатель составлял 14,7%. В госбюджет на 2009г. заложен рост ВВП на уровне 0,4% и инфляции - 9,5%[1].

3. Перспективы деятельности Центрального банка Украины

3.1. Пути улучшения деятельности НБУ.

Важно отметить, что правом законодательной инициативы в Верховной Раде, кроме Президента Украины, народных депутатов Украины, Кабинета Министров Украины, Конституция наделяет та­кже и Национальный банк Украины (ст. 93, п. 1 Конституции Ук­раины). Предоставление этого права Национальному банку свидетельствует о высшей степени его значимости в системе государственных институтов [25,c.17].

Национальный банк не является организацией, преследующей увеличение прибыли в качестве уставной цели своей деятельности, поэтому он не должен получать прибыль, и всю прибыль, которая у него образуется сверх неких фондов, которые должны обеспечивать развитие НБУ как организации, он должен отправлять в бюджет. Сколько это будет от полученной прибыли до формирования необходимых фондов (50% или 30%) сказать трудно, надо смотреть реальную статистику: если у НБУ после формирования своих фондов, в том числе фонда материального поощрения сотрудников, социального развития и т. д., остается нераспределенная прибыль, то она, по идее, должна направляться в бюджет. Нацбанку прибыль как таковая в принципе не нужна. Главное – обеспечение его разумных расходов за счет формируемой прибыли. Тогда объем прибыли сверх этих расходов, которые могут покрываться за счет прибыли, должен перечисляться в бюджет.
Как было замечено выше - основная функция Национального Банка Украины – эмиссионная – приводит к формированию эмиссионного дохода. Кроме того, НБУ реализует целый ряд хозяйственных функций, которые теоретически могут быть выведены из него. Система платежно-расчетных отношений – коммерческая в большинстве стран мира функция, которая осуществляется системой расчетных банков. У нас ее существенную часть (Национальная система электронных массовых платежей) осуществляет Нацбанк. Эта деятельность может быть выведена за рамки НБУ и проводиться на коммерческих условиях. Тогда это основание для получения прибыли, в некотором смысле, исчезает, соответственно, будет налоговая технология перечисления этой прибыли. Здесь есть два пути: увеличение бюджетной компоненты за счет Нацбанка, передача хозяйственных функций в выведениях (тогда эта соответствующая деятельность будет облагаться налогами и прибыли просто будет меньше); и второе – обоснование неких разумных активов отчисления прибыли в распоряжение Нацбанка и начисление оставшейся части прибыли в бюджет. Предпологается, что придется идти и тем, и другим путем, потому что выделение из состава НБУ тех подразделений, которые занимаются несвойственными ему функциями, - дело достаточно длительное.
Сложность сегодняшних экономических проблем, вызванных возрастанием международных денежных потоков и прозрачностью границ, радикальным изменением всей мировой экономики, требует высочайшего профессионализма государственных органов, ответственных за проведение денежно-кредитной политики. Только центральные банки, обладающие достаточным авторитетом, способны решить эти вопросы. Чаще всего независимость центральных банков не столько проистекает из законодательства, сколько обеспечивается традициями взаимоотношений с властью, личностью руководителя банка и т. д. Разумеется, подобная независимость не предполагает полного отмежевания от проводимой правительством политики, однако в случаях необходимости препятствует давлению со стороны правительственных органов. Информационная прозрачность НБУ перед обществом является балансирующим фактором по отношению к независимости. Подобно тому, как независимость позволяет Нацбанку принимать самостоятельные и эффективные решения, информационная прозрачность имеет целью создать стимулы для НБУ действовать в интересах общества[3].

Информационная прозрачность предполагает, что Нацбанк периодически или постоянно с той или иной степенью подробности рассказывает о том, какие цели и почему он преследует, какие средства он использует, каких результатов он добился. Практика, предусматривающая опубликование сведений, касающихся политики центрального банка, так или иначе заведена во всех странах.

Главным заданием для НБУ в рамках реализации денежно-кредитной политики будет - поддержка стабильности гривны, макроэкономической сбалансированности и создания предпосылок возобновления стойкого экономического роста, решения текущих и долгосрочных социально-экономических заданий. НБУ исходит из того, что стратегическое значение стабильности национальной денежной единицы в ближайшее время будет расти. Экономика Украины находится на этапе перехода к обеспечению постоянного долгосрочного экономического роста со смещением акцентов из экспортной ориентации экономики в сторону ускоренного развития внутреннего рынка, а также усилением внимания к вопросам развития человека и удовлетворения ее потребностей.

