Экономический доклад «Обзор рынка вина и виноделия в АРК»
Страница 2 из 3
На протяжении последних трех лет в Автономной Республике Крым наблюдается снижение объемов внешней торговли вином, при сохраняющемся положительном сальдо. По данным Государственной таможенной службы Украины, внешнеторговый оборот вина в АРК за 2002г. составил 6133,8 тыс. долл. США, что на 23,6% ниже, чем в 2001г. При этом объемы экспорта уменьшились на 20,7%, импорта - увеличились в 17,9 раза и составили соответственно 6116 тыс. долл. США и 17,8 тыс. долл. США.
ЭКСПОРТ
И
ИМПОРТ
В текущем году продолжается снижение внешнеторговых операций. Оборот внешней торговли вином в I полугодии 2003г. составил 3236,5 тыс. долл. США, что на 9,7% ниже, чем в I полугодии 2002г. При этом объемы экспорта уменьшились на 11,3%, импорта – увеличились в 2 раза и составили соответственно 3179,3 тыс. долл. США и 57,2 тыс. долл. США.
Положительное сальдо внешней торговли вином в 2002 году составило 6098,2 тыс. долл. США, в I полугодии 2003 года – 3122,1 тыс. долл. США.
В 2002г. предприятия А Р Крым экспортировали вино в девять стран мира, более 94,5% общего объема вина экспортировано в страны СНГ (Беларусь и Россия). В текущем году вино экспортировано в четыре страны мира; 99% объема экспортных поставок приходится на Российскую Федерацию.
Снижение вывоза за рубеж вина в 2002 году и I полугодии 2003 года произошло за счет уменьшения поставок в Российскую Федерацию (на 1294,4 тыс. долл. США – в 2002г. и на 224,5 тыс. долл. США – в I полугодии 2003г.), Германию (соответственно на 254,8 и 74,7 тыс. долл. США), а так же за счет прекращения поставок вина в Объединенное Королевство, Беларусь, Израиль, США.
Структура экспорта вина по группам вин
|
2002г.
|
I полугодие 2003г.
|
|
Объемы поставок, тыс. долл. США
|
Удельный вес
В общем объеме
Поставок,
В %
|
Объемы поставок, тыс. долл. США
|
Удельный вес
В общем объеме
Поставок,
В %
|
|
|
|
|
|
Всего
|
6116
|
100,0
|
3179,3
|
100,0
|
В т. ч. по группам вин
|
|
|
|
|
- портвейн
|
2044,9
|
33,4
|
1139,9
|
35,9
|
- мадера, херес
|
1031,1
|
16,9
|
606,2
|
19,0
|
- игристые вина
|
856,8
|
14,0
|
329,8
|
10,4
|
- белые вина
|
537,0
|
8,8
|
142,4
|
4,5
|
- прочие вина
|
1646,2
|
26,9
|
934,4
|
29,4
|
- вермуты и
натуральные вина
|
-
|
-
|
26,6
|
0,8
|
В текущем году меньше стали экспортировать белые и игристые вина.
Внешнеторговые операции А Р Крым по импорту винодельческой продукции в 2002 году и I полугодии 2003 года проводились только с Молдовой. Весь объем импорта винодельческой продукции из этой страны представлен прочими винами.
Анализируя каналы сбыта винодельческой продукции АРК, очевидно, что наиболее неосвоенным остается украинский рынок. Понимая это, предприятия стремятся к развитию дистрибьюторской сети (например ЗШВ «Новый Свет» - в городе Киеве), созданию собственной торговой сети на территории других областей Украины (ЗАО «ЗМВК «Коктебель»). К сожалению, развитие системы сбыта готовой продукции требует значительных материальных затрат. Так, согласно резюме, на одном из крымских винодельческих предприятий расходы на продвижение продукции на рынке в I полугодии 2003 года составили 8% стоимости произведенной продукции. Даже на таком крупном винодельческом предприятии как Головное предприятие ПАО «Массандра» объемы реализации продукции на Украину составляли в 2000-2002 г. г. не более 4%, в I полугодии 2003г.-7,5%.
По результатам финансовой деятельности за 2002 год 60% предприятий по производству вин - убыточные. Удельный вес убыточных предприятий по сравнению с прошлым годом возрос на 14,3 процентного пункта.
Однако, по итогам работы предприятий по производству вин прибыль (сальдо) от обычной деятельности до налогообложения составила 5700,8 тыс. грн. (сумма прибыли – 18551,5 тыс. грн., убытка – 12850,7 тыс. грн.) и по сравнению с 2001 годом снизилась на 80,8%, или 24030,2 тыс. грн.
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), которая за 2002 год составила 197519,8 тыс. грн. и по сравнению с прошлым годом возросла на 21101 тыс. грн. (на 12,0%) стала основным источником денежных накоплений предприятий по производству вин.
На финансовый результат от операционной деятельности оказали влияние операционные затраты, которые за 2002 год составили 184992,2 тыс. грн. и увеличились по сравнению с 2001 годом на 39050,4 тыс. грн. (26,8%).
