РОБОЧА НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА З Основы философских знаний

РОБОЧА НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА З Основы философских знаний

РОБОЧА НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА З дисципліни: Основы философских знаний

Для студентів спеціальності 5. 090. 10. 103 « Производство и переработка продукции растениеводства»

 

ТЕМАТИЧНИЙ ПЛАН

Назва розділу, модуля, теми програми

Обсяг годин

За навчальною програмою

За робочою навчальною програмою

Всього

З них

Всоьго

З них

Ауди-тор-

Них

Само-стій-

Них

Ауди-тор-

Них

Само-стій-них

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел 1.

Человеческое восприятие объективной и субъективной реальности.

22

18

4

18

12

6

1.

Введение. Философия как специфический тип знания.

2

2

-

3

2

1

2.

Мировой философский процесс. Украинская философия в контексте мировой культуры.

Философия Древнего мира.

2

2

-

3

2

1

3.

Философия Средних веков и эпохи Возрождения.

4

2

2

3

2

1

4.

Философия Нового времени.

4

2

2

3

2

1

5.

Философия в ХІХ – ХХ вв.

4

4

-

3

2

1

6.

Философская мысль в Украине.

6

6

-

3

2

1

Раздел 2.

Практический способ человеческого бытия.

18

12

6

8

4

4

7.

Философская онтология: проблема бытия. Проблема бытия в философии. Духовное измерение человеческого бытия

( феноменология).

6

4

2

4

2

2

8.

Развитие человеческого познания и человеческое познание в развитии. Содержание и формы философского учения о развитии. Общин признаки и критерии. Основное содержание познавательной деятельности.

12

8

4

4

2

2

Раздел 3.

Цель и ценность человеческой жизнедеятельности.

16

10

6

8

4

4

9.

Социальная философия. Человек и исторический процесс. Философия общества. Личность и общество.

6

4

2

4

2

2

10.

Философия культуры и науки. Цель и ценность человеческой истории.

10

6

4

4

2

2

Раздел 4.

Религиоведение.

25

14

11

20

10

10

11.

Религиоведение как наука. Мировые религии. Локальные религии. Национальные религии.

6

4

2

4

2

2

12.

Буддизм : история и современность. Ислам.

2

2

-

4

2

2

13.

Давние верования праукраинцев. Христианство : истоки, эволюция. Особенности христианства в Украине.

6

2

4

4

2

2

14.

Православие, католицизм, протестантизм. Особенности в Украине.

4

2

2

4

2

2

15.

Современные нетрадиционные религии. Социальные институты и общества. Направленность личности.

7

4

3

4

2

2

Зачет

2

2

Итого

81 + 2

54

27

54+2

30

24

 


2. ЗМІСТ РОБОЧОЇ НАВЧАЛЬНОЇ ПРОГРАМИ ДИСЦИПЛІНИ

 

Заняття

Назва розділу, модуля, теми програми.

Тема заняття та короткий зміст

 

Кількість годин

 

Всього

з них

 

аудиторних

самостійних

 

1

2

3

4

5

 

Раздел 1. Человеческое восприятие объективной и субъективной реальности.

18

12

6

 

1.

Тема: Введение. Философия как специфический тип знания.

3

2

1

 

Философия и жизнь. Место философии в самопознании человека. Понятие «философия»: сущность и распространение. Основные источники философии: мифология, религия. Мировоззрение как духовно-практический феномен. Понятие и структура мировоззрения. Принципы формирования мировосприятия: монизм, плюрализм, скептицизм, догматизм, рационализм, сенсуализм. типы мировоззрения. Философия как теоретическая основа мировоззрения. Взаимоотношения «человек-мир» как предмет философского осмысления. проблема человеческого начала. Специфика философского освоения действительности. Основные темы и типы философствования. проблема взаимоотношения бытия и движения. Мир философских размышлений: мышления и бытия, духовного и материального.

Основные функции философии: мировоззренческая, методологическая, прогностическая, критическая, аксиологическая, гуманистическая.

Философия и наука. Философия и системы культуры. Общечеловеческие ценности в философии. Гуманистическая ориентация философии и поиск способов утверждения гуманизма. Проблемы метода в философии. Диалектика как метод.

 

2.

Тема: Мировой философский процесс. украинская философия в контексте мировой культуры.

Философия древнего мира.

3

2

1

 

История философии. Древняя философия. Человек – центральное ядро всех проблем Древней философии. проблема « Восток-Запад» в современной философии и культурологи. Особенности восточного и западного типов философствования. проблема избавления от страданий в философии Древней Индии. Проблема в философии Древнего Китая. Восприятие объективной и субъективной реальности в натурфилософских школах Древней Греции. Проблема познания мира и содержание познавательной деятельности представителями высокой классики античной философии.

 

3.

Тема: Философия Средних веков и эпохи Возрождения.