В этих условиях НБУ должно направлять усилие на сохранение доверия к национальной денежной единице путем прозрачных и согласованных действий на денежно-кредитном рынке, адекватно используя свои инструменты и обеспечивая взаимодействие с другими органами государства. Интенсивное приспособление экономики к новым условиям значительно повышает нагрузку на систему денежно-кредитных регуляторов. В своих действиях НБУ должно исходить из среднесрочной монетарной стратегии, которая направлена на поддержку стабильности денежной единицы как монетарной предпосылки финансового равновесия и экономического роста на инвестиционно-инновационной основе[25].

В перспективе НБУ ориентируется на необходимость постепенного перехода к монетарному режиму, что базируется на ценовой стабильности. Это предусматривает создание ряда макроэкономических, финансовых и институциональных условий, среди которых макроэкономическая и финансовая сбалансированность, постепенный переход к режиму свободного плавания обменного курса, достаточное развитие рынка ценных бумаг, трансмиссионных механизмов, коммуникации центрального банка с субъектами ведения хозяйства и населением. Окончательному переходу к использованию инфляционного ориентира как главной цели денежно-кредитной политики должен предшествовать определенный переходный период, на протяжении которого НБУ будет направлять свои усилия в поддержку как внешней стабильности национальной валюты через регуляцию обменного курса, так и внутренней ценовой стабильности.

НБУ будет продолжать работать из усовершенствования системы инструментов денежно-кредитной политики, развития ее трансмиссионных механизмов. Особое внимание должно уделяться усилению роли процентной политики в системе монетарной регуляции экономических процессов, которые между других является одним из необходимых условий для последующей либерализации валютного рынка. Для этого НБУ должен улучшать регуляцию краткосрочных рыночных процентных ставок через усовершенствование подходов к установлению коридора собственных процентных ставок за активными и пассивными операциями. Кроме того, должны приниматься меры для усиления связи между краткосрочными и долгосрочными процентными ставками - такая работа должна осуществляться, в первую очередь, в плоскости минимизации нерыночных факторов влияния на ставки, в частности, снижение риска кредитной деятельности[25].

НБУ должен осуществлять регуляцию ликвидности банков через использование механизма рефинансирования, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, проведения мобилизационных операций, а также регуляции нормативов обязательного резервирования. В принятии монетарных решений Национальный банк, с одной стороны оценивает темпы роста денежной массы за соответствующий период и осуществляет анализ всех ее составляющих.

Национальный банк должен уделять значительное внимание развитию научной базы принятия монетарных решений и системы коммуникации с общественностью. Анализ состояния и перспектив развития экономики Украины, последствий повышения цен на энергоносители, вступления Украины в СОТ, неопределенность конъюнктуры мировых рынков и других факторов дает возможность установить такие среднесрочные ориентиры: индекс потребительских цен - около 9 %, с постепенным снижением, рост денежной массы в пределах 25 - 35 %.

Задание денежно-кредитной политики на 2007-2009 г. было определено на основе среднесрочных целей и заданий денежно-кредитной политики, а также с учетом прогноза экономического и социального развития. Среди них важнейшими являются - содействие монетарными мероприятиями содержанию инфляции на утвержденном уровне; обеспечение прогнозируемой динамики обменного курса гривны к основной курсообразующей валюте - доллару США; применение мероприятий по усилению роли процентной политики в регуляции денежно-кредитного рынка; повышение эффективности пассивных активных операций НБУ в регуляции ликвидности банков; содействие развитию фондового рынка и сегмента небанковских финансовых учреждений как важной доли трансмиссионного механизма; увеличение доверия к национальной денежной единице и банковской системе, расширению безналичных расчетов, создания стимулов для более активного привлечения банками средств населения на вкладные счета в банках с целью стабилизации объемов роста наличности вне касс банков, улучшения управляемости денежно-кредитного рынка и снижения инфляционного давления; содействие возобновлению инвестиционной направленности экономического развития за счет стимулирования увеличения объемов долгосрочного банковского кредитования и привлечения вкладов юридических и физических лиц на долгосрочной основе; увеличение объемов банковского капитала и улучшения его качества, а также содействие процессам консолидации в банковском секторе, повышение уровня корпоративного управления, внедрения прогрессивных систем менеджмента риска в банках; повышения действенности банковского присмотра и регуляции путем осуществления (рядом с традиционными методами) присмотра на основе оценки рисков, процедур присмотра на консолидированной основе, усовершенствования и широкомасштабного применения системы раннего реагирования для выявления негативных тенденций в деятельности банков и предупреждения их развития; усовершенствования коммуникативной политики.

