Сегодня: 19 | 04 | 2024

Магистерская работа Эффективной системы организации учетных процессов в сельскохозяйственных формированиях

До 90-х годов бухгалтеров называли "государственными контролерами". На самом деле, работа бухгалтера не оценивалась надлежащим образом: это была малопрестижная и низкооплачиваемая работа. Учетная профессия не привлекала молодых людей. Из всех экономических факультетов вузов на учетном был наиболее низкий конкурс. Даже дипломированные специалисты в области учета стремились избежать работы в бухгалтерии.

Уже несколько лет в Украине наблюдается совсем иная картина. Большинство тех, кто решает посвятить себя хозяйственной деятельности, отдает предпочтение не абстрактно-экономическому, а бухгалтерскому или управленческому образованию. Бухгалтерская профессия стала существенно моложе.

Уровень специальных знаний и навыков проверяется путем сдачи квалификационного экзамена, который проходит в три этапа. Программа и порядок сдачи экзамена определяется Комитетом по вопросам профессионального образования и утверждается Советом Федерации профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины (ФПБАУ).

Претенденты имеют право получить сертификат после успешной сдачи всех трех этапов квалификационного экзамена и предоставив документы о стаже работы по специальности, который отвечает требованиям Комитета по вопросам профессионального образования ФПБАУ.

На протяжении пяти лет претендент должен сдать все три этапа экзамена. Если он не выполнил этого условия, то он имеет право сдать их повторно. Чтобы получить сертификат ФПБАУ, необходимо обязательно иметь общеобразовательную подготовку.

Сертификация бухгалтеров осуществляется по разработанному Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) перечню дисциплин, который включает: финансовый учет, управленческий учет, информационные технологии, аудит, налогообложение, введение в финансовый менеджмент. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины. Вводятся и дополнительные дисциплины: основы экономики, правовые основы предпринимательской деятельности, деловая математика, основы управления предприятием.

Всегда актуальны в любой сфере деятельности вопросы профессионализма. В условиях рынка профессионализм в работе является главным критерием, который определяет полезность каждого работника, его ценность для предприятия. Критерии профессионального уровня бухгалтера могли бы быть закреплены в специальном положении "О профессиональном уровне бухгалтера", утвержденные Минфином Украины.

Такими критериями могут стать: полученное образование, стаж работы по специальности, профессиональные знания (уровень которых проверяется специальным письменным тестированием, которое может проводиться в установленном порядке, например, один раз в 5 лет), способность к аналитической работе, восприятию новых знаний, которые также проверяется специальным тестированием; умением работать на компьютере, другие критерии.

С повышением значения бухгалтера в рыночной экономике на первый план выдвигается вопрос его подготовки.

Если рассматривать бухгалтерский учет как научную дисциплину, то подготовка учетных работников должна осуществляться в учебных заведениях среднего и высшего уровня. Мировая практика свидетельствует, что за последнее десятилетие бухгалтерское образование все больше переходит в престижные университеты и высшие учебные заведения Англии, Германии, США, Франции. Во многих странах с развитой рыночной инфраструктурой дипломированные бухгалтеры проходят 2-3 недельное повышение квалификации в престижных учебных заведениях и ведущих аудиторских фирмах. Для всех развитых стран мира в ХХ-ХХІ ст. характерна следующая тенденция в бухгалтерском учете - обязательность знания бухгалтерского учета для всех лиц, которые хотят заниматься предпринимательством, менеджментом и т. п., имеющих инженерное, медицинское, сельскохозяйственное, юридическое или другое образование.

Этот вопрос важен, поскольку получение базового образования и появление вследствие этого возможности работать бухгалтером является начальным этапом в освоении бухгалтерской профессии. Вопросы подготовки и переподготовки бухгалтеров должны находиться сегодня в подчинении и под контролем государства.

