11 | 12 | 2017

Методические рекомендации По использованию кредитно-модульной системы Обучения и рейтинговой оценки знаний студентов При изучении дисциплины "Гербология с основами фитоценологии"

 

Кафедра общего и орошаемого земледелия

Методические рекомендации По использованию кредитно-модульной системы Обучения и рейтинговой оценки знаний студентов При изучении дисциплины "Гербология с основами фитоценологии"

Для студентов 3-го курса специальности "Агрономия"

Симферополь, 2007

Методические рекомендации разработал

Доцент кафедры общего и орошаемого земледелия

 

Рецензенты:

 

Земледелия, к. с-х. н.

Методические рекомендации рассмотрены

И одобрены на заседании кафедры общего и орошаемого земледелия

Протокол № заседания кафедры от

Методические рекомендации обсуждены и утверждены на заседании учебно-методической комиссии факультета технологии производства,

хранения и переработки продукции растениеводства

Протокол № заседании комиссии от

 

Содержание

Введение

1. Краткая характеристика дисциплины «Гербология с основами фитоценологии", цель и задачи курса

2. Контроль знаний студентов

2.1. Рабочая программа и распределение учебного материала по модулям

2.2. Оценка знаний студентов

2.2.1. Общие положения

2.2.2. Расчет рейтинга по модулям

2.2.3.Сдача зачета

2.2.4. Общий рейтинг студента по дисциплине

3.Рекомендуемая литература

4. Приложения

Способы контроля по модулям:

1 – построение консорции;

- контрольная работа № 1;

2 – коллекция семян сорняков;

- контрольная работа № 2;

3 – определение сорняков по гербарию.

- контрольная работа № 3;

Вопросы, выносимые на зачет.

Введение

Подготовка квалифицированных специалистов, отвечающих мировым требованиям, и способных решать сложные задачи сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики, является залогом успешного развития сельскохозяйственной отрасли страны. При обучении будущего специалиста большое значение имеет рациональная организация учебного процесса, состоящая из получения знаний на лекционных, практических занятиях, самостоятельной работы, освоения навыков практической роботе под руководством преподавателя. Это позволит сформировать профессиональный кругозор и умение применять приобретенные знания в дальнейшей работе.

При решении этих задач большое значение должно сыграть применение кредитно-модульной системы обучения с рейтинговой оценкой знаний студентов.

1. Краткая характеристика дисциплины "Гербология с основами фитоценологии", цели и задачи курса

Гербология с основами фитоценологии является специальной дисциплиной при подготовке агрономов. Это наука о сорняках. Она изучает морфологическое строение и биологические особенности видов сорняков наиболее часто встречающихся в различных агрофитоценозах и при различных почвенно-климатических условиях. Эти знания позволяют найти наиболее целесообразные меры борьбы с ними в агроценозах, рационально использовать земли сельскохозяйственного назначения и получать высокие и устойчивые урожаи возделываемых культур. Изучение основ фитоценологии необходимо для формирования профессионального кругозора о взаимодействиях между живыми организмами в агрофитоценозах, что позволяет взглянуть на сельскохозяйственное производство со стороны экологических проблем.

Гербология изучает и разрабатывает методы регулирования количественного и видового состава сорняков, приемы их устранения или ослабления действия, которые приводят к снижению урожайности с целью обеспечения оптимальных условий роста и развития культурных растений.

Курс «Гербология с основами фитоценологии» состоит из 3 разделов: научные основы фитоценологии; изучение морфологического строения и биологических особенностей сорняков; влияние на количественный и видовой состав сорняков в агрофитоценозах.

Как составная агрономического цикла наука гербология тесно связано с ботаникой, физиологией растений, почвоведением и др. науками.

В свою очередь знания по гербологии используются при изучении общего и орошаемого земледелия, растениеводства, овощеводства, плодоводства, виноградарства и некоторых экономических дисциплин.

Цель и задача курса. Дать студентам теоретические знания и практические навыки для решения проблем регулирования степени засоренности фитоценозов.

