11 | 12 | 2017

Методические рекомендации По использованию кредитно-модульной системы Обучения и рейтинговой оценки знаний студентов При изучении дисциплины "Орошаемое земледелие"

 

Методические рекомендации По использованию кредитно-модульной системы Обучения и рейтинговой оценки знаний студентов

При изучении дисциплины "Орошаемое земледелие"

 

Методические рекомендации По использованию кредитно-модульной системы Обучения и рейтинговой оценки знаний студентов

При изучении дисциплины "Орошаемое земледелие" Для студентов 4-го курса специальности "Агрономия"

Симферополь, 2007

Методические указания разработали

Доценты кафедрой общего и орошаемого земледелия кандидаты с.-х. наук,

Рецензенты

 

Д. с.-.х. н.

 

Методические указания рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры общего и орошаемого земледелия

Протокол № заседания кафедры от

Методические указания обсуждены и утверждены

На заседании учебно-методической комиссии факультета технологии производства, хранения и переработки продукции растениеводства

Протокол № заседании комиссии от

 

Содержание

Введение

1. Краткая характеристика дисциплины « Орошаемое земледелие", цель и задачи курса

2. Контроль знаний студентов

2.1. Рабочая программа и распределение учебного материала по модулям

2.2. Оценка знаний студентов

2.2.1. Общие положения

2.2.2. Расчет рейтинга по модулям

2.2.3.Сдача экзамена

2.2.4. Защита курсового проекта

2.2.5. Учебная практика

2.2.6. Общий рейтинг студента по дисциплине

3.Рекомендуемая литература

4. Приложения

Способы контроля по модулям:

1 – контрольная работа №1;

2 – контрольная работа №2;

3. - контрольная работа № 3.

Вопросы, выносимые на экзамен.

Введение

На юге Украины решающим фактором для получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур является влага. Для стабильного производства зерна и кормов построены мелиоративные оросительные системы. При орошении в мире получают треть продукции мирового производства. Технологии производства на орошаемых землях значительно отличается от суходола. Для успешной подготовки высоквалифицированных специалистов, отвечающих мировым требованиям, и способных решать сложные задачи сельскохозяйственного производства в условиях орошаемого земледелия, важное значение имеет рациональная организация учебного процесса, направленная на систематическое добывание знаний студентами, формирование широкого профессионального кругозора и умения применения приобретенных знаний, умений и навыков в практической работе.

В решении таких задач большое значение должно сыграть применение кредитно-модульной системы обучения с рейтинговой оценкой знаний студентов.

1 Краткая характеристика дисциплины "Орошаемое земледелие", цели и задачи курса

Орошаемое земледелие является специальной дисциплиной для подготовки агрономов. Это наука о рациональном использовании земли и защите ее то эрозии, о способах и сроках проведения поливов, о режиме орошения сельскохозяйственных культур, о качестве поливной воды, о негативных процессах происходящих при орошении и методах их устранения, о закономерностях воспроизводства плодородия почвы и приемах его эффективного использования для получения высоких и устойчивых урожаев.

Орошаемое земледелие изучает и разрабатывает методы регулирования водного, воздушного, теплового и питательного режимов почвы с целью обеспечения оптимальных условий роста и развития растений при помощи рациональной обработки почвы, сева и посадки сельскохозяйственных культур; рациональных севооборотов; приемов повышения плодородия почвы и урожайности сельскохозяйственных культур; приемов устранения или ослабления действия негативных факторов, которые приводят к снижению урожайности ( сорняки, эрозия, засоление, осолонцевание почв и др.)

Курс орошаемого земледелия состоит из 6 разделов: научные основы орошаемого земледелия, сорняки и борьба с ними, севообороты, системы обработки почвы и удобрений, экологические основы и приемы защиты почвы технологии возделывания сельскохозяйственных культур.

Как составная агрономического цикла наук орошаемое земледелие тесно связано с земледелием, физикой, химией, ботаникой, физиологией растений, метеорологией, микробиологией, почвоведением и др. науками.

В свою очередь знания по орошаемому земледелию используются при изучении растениеводства, овощеводства, плодоводства, виноградарства, экономики, организации и ряда других дисциплин

Цель и задача курса

1.  Научиться сохранять и повышать плодородие почвы. Изучить влияние орошения и оросительной воды на почву и ее водный, питательный, тепловой, воздушный режимы. Оценить воздействие орошения на рост, развитие и продуктивность сельскохозяйственный культур, разработать современные ресурсосберегающие технологии их возделывания в условиях орошения.

Вследствие изучения дисциплины орошаемого земледелия студенту необходимо:

1.Знать:

1.1. Законы земледелия для условий орошения;

1.2. Воздействие орошения и оросительной воды на агрофизические показатели почвы;

1.3. Влияние орошения на микробиологические процессы почвы и микроклимат приземного пространства;

1.4. Особенности построения севооборотов, обработки почвы и мер по борьбе с сорняками;

1.5. Принципы программирования урожайности с.-х. культур;

1.6. Современные технологии возделывания с.-х. культур при орошении.

