Сегодня: 10 | 12 | 2019

МАГИСТЕРСКАЯ РАБОТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА СОБСТВЕННОГО КАПИАТАЛА НА ПРИМЕРЕ ЗАКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ СОВЕТСКОГО РАЙОНА АР КРЫМ 200

Анализ ликвидности СЗАО «Симиренко» показал, что только показатель текущей ликвидности имеет нормативное значение в 2004 и 2005 году. Это означает, что ЗАО не в состоянии покрывать в достаточном объеме свои текущие обязательства ни за счет оборотных средств, ни за счет быстрореализуемых активов и денежных средств.

Анализ платежеспособности показывает, что у предприятия не хватает собственных средств на формирование оборотных активов, об этом свидетельствует отрицательное значение показателя финансовой устойчивости и коэффициента маневренности. Собственный оборотный капитал уменьшился на 3309 тыс. грн.

Показатели деловой активности СЗАО «Симиренко» свидетельствуют о низкой скорости оборота готовой продукции, дебиторской и кредиторской задолженности и запасов, которые по сравнению с 2004 годом снизились.

СЗАО «Симиренко» также является убыточным предприятием. Все рассчитанные показатели рентабельности имеют отрицательное значение на протяжении 3 лет, т. е. предприятие убыточно по всем видам деятельности.

Состояние и изменение собственного капитала, а также его структуры имеет большое значение для инвесторов. Динамика собственных источников имущества предприятия представлена в таблице 2.4.

За анализируемый период сумма собственного капитала в ЗАО«Н-Победа» и СЗАО «Симиренко» сократилась на 4984 и 11689 тыс. грн или на 37,9 и 58,7 % соответственно. На это изменение в ЗАО «Н-Победа» повлияло сокращение прочего дополнительного капитала на 5080 тыс. грн. (на 96 %), а в СЗАО «Симиренко» - увеличение суммы непокрытого убытка на 8444 тыс. грн. или более чем в 10 раз, а также уменьшение суммы прочего дополнительного капитала на 3245 тыс. грн. или более чем в половину.

Таблица 2.4 – Состав и структура собственного капитала ЗАО «Н-Победа» и СЗАО «Симиренко» Советского района, тыс. грн.

Наименование капитала

ЗАО «Н-Победа»

СЗАО «Симиренко»

Годы

В среднем за 3 года

2006 г. в % к 2004 г.

Годы

В среднем за 3 года

2006 г. в % к 2004 г.

2004

2005

2006

Тыс. грн.

%

2004

2005

2006

Тыс. грн

%

Уставной капитал

93

93

93

93

0,8

100

13487

13487

13487

13487

89,9

100

Паевой капитал

6341

6330

5964

6212

53,0

94,1

-

-

-

-

-

-

Дополнительно вложенный капитал

516

516

773

602

5,1

150

-

-

-

-

-

-

Прочий дополнитель-ный капитал

5287

4982

207

3492

29,8

3,9

6002

4725

2757

4495

29,9

45,9

Резервный капитал

1129

1129

1129

1129

9,6

100

1334

1334

1334

1334

8,9

100

Нераспределен-ная прибыль (непокрытый убыток)

-200

787

16

201

1,7

108

-907

-2668

-9351

-4309

-28,7

1031

Неоплаченный капитал

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Изъятый капитал

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Всего собственный капитал

13166

13837

8182

11728

100

62,1

19916

16878

8227

15007

100

41,3

В структуре собственного капитала ЗАО «Н-Победа» преобладает паевой капитал (в среднем за 3 года – 53 %), что вызвано распаеванием земель между членами трудового коллектива. Данный показатель в 2006 году снизился на 6 %. Второе место в структуре собственного капитала этого предприятия занимает прочий дополнительный капитал – 29,8 %. Уставной капитал ЗАО «Н-Победа» составляет 93 тыс. грн., что всего 0,8 % от всего собственного капитала. Резервный капитал не изменился.

В СЗАО «Симиренко» преобладает уставный капитал, который составляет 89,9 % в общем объеме собственного капитала (в среднем за 3 года). За анализируемый период он не изменился. Второе место занимает прочий дополнительный капитал 29,9 %.Непокрытый убыток ЗАО составляет 28,7 % от общей суммы собственного капитала.

Таким образом, исследуемые нами хозяйства являются убыточными и находятся на грани банкротства, а для повышения эффективности их деятельности необходимо привлечение инвесторов со стороны.

2.3. Организация системы бухгалтерского учета в закрытых акционерных обществах Советского района

В современных условиях рыночной экономики для эффективного развития и функционирования любого предприятия важным является правильное построение и организация бухгалтерского учета на предприятии.

СЗАО «Симиренко» и ЗАО «Н-Победа» Советского района организуют учет в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и отчетности» от 16.07.1999 года № 996-ХIV, Национальным планом счетов, Инструкцией по его применению и другими нормами органов государственного управления, регулирующими бухгалтерский учет.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях несут их руководители. Они обязаны создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение требований главного бухгалтера, касающихся оформления и подачи к учету соответствующих документов всеми работниками предприятия, имеющими отношение к учету.

