16 | 12 | 2017

Методические рекомендации по изучению дисциплины ГЕРБОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ФИТОЦЕНОЛОГИИ и задания Для контроля знаний у студентов заочной формы обучения

ЮЖНЫЙ ФИЛИАЛ

«Национального университета биоресурсов и природоиспользования Украины

«Крымский агротехнологический университет»

Факультет технологии, хранения, переработки и производства продукции

Растениеводства

Кафедра общего и орошаемого земледелия

ГЕРБОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ФИТОЦЕНОЛОГИИ

Методические рекомендации по изучению дисциплины ГЕРБОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ФИТОЦЕНОЛОГИИ и задания Для контроля знаний у студентов заочной формы обучения

По специальности : 7.130.102- " АГРОНОМИЯ"

Симферополь 2009

Методические рекомендации подготовил доцент кафедры

 

Методические рекомендации для контроля знаний по дисциплине "Гербологии с основами фитоценологии" для студентов заочной формы обучения, специальности 7.130.102 - "Агрономия"- рассмотрены и одобрены на заседании кафедры земледелия

(протокол № от 2009 г. )

Решением методической комисссии агрономического факультета

(протокол № от )

Одобрены и рекомендованы к изданию.

Ответственный за выпуск заведующий кафедрой земледелия

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из причин снижающей продуктивность сельскохозяйственных культур является засоренность посевов сорняками. Они выносят из почвы столько питательных веществ, сколько вносится их с минеральными удобрениями. Один только василек синий при сильном засорении выносит из почвы 65 кг азота, 24 кг фосфора, 98 кг калия с гектара. Сорняки служат рассадниками вредителей и болезней, они затеняют культурные растения и иссушают почву. На образование 1 кг сухого вещества сорных растений расходуется от 250 - до 1000 л воды.

Из-за низкой культуры земледелия в настоящее время не удается очистить посевы от сорняков, увеличивается потенциальная засоренность почвы до 1 млрд. семян на гектар, а иногда и больше.

Еще более сильно обостряет эту проблему затянувшийся экономический кризис, приведший к значительному увеличению цен на химические средства против сорняков.

Решение этих вопросов лежит в области управления внутрипопуляционного и межпопуляционного взаимоотношения живых организмов в агробиоценозах.

Поэтому возникла потребность в более углубленном изучении морфобиологических особенностей сорняков и закономерностей их появления в посевах, а в учебный план при подготовке специалистов агрономов ввести дисциплину “Гербология с основами фитоценологии”.

Гербология - это наука о сорняках, изучающая их морфологическое строение, биологические особенности, вредоносность, методы определения и взаимодействие с другими растениями в агрофитоценозе.

Гербология, как агрономическая наука, опирается на результаты исследований таких наук, как ботаника, геоботаника, фитоценология.

Весь курс дисциплины состоит из 4 разделов :

1.Организация фитоценозов и агрофитоценозов.

2.Сорные растения и причиняемый ими вред.

3.Прогнозирование засоренности почвы и посевов.

4.Регулирование количества и видового состава сорняков.

Студенты по специальности 7. 130. 102 " Агрономия" изучают эту дисциплину на V курсе. В межсессионный период они готовят ответы на вопросы индивидуального задания и составляют схему консорции (по заданию пареподавателя).

ЛИТЕРАТУРА

1.Веселовський I. В. та iн. Довiдник по бур'янах. К.: Урожай.1993.

2.Веселовський I. В. та iн. Атлас - визначник бур'янiв - К.: Урожай. 1998.

3.Гордiенко В. П., Геркiял О. М., Опришко В. П. Землеробство. Навч. посi-бник - К.: Вища школа. 1991.

4.Работнов Т. А. Фитоценология. Изд-во Московского университета, 1983.

5.Фисюнов А. В. Определитель всходов сорняков. К.: Урожай. 1987.

6.Фисюнов А. В. и др. Методические рекомендации по учету и картиро-ванию засоренности посевов. - Днепропетровск. 1974.

7.Фисюнов А. В. Атлас-справочник сорняков. К.: Урожай. 1984.

8.Туганаев В. В. Агрофитоценозы современного земледелия и их история.-М.: Наука.1984.

МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Гербология с основами фитоценологии», одобренной на заседании кафедры общего и орошаемого земледелия от 2 ноября 2004 года, протокол № 2 и типовой программой «Гербология» К. :Аграрна освіта; 2006.-10 с.

