Задания к семинарскому занятию № 4 : « Культура XIXВ.»

Задания к семинарскому занятию № 4 : « Культура XIXВ.»

Западная культура XIXВ.

1.  Объясните значение терминов :

Импрессионизм, экспрессионизм, символизм, пленэр;

Ария, бельканто, ревю, амплуа, водевиль.

2.  Подготовьте компьютерную презентацию из нескольких слайдов на тему « Французские импрессионисты».

3. Прочитайте описания картин, укажите их названия и авторов:

- « Четыре танцовщицы в картине образуют единое целое, своей пластикой передавая идею гармоничного, слаженного движения. Зрителя завораживает сияние голубого цвета – то насыщенного синими оттенками, то переходящего в изумрудные. Светятся и переливаются газовые юбки, сверкают на корсажах и в волосах балерин зеленые, голубые и красные ленты, легко касаются пола ножки в розовых балетных туфлях…»;

- « Париж знаменитых июльских дней 1830 года. Воздух, пропитанный сизым дымом и пылью. Прекрасный и величавый город, исчезающий в пороховом мареве. Вдалеке едва заметно, но гордо высятся башни собора Парижской Богоматери. По развалинам баррикад упрямо и решительно движутся повстанцы, их воодушевляет воля к победе, к свободе. Эта вдохновляющая сила воплощена в образе прекрасной молодой женщины, увлекающей повстанцев за собой…».

4. Подпишите репродукции, укажите имена авторов:

- « Руанский собор», «Бульвар капуцинок в Париже»

- « Бар в Фоли-Бержер», «Флейтист»

-« Мыслитель», «Вечная весна»

- « Девушки в черном», «У моря»

- « Свобода на баррикадах»

- « Автопортрет с трубкой», «Подсолнухи»

- « Бульвар Монмартр в Париже»

- « Смерть Сократа»

- « Пьеро и Арлекин»

- « Невольничий корабль»

5. По фактам биографии установите имена художников:

- Он был голландцем по происхождению, служил антикваром, потом миссионером среди шахтеров в бельгийской провинции. Там он стал художником. Пишет размашистым мазком, его палитра отличается смелостью и мощностью. Пейзаж, человек, интерьер, стебли подсолнуха, какой-нибудь стул - все это становится темой его искусства. При жизни ему удалось продать только одну картину – «Красные виноградники в Арле»;

- « По названию картины этого французского художника – «Впечатление. Восходящее солнце» - было названо целое художественное направление. Краски и формы в его картинах будто вибрируют, почти растворяются. Писал в основном пейзажи, в которых стремился передать неуловимые изменения окружающего мира. Является автором картин «Руанский собор на закате», «Стог сена в Живерни».

6. Назовите музыкальные сочинения этих авторов :

Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Рихард Вагнер, Карл Вебер, Людвиг ванн Бетховен.

7. Сформулируйте отличительные особенности импрессионизма.

8. Подготовьте сообщения и рефераты об оперетте, отвечая на вопросы:

Что такое оперетта? Когда и где появилась? Кого называют «отцом оперетты»? Чем оперетта отличается от водевиля? Назовите композиторов, сочинявших музыку для оперетт. Кто из знаменитых композиторов именовался «королем вальса»? перечислите амплуа опереточных персонажей. Назовите известного венгерского композитора и его оперетты.

Русская культура XIXВ.

1.  Подпишите репродукции, укажите имена авторов:

- «Евграф Давыдов», «Портрет Пушкина»;

- «Кружевница»;

- «Светлана»;

-« Девушка в клетчатом платке»;

- «Явление Христа народу»;

- «Неизвестная», «Портрет Л. Толстого»;

- « Сватовство майора»;

- «Тройка», «Приезд гувернантки в купеческий дом»;

- «Грачи прилетели»;

- «Золотая рожь»;

- «Над вечным покоем».

2. Подготовьте компьютерную презентацию на тему : « Художники-передвижники», «Театральное искусство России».

3. Что связывало этих музыкантов: М. Мусоргский, М. Глинка, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков?

4. Назовите стихи русских поэтов, ставшие романсами.

5. Назовите оперные произведения на темы отечественной истории.

