15 | 12 | 2017

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине АДАПТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ для студентов "Агрономия"

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине АДАПТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ для студентов "Агрономия" 8.130102

Курс -5-Магистры

Семестр -10

Число недель -10

Число кредитов - 2

Лекций -14 часов

Лабораторно-практических занятий - 18 часов

Самостоятельная работа - 16 часов

Контроль - экзамен

Симферополь-2007

Рабочая учебная программа составлена

 

На основе “Освiтньо-професiйнiй програми пiдготовки магiстра за спецiльнi стью 8.130.102 “Агрономiя”, Мiнiстерство освiти i науки Украiни. Киiв.-2004 р.-40с

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры общего и орошаемого земледелия. Протокол № 11 от “ 22 ” июня 2007 года

 

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании методической комиссии факультета ТПХ и ППР

Протокол № 9 от “29” июня 2007 года

 

1. Цель и задачи курса

Объединить в единую систему полученные знания по земледелию, агрохимии, защите растений, растениеводству, семеноводству, механизации сельскохозяйственного производства и другим дисциплинам для получения высоких и стабильных урожаев сельскохозяйственных культур в различных почвенно-климатических условиях Украины.

1.1 Место и роль дисциплины в системе подготовки специалистов

Адаптивные системы земледелия являются специальной дисциплиной для подготовки специалистов по специальности “Агрономия”. Дисциплина изучает комплекс агротехнических, мелиоративных и организационных мероприятий, направленных на эффективное использование земли, сохранения и повышения плодородия почвы, получение высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур в различных почвенно-климатических условиях Украины. Как составная агрономического цикла наук адаптивные системы земледелия тесно связаны с ботаникой, почвоведением метеорологией, мелиорацией, агрохимией, растениеводством и др. науками.

1.2 Задачи дисциплины

Основными задачами изучения дисциплины “Адаптивные системы земледелия” является:

- дать глубокие теоретические и практические знания по научным основам систем земледелия, путях и способах воспроизводства почвенного плодородия, по проектированию систем обработки почвы, удобрению и защите растений в севооборотах.

- раскрыть суть составных частей или звеньев систем земледелия.

- дать необходимые знания (теоретические и практические)для самостоятельного научного обоснования с учетом конкретных почвенно-климатических условий энергощадящих экологически чистых технологий возделывания сельскохозяйственных культур.

1.3 Требования к знаниям и умениям, полученных в ходе изучения дисциплины “Адаптивные системы земледелия”

Студенты должны

Знать:

-научные основы систем земледелия;

-системы земледелия для различных почвенно-климатических зон Украины;

-основные составные каждого звена системы земледелия;

-особенности технологий возделывания основных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей и почвенно-климатических условий отдельных зон Украины

Уметь:

-разработать адаптивную систему земледелия для хозяйств различной формы собственности и находящихся в различных почвенно-климатических условиях(в том числе и с контурно-мелиоративной организацией территории);

- дать проектируемым системам земледелия экологическую оценку

Овладеть навыками:

-составления схем севооборотов для различных почвенно-климатических зон Украины;

-воспроизводства почвенного плодородия;

-разработки адаптивной экологощадящей системы обработки почвы;

-разработки системы сортового семеноводства для конкретных почвенно-климатических условий.

1.4 Перечень дисциплины и их разделов, усвоение которых необходимо при изучении дисциплины “Адаптивные системы земледелия”

Успешное изучение дисциплины может быть после освоения курса “Почвоведение с основами геологии”, “Земледелие” “Растениеводство”.

1.5 Перечень дисциплин с указанием разделов, которые базируются в изучаемой дисциплине:

- “Почвоведение”,раздел “Плодородие почвы и его воспроизводство”

- “Земледелие”, разделы “Сорные растения и борьба с ними”

“ Севообороты”

“Обработка почвы”

“Защита почв от эрозии. Рекультивация земель”

- “Растениеводство”, раздел “Технологии возделывания сельскохозяйственных культур”

2. Распределение учебного времени по модулям, видам занятий по соответствующим темам

Тематический план дисциплин

Зач.

Кредита

Номер и тема смыслового модуля

Общ. к-во часов

Кол-во кредитов

Распределение времени

Аудитор. занятия

Самост.