3

2

1

 

Общая характеристика периода средневековья и общественной жизни. Изменения в мировоззрении во время перехода от античности к европейскому средневековью. Сущность христианства и его роль в формировании средневековой философии, идеи средневековой патристики. Схоластика, мистика как ведущие направления средневековой философии. Политика номинализма и реализма. Учения Августина Аврелия Блаженного о человеке. Концепция времени и исторического процесса. Философские взгляды Фомы Аквинского, его рассуждения о взаимоотношении души и тела, веры и разума, формы и материи. Философская мысль позднего средневековья и ее представители: Р. Бекон, Д. Скот, В. Оккам. Проблема взаимоотношения веры и знания ценностей земной жизни и христианского милосердия. Ведущие направления ренессансного философствования: гуманистический антропологизм, платонизм, натурфилософия. Гуманистический характер философии эпохи Возрождения. Философские научные взгляды М. Кузанского. Скептизм философии Мишеля де Монтеля. Социально-политические взгляды М. Макиавелли. Кордоцентризм Б. паскаля, Д. Бруно. Научные взгляды Н. Коперника. Реформация. Проблема личности в гуманистической философской традиции эпохи Возрождения.

 

4.

Тема: Философия Нового времени.

3

2

1

 

Качественно новое направление философии в эпоху ранних буржуазных революций в Европе. Поиски продуктивного метода познания. Философское обоснование новой картины мира ( Бекон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Локк, Беркли, Юм). Сенсуализм и рационализм как альтернативные методы познавательного процесса.

Механистический характер философии 18в. Новый философский идеал в философии просвещения. Проблема свободы человека и пути ее социального освобождения. Классическая немецкая философия. Моральный смысл ограничения человеческого разума. Основные принципы теории познания и «категоричный императив» И. Канта. Фихте о роли философии в научном познании. Философия человеческого «Я». Шеллинг о тождестве бытия и мышления, материи и движения, объекта и субъекта. Система философии Гегеля. Гегелевская диалектика. Этические и эстетические взгляды Гегеля. Антропологический материализм Фейербаха. Философия Маркса и Энгельса. Материалистическая диалектика.

 

5.

Тема: Философия в XIX - XXвв.

3

2

1

 

Философия 19в. Изменение классической модели миропонимания. Поиски новой метафоры мира ( позитивизм). программа радикального обновления философии – марксизм, позитивизм, философия жизни.

Отказ от субъект – объективного бытия. Зарубежная философия 20в. Философия модерна и постмодерна. Постмодернизм и аналитическая философия. Критика ценностей западной цивилизации. Отказ от проектов тотального переустройства мира. Проблема бессознательного и иррационального (Ницше, Бергсон, Фрейд). Сциентизм и

Антисциентизм. Экзистенциальная философия. Становление философской антропологии.

 

6.

Тема: Философская мысль в Украине.

3

2

1

 

Источники украинской философской культуры. Мифологическое мировоззрение праукраинского этноса. Философия в Киевской Руси. Становление украинского неоплатонизма 14-16вв. Философско-гуманистическая мысль украинского ренессанса. Специфика реформации в Украине. Зарождение профессиональной философии. Братские школы. Острожский культурно-образовательный центр. Киево-Могилянская академия. Г. Сковорода – родоначальник украинской классической философии. Взаимоотношения теории практики. Самопознание. Теория познания. академическая философия 19в., украинский романтизм ( Гоголь, Шевченко, Кулиш, Юркевич). Философия Бердяева, Шестова, Зеньковского. Философские идеи в Украине в конце 19- начале 20в. « Культурное возрождение» 20-х гг. Украинское философское возрождение 60-х гг. П. Кошкин. Позитивизм В. Лесевича, персонализм О. Козлова, религиозная версия экзинстенциолизма О. Гилерова.

 

Раздел 2. Практический способ человеческого бытия.

8

4

4

 

7.

Тема: Философская онтология: проблема бытия. Проблема бытия в философии. Духовное измерение человеческого бытия

(феноменология).

4

2

2

 

Фундаментальное значение проблемы бытия для философии. Понятие онтологии. Категория бытия. Основные измерения бытия. Человек в бытии. Человек и бытие как «микро» и «макромир». Философское содержание концепции возникновения человека. Понятие «человек», «индивид». «индивидуальность», «личность»,

« уникальность» человеческой жизни, сенс жизни человека. Формы жизненного мира человека: природный мир( географическая среда, техника, производство), обозначение «первой» и «второй» природы. Социальный мир: понятие общества и общественной жизни ( социум, этнос, государство). Сущность понятий «деятельность», «понимание», «общение». Историческое общество бытия, духовный мир ( мир, искусство, религия, философия). практические выводы о человеческом разделении реальности на объективную и субъективную. Реальность бытия и небытия. Единство материи, движения, пространства, времени. Человеческая деятельность как особенный способ самодвижения объективной и субъективной реальности. Типы онтологии: реализм(материализм), спиритуализм(идеализм), монизм, дуализм, плюрализм.

