17 | 08 | 2019

МАГИСТЕРСКАЯ РАБОТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА СОБСТВЕННОГО КАПИАТАЛА НА ПРИМЕРЕ ЗАКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ СОВЕТСКОГО РАЙОНА АР КРЫМ 200

В сельскохозяйственных предприятиях применяются унифицированные формы первичных документов. Подавляющая часть документов, например, по учету труда и его оплаты, учету движения зерна и другой продукции растениеводства, движения животных, движения продукции животноводства, заполняются в подразделениях хозяйства (бригады, фермы, склады и т. п.) и после надлежащего оформления передаются в бухгалтерию для обработки.

Применять автоматизированное документирование на компьютерах можно лишь к небольшому числу документов, заполнение которых производится непосредственно в бухгалтерии (кассовые, банковские и ряд других). Таким образом, в бухгалтерии сосредотачиваются большие объемы документов, с которых следует производить ввод информации в компьютер. Снижение трудоемкости ввода, сведение к минимуму рутинных, повторяющихся операций, автоматизация формирования бухгалтерских проводок становится актуальной задачей и решается в программном комплексе через максимальное использование нормативно-справочной информации.

При обработке документов по учету труда и его оплаты в числе справочных реквизитов применяются: виды сельскохозяйственных работ, марки автомобилей, тракторов и других сельскохозяйственных машин, фамилии трактористов или водителей, нормы выработки, расценки за единицу объема работ или за час работы, нормы расхода горючего на единицу работы, коэффициенты перевода в условные трактора, процентные надбавки за выполненную работу и другие.

Автоматическое формирование проводок производится с использованием элементов, также вынесенных в справочники. Порядок формирования проводок по участку имеет некоторые особенности. По документу «Учетный лист тракториста-машиниста» (форма № 67) оплата труда трактористов, занятых в технологическом процессе производства сельскохозяйственной продукции, а также стоимость израсходованного горючего и эталонные гектары (количество) относятся прямо на объекты растениеводства. По транспортным работам тракторов оплата труда, стоимость горючего и эталонные гектары собираются на субсчете счета 91 «Расходы на эксплуатация машин и оборудования» и ежемесячно распределяются по объектам учета, исходя из плановой себестоимости одного эталонного гектара.

По документу «Путевой лист трактора» услуги относятся на объекты учета в плановой стоимости эталонных гектаров с кредита субсчета счета 91. Одновременно затраты собираются на дебете субсчета счета 91, и в конце года плановая стоимость одного эталонного гектара доводится до фактической, после чего производится корректировка услуг, отнесенных на объекты учета.

По документу «Путевой лист грузового автомобиля» (форма 4-С) затраты (оплата труда, стоимость горючего) собираются по дебету субсчета 23 «Автопарк». Услуги по грузовым перевозкам распределяются ежемесячно по потребителям пропорционально объему работ, исчисляемому в тонно-километрах, и их плановой себестоимости с корректировкой в конце года по фактическим затратам. Затраты по перевозкам людей и работе специальных машин относятся в конце года на объекты учета, потребителей услуг, пропорционально количеству машино-дней.

В конце года, при закрытии счета 23, определяется фактическая стоимость тонно-километра и машино-дня, после чего производится доведение отнесенных услуг в плановой оценке до фактической.

По документам «Учетный лист труда и выполненных работ (для бригады)» (форма № 66), «Учетный лист труда и выполненных работ (индивидуальный)» (форма № 66а) оплата труда работников относится прямо на объекты учета. Услуги живой тягловой силы относятся на объекты учета в плановой себестоимости рабочих дней, которая в конце года корректируется до фактической.

По другим участкам учета в программной конфигурации для решения задач оптимизации процедур ввода применяется механизм типовых хозяйственных операций (ТХО). ТХО представляют собой средства, позволяющие автоматически формировать бухгалтерские проводки. Удобно использовать ТХО для ввода часто повторяющихся хозяйственных операций или операций, включающих несколько бухгалтерских проводок. Реализован механизм ТХО следующим образом.

Организуется справочник типовых хозяйственных операций. Пользователь может сгруппировать ТХО в справочнике по удобному для него признаку. При вводе типовой хозяйственной операции в системе создается документ. Типовой хозяйственной операции соответствует шаблон из одной или нескольких бухгалтерских проводок.

Большая часть элементов проводок формируется автоматически, остальные вводятся в диалоге. Для использования ТХО не требуется знания бухгалтерских проводок, пользователь лишь заполняет недостающие реквизиты документа.