Следует обратить особое внимание доходам и расходам, так как, чем больше доходов получает Национальный банк, тем больше средств будет поступать в Государственный бюджет. Следовательно, Правлению Украины необходимо больше внимание уделять Национальному банку, способствовать улучшению его деятельности.

Вследствие своей деятельности НБУ (как и любое государственное предприятие) получает прибыль, которая распределяется так:

-часть на собственные потребности;

-часть на формирование золотовалютного запаса;

-часть (основная) перечисляется в бюджет.

Внедрение программы развития нумизматики в Украине, начерченной Национальным банком, требует не только выполнение планов относительно выпуска и реализации новых коллекционных монет, но и значительного повышения эффективности маркетинговой составной этой программы. В Украине следует усовершенствовать механизм мелкооптовой продажи монет почтой. На нынешнем этапе освоения рынка необходимо определить приоритеты маркетинговой работы. Среди них, очевидно, должна быть активная выставочная деятельность, создание гибкой системы цен и благоприятных условий для работающих с оптовыми и мелкооптовыми дилерами и потенциальными заказчиками, поиск новых рынков сбыта.

Независимо от того, определяет ли правительство целью создание Национальным банком Украины монет и должен осуществлять ряд способов для дальнейшего развития рынка банковских металлов как относительно самостоятельного сегмента финансового рынка. На первом этапе необходимо внести изменения в Положение “О торговле банковскими металлами”, а именно: разрешить осуществить операции с ними на внебиржевом межбанковском рынке; отменить раздел клиентских операций с банковскими металлами на розничные и оптовые и установить предельный размер розничных операций; закрыть требования относительно расчётов обязательств по операциям с банковскими металлами на внутреннем рынке исключительно в национальной валюте. Для нормативного обеспечения операций банков с необособленным металлом необходимо разрешить порядок осуществления операций и ведения учёта банковских металлов на металлических счетах клиентов.

На следующих этапах НБУ следует решать вопрос о выполнении функций депозитария банковских металлов и разработать нормативную базу расчётов по операциям с ними на межбанковском внебиржевом рынке. Нормативная база ликвидного и конкурентного рынка должна иметь положения о банках - маркмейкерах рынка банковских металлов и порядок осуществления операций НБУ относительно поддержания их ликвидности[3].

Источником формирования имущества Национального банка является уставный фонд на момент создания банка, доходы, полученные от банковской деятельности согласно Закона Украины “О банках и банковской деятельности”, а также другие источники, не запрещенные законодательными актами Украины[22].

3.2. Обеспечение безопасности Национального банка.

Одним из приоритетных направлений в решении задачи обеспечения надежности и безопасности банковской системы Украины является определение и реализация четкой стратегии по борьбе с финансовой преступностью.

Необходимость комплексного, стратегического подхода к защите кредитных организаций (банков), а следовательно, и их клиентов, от криминального воздействия приобретает все большее практическое значение. В условиях полного реформирования экономических отношений, несовершенства и даже разбалансированности правового регулирования многих сторон жизни нашего общества, возрастает угроза криминального вмешательства в наиболее важные сферы экономики, прежде всего в негосударственный банковский сектор.

Общепризнано, что из всех сфер экономики Украины именно в банковской системе произошли наиболее глубокие структурные преобразования, именно она потенциально является наиболее работоспособной, сконцентрировав у себя весьма значительные финансовые ресурсы.

Вместе с тем следует отметить, что украинская банковская система функционирует еще недостаточно эффективно. Это обусловлено не только состоянием самой банковской системы и банковского законодательства, но и более общими причинами, корни которых уходят в экономический и финансовый кризис, порождающий в свою очередь кризис правопорядка и безопасности в стране, способствующий криминализации все новых сфер экономики, и прежде всего в сфере денежного обращения [4].

Растущая экспансия со стороны криминального мира представляет серьезную угрозу экономической безопасности банков. В связи с этим решительное, адекватное противодействие преступным посягательствам является одной из приоритетных задач банковского сообщества. Фактически банковская деятельность страны оказалась зоной повышенного риска, наиболее уязвимой перед преступной экспансией.