Исследование процессов мотивации труда требует применения целого комплекса социологических методов. Концепция оценки труда персонала фирмы основывается на том, что в качестве критерием оценки принимаются показатели, оценивающие уровень компетенции служащих, их потенциал. Исследования, проведенные в ряде фирм США, показали, что частота использования разных критериев составила: качество работы – 93 %, объем работы – 90 %, знание работы – 85 %. Личными качества используемыми в качестве критериев были: инициативность и коммуникабельность – 87 %, надежность – 86 %. [35]

В практике работы зарубежных фирм наибольшее распространение получили такие методы оценки как графическая шкала оценки, метод альтернативного ранжировании; метод парного сравнения; метод принудительного распределения; метод критических случаев; рейтинговые шкалы, привязанные к качествам работника; метод управления по целям.

Графическая шкала оценки является наиболее простым и популярным методом аттестации сотрудников и руководителей разных уровней. В типичной графической шкале оценки представлены качественные и количественные характеристики (критерии). Каждому критерию исполнения соответствует свой уровень (от неудовлетворительного до отличного). Рейтинг работника по конкретному критерию выражается в определенных числовых значениях, указанных в шкале оценки, которые затем суммируются и определяют уровень выполнения профессиональной работы.

Наиболее приемлемыми для оценки труда работников учетной службы и их соответствия предусмотренным обязанностям является метод шкалирования личных качеств, при помощи рейтинговых шкал. Особых успехов в разработке данного метода добился американский социальный психолог Ф. Фидлер. Важнейший компонент оценки – список задач, которые выполняет работник учетной службы. При изучении его деятельности учитываются время решения, способы, степень затрат усилий. При определении стиля управления используется многие методики, например, Б. Бемнета. [21]

На сегодня сохранился старый подход к подготовке бухгалтеров и их обучению: изложение материала на лекциях и дальнейшее его обсуждение на семинарских занятиях. Такое обучение не совсем правильно, ведь теоретическое освоение материала в большей мере должно происходить самостоятельно, путем изучения учебников, пособий. Лекции необходимо читать по проблемным вопросам. Чтобы подготовить бухгалтера, нужно предоставить ему практические навыки работы. Это достигается как через тестирование его знаний по темам, проблемам, решение ситуационных практических задач, так и через практическую работу в бухгалтерии.

Изменение подхода к обучению связано также с приходом в вузы новых специалистов. Без сохранения работающих и привлечение новых высококвалифицированных специалистов нереально обеспечить подготовку бухгалтеров, адекватную рыночной экономике.

Главной чертой бухгалтера настоящего является возможность обеспечения максимальной достоверности бухгалтерского учета, который нуждается в умении использовать разные учетные методы. Например, при низком уровне инфляции бухгалтеры западных фирм придерживаются принципа консерватизма, согласно которому рыночная стоимость активов (так же, как и затрат производства) может быть использована в калькуляциях себестоимости продукции лишь в том случае, если она была ниже первоначальной стоимости этих активов. В условиях высокого уровня инфляции используется другой метод, при котором стоимость активов определяется с учетом рыночной цены тех элементов капитала, которыми можно заменить выбывающие. Этот метод преобладает во всех капиталоемких областях промышленности, он позволяет при определении суммы прибыли более точно учитывать затраты на содержание и замену устаревшего оборудования. Итак, бухгалтер должен уметь быстро приспосабливаться к изменениям в экономической жизни страны.

Неправильное или несвоевременное предоставление информации может нанести ущерб и даже привести к банкротству предприятия. Довольно высокий уровень зависимости управленческих и финансовых решений от качества бухгалтерской информации определяет ее полезность и ценность для предприятия.

Требования, выдвигаемые к учетной профессии, довольно высоки. Русский ученый О. П. Рудановський отмечал, что "предприниматель знает в хозяйстве, которым он руководит, только то, что ощущает и видит своими глазами". Бухгалтер же составляет баланс, который "является душой хозяйства, существование которого не менее реальное, чем материального инвентаря хозяйства". Вместе с тем, баланс "можно постигнуть только умственное, и нельзя, как инвентарь, постигнуть в натуре" [21].