Понятие новейшей философской онтологии. Онтологические измерения духа. Сознание человека как диалектическое взаимоотношение объективной и субъективной реальности, как духовный способ ориентации человека в реальности бытия. Проблематика происхождения, развития и сущность сознания. Идеальный статус бытия сознания. Сознание и язык. Структура и функции сознания. Сознание и самосознание. Философская рефлексия. Сознательное, подсознательное, несознательное. Природа и функции несознательного. Формы влияния на несознательное( аутотренинг, медитация, молитва, гипноз). Общественное сознание. Формы общественного сознания: политическая, правовая, моральная, эстетическая, религиозная, философская. Проблемы выбора свободы и ответственности. Роль ценностей в жизни личности и общества.

 

8.

Тема: Развитие человеческого познания и человеческое познание в развитии. содержание и формы философского учения о развитии. Общие признаки и человеческие критерии. Основное содержание познавательной деятельности.

4

2

2

 

Диалектика как учение об универсальных связях, развитии( основные формы диалектики). Диалектика Г. Гегеля и

К. Маркса. Принципы, законы и категории диалектики. Диалектика и ее антиподы – софистика, метафизика. Понятие закона. Диалектика количественных и качественных изменений качество и количество. Мера. Переход в новое качество. Скачки. Противоречие бытия и познания. Единство и борьба противоположностей. Тождество, отличие, противоречие. Основные типы противоположностей. Основные законы диалектики (единство и борьба противоположностей, количественное и качественное изменение, отрицания), их методологическое и мировоззренческое значение. Категории диалектики: единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, форма и содержание, возможность и действительность, части и целое, элемент и система.

Понятие гносеологии. Проблема познания в философии. Понятие познания и его виды. Объект и субъект. Чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое познание. Опосредованное и непосредственное. Логика и интуиция. Познание и творчество. Познание и знание. Проблема истины ( истина объективная и субъективная, абсолютная и относительная, истина – процесс). Критерии истины. Знание и мудрость. Уровни знания: Методология. Способ познавательной деятельности. Взаимоотношения специальных общих методов. Методы и методика. Методы и методология. Современная методология познания. Общие признаки науки. Методология познания как форма организации оптимально эффективной деятельности.

 

Раздел 3. Цель и ценность человеческой жизнедеятельности.

8

4

4

 

9.

Тема: Социальная философия. Человек и исторический процесс. Философия общества. Личность и общество.

4

2

2

 

Понятие «общества» в философских традициях. Основные подходы к пониманию общества. Натуралистические концепции общества. Теория социального действия

( М. Вебер, Т. Парсонс). Теория предметной действительности.( К. Маркс). Типы специальной действительности : активный, традиционный, ценностно-рациональный. Общество как самоорганизационная и саморазвивающаяся система. Природные условия общественной жизни.. географическая среда и ее роль в жизни общества. Исторические типы природопользования. Демографические предпосылки общественного развития. Исторические типы создания населения. Закон Мальтуса. Неомальтузианство и социальная экология. Сущность и структура общественных отношений. Обозначение личности. Характеристика личности как самостоятельной и уникальной существующей. Философия истории о субъекте, движущие силы, условия и предпосылки исторического процесса. человек и история. материальные основы развития общества. Понятие и структура социального производства. Факторы общественного производства. Способ производства материальных благ и его структура. Экономические процессы и проблемы отчуждения человека. Современное экономическое положение Украины. политическая система общества. Общество как система социальных отношений и их технология. типы социальных институтов. Политика как регулятивный механизм функционирования и развития социума. Государство: сущность, происхождение и исторические типы, функция и формы государственного устройства. Гражданское общество. Сущность гражданского движения. Человек как субъект исторического процесса.

 

10.

Тема: Философия культуры и науки. Цель и ценность человеческой жизнедеятельности.

4

2

2

 

Сущность и структура духовной жизни общества. Понятие «культура». Основные признаки культуры. культура и цивилизация. Плюрализм современных культур. Сущность культур, субкультура. Культура как целостное становление человека к миру. Эстетические ценности человека. Гармония высших ценностей – добра, истины, красоты. Проблемы современного национального возрождения и культура современной Украины. Главные тенденции культуры 20в. Специфика науки. Генезис науки. Закономерности развития науки. Новые типы рациональности взаимоотношения науки-религии-философии. Структура науки. Наука как феномен культуры. Современное положение украинской науки, достижения и проблемы. Происхождение и природа техники. Техника как фактор развития современной цивилизации. Эволюция взаимоотношений между наукой и техникой. Концепция технологического детерминизма. Техника и природа. Экотехнология. Философия компьютерной революции. Этические проблемы компьютеризации. Новая информационная среда и проблема человеческих коммуникаций. Герменевтика. проблемы социального проектирования. Смена основополагающих мировоззренческих взглядов функционирования общества. Потоки социальной информации и проблема урегулирования поведенческих характеристик социальных групп.