Оценивая результативность и экономическую целесообразность функционирования предприятий по производству вин таким показателем, как рентабельность операционной деятельности, можно сказать, что эти предприятия – рентабельны. Так как доход от реализации продукции (работ, услуг) покрывает издержки производства, кроме того образует сумму, достаточную для нормального функционирования предприятия. За 2002 год уровень рентабельности составил 6,1%, однако, по сравнению с прошлым годом, этот показатель снизился на 15,5 процентного пункта.
Рынок вина в АРК:
Объемы продаж,
Ассортимент продукции, цены
Алкогольные напитки – наиболее продаваемая группа продовольственных товаров. Их доля в общем объеме розничного товарооборота республики в I полугодии 2003г. составила 11,1%, что на 0,5 п. п. больше, чем в I полугодии 2002 года.
Объем розничного товарооборота алкогольных напитков, включая ресторанное хозяйство, в I полугодии 2003 года составил 80,2 млн. грн. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,6% (в сопоставимых ценах). Среди алкогольных напитков по объему продажи вино занимает второе место (после водки), его удельный вес в общем объеме реализации алкогольных напитков составляет 22,7%. В I полугодии текущего года через розничную торговую сеть реализовано 180,6 тыс. дал. вина, что в 9,6 раза больше, чем в I полугодии 2002 года и 31,1 тыс. дал. шампанского (в 22 раза больше). При этом доля вина в общем объеме реализации алкогольных напитков уменьшилась на 3,7 п. п., шампанского - увеличилась на 0,1 п. п.
Структура продажи
Алкогольных напитков, в %
Анализируя динамику продажи вина и шампанского за последние четыре года, следует отметить, что после резкого падения объемов продажи в 2001г. в последующие годы (2002г. и начале 2003г.) наметилась тенденция незначительного роста объемов товарооборота этих групп товаров.
Динамика продажи
Вина и шампанского в АРК
(млн. грн.)
В розничной торговой сети республики большая часть (87,4%) алкогольных напитков – продукция предприятий Украины. В общем объеме реализации алкогольных напитков на вино зарубежного производства приходится 11,9%, шампанского – 12,2%.
Единовременное обследование ассортимента вин и шампанского в выборочной розничной торговой сети г. Симферополя показало, что половина имеющихся в продаже вин (51,2%) произведены предприятиями АРК. А если учесть вина торговой марки «Инкерман» Севастопольского завода вин, то удельный вес крымских вин займет в общем ассортименте 70%.
Численную дистрибуцию вин по основным производителям характеризует следующая таблица :
Показатели численной дистрибуции вин
По наиболее крупным производителям Украины
(по данным единовременного обследования выборочной розничной торговой сети г. Симферополя в августе 2003г.: обследовано 5 крупных универсамов и 3 специализированных вино-водочных магазина, зарегистрировано 673 цены на 34 торговых марки вин).
Производитель, торговая марка
|
% представленности
|
|
|
Общая представленность производителей вина в розничных магазинах
|
100*
|
Из них
|
|
- ТМ «Массандра», Торговый Дом «Массандра», НПОА «Массандра»
|
23,9
|
- ТМ «Инкерман», Севастопольский винзавод «Инкерман»
|
18,4
|
- ТМ «Коктебель», ЗАО «Коктебель»
|
10,3
|
- ТМ «Золотая Амфора», ТОВ «Атлантис»
Днепропетровская область
|
10,3
|
- другие торговые марки* (более 28 торговых
марок)
|
37,1
|
* Полный перечень в Приложении 1.
По показателям численной дистрибуции производителей вина в г. Симферополе выделяются четыре основных производителя : ТМ «Массандра», «Инкерман», «Коктебель» и «Золотая амфора». В магазинах присутствуют 10 торговых марок с долей дистрибуции не менее 1,3% от общего числа зарегистрированных вин. (Приложение 1)
Особенностью сегодняшнего рынка украинских вин стало участие крупных производителей ликероводочных изделий, а также трейдеров алкоголя в разработке и продвижении торговых марок вин. Так, например, работают «Союз-Виктан» и «Коктебель», созданы торговые марки «Винко», «Золотая амфора», «Логос» и др.
Отдельные наиболее крупные производители вина (НПОА «Массандра») располагают собственной системой сбыта готовой продукции (торговый дом «Массандра»), ими используются классические каналы реализации продукции - специализированные магазины. Такие как магазины «Массандра» в гг. Симферополе, Ялте, Алуште, Алупке, Севастополе, Киеве, Одессе, Донецке, Львове, Запорожье.
Во многих случаях сбыт осуществляется без участия оптовиков (см. схему). Исключение оптового звена автоматически снижает цену на 5-10% оптовой наценки, что позволяет быстрее реализовать винодельческую продукцию.
Однако, оптовая торговля вином и шампанским в АРК успешно функционирует.
В I полугодии 2003г., несмотря на повышение цен на вино (на 1,7%), его оптовый товарооборот увеличился, по сравнению с I полугодием 2002 года на 40,1% и составил 29,8 млн. грн. (без НДС и акциза).