Например, в документе типовой хозяйственной операции «Забой животных в хозяйстве» пользователь вводит реквизиты: местонахождение животных, вид животных, количество голов, живая масса. Автоматически формируются в документе реквизиты: счет по дебету, вид производства, статья затрат, счет по кредиту, направление движения животных, сумма.

ТХО достаточно легко адаптировать к конкретному хозяйству, они могут охватить практически все бухгалтерские проводки, что позволит свести к минимуму затраты труда на ввод первичной информации. Документ может иметь печатную форму.

Конфигурацию для сельскохозяйственных предприятий отличает от других подобных информационных систем одна существенная черта —расширение круга автоматизированных учетных функций.

Остановимся на нескольких подобных задачах.

Автоматизированы функции ежемесячного отнесения затрат по водоснабжению и энергетическим производствам — электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению на счета потребителей.

Затраты по водоснабжению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению учитываются раздельно на дебете субсчета 23 «Вспомогательные производства». В затраты на услуги этих вспомогательных производств включают стоимость соответственно воды, электрической и тепловой энергии, газа, поступающих со стороны, а также стоимость электрической и тепловой энергии, вырабатываемой в своей организации.

Калькуляционной единицей водоснабжения является кубометр потребленной воды, электроснабжения – Квт. час, теплоснабжения – Гкал., газоснабжения – Куб. м.

При автоматизации в справочную информацию выносятся списки потребителей по каждому виду производств, значения счетов и аналитических счетов для отнесения услуг, тарифы на оказанные услуги. В течение года услуги (вода, электроэнергия, тепло, газ) списываются на счета потребителей.

В программных средствах, через параметрическую настройку, предусмотрено два способа списания услуг. Первый — списание в оценке по тарифу (среднегодовой плановой себестоимости калькуляционной единицы). Этот способ следует применять для тех хозяйств, где у потребителей установлены счетчики воды и энергии.

Второй способ — распределение затрат между потребителями в процентном отношении. Этот способ удобно применять, если счетчики на воду или энергию отсутствуют.

Приведенная задача отнесения услуг водоснабжения и энергоснабжения на потребителей, достаточно трудоемкая при ручном ведении учета, в программной настройке для сельскохозяйственных предприятий полностью автоматизирована. Функция бухгалтера ограничена вводом исходных реквизитов для расчета (количество потребленной воды, Квт. час., Гкал., Куб. м. или проценты отнесения затрат).

Наиболее сложной и трудоемкой задачей бухгалтерского учета для сельскохозяйственных предприятий является закрытие счетов вспомогательного производства.

Работы и услуги, выполненные вспомогательными производствами, в течение года относятся на счета потребителей их по плановой себестоимости единицы работ и услуг. В конце года определяют фактическую себестоимость работ и услуг вспомогательных производств. При этом превышение фактической себестоимости работ и услуг по каждому виду производств над плановой списывают на увеличение издержек производства по соответствующим отраслям производства и другим потребителям указанных работ и услуг, или на уменьшение издержек производства (методом «красное сторно») в тех случаях, когда фактическая себестоимость ниже плановой.

Программная настройка для сельскохозяйственных предприятий предусматривает закрытие следующих счетов вспомогательного производства:

• субсчет 23 «Ремонтно-механические мастерские»;

• субсчет 23 «Автопарк»;

• субсчет 91 «Тракторный парк»;

• субсчет 23 «Гужевой транспорт»;

• субсчет 23 «Энергетические производства»;

• электроснабжение;

• теплоснабжение;

• газоснабжение;

• субсчет 23 «Водоснабжение».

Аналитический учет на субсчете «Ремонтная мастерская» ведется в разрезе объектов ремонта (по каждому трактору, комбайну, автомашине, виду оборудования) и статей затрат. Для этого организуется справочник, куда заносится и затем пополняется список ремонтируемых объектов.

На отдельном аналитическом счете учитываются цеховые расходы ремонтной мастерской.

Для определения себестоимости ремонта ежемесячно производится распределение цеховых расходов на ремонтируемые объекты пропорционально прямой заработной плате в основных затратах. Эта процедура выполняется автоматически. Подтверждением правильности выполненных действий является отсутствие сальдо на аналитическом счете «Цеховые расходы».

Автоматическое закрытие субсчета «Автопарк» выполняется в конце года. Предпосылкой к автоматизации этой работы служит методически правильное ведение учета эксплуатации грузового автотранспорта. Затраты по эксплуатации грузового автомобильного транспорта собираются на дебете счета. В течение года работы, выполняемые грузовым автотранспортом в части грузовых перевозок, списываются на счета потребителей услуг в оценке по плановой себестоимости тонно-километра, а расходы, связанные с перевозкой людей в количестве машино-дней, — без плановой оценки.

