17 | 08 | 2019

Методические рекомендации По использованию кредитно-модульной системы Обучения и рейтинговой оценки знаний студентов При изучении дисциплины "Гербология с основами фитоценологии"

Кдис. = К1 + К2 + К3 – количество кредитов ЕСТS, предусмотренных рабочим планом по дисциплине.

Например. Студент набрал по результатам соответствующей аттестации по 1-му модулю 80 баллов, 2-му – 85; 3-му – 90 баллов. Подставляя соответствующие данные в формулу 2, получим:

Rуч =

0,7 (80 • 0,41 + 85 • 1,36 + 90 • 0,33)

= 59,36 = 59 баллов

2,1

Результаты расчетов по предыдущим пунктам записываем в таблицу 6.

6. Рейтинговая оценка по составляющим модулям

Номер модуля

Учебная нагрузка, час

Кредиты

ЕСТS

Рейтинговая оценка модулей, баллов

Минимальная

Достаточная для автоматической оценки

Полная (максимальная)

Фактическая

1

15

0,41

8,2

11,7

13,7

10,9

2

49

1,36

27,2

38,9

45,3

38,5

3

12

0,33

6,6

9,4

11,0

9,9

Всего

76

2,1

42

60

70

59

Фактическая рейтинговая оценка по каждому модулю рассчитывается так же как минимальная и другие оценки.

Из таблицы 6 видно, что фактическая рейтинговая оценка составляет 59 баллов. Это достаточно что бы быть допущенным к зачету, но недостаточно, чтобы получить автоматическую оценку. Эта оценка может быть изменена за счет баллов по дополнительной работе. Если студент заработал 10 дополнительных баллов и не имеет штрафных баллов, то его рейтинг будет составлять:

Rуч = 59+10 + 0 = 69 баллов

Теперь он уже может претендовать и на получение автоматической оценки.

2.2.3. Сдача зачета

При количестве баллов больше 42, но меньше 60, студент обязан сдавать зачет. Если по учебной работе набрано больше 60 баллов, то по желанию, он может повысить свой рейтинг сдавая зачет.

Зачет также оценивается по 100- бальной шкале, а на итоговую аттестацию защитывается не больше 30 баллов.

Если студент получил на зачете 90 баллов, тогда его рейтинг по аттестации будет составлять:

RАТ = 0,3 • 90 = 27 баллов

2.2.4. Общий рейтинг студента по дисциплине

Общий рейтинг студента по дисциплине рассчитывается по формуле

RДИС = RУЧ + RАТ

Если студент, у которого рейтинг по учебной работе составил 59 баллов, получил на зачете 90 баллов, тогда его рейтинг по дисциплине будет составлять:

RДИС = 59 + 27 = 86 баллов

Это будет соответствовать национальной оценке "хорошо", а оценке ЕСТS - "В".

Результаты изучения студентом дисциплины приведены в таблице 6

6. Результаты изучения дисциплины

Дисциплина, курсовой проект

Общая нагрузка

Оценка

Рейтинг студента, баллы

Час

Кредиты ЕСТS

Национальная

ЕСТS

Дисциплина

76

2,1

Зачтено

В

86

3. Рекомендуемая литература

1.Васильченко И. Т. Определитель всходов сорных растений.-Ленинград: Колос.-1965,-430 с.

2. Веселовський І. В., Лисенко А. К., Манько Ю. П. Атлас – визначник бур'яні. – К: Урожай, - 1988.-70 с.

3. Верещагин Л. Н. Атлас травянистых растений – К: Юнивест Маркетинг, -2000. - 352 с.

4. Вредители сельскохозяйственных культур и лесных насаждений (под ред. В. П. Васильева), - т. 3, - К: Урожай, - 1989. - 320 с.

5. Зуза В. С. К вопросу потерь урожая от сорняков // Земледелие № 9,- 1984. - С 48-49.

6. Изотов А. М., Тарасенко Б. А. Практические итоги изучения агрофитоценологического подавления сорных растений в посевах озимой пшеницы / Научные труды КГАУ. - Симферополь: Таврия. – 1997. - С 46-55.

7. Косолап М. П. Гербологія з основами фітоценології – К: НАУ.- Ч-1.-2002. - 89 с.

8. Косолап М. П. Гербологія з основами фітоценології – К: НАУ.- Ч-2.-2002. - 102 с.

9. Манько Ю. П., Веселовський І. В., Орел Л. В., Танчик С. П. Бур'яни та заходи боротьби з ними. – Учбово-методичний центр Мінагропрому України. – Київ.- 1998. - 239 с.

10. Осенний Н. Г., Бодня В. И. Методические указания для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы с элементами УИРС по определению и картированию засоренности полей. – Симферополь, - 1988. -19 с.

11. Пересыпкин В. Ф. Атлас болезней полевых культур. – К: Урожай. - 1987. - 380 с.

12. Работнов Т. А. Фитоценология. – Изд-во Московского университета. – 1983. - 237 с.

13. Работнов Т. А. Экспериментальная фитоценология. – Изд-во Московского университета. – 1987. - 168 с.

14. Фисюнов А. В. Атлас сорняков. – К: Урожай. – 1984. - 320 с.