Непоследовательна, к сожалению, позиция государства. Пока кризисные явления в стране сохраняют достаточно острый характер, государство пытается дистанцироваться от проблем коммерческих банков с целью уменьшения ответственности перед обществом и населением за их деятельность. Вместе с тем очевидно, что социальная напряженность, связанная с крахом большого числа банков, невыполнением ими взятых обязательств, неминуемо вынудит власти перейти к обычной (для стран с развитой экономикой) практике и принять на себя значительную часть ответственности за деятельность коммерческого банковского сектора, обеспечение ему цивилизованных условий для нормального функционирования. Безусловно, значительная роль в решении проблем безопасности в финансово - кредитной сфере принадлежит банковскому сообществу. Многое уже сделано в практическом плане. Ряд банков создали свою службу безопасности, информационно - аналитические подразделения, охрану, инкассацию, оснащаются необходимыми техническими средствами и автоматизированными системами. Но также и очевидно, что принимаемые меры не дают должного результата, поскольку сфера банковской и иной финансовой деятельности не стала менее опасной[37].

Обеспечение многофакторной банковской безопасности требует комплексного, системного похода к решению ее правовых, организационных, кадровых, тактических и иных проблем, что практически невозможно в одном, отдельно взятом кредитном учреждении. Начало положено разработкой и принятием концепции безопасности коммерческого банка, но и она отражает лишь некоторые приоритетные направления, не детализируя технологию и тактику реализации.

В сложившихся условиях традиционные государственно - правовые методы и средства обеспечения безопасности в негосударственном секторе экономики зачастую оказываются неэффективными. Они не позволяют решить задачу поддержки национально ориентированного предпринимательства, защитить права корректных, законопослушных участников рыночных отношений.

В основе обеспечения экономической безопасности государства должны находиться следующие приоритеты:

- четкое определение социальной значимости видов экономической деятельности с максимальным поощрением (в том числе и частичное гарантирование вложений коммерческих структур, прежде всего банков, в инвестиционные проекты в рамках приоритетных национальных программ) участия хозяйствующих субъектов в реализации таких приоритетов и воспрепятствование деятельности, не связанной с получением социально одобряемых результатов;

- определение пределов контроля, осуществляемого государством в сфере экономики, развитие правовых и организационных основ деятельности государства по защите правоохраняемых и отвечающих интересам и социальным потребностям общества, устранение неоправданных ограничений, затрудняющих такую деятельность, при соблюдении гарантий финансовой безопасности страны[38].

Заключение

Национальный банк Украины является центральным банком Украины, особенным центральным органом государственного управления, юридический статус, задание, функции, полномочия и принципы организации которого определяются Конституцией Украины, соответствующим Законом.

В соответствии с Конституцией Украины основной функцией НБУ является обеспечение стабильности денежной единицы Украины. На выполнение своей основной функции НБУ способствует соблюдению стабильности банковской системы, а также, в пределах своих полномочий, - ценовой стабильности. Кроме этого НБУ выполняет еще и ряд других функций.

НБУ имеет право: осуществлять операции, необходимые для обеспечения выполнения своих функций; устанавливать плату за предоставленные им в соответствии с законом услуги (осуществленные операции); принимать участие в формировании капитала  и деятельности международных организаций в соответствии с международными договорами, в которых участвует Украина, а также в соответствии с соглашениями между ним и иностранными центральными банками.

Из проведённого анализа можно сделать вывод, что Национальному банку Украины необходимо быть более конкурентоспособным: изучать ситуацию на рынке банковских услуг; искать новые пути привлечения клиентов: может необходимо пересмотреть порядок предоставления некоторых услуг, тем самым привлечь клиентов. Национальный банк является банком банков, следовательно, результат его деятельности является «зеркальным» отражением деятельности коммерческих банков за анализированный период.

НБУ определяет структуру валютного рынка Украины и организует торговлю валютными ценностями на нем в соответствии с законодательством Украины о валютном регулировании. НБУ проводит дисконтную и девизную валютную политику и применяет в необходимых случаях валютные ограничения. НБУ осуществляет дисконтную валютную политику, изменяя учетную ставку НБУ для регуляции движения капитала и сбалансирования платежных обязательств, а также коррекцию курса денежной единицы Украины к иностранным валютам.

