26 | 07 | 2014

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПО ЗЕМЛЕДЕЛИЮ "РАЗРАБОТКА СИСТЕМ СЕВООБОРОТОВ, ОБРАБОТКИ. ПОЧВЫ И БОРЬБЫ С СОРНЯКАМИ"

 

Кафедра общего и орошаемого земледелия

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПО ЗЕМЛЕДЕЛИЮ "РАЗРАБОТКА СИСТЕМ СЕВООБОРОТОВ, ОБРАБОТКИ. ПОЧВЫ

И БОРЬБЫ С СОРНЯКАМИ"

Для студентов факультета технологии производства,

Хранения и переработки продукции растениеводства

Специальности 7.130.102 – "Агрономия"

Симферополь, 2004

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с учебным планом на факультете технологии производства, хранения и переработки продукции растениеводства выполняется курсовой проект по общему земледелию, сдача и защита которого должна предшествовать экзамену.

Курсовой проект предусматривает проектирование севооборотов, их обоснование и оценку, освоение полевого севооборота, разработку системы обработки почвы и применение гербицидов в нем.

Основной задачей курсового проекта является закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков в планировании важнейших агротехнических мероприятий в условиях конкретного хозяйства.

Студенты стационара для составления курсового проекта получают на кафедры исходные данные. Студенты так же могут использовать данные хозяйств, где они проживают или стипендиатами которых они являются. Студенты заочного факультета использует материалы хозяйств, где они работают, или расположенных поблизости. В отдельных случаях им разрешается выполнение курсового проекта по заданиям, выданных кафедрой.

Проектирование севооборотов и других агротехнических мероприятий осуществляется для производственного подразделения конкретного крупного (отделения, бригады) или мелкого (крестьянского, фермерского) хозяйства.

Для выполнения курсового проекта необходимы следующие сведения и материалы:

1. Почвенная карта, картограммы, почвенный очерк хозяйства или региона;

2. Данные, характеризующие климатические условия хозяйства по материалам ближайшей метеостанции или Агроклиматического справочника области;

3. Сведения о хозяйстве:

- специализация;

- планируемая структура посевных площадей;

- урожайность с.-х. культур с учетом предшественников для основных из них;

- размещение культур в полевом севообороте по предшественникам за последние два года;

-засоренность полей полевого севооборота.

Для сбора указанных материалов используются, кроме названных выше источников, годовые отчеты, книги истории полей, а также опрос специалистов хозяйства. При выполнении курсового проекта студент пользуется учебной литературой, справочниками, рекомендациями научно-исследовательских учреждений, результатами производственных опытов, положительным опытом передовиков сельского хозяйства, а также консультациями преподавателей кафедры.

Выполненный проект проверяется преподавателем, который дает заключение о допуске его к защите, либо возвращает на доработку. Защищенный в комиссии курсовой проект получает дифференцированную оценку.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

ВВЕДЕНИЕ

Во введении излагается состояние сельскохозяйственного производства как в целом по стране, так и по республике или области; основные пути его улучшения, а также роль в этом рациональной структуры посевных площадей и севооборотов, обработки почвы и борьбы с сорняками применительно к конкретным почвенно-климатическим условиям. При этом студент пользуется государственными законами, постановлениями и решениями правительства и других руководящих органов по вопросам сельского хозяйства, статистическими сборниками и другой информацией.

I. ОБШИЕ СВЕДЕНИЯ О ХОЗЯЙСТВЕ

В начале раздела указывается географическое положение хозяйства по существующему административному делению, его название, направление (специализация).

В таблице I дается характеристика почвенного покрова земельных массивов, на которых будут проектироваться севообороты. Приводятся основные почвенные разности с указанием типа, подтипа, вида и разновидности почв. Необходимые данные берутся из почвенного очерка, почвенной карты и литературных источников.

Таблица 2 заполняется на основе многолетних наблюдений ближайшей метеостанции, которые публикуются в агроклиматических справочниках, издаваемых по областям Украины.

Далее дается агроклиматическая оценка почвенно-климатических условий хозяйства. В этой части работы вначале рассматриваются особенности рельефа и почвенного покрова хозяйства, характеризуются особенности почвенных разностей по основным морфологическим, физическим и химическим показателям (мощность гумусового горизонта, содержание и запасы гумуса, гранулометрический состав, структура, состав поглощенных оснований, реакция почв, содержание питательных веществ). Указываются благоприятные и неблагоприятные свойства почв хозяйства (засоленность, неустойчивость к дефляция, степень подверженности эрозии). При оценке почвенно-климатических условий необходимо указать в какой климатической зоне, подзоне или районе оно находится, обеспеченность влагой в течение года и по периодам, температурный режим, продолжительность вегетационного периода, сумму активных температур, число дней с суховеями, ветровой режим.

Отмечаются благоприятные и неблагоприятные стороны климата в целом и для основных культур, какой фактор жизни растений находится в первом минимуме. Указываются мероприятия по повышении плодородия почв и урожайности с.-х. культур.

