Сегодня: 20 | 04 | 2024

Экономический доклад «Обзор рынка вина и виноделия в АРК»

Учитывая, что средний украинский потребитель не обладает высокой покупательской способностью, основная часть винодельческой продукции – это средняя (невысокая) ценовая категория.

Средние цены* торговых марок столовых вин

В розничной сети г. Симферополя

Торговая марка

Средняя цена

В пересчете

За 0,7 л, грн.

Тип

Упаковки

Объем

«Сандора», г. Николаев

3,48

Тетрапак

1 л

«IN VINO VERITAS», тов. Винконцерн», с. Шабо Одесской области

5,06

Стекло

Бутылка

0,7 л

Первомайский винзавод

5,25

Стекло

Бутылка

0,7 л

«Дионис», Винодельческое предприятие «Дионис» ЛТД, г. Симферополь

5,72

Стекло

Бутылка

0,7 л

«KAPDIAL», ПП «Барабойский ЗПТ», с. Барабой, Одесской области

7,07

Стекло

Бутылка

0,7 л

«Вина Коблево», ВАТ «Коблево»,

«Николаевсадвинпром»

8,04

Стекло

Бутылка

0,7 л

«Коктебель», ЗАО «ЗМВК «Коктебель»

8,19

Стекло

Бутылка

0,75 л

«Золотой Альтром», с. Требухив,

Киевской области

8,29

Стекло

Бутылка

0,7 л

«Голицынские вина», ЗШВ

«Новый Свет»

9,50

Стекло

Бутылка

0,75 л

«Инкерман», Севастопольский винзавод « Инкерман»

11,12

Стекло

Бутылка

0,75 л

«Золотая амфора», тов «Атлантис» г. Синельниково, Днепропетровской

Области

11,66

Стекло

Бутылка

0,7 л

* согласно единовременного обследования цен на вина в выборочной сети г. Симферополя в августе 2003 года.

Вместе с тем, в продаже имеются и дорогие столовые вина, например, «Ркацители инкерманское 2000г.» ТМ «Коктебель» (87,00 грн. за 1,5 литра, или 40,6 грн. за 0,7 л), грузинские вина: «Хванчкара» 2001г. (полусладкое красное столовое вино – 77,00 грн. за 0,75 л, или 71,87 грн. за 0,7 л), «Цинандали» 1999г. (белое сухое марочное вино 33,00 грн. за 0,75 л) и т. д. Основную же часть дорогих вин составляют марочные десертные и крепленые вина: «Мускат белый красного камня», «Мускат белый Ливадия», «Седьмое небо», «Черный доктор», «Черный полковник», «Мускат фестивальный», «Мускат белый Магарач» производства НПОА «Массандра», совхоз-завода «Магарач», «Солнечная долина» и др.

При существующем многообразии торговых марок и цен, методикой статистического наблюдения за изменением розничных цен на вина и шампанское предусмотрен расчет средней цены на отдельные виды вин (столовые, крепленые) и шампанское. На основе средних цен рассчитываются индексы изменения цен во времени. Согласно имеющимся данным розничные цены на вино с декабря 1996г. по июль 2003 года увеличились в два раза, на шампанское – в 1,9 раза. Темпы роста розничных цен на вино в 2002 году по сравнению с предыдущими годами несколько снизились, но по сравнению с изменением цен в целом по группе «алкогольных напитков» остались высокими.

Динамика индексов розничных цен в АРК

На алкогольные напитки, в т. ч. вино и шампанское

(в % к декабрю

Предыдущего года)

На удорожание вина в розничной торговле непосредственно повлиял рост цен производителей вина в республике. За этот же период (с декабря 1996г. по июль 2003 года – за 6 с лишним лет) цены производителей вина увеличились почти в три раза (2,7 раза). Среди причин этого роста цен можно отметить повышение стоимости сырья и вспомогательных материалов.

Динамика индексов цен производителей вина в АРК

(в % к декабрю

Предыдущего года)

Насыщение рынка вина, высокая конкуренция, проблемы реализации произведенной продукции привели к тому, что 2002 году предприятия снизили цены на отдельные виды своей продукции: десертные вина и шампанское.

подпись: индексы цен производителей арк на отдельные виды вин  (в % к декабрю предыдущего года)  В текущем году тенденция снижения цен производителей на десертные вина сохранилась. В январе-июле 2003г. предприятия реализовывали вино виноградное полусухое ординарное (на 25,9%), вермуты (19,1%), крепленные ординарные вина (12,8%) дешевле, чем в декабре 2002г.