Бухгалтерский учет в ЗАО осуществляется бухгалтерским аппаратом, который является самостоятельным структурным подразделением предприятия и возглавляется главным бухгалтером. Главный бухгалтер обеспечивает соблюдение установленных единых методологических принципов бухгалтерского учета, составление и предоставление в установленные сроки финансовой отчетности.

В СЗАО «Симиренко» и ЗАО «Н-Победа» был издан приказ об организации бухгалтерского учета (см. приложение Ж), где отражается форма организации учета, порядок и способ регистрации и обобщения информации в регистрах, а также лица, ответственные за ведение бухгалтерского учета.

Основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета в этих предприятиях, является Приказ об учетной политике. Приказ разработан в соответствии с требованиями законодательства Украины на основании Закона Украины « О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и Положений (стандартов) бухгалтерского учета. В нем указаны принципы, методы и процедуры, используемые на предприятии для предоставления и составления финансовой отчетности.

Ответственность за организацию учетной политики на предприятии несет руководитель. Разрабатывает учетную политику главный бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия.

Учетная политика может изменяться, только если изменяются уставные требования, требования органа, который утверждает П(с)БУ, или если изменения обеспечат достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности предприятия.

Ответственность за исполнение Приказа об учетной политике возложена на главного бухгалтера хозяйства.

На исследуемых нами предприятиях применяется журнально-ордерная форма учета, основанная на использовании принципа систематизации и накапливания данных первичных документов непосредственно в регистрах синтетического и аналитического учетов в соответствии с Методическими рекомендациями по применению регистров бухгалтерского учета, утвержденными приказом Министерства Финансов Украины № 356 от 29.12.2000 г.

Основными регистрами при этой форме учета являются журналы, ведомости, таблицы, книги. В конце месяца итоговые данные регистров переносят в Главную книгу. Главную книгу используют для обобщения данных журналов, взаимной проверки сделанных записей по отдельным счетам и составления отчетного баланса. В ней отражают начальное сальдо, текущие обороты и сальдо на конец отчетного периода (месяца, квартала, года) по каждому синтетическому счету. Главная книга открывается на календарный год.

Для осуществления аналитического и синтетического учета на предприятиях применяется рабочий план счетов (см. приложение З), который построен на основании общепринятого Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций, утвержденный Приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.

Рабочий план счетов охватывает все стадии учетного процесса ЗАО и составлен с учетом требований законодательства в области бухгалтерского учета.

Все хозяйственные операции на предприятии подлежат регистрации в соответствующих документах. Способ оформления хозяйственных операций соответствующими документами называется документацией, а движение документов с момента их составления или получения от других предприятий, организаций до использования в бухгалтерских записях и последующей передачи в архив – документооборотом.

Именно на бухгалтерскую службу предприятия возложен процесс документирования.

Первичные документы в акционерных обществах составляются на бланках типовых форм, утвержденных Госкомстатом, а также на бланках специализированных форм, утвержденных министерствами Украины. Документирование хозяйственных операций на исследуемых предприятиях иногда осуществляется с использованием самостоятельно изготовленных бланков, которые обязательно содержат реквизиты типовых или специализированных форм.

Первичные документы составляются в момент осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно – непосредственно после окончания операции. Ответственность за своевременное и качественное составление документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность данных, приведенных в документах, несут лица, составившие и подписавшие эти документы.

Для каждого вида или рода документов разрабатывается особая схема документооборота в форме графика. В нем указывается перечень работ по созданию, проверке и обработке документов с указанием срока их выполнения и лиц, ответственных за это выполнение. График документооборота в исследуемых нами предприятиях не применяется, что значительно усложняет и продлевает сроки составления и обработки документов.

Хранение документов играет значительную роль в процессе правильной постановки бухгалтерского учета. Рациональная система хранения обеспечивает не только целостность в хранении документов на протяжении установленных законом сроков, но и возможность пользования ими в любой момент для получения различных справок.

Для хранения документов в СЗАО «Симиренко» и ЗАО «Н-Победа» отведено специально оборудованное помещение – архив. Данные о каждом документе, попадающем в архив, заносятся в номенклатуру дел, хранящихся в архиве.

Документы, прошедшие обработку, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив предприятия хранятся в бухгалтерии в специальных помещениях, обеспечивающих их сохранность пол ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером.

Бланки строгой отчетности предприятия хранятся в сейфах.

Первичные документы текущего месяца, обрабатываемые вручную и относящиеся к соответствующему учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке, нумеруются, переплетаются и сопровождаются справкой, где указывается дата передачи документов, наименование регистра, период, к которому относятся документы, и ответственные лица.

Срок хранения документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов в архиве предприятия определяется согласно Перечню типовых документов, используемых в деятельности органов государственной представительской и исполнительной власти и местного самоуправления, других предприятий, с указанием сроков хранения материалов, утвержденных Главным архивным управлением при Кабинете министров Украины.