В конце года общая сумма затрат распределяется между грузовыми перевозками и перевозками людей пропорционально количеству машино-дней.

Затем определяется фактическая себестоимость тонно-километра, разница между плановой и фактической себестоимостью. На сумму отклонений автоматически корректируются списанные в течение года суммы по соответствующим счетам потребителей услуг грузового автотранспорта.

Определяется себестоимость одного машино-дня по перевозкам людей. Затраты по перевозкам людей относятся пропорционально количеству машино-дней.

Автоматическое закрытие субсчета «Тракторный парк» выполняется в конце года и является наиболее сложной процедурой в силу особенностей учета тракторных работ. Принципиально схема закрытия счета выглядит следующим образом.

Затраты по сельскохозяйственным работам тракторов относятся непосредственно на дебет счета 231 «Растениеводство», минуя счет 91. Затраты по транспортным работам тракторов собираются в течение года на дебете счета 91. Там же собираются затраты на статьях «Амортизация», «Ремонт», «Прочие затраты», которые списываются на счет 91, независимо от характера работ, выполняемых тракторами.

В течение года стоимость выполненных тракторами транспортных работ списывается на объекты учета, исходя из плановой себестоимости одного эталонного гектара работы.

Процедура закрытия счета выполняется в несколько этапов.

Вначале производится распределение сумм затрат на статьях «Амортизация», «Ремонт», «Прочие затраты» между счетами 231 «Растениеводство» и 91 «Тракторный парк» пропорционально количеству эталонных гектаров работы. Затем затраты по указанным статьям, отнесенные на счет 231, распределяются по объектам растениеводства.

Последним этапом определяется фактическая стоимость одного эталонного гектара работы, после чего плановая оценка корректируется до фактической себестоимости.

Отклонения между плановой и фактической себестоимостью эталонного гектара по транспортным работам списываются на счета потребителей.

В программном комплексе счет 23 «Гужевой транспорт» закрывается также автоматически. Учет затрат по гужевому транспорту ведется на дебете счета в целом, без включения расходов по содержанию молодняка. В себестоимость услуг гужевого транспорта входят затраты на корм, износ рабочего скота, построек, ветеринарные мероприятия и т. п.

По кредиту счета списывается стоимость оказанных услуг в плановой оценке рабочих дней. Алгоритм программы предусматривает следующий порядок закрытия счета.

Вначале производится корректировка всей суммы затрат по содержанию рабочего скота на стоимость приплода, навоза, шерсти и прочей продукции. Себестоимость одной головы приплода исчисляется по стоимости 60 кормо-дней содержания взрослых животных. Себестоимость одного кормо-дня определяется делением всей суммы затрат по содержанию рабочего скота (за вычетом стоимости навоза и прочей продукции) на общее количество кормо-дней рабочего скота.

Себестоимость одного рабочего дня определяется делением всей суммы затрат по содержанию рабочего скота (за вычетом стоимости приплода, навоза, шерсти и т. п.) на количество рабочих дней. Распределение отклонений по потребителям услуг производится пропорционально количеству рабочих дней.

Остановимся на некоторых особенностях автоматизированного закрытия счета «Водоснабжение» и счета «Энергетические производства» (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение).

Средняя себестоимость квт. час определяется путем деления всех затрат по электрохозяйству на общее количество электроэнергии, потребленной на собственные нужды.

Определяются отклонения фактической себестоимости от плановой оценки, по которой затраты списывались в течение года. Сумма отклонений определяется как разность между дебетовыми и кредитовыми оборотами по счету. На сумму выявленных отклонений корректируют затраты по потребителям, пропорционально стоимости использованной электроэнергии.

На экономию затрат автоматически формируются проводки по кредиту счета «Электроснабжение» в дебет соответствующих счетов потребителей электроэнергии методом «красное сторно».

На превышение фактических затрат над плановыми автоматически формируются проводка на обычную бухгалтерскую запись.

Несколько иной порядок автоматического закрытия счетов «Теплоснабжение», «Газоснабжение», «Водоснабжение».

Сохраняется алгоритм определения отклонений по счету (принятый по электроснабжению), но меняется порядок распределения отклонений.

