Сегодня: 23 | 04 | 2024

Реферат Практика осуществления лизинговых операций НАК «Украгролизинг» и ОАО «Крымагролизинг»

Реферат Практика осуществления лизинговых операций НАК «Украгролизинг» и ОАО «Крымагролизинг»

Оценка деятельности НАК «Украгролизинг» и ОАО «Крымагролизинг» в сфере предложения лизинговых услуг

За пять лет существования лизинга его организационные формы и методы испытали кардинальные изменения, приобрели динамическое развитие.

Первую форму представляла дирекция государственного лизингового фонда для технического переоснащения сельского хозяйства. В своей работе она руководствовалась Порядком использования средств государственного лизингового фонда на приобретение отечественной сельскохозяйственной техники и двигателей к ней, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 15 января 1998 года

Вторая организационная форма, возникшая на выполнение Постановления Кабинета Министров Украины «Об образовании государственного лизингового предприятия "Украгролизинг" от 19 февраля 1999 года. Для ее развития, принято Постановление Кабинета Министров Украины «О мероприятиях по обеспечению деятельности государственного лизингового предприятия «Украгролизинг» от 26июля 1999 года, основные положения, которого определяют содержание и организацию государственных агролизинговых операций. В частности, постановление предусматривало укрепление экономических основ агролизинга за счет привлечения средств государственного бюджета, а также формирование сети лизингодателей на территориальной основе. По представлению Минагропрома и областных государственных администраций Украгролизинг должен был определить лизингодателей из числа субъектов хозяйствования независимо от форм собственности. Постановление утверждало и новый порядок использования средств государственного бюджета Украины, которые направляются на финансирование государственного лизингового фонда для технического перевооружения агропромышленного комплекса, которым предполагалась обязательная предоплата лизингополучателями 15% стоимости лизингового имущества, а также обязательное заключение договоров залога или поруки на обеспечение выполнения условий лизинговых соглашений.

Третья организационная форма была определена Указом Президента Украины «О дополнительных мерах относительно дальнейшего развития лизинга в аграрном секторе экономики» от 23 февраля 2001 года как национальная акционерная компания '"Украгролизинг". Практическую реализацию Указа начало Постановление Кабинета Министров Украины «Об образовании Национальной акционерной компании "Украгролизинг" от 11 апреля 2001 года, которым утверждался устав компании и определялся перечень предприятий, которые подлежат преобразованию в открытые акционерные общества с передачей 100% их акций в уставный фонд компании. Ныне широко диверсифицированная национальная компания "Украгролизинг" оказывает содействие структурной перестройке отечественного аграрного сектора экономики, обеспечивает условия эффективного функционирования сельскохозяйственного производства в рыночных условиях.

Кабинет Министров Украины на выполнение упомянутого выше Указа Президента утвердил решение об образовании на базе государственного лизингового предприятия "Украгролизинг", которое ликвидируется, открытого акционерного общества - национальной акционерной компании "Украгролизинг". Цель этого мероприятия - содействие реализации государственной политики в агропромышленной сфере, обеспечение эффективного функционирования и развития сельскохозяйственного производства путем предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям на условиях финансового лизинга машин и оснащения, производственных услуг, организации технического сервиса, получение прибыли от проведения предпринимательской деятельности. Акцент сделан, прежде всего, на необходимости создания непременных условий прозрачности аграрного рынка, государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей за счет бюджетных средств, направленных на формирование сети субъектов хозяйствования, которые будут заниматься обеспечением сельхозтоваропроизводителей материально-техническими ресурсами. То есть, речь идет о развитии финансового лизинга, создании на государственном уровне рынка материально-технических ресурсов, в частности техники.

Лизинг остается одним из наиболее доступных и эффективных способов приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования, который имеет существенные преимущества над обычным, банковским кредитованием. Сельхозтехника передается в лизинг на пять с половиной лет с выплатой средней годовой кредитной ставки 1,95 процента, что меньше уровня ежегодной инфляции. А это дает возможность сельхозпроизводителям тратить на нужную технику значительно меньше средств, чем при закупке ее за кредиты коммерческих банков.