Аксиология в системе культуры. Человек в системе ценностей. Структура ценностей. Ценность как ядро духовного мира человека. Проблема субъективного выбора. Ценность и цель. Ценность и жизненный смысл. Ценность как регулятор поведения людей: нормотворческая природа человеческих взаимоотношений. Труд как ценность. Базовые ценности человеческого бытия. Высшие духовные ценности. Истина, добро, красота. Понятие о духовном совершенстве. Космическо-природная основа человеческого бытия. Человек, как причина развития биосферы. Идеи В. Вернадского о ноосфере. Глобальные проблемы человечества. Императивы выживания человечества: экологический и моральный. Стратегия человечества в планетарном масштабе. управление развитием человечества. Переход от техногенной к антропогенной цивилизации.

 

Раздел 4. Религиоведение.

20

10

10

 

11.

Тема: Религиоведение как наука. Локальные религии. Мировые религии. Национальные религии.

4

2

2

 

Религиоведение как явление духовной культуры. Возникновение и становление религиоведения как отдельной отрасли знаний. Структура религиоведения: история и теория религии, философия религии, антропология, психология религии. Сущность религии. Интерпретация религии: тотемизм, деизм, пантеизм.

Религия – сложное, духовное создание. Основные элементы религии. Функции религии. География религии. Классификация религии. Причины возникновения и география неорелигии. Религия и мистика в мире сегодня.

Иудаизм - первая монеистическая религия. Исторические формы и особенности догматики, культа. Священные книги иудаизма: Тора, Танах, Талмуд. Иудаизм в Украине. Хасидизм как продукт украинской действительности. Религия Вед. Брахманизм: вероучения и культ. Упанишады. Конфуцианство как социально-философское учение. Синтоизм – японская национальная религия.

 

12.

Тема: Буддизм: история и современность. Ислам.

4

2

2

 

Условия возникновения и развития буддизма. Основы вероучения и культа. Основные направления буддизма. Распространение буддизма. Буддизм в Украине.

Причины возникновения ислама. Основные вероучения, культы и обряды ислама. Шариат: его содержание и принципы. Ислам в Украине: история и современноять.

 

13.

Тема: Давние верования праукраинцев. Христианство : истоки, эволюция. Особенности христианства в Украине.

4

2

2

 

Исторический характер религии. Тотемизм и его корни. Тотемизм и современность. Религиозные мировоззрения киммерийцев, скифов, сарматов. Политеизм наших предков.

Социально-экономические, политические условия формирования христианства. Иисус Христос как символ веры. Основы христианского вероучения. Священная книга – Библия. Раскол христианства. Христианизация Руси-Украины. Особенности Киевского христианства. Христианство как государственная религия. Эпоха Вселенских Соборов.

 

14.

Тема: Православие, католицизм, протестантизм. Особенности в Украине.

4

2

2

 

Православие: истоки, организационная структура и культовые особенности. Регионы распространения.

Католицизм: вероисповедание, культовые и организационные особенности. Ватикан т папство. Восточная политика Ватикана.

Протестантизм: догматизм, культ, обряды раннего протестантизма. Современный протестантизм.

Регионы распространения православия в Украине. Основание Киевской митрополии. Первые Киевские митрополиты. Украинское православие Могилянского времени. Православная церковь Запорожской Сечи. Украинское православие под властью Московской церкви. Православие во времена советского тоталитаризма.

Католицизм в Украине: история и современность. Брестская уния (1596г.) и ее последствия.

Положение и тенденции развития Греко-католической церкви в 17-первой половине 20вв.

 

15.

Тема: Современные нетрадиционные религии. Социальные институты и общества. Направленность личности.

4

2

2

 

Неохристианство( Церковь Богородицы, Церковь Иисуса Христа святых последних дней, мармоны, Новоапостольская церковь, Церковь нового Иерасулима).

Синтетичные религии( Великое Белое братство, Церковь Объединения, Всемирная вера Бахаи).

Религия ориенталистского направления( Товарищество Сознания, Кришны Последователи Саи Бабы, Центры Шри Чанмоя).

Неоязычество ( Родная Вера, Рун вера, Собор Родной Веры).

Характеристика религии как формы мировосприятия исторического процесса. Религия как религиозное мировоззрение. Отношения»человек-мир» в религиозном мировоззрении. Религия как социальный институт. Ее роль в освоении исторического процесса. Религия в системе современных форм осмысления реальности. Религиозная организация. Церковь, секта, деноминация. Конфессионная структура и география религий. Законодательное закрепление свободы совести. Межконфессионные и внутриконфессионные коллизии. религия как форма общественного сознания.

Религиозная действительность, религиозные чувства(религиозные отношения). Международные нетрадиционные религиозные организации и их влияние на молодежь. Мировоззренческое направление религии. Феноменология религии, психология религии.