Главным заданием для НБУ в рамках реализации денежно-кредитной политики будет поддержка стабильности гривны, макроэкономической сбалансированности и создания предпосылок возобновления стойкого экономического роста, решения текущих и долгосрочных социально-экономических заданий. НБУ будет исходить из того, что стратегическое значение стабильности национальной денежной единицы в ближайшее время будет расти. НБУ будет направлять усилие на сохранение доверия к национальной денежной единице путем прозрачных и согласованных действий на денежно-кредитном рынке, адекватно используя свои инструменты и обеспечивая взаимодействие с другими органами государства. Интенсивное приспособление экономики к новым условиям значительно повышает нагрузку на систему денежно-кредитных регуляторов. НБУ должен усовершенствовать системы инструментов денежно-кредитной политики, развить ее трансмиссионные механизмы. Особенное внимание будет уделяться усилению роли процентной политики в системе монетарной регуляции экономических процессов, которые между другим являются одним из необходимых условий для последующей либерализации валютного рынка. Для этого НБУ будет улучшать регуляцию краткосрочных рыночных процентных ставок через усовершенствование подходов к установлению коридора собственных процентных ставок за активными и пассивными операциями. Кроме того, будут приниматься меры для усиления связи между краткосрочными и долгосрочными процентными ставками - такая работа будет осуществляться, в первую очередь, в плоскости минимизации нерыночных факторов влияния на ставки, в частности, снижение риска кредитной деятельности.

НБУ будет осуществлять регуляцию ликвидности банков через использование механизма рефинансирования, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, проведения мобилизационных операций, а также регуляции нормативов обязательного резервирования. НБУ будет продолжать активно работать в направлении усовершенствования монетарных инструментов и механизмов, которые будут способствовать расширению возможностей влияния на денежно-кредитный рынок как при необходимости осуществления поддержки ликвидности банков, так и при необходимости проведения стерилизации избыточного денежного предложения.

Перспективой научных исследований будет являться обобщение результатов исследований, посвященных роли центрального банка в экономике государстве, в которой бы были рассмотрены место, функции и задачи центрального банка на различных этапах развития экономики с конкретными примерами и статистическими данными, а также перспективы совершенствования операций и инструментов центрального банка, оптимизации его структуры и повышения мобильности в принятии управленческих решений.

Список использованной литературы

5.  Балабанов И. Т. Банк и банковское дело// СПб. , 2002г.

6.  Банки и банковские операции, под ред. Е. Ф. Жукова//М., Банки и биржи, ЮНИТИ,1997.

7.  Банковское дело, под ред. О. И. Лаврушина//М., Финансы и статистика, 1999г.

8.  Боринець С. Я. Міжнародні валютно-фінансові відносини Підручник 4-те вид., перероб. і доп. — К.: Знання, 2004. — 409 с.

9.  Бутук О. І. Валютно-фінансові відносини: Навч. посіб. - К.: Знання, 2006. - 349 с.

10.  Бугулов В. М., Бугулова Т. В. Национальный банк и его операции: Конспект лекций - К.: МАУП, 1997г.

11.  Васюренко О. В. - Банківські операції: Навч. посіб. - 5-те вид., перероб. і доп. - К.: Знання, 2006. - 311 с.;

12.  Васюренко О. В., Волохата К. О. Економічний аналіз діяльності комерційних банків Навч. посіб. — К.: Знання, 2006. — 463 с.

13.  Дзюблюк О. В. - Валютна політика: Підручник. - К.: Знання, 2007. - 422 с.

14.  Закон України «Про банки і банківську діяльність» (№2121-III від 07.12.2000р., зі змінами та доповненнями) опублікований Відомості Верховної Ради України, 2001, № 5-6 (09.02.2001), ст. 30;

15.  Закон України «Про Національний банк України»(№679-XIV від 20.05.1999р., зі змінами та доповненнями), опублікований Урядовий кур'єр, 2001, 01, 17.01.2001 №8;

16.  Інструкція з бухгалтерського обліку операцій з цінними паперами в банках України, затверджена Постановою Правління НБУ №358 від 03.10.2005р., опубліковано Офіційний вісник України, 2005, N 43 (09.11.2005), ст. 2718;

17.  Інструкція про безготівкові розрахунки в Україні в національній валюті, затверджена Постановою Правління НБУ №22 від 21.01.2004р., зі змінами та доповненнями, опубліковано Офіційний вісник України, 2004, N 13 (16.04.2004), ст. 908;

18.  Інструкція про касові операції в банках України, затверджена Постановою Правління НБУ №337 від 14.08.2003р., зі змінами та доповненнями, опубліковано Офіційний вісник України, 2003, N 37 (26.09.2003), ст. 1999;

19.  Інструкція про порядок регулювання діяльності банків в Україні, затверджена Постановою Правління НБУ №368 від 28.12.1998г., затверджена Постановою Правління НБУ №264 від 18.06.2003р.