Но наибольшие сложности в реализации своей продукции испытывает завод шампанских вин «Новый Свет». За последние несколько лет объем реализованной продукции завода снизился вдвое.

Главная причина – это разработка и внедрение рядом украинских производителей ускоренной технологии производства шампанского. С ее помощью в специальных резервуарах шампанское производится в течение месяца. Тогда, как классическим бутылочным способом, которым работает ЗШВ «Новый Свет», для получения ординарного шампанского необходимо около 9 месяцев, а коллекционного – до 3 лет.

подпись: объемы реализации шампанского зшв «новый свет»  (тыс.бут.)  Себестоимость шампанского, произведенного классическим способом, значительно выше, что обуславливает и высокую розничную цену новосветовского шампанского. Так, средняя цена в магазинах г. Симферополя в августе шампанского ЗШВ «Новый Свет» была 20,82 грн. за бутылку, шампанского ТМ «Французский бульвар» - 11,07 грн., Севастопольского шампанского-10,98 грн. Существенная (почти 50%) разница в ценах является основным мотивом при выборе шампанского.

Для исправления сложившейся ситуации необходим целый комплекс мер как со стороны производителя, так правительства республики по стимулированию с помощью различных экономических рычагов производства шампанского в республике.

* * *

Проведенный анализ показал, что рынок вина и виноделия в Автономной Республике Крым функционирует эффективно. В нем задействованы многие отрасли экономики республики: сельское хозяйство, промышленное производство, оптовая и розничная торговля.

Взаимосвязь между этими отраслями экономики очень тесная, поэтому проблемы, существующие сегодня в виноградарстве (сокращение площадей под виноградными насаждениями, снижение уровня агротехники и др.), непосредственно влияют на объемы и стоимость произведенной винодельческой продукции. Высокая степень насыщенности рынка вина (различными видами вин, большим количеством торговых марок) при довольно ограниченном покупательском спросе и формирующейся системе реализации ограничивают рынок сбыта винодельческой продукции, что, в свою очередь, сдерживает развитие производства вина в республике.

Однако, несмотря на сдерживающие факторы, производство вина в республике, имеет предпосылки для успешного развития:

§ благоприятные климатические условия для выращивания винограда,

§ опыт и традиции производства вина, производственные площади,

§ рентабельность виноградарства и производства вина. В 2002 году уровень рентабельности в виноградарстве республики составил 24,5% (получено прибыли на сумму 3603,8 тыс. грн., из 81 предприятия более 50% - прибыльные). За 2002 год уровень рентабельности производства вина составил 6,1%,

§ вино относится к наиболее продаваемой на потребительском рынке группе алкогольных напитков. Крымские производители вина обладают известными и популярными торговыми марками, что способствует более успешному продвижению продукции на рынке.

Начальник Главного

Управления статистики в АРК В. Колесник

Приложение 1

Показатели численной дистрибуции

Производителей вина в розничной сети г. Симферополя

(по материалам единовременного обследования проведенного

В августе 2003г в 8 магазинах г. Симферополя)*

Производитель, торговая марка

%

Представленности

Общая представленность производителей вина в розничных магазинах, торгующих вином

100

Из них

- ТМ «Массандра», НПАО «Массандра»

23,9

- ТМ «Инкерман», Севастопольский винзавод

18,4

- ТМ «Коктебель», ЗАО «ЗМВК «Коктебель»

10,3

- ТМ «Золотая Амфора», ТОВ «Атлантис»

Днепропетровская область

10,3

- ТМ «Дионис», Винодельческое предприятие «Дионис» г. Симферополь

3,7

- ТМ «Голицынские вина», ЗШВ «Новый Свет»

3,3

- ТМ «Вина Коблево», ВАТ «Коблево», Николаевсадвинпром

3,1

- Первомайский винзавод, АРКрым

2,6

- ТМ «Андрей Макаревич», Белогорский винзавод

2,2

- ТМ «Чарівна Лоза», Одесская область

1,9

- Красногвардейский завод, АРКрым

1,6

- ТМ «Золотой Альтром», Киевская область, с. Требухив

1,6

- СПК ОАО «Солнечная долина», АРКрым

1,5

- ТМ «Винодел», завод «Княжий град», г. Киев

1,3

- Молдавские производители (ТМ «TETRA VERDE», «CAPELLA CRICOVA», «Граф де Вайнсек», «Замок Иф» и другие производители)

3,3

- Крымские производители (ТМ «Магарач»; «Ливадия»; «Бахус», г. Евпатория; «Золотой остров», с. Танковое Бахчисарайского района; «Сатера» Севастопольский винзавод; «Крымская коллекция», с. Красных Партизан Красногвардейского р-на)

2,1

- Одесские производители (ТМ «Французский бульвар», АП Одессавинпром; «IN VINO», «Винко» тов «Винконцерн» с. Шабо Одесской области; «VIN SENT», «Староказацкий винзавод» Одесской области; «KAPDIAL» ПП «Барабойский ЗПТ» Одесской области и др.)