Параметрическая настройка программ определяет два способа распределения отклонений при закрытии счета. Первый способ применяется, если у потребителей установлены счетчики соответствующего вида —воды, тепла, газа. В этом случае сумма отклонений распределяется по потребителям пропорционально стоимости использованной воды, тепла, газа.

Второй способ применяется, если в хозяйстве отсутствуют счетчики расхода воды, тепла или газа. В этом случае сумма отклонений распределяется в соответствии с процентом, установленным для каждого потребителя.

При втором способе ежемесячное автоматическое отнесение услуг должно осуществляться через функцию закрытия счета.

Помимо вышеуказанных функций закрытия счетов вспомогательных производств, конфигурация для сельскохозяйственных предприятий включает функции закрытия счетов основного производства и распределения калькуляционных разниц, расчета и списания финансовых результатов от реализации, распределения прибыли.

3.2 Политика управления и оптимизация структуры собственного капитала

Проблемы формирования и использования капитала предприятия, управление его стоимостью и структурой исследовали зарубежные и отечественные ученые-экономисты: Ю. Бригхем и Л. Гапенский; Р. Брейли; С. Майерс; И. А. Бланк; В. В. Бочаров; В. В. Ковальов; Е. С. Стоянова; Т. В. Тепловая.

Политика управления собственным капиталом представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия (общества), которая сводится к обеспечению его производственно-коммерческой деятельности.

Трансформация экономических отношений на современном этапе развития экономики нуждается в значительных денежных вложениях, поэтому каждый субъект ведения хозяйства самостоятельно решает вопрос увеличения своего капитала, его эффективном инвестировании и реинвестировании. Выбор вариантов и путей привлечения капитала имеет отличия в зависимости от сфер деятельности, организационно-правовой формы предприятия. Кроме того, на принятие решений относительно управления собственным капиталом влияют как факторы внешней среды, так и внутренние характеристики предприятия и подходы владельцев и менеджеров (одна компания выбирает метод увеличения капитала через эмиссию акций и облигаций, вторая — привлечением заемного капитала, третья — выбирает политику внутреннего финансирования, мобилизируя резервы и реинвестируя большую часть прибыли, и т. д.).

Определенное влияние на принятие решений, связанных с формированием капитала, имеет структура собственности компании (внешние и внутренние владельцы, соотношения участников собственного и заемного капитала), финансовая инфраструктура (степень развитости фондового рынка), правовая система (защищенность инвесторов, законодательная база о банкротстве).

Сущность политики управления относительно обеспечения капиталом функционирования компании и выплат основателям и владельцам капитала (собственного и заемного) сводится к решению таких вопросов:

— выбор между источниками формирования капитала (собственные и заемные средства). Принципиальной чертой заемных средств является их возврат в установленный срок с учетом платы за пользование (процент);

— выбор схемы минимизации налоговых платежей;

— выбор формы привлечения внешних источников финансирования (с фиксированным или плавающими процентами за заемные средства, конвертированных активов) и обеспечения их привлекательности на финансовых рынках;

— дивидендной политики, схем выплат владельцам капитала предприятия и пропорции между реинвестируемой прибылью и прибылью, которая платится владельцам.

Политика управления составляющими собственного капитала предприятия может осуществляться в такой последовательности:

— анализ формирования общего объема собственного капитала в предшествующем периоде. На данном этапе изучается соответствие темпов прироста собственного капитала активам и объему произведенной (реализованной) продукции;

— изучается соотношение между внешними и внутренними источниками формирования собственного капитала;

— оценивается достаточность собственного капитала в отчетном периоде. Критерием такой оценки может быть показатель «коэффициент самофинансирования развития предприятия»;

— определяется общая потребность в собственном капитале в плановом периоде;

— в разрезе основных элементов собственного капитала оценивается стоимость собственного капитала. Результаты этой оценки являются основой разработки управленческих решений относительно выбора источников формирования собственного капитала, которые бы обеспечили его прирост;

— обеспечение общего объема собственного капитала в плановом периоде может быть достигнут за счет привлечения дополнительного паевого капитала или дополнительной эмиссии акций или за счет других источников;

— оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственного капитала. При этом целесообразно учитывать, Что стоимость привлечения собственного капитала за счет внешних источников не должна превышать плановую стоимость привлечения заемных средств. Кроме того, рост дополнительного паевого или акционерного капитала за счет посторонних инвесторов может негативно повлиять на процесс управления предприятием первыми его основателями.

Под структурой капитала понимают соотношение между собственным и заемным капиталом. Собственный и заемный капитал имеют определенное отличие, которое выплывает из разного уровня доходности последних и уровня риска для владельцев этого капитала.