Проиллюстрируем это на конкретном примере. Возьмем, например, отечественный трактор ХТЗ-17221, который пользуется значительным спросом в Украине. Для того чтобы его приобрести, нужно как минимум 160,9 тысячи гривен. Предположим, что деньги получены как кредит в одном из банков, сроком на полгода под 25 процентов годовых. Через полгода после покупки трактора за кредитные деньги он обойдется уже на 20 тысяч гривен дороже, тогда, как, оформив соглашение по схеме финансового лизинга, тот же трактор можно приобрести на значительно более выгодных условиях, предварительно оплачивая лишь пятую часть его стоимости. То есть - 32 тысячи гривен. А уже остаток отдавать на протяжении нескольких лет. Преимущество очевидно. То же касается и приобретения комбайна «Славутич КЗС 09-1». Воспользовавшись лизинговой схемой, сельхозпроизводитель израсходует почти вдвое меньше средств. Принимая во внимание то, что последний не может предложить соответствующего залога, а также сезонность и рискованность сельского хозяйства, украинские банки почти не обеспечивают сельхозпредприятия средне - и долгосрочными кредитами.

Об укреплении новой формы работы свидетельствует и тот факт, что за сравнительно небольшой период существования НАК ''Украгролизинг" создано 25 подчиненных ей областных филиалов, наработана соответствующая нормативная база.

На этом этапе в состав компании передано 36 предприятий, которые находятся в государственной собственности, и которые, в соответствии с вышеупомянутым Указом Президента, превращены в открытые акционерные общества с последующей передачей 100 процентов акций в уставный фонд НАК «Украгролизинг»,

Отметим, что перспективы этой формы инвестирования для экономики нашей страны весьма очевидны. В отличие от традиционных форм оплаты инвестиций и реализации продукции, арендатор в этом случае имеет возможность использовать высокостоимостную технику собственника средств производства, не тратя собственных оборотных средств. Лизинг дает возможность лизингополучателю платить лизинговые платежи из дохода, полученного от эксплуатации арендованного имущества, которые обычно не облагаются налогами. При этом они могут выступать в виде ликвидного имущества. Вместе с тем уменьшается риск потерь лизингодателя в случае неплатежеспособности клиента.

Государство, как видим, выстраивает качественно новую степень взаимоотношений с селом, которое избавилось от монополизма поставщиков. На смену централизованному фондовому обеспечению пришли рыночные инфраструктуры товарного обращения, среди которых видное место занял государственный финансовый лизинг, который на деле доказал, что ныне ему нет альтернативы.

Автономная Республика Крым - один из первых регионов на Украине, где финансовый лизинг приобрел своего дальнейшего распространения благодаря образованию 6 июля 2000 года Крымского филиала НАК «Украгролизинг» ОАО «Крымагролизинг».

Поскольку ОАО «Крымагролизинг» г. Симферополя АРК является филиалом НАК «Украгролизинг», т. е. ведет не самостоятельную хозяйственную деятельность, а в составе НАК «Украгролизинг», то целесообразно рассматривать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности НАК «Украгролизинг» (см. табл. 1).

Таблица 1.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности НАК «Украгролизинг» за 2000-2002 гг., тыс. грн.

Годы

2002 в %

2000

Показатели

2000

2001

2002

Доход (выручка) от реализации продукции(товаров, услуг)

4576,3

10730,8

13770,0

300,90

Операционные затраты

2308,7

5488,1

3429,8

148,56

Чистая прибыль (убыток)

400,3

1105,4

-708,2

Валовые затраты (из декларации без НДС)

1864,0

12237,6

16794,7

901,00

Среднесписочная

Численность работников, чел.