1.Знать:

1.І. Принципы и закономерности формирования и развития агрофитоценозов

1.2. Биологию и морфологию сорняков.

1.3. Систему взаимоотношений между компонентами в агрофитоценозах и уровень влияния сорняков на рост, развитие и урожайность сельскохозяйственных культур.

1.4. Биологическую эффективность, экологическую значимость и экономическую целесообразность некоторых приемов и систем регулирования степени засоренности полей.

2.Уметь:

2.1.Определять сорняки на разных этапах развития (семена, всходы и др.).

2.2. Определять степень и тип засоренности посевов.

2.3. Составлять карту засоренности полей и уметь прогнозировать засоренность почвы и посевов.

2.4. Принимать оптимальное решение при разработке мер борьбы с сорняками.

3. Овладеть навыками:

3.1. Методиками определения и картирования засоренности полей.

4. Развить творческие способности:

4.1. В использовании научной и учебной литературы

4.2. По оценке и принятию рациональных решений при разработке мер борьбы с сорняками

2. Контроль знаний студентов

2.1. Рабочая программа и распределение учебного материала по модулям

Учебная программа дисциплины включает 76 часов, в том числе: лекции -16, лабораторно-практических занятий – 18, сбор и оформление коллекции семян сорняков - 25, самостоятельная работа – 26 часа. Заканчивается курс зачетом.

Учебная программа дисциплины подразделяется на 3 модуля (табл.1).

Соотношение объемов лекционных, лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов по модулям представлено в табл.2.

1. Распределение учебной программы по модулям, часы

Модуля

Содержание модулей

Объем занятий

Самостоятельная работа

Итого

Лекции

Лабораторно-практические

1

Основы фитоценологии

6

4

5

15

2

Характеристика видов сорняков

6

10

8

(коллекция семян – 25)

49

3

Регулирование численности и видового состава сорняков

4

4

4

12

Всего

16

18

42

76

По каждому содержательному модулю выставляется рейтинговая оценка (100 баллов). По 1 модулю за составление консорции и написание контрольной работы № 1, по 2 модулю – за сбор, оформление коллекции семян и ответ и написание контрольной работы № 2, по 3 модулю – за определение вида сорняка по гербарию и написание контрольной работы № 3. Для сдачи зачета необходимо ответить на вопросы как лекционного, так и лабораторно-практического курса обучения. Для того чтобы получить зачет по модулю студент должен набрать не менее 60 баллов, выполнить и соответствующим образом оформить все лабораторно-практические занятия.

2.Содержание модулей

№ модуля

Модули и их содержание

К-во часов

Вид контроля

1

Основы фитоценологии

Разработка консорции.

Контрольная работа №1.

1.Лекции

1.1.Вступление

1

1.2.Биогеоценоз, его характеристика и строение

1

1.3. Фитоценози: строение, взаимодействие между их членами, изменчивость

2

1.4. Характеристика составных частей агрофитоценозов

2

2. Лабораторные занятия

2.1. Изучение строения консорций полевых культур (по индивидуальним заданиям)

2

2.2. Методика изучения порогов вредоносности сорняков

2

Итого по модулю 1

10

2

Характеристика видов сорняков

Коллекция семян сорняков.

Контрольная работа №2.

1.Лекции

1.1.Сорняки и причиняемый ими вред

2

1.2. Морфологическое строение и биологические особенности малолетних сорняков и их представители

2

1.3. Морфологическое строение и биологические особенности многолетних сорняков и их представители

2

2. Лабораторные занятия

2.1. Методика определения видов сорняков по семенам, всходам, взрослым растениям

2

2.2. Изучение малолетних сорняков по семенам

2

2.3. Изучение малолетних сорняков по всходам и взрослым растениям

2

2.4. Изучение многолетних сорняков по семенам

2

2.5. Изучение многолетних сорняков по всходам и взрослым растениям

2

Итого по модулю 2

8

3

Регулирование численности и видового состава сорняков

Ответы по гербарному материалу.

Контрольная работа №3.