Приступая к изучению курса «Гербология», студент должен ознакомиться с типовой и с рабочей (разработанной на кафедре) программой. В период установочной сессии следует вести записи на лекциях и лабораторно-практических занятиях, подобрать необходимую литературу. В межсессионный период спланировать свою работу таким образом, чтобы изучить соответствующие разделы программы, подготовить ответы на вопросы контрольного задания и составить схему консорции (по заданию преподавателя). Во время весенней сесии необходимо защитить составленную схему и ответить на занятиях (письменно) на 3 вопроса индивидуального задания. При получении зачета по схеме и индивидуальному заданию студент допускается к зачету, проводимому по тестам.

При самостоятельной работе с литературой нельзя ограничиваться простым чтением учебника. В тетрадях, для лекции и лабораторно-практических занятий, следует делать выписки из изучаемых самостоятельно источников наиболее важных положений, формулировки, термины, определения, рекомендации и т. д. Самостоятельная работа должна носить не случайный, а системный характер и обеспечить получение необходимых теоретических знаний. Вместе с тем, эти знания должны увязываться с практикой, студент обязан вникать в производственные процессы в своем хозяйстве, осваивать их, давать им критическую оценку.

РАЗДЕЛ 1.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИТОЦЕНОЗОВ И АГРОФИТОЦЕНОЗОВ

Литература № 4. с. 4-40, с.63-104.

Поскольку растения находятся во взаимоотношении друг с другом, микроорганизмами, со средой то необходимо знать роль этих взаимоотношений и пути их регулирования.

Фитоценозом или растительным сообществом называется всякая совокупность как высших так и низших растений, обитающих на данном однородном участке земной поверхности, с только им свойственными взаимоотношениями как между собой, так и с условиями местообитания, и поэтому создающими свою особую среду, фитосреду.

Агрофитоценозы более просто организованы, чем большинство фитоценозов, возникших естественным путем. Их изучение дает много ценного для фитоценологии, сельскохозяйственого производства, и в первую очередь для выяснения взаимоотношений между растениями при совместном произрастании.

Студент должен четко знать эти взаимодействия, уметь построить консорцию и применять эти знания в практике сельскохозяйственного производства.

Нужно знать схему взаимодействия компонентов биогеоценоза и характеризовать связи между его составляющими.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Биогеоценоз, фитоценоз, агрофитоценоз, чем эти понятия отличаются друг от друга.

2. Концорция -- ее строение.

3.Топические и трофические связи, привести примеры.

4.Автотрофы - их значение.

5.Гетеротрофы - их роль в кругообороте веществ в природе.

6.Биотические и трансбиотические взаимоотношения между организмами.

7.Симбиотические взаимоотношения, привести примеры.

8.Контактные взаимоотношения, привести примеры.

9.Типы сукцессии, их значение.

10.Изменчивость фитоценозов.

11.Пути улучшения агрофитоценозов (моделирование).

РАЗДЕЛ 2.

СОРНЫЕ РАСТЕНИЯ И ПРИЧИНЯЕМЫЙ ИМИ ВРЕД.

Литература : 1, 2, 5, 6.

В этом разделе изучаются биологические особенности и классификации сорных растений. Биологические особенности сорняков тесно связаны с их вредоносностью, с учетом их строятся меры борьбы.

При изучении биологических особенностей особое внимание следует уделять строению семян, морфологии всходов и взрослых особей, способам размножения, срокам произрастания, приспособлениям, позволяющим им быть конкурентноспособными в борьбе за условия существования с куль-турными растениями.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Вред, причиняемый сорной растительностью.

2.Агробиологическая классификация сорняков и признаки положенные в ее основу.

3.Биологические особенности и представители паразитов и полупара-зитов.

4.Биологические особенности и представители малолетних сорняков.

5.Биологические особенности и представители эфемеров.

6.Биологические особенности и представители яровых ранних и поздних сорняков.

7.Биологические особенности и представители озимых и зимующих сорняков.

8. Биологические особенности и представители двулетних сорняков.

9. Биологические особенности и представители многолетних сорняков.

10.Биологические особенности и представители мочковатокорневых сорняков.

11.Биологические особенности и представители стержнекорневых сорняков.

12.Биологические особенности и представители ползучих сорняков.

13.Биологические особенности и представители луковичных сорняков.