46

133

161

350,00

Скорректированный валовой доход (из декларации без НДС)

3879,2

15482,3

19381,9

499,64

Амортизационные отчисления

101,1

302,1

456,3

451,34

На основании данных таблицы 1 можно сделать следующие выводы:

·  доходы от реализации продукции за отчетный период возросли на 200,90% или на 9193,7 тыс. грн.;

·  операционные затраты возросли на 48,56% или на 1121,1 тыс. грн.;

·  чистая прибыль имеет отрицательное значение;

·  валовые затраты без НДС возросли на 801,00% или на 14930,7 тыс. грн.;

·  также произошло увеличение численности работников на 250,00% или на 115 человек;

·  скорректированный валовой доход (из декларации без НДС) возрос на 399,64% или на 15502,7 тыс. грн.;

·  амортизационные отчисления также возросли на 351,34% или на 355,2 тыс. грн.

Таким образом, наблюдается вместе с ростом производства значительно возросли все затраты и отчисления. А это значит, что компании не хватает инвестиций.

Система налогообложения НАК «Украгролизинг» построена на следующих принципах:

·  стимулирование предпринимательской производственной и инвестиционной активности – использование льгот по налогообложению прибыли (дохода), направленной на развитие производства;

·  обязательность – использование норм по уплате налогов и других обязательных платежей, определенных на основании достоверных данных об объектах налогообложения за отчетный период.

ОАО «Крымагролизинг» г. Симферополя АРК в составе НАК «Украгролизинг» платит следующие налоги:

§  налог на прибыль;

§  НДС;

§  сбор на обязательное государственное социальное страхование;

§  сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;

§  сбор в фонд безработицы;

§  коммунальный налог;

§  сбор за загрязнение окружающей среды;

§  плата за землю;

§  налог с собственников транспортных средств

Таблица 2.

Система налогообложения ОАО «Крымагролизинг» г. Симферополя АРК в составе НАК «Украгролизинг»

Показатели

Годы

2002 в % к 2000

2000

2001

2002

1

2

3

4

5

Облагаемая прибыль с учетом отнимаемого значения объекта обложения ( из декларации о прибыли)

1914,1

2942,6

2130,9

111,33

Ставка налога на прибыль, %

30

30

30

Налог на прибыль

574,2

882,7

639,2

111,33

НДС

771,9

1954,9

2595,2

336,21

Затраты на оплату труда

524,8

2146,9

2215,5

422,16

Отчисления:

В пенсионный фонд 32 %

147,8

556,3

577,7

390,87

В фонд социального страхования

18,4

44,9

50,9

276,63

1

2

3

4

5

В фонд на случай безработицы

6,9

39,3

38,4

556,52

Начислено налогов, сборов, обязательных платежей, в т. ч.:

75,2

158,4

141,2

187,77

Коммунальный налог

0,9

2,7

2,4

266,67

Сбор за загрязнение окружающей среды

0,3

0,5

0,6

200

Плата за землю

21,8

77,5

59,2

271,56

Госпошлина

10,2

4,2

14,2

139,22

Налог с собственников транспортных средств

0,3

2,1

3,3

1100

Рассмотрим систему налогообложения ОАО «Крымагролизинг» г. Симферополя АРК в составе НАК «Украгролизинг». Сумма облагаемой прибыли возросла на 11,33 % или на 216,8 тыс. грн.; налог на прибыль увеличился на 11,33 % соответственно или на 65 тыс. грн. НДС возрос на 236,21 % или на 1823,3 тыс. грн. Затраты на оплату труда возросли на 322,16 % или на 1690,7 тыс. грн. Это обусловлено ростом численности работников. Также порядком возросли отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд на случай безработицы.

Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что наблюдается тенденция роста производства ОАО «Крымагролизинг» г. Симферополя АРК в составе НАК «Украгролизинг». Однако в связи с тем, что бюджет компании напрямую зависит от выделенных из бюджета государства денег ОАО «Крымагролизинг» г. Симферополя АРК в составе НАК «Украгролизинг» терпит некоторые финансовые затруднения.