 

 


 

Формы и методы проведения учебных занятий

Учебно-методическая литература

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

6

7

8

9

Лекция

Л-1,с.4-70;

Написать

Л -3,ч.1,с.21-73;

Творческую работу

Л-7; л-11,с.43-65;

На темы:

Л-18,с.4-7; Л-20,

С.9-31; 36-41;

Проблемы жизни и смерти.

Л-22,с.6-37;

Добра и зла,

Л-24,с.5-29;

Смерти и бессмертия

Л-25,с.6-19;

Л-26,с.5-30;

Л-48,Л-54.

Лекция

Л-3,ч.1,с.80-135;

Выписать значение

Фронтальный

Л-12,с.17-196;

Терминов:

И индивидуальный

Л-17,с.36-96;

Брахманизм, сансара.

Опрос

Л-18,с.7-15;

Нирвана, даосизм.

Л-19.с.13-63;

Конфуцианство,

Л-24,с.30-65;

Натурфилософия

Л-11,с.108-136;180-230.

Субстанция, клирики Подготовить

Сообщение по Древнему Риму.

6

7

8

9

Лекция

Л-3,1, с.80-115;

Выписать термины:

Фронтальный опрос

Л-12,с.17-198;

Схоластика, мистика. патристика,

Индивидуальный опрос,

Л-18,с.7-15;

Номинализм, реализм.

Групповой опрос

Л-17,с.36-96;

Составить сообщения:

Л-24,с.30-634

Р. Бекон, Д. Скотт,

Л-25,с.24-50;

В. Оккам, Н. Кузанский

Л-26.с.31-135;

Л-29; Л-54;

Л-36; Л-64; Л-65.

Лекция

Л-3,ч.1,с.146-191;

Составить таблицу

Тестирование

Л-12,с.345-448;455-546;

«Классическая немецкая философия»

Фронтальный опрос

Л-17,с.100-172;

Выписать основные

Л-18,с.34-38;

Принципы в научном познании

Л-20,с.88-120;

 


 

6

7

8

9

Л-25,с.35-41;

Понятия: «категорический

Л-26,с.64-103;

Императив»,

Л-54.

Антропологический

Л-22,с.63-75;

Материализм

Л-24,с.128-159;

Материалистическая

Диалектика

Составить рефераты

О философах

Этого времени.

Лекция

Л-3,т.1,с.221-367;

Выписать понятия и уметь объяснять:

Индивидуальный опрос

Л-144 Л-31;Л-32;

Позитивизм,

Тестирование

Л-18, с.38-49;

Марксизм, философия жизни,

Л-22,с.87-115;

Философия модерна

Л-24, с.159-218;

И постмодерна,

Л-25,с.128-185;

Экзистенциализм,

Л-26, с.104-165;

Проблема несознательного,

Л-38, 39,41- 44;

Иррационализм,

Л - 48-51;54-57; 59;

Сциентизм,

Л-61,62,67,70.

Антисциентизм,

Философская

Антропология.

Семинар

Л-8,с.25-131;

Выписать источники

Индивидуальный опрос

Л-10,с.138-279;302-384;

Украинской философской культуры

Фронтальный опрос

Л-11,с.315-350;358-384;

Составить рефераты

Групповой опрос

Л-18,с.18-21;30-34;49-57;

О мыслителях в Украине.

Тестирование

Л-19,с.94-151;

Л-20,с.205-244;

6

7

8

9

Л-25,с.77-127;

Л-26,с.166-185;

Л-41,48,58,68,69.

Л-24,с.219-314.

Лекция

Л-1,с.328-340; 156-194;

Написать творческую работу

Фронтальный опрос

Л-3,ч.2;с.288-317;

О соотношении понятий «человек»,

Л-6,с.70-92;123-151;

«индивид», «индивидуальность»,

Л-18,с.57-60; 76-88;

«личность», «уникальность».

Л-20,с.258-275;317—328;

Объяснить понятие сенса жизни.

Л-22,с.126-212;

Выписать термины:

Л-25,с.182-205; 268-271;

Реализм, материализм,

Л-54; Л-56:,57;

Спиритуализм, идеализм,

Л-26,с.201-221; 501-520.

Монизм,

Дуализм,

Плюрализм.

Составить рефераты

О несознательном,

Влиянии аутотренинга, медитации,

Молитвы, гипноза

На несознательное.

Об общественном сознании.

6

7

8

9

Лекция

Л-1, с.430-448; 102-146;194-249;

Составить таблицу

Фронтальный опрос

Л-3,с.95-135; 92-123;

По истории философии, включая

Тестирование

Л-18,с.60-66; 112-118;

Чувственное и рациональное,

Л-25,с.205-247;312-332;

Эмпирическое и теоретическое познание

Л-26,с.222-283; 315-334; 539-555;

Выписать понятия: познание, творчество,

Л-6,с.92-123;

Логика, интуиция,

Л-17,с.227-237;

Истина, ложность,

Л-20,с.292-311;

Дискуссия.