14.Биологические особенности и представители клубневых сорняков.

15.Биологические особенности и представители корневищных сорняков.

16.Биологические особенности и представители корнеотпрысковых сорняков.

РАЗДЕЛ 3.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАСОРЕННОСТИ ПОЧВЫ И ПОСЕВОВ.

Литература: 1, 2, 4, 6.

Основным источником засоренности малолетними сорняками посевов сельскохозяйственных культур является наличие большого количества жизнеспособных семян в пахотном слое. Для прогнозирования засоренности наиболее важным является содержание семян не в пахотном слое а в слое 0-10 см, так как большая часть семян прорастает с глубины до 7 см.

Засоренность многолетними сорняками в большей степени происходит за счет подземных органов (вегетативное размножение ), расположенных в пахотном слое почвы.

Для прогнозирования засоренности полей пользуются данными полевых обследований по определению потенциальной засоренности почвы семенами и вегетативными органами размножения. При этом учитывают что не все семена сорняков прорастут и дадут растения в следующем году.

По мнению В. С. Зузы и др. (1985) на следующий год взойдет 42 % семян однодольных и 4% двудольных сорняков от потенциальных запасов в слое почвы 0-10 см.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Методика прогнозирования засоренности посевов и почвы.

2.Жизнеспособность семян сорняков - как она определяется.

3.Роль плодовитости сорняков при прогнозировании засоренности.

4.Разнокачественность семян, как она учитывается при прогнозировании

5.Отличие прогнозирования засоренности почвы и посева.

6.Значение агротехнических приемов при прогнозировании засорен-ности.

РАЗДЕЛ 4.

РЕГУЛИРОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВА И ВИДОВОГО СОСТАВА СОРНЯКОВ.

Литература : 1, 2, 3, 5, 7.

При регулировании количества и видового состава сорняков есть факторы регулируемые человеком, а есть независящие от него.

К нерегулируемым факторам относятся климат и почва, к регулируемым орошение, осушение, изменение плодородия, системы удобрения и обработки почвы, структура посевных площадей, карантинные мероприятия, видовой состав выращиваемых сельскохозяйственных культур в севообороте.

Регулирование количества и видового состава проводится различными методами, однако эти два процесса взаимосвязаны.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Влияние экологических факторов на изменение количества и видового состава сорняков.

2.Изменение количества и видового состава сорняков в зависимости от структуры посевных площадей.

3. Влияние удобрений на количественный и видовой состав сорняков.

4. Влияние агротехники на количество и видовой состав сорняков.

5.Карантинные мероприятия и влияние их на количество и видовой состав сорняков.

6.Способность сельскохозяйственных культуры бороться с сорняками в агрофитоценозах.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Контроль осуществляется на практических занятиях по вопросам шифра.

Из 6 вопросов индивидуального задания студент отвечает письменно на 3 вопроса по усмотрению преподавателя. В ответах не следует отходить от существа вопроса, перегружать их примерами, сопутствующими рассуждениями. В них нужно осветить главное, основное, наиболее существенное. Вместе с тем ответ не должен быть очень кратким, схематичным.

Номера вопросов для работы устанавливаются по двум последним цифрам шифра зачетной книжки, согласно приведенной ниже таблицы.

Пример. Для шифра 96-54 вопросы находятся в таблице на пересечении строки с номером 5 по вертикали с номером 4 по горизонтали. Для указанного шифра это будут номера вопросов 1, 5, 39, 65, 70, 99. Содержание вопросов указано в прилагаемом списке.

Таблица

НОМЕРА ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Предпослед-няя цифра

Шифра

Последняя цифра шифра

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

1,2,22, 52,67, 88.

1,3,23, 53.68. 87.

1.4.24. 54.69. 89.

1.5.25 55.70. 90.

1.6.26. 56.71. 91.

1.7.27. 57.72. 92.

1.8.28. 58.73. 93.

1.9.29 59.74. 94.

1.10.30

60.75. 95.

1.11.31

61.76. 96.

2

1.12.32

62.77. 97.

1.13.33

63.78 98.

1.14.34 64.79. 99.

1.15.35 65.80. 100.

1.16.36

66.81. 101

1.17.37 52.82. 86.

1.18.40.

53.83. 87.

1.19.41 54.84. 88.

1.20.42

55.85. 89.

1.21.43

56.86. 90.

3

1.2.44 57.67 91.

1.3.45 58.68. 92.