6. По фактам биографии, определите, о ком идет речь:

- Меценат, создатель прославленной галереи в Лаврушинском переулке;

- Им написан один из прижизненных портретов Пушкина. Художник окончил Академию художеств, но продолжал оставаться крепостным, и не смел сесть в присутствии своего господина; его крепостная неволя длилась почти полвека;

- Русский писатель, совершивший кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»;

- Химик по образованию, ставший автором известной оперы на сюжет «Слова о полку…»

7. Портретист пишет портреты, пейзажист – пейзажи, что изображает анимист? маринист? баталист?

8. Узнайте произведение живописи по описанию:

- «В центре картины - фигура человека с воздетыми руками. Он указывает на приближающегося к толпе незнакомца. Раб с веревкой на шее вскинул голову – его страдальческое лицо озарилось улыбкой. Для него появление человека, о котором возвещает пророк, означает надежду»;

- « Подобно видению, она возникает в морозной дымке и быстро проносится на глазах изумленных и очарованных петербуржцев, лишь на мгновение остановив на них свой высокомерный взгляд. На ней темно-синяя бархатная шубка, отороченная серебристым мехом и украшенная атласными лентами. Элегантную прическу почти скрывает изящная шляпка с белым страусиным пером. Одна рука в пушистой муфте, другая, с поблескивающим золотым браслетом, затянута в темную лайковую перчатку».

Литература.

1.  Алексеева Т. Художники школы Венецианова - М., 1992

2.  Алпатов М. Этюды по истории искусства.- М., 1988.

3.  Афанасьев М. Западные концепции художественного творчества.- М., 1990.

4.  Боханов А. Коллекционеры и меценаты в России.- М., 1989.

5.  Дмитриева Н. Краткая история искусств.- М., 1999.

6.  Ильина Т. История искусств. Западноевропейское искусство.- М., 1993.

7.  Попова О. Русские художественные промыслы.- М., 1994.

8.  Рогинская Ф. Товарищество передвижных выставок.- М., 1989.

9.  Современный словарь-справочник по искусству. – М. : Олимп, 1999.

10.  Соловцов А. Книга о русской опере.- М., 1980.

11.  Чернокозов А. История мировой культуры.- Ростов/на-Д, 1997.

Тесты.

Вариант 1.

1.  Художники пушкинской поры русской культуры :

А) И. Крамской;

Б) В. Тропинин;

В) В Суриков;

Г) В Перов.

2. Создатель хрестоматийного пушкинского портрета, о котором поэт сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу…»:

А) П. Соколов;

Б) П. Федотов;

В) О. Кипренский;

Г) И. Крамской.

3. Художник-портретист, возглавивший бунт художников в Академии художеств, один из основателей Товарищества передвижных выставок :

А) И. Крамской;

Б) К. Брюллов;

В) А. Саврасов;

Г) А. Рябушкин..

4. Русский композитор, окончивший Морской корпус, плававший на клипере «Алмаз». С его творчеством пышно расцвела в русской музыке сказка:

А) П. Чайковский;

Б) М. Мусоргский;

В) И. Римский – Корсаков;

Г) А. Бородин.

5. Архитектор, автор проекта храма Христа Спасителя в Москве:

А) О. Бове;

Б) Ф. Шехтель;

В) М. Казаков;

Г) К. Тон.

Вариант 2.

1. Автор портрета В. Жуковского, за деньги от продажи которого, был выкуплен из крепостной неволи Т. Шевченко:

А) К. Брюллов;

Б) О. Кипренский;

В) А. Венецианов;

Г) А. Иванов.

2. Выдающийся русский поэт, подаривший Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя»:

А) Г. Державин;

Б) В. Тредиаковский;

В) Д. Давыдов;

Г) В Жуковский.

3. Русский поэт, посвятивший картине К Брюллова строки:

Привез ты мирные трофеи

С собой в отеческую сень,

И стал «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день.:

А) Д. Веневитинов;

Б) А Пушкин;

В) Е Баратынский;

Г) В. Кюхельбекер.

4. Гениальный архитектор-самоучка, воздвигший колонну на площади перед Зимним Дворцом в санкт-Пеьербурге:

А) К. Росси;

Б) Д. Кваренги;

В) А. Воронихин;

Г) О. Монферран.

5. Центры лаковой миниатюры в России:

А) Жостово;

Б) Федоскино;

В) Гжель;

Г) Скопин.

Правильные ответы :

1.б 1.а

2. в 2.г

3.а 3. в

4. в 4. г

5. г 5. б