2.4. Организация учета капитала в реформированных сельскохозяйственных формированиях

Учет капитала является наиболее сложным и ответственным моментом организации учета в закрытых акционерных обществах. В сельскохозяйственном предприятии, которое реорганизуется, проводится инвентаризация имущества, капитальных и финансовых вложений, незавершенного производства, средств, обязательств, расчетов и тому подобное в соответствии с Инструкцией по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 11 августа 1994 г. N 69 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 26 августа 1994 г. за N 202/412), но согласно Положению об инвентаризации имущества государственных предприятий, которые приватизируются, а также имущества государственных предприятий и организаций, которое передается в аренду, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 2 марта 1993 г. N 158.

Согласно решению собрания совладельцев уточнение стоимости активов и обязательств может проводить комиссия по организации разрешения имущественных вопросов, которые возникают в процессе реформирования аграрного сектора экономики, или комиссия по уточнению стоимости имущества или независимый эксперт-оценщик. Комиссия действует на основании Положения, разработанного на основании Типового положения о комиссии по организации разрешения имущественных вопросов, которые возникают в процессе реформирования аграрного сектора экономики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2001 г. N 177.

В случае принятия решения об уточнении стоимости имущества комиссией приказом руководства предприятия утверждается состав комиссии: руководитель предприятия (председатель комиссии), главный бухгалтер, главные специалисты хозяйства и члены комиссии по организации разрешения имущественных вопросов. Комиссия вместе со специалистами бухгалтерии в двухнедельный срок, с момента принятия решения о ее создании, уточняет стоимость активов предприятия. Уточненная стоимость активов является основанием для расчета уточненного паевого фонда имущества членов предприятия. Изменение стоимости активов отображается в бухгалтерском учете вместе с результатами инвентаризации (рис. 2.1). Передача активов в счет пая оформляется актом приемки-передачи.

Имущественные паи членов КСП, которые не получили их в натуре при реорганизации КСП, считаются невостребованными. Они передаются в составе кредиторской задолженности созданным в процессе реорганизации юридическим лицам – правопреемникам. Таким образом, к этим предприятиям переходят обязательства КСП перед владельцами невостребованных паев и соответственно имущество КСП, которое отвечает размеру таких паев.

Распределение между предприятиями-правопреемниками реорганизованного КСП его имущественных прав и обязательств оформляется распределительным актом (балансом) при выделении или разделении предприятия или передаточным актом (балансом) – при слиянии, присоединении или преобразовании предприятия.

Предприятие-правопреемник отображает активы, обязательства и капитал реформированного предприятия по их балансовой стоимости с учетом изменений учетной политики, которые обусловлены изменением уставных требований при реорганизации КСП в юридические лица других организационно-правовых форм.

Предприятие-правопреемник отображает в годовом отчете активы, обязательства и капитал за период со дня его государственной регистрации по 31 декабря отчетного года. КСП должно подать отчет соответствующим органам за период с начала года до момента реорганизации.

Правопреемнику передаются материалы реорганизации КСП, документы, в которых зафиксирована финансово-хозяйственная деятельность предприятия, в том числе архивные дела (первичные учетные документы, бухгалтерская отчетность и тому подобное) и документация, в которой отображены операции по реорганизации КСП.

Рисунок 2.1 – Порядок формирования уточненного паевого фонда вновь созданного предприятия.

Учет собственного капитала в новообразованных агроформированиях строится в соответствии с правовыми требованиями создания предприятий различных организационно-правовых форм и особенностей реорганизации КСП и трансформации отношений собственности.

Для акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью законодательством установлены нормы формирования и изменения уставного капитала. Размер уставного капитала фиксируется в учредительных документах и не может быть меньше установленной законодательством величины. Общество имеет право менять (увеличивать или уменьшать) уставный капитал, но его уменьшение не допускается при наличии возражений кредиторов предприятия.

При создании хозяйственного общества из числа бывших членов КСП, которое не является правопреемником КСП, учредители могут использовать один из следующих методов оценки имущества при внесении его в уставный капитал:

1) по балансовой (остаточной) стоимости имущества на момент его получения из КСП;

2) по стоимости, определенной по договоренности между учредителями (участниками);

3) по стоимости, определенной экспертом-оценщиком.

Формирование уставного капитала после государственной регистрации общества на всю сумму, которая отмечена в уставе, отображают записью по дебету счета 46 «Неоплаченный капитал» и по кредиту счета 40 «Уставный капитал». Аналитический учет неоплаченного капитала ведется по видам размещенных неоплаченных акций (для акционерных обществ) и по каждому учредителю (участнику) предприятия.

Обеспечение вновь созданного предприятия активами для ведения производственно-хозяйственной деятельности может осуществляться различными способами, а соответственно, по-разному будет отражено и в учете (рис. 2.2).

Рисунок 2 – Порядок отражения

Рисунок 2.2 – Порядок отражения операций по обеспечению предприятия активами.

При отображении в учете операций по аренде необоротных активов следует исходить из того, что объектом аренды выступают определенные объекты основных средств, т. е. имущественный пай не может быть объектом аренды. Оборотные средства, незавершенное строительство, основное стадо передаются по договору купли-продажи или по договору ссуды.