Сегодня: 20 | 04 | 2024

Экономический доклад «Обзор рынка вина и виноделия в АРК»

На протяжении последних трех лет в Автономной Республике Крым наблюдается снижение объемов внешней торговли вином, при сохраняющемся положительном сальдо. По данным Государственной таможенной службы Украины, внешнеторговый оборот вина в АРК за 2002г. составил 6133,8 тыс. долл. США, что на 23,6% ниже, чем в 2001г. При этом объемы экспорта уменьшились на 20,7%, импорта - увеличились в 17,9 раза и составили соответственно 6116 тыс. долл. США и 17,8 тыс. долл. США.

выноска со стрелкой вверх: российская федерация – 89,9% латвия – 0,5% беларусь – 3,6% литва – 0,6% германия – 2,5% польша – 0,1% сша – 1,7% чешская республика – 0,1% израиль – 1% ЭКСПОРТ

И

ИМПОРТ

выноска со стрелкой вверх: молдова - 100%

подпись: объемы экспортных поставок вина арк в 2002г. и i полугодии 2003г. (тыс.долл.сша)  2002г. i полугодие 2003г.   всего 6116 3179,3   в том числе  - в российскую федерацию 5497,5 3122,6 - беларусь 218,3 - - германию 154,1 0,5 - сша 106,5 - - литву 35,0 17,5 - латвию 32,5 12,1В текущем году продолжается снижение внешнеторговых операций. Оборот внешней торговли вином в I полугодии 2003г. составил 3236,5 тыс. долл. США, что на 9,7% ниже, чем в I полугодии 2002г. При этом объемы экспорта уменьшились на 11,3%, импорта – увеличились в 2 раза и составили соответственно 3179,3 тыс. долл. США и 57,2 тыс. долл. США.

Положительное сальдо внешней торговли вином в 2002 году составило 6098,2 тыс. долл. США, в I полугодии 2003 года – 3122,1 тыс. долл. США.

В 2002г. предприятия А Р Крым экспортировали вино в девять стран мира, более 94,5% общего объема вина экспортировано в страны СНГ (Беларусь и Россия). В текущем году вино экспортировано в четыре страны мира; 99% объема экспортных поставок приходится на Российскую Федерацию.

Снижение вывоза за рубеж вина в 2002 году и I полугодии 2003 года произошло за счет уменьшения поставок в Российскую Федерацию (на 1294,4 тыс. долл. США – в 2002г. и на 224,5 тыс. долл. США – в I полугодии 2003г.), Германию (соответственно на 254,8 и 74,7 тыс. долл. США), а так же за счет прекращения поставок вина в Объединенное Королевство, Беларусь, Израиль, США.

Структура экспорта вина по группам вин

2002г.

I полугодие 2003г.

Объемы поставок, тыс. долл. США

Удельный вес

В общем объеме

Поставок,

В %

Объемы поставок, тыс. долл. США

Удельный вес

В общем объеме

Поставок,

В %

Всего

6116

100,0

3179,3

100,0

В т. ч. по группам вин

- портвейн

2044,9

33,4

1139,9

35,9

- мадера, херес

1031,1

16,9

606,2

19,0

- игристые вина

856,8

14,0

329,8

10,4

- белые вина

537,0

8,8

142,4

4,5

- прочие вина

1646,2

26,9

934,4

29,4

- вермуты и

натуральные вина

-

-

26,6

0,8

В текущем году меньше стали экспортировать белые и игристые вина.

Внешнеторговые операции А Р Крым по импорту винодельческой продукции в 2002 году и I полугодии 2003 года проводились только с Молдовой. Весь объем импорта винодельческой продукции из этой страны представлен прочими винами.

Анализируя каналы сбыта винодельческой продукции АРК, очевидно, что наиболее неосвоенным остается украинский рынок. Понимая это, предприятия стремятся к развитию дистрибьюторской сети (например ЗШВ «Новый Свет» - в городе Киеве), созданию собственной торговой сети на территории других областей Украины (ЗАО «ЗМВК «Коктебель»). К сожалению, развитие системы сбыта готовой продукции требует значительных материальных затрат. Так, согласно резюме, на одном из крымских винодельческих предприятий расходы на продвижение продукции на рынке в I полугодии 2003 года составили 8% стоимости произведенной продукции. Даже на таком крупном винодельческом предприятии как Головное предприятие ПАО «Массандра» объемы реализации продукции на Украину составляли в 2000-2002 г. г. не более 4%, в I полугодии 2003г.-7,5%.

По результатам финансовой деятельности за 2002 год 60% предприятий по производству вин - убыточные. Удельный вес убыточных предприятий по сравнению с прошлым годом возрос на 14,3 процентного пункта.

Однако, по итогам работы предприятий по производству вин прибыль (сальдо) от обычной деятельности до налогообложения составила 5700,8 тыс. грн. (сумма прибыли – 18551,5 тыс. грн., убытка – 12850,7 тыс. грн.) и по сравнению с 2001 годом снизилась на 80,8%, или 24030,2 тыс. грн.