2,0

- Грузинские производители (ТМ «Марани»; «Кахетинская долина» и др.)

1,9

- Другие украинские производители вина

5,0

*в ходе обследования зарегистрировано 673 цены

Начальник отдела статистики цен Е. П.Борисова

Приложение 2

Краткая характеристика вин

1. Вино столовое получается в результате брожения свежеотжатого виноградного сока и технологической добавки (дрожжей). По достижении концентрации спирта 10-12% объема, процесс брожения прекращается. Получается ординарное столовое вино.

Вина марочные – это вина, выдержанные в специальной дубовой таре от 1,5 (для сухих) до 25 и более лет.

В Крыму производят следующие Столовые вина:

- ординарные: «Меганом»- ОАО «Солнечная долина», «Кокур «Столовое розовое»- НПОА «Массандра», «Солнечная гроздь», «Галатея», «Каберне», «Столовое красное», «Полусухое»- Бахчисарайский винзавод; «Каберне сортовое», «Ркацетели сортовое», «Саперави сортовое», «Алиготе»- ООО ВП «Дионис»;

- марочные: «Ркацетели Инкерманское», «Алиготе», «Коктебель»- ЗОА ЗМВК «Коктебель»; «Столовое красное», «Алушта», «Алиготе Крымское»- НПОА «Массандра»; «Сильванер Феодосийский», «Алиготе»- с/з «Феодосийский».

2. Вина Крепленые, в том числе и Десертные производят путем добавки (по вкусу) или в готовое сухое, или в недобродившее вино концентрированного виноградного сока и виноградного (или обычного питьевого) спирта. В вермуты добавляют еще и спиртовые настои лекарственных или ароматических трав. Мадера, кроме крепления требует выдержки купажного вина при температуре 45-50 градусов в течение 45 суток.

Крепленые вина:

- Ординарные: «Портвейн Приморский розовый», «Портвейн Таврида красный», «Портвейн Таврида белый», «Портвейн Приморский белый», «Славянское белое», «Приморское белое»- с/з Феодосийский, ООО ВП «Дионис», Первомайский винзавод;

«Херес Украинский», «Мадера Таврида»- ООО ВП «Дионис»; «Чатыр-Даг»- Первомайский винзавод; «Портвейн белый Алушта», «Портвейн розовый Алушта», «Портвейн красный Алушта», «Славянское»- НПАО «Массандра»; «Медведь гора», «Соколиная башня», «Мыс Айя», «Ханский дворец»- Бахчисарайский винзавод; «Мускат фестивальный», «Аркадерессе», «Приват»- ОАО «Солнечная долина»;

- Марочные: «Портвейн белый Крымский», «Портвейн красный Крымский», «Портвейн белый Сурож», «Мадера Крымская», «Мадера Коктебель», «Херес крепкий сухой», «Херес крепкий Крымский», «Херес Массандра»- ООО ВП «Дионис», НПАО «Массандра», с/з «Феодосийский», ЗАО ЗМВК «Коктебель»; «Черный полковник», «Золотая фортуна»- ОАО «Солнечная долина»;

Десертные крепленые

- Марочные: «Черный доктор», «Солнечная долина» ОАО «Солнечная долина», «Кокур десертный Сурож», «Мускат белый Массандра», «Кагор Южнобережный», «Мускат белый Красного Камня», «Седьмое небо князя Голицына»- НПАО «Массандра»; «Старый нектар»- ЗАО ЗМВК «Коктебель»; «Кагор Украинский», «Мускат Таврический», «Мускат Южнобережный», «Чарующий Крым белый», «Чарующий Крым розовый»- ООО ВП «Дионис»;

- Ординарные: «Солнце в бокале», «Эски Кермен», «Царица ночи»- Бахчисарайский винзавод; «Кагор Украинский»- ЗАО ЗМВК «Коктебель»; «Кагор Партенит», «Мускатель розовый Массандра»- НПАО «Массандра».