В бухгалтерской этике как в форме общественного сознания, обусловленной социально-экономическими особенностями развития, как и в самой учетной информации, тесно связаны разнообразные и часто противоречивые интересы многочисленных участников хозяйственной деятельности. Удовлетворение запросов всех участников, подбор информации, ее интерпретация и предоставление зависят от опыта бухгалтера, его умения акцентировать внимание руководства на определенных аспектах с целью принятия оптимального управленческого решения.

Бухгалтерский учет - не только мощный инструмент формирования обоснованной информации. В руках недобросовестных людей он может служить средством мошенничества, афер и фальсификаций. В кодексе профессиональной этики бухгалтеров должны получить отображение лучшие традиции профессии, которые составлялись столетиями, сформированные отечественной и международной учетной практикой, созданные многими поколениями бухгалтеров со времен Л. Пачолли и его предшественников.

Сегодня имидж бухгалтера связан также с представлением об активном участке управленческого процесса, признающим, что для успешного управления большое значение имеет воспитание у служащих дисциплины и преданности делам фирмы. В интересах своей фирмы бухгалтер может инициировать принятие сведений внутренних правил - кодекса деловой этики, положения которого должны распространяться на всех сотрудников. В этом документе можно зафиксировать конкретные требования и запреты. Большей частью, целесообразно указать, что служащие должны выступать как олицетворение фирмы и действовать в ее интересах. В своде внутренних правил можно предусмотреть, что сотрудникам запрещается иметь личную заинтересованность в поставщиках предприятия, в делах ее клиентов и конкурентов. Сведения о деятельности предприятия, особенно конфиденциального характера, должны использоваться в его интересах. Если служащий нарушает это положение, его действия могут рассматриваться как кража и наказываться вплоть до увольнения или даже передачи материалов дела в судебную инстанцию. Согласно новому украинскому законодательству, к числу преступных действий относятся незаконное разглашение или использования сведений, которые представляют коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельцев, осуществленное из корыстных или других личных интересов и нанесенные значительный ущерб.

Традиционно считается, что функцией бухгалтера является только ведение учета и счетов. Возможно, так и было на начальном этапе развития этого вида деятельности. Но в наше время, когда информационное обеспечение стало важнейшим фактором успешной хозяйственной деятельности, функции бухгалтера претерпели существенные испытания.

Современный бухгалтер занимается не только ведением счетов, но и осуществляет широкую деятельность, которая включает планирование и принятие решений, контроль и привлечение внимания руководства к нарушениям, оценку, обзор деятельности и аудит. Современный бухгалтер должен удовлетворить нужды тех, кто использует учетную информацию, независимо от того внешними или внутренними пользователями они являются.

За границей разработаны национальные и международные стандарты относительно объема знаний, которыми должен владеть бухгалтер с высшим образованием.

Международные стандарты учета и нормативы бухгалтерского обучения и этики разработаны международными профессиональными организациями - соответственно Комитетом по международным стандартам учета и комитетами по обучению и этике Международной федерации бухгалтеров.

В п. 6 Международного норматива бухгалтерского обучения № 9, принятого в июле 1991г., в частности, указано, что профессиональные бухгалтеры сейчас исполняют обязанности в сложной социальной, экономической и юридической сфере, именно поэтому расширяется перечень знаний, которыми они должны владеть.

Международные нормативы бухгалтерского обучения охватывают разнообразные стороны и степени системы бухгалтерского образования.

Нормативы предусматривают, что по специальности "Бухгалтерский учет" в колледже или университете необходимо усвоение следующих основных дисциплин:

- финансовый учет;

- управленческий учет;

- информационные технологии;

- аудит;

- налогообложение,

- финансы предприятий.

Для подготовки квалифицированного специалиста в области бухгалтерского учета в учебном плане согласно международным нормативам должно также быть предусмотрено изучение в качестве дополнительных таких дисциплин, как экономика, право, математика и статистика, этика, управление.

Обучение по специальности "Учет и аудит" завершается тестированием на профессиональную компетентность.

Программы обучения учету должны развивать у студента понимание сути и роли учета, а значит необходимые знания исторической и этической перспектив развития бухгалтерской профессии, а также теоретических основ учета.