В таблице 3 (Структура посевных площадей в проектированных севооборотах) показывается плановая структура посевных площадей в проектируемых севооборотах. Эти данные берутся из соответствующих планов хозяйства или выдаются на кафедре. По каждой культуре дается посевная площадь в гектарах. Студент суммирует посевные площади по группам культур (озимые, яровые зерновые, технические и т. д.) и рассчитывает их процент, принимая за 100 % всю посевную площадь и чистые пары (графа 3). В общую площадь севооборотов входят и культуры, выращиваемые на орошении. Площадь под орошаемыми культурами суммируется, сумма их принимается за 100 % и далее определяется процент каждой из них (графа 5).

Напомним, что увеличение производства продовольственного зерна остается важнейшей задачей сельского хозяйства. Поэтому в дальнейшем в структуре посевных площадей удельный вес зерновых культур будет высоким в хозяйствах всех направлений специализации. В хозяйствах, специализирующихся по производству свинины и продукции птицы зерновые культуры будут составлять примерно - 65-70 %, в хозяйствах зерно-маслично-скотоводческого направления - 55-60 %, по производству молока и говядины - 45-52 %. Площадь под кормовыми культурами в первых двух типах хозяйств будет составлять – 15- 25 %, в последних – 30-40 %, под техническими культурами в севооборотах зоны - 5-10 % , под чистыми парами - 5 до 10 %. По чистым и занятым парам должно размещаться не менее 45-50 % посевов озимой пшеницы.

В таблице 4 приводится фактическое размещение культур за последние два года по полям существующего полевого севооборота, для которого студент должен разработать новую более совершенную схему чередования культур.

При анализе и формулировке выводов по фактическому размещению культур в предшествующие годы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

- фактическая структура посевных площадей? Соблюдается ли она в последние два года;

- правильным ли было размещение культур по предшественникам в каждом поле и части его;

- размещались ли наиболее ценные культуры по лучшим предшественникам, и где это не выдерживалось;

- наличие сборных полей и правильность подбора культур для них;

- возможные пути устранения обнаруженных недостатков.

В таблице 5 приводится урожайность зерновых и технических культур, которые выращивались в существующем (табл. 4) и будут выращиваться в проектируемом полевом севообороте (табл. 7) с учетом их предшественников, по данным научно-исследовательских учреждений зоны (приложение 1).

В таблице 6 приводится урожайность кормовых культур, которые выращивались в существующем (табл. 4) и будут выращиваться в проектируемом севообороте (табл. 7), возможная в данной зоне при оптимальной агротехнике (приложение 2).

При необходимости студент может брать среднюю урожайность не менее чем за 3 года по хозяйству, по данным которого составляется проект.

В выводах об урожае зерновых и технических культур по предшественникам необходимо указать и объяснить, какие из них по этому показателю являются лучшими, хорошими, удовлетворительными, какие следует использовать в крайних случаях в минимальных размерах или избегать.

2. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СЕВООБОРОТОВ

В этом раздело необходимо дать определение повторных и бессменных посевов, монокультуры и севооборота, показать преимущества севооборота перед повторными и бессменными посевами; кратко изложить существовавшие теории относительно причин отрицательного влияния повторных и бессменных посевов и современные теоретические основы чередования культур (по Д. Н. Прянишникову), указать по каким предшественникам следует размещать основные полевые культуры в севооборотах зоны, где находится хозяйство.

3. Проектирование СЕВООБОРОТОВ.

Таблицы 7 – 8 предназначены для проектирования полевого, кормового, овощного и фермерского севооборотов. Площадь полевого севооборота, количество полей и размер каждого поля сохраняются такими, какими они были в прежнем севообороте (табл.4). Для овощного севооборота отбираются культуры, выращиваемые на поливных землях – овощные, картофель, могут быть и многолетние травы и при необходимости покровные для них полевые культуры. Остальная площадь земельного массива отводится под кормовой севооборот и севооборот для фермерского (крестьянского) хозяйства.

При проектировании схем полевого севооборота следует исходить из общей структуры посевных площадей (табл. 3). Как правило, в этом севообороте размещаются: вся или большая часть площади посева зерновых культур (озимых и яровых), технические культуры, зернобобовые, чистые пары, а также часть кормовых культур (на зеленый корм, сено, силос), которые используются в качестве предшественников для озимых. Общая площадь культур и чистых паров должна быть равной всей площади проектируемого полевого севооборота.

Предназначенные (отобранные) для полевого севооборота культуры с указанием площади посева записываются в графах I и 2 таблицы 7. При этом целесообразно культуры сразу же сводить в такие севооборотные группы:

1. озимые зерновые (пшеница, ячмень, рожь);

2. яровые зерновые (ячмень, овес) и крупяные (просо, гречиха);

3. зернобобовые (горох, вика, чина, нут, чечевица).

4. пропашные (кукуруза, подсолнечник, сорго, свекла);

5. многолетние травы (люцерна, эспарцет);

6. чистые и занятые пары.