Работа

Лекции

Практ. зан

1

Система земледелия

24

1

8

8

8

Составные части системы земледелия

24

1

6

10

8

ВСЕГО

48

2

14

18

16

Содержание лекционного материала по модулям и темам

Лекции-14 часов

Лекции

Наименование модулей,

Тем и их краткое содержание

К-во

Часов

См-1: Система земледелия

1

Тема: “Вступление”.Указ Президента Украины “Про невiдкладнi заходи щодо прискорення реформування аграрного сектора економiки”. Система земледелия. Понятие о системе земледелия. Особенности и значение системы земледелия.

2

2

Тема: “Материально техническая база и ее роль в реализации адаптивной системы земледелия”. Обеспеченность техническими, агротехническими, мелиоративными способами по реализации каждого звена и адаптивной системы в целом.

2

3

Тема: “Мониторинг окружающей среды”. Почвенно-климати-ческие условия Украины их характеристика. Использование мониторинга при разработке адаптивной системы земледелия для различных почвенно-климатических зон Украины.

2

4

Тема: “Воспроизводство почвенного плодородия” .Пути и способы сохранения и повышения плодородия почв в различных почвенно-климатических условиях зон Украины.

2

См-2 Составные части системы земледелия

5

Тема: “Система удобрений в полевом севообороте”. Основные принципы применения удобрений в зависимости от предшественников и обеспеченности культур в севообороте. Мелиоративные мероприятия.

2

6

Тема: “ Система мероприятий по защите посевов сельскохозяйственных культур от сорняков, вредителей и болезней в полевом севообороте”. Наиболее распространенные и снижающие урожай культур сорные растения, вредители и болезни. Меры борьбы с ними.

2

7

Тема: “Особенности технологий возделывания основных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей и почвенно-климатических условий”. Возделываемые сорта культур, сроки посева, уход за посевами. Способы уборки.

2

3. Тематика лабораторных и других занятий

Практические занятия – 18 часов

№ практического занятия

Наименование модулей, тем практических занятий и их краткое содержание

Кол-во часов

Форма контроля

Место проведения

См-1: Система земледелия

1

Тема: “Почвенно-климатические условия различных зон Украины их характеристика и особенности”. Состав земельных угодий Украины и его анализ по эффективному использованию для производства сельскохозяйственной продукции

2

Мод.

Контр

Раб.

№1

Лаб.

2

Тема: “Структура посевных площадей”. Разработка и оптимизация структуры посевных площадей для хозяйств Степной зоны Украины.

2

Т. к.

Лаб.

3

Тема: “Севообороты”.Составление схем различных типов(полевых, кормовых, специальных) и видов севооборотов для хозяйств Степной зоны. Украины.

2

Т. к.

Лаб.

4

Тема: “Обработка почвы в полевом севообороте”. Разработка зональной системы обработки почвы под каждую культуру в полях полевого севооборота

2

Мод.

Контр

Раб.

№2

Лаб.

См-2: Составные части земледелия

5

Тема: “Система удобрения в полевом севообороте”. Разработка системы удобрения для культур полевого севооборота Степной зоны Украины и мелиоративные мероприятия для повышения плодородия почв.

2

Т. к.

Лаб.

6

Тема: “Баланс гумуса в почве”. Расчет баланса гумуса в полевом севообороте и система мероприятий по воспроизводству почвенного плодородия.

2

Т. к.

Лаб.

7

Тема: “Защита сельскохозяйственных культур”. Разработка мероприятий по защите посевов сельскохозяйственных культур от сорняков, вредителей и болезней в полевом севообороте Степной зоны Украины.

2

Т. к.

Лаб.

8

Тема: “Семеноводство сельскохозяйственных культур” . Разработка системы семеноводства сельскохозяйственных культур согласно структуре посевных площадей для хозяйств Степной зоны Украины.

2

Т. к.

Лаб.

9

Тема: “Эрозия почв”. Разработка системы мероприятий борьбы с эрозией почв Степной зоне Украины.

2

Мод.

Контр.

Раб.2

Лаб.

4. Тематика заданий по самостоятельной работе

Самостоятельная работа – 16 часов

№ п. п.