1.Лекции

1.1. Прогнозирование засоренности почвы и посевов, изучение порогов вредоносности сорняков

2

1.2. Регулирование количества и видового состава сорняков

2

2. Лабораторно-практические занятия

2.1. Изучение методик определения и прогнозирования засоренности почвы и посевов.

2

2.2. Составление карт засоренности полей

2

Итого по модулю 3

8

2.2.Оценка знаний студентов

2.2.1. Общие положения.

Рейтинг студентов по усвоению дисциплины (далее – рейтинг по дисциплине) определяется по 100-бальной шкале за каждый модуль и по дисциплине.

Для выставления оценок в экзаменационную ведомость, зачетную книжку, академическую справку и журнал рейтинговой оценки студента в баллах переводится в национальную (4-х бальную) и ЕСТS оценки согласно таблицы 3.

3.Соотношение между национальными и ЕСТS оценками и рейтингом по дисциплине

Оценка

Национальная

Оценка ЕСТS

Определение ЕСТS

Рейтинг по дисциплине, баллы

Отлично

А

Отлично - Отличное выполнение, с незначным количеством ошибок

90-100

Хорошо

В

Очень хорошо – Выше среднего с несколькими ошибками

82-89

С

Хорошо – В общем правильная работа на с определенным количеством грубых ошибок

75-81

Удовлетворительно

Д

Удовлетворительно - Неплохо, но со значительным количеством недостатков

66-74

Е

Достаточно - Выполнение удовлетворяет минимальным критериям

60-65

Неудовлетворительно

FX

Неудовлетворительно - Требуется работать перед тем, как получить удовлетворительную оценку

35-59

F

Неудовлетворительно – Необходимо серьезная дальнейшая работа

01-34

Из 100 баллов, предназначенных для определения рейтинга по дисциплине, на оценку учебной работы (изучение и усвоение материала содержательных модулей) отводится не больше 70 баллов, а на итоговую аттестацию (зачет) – не более 30 баллов.

Таким образом рейтинг по дисциплине Rдис. состоит из рейтинга по учебной работе Rуч. и рейтинга по аттестации Rат.

Rдис = Rуч. + Rат. (1)

На рейтинг по учебной работе может влиять рейтинг по дополнительной работе Rдоп. и рейтинг штрафной Rшт.

Рейтинг по дополнительной работе не может превышать 10 баллов и суммируется к рейтингу по учебной работе. Он определяется лектором и дается студенту по решению кафедры за выполнение работ, не предусмотренных учебным планом, но способствующих повышению знаний студентов по дисциплине (доклад на студенческой конференции, призовое место на 2-м этапе Всеукраинской олимпиады, изготовление макетов, учебных пособий и т. д.)

Рейтинг штрафной не превышает 5 баллов. Он определяется лектором и вводится решением кафедры для студентов, которые материал содержательного модуля усвоили несвоевременно, не придерживались графика работы, пропускали занятия и т. п.

Студенты, которые по учебной работе набрали 60 и более баллов, могут не сдавать зачет, и получить экзаменационную оценку (зачет) "Автоматически", соответственно количеству набранных баллов, переведенных в национальную оценку и оценку ЕСТS соответственно таблице 3. В этом случае рейтинг студента по дисциплине равен его рейтингу по учебной работе.

Если студент желает повысить свой рейтинг и улучшить оценку по дисциплине, он должен пройти семестровую аттестацию (сдать зачет). Последнюю в обязательном порядке проходят студенты, которые по учебной работе набрали меньше 60 баллов. Для допуска к аттестации студент должен набрать 60 баллов из каждого содержательного модуля, а в целом не менее 42 баллов по учебной работе.

Студенты, которые в течение учебного семестра набрали меньше 42 баллов по учебной работе, обязаны до начала экзаменационной сессии повысить свой рейтинг по учебной работе, иначе они не допускаются к зачету по этой дисциплине и будут иметь академическую задолженность.

Рейтинг студента по аттестации (зачет) Rат, которая проводится исключительно по тестовым технологиям, определяется по 100-бальной шкале. Если на аттестации по дисциплине (зачет) студент набрал меньше 60 баллов, то такая аттестация ему не засчитывается – полученные баллы не суммируются к набранным баллам по учебной работе, и за студентом сохраняется рейтинг (оценка) по учебной работе.