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), которая за 2002 год составила 197519,8 тыс. грн. и по сравнению с прошлым годом возросла на 21101 тыс. грн. (на 12,0%) стала основным источником денежных накоплений предприятий по производству вин.

На финансовый результат от операционной деятельности оказали влияние операционные затраты, которые за 2002 год составили 184992,2 тыс. грн. и увеличились по сравнению с 2001 годом на 39050,4 тыс. грн. (26,8%).

Оценивая результативность и экономическую целесообразность функционирования предприятий по производству вин таким показателем, как рентабельность операционной деятельности, можно сказать, что эти предприятия – рентабельны. Так как доход от реализации продукции (работ, услуг) покрывает издержки производства, кроме того образует сумму, достаточную для нормального функционирования предприятия. За 2002 год уровень рентабельности составил 6,1%, однако, по сравнению с прошлым годом, этот показатель снизился на 15,5 процентного пункта.

Рынок вина в АРК:

Объемы продаж,

Ассортимент продукции, цены

Алкогольные напитки – наиболее продаваемая группа продовольственных товаров. Их доля в общем объеме розничного товарооборота республики в I полугодии 2003г. составила 11,1%, что на 0,5 п. п. больше, чем в I полугодии 2002 года.

Объем розничного товарооборота алкогольных напитков, включая ресторанное хозяйство, в I полугодии 2003 года составил 80,2 млн. грн. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,6% (в сопоставимых ценах). Среди алкогольных напитков по объему продажи вино занимает второе место (после водки), его удельный вес в общем объеме реализации алкогольных напитков составляет 22,7%. В I полугодии текущего года через розничную торговую сеть реализовано 180,6 тыс. дал. вина, что в 9,6 раза больше, чем в I полугодии 2002 года и 31,1 тыс. дал. шампанского (в 22 раза больше). При этом доля вина в общем объеме реализации алкогольных напитков уменьшилась на 3,7 п. п., шампанского - увеличилась на 0,1 п. п.

Структура продажи

Алкогольных напитков, в %

Анализируя динамику продажи вина и шампанского за последние четыре года, следует отметить, что после резкого падения объемов продажи в 2001г. в последующие годы (2002г. и начале 2003г.) наметилась тенденция незначительного роста объемов товарооборота этих групп товаров.

Динамика продажи

Вина и шампанского в АРК

(млн. грн.)

В розничной торговой сети республики большая часть (87,4%) алкогольных напитков – продукция предприятий Украины. В общем объеме реализации алкогольных напитков на вино зарубежного производства приходится 11,9%, шампанского – 12,2%.

подпись: реализации вина, шампанского производства украины (в %)  Единовременное обследование ассортимента вин и шампанского в выборочной розничной торговой сети г. Симферополя показало, что половина имеющихся в продаже вин (51,2%) произведены предприятиями АРК. А если учесть вина торговой марки «Инкерман» Севастопольского завода вин, то удельный вес крымских вин займет в общем ассортименте 70%.

Численную дистрибуцию вин по основным производителям характеризует следующая таблица :

Показатели численной дистрибуции вин

По наиболее крупным производителям Украины

(по данным единовременного обследования выборочной розничной торговой сети г. Симферополя в августе 2003г.: обследовано 5 крупных универсамов и 3 специализированных вино-водочных магазина, зарегистрировано 673 цены на 34 торговых марки вин).

Производитель, торговая марка

% представленности

Общая представленность производителей вина в розничных магазинах

100*

Из них

- ТМ «Массандра», Торговый Дом «Массандра», НПОА «Массандра»

23,9

- ТМ «Инкерман», Севастопольский винзавод «Инкерман»

18,4

- ТМ «Коктебель», ЗАО «Коктебель»

10,3

- ТМ «Золотая Амфора», ТОВ «Атлантис»

Днепропетровская область

10,3

- другие торговые марки* (более 28 торговых

марок)

37,1

* Полный перечень в Приложении 1.

По показателям численной дистрибуции производителей вина в г. Симферополе выделяются четыре основных производителя : ТМ «Массандра», «Инкерман», «Коктебель» и «Золотая амфора». В магазинах присутствуют 10 торговых марок с долей дистрибуции не менее 1,3% от общего числа зарегистрированных вин. (Приложение 1)

Особенностью сегодняшнего рынка украинских вин стало участие крупных производителей ликероводочных изделий, а также трейдеров алкоголя в разработке и продвижении торговых марок вин. Так, например, работают «Союз-Виктан» и «Коктебель», созданы торговые марки «Винко», «Золотая амфора», «Логос» и др.

Отдельные наиболее крупные производители вина (НПОА «Массандра») располагают собственной системой сбыта готовой продукции (торговый дом «Массандра»), ими используются классические каналы реализации продукции - специализированные магазины. Такие как магазины «Массандра» в гг. Симферополе, Ялте, Алуште, Алупке, Севастополе, Киеве, Одессе, Донецке, Львове, Запорожье.