2.Уметь:

2.1. Проектировать современную структуру посевных площадей;

2.2. Составлять схемы орошаемых севооборотов для с.-х. предприятий различных форм собственности, организации и специализации;

2.3. Разрабатывать ресурсо-энергосберегающую, экологически обоснованную систему удобрения с.-х. культур;

2.4. Применять природоохранную систему мер борьбы с сорняками;

2.5. Проектировать водосберегающие режимы орошения с.-х. культур и разрабатывать график проведения поливов с.-х. культур;

2.6. Современные методы управления поливами;

2.7. Предотвращать засоление, заболачивание, осолонцевание и ирригационную эрозию орошаемых земель;

2.8. Использовать методы санитарной защиты населения, технику безопасности и правила поведения людей на водных источниках.

3. Овладеть навыками:

3.1. Безопасной работы на орошаемых землях;

3.2. Определения влагозапасов и качественной их оценки с использованием водных констант;

3.2. Проведения поливов поверхностными способами и дождевальными машинами;

3.3. Назначения сроков полива, используя все методы управления водным режимом;

3.4. Расчета поливных, оросительных норм и графика поливов.

4. Развить творческие способности:

4.1 Агроэкономической оценки современных структур орошаемых посевных площадей и севооборотов;

4.2. Оценки эффективности орошения и орошаемого земледелия;

4.3. Оценки эффективности различных систем удобрения орошаемых с.-х. культур;

4.4. По применению современных методов управления поливами;

2.Контроль знаний студентов

2.1. Рабочая программа и распределение учебного материала по модулям

Учебная программа дисциплины включает 182 часа, в том числе: лекции 50, лабораторно-практические – 54, учебная практика – 36, самостоятельная работа – 42 часа. Кроме этого студенты сдают зачет, собирают гербарий сорняков (40 видов), выполняют и защищают курсовой проект. Заканчивается курс экзаменом.

Учебная программа дисциплины подразделяется на 4 модуля (табл.1).

Соотношение объемов лекционных, лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов по модулям представлено в табл.1.

1. Распределение учебной программы по модулям, часы

Модуля

Содержание модулей

Объем занятий

Самостоятельная работа

Итого

Лекции

Лабораторно-практические

1

Научные основы орошаемого земледелия

4

4

4

12

2

Севообороты, сорняки и меры борьбы с ними, удобрения

6

12

8

26

3

Системы обработки почвы, режим орошения и защита почвы от негативных процессов.

6

8

6

20

4

Технологии возделывания сельскохозяйственных культур при орошении

12

4

8

(выполн курс. раб-30, учебная практ. - 54)

24

Всего

28

28

26

82

2.Содержание модулей

№ модуля

Модули и их содержание

К-во часов

Вид контроля

1

Научные основы орошаемого земледелия

Контрольная работа № 1

Выполнение и надлежащее оформление лабораторно-практических занятий

1.Лекции

1.1. Современное состояние орошаемого земледелия и перспективы в Украине и в Крыму.

2

1.2. Биологические и агротехнические основы орошаемого земледелия.

2

2. Лабораторные занятия

2.1. Изучение методов назначения сроков поливов и поливных норм сельскохозяйственных культур.

4

Итого по модулю 1

8

2.

Севообороты, сорняки и меры борьбы с ними, удобрения

Контрольная работа № 2

1.Лекции

1.1. Система земледелия и севообороты на орошаемых землях.

2

1.2. Особенности применения удобрений на орошаемых землях.

2

1.3. Борьба с сорной растительностью в орошаемом земледелии.

2

2. Лабораторные занятия

2.1. Севообороты на орошаемых землях.

4

2.2. Проектирование схем севооборотов и их оценка, в т. ч. для фермерских хозяйств

4

2.3. Определение видового состава сорняков, распространенных на орошаемых землях юга Украины

2

2.4. Проектирование мероприятий по борьбе с сорной растительностью в полях и на оросительных системах

2

Итого по модулю 2

18

3

Системы обработки почвы, режим орошения и защита почвы от негативных процессов.

Контрольная работа №3

1.Лекции

1.1. Система обработки почвы под с.-х. культуры в условиях орошения.

2

1.2. Экологические проблемы и природоохранные приемы при орошении.

2

2. Лабораторно-практические занятия

2.1. Система обработки почвы в орошаемом севообороте.

2

2.2. Проектирование системы обработки почвы в орошаемом севообороте

2

2.3 Расчет доз удобрений на планируемый урожай нормативно-балансовым методом.

2

2.4. Режим орошения сельскохозяйственных культур..

2

Итого по модулю 3

12

4

Обработка почвы, эрозия, системы земледелия

1.Лекции

1.1. Технология возделывания озимой и яровой пшеницы, озимого и ярового ячменя при орошении

2

Контрольная работа № 4

1.2. Технология возделывания кукурузы на зерно, силос и зеленый корм в основных посевах на орошаемых землях

2

1.3. Технология возделывания сои на орошаемых землях

2

1.4. Технология возделывания корнеплодов на орошаемых землях

2

1.5. Технология возделывания риса.