Л-22, с.419-446;

Л-24,с.445-477.

 


 

6

7

8

9

Лекция

Л-3,ч.2, с.219-258;566-576;

Написать рефераты на темы:

Фронтальный опрос

Л-6, с.27-51;151-208;

Сущность и структура общественных отношений,

Индивидуальный опрос

Л-10,с.480-490;

Влияние политики, экономики на общество.

Л-17,с.204-222;

289-305;

Гражданское общество

Л-18,с.66-73;105-112;

Л-22,с.212-230;263-343;

Л-25,с.220-271;351-365;412-424;

Л-26,с.433-476;

Л-2; 40;49;54-56.

6

7

8

9

Лекция

Л-2,с.292-368;

Составить сообщения:

Фронтальный опрос

Л-3,с.522-550; ч.2.с.585-619;

Эстетические ценности человека

Индивидуальный опрос

Л-6,с.208-268;

Главные тенденции культуры 20в.

Тестирование

Л-17,с.299-329;

Генезис науки

Л-18,с.98-100;118-120;

Наука как феномен культуры

Л-22,с.340-356; 541-571;

Современное положение украинской науки

Л-25,с.399-412;435-451;

Техника как фактор развития современной цивилизации

Л-49;56.54;70;

Этические проблемы компьютеризации

Л-19,с.95-105;

Глобальные проблемы человечества

Л-26,с.556-568;

Императивы выживания человечества

 


 

6

7

8

9

Лекция

Л-71,с.5-79;113; 230-259;

Составить сообщения:

Фронтальный опрос

Л-72,с.7-25; 30-514 164-180;

Возникновение религии

Л-74,с.3-18;78-114;

(многовариантность толкования);

Л-75,с.3-36; 145-166.

Ранние формы религии

Национальные религии: сущность, общая характеристика

Религиозная догматика и религиозные представления.

Лекция

Л-71;

Составить рефераты:

Тестирование

Л-72,с.112-125; 215-216;

Основные направления и современное состояние ислама

Фронтальный опрос

Л-74,с.78-79; 109-112;

Ислам в мусульманских республиках

Индивидуальный опрос

Л-75,с.145-166;

Принципы ислама в экономике

Л-76,с.127-144.

Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока.

Семинар

Л-71,с.259-303; 126-144;

Составить сообщения:

Фронтальный опрос

Л-72,с.181-186; 126-144; 188-202;

Возникновение христианства.

Индивидуальный опрос

Л-73

Исторический путь христианства.

Групповой опрос

Л-74,с.115-126; 85-87;

Основы вероучения христианства.

Тестирование

6

7

8

9

Л-75, с.36-50; 127.

Принятие христианства

Киевской Русью.

Лекция

Л-72, с.145-163;216-223;

Составить сообщения:

Фронтальный опрос

Л-74,с.88-98;

Православие: возникновение,

Л-75, с.61-126.

Особенности вероучения, культа.

Католицизм: особенности вероучения,.

Культа и церковной организации

Протестантизм: исторический путь,

Особенности вероучения, культа, организации.

Выписать понятия:

Ватикан, лютеранство,

Кальвинизм,

Англиканство.

Семинар

Л-70,303-356;

Составить таблицы:

Фронтальный опрос

Л-72,с.207-214; 231-256; 261-270;

Теологические, философские,

Индивидуальный опрос

Л-75,с.173-192; 194-220;

Социологические концепции

Групповой опрос

Л-74,с.207-256.

Сущности религии.

Тестировние

Философия религии:

Основные положения.

Гносеологические, социальные,

Психологические корни религии.

Ответить на вопросы:

Как связаны понятия религии и религиозности?

 

6

7

8

9

Укажите на связь между

Искусством и религией,

Политикой и религией,

Экономикой и религией.

Какие православные принципы

Формирования

Рыночной экономики

Вы знаете.

Приведите примеры

Религиозности

В Украине и Крыму.


ЛИСТ ПОГОДЖЕННЯ РОБОЧОЇ НАВЧАЛЬНОЇ ПРОГРАМИ З ІНШИМИ ДИСЦИПЛІНАМИ СПЕЦІАЛЬНОСТІ

Тема дисципліни

Дисциппліна

Розділ, тема

1.

Введение. Философия как специфический тип знания.

История, Человек и общество, Культурология.

Источники философии;

Взаимоотношения «человек-мир»; системы культуры, гуманизм.

2.

Философия Древнего мира.

История, Культурология.

Древний Восток, Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция.

3.

Философия Средних веков и эпохи Возрождения.

История, Культурология.

Ренессанс, Реформация.

4.

Философия Нового времени.

История, Культурология, Основы экономики, Этика и эстетика.

Зарождение капитализма, буржуазные революции, Просвещение, моральный смысл человеческого разума.

5.