1.4.46 59.69 93.

1.5.47. 60.70. 94.

1.6.48. 61.71. 95.

1.7.49. 62.72. 96.

1.8.50. 63.73. 97.

1.9.51. 64.74. 98.

1.10.38

65.75. 99.

1.11.39.

66.76 100.

4

1.12.40.

52.77. 101.

1.13.41.

53.78 87.

1.14.42.

54.79. 88.

1.15.43. 55.80. 89.

1.16.44

56.81. 90.

1.17.45

57.82. 91.

1.18.46.

58.83. 92.

1.19.47.

59.84. 93.

1.20.48

60.85 94.

1.21.49

61.86. 95.

5

1.2.50. 62.67. 96.

1.3.51. 63.68. 97.

1.4.38. 64.69. 98.

1.5.39. 65.70. 99.

1.6.40.

66.71 100.

1.7.41. 52.72. 101.

1.8.42. 53.73. 87.

1.9.43. 54.74. 88.

1.10.44

55.75. 89.

1.11.45

56.76. 90.

6

1.12.46.

57.77. 91.

1.13.47

58.78. 92.

1.14.48.

59.79. 93.

1.15.49. 60.80. 94.

1.16.50

61.81. 95.

1.17.51

62.82. 96.

1.18.30

63.83. 97.

1.19.31.

64.84. 98.

1.20.32

65.85. 99.

1.21.33.

66.86. 100.

7

1.2.34. 52.67. 101.

1.3.35. 53.68. 87.

1.4.36. 54.69. 88.

1.5.37. 55.70. 89.

1.6.22. 56.71. 90.

1.7.23. 57.72. 91.

1.8.24. 58.73. 92.

1.9.25. 59.74. 93.

1.10.26

60.75. 94.

1.11.27

61.76. 95.

8

1.12.38

62.77. 96.

1.13.39.

63.78. 97.

1.14.40.

64.79. 98.

1.15.41. 65.80. 99.

1.16.42.

66.81. 100.

.1.17.43. 52.82. 101.102

1.18.44.

53.83 87.

1.19.45.

54.84. 88.

1.20.46

55.85. 89.

1.21.47

56.86. 90.

9

1.2.22. 57.67. 91.

1.3.23. 58.68. 92.

1.4.24. 59.69. 93.

1.5.25. 60.70. 94.

1.6.26. 61.71. 95.

1.7.27. 62.72. 96.

1.8.28. 63.73. 97.

1.9.29. 64.74. 98.

1.10.30

65.75. 99.

1.11.31.

66.75. 100.

0

1.12.44.

52.76. 101.

1.13.45

53.77. 87.

1.14.46.

54.78. 88.

1.15.47. 55.79. 89.

1.16.48

56.80. 90.

1.17.49

57.81. 91.

1.18.50.

58.82. 92.

1.19.51.

59.83. 93.

1.20.24.

60.84. 94.

1.21.25

61.85. 95.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Пути реформирования агропромышленного комплекса Украины согласно указу президента: "Про невiдкладнi заходи щодо реформування аграрного сектора економiки".//Урядовий кур’ер. -15 грудня.-1999 р.

Основные задачи, стоящие перед сельскохозяйственным производством Украины.

Биогеоценоз, фитоценоз, агрофитоценоз, чем эти понятия отличаются друг от друга.

Консорция - ее строение.

Топические и трофические связи, привести примеры.

Автотрофы - их значение.

Гетеротрофы - их значение.

иотические и трансбиотические взаимоотношения между организмами.

Симбиотические взаимоотношения, привести примеры.

Контактные взаимоотношения, привести примеры.

Типы сукцессий их значение.

Изменчивость фитоценозов и закономерности наблюдающиеся в них.

Пути улучшения агрофитоценозов (моделирование).

Методы изучения сообществ в геоботанике.

Состав фитоценозов, дать характеристику.

Структура фитоценозов, дать несколько примеров.

Изменчивость фитоценозов, с чем она связана.

Что такое экоситстема, дать характеристику.

Представленеие о непрерывности растительного покрова.

Ординация, дать характеристику.

Конкурентная способность видов растений.

Вред причиняемый сорной растительностью.

Агробиологическая классификация сорняков и признаки положенные в ее основу.

Биологические особенности и представители малолетних сорняков.

Биологические особенности и морфология звездчатки средней

Биологические особенности и морфология горца вьющегося.