2

1.6. Технология возделывания люцерны в условиях орошения.

2

1.7. Технологии возделывания промежуточных культур.

2

2. Лабораторно практические занятия

2.1. Выдача заданий по выполнению курсового проекта на тему: «Проектирование севооборота и технологий возделывания сельскохозяйственных культур в условиях орошения»

4

Итого по модулю 4

18

По каждому содержательному модулю выставляется рейтинговая оценка, для чего выполняется контрольная работа. В контрольные работы включаются вопросы как лекционного, так и лабораторно-практического курса. Для того чтобы получить зачет по модулю студент должен выполнить и соответствующим образом оформить все лабораторно-практические занятия.

2.2.Оценка знаний студентов

2.2.1. Общие положения

Рейтинг студентов по усвоению дисциплины (далее – рейтинг по дисциплине), защиты курсового проекта, прохождения всех видов практик определяется по 100-бальной шкале.

Для выставления оценок в экзаменационную ведомость, зачетную книжку, академическую справку и журнал рейтинговой оценки студента в баллах переводится в национальную (4-х бальную) и ЕСТS оценки согласно таблицы 3.

3.Соотношение между национальными и ЕСТS оценками и рейтингом по дисциплине

Оценка

Национальная

Оценка ЕСТS

Определение ЕСТS

Рейтинг по дисциплине, баллы

Отлично

А

Отлично - Отличное выполнение, с незначительным количеством ошибок

90-100

Хорошо

В

Очень хорошо – Выше среднего с несколькими ошибками

82-89

С

Хорошо – В общем правильная работа на с определенным количеством грубых ошибок

75-81

Удовлетворительно

Д

Удовлетворительно - Неплохо, но со значительным количеством недостатков

66-74

Е

Достаточно - Выполнение удовлетворяет минимальным критериям

60-65

Неудовлетворительно

FX

Неудовлетворительно - Требуется работать перед тем, как получить удовлетворительную оценку

35-59

F

Неудовлетворительно – Необходимо серьезная дальнейшая работа

01-34

Из 100 баллов, предназначенных для определения рейтинга по дисциплине, на оценку учебной работы (изучение и усвоение материала содержательных модулей) отводится не больше 70 баллов, а на итоговую аттестацию (экзамен или зачет) – не более 30 баллов.

Таким образом рейтинг по дисциплине Rдис. состоит из рейтинга по учебной работе Rуч. и рейтинга по аттестации Rат.

Rдис = Rуч. + Rат. (1)

На рейтинг по учебной работе может влиять рейтинг по дополнительной работе Rдоп. и рейтинг штрафной Rшт.

Рейтинг по дополнительной работе не может превышать 10 баллов и суммируется к рейтингу по учебной работе. Он определяется лектором и дается студенту по решению кафедры за выполнение работ, не предусмотренных учебным планом, но способствующих повышению знаний студентов по дисциплине (доклад на студенческой конференции, призовое место на 2-м этапе Всеукраинской олимпиады, изготовление макетов, учебных пособий и т. д.)

Рейтинг штрафной не превышает 5 баллов. Он определяется лектором и вводится решением кафедры для студентов, которые материал содержательного модуля усвоили несвоевременно, не придерживались графика работы, пропускали занятия и т. п.

Студенты, которые с учебной работы набрали 60 и более баллов, могут не сдавать экзамен (зачет), а получить экзаменационную оценку (зачет) "Автоматически", соответственно количества набранных баллов, переведенных в национальную оценку и оценку ЕСТS соответственно таблице 3. В этом случае рейтинг студента по дисциплине равен его рейтингу по учебной работе.

Если студент желает повысить свой рейтинг и улучшить оценку по дисциплине, он должен пройти семестровую аттестацию (сдать экзамен). Последнюю в обязательном порядке проходят студенты, которые по учебной работе набрали меньше 60 баллов. Для допуска к аттестации студент набрать 60 баллов из каждого содержательного модуля, а в целом не менее 42 баллов по учебной работе.

Студенты, которые в течение учебного семестра набрали меньше 42 баллов по учебной работе, обязаны до начала экзаменационной сессии повысить свой рейтинг по учебной работе, иначе они не допускаются к экзамену (зачету) по этой дисциплине и будут иметь академическую задолженность.

Рейтинг студента с аттестации (экзамен) Rат, которая проводится исключительно по тестовым технологиям, определяется по 100-бальной шкале. Если на аттестации по дисциплине (экзамен или зачет) студент набрал меньше 60 баллов, то такая аттестация ему не засчитывается – полученные баллы не суммируются к набранным баллам по учебной работе, и за студентом сохраняется рейтинг (оценка) по учебной работе.

Рейтинг по дисциплине, как и рейтинг по учебной работе, округляется до целого числа и заносится в экзаменационную ведомость и журнал рейтинговой оценки знаний студента. Рейтинг студента по дисциплине переводится в национальную оценку и оценку ЕСТS согласно табл. 3, которые заносятся в экзаменационную ведомость, зачетную книжку (только по 4-х бальной шкале), академическую справку и журнал рейтинговой оценки знаний студентов.