21.  Конституція України (прийнята на п'ятій сесії Верховної Ради України 28 червня 1996 року), опублікований Голос України, 1996, 07, 13.07.96 N 128;

22.  Коробкина С. А. Безналичные расчеты и пути их усовершенствования Банковское дело, №1, 2000г.

23.  Кудин И. В.Актуальность стандартизации финансового контроля/1999г.

24.  Лановик Б. Д., Матисякевич З. М., Матейко Р. М. Економічна історія України і світу: Підручник / За ред. Б. Д.Лановика.- 8-ме вид., перероб. і доп. - К.: Вікар, 2006. - 495 с.

25.  Любунь О. С., Любунь В. С., Iванець Т. В. НБУ: основнi функцii, грошово - кредитна полiтика, регулювання банковськоi дiяльностi: Навчальний посiбник.- К.:центр навчальноi лiтератури, 2004-351 с.

26.  Миллер Р. Л. Современные деньги и банковсое дело//М., 2000г.

27.  Міщенко В. І., Кротюк В. Л. Центральні банки: організаційно-правові засади К.: Т-во “Знання”, КОО. — 2004. — 372 с.

28.  Міщенко В. І., Шаповалов А. В., Салтинський В. В., Вядрова І. М. Реорганізація та реструктуризація комерційних банків Навч. посіб. К.: Т-во "Знання", КОО, 2002. - 216 с.

29.  Міщенко В. І., Яценюк А. П., Коваленко В. В., Коренєва О. Г. Банківський нагляд Навч. посіб. К.: Знання, 2004. — 406 с.;

30.  Методика розрахунку економічних нормативів регулювання діяльності банків в Україні (до Інструкції про порядок регулювання діяльності банків в Україні), затверджена Постановою Правління НБУ №264 від 18.06.2003р.;

31.  Правила організації статистичної звітності, що подається до Національного банку України, затверджені Постановою Правління НБУ №124 від 19.03.2003г., зі змінами та доповненнями, опубліковано Офіційний вісник України, 2003, N 20 (30.05.2003), ст. 892;

32.  Положення про ведення касових операцій у національній валюті в Україні, затверджене Постановою Правління НБУ №637 від 15.12.2004р., зі змінами та доповненнями, опубліковано Офіційний вісник України, 2005, N 3 (04.02.2005), ст. 155;

33.  Положення про порядок здійснення банками України вкладних (депозитних) операцій з юридичними і фізичними особами, затверджене Постановою Правління НБУ №516 від 03.12.2003р., зі змінами та доповненнями, опубліковано Офіційний вісник України, 2004, N 1 (23.01.2004), ст. 8;

34.  Положення про порядок формування та використання резерву для відшкодування можливих втрат за кредитними операціями банків, затверджене Постановою Правління НБУ №279 від 06.07.2000р., зі змінами та доповненнями, опубліковано Офіційний вісник України, 2000, N 32 (25.08.2000), ст. 1378;

35.  Положення про порядок формування резерву під операції банків України з цінними паперами, затверджене Постановою Правління НБУ №31 від 02.02.2007р., опубліковано Офіційний вісник України, 2007, N 17 (16.03.2007), ст. 667;

36.  Стельмах В. С., Єпіфанов А. О., Гребеник Н. І., Міщенко В. І. Грошово-кредитна політика в Україні За ред. В. І. Міщенка. — 2-ге вид., перероб. і доп. — К.: Т-во “Знання”, КОО, 2003. — 421 с.

37.  Сидоров В. Е., Журавлев Р. А. Безопасность банковской деятельности// М., 2000г.

38.  Швайка Н. А.Банковская система Украины: Пути реформирования и повышения эффективности//К., 2000г.

39.  Шлапак О. Основнi тенденцii i проблеми в дiяльностi банкiв Укр.- К.:2003.