Философия в ХІХ –ХХвв.

История, Культурология, Анатомия, Политология, Социология.

Модернизм и постмодернизм, бессознательное, критика ценностей.

6.

Философская мысль в Украине.

История Украины, Культурология.

Источники Украины, братские школы, украинский романтизм, академическая философия, культурное возрождение.

7.

Социальная философия. Человек и исторический процесс. Философия общества. Личность и общество.

История, Социология, Основы экономики, Правоведение, Культурология.

Экономические процессы и проблемы отчуждения человека. Политика как регулятивный механизм. Государство. Гражданское общество Феномен культуры. Аксиология в системе культуры.

8.

Религиоведение.

История, Культурология, Социология.

Мировые и национальные религии. Особенности христианства в Украине. Католицизм, протестантизм. Социальные институты и общества.

ІНДИВІДУАЛЬНІ ЗАВДАННЯ СТУДЕНТАМ

Тема дисципліни

Види завдання

Календарні строки і форма контролю

1.

Философия как специфический тип знания.

Творческая работа

Февраль

Обсуждение

2.

Философия Древнего мира.

Работа с философским словарем

Февраль

Проверка тетрадей

3.

Философия Средних веков и эпохи Возрождения.

Составление сообщений

Февраль

Доклады

4.

Философия Нового времени

Работа с философским словарем

Февраль

Проверка тетрадей

5.

Философия в ХІХ – ХХвв.

Составление рефератов

Февраль-Март

Доклады

6.

Философская мысль в Украине

Работа с источниками

Март

Проверка тетрадей

7.

Философская онтология: проблема бытия.

Творческая работа.

Март

Обсуждение

8.

Развитие человеческого познания. Познавательная деятельность.

Составление сообщений

Апрель

Обсуждение

9.

Социальная философия. Философия общества. Личность и общество.

Составление рефератов

Апрель

Доклады, обсуждение

10.

Религиоведение. Мировые религии. Национальные религии.

Работа со словарем, составление рефератов

Апрель

Проверка тетрадей

Доклады

11.

Христианство. Особенности христианства в Украине. Православие, католицизм, протестантизм.

Составление сообщений, рефератов

Май

Презентация

12.

Современные нетрадиционные религии.

Работа со словарем, творческая работа

Май

Проверка тетрадей


ЗВЕДЕНІ ДАНІ

Курс, группа

14

Всього годин

Семестр

2

Всього годин на дисципліну

54

В тому числі аудиторних

30

Із них лекції

24

Семінарські

6

Самостійна робота

24

Консультації

2

Індивідуальні завдання

12

Форми підсумкового контролю

Залік

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :

Основная

Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник.-М.: Проспект, 1996. Андрущенко В. П., Михальченко М. И. Современная социальная философия.-К.: генеза, 1996. Фролов И. Т.и др. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений: в 2-хч. – М.: Политиздат, 1989. Бойченко И. В. Философия истории.-К.: Знания, 2000. Гордиенко А. Т. история философии Украины: Хрестоматия.-К.: Лыбидь, 1993. Горак Г. И. Философия.-К.: Вилбор, 1997. Горлач М. И. Философия: Учебник. – Харьков: Консул, 2000. Горский В. С. история украинской философии: курс лекций. –К.: Наукова думка, 1986. Жаров Л. В. Совроеменная философия: Словарь и хрестоматия.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. Тарасенко Н. Ф., Русин М. Ю. Історія філософії України: Підручник.-К.:Либідь, 1994. Гурина М. Философия: Учебное пособие.-М.: Республика, 1998. Богута Й. История философии в кратком изложении: перев. с чеш.-М.: Мысль, 1995. Мотрошилова Н. В., Руткевич А. М. История философии. Запад-Россия-Восток.-М.: Греко-латинский кабинет, 1998. Гуревич П. С., Столяров В. И. Мир философии: в 2-х т.-М.:Политиздат, 1991. Никонова К. М. Семинарские занятия по философии.-М.: Высшая школа, 1991. Огородник І. В. Історія філософської думки в Україні.-К.:Вища школа:Знання, 1996. Радугин А. А. Философия.-М.:Центр, 1996. Старовойт І. С., Сілаєва Т. О. філософія: Навчальний посібник.- Тернопіль: Астон, 1996. Струк Й. Філософія: Курс лекцій.-К.: Інтас, 1995. Причепій Є. М. Філософія: Посібник.-К.: Академія, 2001. Петрушенко. Філософія: Навчальний посібник. –К.: Каравела.-Львів: Новвий світ.-2000, 2001. Кохановський В. П. Философия: Учебник для вісших учебніх заведений.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. Тараменко М. Ф. Історія філософськоїУКраїни.-К.: Либідь, 1994. Бичко І. В.та ін. Філософія: Курс лекцій.-К.: Либідь, 1993. Заїченко Г. А. та ін. Філософія: Підручник для вузів.-К.: Вища школа, 1995. Надольний І. Ф. та ін. Філософія: навчальний посібник.-К.: вікар, 1997.