Биологические особенности и морфология горчицы полевой.

Биологические особенности и морфология дымянки лекарственной.

Биологические особенности и морфология подмаренника цепкого.

Биологические особенности и морфология чистеца однолетнего.

Биологические особенности и морфология амброзии полынолистной

Биологические особенности и морфология дурнишника обыкновенного.

Биологические особенности и морфология солянки русской (курая).

Биологические особенности и морфология мари белой.

Биологические особенности и морфология осота огороднего.

Биологические особенности и морфология паслена черного и редьки дикой.

Биологические особенности и морфология куриного проса.

Биологические особенности и морфология щетинника сизого.

Биологические особенности и морфология щирицы запрокинутой.

Биологические особенности и морфология василька синего.

Биологические особенности и морфология вероники пашенной.

Биологические особенности и морфология дескурении Софии.

Биологические особенности и морфология двойчатки лучистой.

Биологические особенности и морфология живокости полевой.

Биологические особенности и морфология крестовника обыкновенного.

Биологические особенности и морфология мака самосейки.

Биологические особенности и морфология пастушьей сумки обыкновенной и синяка обыкновенного.

Биологические особенности и морфология полевки пронзеннолистной и чертополоха поникшего.

Биологические особенности и морфология ярутки полевой.

Биологические особенности и морфология яснотки стеблеобьемлящей.

Биологические особенности и морфология донника лекарственного.

Биологические особенности и представители многолетних сорняков.

Биологические особенности и морфология одуванчика лекарственного.

Биологические особенности и морфология полыни горькой и гумая.

Биологические особенности и морфология подорожника большого.

Биологические особенности и морфология лука круглого и хвоща полевого.

Биологические особенности и морфология лапчатки гусиной.

Биологические особенности и морфология пырея ползучего.

Биологические особенности и морфология свинороя пальчатого.

Биологические особенности и морфология бодяка полевого.

Биологические особенности и морфология вьюнка полевого.

Биологические особенности и морфология горчака ползучего.

Биологические особенности и морфология осота полевого.

Биологические особенности и представители сорняков полупаразитов и паразитов.

Биологические особенности и морфологическое строение стеблевых паразитов.

Биологические особенности и морфологическое строение корневых паразитов.

Методика определения сорняков по семенам.

Методика определения сорняков по всходам.

Методика определения сорняков по взрослым особям.

Методика определения потенциальной засоренности почвы.

Методика определения засоренности почвы подземными вегетативными органами многолетних сорняков.

Методика картирования засоренности посевов.

Количественно - весовой метод определения сорняков.

Определение проективного покрытия сорных растений.

Определение флористического состава и ярусной структуры агрофитоценозов.

Определение высоты, фенологических фаз и обилия сорной растительности.

Определение порогов вредоносности сорняков.

Прогнозирование засоренности посевов.

Карантинные сорняки, их биологические особенности и представители.

Картирование засоренности - методы проведения.

Методы прогнозирования засоренности почвы и посевов.

Жизнеспособность семян - как она определяется и учитывается при прогнозировании засоренности.

Роль плодовитости сорняков при прогнозировании засоренности.

Разнокачественность семян, как она учитывается при прогнозировании засоренности.

Отличие прогнозирования засоренности почвы и посевов.

Значение агротехнических приемов при прогнозировании засоренности.

Влияние климатических условий на количество сорняков в посевах.

Влияние климатических условий на видовой состав сорняков в посевах.

Влияние плодородия почв на количество сорняков в посевах.

Влияние плодородия почв на видовой состав сорняков в посевах.

Изменение количества сорняков в посевах в зависимости от структуры посевных площадей.

Изменения видового состава сорняков в посевах в зависимости от структуры посевных площадей.

Карантинные мероприятия и влияние их на количество сорняков в посевах.

Карантинные мероприятия и влияние их на видовой состав сорняков в посевах.

Влияние удобрений на количество сорняков в посевах.

Влияние удобрений на видовой состав сорняков в посевах.

Влияние агротехники на количество сорняков в посевах.

Роль агротехники в изменении видового состава сорняков в посевах.

Конкурентноспособность сельскохозяйственных культур, как она отражается на засоренности агрофитоценозов.

Влияние выращивания различных сельскохозяйственных культур на количество сорняков в посеве.

Влияние выращивания различных сельскохозяйственных культур на видовой состав сорняков в посевах.