подпись: структура сбыта   производитель    дистрибьютор     магазины супермаркетыВо многих случаях сбыт осуществляется без участия оптовиков (см. схему). Исключение оптового звена автоматически снижает цену на 5-10% оптовой наценки, что позволяет быстрее реализовать винодельческую продукцию.

Однако, оптовая торговля вином и шампанским в АРК успешно функционирует.

В I полугодии 2003г., несмотря на повышение цен на вино (на 1,7%), его оптовый товарооборот увеличился, по сравнению с I полугодием 2002 года на 40,1% и составил 29,8 млн. грн. (без НДС и акциза).

подпись: динамика оптового товарооборота вина и шампанского тыс.дал.  В сравнении с I полугодием 2001 года, при увеличении оптовой цены на 35% оптовый товарооборот увеличился всего на 5,7%.

В I полугодии 2003 года было реализовано 415,3 тыс. дал. вина, что больше на 37,8%, чем в I полугодии 2002г., однако на 21,8% меньше аналогичного показателя 2001 года.

В I полугодии 2003 года наблюдался прирост и в оптовом товарообороте шампанским. Его было реализовано 56,5 тыс. дал. на сумму 6017,5 тыс. грн. (без НДС и акциза). По сравнению с I полугодием 2002 года объем оптовой торговли шампанским в натуральном выражении возрос на 81%, а по сравнению с I полугодием 2001 года – снизился на 12,5%.

Оптовой торговлей шампанским и вином занимаются предприятия г. Симферополя и Симферопольского района, гг. Евпатории, Феодосии, Ялты, Красноперекопска, Бахчисарайского района. Крупнейшие оптовые рынки шампанского и вина функционируют в г. Симферополе и Симферопольском районе. За I полугодие 2003 на их долю пришлось соответственно 46,9 и 35,6% - оптового товарооборота шампанского, 41,4 и 9,6% - вина.

Оптовый товарооборот вина

В региональном разрезе, в %.

Около 99% оптового товарооборота вина и шампанского занимает отечественная продукция.

Средние оптовые цены на вино и шампанское

В отдельных городах АРК в I полугодии 2003г.

(грн. за тыс. дал.)

АРК

Г. Сим-ферополь

Г. Ялта

Г. Фео-досия

Г. Евпа-тория

Симферопольский

Район

Шампанское

106504,4

130560,2

117561,0

110684,2

85400,0

87538,8

Вино

71677,8

68968,2

117099,1

123590,4

30615,2

65745,3

Следует отметить высокую конкуренцию на рынке вин, о чем свидетельствует наличие более 30 торговых марок в обследованных 8 магазинах г. Симферополя. Присутствие на рынке большого количества производителей обуславливает широкий диапазон розничных цен.

Цены на вина в отдельных городах АРК

(по материалам единовременного обследования проведенного в августе 2003г,. в 24 магазинах г. г. Симферополя, Ялты, Феодосии, Судака, в ходе обследования было зарегистрировано 949 цен на различные виды вин)

Вино

Выдержка

Емкость

Единицы

Диапазон цен

Минимальная цена,

Грн. за ед.

Максимальная цена,

Грн. за ед.

Столовые вина:

- белое сухое

Ординарное

0,7 л

3,31

12,18

Марочное,

(1,5-3 года)

0,7 л

5,95

14,47

- красное (розовое)

сухое

Ординарное

0,7 л

3,31

12,54

Марочное,

(1,5-3 года)

0,7 л

6,50

27,53

Крепленые вина:

- портвейн (белый)

Ординарное

0,7 л

3,35

6,80

Марочное

0,7 л

5,50

11,94

- мадера

Ординарное

0,7 л

5,55

8,80

Марочное

(2-4 года)

0,7 л

8,70

12,80

- херес

Марочное

(2-4 года)

0,7 л

9,20

20,00

Крепленые

Десертные вина:

- мускат

Марочное

0,7 л

7,80

78,71

- кагор

Ординарное

0,7 л

6,70

14,40

Марочное

0,7 л

13,00

32,00

- кокур

Марочное

0,7 л

8,00

42,00

Крепленые

Ароматизированные

Вина:

- вермут

Марочное

0,7 л

5,95

10,50

Обследование показало, что столовые ординарные вина производятся многими производителями Украины, а столовые марочные (выдержанные 1,5-3 года) – в основном, Севастопольским заводом «Инкерман» и ЗАО « ЗМВК «Коктебель». Ассортиментный ряд этих торговых марок наиболее широкий, он охватывает все группы вин (столовые и крепленые), тогда как, например, в ассортименте вин ТМ «Золотая амфора», «Золотой Альтром», «Французкий бульвар» большую часть составляют столовые вина.

Большинство винодельческих предприятий республики специализируется на производстве крепленых и десертных вин (НПОА «Массандра», «Бахчисарайский винзавод», Белогорский винзавод, Первомайский винзавод, совхоз-завод «Солнечная долина» и др.).