15. Фисюнов А. В. Определитель всходов сорняков. – К: Урожай.-1987.-244 с.

Приложения

Индивидуальные задания для контроля по модулям.

1 – построение консорции:

- построение консорции для агрофитоценоза озимой пшеницы;

- построение консорции для агрофитоценоза озимого ячменя;

- построение консорции для агрофитоценоза овса;

- построение консорции для агрофитоценоза яровой пшеницы;

- построение консорции для агрофитоценоза ярового ячменя;

- построение консорции для агрофитоценоза гороха;

- построение консорции для агрофитоценоза люцерны;

- построе ние консорции для агрофитоценоза озимой вики;

- построение консорции для агрофитоценоза яровой вики;

- построение консорции для агрофитоценоза фасоли;

- построение консорции для агрофитоценоза чины;

- построение консорции для агрофитоценоза подсолнечника;

- построение консорции для агрофитоценоза озимого рапса;

- построение консорции для агрофитоценоза ярового рапса;

- построение консорции для агрофитоценоза свеклы.

2 – коллекция семян сорняков.

- студент во время летних каникул собирает семена сорняков (40 видов), определяет семейство, род, их видовое название, агробиологическую группу, и сдает коллекцию преподавателю.

3 – определение сорняков по гербарию.

Вопросы для контрольной работы № 1

Биогеоценоз, фитоценоз, агрофитоценоз, чем эти понятия отличаются друг от друга.

Консорция - ее строение.

Топические и трофические связи, привести примеры.

Автотрофы, гетеротрофы - их значение.

Биотические и трансбиотические взаимоотношения между организмами.

Контактные взаимоотношения, привести примеры.

Типы сукцессий их значение.

Изменчивость фитоценозов и закономерности наблюдающиеся в них.

Структура фитоценозов, дать несколько примеров.

Изменчивость фитоценозов, с чем она связана.

Представленеие о непрерывности растительного покрова.

Конкурентная способность видов растений.

Вред причиняемый сорной растительностью.

Вопросы для контрольной работы № 2

Агробиологическая классификация сорняков и признаки положенные в ее основу.

Биологические особенности и представители малолетних сорняков.

Биологические особенности и морфология звездчатки средней

Биологические особенности и морфология горца вьющегося, горчицы полевой, дымянки лекарственной, подмаренника цепкого, чистеца однолетнего.

Биологические особенности и морфология амброзии полынолистной, дурнишника обыкновенного, солянки русской (курая), мари белой, осота огороднего, паслена черного, редьки дикой, куриного проса, щетинника сизого, щирицы запрокинутой.

Биологические особенности и морфология василька синего, вероники пашенной, дескурении Софии, двойчатки лучистой, живокости полевой, крестовника обыкновенного, мака самосейки, пастушьей сумки обыкновенной, полевки пронзеннолистной, ярутки полевой, яснотки стеблеобьемлящей.

Биологические особенности и морфология донника лекарственного.

Биологические особенности и представители многолетних сорняков.

Биологические особенности и морфология полыни горькой.

Биологические особенности и морфология подорожника большого.

Биологические особенности и морфология лука круглого.

Биологические особенности и морфология лапчатки гусиной.

Биологические особенности и морфология пырея ползучего, свинороя пальчатого, хвоща полевого

Биологические особенности и морфология бодяка полевого, вьюнка полевого, горчака ползучего, осота полевого.

Биологические особенности и представители сорняков полупаразитов и паразитов.

Биологические особенности и морфологическое строение стеблевых паразитов.

Биологические особенности и морфологическое строение корневых паразитов.

Вопросы для контрольной работы № 3

Методика определения сорняков по семенам.

Методика определения сорняков по всходам.

Методика определения сорняков по взрослым особям.

Методика определения потенциальной засоренности почвы.

Методика определения засоренности почвы подземными вегетативными органами многолетних сорняков.

Количественно- весовой метод определения засоренности.

Определение проективного покрытия сорных растений.

Определение флористического состава и ярусной структуры агрофитоценозов.

Определение высоты, фенологических фаз и обилия сорной растительности.

Определение порогов вредоносности сорняков.

Карантинные сорняки, их биологические особенности и представители.

Картирование засоренности - метод проведения.

Методы прогнозирования засоренности почвы и посевов.

Жизнеспособность семян - как она определяется и учитывается при прогнозировании засоренности.

Роль плодовитости сорняков при прогнозировании засоренности.

Разнокачественность семян, как она учитывается при прогнозировании засоренности.

Влияние климатических условий на количество сорняков в посевах и его видовой состав.

Влияние плодородия почв на количество сорняков в посевах и его видовой состав.

Изменение количества сорняков в посевах и его видового состава в зависимости от структуры посевных площадей.

Карантинные мероприятия и влияние их на количество сорняков и его видовой состав.

Влияние удобрений на количество сорняков в посевах и его видовой состав.

Влияние агротехники на количество сорняков и его видовой совтав.

Конкурентноспособность сельскохозяйственных культур, как она отражается на засоренности агрофитоценозов.

Влияние выращивания различных сельскохозяйственных культур на количество и видовой состав сорняков в посевах.

 

Рисунки всходов сорняков для самоподготовки.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Определить: Семейство; род; вид; агробиологическую группу.