Дополнительная

27. Парнюк М. А. , Даниленко В. И. Онтология мировой философии: Сборник философских текстов.-К., 1992.-Т.1;3

Парнюк М. А. , Даниленко В. И. Онтология мировой философии: Сборник философских текстов.-К., 1992.-Т.1;3

28. Асмус В. Ф. Античная философия.-М.: Высшая школа, 1976.

29. Аристотель. Метафизика: соч. в 4-х т.-М.: Мысль, 1976.

30.Якушев А. В. Философия: Конспект лекций.-М.: ПРИОР, 2000.

31.Бердяев Н. А. Судьба России.-М.: Политиздат, 1990.

32. Митрохин Л. Н., Ойзерман Т. И., Шершенко Л. Н. Буржуазная философия ХХ века.-М.: Политиздат, 1974.

33.Булапсов М. А. Философия: Учебное пособие для студентов вузов.-К.: Фита, 1994.

34.Вілков В. Ю. Людина і світ.-К.: Кондор, 2001.

35.Гусєв В. І. Історія західноєвропейської філософії ХV-XVII ст.: Курс лекцій.-К.: Либідь, 1994.

36. Драгоманов М. П. Чудацькі думки про українську національну справу // Вибране.-К.: Либідь, 1991.

37. Заїченко. Філософія.-К.: Вища школа, 1995.

38.Зеньковський В. В. История русской философии: в 2-хт.-Л.: МП «ЕГО», 1991.

39. Золопушина-Аболина Е. В. Страна философии.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

40.Камю А. Бунтующий человек.-М.: Республика, 1990.

41.Конинський Г. Загальна філософія поділена на чотирі відділи. Відділ «Моральна філософія або етика» // Філософські твори: у 2-х т.,-Т.1.-К.: Наукова думка, 1990.

42.Кьеркегор С. Страх и трепет.-М. : Республика, 1993.

43.Лосский Н. История русской философии.-М.: Советский писатель, 1991.

44.Ніцше Ф. Так казав Заратустра.-К.: Основи, Дніпро, 1993.

45.Платон. Государство:соч. в 3-х т. – Т.3.- М.: Мысль, 1971.

46.Поздняков З. А. Философия государства и права.-М., 1995.

47. Римские стоики: Сенека, Епиктит, Марк Аврелий.-М.: Республика, 1995.

48.Рязанов В. В. религия. Философия. Культура. – М. : Республика, 1992.

49.Сорокин П. Человек, Цивилизация. Общество.-М.: Политиздат, 1992.

50. Сартр Ж. Нудота. Мур.-К., 1993.

51.Современная западная философия: Словарь.-М.: Политиздат, 1991.

52.Таранов П. С. 120 философовю анатомия мудрости: в 2-х т.-Симферополь: Реноме,1997.

53.Цикалов Л. В. Нариси з філософії Григорія сковороди.-Харків: Основа, 1993.

54. философский энциклопедический словарь: 2-е изд.-М.: Сов. Энциклопедия, 1989.

55.Фрейд З. Психология бессознательного.- М.: Просвещение, 1990.

56. Фромм Э. Душа человека.- М.: Республика, 1992.

57. Хайдеггер М. Время и бытие.- М.: Республика, 1993.

58.Шевченко Т. Г. Твори: в 5-ти т., - Т.1-5.-К., 1978-1979.

59.Шестов Л. Апофеоз беспочвенности.- Л.: Лен. ун-т, 1991.

60. Шинкарук В. І. Філософский словник.-К.: Головна редакція української радянської енциклопедії, 1986.ї

61.Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости.- М.: Интербурк, 1990.

62. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность.- М.: Республика, 1992.

63.Щипанов И. В. Краткий очерк истории философии.- М.: Мысль, 1975.

64.Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии.- М.: Высшая школа, 1981.

65.Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: высшая школа, 1991.

66. Чижевский Д. Нариси з історії філософії на Україні.-К.: Орій, 1992.

67. Читанка з історії філософії ХХ ст.: у 6-ті кн.-Кн.6.-К.: Довіра, 1993.

68.Юркевич П. Философские произведения.-М. : Правда, 1990.

69.Яворницький Д. Історія запорізьких козаків: в 3-х т., - Т.1-3.-Н.: Наукова думка, 1990.

70. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.

71.Бублик С. А. Релігієзнавство: Навч. посібник.-К.: Юрінком, Інтер, 1998.

72. Головащенко С. Біблієзнавство: Вступний курс.-К.: Либідь, 2001.

73. Еришев А. А. Религиоведение: Учебное пособие.- К., 1999.

74. Калінін Ю. А. Релігієзнавство.-К.: Наукова думка, 1995.

75. Рибачук М. Ф. Релігієзнавство: Навч. посібник.-К.: Освіта, 1997.