17 | 06 | 2019

Лекція Людське життя як філософська проблема

Лекція  Людське життя як філософська проблема

Из факта изначальной незаданности человеческого существования вытекает то фундаментальное обстоятельство, что индивид как бы получает возможность самому определять свою жизнь. Это само определение человека, этот выбор экзистенциальной стратегемы своего бытия может осуществляться в четырех основных формах. Жизнь можно выстраивать как:

·  адаптацию к социальным ситуациям и контекстам,

·  спонтанность, стихийную самореализацию полноты бытия,

·  проект самого себя, свой собственный замысел, внутренний опыт через прохождение пограничных ситуаций.

Розглядаючи проблему смислу життя слід розрізняти принаймні три аспекти можливої постановки цієї проблеми:

1.  Нормативна модель “сутнісного смислу життя індивідів”, яка виводиться із загальних світоглядних засад тієї чи іншої філософської системи зрозумінням сутності людини та відповідних цій сутності форм самоствердження людини в світі.

2.  Суб’єктивний, усвідомлюваний індивідом смисл власного життя, власна відповідь на запитання “Для чого я живу?”

3.  Реальний, дійсний смисл життя певної особистості, об’єктивна лінія, спрямованість її життя (відповідь на запитання “Для чого живе саме ця людина?”)

В человеке бытие превращается в экзистенцию, в существование, включающее отношение к самому себе как выделенной, специфированной самости.

Предпосылкой и первичной составляющей человеческой самости является индивидуальность, то есть специфическое отличие одного человека от другого, заданное природой или ее совмещением с социальным фактором.

В своей природной основе индивидуальность человека определяется неповторимыми комбинациями генов, ибо число возможных вариантов сочетаний в генном фонде человечества достигает неимоверной по своему космическому масштабу величины - 10605. Ведь даже число протонов во Вселенной не превышает 1076. Речь, таким образом идет о мультикосмической размерности условий появления человеческой индивидуальности.

С.23. Осознание индивидуальности и конституирует инстанцию человеческой самости - личность. Человеческая личность формируется как сознательное использование специфики индивидуальности для построения своего внутреннего мира, или “микрокосма”, как говорили древние мыслители. Личность не задается природой даже в ее сочетании с социальными условиями, а возникает из бунта, тайны, борьбы с самим собой. Она строиться через систему самозапретов и эстетики нравственных усилий. Здесь срабатывает та духовная космогония, когда, согласно Платону, человек должен каждый день давать себе отчет в том, в чем он преодолел самого себя.

Личность - это нравственно самоуправляемая система, результат осознанного выбора человеком своего собственного образа. Личность предполагает преображение тварного начала человека, благодатное возвышение его до уровня гармонии с духом.

С.24. Личность предполагает трагическую ответственность человека за свое приближение или удаление от Бога, самого себя или окружающих. Этот аспект ответственности личности касается той ее стороны, которая делает человека субъектом права, вины, покаяния и потому может быть дифференцирована в качестве юридического лица как такового. В последнем случае личность как персона оказывается не только юридической, но и экзистенциальной категорией. Ее обращенность к внешнему миру имеет и юридическую, подсудную и защитную функцию.

С.25. Лицо, как подчеркивает Н. Бердяев, оказывается той маской, той символической защитой, которая противостоит грозящей для личности опасности быть растерзанной внешним миром.

Конечно, лицо не есть нечто альтернативное личности. Это тоже феномен личности, но неполный, частичный. В своей полноте личность - это единство осознанной индивидуальности, лица и нравственной организованности внутреннего мира человека. В подобном объеме личность сопричастна уже не только душе (как агента внутреннего мира человека, опосредствующего отношения интеллекта и чувств), но и духу. В определенном смысле личность выступает как персонаж, исполнитель вселенской драмы духа.

С.26. ...личность осуществляется не как объект, но непрерывный творческий процесс самопорождения человека Духом. Такими исключительно человеческими, личностными чертами являются - этическая рефлексия, очерчивающая функционирование внутреннего мира в его специфических актах, трансценденция, способность человека выступать связью разных миров, принципом перехода между ними, а также феномен бездны, меонической свободы, а в конечном счете - тайны. Только личность воплощает такую исключительно человеческую специфику, как способность иметь стыд, являющийся охранником внутреннего мира, способность личности осуществлять связь с потенциальными мирами,

Індивідуальність розкривається в специфічній поведінці чи вмінні, особистість – у вчинках, тобто в діях, які виявляють таку послідовність, яка може бути сформульована у якості етичного принципу. Особистість не просто слідує певній нормі, а вибирає відповідну до неї лінію поведінки.