В целом университеты являются консервативными учреждениями, в которых процесс реформ может продолжаться не один десяток лет и даже не одно поколение. Однако отдельные учебные заведения приложили довольно энергичные усилия к тому, чтобы обеспечить подготовку бухгалтеров, которые бы отвечали условиям их страны

Переход экономики Украины на рыночные условия предусматривал наряду с решением многих экономических вопросов создание соответствующего хозяйственного механизма, который бы отвечал требованиям рынка, прежде всего, в отношении управления конкретным предприятием.

Законом предусмотрены четыре организационные формы обеспечения ведения бухгалтерского учета, из которых наиболее распространенной является создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером.

Для выполнения функций, задач бухгалтерского учета, а также контроля его исполнения необходимы работники, которые будут это исполнять. Значительная часть, работников аппарата управления занята бухгалтерским учетом, контролем и анализом. Это, в первую очередь, аппарат бухгалтерии, который непосредственно ведет бухгалтерский учет, исполняет контрольную и аналитическую работу.

Как свидетельствует практика, в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств количество штатных бухгалтеров все больше ограничивается, иногда до одной должности – главного бухгалтера, а круг его функциональных обязанностей неустанно расширяется. Современный главный бухгалтер, кроме выполнения непосредственных учетных функций, должен соблюдать нормы налогового законодательства, составлять статистическую и другую отчетность, ориентироваться в современных технологиях обработки информации, быть контролером и аналитиком, готовить проекты соответствующих управленческих решений и т. п.

Организовать работу людей, занятых бухгалтерским учетом, контролем и анализом хозяйственной деятельности не простое решение, поскольку необходимо организовать труд не только непосредственно занятых на бухгалтерских работах, но и многих работников других служб.

Умный руководитель четко формирует задачи коллективу, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям, предвидеть возможные трудности, предупреждать неудачи и находить наилучшие решения в каждой конкретной ситуации. [23].

Научно – технический прогресс вносит значительные изменения в характер и содержание труда работников. В этих условиях научная организация труда работников бухгалтерии, становится объективной потребностью и представляет собой комплекс организационных мероприятий.

На современном этапе развития общества к организационной работе бухгалтеров предъявляются такие требования:

• комплексный подход;

• использование научных достижений связанных с бухгалтерским учетом;

• четкое обслуживание и своевременная подготовка работы.

В совершенствовании организации труда большую роль играет разделение труда. Сущность разделения труда в отрасли бухгалтерской работы означает разделение учетного, контрольного и аналитического процессов на отдельные виды работ.

Совокупность операций дает возможность выделить организационные места, которые характеризуют исполнительные должности. Эти должности могут быть трёх уровней:

1. высоко квалифицированные специалисты (главный бухгалтер, главный экономист);

2. специалисты среднего уровня (старший бухгалтер, старший экономист, руководитель сектора, группы);

3. технические исполнители (фактурист, учетчик).

От организационной структуры, сложности, масштабов и объема работ зависит форма разделения труда, профиль подразделения учета, контроля и анализа, а также профессионально - квалификационный состав работающих. Для того чтобы обеспечить исполнение всех функций учета, контроля и анализа, необходимо правильно определить количественный состав персонала.

При решении вопроса разделения труда следует учитывать индивидуальные особенности работников, а также возможность восприятия и обработки ими информации с использованием технических средств и вычислительной техники.

Для определения необходимого количества учетного персонала используют нормы, разработанные в централизованном порядке, или на самом предприятии. Численность работников для выполнения учетных работ определяются методом прямого расчета на основании объёма работ и норм.

Практический опыт показывает, что количество работников бухгалтерии наиболее правильно определять по каждому топологическому подразделению (основные средства, материалы, оплата труда и т. д.).

Главным моментом является единица измерения. Для расчета объёма учетных работ сейчас используют такие единицы измерения:

• один первичный приходно-расходный документ;

• количество строк и столбцов в одном документе;

• количество работников, которые состоят на табельном учете;

• количество работников, которых обслуживает один бухгалтер;

• степень автоматизации.