Наименование содержательных модулей, тем и форм самостоятельных занятий и их краткое содержание

Кол-во часов

Форма контроля

Место проведения

См-1 “Система земледелия”

1

Тема: “Составить схемы почвозащитного и фермерского севооборота”. На основании структуры посевных площадей разрабатываются схемы севооборотов.

2

Составленные схемы севооборотов

Лаб.

2

Подготовка к лекциям

2

Тк

Чит. зал

3

Подготовка практическим занятиям

2

Тк

Чит. зал

4

Подготовка к модульной контрольной работе

2

Тк

Чит. зал

См-2 “Составные части системы земледелия”

1

Тема “Расчет баланса гумуса в полевом севообороте и система мероприятий по воспроизводству почвенного плодородия”.Согласно индивидуальным заданиям проводится расчет баланса гумуса, разрабатываются мероприятия.

2

Представленный баланс гумуса

Лаб

2

Подготовка к лекциям

2

Тк

Чит. зал

3

Подготовка к практическим занятиям

2

Тк

Чит. зал

4

Подготовка к модульной контрольной работе

2

Тк

Чит. зал

5. Распределение учебного материала по неделям

Номера

Часы

Недели

Тем

Лекций

ЛПЗ

Лекций

ЛПЗ

1

1.1

2

2

2.1

1.1

2

2

3

3.1.

2.1

2

2

4

4.1

3.1

2

2

5

5.2

4.1

2

2

6

6.2

5.2

2

2

7

7.2

6.2

2

2

8

7.2

2

9

8.2

2

10

9.2

2

Всего

7.1

Разом

14

18

Заочное обучение

№ п/п

Виды занятий

Всего часов

В т. ч. по сессиям (часов)

1

Лекции

4

4 (установочная, весенняя)

2

Практические

6

4 (установочная, весенняя)

2 (заключительная)

3

Вид контроля

Экзамен

6. Критерий оценки знаний студентов

Оценка национальная

Оценка

ECTS

Определение ECTS

Рейтинг по дисциплине, баллы

Отлично

А

Отлично-отличное выполнение, с незначительным количеством ошибок

90-100

Хорошо

В

Очень хорошо - выше среднего с несколькими ошибками

82-89

С

Хорошо - в общем правильная работа, но с определенным количеством грубых ошибок

75-81

Удовлетворительно

D

Удовлетворительно - неплохо, но со значительным количеством недостатков

66-74

Е

Достаточно - выполнение минимальным критериям

60-65

Неудовлетворительно

FX

Неудовлетворительно - требуется работать перед тем, как получить удовлетворительную оценку

35-59

F

Неудовлетворительно - необходимо серьезная дальнейшая работа

01-34

8. Рекомендуемая литература

Основная:

1. Про невідкладні заходи щодо прискорення реформування аграрного сектора економіки: Указ Президента України // Урядовий кур'єр. 15 грудня 1999 р.

2. Проект концепції державної цільової програми створення сприятливих умов для стабілізації та розвитку рослинництва на 2005-2010 роки // Сільський час. №61. 13 серпня 2004 р.

3. Гордієнко В. П., Геркіял ОМ., Опришко В. П. Землеробство. - К.: Урожай, 1991.

4. Иванов В. Д. Основн системного мировоззрения в земледелии // Земледелие. - 1990. -№12. С.25-27.

5. Лобас М. Г. Розвиток зернового господарства України. - К.: Агросінком. 1997. -421 с

6. Нарцисов В. П. Научные основы систем земледелия. - М:Колос, 1982, - 328 с.

Дополнительная:

1. Гордієнко В. П., Маліенко А. М., Грабак Н. Х. Прогресивні системи обробітку грунту. - Сімферополь, 1998. - 79 с.

2. Научное обоснование основньгх направлений развития агропромьішлейного комплекса Крьіма. Симферополь. - 2004. - 312 с.

3. Научно обоснованная система земледелия республики Крым. Симферополь, 1994 г.-255 с.

4. Наукові основи агропромислового виробництва в зоні Степу України / Редкол.: М. В. Зубець та ін. -= К.: Аграрна Наука., 2004. - 884 с.

5. . Николаев Е. В., Назаренко Л. Г., Мельников М. М. Крьгмское полеводство. - Симферополь, - 1998 г. - 375 с.