Рейтинг по дисциплине, как и рейтинг по учебной работе, округляется до целого числа и заносится в экзаменационную ведомость и журнал рейтинговой оценки знаний студента. Рейтинг студента по дисциплине переводится в национальную оценку и оценку ЕСТS согласно табл. 3, которые заносятся в экзаменационную ведомость, зачетную книжку (только по 4-х бальной шкале), академическую справку и журнал рейтинговой оценки знаний студентов.

2.2.2. Расчет рейтинга

Расчет количества баллов при контроле знаний в модуле. По каждому виду контроля выставляется оценка по 100 бальной шкале. Затем, через коэффициент устанавливается рейтинговый балл. Минимальное и максимальное количество баллов по каждому виду контроля представлено в таблице 5.

5. Количество баллов по видам контроля в модуле

Показатели

1-ый модуль

2-ой модуль

3-ий модуль

Консорция

Контрольная работа № 1

Коллекция семян

Контрольная работа № 2

Гербарий

Контрольная работа № 3

Оценка

100

100

100

100

100

100

Коэффициент перевода

0,6

0,4

0,7

0,3

0,5

0,5

Mak и min кол-во баллов

36-60

24-40

42-70

18-30

30-50

30-50

По модулю выставляется сумма баллов.

Для каждого модуля в общем объеме дисциплины. Из табл. 2 видно, что объем учебной нагрузки по каждому модулю существенно различается. Отсюда, для определения рейтинга по учебной работе на оценку по каждому модулю необходимо делать поправку на его долевое участие, выраженное в процентах или кредитах от общего объема учебных часов. За 1 кредит принимают 36 часов

№ модуля

Кол-во часов

%

Кол-во кредитов

1

15

19,7

0,41

2

49

64,5

1,36

3

12

15,8

0,33

Всего

76

100

2,1

Максимальная рейтинговая оценка по каждому модулю. Если общая сумма баллов по учебной работе может составлять 70 баллов, то максимальная рейтинговая оценка по каждому модулю с учетом его долевого участия будет составлять:

Модуль 1

70 • 0,41 : 2,1 =13,7

Модуль 2

70 • 1,36 : 2,1 = 45,3

Модуль 3

70 • 0,33 : 2,1 = 11,0

Итого

70

Минимальная рейтинговая оценка по каждому модулю. Для допуска к аттестации студент должен набрать не менее 60 баллов по каждому модулю, а общее количество баллов с учетом учебной работы не меньше 42 балла.

Модуль 1

60 • 0,7 • 0,41 : 2,1 = 8,2

Модуль 2

60 • 0,7 • 1,36 : 2,1 = 27,2

Модуль 3

60 • 0,7 • 0,33 : 2,1 = 6,6

Итого

42

Достаточное количество баллов для автоматической оценки. Если по итогам учебной работы студент набирает 60 и более баллов, то он может не сдавать экзамен и получить оценку в соответствии с полученным количеством баллов. Для получения итоговой оценки за учебную работу в 60 баллов необходимо выполнить контрольные работы с оценкой "хорошо". В итоге по модулям необходимо набрать следующее количество баллов:

Модуль 1

60 • 0,41 : 2,1 = 11,7

Модуль 2

60 • 1,36 : 2,1 = 38,9

Модуль 3

60 • 0,33 : 2,1 = 9,4

Итого

60

Фактический рейтинг студента по учебной работе по результатам усвоения модулей. Учитывается количество баллов, набранных по каждому модулю, с учетом кредитного содержания каждого модуля. Расчеты ведутся по следующей формуле:

Rуч =

0,7 (R1 • К1 + R2 • К2+ R3 • К3)

, (2)

Кдис

Где R1,R2, R3 – рейтинговая оценка по содержательным модулям по 100 бальной шкале; К1, К2, К3 – количество кредитов ЕСТS, предусмотренных рабочим учебным планом для соответствующего содержательного модуля;