В сравнении с I полугодием 2001 года, при увеличении оптовой цены на 35% оптовый товарооборот увеличился всего на 5,7%.
В I полугодии 2003 года было реализовано 415,3 тыс. дал. вина, что больше на 37,8%, чем в I полугодии 2002г., однако на 21,8% меньше аналогичного показателя 2001 года.
В I полугодии 2003 года наблюдался прирост и в оптовом товарообороте шампанским. Его было реализовано 56,5 тыс. дал. на сумму 6017,5 тыс. грн. (без НДС и акциза). По сравнению с I полугодием 2002 года объем оптовой торговли шампанским в натуральном выражении возрос на 81%, а по сравнению с I полугодием 2001 года – снизился на 12,5%.
Оптовой торговлей шампанским и вином занимаются предприятия г. Симферополя и Симферопольского района, гг. Евпатории, Феодосии, Ялты, Красноперекопска, Бахчисарайского района. Крупнейшие оптовые рынки шампанского и вина функционируют в г. Симферополе и Симферопольском районе. За I полугодие 2003 на их долю пришлось соответственно 46,9 и 35,6% - оптового товарооборота шампанского, 41,4 и 9,6% - вина.
Оптовый товарооборот вина
В региональном разрезе, в %.
Около 99% оптового товарооборота вина и шампанского занимает отечественная продукция.
Средние оптовые цены на вино и шампанское
В отдельных городах АРК в I полугодии 2003г.
(грн. за тыс. дал.)
|
АРК
|
Г. Сим-ферополь
|
Г. Ялта
|
Г. Фео-досия
|
Г. Евпа-тория
|
Симферопольский
Район
|
|
|
|
|
|
|
|
Шампанское
|
106504,4
|
130560,2
|
117561,0
|
110684,2
|
85400,0
|
87538,8
|
Вино
|
71677,8
|
68968,2
|
117099,1
|
123590,4
|
30615,2
|
65745,3
|
Следует отметить высокую конкуренцию на рынке вин, о чем свидетельствует наличие более 30 торговых марок в обследованных 8 магазинах г. Симферополя. Присутствие на рынке большого количества производителей обуславливает широкий диапазон розничных цен.
Цены на вина в отдельных городах АРК
(по материалам единовременного обследования проведенного в августе 2003г,. в 24 магазинах г. г. Симферополя, Ялты, Феодосии, Судака, в ходе обследования было зарегистрировано 949 цен на различные виды вин)
Вино
|
Выдержка
|
Емкость
Единицы
|
Диапазон цен
|
Минимальная цена,
Грн. за ед.
|
Максимальная цена,
Грн. за ед.
|
|
|
|
|
|
Столовые вина:
|
|
|
|
|
- белое сухое
|
Ординарное
|
0,7 л
|
3,31
|
12,18
|
|
Марочное,
(1,5-3 года)
|
0,7 л
|
5,95
|
14,47
|
- красное (розовое)
сухое
|
Ординарное
|
0,7 л
|
3,31
|
12,54
|
|
Марочное,
(1,5-3 года)
|
0,7 л
|
6,50
|
27,53
|
|
|
|
|
|
Крепленые вина:
|
|
|
|
|
- портвейн (белый)
|
Ординарное
|
0,7 л
|
3,35
|
6,80
|
|
Марочное
|
0,7 л
|
5,50
|
11,94
|
- мадера
|
Ординарное
|
0,7 л
|
5,55
|
8,80
|
|
Марочное
(2-4 года)
|
0,7 л
|
8,70
|
12,80
|
- херес
|
Марочное
(2-4 года)
|
0,7 л
|
9,20
|
20,00
|
Крепленые
Десертные вина:
|
|
|
|
|
- мускат
|
Марочное
|
0,7 л
|
7,80
|
78,71
|
- кагор
|
Ординарное
|
0,7 л
|
6,70
|
14,40
|
|
Марочное
|
0,7 л
|
13,00
|
32,00
|
- кокур
|
Марочное
|
0,7 л
|
8,00
|
42,00
|
Крепленые
Ароматизированные
Вина:
|
|
|
|
|
- вермут
|
Марочное
|
0,7 л
|
5,95
|
10,50
|
Обследование показало, что столовые ординарные вина производятся многими производителями Украины, а столовые марочные (выдержанные 1,5-3 года) – в основном, Севастопольским заводом «Инкерман» и ЗАО « ЗМВК «Коктебель». Ассортиментный ряд этих торговых марок наиболее широкий, он охватывает все группы вин (столовые и крепленые), тогда как, например, в ассортименте вин ТМ «Золотая амфора», «Золотой Альтром», «Французкий бульвар» большую часть составляют столовые вина.
Большинство винодельческих предприятий республики специализируется на производстве крепленых и десертных вин (НПОА «Массандра», «Бахчисарайский винзавод», Белогорский винзавод, Первомайский винзавод, совхоз-завод «Солнечная долина» и др.).